И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 165

Художественные проиведения | Поденка

... . Уже вылѣзъ, от[mmm] Антонъ, прыгалъ на одной ногѣ, надѣвая штаны, отжималъ волосы, прыгалъ на ногѣ, выливая изъ уха воду. Васинъ лежалъ пода солнцемъ. Антонъ надѣлъ рубаху, по которой сейча<съ> же проступили темныя пятна. Долго разсчесывалъ мѣднымъ гребешкомъ свои чорныя волосы, похожія теперь на мокрую швабру ... … плотикъ–то… Уже совсѣмъ пали сумерки, чуть зоѣве закатѣ краснѣло и переходило въ зелень бйловатую. Падали и плыли одинокія позднія пушинки под<е>нокъ. Сѣроватое тянулось по темной водѣ, сѣроватое лежало по берегу, какъ холстъ и с темный плотикъ былъ точно накрытъ рядкомъ. – Снѣгъ выпалъ! &ndash ...


Художественные проиведения | По приходу

... его поддерживаетъ псаломщикъ. Просвирня цапается за поручни, а горничная шуба тяжелая, а горничная уже вбѣжала на площадку ждетъ отворитъ дверь<.> Пахнетъ жаренымъ, и просвирнѣ точетъ пода[tttt] ложечкой. Въ залѣ карточный столъ, лежатъ деньги, свѣчи. Гости стоятъ у стѣнокъ, горитъ елка. Всѣ чувствуютъ, что помѣшали, разстроили. Страшно неловко ...


Художественные проиведения | На большой дороге

... <.>[843] Поговрили объ урожаѣ: довелось бы только убрать. — Сберешь! все[845] крикнулъ мужикъ приказчику. — Накладешь — вилой не достать! — Пода<й>[846] тебѣ Богъ тоже — въ рогожѣ… — сказалъ тяжело Чугунъ и тяжело поглядѣлъ. — Ты мнѣ  Бога не суй, самъ ношу ... ; ми…ми…ми…» зачеркнуто. [155] «Звалъ на помощь» зачеркнуто. [156] В слове «сошлись» «с» исправлено на «под». [157] «такое» зачеркнуто, вставлено и зачеркнуто «горе». Вставлено «забота–горе». [158] «парни ...


Художественные проиведения | Музыкальное утро

... :  – Башка  разабьешь!  Они разомъ  выкинули изъ  глотокъ:  Он-на  мнѣ  прря-нникъ… пода-ри-ла,      Спеченъ, какъ видно,  на медѣ-э!...  Старикъ покрутилъ  головой  и погналъ осла.  Ему  ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... Лаврухинъ[256] къ смотру. Сушкинъ[265]: — Прощайте, Лаврухинъ… счастливо… И тутъ оба[269]. И слышалъ, какъ бѣгло заскрипѣлъ снѣжокъ под ногами. — Господинъ поручикъ! — услыхалъ Сушкинъ.[270] Сушкинъ[276] шею. Лаврухинъ поправлялъ папаху. — Что, Лаврухинъ? — ... и прописалъ микстуру, по ложкѣ черезъ полчаса. Ночью опять пошла кровь и залила всю рубаху. Никого возлѣ не было. Мучила жажда, и не было, кто бы пода<лъ> воды. Иванъ лежалъ неподвижно, въ бреду, видѣлъ опять воза съ сѣномъ и звалх Дашу. И не слыхалъ, какъ ровно въ пять часовъ, когда закуковала кукушка, ... трупъ въ прозекторскую — для вскрытія. // л. 24. Эта Тереза, пышная девка–вишня, в серых, по локоть перчатках, в синем колпачке–шляпке, подтянутая под грудь лаковым ремешком по зеленой куртке, приостановила пегую кобылу и бойко оглянула Ивана. Оглянул и ее Иван: ʺв белых воротничках, ишь ты!ʺ Оглянулся: уже и девка! Поглядел ... озимю: да, порядок! У речушки, с мельничкой и белыми голубями на столбушке, немец остановил лошадь. На голубой вывеске был намалеван заяц с колбаской в зубах и пузатый бочонок, а под ним крỳжки в пене[855] // л. 25. ЧУЖАЯ КРОВЬ[856] /разсказъ/   I   Гвардейскій солдатъ Иванъ Грачовъ, раненый  ... заглавную. [188] «именно и думалъ теперь» зачеркнуто, вставлено «<нрзб.>». [189] В слове «подпоручикъ» «под» зачеркнуто. [190] «теперь просто — командуюшій» зачеркнуто. [191] «нервный,» зачеркнуто. [192] « ... 296] «какой пи–пи» зачеркнуто. [297] «съ болѣзнееной тоскливымъ чувствоомъ» зачеркнуто. [298] Сверху вставлено «под желѣзнымъ навѣсомъ». [299]Сверху по середине старницы вставлена глосса «Посл.<ѣдній> дѣнь». «эта» зачеркнуто. [300 ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Мистификация

Фонд № 387                                              Шмелев И. С Шмелев                                Иван Сергеевич Картон № 3 Ед. хран. № 9 «Мистификация» — шутка в одном действии 1908 Машинопись с авторской правкой. 43 лл. Название и адрес на обложке рукой И.С.Шмелева. На обложке — цензурное разрешение и печати.   Помят, надорван лист обложки. Общее количество листов 43 // карт. Машинопись с авторской правкой. 43 лл. // карт. 1й экземпляръ. Мистификацiя.                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Авторъ                                            Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ   Владимiръ Губ., Царицынская ул. д. Стариковой. // титульный лист   М И С Т И Ф И К А Ц I Я .                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Д Е Й С Т В У Ю Щ I Я  Л И Ц А .   КОСТОЧКИНЪ, Василiй Ивановичъ, секретарь земской управы, лѣтъ за 30. РУБИНИНЪ, Владимiръ Александровичъ, молодой беллетристъ съ именемъ, ...


