И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 200

Художественные проиведения | Бред

... , дамамъ букеты! Вечеръ пластики Красавица Міра, мадмуазель Ли-ли скажетъ / покажетъ послѣднее слово пластики! – И у васъ эти… ходятъ?... – Дураки-то? – Каке дураки? – А у насъ такъ ихъ з кличутъ… дураки… гы-гы… – осклабился извозчикъ въ лицо живой рекламы. Иванъ Васильвичъ[m] приглядѣлся ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... кзаалось правдой. – Ты что жъ это лопочешь-то безъ понятiя! – скжетъ нянька, занавѣшивая на ночь окна. – Ты каку молитву-то зачиталъ? Только бы отзвонить… Ты про солдатиковъ помолись, турку чтобы имъ задолѣть. За вѣру нашу сражаются, на храмы Господни-и… И днемъ, и ночью ...


Художественные проиведения | Солдат-Кузьма

... кзаалось правдой. – Ты что жъ это лопочешь-то безъ понятiя! – скжетъ нянька, занавѣшивая на ночь окна. – Ты каку молитву-то зачиталъ? Только бы отзвонить… Ты про солдатиковъ помолись, турку чтобы имъ задолѣть. За вѣру нашу сражаются, на храмы Господни-и… И днемъ, и ночью ...


Художественные проиведения | По спешному делу

ПО СПѢШНОМУ ДѢЛУ. I.   Капитанъ Дорошенковъ прислалъ изъ роты записку.  “Милая Сафа! задержало неожиданное дѣло. Вернусь, можетъ быть, поздно. Твой Костя”.   Серафима Сергѣевна прочла и пожала плечами. Какъ  разъ сегодня Вовочкѣ минуло три года, а вечеромъ собирались ѣхать въ театръ.  - Капитанъ въ собранiи?  - Никакъ нѣтъ, уѣхали.  - Одинъ?  - И никакъ нѣтъ… Ихъ благородiе поручикъ Бурхановскiй съ ими.  Она подумала.  - На словахъ ничего не велѣлъ передать?  - Не могу знать… и никакъ нѣтъ. Такъ что ихъ высокородiе приказали вечорнiя занятiя чтобъ безъ ихъ…  “Какое дѣло? и почему онъ не могъ ясно написать? могъ бы заѣхать, сазать… А теперь ждать до ночи… Поѣхалъ съ этимъ пьянчужкой!...”  Она чувствовала себя обиженной. Конечно, она увѣренна въ немъ, какъ въ себѣ. Всегда уравновѣшенный, онъ не способенъ бѣгать за всякой пошлой бабенкой, какъ Бурхановскiй, и пропадать по ночамъ, какъ капитанъ Устиновъ. Этотъ серьезный человѣкъ умнѣе всѣхъ товарищей по полку, и только обстоятельства толкнули его въ казарму. Онъ могъ бы поступить въ академiю, но у него мало характера, и дѣти не даютъ  ему заниматься. Когда онъ приходитъ изъ роты и пообѣдаетъ, вся “тройка” отправляется съ нимъ къ большому дивану. Они виснутъ у него на ногахъ, ерошатъ курчавые волосы, и онъ забываетъ съ ними скучную службу и смѣется такъ заразительно.  - Барыня, усё справилъ… - доложилъ денщикъ въ бѣлой гимнастеркѣ.  - Что?... Ахъ, да… подавай. Дѣти, обѣдать!  Они всегда обѣдали вмѣстѣ. Изъ дѣтской выбѣжалъ Костя, плотный шестилѣтнiй, большеглазый мальчуганъ, сестренка Леля, годомъ моложе брата, и толстякъ Вовочка, неповоротливый “капитанъ”.  - А папа гдѣ? - закричали дѣти, смотря на пустой стулъ у окна.  ...


Художественные проиведения | Он с нами

... разсказа. Я посмотрѣлъ на его… стр 124 Развѣ мы могли спать тогда, въ тѣ можетъ быть и туманные осеннiе ночи, когда… Развѣ не хотели воздуху, как можно скорѣй воздуху? И не не[ww] И в отвѣтъ на это — Подать свежихъ шпицрутековъ! И баобанная[xx] дробь и свистъ флейтъ… Огромное по мысли, глубинѣ, по художественности выполненiя ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... выдѣланныя въ стѣнахъ, какъ ввалившіеся <нрзб.>къ дьячковы глаза, , и должно быть немного свѣта падало въ гулкую ея пустоту. Вся она свѣтилась въ сухую погоду, как<ъ> сѣрый старушечій шелкъ, а въ дожди чернѣла, потеками. На плоской тесовой крышѣ плотно прижавшись одна къ другой , какъ круп молодые подосиновички, стояли на толстыхъ бѣловатыхъ ...


Художественные проиведения | Одной дорогой

... призывъ – скорѣй! Рѣже оставалась одна Катюшка во дворикѣ. И солнце уже не такъ сильно пекло. Но оно сдѣлало свое дѣло. Тонкiя, как тростинки, ноги и руки покрылись густымъ загаромъ, и маленькое, съ кулачокъ, лицо стало похожимъ на кусочекъ глины. И другое дѣло сдѣлало жгучее солнце: слабыя ноги ...


Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... и крикнулъ раскатисто: — Трретій дава–ай! На большой станціи поваръ за порціоннымъ столомъ неожиданно встрѣтилъ знакомаго, съ которымъ когда–то служилъ въ судаковскомъ трактирѣ. И как<ъ> жаль — встрѣтилъ передъ звонкомъ, не успѣли поговорить. Только и удалось сказать, что вотъ ѣдетъ по приглашенію въ Крымъ на хорошее мѣсто н<а> шестьдесятъ рублей. И покраснѣлъ ...


Художественные проиведения | Весенний шум

... шелъ, а Богъ–то и покаралъ. Вечеромъ, когда дьячиха, подоивъ корову, роняла по крынкамъ слезы, а дьячокъ бѣгалъ по зальцу и спрашивалъ стѣны, — какъ же это? как же это? о Семенъ за чаемъ говорилъ матушкѣ: — Еще въ пятницу, съ базару ѣхалъ, говорилъ Лукичу: ʺМой поповыхъ зашибетъ!ʺ Вотъ и зашибъ! Конечно, жалко по человечеству ...


Художественные проиведения | На паях

...   ей  телеграмму  прислалъ – прiѣзжай,  разъ  недоразумѣнiя  у васъ!  Поплакала  и поѣхала.  Ну и прекрасно. Ему как\нибудь… /кулакомъ/  эдакую… крѣпкую  надо, чтобы… ужъ!  А кисельную  тамъ…  Бухгалтеръ. Да ужъ ...


Художественные проиведения | Забавное приключение

... въ Крымъ жарь. Ничего, дусечка… время какое! миллiоны мокнутъ! и коньячку нѣтъ. А мы еще въ приличныхъ условiяхъ… маленькое приключенiе, забавно даже… А как же вотъ, въ Альпахъ какихъ-нибудь будемъ странствовать! Знаешь, тамъ какъ?! Надѣлъ мѣшокъ, взялъ палку съ крюкомъ – и катай по горамъ, по пропастямъ! Сколько народу ...


Художественные проиведения | Красота

... востроносый, веснушчатый солдатъ–мальчикъ, слѣдившій за каждымъ ея движеніемъ, — <ʺ>съ  собачьей преданностьюʺ, — какъ[3], смотрѣлъ на нее, ожидая, не спроситъ ли она, как<ъ> всегда: — Ну[5] сегодня какой сонъ видалъ? Онъ уже[27] словомъ: — Надо[30] умираетъ… Эти послѣднія слова она ...


Художественные проиведения | О возвращении ученого на родину

... [18] «оставилъ его при себѣ» зачеркнуто, подчеркнуто волнистой линией, изменено на: «<нрзб.>» и зачеркнуто [19] «как правую руку» зачеркнуто, изменено на: «адъютантомъ» [20] «Ему было» зачеркнуто, сверху написано «И въ <нрзб ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... ] «Два раза въ недѣлю» зачеркнуто, вставлено «По пр<аздникамъ>». [665] «общественный ресторанъ» зачеркнуто, вставлено «как<ой–то> клубъ» [666] «въ какой–то клубъ» зачеркнуто. [667] «Сходились» зачеркнуто, всатвлено «Собирались ...


Художественные проиведения | Про одну старуху

... ! Ну, въ такой такой бы   40 частъ… да если бы съ того пункта по всему народу пошло-о… - никакая бы сила не удержала!… И тѣ – то, сразу как обмокли! Такое дѣло,явственное… Ни-чего не сдѣлали! Главный и говоритъ – можетъ муку забирать! Приняли ее съ муки, мѣшки въ вагонъ подали, изъ публики ...


Художественные проиведения | Сила

... ,  стража.. – полонъ  вагонъ. А тотъ  дребезжитъ, – такую  панику  развелъ-поднялъ!..  – Кто?  как?  шпiоны?!..     Такого страху  нагналъ  со  страху, а Куды-Прё – какъ  умеръ. Карманы намъ ...


Художественные проиведения | Яблочный Спас

... гвоздей забора, до трещинки на вишнѣ съ затеками слюдяного блеска, съ капельками янтарно-малиноваго клея, - все, до послѣдняго яблочка верхушки за золотымъ листочкомъ, горящимъ, как золотое стеклышко..! И дворъ увидишь, съ великой лужей, уже повысохшей, съ сухими колеями, съ угрязшими кирпичами, съ досками, влипшими до дождей, съ увязнувшей навсегда опоркой… и сѣрые ...


Художественные проиведения | Въезд в Париж

... ;   [i]  И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. 2 И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. 3 Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил ...


Художественные проиведения | Тени дней

... . Прежнiе  ведеркой были,  зеленоватые. А эти, бѣловатыми шарами, гдѣ я видѣлъ? Въ дѣтствѣ, въ сѣняхъ театра, у подъѣздовъ? Давнiе огнию  Вдали − как черная  рѣка, замерзло. Грязный  ледъ  переливается и свѣтитъ сонно, накатаннымъ асфальтомъ. Блѣдные огни навстрѣчу: такси, тревожно  убѣгаютъ ...


