800-летие Москвы

00-летие  Москвы. Газ. Русская Мысль  4. 9.  1947

 

800-ЛЕТИЕ МОСКВЫ 

1147 −1947  

 

 

Восемь веков исторического  бытия  Мо с к в ы.  В них − Р о с с и я.  Мимо этой грани пройти нельзя,  и так понятно,  что нынешняя Москва  праздновала это событие:  ч т о-т о  повелевало  праздновать,  необоримо-стихийное,  над чем  земная власть  не властна: празднование  д о л ж н о   было  состояться. 

 Мы  тоже вспоминаем, − сосредоточенно  вглядываясь  в века,  черпая в них  урок и  укрепление.  Мы открываем  грозыне и чудесные  страницы  нашей Истории, − истории бытия  Москвы, − и видим  чудо. Не гордыня  ли  утверждать такое? чем гордимся? древностью ли рода нашего?  Много народов  древнее нас, мы − молодой народ. В чем же чудо? Чудо − «Неопалимой  Купины». Восемь веков  стоять − и устоять! − на  «проходной дороге»,  открытой совсюду  веирам!..  Эти века «стояния» − сплошные бури: нашествия и пожары,  глад и  губительство,  огонь и меч.  Восток и Запад,  Север и Юг  − ломились  в открытую Москву,  испепеляли,  сравнивали  с землей.  А она  снова  возникла.  Если бы,  силой воображения,  представить  себе  напластования  под Москвой,  мы увидали  бы чередующиеся  пласты  уголища и пепла,  белого праха  костяков,  черепки  утвари,  ржавые слои  истлевшего  железа − бердышей,  копий и кольчуг,  шеломов,  секир,  цепей… и − кровь, кровь, кровь… − если  бы ожила она, − всюду кровь,  пропитавшая пласты  эти,  спаявшая  их незримо. В этих  пластах − страшная  и чудесная история  Москвы. 

…Москва  стоит,  ж и в а я. Чем держаться?  Не сказать  ли народным словом − «Николай-Угодником  держится»? не под  незримым  ли Покровом-Омофором? Услышаны  ночные  перекликанья  стражи  с кремлевских  стен: «Пресвятая  Богородица, спаси нас!..» − «Преподобный  Отче Сергие, моли Бога  о нас!..»   

Чем же она  стояла эти века нашествий,  пожаров,  ига? Летописцы, мыслители,  поэты… − по сие время  раскрывают  это  чудо-стояние.  После всего,  что творилось с Москвой в эти  восемь веков, − кажется, и следа не должно бы  уцелеть на открытом месте,  на этом  пересечении  ста дорог!  А Москва все стоит и  ширится.  Не  только стоит,  а явила миру  новое  чудо бытия: отбила  нашествие западных  «монголов», повергла  и раздавила  в прах. Откуда это чудо? Все оттуда,  откуда  все чудеса минувшего: от Веры, от русского   х о т е н ь я,  от исконного нашего  инстинкта −  б ы т ь,  свершить  данное нам в удел.  Этого не объяснить  словами:  это от недр,  подспудное,  дремлющее  в неясной  грезе, − и,  вдруг,  в страшный  урочный час,  взрывающее  свой  спуд  стихийно.  Эта сила  являет себя  в водительстве  русских Святых  Угодников;  толкуется мудрецами,  русской мыслью и русским чувством; вскрывается вдохновением поэтов.  Это −  стихийное,  «русский дух»,  никем еще неосознанный. Это хранило и сохранило  Москву − Россию: для нас, − для человечества, может быть.  Так вещают   духовные водители России,  истолкователи  российского  удела.  Этим путем, ищущим вечного,  нетленного,  вели русский народ его  Святые,  давая собой  пример. И народ  шел за  ними,  сердцем,  бессознательно   чувствуя  величие  удела,  взыскуя  Града.  Не  для сего ли вложено  в нем чудесное  «хотенье», о котором писал  когда-то  Жозеф-де-Местр: «если  бы русское  хотенье  заключить  под крепость,  оно  взорвало бы крепость»?  О нашей  призванности, о «всечеловечности»… − говорил  Достоевский  в речи  о Пушкине. О том  же,  прикровенно, − в литературе нашей,  в течениях  русской мысли.  Наши Святые  торили  путь, примером и поучением  внедряли в  души наши  сонание  нашего  «образа-подобия».  И мы бессознательно несем,  в великой  народной  толще,   в народном  «духе», − веру  в предназанченье  наше.  На этом пути много соблазнов и уклонов,  но народ  подоплекой чует,  что это   е г о   дорога,  что не покинут его  Водители. Недаром − в страшнейшее  из испытаний,  над бездной,  уже  разверзшейся,  когда  растерялась власть,  русские  обезбоженные  люди  взывали  к небесному оплоту,  как  давняя  крепостная  стража  молитвенною  ночною перекличкой: «Пресвятая  Богородицв,  спаси нас!..»  − до призыванья  победоносных  былых вождей. И русская вера  оправдалась,  и небесное  чудо совершилось:  ударили небывало-ранние  морозы,  до  40 градусов,  в исходе старого  ноября,  и все окаменело, − и враг  застыл. Это − История.    