Художественные проиведения | Толцыте и отверзется

... ; [16] «а» изменено на: «и» [17] далее от руки вставлена запятая [18] «лекарствомъ» изменено на: «лѣкарствомъ» [19] под абзацем проведена черта, на левых полях поставлен знак «х» [20] далее вместо запятой вставлено: «и» [21] «счастье» ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Вахмистр

ВАХМИСТРЪ.   Я люблю яркiе сентябрьскiе дни, холодное ясное небо, тонкiя паутинки, которыя незамѣтно цѣпляютъ за платье, щекочутъ лицо и, покачиваясь, уплываютъ куда-то.  Я люблю золотые листья, съ легкимъ шепотомъ падающiе на землю безъ вѣтра. Они осыпаютъ аллеи бульваровъ, желтыми точкамипокрываютъ еще зеленый газонъ.  Я люблю неслышно надвигающуюся осень.   Часто сижу я на бульварной скамейкѣ, растираю подошвой влажный, хрустящiй песокъ и смотрю.  Пестрыя группы дѣтишекъ возятся въ кучахъ песку, звенятъ и щебечутъ подъ солнцемъ. Они, эти быстрыя ножки и веселыя рожицы, готовятся жить.  А кругомъ сыплются золотые листья, шуршитъ едва внятно ихъ говоръ, а изъ-за кудрявыхъ шапокъ протягиваются черные обнаженные сучья.  Часто въ послѣднее время встрѣчаю я высокаго, браваго старика. Онъ со скучающимъ видомъ прохаживается по аллеямъ бульвара, останавливается возлѣ дѣтей и покручиваетъ стриженый усъ. Маленькiя фигурки шныряютъ вокругъ, стучатъ обручами, бросаютъ пескомъ; мячи подкатываются къ самымъ ногамъ старика; пестрые человѣчки ползаютъ около, подозрительно поглядывая на высокую, хмурую фигуру. Посмотрѣвъ и покручивая усы, старикъ направляется въ мою сторону, какъ разъ противъ круга, присаживается и набиваетъ черную трубку.  Сегодня онъ поклонился мнѣ, - должно быть, призналъ.  - Съ добрымъ утромъ, сударь… Ишь, сентябрь-то какой выдался… Имъ-то одно удовольствiе, - кивнулъ онъ головой въ сторону пестрой кучки. -Растутъ на свѣту-то…  - Вы, должно быть, недавно въ этихъ краяхъ… Что-то я не видалъ васъ раньше…  - Здѣсь-то недавно… на бульварчикѣ-то… А въ городѣ я годовъ двадцать проживаю… Да какое тамъ двадцать… больше, съ восемьдесятъ второго… На сверхсрочной службѣ я былъ, въ жандармскомъ дивизiонѣ…  - Вотъ какъ… а-а-а…  - Да-съ& ...


Художественные проиведения | Пластика

... дамы жены непремѣ<н>ныхъ членовъ, Марья Ивановна тащила своихъ дочерей и кричала что–то мужу. Пожимали плечами, тразводили[ppp] помощникомъ под инспектора, / она жила съ нимъ, И всѣ слышали какъ она говорила: – Это плохія шутки… Насъ привели я не знаю куда… &ndash ...


Художественные проиведения | Он с нами

... ;далъ онъ», сверху надписано: «ему одному только <нрзб>» [184] далее вставлено: «заложенн» [185] под «въ» написано: «къ» [186] «молодой женщинѣ» сначала «женщинѣ» зачеркнуто и исправлено на «молодухѣ» ...


Художественные проиведения | Липа и пальма

... . Иней былъ… Глянь, трава-то… - 41 - – Пилой ее, што ли, сначала? а, дядя Семенъ? – Знамо, пилой. Съ боковъ пилой, а тамъ под…(?)… Подошла рабочiе. Большая блестящая пила съ …(?) съ звономъ покачивалась на плечѣ. – Покуримъ, што ль!.. Зарокоталъ блокъ двери, и въ поддевкѣ внакидку ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

ИВАНЪ КУЗЬМИЧЪ. _____   I.   Иванъ Кузьмичъ Громовъ былъ хорошо извѣстенъ “городу”. “Кряжъ”, - говорили о немъ въ торговомсъ мiрѣ, - “по старинкѣживетъ”. Да, Иванъ Кузьмичъ былъ, что называется, стараго закала. Новый ходъ коммерцiи, шикарные магазины и зеркальныя окна были ему не по нутру.  - Имъ бы пыли напустить, - вотъ-те и коммерцiя вся… Окна въ двѣ сажени вывелъ, молодцовъ въ штиблетки обулъ, а посмотри-ка ему въ карманъ… На шинахъ катаютъ, по заграницамъ швыряются, всякой голой шельмѣ сережки на честномъ народѣ подаютъ… Купцы-ы!...  Торговалъ Иванъ Кузьмичъ близъ вокзала, въ громадномъ лабазѣ. Лабазъ былъ заваленъ мѣшками съ мукой, кулями овса и соли; онъ имѣлъ унылый видъ сарая и не топился зимой. Молодцы днями играли въ шашки, а Иванъ Кузьмичъ сидѣлъ въ стеклянной конторкѣ, при лампочкѣ, и щелкалъ на счетахъ. Дѣло падало, старыя фирмы вымирали, всемогущiй кредитъ шелъ и сметалъ купеческiя традицiи; рѣже и рѣже подъѣзжали къ лабазу подводы, рѣже заѣзжали  иногороднiе. Пора бы совсѣмъ прикрыть лавку и жить на капиталъ, но старикъ такъ свыкся съ лабазомъ,  въ домѣ была такая гулкая пустота, что страшно было порвать привычную нить.  Мимо бѣжала кипучая жизнь, вертѣлась пестрыми лоскутами, и годъ отъ году угрюмѣй глядѣлъ онъ на эти пестрые клочья.  - По заграничному норовятъ… ну-ну…   Заграничное - это было безличное что-то и сумбурное, не имѣющее ни прочныхъ устоевъ, ни правды, ни благолѣпiя. Другое дѣло “мы”, Русь…  Она, какою онъ ее зналъ, съ ея несчетными миллiонами народу и царемъ, съ необъятнымъ просторомъ, полей и, лѣсовъ, съ красавицей Волгой, по которой онъ еще парнишкой гонялъ мокшаны и барки, - она была въ его глазахъ несокрушимымъ гигантомъ, который - придетъ время - всѣмъ покажетъ себя, ...