Художественные проиведения | Журавли

ЖУРАВЛИ   I   То, что случилось съ Алей, − что она рѣшила, какъ надо дѣйствовать, − случилось не вдругъ.  Первое время заграницей она чувствовала себя  сравнительно спокойно: новыя впечатлѣнiя, увѣренность, что такъ − долго не можетъ продолжаться, и весь мiръ, наконецъ, пойметъ; надежда, что на ея розыски въ газетахъ  придетъ письмо, и папа окажется въ Америкѣ, а Миша и Ляликъ гдѣ-нибудь на Кавказѣ, и вдругъ  явятся къ ней въ Парижъ. Подобные случаи бывали. Но годы  проходили, а чуда не  случилось.  Аля служила машинисткой, ходила оп вечерамъ въ Сорбонну, много читала о Россiи, слушала на собранiяхъ, какъ изъ года въ  годъ политики убѣжденно развивали, что такое произошло, и почему это произошло, и какъ къ этому надо относиться: принимать ли революцiю − или не принимать,  бороться съ большевиками − или не бороться, а подождать, когда сами  они измѣнятся, или Россiя  сама ихъ сброситъ. Алю  удручало, что серьезные, какъ-будто, люди  высмѣиваютъ другъ друга, кипятъ и спорятъ, а рѣшить ничего не  могутъ. Она возмущалась и горѣла, теряла вѣру въ  дѣятелей, но наружно  была спокойна. А жизнь шла и шла. Обзаводились семьями, устраивались  на землю,  примирялись съ мыслью, что ничего не подѣлаешь, жить надо. Умирали. Кое-кто уѣхалъ въ Россiю, и, кажется, погибли. Иные  поженились на иностранкахъ, иные  перемѣнили подданство. Тотъ нанялся въ легiонеры, тотъ уѣхалъ въ Бразилiю. Единственно  близкiй человѣкъ, товарищъ отца, полковникъ Тиньковъ съ сыномъ − капитаномъ, скопивъ на заводѣ нѣсколько тысячъ франковъ, сняли ферму подъ Пиренеями. Это было большимъ ударомъ: обрывалась послѣдняя нить, связывавшая Алю съ прошлымъ. Полковникъ Тиньковъ, „дядичка“, вѣрившiй непреклонно, какъ и она, что „все это скоро кончится“, какъ-будто махнулъ рукой: больше  уже дѣлать  нечего, и надо  ...


Публицистика | Христос воскрес

... , этот  животворящий  возглас − Христос Воскресе!  В смутное  наше  время − как бы  напоминает  нам: не забывайте  о Свете в хаосе дней!  Дни наши − черные. Народы   ...


Публицистика | К читателям

... место  в нашей жизни  занимает русская печать,  мы не сможем остаться  равнодушными к тому,  как живут  наши писатели и, вообще,  деятели печати нашей.  Если еще читатели не знают этого,   ...


Публицистика | Письмо в редакцию

... ;хорошо  известного  в Европе,  извратили  идею,  убили  душу произведения. Как на пример  извращения,  укажу,  между прочим,  хотя бы на то,  что один   ...


Публицистика | «Помни Россию» (По поводу одного «Письма в редакцию»)

... ,  вся  Великая  Россия − страдает  уже  двенадцать  лет. И как  страдает! Вот какие  последствия  «малых  дел».  И вот,   ...


Публицистика | Слово И. С. Шмелева «Ко дню Русского Инвалида»

... ; повиты…  Только наши герои − рассеяны  в пустынях мира.  Десять лет прошло,  как  установлен  «День Инвалида».  Русские  люди  продолжают помогать,  ...


Публицистика | Наша вера (Ко дню русской культуры

... ; сольются.  И потому  мы служим им,  их помним − здесь.  Разбросанные в мире,  мы чутко перекликаемся, как стражи: «слу-шай…!»  Мы верим  в неиссякаемость  культуры  нашей,   ...


Публицистика | Для России

... ; №  1382   ДЛЯ РОССИИ    Для России − надо сберечь детей.  Скоро десятилетие,  как мы здесь, − живая Россия  на чужбине,  свободная Россия.  Не  гордое это  притязание ...


Публицистика | Дикое Поле

...   без пошлины,  а мы и за  сахарок,  и за спички,  и за петухов  даже налог платим? а как  же сказывали − что  вся земля − народу,  а тут  какому-то  путешественнику ... ;неподалеку, под Полтавой,  которых недавно не было и слышно, а теперь покрикивают: «ходи веселей!»  И вспоминается сладкий сон, − как здесь было, когда  в школах учили,  в больницах лечили,  зарабатывали в уборку по три да по пяти  в день ...


Публицистика | Голос совести

... из  чаши бессмертия, а − это мы ясно  чувствуем −  призваны  со всем миром  как бы на Суд, ибо  свершающееся  в мире переносит  нас  из привычной  обыденщины, в надмирность ...  неисследимые их  последствия.  Чуткость-проникновенность  наша  внушает нам,  что мы как бы призваны  к ответу: в грозные минуты  жизни каждый  должен быть  готовым к   ...


Публицистика | Снова напоминаю вам

...   notre  pays“.   Так говорит француз − за русских  инвалидов.  Ну,  а мы как скажем? Мы, связанные  с ними  Россией, кровью,  общим нашим  горем,  жизнью  ... ;много  принесли, по франкам. Мы знаем это: из  газет,  из приношений. Они-то  отзовутся. И стыдно  как-то  обращаться  к ним. Да и не нужно  обращаться: знают!    Пусть те,  которые имеют больше ...