После  вековых порабощений  русская душа  осталась  живой,  с в о б о д н о й. Как  отзывались  чужеземцы о русском мужике, о «крпостном  рабе»?  Много  о сем  свидетельств.  Удивительно  свидетельствовали  о нем,  как  о свободном человеке,  державшем себя  с достоинством, говорящем − как равный с  равным.  Откуда это?  От сознания  своего  «образа-подобия»,  от научения  от  своих Святых,  от высокого  своего  р о д с т в а, − от  несознанного  своего  б о г о с ы н о в с т в а.  Не раб,  и никогда не станет  ничьим рабом,  пока жива  православная  душа,  пока  живы в душе  и с т о к и,  забившие в ней  с   к у п е л и. Вождение  Святыми  хранило  и сохранило  в русском народе − ч е л о в е к а.  И во всем  мире  он  ищет  ч е л о в е к а,  образ и подобие  Божии.  

Сила  духа,  вера  в  с е б я, в  с в о е,  в   П р а в д у  святого  Слова, − просыпались  в русской душе в годины  бедствий. Эти «рабы», под игом,  поверженнве в прах, − казалось  испепеленные, − чудесно  поднимались,  напрягались  сверхчеловечески,  одолевали… − и  проносили победные  знамена по всей Европе,  до наших  дней. Что их  так  чудодейственно  живило?  Высокий  Идеал,  несознанный,  врожденный, и − бессмертный.  Это −  стихийное,  промыслительно-благостно  дарованное.  «Нет,  т а к  не должно  быть… не может  жизнь стоять  на такой неправде… е с т ь  Божья Правда,  надо найти ее и  установить…» − вот,  как бы голос  в русском человеке,  сокровенный,  несознанный.  Вот откуда  − «Неопалимая Купина», духовное вино  в нас,  порой пьянящее,  но всегда  укрепляющее  дух. Отсюда − неизживаемый «нравственный запас»,  о котором говорил  Ключевский в  слове о преп. Сергие.  Отсюда чудо   с т о я н и я  и побед.  И оно  приведет к  Победе.  Это предназначение  − найти Правду и послужить ей,  д л я   в с е х, − это  стихийно в нас, но оно ясно  Святым и Гениям.  Смутное для  сознания народом,  но проявляемое  в сверхчеловеческом  напряжении  в годины  страданий и падений, − повелевающий  в нас  инстинкт.  

Вот почему,  отмечая  восьмидесятилетие  бытия  Москвы,  мы должны  особенно  чутко  вслушаться  в голоса  нашего  прошлого, исконного: особенно  ныне, в темную  пору  грозной  неопределенности,  когда,  быть может,  решается  русская судьба.  Мы должны зорко  вглядеться  в  н а ш е,  проникнуть  к его  вековым истокам.  В них − голос  прошлого, завет нам. Мы должны  крепко  связать себя с родными  н е д р а м и.  Пушкин  мудро  выразил  это в глубоких  своих стихах:  

«Два чувства  дивно близки нам −

«В них  обретает  сердце пищу −

«Любовь  к отеческим гробам.

«На них основано  от века

«По воле  Бога самого 

«Самостоянье человека, −

«Залог  величия его. 

«Животворящая  святыня! 

«Земля  была без  них мертва; 

«Без них  наш  тесный  мир − пустыня,

«Душа − алтарь  без божества».  

Это проникание  к   и с т о к а м,  эта «любовь к отеческим  гробам», «к родному  пепелищу»,  это  вслушивание  в шепоты прошлого… − крепит  падающих  духом. Старшее  поколение  должно  помнить  великую  ответственность  перед идущим  ему на смену.  Должно,  как  священный долг,  исполнять  завет  Пушкина:  любить  родные  н е д р а  и показывать  юным,  чем  жила,  строилась,  вдохновлялась и хранила  себя  Москва − Россия. 