Художественные проиведения | Под небом

... ;       —        2лл. На л. 2 — отрывки рассказа ʺПод небомʺ.     Помят верхний край лл. Общее количество  листов 2 // карт.   3 іюня 1909 года. I Когда появился въ Кривомъ тупикѣ Иванъ ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... ;               Иван Сергеевич Ед. хран. № 17 [ʺЧеловек из ресторанаʺ] ʺПод музыкуʺ — повесть. 1910 Машинопись с авторской правкой   80 лл. без конца. Пагинация авторская.        ... угорѣлый. И потерять боюсь. Побѣжалъ въ ватеръ, переложилъ изъ сапога  въ карманъ, потомъ вспомнилъ, что фракъ оставляю въ офицiантской, какъ бы не забыть, засунулъ под мышку  на голое тѣло, и оттуда вынулъ, спрятать не знаю какъ, чтобы не потерять. Крутился я съ ними, страсть… И боязно, что схватятся, и жалко ...


Художественные проиведения | Патока

ПАТОКА.   I.   Бѣлкинъ заканчивалъ служебную поѣздку.  Время было къ награднымъ, и предоставлялся  удобный случай еще разъ напомнить о себѣ. Третiй годъ все обѣщаютъ переводъ въ губернскiй  городъ, гдѣ всякихъ прибавочныхъ рублей на пятьсотъ больше, а не даютъ! Чортъ знаетъ! Надо же, наконецъ, создать мало-мальски приличное  положенiе и выбраться изъ глухой дыры!  Погода стояла отвратительная, оттепели и дожди изгрызли дороги, но Бѣлкинъ не смотрѣлъ  на погоду. Онъ пересѣкъ уѣздъ по всѣмъ направленiямъ,  побывалъ  на фабрикахъ, отыскалъ массу нарушенiй, составилъ по селамъ  съ дюжину протоколовъ, захватилъ  въ Разгуляйкѣ телятника безъ документа и, совершенно разбитый дорогами, ночевками, сухомяткой и тоской по дому, приближался  къ послѣднему намѣченному  пункту - къ затерянному  въ поляхъ паточному заводу.  Объ этомъ заводѣ имѣлся доносъ:  “…А особливо поимѣйте трахмальный заводъ, а то что жъ такое отношенiе, и намъ обидно. Проявитѣ служебное усмотрѣнiе”… Только стало брезжить, товаро-пассажирскiй поѣздъ  высадилъ Бѣлкина  на глухой станцiи. Во всемъ вокзалѣ только и была живая душа - заспанный сторожъ, который  тушилъ лампы. Стало извѣстно, что здѣсь и буфетишки-то нѣтъ, а не то  что лошадей, и что до завода верстъ семь. Итти пѣшкомъ, да еще съ  перегруженнымъ портфелемъ, было неудобно.  - Слава одна, что станцiя. Съ паткой вотъ ежели  подъѣдутъ… Ффу!..  Погасла  послѣдняя лампа, и теперь холодный голубой  разсвѣтъ глядѣлъ въ мутныя  стекла. Со стѣны отъ окна веселый  толстякъ протягивалъ  дымящуюся чашку. Но и здѣсь  увидалъ только пустоту.  Черезъ дорогу  глядѣлъ  на него ...


Художественные проиведения | Стена

... начало мая, разсчитывали, очевидно, и на морозы. Кой-кто несъ  котелокъ и чугунокъ  на головахъ и красныя артельныя  чашки под-мышками. И придавая  видъ домовидости, въ хвостѣ толпы плелась  баба въ красномъ платкѣ, тоже  съ мѣшкомъ у бока ...


Художественные проиведения | Пугливая тишина

... ;свѣжей плескавшейся воды,  все было хорошо и радостно.   Радостно и свѣжо, что захотѣлось, выскочить под небо, къ колодцу, качн  ть раза два. но сильно, и не бросить себя въ свѣжую, воду, плескаться и стряхнуться ...  проворно, схватила ведерко, плеснув   себѣ (неразб.)//8   И уже укрѣпился на двухъ кирпичахъ, под жолобом, расставивъ мирно  ноги, чтобы не забрызгаться. Она поспѣшно качнула, стараясь не глядѣть, на него ...


Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... ; Сладкое… — и въ голосѣ пробѣжала пѣвучая нотка — а–а… Посмот Не смотрѣла въ глаза — видѣла, что сѣрые они, пытаютъ изъ под до лба, приняла стаканчикъ и отпила. — Да, сладкое… Благодарю васъ… больше нехочу… — Эхъ, вы! На квасахъ живете… Ну, да я легкой по лѣстницѣ ...