Публицистика | Душа России

... ,  лучше сказать − пролом   русской истории. Пролом,  в котором  Россия как  бы найдет  себя!  Да, Россия  найдет себя  на крестном пути  героического ... ; И все ясней,  и полней, и краше  вырастает  перед нами  образ  России нашей, как  Идеал.       Без Родины,  мы остро  болеем  Ею,  ...


Публицистика | Вечный Завет

... ;трагедия  человеческого естества.  Вот почему  этот   ч а с т н ы й,  как бы провинциальный  для человеческого мира  «случай»  должен принять  характер   ... еще  продолжается  т а м  и здесь: продолжается  ч и с т ы м и.  Он − вечен,  как вечный  Дух,  неугасающая  сила  ч е л о в е к а,  человека-света. Вечная память павшим. Вечный ...


Публицистика | Событие

... ;их окрики,  изгоняя  русских  людей  из данного  прибежища. Мир озабочен,  как получить  долги  отданной на разбой России.  Мир никак не  может решить,  что ... ; все записано  в государственные акты  и в миллиарды листов газетных,  а в русском сердце − выжжено,  как клеймом.  Это − кошмарное  достояние истории,  истории  оглушительного  падения чести ...


Публицистика | Как я стал писателем

... – автографом и авторской правкой. Пометы Ю.А. Кутыриной, чернилами и карандашом.   Один лист склеен, другой сильно загрязнен. // карт.   I. Ив. Шмелевъ[1]   “Как вы начали Вашу литературную дѣятельность?“[2]   Я написалъ объ этомъ въ разсказѣ “Какъ я сталъ писателемъ“: будучи гимназистомъ, я написалъ разсказъ &bdquo ...


Публицистика | Подвижники

... ни  церкви,  ни пастыря.  И вот, пришел  православный  подвижник-инок,  как в давнее  время на Руси,  и голое место  просветилось: воздвигся  прекрасный храм,  зазвонили ... истомленные глаза, и в них  − спокойствие  исполняемого служения.  Слышал:  «ничего,  как-нибудь переможем,  погодим с лошадкой,  есть и  понеотложнее».  Месили  грязь  ...


Публицистика | Необходимый ответ

... .  О сем дошло  и до русского Парижа.  Оставить  без ответа эту ложь? Мне  как бы  открывался случай,  в меру моих сил,  хотя бы в  узах,  скрутивших слово,  ... ,  что я  «работал с немцами»:  моя  работа  шла  как  раз  вразрез  с их  целью.  Легко, конечно,  было уклониться от   ...


Публицистика | Русское дело

...   страны  из мертвых,  хотя бы и с нарушением  законов  идеальной   п р а в д ы, − как по  нужде  спасают. Та созидающая   группа-сила,  куда пойдут,  без различия ...   народоправства:  ему  впору чиниться,  добывать  кусок хлеба,  осмотреться. И как  ни трудно будет  это иным,  верующим  в целебную  силу  народоправства ... , − им придется  на опыте  убедиться, как  народ,  отброшенный к  XIV  веку,  займется  первичной кладкой на пепелище ...


Публицистика | И. С. Шмелев о революции

... ;(всякого порядка)  условиях оказалась  неотвратимой.  Вопрос для нашего времени  теоретический,  как для  хозяина, у которого, по его небрежности,  сгорел дом.  Стихийно-непреодолимых  причин революции,  ... ; по моему разумению,  не было,  как не было их  и дальше − для углубления   революции и воцарения большевизма. Вина людская, а не  «исторической ... ;неграмотностью, − при очень  благих  намерениях! Народ − основная масса − тут не причем,  как был не  причем и всякий другой народ.  Случись такое хотя бы в Англии,  т. е. будь у власти такие деятели ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

...   судьба  прибавила  еще и имя − светлое  имя  Айхенвальда.  И как жестоко  прибавила!    На перекрестке  чужого города настигла  его  машина  ... . Познал  − и принял,  и полюбил,  любовью большой  и нежной,  такой,  как  его душа.  И стал достойным учеником  великих,  певцом  их   ... ;ж и в ы е  наши,   но вечные  мысли наши, но   с л о во наше… − они бессмертны, как великое  Слово − Бог.  Они ведут  нас. Они  приведут  к извечной ...


Публицистика | Крест просвещения

... не  изменит  исторического  названия,  права на имя,  данное  при крещении; как  нельзя истребить  наименование  Села − «Царским», а Эрмитажа − «Императорским». Это ... ;грязной  рукой  насильника.  Не тысяча  лет  на нем, не столетия  даже, как на  его собратьях − европейцах.  Но есть  чем  ему  гордиться:   ... ;рассеянии,  светится русский  Свет,  бережно  пронесенных  в бурях,  как Свет  от Света. И просвещение  это,  русское просвещение  на чужбине, − воистину  крест ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Боборыкину П.Д.

