Подвижники. Газ. Возрождение 10. 12. 1937
ПОДВИЖНИКИ
Минувшим летом, я посетил на Карпатской Руси православную русскую обитель − «Братство пр. Иова Почаевского». Три недели прожил я там и видел неустанно творимый подвиг. Этот подвиг − наше родное дело. Не раз я думал, под перезвоны колоколов, под стуки печатного станка, иноки там печатают Слово Божие, − сколько отчаявшихся самовольно собой распорядились, не выдержали, у ш л и. Если бы знали, во имя ч е г о здесь трудятся, ч е м здесь живут… − многие, может быть, нашли бы опору и веру в жизнь.
Тридцать лет тому здесь было пустое поле. Неотпавшие в унию карпатороссы не имели ни церкви, ни пастыря. И вот, пришел православный подвижник-инок, как в давнее время на Руси, и голое место просветилось: воздвигся прекрасный храм, зазвонили колокола в пустыне, выросли корпуса и службы, зацвели яблони, загудела пчела на пасеке, и восстала из праха вновь печатня пр. Иова Почаевского, основанная Святым в Почаеве в 1618 г., разбитая большевиками и петлюровцами в 1918. Вот что творится верой единомысленных, сильных духом.
Кто они, сильные? Все − искавшие верного пути, Господней Правды. Многие из них прошли сквозь огонь войны. И вот, вышли в пустое поле, «сеятели пустынные», приняли послушание и обновились духом. Возгорелись высоким рвением, крепкой верой, что жизнь может обновиться только Христовым Словом, через Церковь; что только Она, Святая, согревает в холодном мире и накрепко вяжет с родиной. Эта вера дает им силы. Крепнущая книгопечатня рассылает по всему зарубежью русскому богослужебные книги − «Великий Сборник» − и книги духовнонравственные, соджействуя духовному возрождению, проповедуя Православие по всей округе. Вот уже десять лет идет отсюда в широкий мир православная русская газета − «Православная Русь», захватывающая год от году все больше православных читателей, привлекающая в сотрудники богословов, писателей, и, просто, верующих людей, одаренных духовным опытом. Много в зарубежьи безразличных к духовному, блуждающих, потерявших душу. В смутное наше время, без родины, Святое Слово − единственный свет во тьме, − крепко верят подвижники, опаленные страшной жизнью. Эту веру дала им жизнь.
О каждом из них можно бы написать историю духовного возрождения. Это избранные: из сотен прошедших через обитель отсеялись десятки. В рясах, под клобуками, не отличить офицера гврдии от калужского мужика, от казака-кубанца. Все − русские иноки-подвижники.
Труд и молитва − вся жизнь обители. Цели ее высоки. Стойко одолевая трудности, неустанно творят свой подвиг. Полуголодные, воздвигали они свой храм, поднимали колокола, мяли глину на кирпичи и поставили типографию, где с зари до зари печатают Слово Жизни. На храме висят долги. Если бы почестнее были люди, обитель встала бы прочно на ноги: сто тысяч франков должны ей книготорговцы за проданные книги − и не платят: у к о г о о т н я л и?! или забыли, что это святотатство?
Не раз я слышал от духовных ее водителей те слова, какие они после напечатали в «Православном Русском Календаре на 1938 год»:
«Мы просим православных людей; 1. − Кто может посвятить себя на самоотверженное служение Церкви − грядите к нам, вкусите сладкую трудность общежительного жития. 2. − Кому невозможно это − и дома может помочь нам, приняв на себя труд распространения книг духовных и газеты. 3. − Кто имеет средства − уделите, поучаствуйте в строительстве Церкви-Матери, − это наше родное дело. Напишите нам, и мы укажем, чем вы можете нам помочь. 4. − Подписывайтесь на газету нашу − «Православную Русь» и на журнал для детей − «Детство во Христе».
Так взывает к православным Братство пр. Иова Почаевского. Адрес его: Archimandrite Serafim. p. Ladomirova u. V. Svidnica, Tchecoslovaque.
Насколько тесно обители в материальных средствах, вот наглядный пример: не на что купить лошадь для трудового обихода. Глухой осенью, в непролазной грязи, − глина карпатская! − и зимой, в глубоком снегу, в метели, верный святому долгу, идет иеромонах верст за десять и больше по селеньям, несет св. Дары напутствовать умирающих, лекарство больным и утешение Христовым Словом. Не на что завести лошадку! Больно слышать. Я видел истомленные глаза, и в них − спокойствие исполняемого служения. Слышал: «ничего, как-нибудь переможем, погодим с лошадкой, есть и понеотложнее». Месили грязь окопов и боевых полей, мяли мокрую глину на кирпичи собора, − и продолжают, подвижники. Русские люди, слышите? Не уснет тревожная русская душа, услышит, отзовется.
На днях я прочел в «Возрождении», что с Карпатской Руси, из обители пр. Иова Почаевского, прибыли мощи св. великомученика и целителя Пантелеймона и, по благословению архипастырей, посетят православные приходы. Мощи пока пребывают на юге Франции, − Moine Job, chez Prince Engalitcheff, Jardin Cynthia, Golf-Juan, A. M., а в январе прибудут в Париж. Сопровождает их монах Иов.
Я его хорошо узнал. Ходили мы с ним по карпатским лесам, до польского рубежа, по недавним боям знакомого. Легко и светло мне было общаться с ним. Совсем еще недавно − кавалерист, офицер лейб-гвардии, одного из славных полков российских, старинного, культурнейшего рода и высшего воспитания, ныне − монах Иов, принял он послушание обители: обойти русское Зарубежье и поведать православным людям о подвижнеческой обители на Карпатах. Св. Целитель предстательствует за нее. Русские люди не откажут Предстателю. И это им будет в радость.
Декабрь, 1937.
Париж.