Публицистика | Убийство

... ;прокатили (особь) в  экспрессах,  с солидными «путевыми», (с  почетными  кортежами,)  под трубные  звуки  оркестров и шелест  революционных  знамен,  с букетами  роз ... minus; из-за угла,  ни в чем   неповинных  мужиков, которых  они  подводили под экзекуцию,  бунтуя  по деревням и фабрикам, каторжными годами, )  чахотками,  нажитыми  подпольной ...   и биргалках международных готовивших  верные планы, по которым  Россия должна  отныне,  под их водительством,  править пути свои.   На  этих поездах и кораблях,  вдруг задвигавшихся   ... nbsp; правда...  что-то не совсем ладное…  Утро  встретило нас зимой,  пышной зимой под сибирским небом,  белесым, туманным. Метель затихла,  снег таял,  валился  с лапистых лиственниц.  ... ;превращение всех  в покорное стадо,  в стадо  людей  без прошлого и без будущего,  под единственным  знаком − человека № n+1,  − превращение  во что бы то  ни стало,   ... ; из лесных дебрей,  снегов,  песков  и степей собравший великое  государство,  под защитой которого  процвели,  сохранились  и окрепли народы,  теперь частью сметенные,  частью ... ; со стороны социалистов-партийников,  в страшные  для армии  дни рывших  подкопы  под нарождающуюся  власть России,  закончившиеся  выдачей на смерть  другой гордости и отваги   ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... .  Питомцы русских университетов, − многие-многие, − вне России. Былые храмы наук и среди них − старейший,  храм под покровом  Великомученицы  Татьяны, − где?!...  В этот день,  12 русского января,  мы вспоминаем ... , − ложных шагов,  которые  способствовали   тем роковым путям,  что привели нас под стены  русские во французском  граде…   Стены московского университета,  дом Татьяны − остался ... ; Аксаков, Лесков,  Гоголь, самый Пушкин?!  Многое важное  хранилось  глубоко,  под спудом. Свободное  ли было  отношение  к инакомыслящим? Мы  все это  хорошо знаем. Мы знаем ... ;,  рассматривалось враждебно.  Политический курс  был  определен  прочно и навсегда,  а под  него подгонялась и наука. Все продушины,  из которых  мог бы повеять  свободный воздух,   ... ;грязно-красные стены,  плесень. И уперлись,  головы о них разбили,  и многие  полегли  под  ними.  И вот −  мы здесь… А  т а м…  т а м   еще стоят ... ;Они набирают силу. Мы найдем  много меди, певучей и новой меди. Она подремывает  в глуби. Она звенит − загудит под Солнцем!  Мы увидим звезды,  н а ш и   звезды, с  неба спустившиеся  на наши лесные чащи ...


Публицистика | Русское дело

... ;резьба  будет  потом навешена,  когда  поведут под крышу.  Строить будут «под  кнутьями». Неприятное  это слово. Не под  ременными кнутьями  рабьего  застенка,   ... ;не под  ядовито-острыми  кнутьями соблазна, какими  недавно  гнали  народ   ... ;под веселую  музыку  к  могиле ... , а под кнутьями  жестокой необходимости. И счастлив  будет народ,  если не   ...


Публицистика | Драгоценный металл

... ;есть и драгоценный металл,  из которого  будет строится…» и т. д.   Статья спокойная,  как будто, под покоем  чуется  движение,  удовлетворение победой. Так  в омуте − пройдет  вдруг ... ; старая водичка,  от «светлых дней», но милое не скучно.  Слышится  акафист:  радуйся!.. А под величавой гладью −   − « Думаете − уцелело что-то? Камня на  камне не осталось!»   И пробегает ... ;шмыгающих по России».  Шмыгали с дьявольской  энергией,  из горла вырывали,  сбрасывали с  вагонов под  колеса,  дрались на крышах,  насиловали  за фунт хлеба, «снимали»  из винтовок ... ».  Русская культура  шла упорно,  непрестанно,  как  соки  под корою.  Лучших  выдавал народ культуре,  сростался  с ними.  Кто знал состав ... ;травилось искони,  истреблялось нещадно, ненавистно? Кто они, − до миллиона! − втянутые  войной под погоны, «извержением» −  под «мушку»,  в пытки?  Больше половины − дети крестьян, мещан,  казачьи ...   войны,  боевым  страданием  за родное,  мукой. Она  не подалась под  ковкой  красных  кузнецов,  не распылилась,  не перегорела. Это − наше, молодое,  ...


Публицистика | Крестный подвиг

...   и этих, серых,  сбитых с толку, смутных. Уже  расправились в Свеаборге, на Юге,  в Выборге,  под Ригой, − поубивали,  пошвыряли  в море, − лучших. Душу  вынимали  по кусочкам,   ... ;по плану, − всюду.    Они растерянно смотрели. Новая  власть…  т а к а я!?  Под  плевками, в издевках,  о н и   с т о я л и,  были верны долгу. Они умели  умирать: без ... ; и капли крови,  не видел смерти на  войне,  кто управлял Россией разговором. Они связали русское геройство, под  подозренье взяли; собой  закрыли всю Россию,  души  прополоскать хотели… И достигли. Вождей ... ; неслышно  звуков песен, Нет  мерцания  огней… Сколько  зим и сколько весен Под опалой  быть  Т в о е й?!..      Чуете ли,  умеющие видеть  только тлен ...


Публицистика | Болезнь ли?