Фонд № 387 Картон № 9 Ед. хран. № 12 Шмелев Иван Сергеевич Письмо к [Боборыкину] Петру Дмитриевичу [1911]   Машинопись [черновик?] 2лл. На обороте — запись мужских имен с прозвищами. [материал к художественным произведениям?] рукой И.С.Шмелева   Оторвана 1/3 л.2. Помято, загрязнены края //Общее кол-во листов 2 Глубокоуважаемый Петръ Дмитрiевичъ! Вы пятьдесятъ лѣтъ вѣрой и правдой прослужили великому дѣлу и трудному и славному дѣлу «раскрѣпощенiя русского общества», очеловѣченiя родины, изображенiя многихъ граней жизни. Вы своимъдарованiемъ и мѣткимъ перомъ вскрыли гримасы и болѣзни и улыбки жизни, стаскивали сокровенныя покровы, помогали взглянуть въ лицо страны и ставили серь озные[k], грустныхъ и радостныхъ и первыхъ больше и я я не могу не написать вамъ, не могу не сказать вамъ, какъ ваша душа с моя душа слилась съ вашей, какъ взяли вы мое сердце и сжали болью, вызвали слезы на глаза вашей простой статьей. Петръ Дмитрiевичъ! Ужасомъ вѣетъ от вашей статьи, тѣмъ большимъ ужасомъ, что правда, правда истинная все то, что пишете вы. Въ какiя помои повержена вся наша русская жизнь, въ какiя потемки загнана, и сколько муки въ этихъпотемкахъ, сколько напуганныхъ и растерянныхъ и недоумевающихъ и заколоченныхъ истерзанныхъ въ этихъ  помойныхъпотемкахъ жизни! И сколько рожъ, самыхъ отвратительныхъ рылъ нахально смотрятъ изъ этихъ помой,которыя они же вольно и невольно изрыгаютъ и //л.1 и разводатъ[p]… Мы еще молоды были и ничего не понимали, но теперь ясно, что и т.д. И опытъ есть. Десятки лѣтъ  ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Коринфскому А.А.

... , дошли ли книги. Ни одной карточки нѢтъ у меня. На дняхъ единственную отдалъ для//1 об бунинскаго альбома. Как только снимутъ – пришлю. И потомъ у меня такая физіономія неуловимая, что аппараты отказываются дать её  ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

...   сильно на положеніи офицеровъ, теперь всѣ мы на позодрѣніи за нами слѣдятъ и мы находимся подъ надзоромъ солдатъ. Съ одной стороны мы какъ начальники, съ другой поднадзорные. Как видишь положеніе идіотское и безвыходное. Ну да при такой неразберихѣ это понятно. Войну можно считать почти проигранной,  потому что дисциплину послѣдними ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... упомянулъ. ‑ Мало крови выпили… мало…[925] до[926] послѣдней крохи добираетесь… Не согласенъ…[927] то ись… Тамъ каку хошь трубу ставьте[928], а земли не дадимъ... шалишь… Намъ дороги не надоть…[929] Но прочіе молчали. выжидали, что скажетъ инженеръ. ‑  ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 23   [1]Гассанъ и его Джедди.[2] Тому, что я хочу рассказать прошло лѣтъ десять, но всякiй разъ, какъ ночью на Пасху слышу я торжественный звонъ колоколовъ, в<ъ> моей памяти ясно встаетъ сухая, какъ изъ бронзы отлитая,[3] фигура старика Гассана и маленькая, какъ птичка, то печальная, то порывисто веселая[4] Джедди съ[5] большими глазами. Ихъ уже нѣтъ теперь въ живыхъ. Они ушли отъ земли въ неизвѣстную[6] страну правды и вѣчнаго свѣта.[7] И мнѣ становится грустно, грустно…… ——— Первый разъ я встрѣтилъ Гассана[8] на берегу[9] Чорнаго моря въ небольшомъ городкѣ Кавказскаго побережья[10].[11] Былъ теплый[12] iюльскiй вечеръ. Солнце собиралось опуститься въ морскую пучину.[13] Начиналась легкая зыбь на вечерней зарѣ. Я сидѣлъ на дамбѣ[14], свѣсивъ ноги надъ[15] плескавшимся моремъ[16]. Тянуло[17] холодкомъ... Небольшiя баркасы и шхуны[18] едва покачивались у пристани[19], шурша другъ о друга боками. Пахло смолой и[20] водорослями и соленою свѣжестью моря. Солнце все ниже и ниже… Скоро съ далекаго запада надвинется ночная синева[21] волнъ[22]. Рѣзкiй свистъ[23] чего-то по воздуху заставилъ меня осмотрѣться. Шагахъ[24] въ 10... стоялъ[25] бронзовый турокъ въ фескѣ,[26] длинномъ чорномъ пиджакѣ и[27] въ туфляхъ на босу ногу[28] энергично[29] вертѣлъ[30] бичевой съ грузиломъ, собираясь забросить въ морѣ[31]. Его стройная, сухая[32] фигура съ[33] вздрагивающей кисточкой фески, ярко рисовалась на фонѣ освѣщаннаго[34] неба, какъ тѣневая картинка. Недалеко[35] отъ него[36] маленькая дѣвочка въ аломъ[37] халатикѣ[38], и въ малиновыхъ бархатныхъ[39] туфелькахъ съ золотомъ[40] [41], раскрывъ[42] пунцовыя губки, слѣдила, какъ старикъ вертѣлъ бичеву[43]. Вотъ турокъ вытянулся[44], по[д]прыгнулъ, щелкнули о помостъ[45] туфли[46], и бечевка со свистомъ далеко вытянулась ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... въ кр<асномъ> ковр<ѣ>[45], и огромной[46] передней, гдѣ зеркало отражаетъ[47] веснушчатое[48] съ воробьинымъ носомъ[49] лицо, и своего пиджачка: здѣсь[50] страшные богачи, владѣльцы четырехъ[51] фабрикъ, полы,[52] как<ъ> зеркало, залъ такой,[53] что кружится голова, столъ въ серебрѣ и всякихъ закускахъ, и[54] много народу.[55] Да и псал<омщикъ>[56] второй[57] годъ только[58] ходитъ[59] и ему[60] непривычно ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... было: Чуть повернулся — зацѣпилъ. Да-а… [612] Вместо: Ты съ— было: Съ [613] Евгр.<афовичъ> [614] Вместо: какъ — было: как [615] Вместо: Здѣшній — было: Здѣшнійк [616] Далее было: Ш [617] Далее было: Данила Евграфычъ [618] Далее было: И привлеку [619 ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... ; боль. Пусть было… у нихъ[21]. А у меня есть совѣсть! А ты плюешь и бросаешь дѣло! А ты знаешь, на чьи деньги сей часъ учится… сотня такихъ, как ты? А что я думаю, что у меня тутъ?.. Ты думаешь, что у тебя только правда, а я ничего не понимаю… что я, простой русскiй человѣкъ ни на что не способенъ по твоему ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... было: Чуть повернулся — зацѣпилъ. Да-а… [584] Вместо: Ты съ— было: Съ [585] Евгр.<афовичъ> [586] Вместо: какъ — было: как [587] Вместо: Здѣшній — было: Здѣшнійк [588] Далее было: Ш [589] Далее было: Данила Евграфычъ [590] Далее было: И привлеку [591 ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... ] Вместо тире было многоточие. [143] Вместо: звучитъ — было: а. слышится б. раздается [144] Рядом с текстом: Передъ темъ, как проснуться — помета: (нов<ая> строка) [145] Вместо: тихая радость овладѣла всѣмъ существомъ моимъ — было: я [бы] сдѣлался безконечно ...