А   т а м  − празднование  бытия Москвы  может  оставить  следствия,  особенно у юных,  пытливых духом. Приникание  к  н е д р а м  − целебное  лекарство; оно  будит  и выпрямляет  дух. Приникание  к родным  и с т о к а м,  вглядывание  в самые камни  древние − большая  сила. Об этом  вдохновенно  сказал И. А. Ильин:*   

«…Есть  древние города, молчаливо  накапливающие  в себе  эти  природно-исторические и исторически-религиозные  веяния. В их  стенах  и башнях,  в их дворцах и  домиках безмолвно  присутствует  дух их  строителей;  и стогна  их хранят  отзвучавшие  звуки шагов  и голосов всенародной,  то  мятущейся,  то ликующей толпы.  Их Кремль и соборы суть живые,  раз навсегда  всенародно-вознесенные  молитвы.  И самые  холмы их − нето  дары  природы,  нето могильные  курганы,  нето крепкие символы  государственной власти, − говорят о бывшем,  как о  сохранившемся навек. И не  те же  ли  стародавние  реки струятся  и ныне  под их мостами? Не те  же ди дубы и сосны молчали  ушедшим  предкам?  И не  о забвении, а  о вечной памяти  шепчет трава в их  садах?..»    

Москва… Там  

«…русский  дух  начал  гнездиться, и роиться, и  накапливать  свои  богатства, − и нетленные, и исчезновенные, − с девято-десятого  века; − в этом  стародавнем  колодце русскости, в этом  великом  национальном  «городишке»,  где  сосредоточивались  наши  коренные силы,  где тысячи  лет бродило и отстаивалось  вино  нашего  духа; − в этом  ключевом колодце,  вокруг которого  ныне, как и встарь, −  

…И смолой, и земляникой

Пахнет  темный  бор».                   

      

Сентябрь, 1947.  

Париж.          

    

 


СТАТЬИ ИВ. ШМЕЛЕВА

 

1924 − 1947 

ШМЕЛЕВ ПУБЛИЦИСТ 

(Содержание) 

 

Вступление   .   .   .   .   .   .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

1924 г. 

Душа  Родины. Русская газета 3. 3. 1924   .   .   .   .   .   .   .

Крестный  подвиг. Русская газета  28. 1. 1924    .    .    .    .

Слово о Татьяне.  Русская газета 4. 2. 1924   .    .    .    .    .

 

Крушение кумиров. Русская газета − 3. 1924   .   .   .   .    .

 

Большой без козырей. Русская газета  10. 5. 1924    .   .   .

 

Глаза открываются. Русская  газета. 1. 6.  1924   .   .   .   .    .

 

Христос  воскрес. Наш Путь  1. 6.  1924   .    .    .    .   .     .

 

Дикое Поле.  Русская газета − 7. 1924   .     .    .     .    .    .    .

 

Русское  дело.  Русская газета − 9.  1924   .     .     .      .      .

 

Болезнь ли? Русская  газета  19. 9.  1924    .     .     .      .     .

 

Убийство.  (Написано  в 1924 г.  Напечатано  впервые  в  журн. Возрождение  в 1965 г.)     .     .     .      .     .     .     .      .

 

1924     г. 

Пути мертвые  и живые. Русская  газета 22. 4.  1925  .     .      .

Голос совести. Инвалид  22.  5.  1925    .     .     .     .     .     .

Драгоценный металл. Газ. Возрождение − 11. 1925    .     .     .

Кощунство. Газ. Возрождение  25. 11. 1925   .     .     .     .      .    

Забыть пе\реступно.  Газ.  Возрождение  29. 12. 1925   .     .     .

 

1925     г. 

Подвиг. Газ. Возрождение  27. 3. 1927    .     .     .     .      .      .

К читателям. Наз. Возрождения  5. 5. 1927    .      .     .      .      .

Снова  напоминаю  вам.  Газ. Инвалид  22. 5. 1927    .      .      .

К писателям мира. Газ. Возрождение  − 7. 1927    .     .     .     .      

Похоть совести.  Газ. Возрождение  19. 8.  1927    .     .     .      .

Как нам быть.  Русский колокол − 8.  1927, Берлин     .      .      .