... ;войны и «огня  революции»,  как  следствия «насильственно  подогнанной  под «идеи  жизни», − собственные слова «больного  и опустошенного»,  и он  совсем ... и  способна  эти идеалы принять,  обвиняет в насильственном  подгоне  жизни  под «идеи», за что  и пришлось  жестоко  расплачиваться «детям»,  брошенный  ... . У нас  были миллионы друзей и братьев,  − одногодки наши, − преданных  подгонкою  жизни под  ваши идеи-идеалы! И теперь  все же  мы − не одиноки. С  нами − вечная память павших ... ; Уговаривавшие и по сей день  говорят обильно,  а мы косноязычны да наших  голосов, рассеянных по  всему свету и под землей,  и неслышно.  Да, здесь  мы «несем  возмездие». Вам это непонятно?   ...


Публицистика | Подвиг

... на глазах  благоразумных  европейцев,  тысячами  засевших с пушками  и пулеметами за проволоку,  под прикрытием грозных  броненосцев,  на  своей,  так называемой  «концессии»,  ... ; и сыновей,  которым  уж и деваться  некуда,  вступает  в последний бой  под невидимым   с в о и м   знаменем оскорбленной российской  чести,  защиты  последнего святого ...   биться и умирать, если ты человек, а не  торгаш.  И, сражаясь  под  знаменем  Чанг-Чун-Чанга,  сражались  под  с в о и м   знаменем.  Сражались за   с в о е, &minus ...


Публицистика | Как нам быть

... ;гасителей воли и веры нашей!  А вот,  не угасает воля,  не умирает вера.  Вы живы  и под землей,  в черной и душной шахте, и, как  рыцарь  былых  эпох,  верным  ... ; О н а, всегда.  Беззвучный  шепот  и зов  е  е − на вашем бездорожьи,  под тяжкою  землею,  в шахтах. Этот − родины зов беззвучный − и в вашем  письме ко мне,   ... ,  близких по прошлому,  за чью свободу  ваш дед  проливал  кровь  под Плевной! Вы часто бьетесь, −  пишете вы в письме, − «этой незадачливой головой  в душную стенку, черную, как ... ,  верную дорогу: п о з н а т ь   п р и ч и н ы,  основные причины  «краха» и подвести фундамент  под будущее  строение.  Вы начали  с познавания  России. Необходимо  з н а т ь   историю ...


Публицистика | 800-летие Москвы

... ; возникла.  Если бы,  силой воображения,  представить  себе  напластования  под Москвой,  мы увидали  бы чередующиеся  пласты  уголища и пепла,  белого праха   ... ;стоит,  ж и в а я. Чем держаться?  Не сказать  ли народным словом − «Николай-Угодником  держится»? не под  незримым  ли Покровом-Омофором? Услышаны  ночные  перекликанья  стражи  с кремлевских ...   когда-то  Жозеф-де-Местр: «если  бы русское  хотенье  заключить  под крепость,  оно  взорвало бы крепость»?  О нашей  призванности, о «всечеловечности»… &minus ... ;П р а в д у  святого  Слова, − просыпались  в русской душе в годины  бедствий. Эти «рабы», под игом,  поверженнве в прах, − казалось  испепеленные, − чудесно  поднимались,  напрягались   ... о  сохранившемся навек. И не  те же  ли  стародавние  реки струятся  и ныне  под их мостами? Не те  же ди дубы и сосны молчали  ушедшим  предкам?  И не  о забвении, а  о вечной ...


Публицистика | Душа Родины

... -де-Местр сказал метко: «Если бы русское  х о т е н ь е   смогли  заточить под крепость, − оно бы взорвало  крепость».** Пророчество  оправдалось. Наша  интеллигенция безотчетно  и безоглядно ... ! Здесь они, крепкие. Здесь − и ищут. На тяжелых работах, в шахтах,  на заводах,  на чужих  дорогах,  под чужим небом,  в глуши и в пышных  городах мира,  израненные телом,  с язвами и камнями   ... ! Где пределы  дерзаний  сильному,  оголившемуся человеку?! Все  можно.  Можно человека под ярмо взять,  миллионами убивать на бойнях,  не подметки пустить во имя…  босоногого человечества!  Сказка ...


Публицистика | Крест просвещения

... от Храма. Храм  осквернен  и мертв.  И, об этом  скажут: настанет день.  Русское просвещение − под крестом. И там,  в бедной  России нашей,  катакомбной: светится  Свет  Христов  ... ; где-нибудь  в тайниках,  под страхом; не  может  не светиться: Свет  истребить нельзя. И здесь, на  чужой  земле,  ... ; Ей мы  вручаем наше.   Ее готовим. Она − дойдет.  С  крестом,  под крестом,  дойдет.  Воистину,  крест  тяжелый.  Русское просвещение − на кресте.   ...


Публицистика | Подвижники

... ;творимый подвиг. Этот подвиг − наше родное  дело.  Не  раз я думал,  под перезвоны колоколов,  под стуки  печатного  станка,  иноки там  печатают  Слово Божие ... ; возрождения. Это избранные: из сотен  прошедших  через обитель отсеялись десятки.  В рясах,  под  клобуками,  не отличить  офицера гврдии  от калужского  мужика, от казака-кубанца.   ...


Публицистика | Крушение кумиров

... ;и скажет: «у тебя  есть одежда,  будь нашим вождем и да будут эти  развалины  под рукою твоею». А  о н   с клятвою скажет: «не могу исцелить  р а н   ... ;прочтите [i] Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, [и скажет]: у тебя [есть] одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. 7 А [он] с клятвою скажет: не могу исцелить [ран общества]; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.  ...