Творческие рукописи | Красота (НИОР РГБ 387.8.19.)

... ;, — такъ[4] называла Дара[5] взгляды его свѣтло-сѣрыхъ, жидкихъ и до наивности мягкихъ глазъ, —[6] смотрѣлъ на нее, ожидая, не спроситъ ли она, как<ъ> всегда: — А[7] сегодня какой сонъ видалъ? Чтобы[8] только поговорить съ нею подольше, все утро[9] выдумывалъ сонъ[10], очень длинный, волшебный. Была ... ; <далее — машинопись с рукописной правкой к рассказу «Чужая кровь»> улицами[171]: нѣмецъ впереди. Иванъ сзади. Нѣмецъ шелъ вперевалку, как<ъ> ходятъ тучные люди, раскачиваясь[172] на[173] короткихъ ногахъ[174], и Иван<ъ> все[175] смотрѣлъ въ его[176] затылокъ, въ жирныхъ складкахъ[177].[178 ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... .въ весн.[269] — Понятно! — отзыв.[270] Иванъ. — Нѣмецъ обезьяну выдумалъ! [271]По пр.[272]уходилъ нѣмецъ на деревню, въ как. клуб.-пивную[273]. Собирались[274] туда всѣ “бауры”, тянули пиво глоточками,дым. сиг. и тр.[275] и читали“газеты[276 ... было: И хоть смѣялся, а не уважить нѣмцамъ не могъ: умные! [272] Вместо: По пр.<аздникамъ> — было: Два раза въ недѣлю [273] Вместо: как.<ой-то> клуб<ъ>-пивную — было: общественный ресторанъ-пивную, въ какой-то клубъ [274] Вместо: Собирались — было: Сходились [275]  ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