 

Защитнику  русского  офицера  Конрали − г-ну  Обберу,  как материал для  дела      .     .      .     .      .     .     .      .     .

Письмо в редакцию. Газ. Последние  Новости    9. 9. 1927    .  

И. С. Шмелев  о революции    .     .     .     .      .     .     .      .      .

Душа России.  Газ. Возрождение  27. 11.  1927    .      .      .      .

Анри Барбюс  и Российская Корона. Газ. Сегодня,  Рига,  18. 12.  1927     .      .      .      .      .      .       .     .       .      .      .

Русский колокол. Газ. Возрождение  − 12.  1927        .      .      .

 

1928 г.   

Воззвание  Русск. Об-ва  друзей  международной   борьбы  с  большевизмом. Газ. Возрождение − 1. 1928      .      .      .

Вечный  Завет. Газ. Возрождение  22. 2.  1928      .      .      .      .

К родной  молодежи (девушки). Русский  колокол №6, Берлин, 2. 6. 1928     .      .     .     .       .      .      .     .       .      .      .  

Событие. Газ.  Возрождение  17. 10. 1928    .     .       .      .      .

Жестокая  утрата (Памяти  Ю. И. Айхенвальда). Газ. Руль № 2457, Берлин, 22. 12.  1928     .      .      .     .      .       .       .

 

1929 г. 

«Помни Россию»  (По поводу  одного «Письма  в редакцию»). Газю Возрождение  − 3. 1929        .      .      .      .       .      .

Крест просвещения. Газ. Россия и  Славянство 16. 11.  1929   .

Лед треснул. Газ. Россия и Славянство  21. 12. 1929  .       .     .

К родной молодежи (Милые  юные друзья). Русский колокол №7, Берлин,  3. 6. 1928     .     .      .      .      .      .       .      .

 

1930 г. 

Мученица Татьяна.  Газ. Сегодня, Рига, − 1.  1930     .       .      .

И. С. Смелев. Газ. Сегодня, Рига, 1. 1.  1930      .       .       .      .

Душа Москвы. Газ.  Возрождение  − 3.  1930     .       .       .      .

По поводу Манежа.  Россия и Славянство  2. 8.  1930-1934 г.  .

Русский лагерь в  Капьретоне. Газ. Возрождение. 27. 6. 1934  .

Ты победил  Галилеянин. Газ. Россия, Белград, 17. 11. 1934    .

 

1935 г.

Мятый пар. Газ. Русский  Инвалид − 5. 1935   .       .     .    .      .

Слово И. С. Шмелева «Ко дню  Русского Инвалида» 10. 5.  1935    .     .     .     .     .      .    .     .      .      .     .      .     .    .

Письмо  Патриарху  Варнаве  Сербскому. 9. 6. 1935      .     .     .

Наша вера (Ко дню русской культуры. − 6. 1935     .      .      .    .

Для России. Газ. Возрождение  №  1382    .      .      .     .      .    .

Протест Шмелева. Газ. Возрождение    .     .      .     .     .      .    .

Пруст   .     .     .    .     .    .     .     .     .     .     .     .      .     .     .   .

 

1936 г.

Подвиг  (Ледяной  поход) Доброволец  № 297 − 2. 1936    .     .

Верный идеал. − 4. 1936    .     .      .     .     .      .      .      .      .     .

 

1937 г.  

А. С. Пушкин (Сынам  России). Газ.  Доброволец − 2. 1937    .

Подвижники. Газ. Возрождение  10. 12. 1937    .     .     .     .     .

 

1938 г.  

Случай  в Шанхае. Газ. Возрождение − 1. 1938    .     .     .     .   .

 

1943 г. 

Певец  Ледяной  Пустыни. − 2.  1943    .    .     .     .    .     .     . 

 

1947 г. 

Необходимый  ответ. Газ. Русская мысль. 31. 5.  1947    .      .

Памяти  «Непреклонного». Газ. Русская Мысль 16. 8.  1947   . 

Удар в  душу. Газ. Сегодня, Рига, 14. 1.  1930     .     .     .     .

800-летие  Москвы. Газ. Русская Мысль  4. 9.  1947     .     .     .

 

 

 

                      

 

 

 

      

 

                      

 

 



*  И. А. Ильин: «О тьме  и просветлении» (новый,  еще не опубликованный [в сентябре  1947 года, − изд.]  труд о  художественной критике).  (прим. автора)