Публицистика | Дикое Поле

... ,  присмотрелся и заарендовал,  пока что,  два изрядных, когда-то культурных имения: «Аркадию»,  под Саратовом,  и другое − у Екатеринослава.   Он получил землю русских людей,  быть может   ... ;т о!? Труд наш пойдет  какому-то Нансену и шведам,  которых русский царь Петр  разбил,  неподалеку, под Полтавой,  которых недавно не было и слышно, а теперь покрикивают: «ходи веселей!»  И вспоминается сладкий сон, − как здесь ...


Публицистика | Пути мертвые и живые

... ;с у щ н о с т ь, повелевающую  без насилия,  без подавления  ч е л о в е к а, − жизнь  расцветет  чудесно − под всеми  ярлыками. Я вижу  только  одну  такую  с у щ н о с т ь:     ...   и потрясений. Падает  сила права  и морали,  и цинизм  уже не прячется  под маской.  Цену  международной нравственности  мы знаем, и «братство» народов знаем, и отношение  их к России ...


Публицистика | «Помни Россию» (По поводу одного «Письма в редакцию»)

... ; мы все уже не можем  ошибаться: все знаем что  с Россией теперь,  под каким сапогом она.  Под сапогом  действительным,  лежит  и не дышет  вот уже сколько  лет ...


Публицистика | Русский лагерь в Капбретоне

... ;ораву  неизвестных,  которые, выстроивши  ряды,  двинулись  по зеленым улицам,  под неизвестные  капбретонцам  звуки походной  песни: «На  солнце  оружьем сверкая&hellip ... ; лесного-морского  воздуха,  здоровый  и сытной  пищи,  жизни на солнце, сна под  открытым небом − в американских  палатках,  на нарах и соломе, − чудо  разумных   ...


Публицистика | Случай в Шанхае

... ;«китайская  женщина»!  Их, этих китайских  женщин с ребятами, и всех, кто поался  под руку, бьют  и с земли, и с воды, и с неба.  Давят их,  падающие стены,  живьем   ... ;закрылось  одним  веленьем − д о л ж е н.  Русский доброволец  действовал так  не под влиянием  мгновенного порыва: он  б о р е т с я  и не сдается.   Его волокут  пятнадцать ...


Публицистика | Большой без козырей

...   Цаликов  даже  на скалу  свою  приглашал  играть,  под семизвездный  флаг,  развевающийся  над саклей.     Но оставим  эту  ...


Публицистика | Христос воскрес

... ; всюду − куда идем? Ждут  перемен и потрясений. Падает сила права,  бестыдство  уже не прячется под  маской. Узнали мы много-много; повидали,  можно сказать,  историю: цену  международной   ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Коринфскому А.А.

РО РНБ, Ф. 373, № 16. Шмелев И.С. письма (5) к Аполлону Аполлоновичу Коринфскому, 1913 гг.   7/I  1913 г.                                                                            Житная, 10   Глубокоуважаемый Аполлонъ Аполлоновичъ,   Позвольте преподнести Вамъ на добрую память еще двѢ дѢтскія првѢстушечки (въ изд. (С. Курника?)) – «Рваныйбаринъ» и «На морскомъ берегу». Печатались онѢ въ «РодникѢ» 1910 и 1911 г. Издалъ же я ихъ у Курника в 1хъпотому, что глубокочтимый Д.И. побоялся «сразу» выпустить ихъ вмѢстѢ съ  6 мал. Книжками (а ну – не дадутъ ни тѢмъ, ни другимъ одобренія?), а во 2 хъ потому, что нужны были заразъ деньги. И это было мнѢ// 1 грустно – дробиться между издательствами. Вы не посѢтуйте на меня за навязчивость, не укорите, что безпокою Васъ и прошу не отказывать уделить вниманіеэтимъ двумъ повѢстямъ. Я ихъ тщательно провѢрилъ и думаю, что нѢтъ въ нихъ какого жупела и чего-либо злостнаго. Вы увидите. Не отказывайте, если по Вашему мнѢнію, въ книгахъ нѢтъ чего-либо вреднаго для дѢтей, въ своемъвѢскомъ мнѢніи, если случится Вамъ говорить въ Ученомъ КомитетѢ. На Васъ только и надежда. И, повторяю, простите, что  ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... Ивана и прописалъ микстуру, по ложкѣ черезъ полчаса. Ночью опять пошла кровь и залила всю рубаху. Никого возлѣ не было. Мучила жажда, и не было, кто бы пода<лъ> воды. Иванъ лежалъ неподвижно, въ бреду, видѣлъ опять воза съ сѣномъ и звалх Дашу. И не слыхалъ, какъ ровно въ пять часовъ, когда закуковала кукушка, ... и машинопись 8 лл. Два листа разорваны пополам.   Эта Тереза, пышная девка-вишня, в серых, по локоть перчатках, в синем колпачке-шляпке, подтянутая под грудь лаковым ремешком по зеленой куртке, приостановила пегую кобылу и бойко оглянула Ивана. Оглянул и ее Иван: «в белых воротничках, ишь ты!» Оглянулся: уже ... зеленевшіе озимю: да, порядок! У речушки, с мельничкой и белыми голубями на столбушке, немец остановил лошадь. На голубой вывеске был намалеван заяц с колбаской в зубах и пузатый бочонок, а под ним крỳжки в пене[370] // л. 25.   ЧУЖАЯ КРОВЬ[371] /разсказъ/ Гвардейскій солдатъИванъГрачовъ,раненыйвъгрудьнавылетъ,попалъкънѣмцамъ.Случилось это въ Августовскихъ лѣсахъ,[372] по осени. Страшный ... . Собирались туда всѣ «бауры», тянули пиво, воняли[431] сигарами и трубками и читали «извѣстія-нахрик». Сидя у палисадника, под кустомъ распускавшагося[432]жасмина, слышалъ Иванъ, какъ[433] рычало басистое — хох! хох!! — и стучали въ полъ палками. Зналъ ... Онъ стиснулъ зубы и[972]пошелъ знакомой дорогой къ наблюдательному пункту. Зашелъ въ земл.[973]къ телефонистамъ. Телефонисты[974]спали. Топилась печь. Дид. сид. под ламп.и чит. В.[975]. — Возбуждаетъ интересъ насчетъ моральнаго состоянія! — сказалъ Дидулинъ показывая на книгу карандашомъ[976]. иЧ. увидѣлъ[977 ... ;— было: къ солнцу [596] Вместо: Чек.<анъ> слышалъ, какъ захрустѣлъ по снѣжку копыта — было: бѣгло заскрипѣлъ снѣжокъ под ногами [597] Далее было: — услыхалъ Сушкинъ. [598] Вместо: Чека<нъ> — было: Сушкинъ [599] Далее вписан ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... это вы съ ней сдѣлали? разстроили что ль чѣмъ?   Докторъ /вырывая спиртъ/ Уйдите вы… /даетъ нюхать/ /Потапу/ Бери подъ плечи /Потапъ беретъ под плечи/ Неси на кушетку… осторожнѣй неси… /самъ докторъ поддерживаетъ ноги.</>   Настасья Ивановна. Весь день все была не въ себѣ&hellip ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... . Принимаю! [А для меня аудiенцiя,] чортъ возьми!   Рубининъ. Ха-ха-ха… ха-ха-ха…— записано на л. 10 об., восстановлено согласно помете И. С. Шмелева. Под текстом подпись: Ив. Шмелевъ [260] Далее было: ГАЛЛЬСКІЙ. По всей формѣ/!/ Что/?/.. Самая натуральная знаменитость/!/ РУБИНИНЪ. Ха-ха-ха… ха-ха-ха…. [261] Далее было ...