... [146] устроила… — Почему это «ваша»?[147] — обидѣлся акцизный[148]. — Ну не ваша, а, вообще вы как-то любовно[149] относитесь ко всякой пошлости…[150] — Ну,[151] пошелъ![152] — махнулъ рукой акцизный. — Вы про ... ;— только бы рублей десять достать на первое время…» А урока нѣтъ и нѣтъ. — И прошло такимъ манеромъ съ недѣлю. Стала она как-то молчалива. Придетъ[328] онъ,[329] а уней глаза красныя. — «Что такое?[330]» — спрашиваетъ. —  ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... точно сорвался, поощряемый гымканьемъ рыхляка и ея улыбающимися[687] лучистыми[688] глазами. <нрзб.>[689] онъ говорилъ про эти пустын.[690] <?> мѣста. Как<ъ>[691] пустыя! Это съ пароходу[692] не видать! Пустые! Деревни, кругомъ въ поляхъ и лѣсахъ деревни. Деготь гонятъ, скипидаръ, смолу. Коре дерутъ. Лѣса валятъ ... она [687] Далее было: звѣздчато- [688] лучистыми вписано. [689] <нрзб.> вписано. [690] Вместо: пустын. — было: пустыя [691] Вместо: Как<ъ> — было: Какія [692] Далее было: -то [693] Вместо: такія — было: эти [694] Вместо: , говорятъ —  ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... къ двери въ переднюю и останавливается. Косточкинъ.[11] — А, чортъ… Портфель дай.[12] (Варя беретъ съ письменнаго стола портфель и подаетъ.) Косточкинъ. (Трепля Варю по щечкѣ) Ну, как /?/ привыкаешь, мордашечка, а?[13] Варя. (Кокетливо. )[14] Очень привыкаю. Вѣдь вы добрый… Косточкинъ. (Обнимая правой рукой, въ которой портфель, а лѣвой беря за подбородокъ). А вотъ, погоди ... въ кресло и съ силой раскачиваясь.[208] Стуки.) Косточкинъ. Такъ[209] лоботрясъ… здѣшній[210]… (Стуки.) Степка. Енъ выломаетъ!. У него кулачищи прямо как долбешки[211]... Голосъ Гирина. Пустите!.. Василь Иванычъ!... Косточкинъ. Онъ прямо бѣшенный![212] Рубининъ. Не при-ни-ма-ю[213]![214] (Стуки.) Галльскій. Ну-ка!... ну-ка![215]... Голосъ ... .) Я — здѣсь!! Намъ надо объясниться!.. Произошло…. я затрудняюсь компроментировать[552] этотъ инцидентъ…[553] (Смотритъ на Бутонову.) Бутонова. (Наступая на Рубинина, как сомнамбула.) Онъ! Онъ! (Тыча пальцемъ.) Вотъ онъ!.. вотъ!.. (Рубининъ отодвигается, она наступаетъ.) Яшкинъ. Произошло… одно…. Косточкинъ. Печальное недоразумѣніе ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... ; РУБИНИНЪ. |Упавшимъ голосомъ.| Писатель здѣшній![202]... |Рычитъ, бросаясь въ кресло и съ силой раскачиваясь. Стуки.|[203]   СТЕПКА. Енъ выломаетъ.. У него кулачищи прямо как долбешки![204]...   Голосъ ГИРИНА. Пустите![205].. Василь Иванычъ![206]...[207]   РУБИНИНЪ. Не при-ни-ма-ю![208] |Стуки.|   ГАЛЛЬСКІЙ. Ну-ка![209]... ну-ка![210 ... ] объясниться… Произошло…. я затрудняюсь // л. 35   компроментировать[867] этотъ инцидентъ[868].. Я….|Смотритъ на Бутонову.|   БУТОНОВА. |Наступая на Рубинина, как сомнамбула.| Онъ![869] Онъ![870] |[871]Тыча пальцемъ.| Вотъ онъ… во-отъ[872]… |Рубининъ отодвигается,[873] она наступаетъ.|   ... ; было: переднемъ планѣ [16] Запятая вписана чернилами. [17] Вместо: <нрзб> — было: стилѣ. [18] nu. вписано чернилами. [19] Далее было: КОСТОЧКИНЪ. |Трепля Варю по щекѣ.| Ну, как /?/ привыкаешь, морда/ш/ечка, а /?/ ВАРЯ. |Кокетливо.| Очень привыкаю. Вѣдь вы добрый… [20] Далее было: А вотъ, погоди, сережки я тебѣ куплю…. [21] Далее было ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... ;Лэди» лучше шла по сухому… Вотъ только «Громъ» можетъ пропасть – думалъ Болотниковъ… Скользитъ онъ как то… Гигантскiя трибуны были переполнены. Казалось издали, что миллiоны грачей опустились сюда на отдыхъ… А сотни экипажей подвозили нарядную публику, публику ... ;   Вместо: пробѣгало легкое – было: пробѣгали [240]      Вместо: сама – было: как<ъ> [241]      Вместо: съ огонькомъ – было: огонь [242]      Вместо: Подошелъ ... ;Справа от текста запись: Владиміръ 2го авг. [558]      Далее было: [Одна] Назойливая мысль завладѣла Числовымъ: [как] онъ долженъ доказать «имъ» всю ихъ подлость, бросить имъ въ лицо позора, до котораго его довели, показать всѣмъ что онъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... ;Далее было: штоли [1597] Вместо: обормота – было: сук<ина> сына [1598] Далее было: такъ хорошъ. Будя как [1599] Вместо: Чево – было: Што [1600] <нрзб> борная… вписано [1601] Далее было: Ха-ха-ха &ndash ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... …[92] Никонъ!.. Да двинься ты, чортъ!..[93] Угрюмовъ (ежась) Гм… гм… Ты, какъ его зовутъ… гм… Её разстегнуть надо… Ты её… того… гм…[94] Я, как то это… гм… гм… Наташа. (подымаетъ голову и видитъ доктора) Докторъ!.. дорогой, милый докторъ!.. Вы… вы мой[95] другъ… вы… Онъ, онъ ... ; /Въ сторону./ Какъ она хороша![545]...[546] /Ей./ Я… Я… гм… гм… все для васъ… но… но… что такое… вышло, как его… гм… гм…   Голосъ ЛИСИЧКИНА[547]. Можно?[548]... скоро ли!?[549]...   НАТАША. Не смѣйте![550]...   УГРЮМОВЪ. Нельзя![551 ... ;л. 55   ПУХОВА. Какая безтактность![801]... /Наташѣ./ Это все ты,[802] ты![803]… Это она, дорогой, милый, Петръ Петровичъ… /НАТАШѢ./ Как ребенокъ![804] Такая невоспитанность… такая нездержанность![805]... Стыдъ![806]... Не поѣдешь заграницу![807]... Не берите ее, Петръ Петровичъ![808]...   ЛИСИЧКИНЪ. /Наташа ... ;     (Лис-ну) вписано. [183]            Текст: Ахъ, как это все ~ будемъ знакомы — вписан. [184]            В рукописи ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... кофтѣ[69] [70]. [71] [72] Тяжело[73] ступая, онъ подошелъ къ кассѣ, [74] отдышался, задвинулъ на затылокъ съ пропотѣвшаго лба [75] потертую когда то[76] котиковую[77] шапку, поставилъ саквояжъ на полъ, [78] порыжелый<?> cаквояж<ъ> съ как. обыч. старички ѣзд. на богом.[79] и [80] принялся[81] отирать[82] [83] красн. платкомъ[84] лицо. [85] Гулко[86] высморкался, [87] сложилъ платокъ, вглядываясь въ него, [88] и [89] сурово[90] [91] на[92] узелъ и [93] узелокъ. [94] [95] [96] ‑ Вы чего ... раскатисто: — Трретій дава–ай! На большой станціи поваръ за порціоннымъ столомъ неожиданно встрѣтилъ знакомаго, съ которымъ когда–то служилъ въ судаковскомъ трактирѣ. И как<ъ> жаль — встрѣтилъ передъ звонкомъ, не успѣли поговорить. Только и удалось сказать, что вотъ ѣдетъ по приглашенію въ Крымъ на хорошее мѣсто н<а> шестьдесятъ рублей ... ; Скажите ей ваше [1013] замѣчаніе, что такъ не годится… — Каждый [1014] о себѣ, а не то, чтобы дружно[1015] [1016]… Ты вотъ скажи, как<ъ> мнѣ себя оберечь чтобы… Шли съ прогулки учитель Дроздовъ и Свистунъ съ капустинскими барышнями, пѣли: «Есть блаже–е–нная страна ... [76] потертую когда то вписано. [77] Вместо: котиковую – было: котика [78] Далее было: вынулъ красный платокъ [79] порыжелый<?> cаквояж<ъ> съ как.<имъ> обыч.<но> старички ѣзд.<ятъ> на богом.<олье> вписано. [80] Далее было: долго [81] принялся вписано. [82] Вместо: отирать &ndash ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

