И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 138

Художественные проиведения | Каменный век

... ; Он дотянулся рукой до  камня:  камень!  И за ажиной − камень,  стеной поднялся.  Синело над  нею небо.  Он присел у воды,  подумал, − и съел лепешку. Сладко шумел  источник&hellip ... ;   И он перестал  думать.  – Надо идти…  – всполохнулся он, – солнце  над  Аю-Дагом,  часа четыре…  К дороге он  вышел  на самом  Перевале.  ... ,  леса по хребтам горели.  В сторону  отошла глухая  мажорная дорога,  мигнуло  над чащей камнем…  – «Торчок»! –  увидал Безрукий.  Высокая глыба на опушке… Когда ... пятнами окошек. Желтые мальвы гасли.  – Смеркается… – сильней  затревожился  Безрукий и посмотрел на небо.  Над головой  небо голубело  мягко,  к закату  зелено золотилось,  но за ущельем,   ... волною,  ядреная,  золотая, – шелестела. И он утолнул  в потоке…  …Идут!.. – крикнул над головой  голос.  Он  очнулся  и опять  услыхал  ветер. Огляделся… &ndash ... дороги  камень. Ударил камень – и Безрукий упал сразбегу.  Долго  ди он лежал – не помнил. Крутило  над ним метелью. Стегало воем.  – Огонь… чабаны… – скзаало  ему в  метели.  Он поднялся ... ,  и он  подошел вплотную.  За ним – овчарки.  – Йёййй, человек! Огонь!.. – взвыл  он над  самым  ухом,  нажал на шею, подумал – бросить? – и что-то  сказал   ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Солдаты

... службы в офицерских  чинах  полковника. Все кричали  Оксенову, чтобы непременно  захватил картину над диваном – «Вступление  русских войск в Берлин». Рядом,  в биллиардной,  сощелкивались ... тонкая, беглая улыбка, открывавшая  синеватые  зубы – жемчуг, проникала в него  тревогой. – Царить над всеми… все иметь, все… полная-полная свобода, куда   захочешь… Завела бы автомобиль, поехала бы в ... ;       Как-то пришла  открытка из Монако, от племянника  Машеньки, с пальцами и дворцом  над морем. Машенька писала, что уезжает  в Альпы, в сентябре будет  в Биаррице, а к ноябрю в Москве, и ждет  ее ... Стеф!.. – шептала  Люси, мертвея, – за что ты хочешь меня… – Не вас. За «насилие над личностью» заплачу. Можете быть  спокойны. Письмо я вскрою. И если я… если не касается  моей че-сти… расплачусь ...   с отвращением к постели. Атласное голубое одеяло не свисало, все было чинно  и прибрано. Увидал «Клеопатру» над постелью, голых  «рабов мидийских», купленных на толчке. Это когда-то нравилось. Пахло  е е  духами ... … – Позвольте, господин офицер?.. – услыхал Бураев   раздраженный голос. – На каком основании  вы издеваетесь над  мальчиком?.. Вы его ударили! Он  вас ударил  плеткой? Не бойтесь, смело говорите… я не допущу… ...   этот халуек общественный, протестант – спортсмэн? Не  разобравшись, вопиет: «насилие,  публично издеваетесь  над   м а л ь ч и к о м!» – хотя  прекрасно  знает,  что ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , воздеяние рук моих - как жертва вечерняя (Пс. 140:2) [5] Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.  Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102:15-16);  Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... черкани…  Дверь сорвали.      [i]  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт. 1:26)