Творческие рукописи | Грачи (НИОР РГБ 387.3.11.)

... ;» (обрывая.) Что за шальная мысль?![138] Mon cher![139] В<асильевъ>-Сурскій. (Умановой, хлопая по плечу, нѣжно.) Милая «дѣтка» уже под- // л. 10   росла, и можетъ обойтись безъ «папки»… Та-акъ?.. Уманова. (тревожно.) Глупости... глупости... Это недоразумѣніе какое то&hellip ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... : вразъ стрекали, [594] Вместо: ихъ бочкахъ ‑ было: нихъ [595] <?> вписано [596] <?> <?> вписано [597] Далее было: под [598] До вписано [599] Вместо: двадцати ‑ было: двадцать [600] Далее было: чай [601] Далее было: и муштру ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... ; было: холоднымъ и чужимъ неуютнымъ [681] Далее было: сѣрыя [682] Далее было: , и въ голосахъ дѣвокъ на деревнѣ стояла тоска [683] Далее было вписано: Под [684] все же вписано. [685] Далее было: Андрону. [686] Далее было: Лохматый [687] Далее было: и [688] Далее было: , покачиваясь, [689] Вместо ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... у котловъ. Изъ году  въ годъ посылала Ключевая воза  съ березовыми  вѣниками и вязаныя для  тростника под– // л.3. стилки  для бань, отдавала ребятъ въ услуженiе, ставила  дѣвочекъ–подросточковъ въ няни и горничныя Лаврухинымъ   ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ;Вместо: Ну что ты – было: Ладно… ладно… [424] Далее было: Жить тутъ будешь… [425] Вместо: под ноги – было: на камни [426] Вместо: отыскивая – было: и искалъ [427] Вместо: свободы – было: во<ли> [428 ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... ;                 Далее было: а) пальто б) под [188]                    ... ;                 Далее было начато: Всѣ под [732]                    ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... : мы [390] кончу и вписано. [391] Далее было: пр [392] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: своимъ [393] Вместо: я — было: <нрзб.> [394] Под строкой вписан незачеркнутый вариант: <нрзб.>, чтобы онъ говорилъ. [395] Далее было: Гриш<а> [396] Вместо: чудесн<о> — было: хорошо [397 ... : Моему Гришѣ — такъ ей больше нравилось б. бы в. Мож [501] Далее было: А когда [502] Вместо: заглянула — было: <нрзб.> [503] Под строкой вписан незачеркнутый вариант: на знакъ [504] Далее было вписано:въ <нрзб.> /чего/ и что за [505] буковки? вписано. Далее было: опять вдругъ нашлась ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... телефона. Мальчикъ ушелъ. Ив.[1088] Васильичъ идетъ къ телефону. Бухгалтеръ проглядываетъ отчетъ./ /Иванъ Васильичъ въ телефонъ/ Такъ точно-съ, я… /Пауза/ Слушаю-съ.   Бухгалтеръ. Под-хлебовъ, что ли?..   Иванъ Васильичъ. Самый. Сейчасъ будетъ. /идетъ и присаживается у стола/[1089]   Бухгалтеръ. Такая контра, а вотъ… /показываетъ на книги ... подѣлаешь!]/Очень жаль!/ Значитъ, ника-кэхъ?.. б. Герасимъ Никон<ычъ> не пожелаетъ публ.<ичныхъ> извиненій. Достаточно было вашего письма и кончено дѣло. [742] Под строкой незачеркнутый вариант: Можно [743] Можете передать г. Похлебову, что вписано. Далее было вписано: <нрзб.> [744] Вместо: оскорбленъ &mdash ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... телефона. Мальчикъ ушелъ. Ив.[1076] Васильичъ идетъ къ телефону. Бухгалтеръ проглядываетъ отчетъ./ /Иванъ Васильичъ въ телефонъ/ Такъ точно-съ, я… /Пауза/ Слушаю-съ.   Бухгалтеръ. Под-хлебовъ, что ли?..   Иванъ Васильичъ. Самый. Сейчасъ будетъ. /идетъ и присаживается у стола/[1077]   Бухгалтеръ. Такая контра, а вотъ… /показываетъ на книги ... подѣлаешь!]/Очень жаль!/ Значитъ, ника-кэхъ?.. б. Герасимъ Никон<ычъ> не пожелаетъ публ.<ичныхъ> извиненій. Достаточно было вашего письма и кончено дѣло. [714] Под строкой незачеркнутый вариант: Можно [715] Можете передать г. Похлебову, что вписано. Далее было вписано: <нрзб.> [716] Вместо: оскорбленъ &mdash ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... хрипами, ворковало и просилось наружу. Такъ прошло много времени. Спалъ вагонъ. Сашина бѣлая рука свѣсилась до полу, съ золотенькимъ колечкомъ на пальцѣ, высматривала изъ под<ъ> синей юбки нога въ чорномъ чулочкѣ. И рукавъ жакета свѣсился[300]. Поваръ смотрѣлъ мутно передъ собой, покачивая большой головой. Крякнулъ, осторожно досталъ ... [1908] Далее было: Посмот [1909] Вместо: знала ‑ было: видѣла [1910] и вписано. [1911] В тексте ошибочно: изъ под до лба [1912] Вместо: точки – было: многоточие [1913] Вместо: Приняла – было: приняла [1914] Вместо ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... [1217] корпусовъ,[1218] разсказывая[1219] вдохновенно[1220], какъ изъ сѣраго хлопка в когтяхъ <и> тискахъ[1221] странно-непонятныхъ машинъ, на жарѣ[1222] барабановъ и под<ъ> валами рождается свѣтлый[1223] батистъ. А она, наивно-восторженная и[1224] нѣжная, слушала,[1225] какъ чудесную сказку.[1226] <«>Много ей сказать надо ... : домами- [1901]          Вместо: домишки эти — было: эти гніющіе дома под сиротъ [1902]          гнилые вписано. [1903]       ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... . А зимы онъ пуще смерти боится. Лѣсник подумал. - Развѣ въ усадьбу снести … Ну, ладно, возьмемъ. Онъ захватилъ Журавлика одной рукой за носъ, другой под живот и понесъ въ лѣсную сторожку.   VI   Въ неволѣ.   На другой день лѣсникъ отнесъ Журавлика въ усадьбу. Хозяинъ усадьбы купилъ его для своего ... [352] Далее было: дозорщикъ [353] Далее было: на высокой кочкѣ и [354] Журавликъ зачеркнуто и восстановлено. [355] Вместо: поднялъ голову — было: а. под б. <нрзб.> голову [356] Вместо: проснувшись — было: проснувшаяся [357] Далее было: , д. б. , [358] Вместо: утки пролетѣли  ... ;— было: носомъ [477] Вместо: сразу почувствовалъ боль — было: а. та б. стало только больнѣе [478] Вместо: повязка — было: под [479] никакъ вписано. [480] Далее было: з [481] Далее было: Ему страшно хотѣлось пить… Н [482] Далее было: ря [483] Далее было ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.14.)