...  — указалъ Кондр.[1075] на сына… — поди ты вотъ… Мнѣ то и не вдомекъ… а вы, господинъ… не серчайте… потому как я не въ своемъ умѣ…[1076] — Ну, чего вы…[1077] Все прошло, все прошло… — заговорилъ старикъ…[1078 ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... вытянутаго костыля и покручиваетъ тонкій усикъ.[364] Видъ у него, какъ у человѣка, который былъ въ кипучей работѣ и его вдру<гъ> выкинули изъ работы и он<ъ> недоумѣваетъ, как же это вышло и почему, и что теперь еще совсѣмъ недавно крутилъ его огненный вихрь и грохотъ, а теперь[365] такая тишь вокругъ[366], тихія ... ] когда приходятъ домой, <нрзб.>[776] пробираются[777] въ уголокъ, будто имъ совѣстно.[778] Въ деревнѣ его зовутъ — Мироша. У него изба, как<ъ> бѣлая игрушка[779], вся украшенная рѣзьбой,[780] новая — года <нрзб.> выстроился только[781], когда пришелъ изъ солдатъ. Два ... подкидываетъ да въ[1239] бѣлыхъ штанахъ объ сѣтку колотится — видалъ. Книжку чит<а>етъ, чтобы съ нѣмцами говоритъ! Нѣтъ прямоты! Мы рты разинули, как намъ кучеръ тутъ поразсказалъ. Поѣхалъ баринъ нѣмцевъ добывать въ город<ъ> чтобы на работу, хлѣбъ убирать. Ладно. По начальству тамъ то-се… А его тамъ, въ городѣ ... разсказахъ. О многомъ не говорятъ — страшно вспоминать. Стыдно говорить, за человѣческое стыдно. И страшно слушать, какъ воютъ послѣднія ночи «смертники<»>, как юноши, почти дѣти, мечутся по каменнымъ клѣткамъ и призываютъ: мама! Мы слушаемъ и насъ давитъ кошмаръ, камни давятъ. А свидѣтели прошлаго разсказываютъ спокойно. И я кажется, всегда ... сотни лѣтъ пьяныхъ, отравленныхъ, сбитыхъ, ломавшихъ жизни. И пьяны все еще вонъ тѣ покривившіеся избушки, и деревья, и косогоры. А вотъ не пропилъ ума, — и как<ъ> говоритъ, и какъ надъ собой смѣется, и какъ образно, какъ оригинально говоритъ. Говор[1725] — не улыбается.[1726] — Теперь на полустанкѣ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"