... спинку стула, и[188] Жоржикъ замѣтилъ[189], какъ она широка въ груди, и на полныхъ рукахъ туго натянулась тонкая розовая  блузка, под[190] отданная ей Лидой. — Живо  разъѣдаются на харчахъ… — сказалъ генералъ. — Пришла худящаяя<.> А генеральша сморщила носъ ... опять пошли въ гору. Какъ–то въ особомъ расположеніи духа генералъ пріѣхавъ поздно и дыша бенедиктиномъ ликеромъ и с<и>гарой ― затопоталъ въ залѣ и Жоржикъ, который проходилъ под за окнами видѣлъ въ просвѣтѣ оконъ на закатъ, какъ стремительно пробѣжала Глаша, а генералъ стоялъ и всплескивалъ руками и укоризненно покачивалъ головой. Это такъ возмутило, что ... . «и» исправлено на «И».   [189] «замѣтилъ» зачеркнуто, вставлено «видѣлъ».   [190] «под» зачеркнуто.   [191] «— Живо  разъѣдаются на харчахъ… — сказалъ генералъ. — Пришла худящаяя<.> А генеральша ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... , повертѣлся и остался на мѣстѣ, а черезъ минуту прокуроръ // л. 4 об. (с. 44)   [1122]перебрался на другое мѣсто. [1123]‑ Не ндравится… ‑ под.[1124] Уклейк.[1125] Тутъ всѣ равны… Што жъ дѣлать… Такое время. И[1126] почувств.[1127] себя бодрѣе… ‑‑‑‑‑ [1128]И потянулось ... ]Далее было: Это называется соцiализмъ! [908]Далее было: ка [909]Далее было: ‒ <нрзб>… [910]Далее следует знак: NB. На полях справа под таким же знаком запись: А то непонятное ~ даже въ голосѣ. [911] непонятное вписано [912]Далее было: въ немъ [913]Вместо: росло исвѣтилось, и выступало &ndash ... .<алъ> [1121] отходн.<икъ> [1122] Далее было: подозвалъ пальцемъ служителя и [1123] Далее было: Хоть это [1124] под.<умалъ> [1125] Уклейк.<инъ> [1126] Далее было: ему стало [1127] почувств.<овалъ> [1128] Далее было начато ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"