Художественные проиведения | Он с нами

... laquo;уходятъ изъ видимого мiра». «Видимого» зачеркнуто [13] буква «з» зачекрнута [14] запятая поставлена от руки [15] над слогом «чай» в слове «необычайныхъ» от руки надписано «ныхъ» и зачеркнуто [16] «или» ... laquo;Но» [27] зачеркнуто вместе с запятой [28] вставка «даже» [29] запятая зачеркнута [30] зачеркнуто, сверху небольшая черта над буквами «ух» [31] «отмѣчающаго избраннаго.» зачеркнуто [32] «почти чудеса или явленiя, къ нимъ близкiя.» зачеркнуто ... .>», «эпиграфомъ» зачеркнуто [174] «силой и» зачеркнуто, после «резкостью» рукой вписана запятая [175] над «въ Аннѣ Карениной» надписано: и съ больш. <нрзб.>, чѣмъ в Кр.Сон.» — здесь ошибка в предлоге «в». Следует ... ] далее в конце абзаца вставлено: «Есть < нрзб.> лазейки, но выхода нѣтъ, не уйти отъ < нрзб.>.» [214] далее над строкой вставлено: «И не боится <нрзб.>< нрзб.> Пану, власт<н> нашей земли съ < нрзб.>» [215] «на» зачеркнуто [216 ... laquo;схематически» зачеркнуто [221] «и» зачеркнуто [222] «разрушает» изменено на: «разрушающая», сверху над словом надписано: «Ложь имеетъ <нрзб.> <нрзб.>» и зачеркнуто. [223] «насьажденiя» изменено на & ... raquo; зачеркнуто [231] «И не» подчеркнуто волнистой линией, «И» зачеркнуто, «не» изменено на: «Не» [232] над «изысканныхъ» написано: «балов и празд. <нрзб.> силы изд. <нрзб.> <нрзб.>» [233] далее сверху надписано: & ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ;Гаршину  дорывались…  у Букетовыхъ  корову свели… у… – Про что же я-то вамъ говорю! Двѣ-над-цатую корову рѣжутъ… Марина Семеновна! двѣ-надцатую! И самъ  нехорошiе  все сны  вижу. Вся ...


Художественные проиведения | Богомолье

РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   Бѣлградъ священной памяти короля югославiи   АЛЕКСАНДРА   I   СВОЙ ТРУДЪ БЛАГОГОВѢЙНО ПОСВЯЩАЕТЪ АВТОРЪ       ПОСМЕРТНЫЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОНЪ ВЕЛИКОМУ И ДОБЛЕСТНОМУ РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   О, вы, напоминающiе о Господѣ, - Не умолкайте!” Пр. Исаiи, гл. 62, ст. 6.   Бѣлградъ   Всѣ права сохрнены. Tous droits réservés. Alle Rechte vorbehalten. Copyright by the author. ЦАРСКIЙ ЗОЛОТОЙ   Петровки, самый разгаръ работъ, - и отецъ цѣлый день на стройкахъ. Прикащикъ Василь-Василичъ и не ночуетъ дома, а все въ артеляхъ. Горкинъ свое уже отслужилъ, - “на покоѣ”, - и его тревожатъ только въ особыхъ случаяхъ, когда требуется свой глазъ. Работы у насъ большiя, съ  какой-то “неустойкой”: не кончишь къ сроку – можно и прогорѣть. Спрашиваю у Горкина – “это что же такое – прогорѣть?” -   А вотъ, скинутъ послѣднюю рубаху, - вотъ те и прогорѣлъ! Какъ прогораютъ-то… очень просто. А съ народомъ совсѣмъ бѣда: къ покосу бѣгутъ домой, въ деревню, и самыя-то золотыя руки. Отецъ страшно озабоченъ, спѣшитъ-спѣшитъ, лѣтнiй его пиджакъ весь мокрый, пошли жары, “Кавказка” всѣ ноги отмотала по постройкамъ, съ утра до вечера не разсѣдлана. Слышишь – отецъ кричитъ: - Полуторное плати, только попридержи народъ! Вотъ бѣдовый народишка… рядились, черти, - обѣщались не уходить къ покосу, а у насъ неустойки тысячныя… Да не въ деньгахъ дѣло, а себя уронимъ. Вбей ты имъ, дуракамъ, въ башку… втрое, вѣдь, у меня получатъ, чѣмъ со своихъ покосовъ!.. - Вбивалъ-съ, всю глотку оборвалъ съ ими… - разводитъ безпомощно руками Василь-Василичъ, замѣтно похудѣвшiй, - ничего съ ними не ...


Художественные проиведения | Иностранец

... ;слагающие  силы – воображение,  мысль,  воля,  чувственное ощущение, – могут преобладать друг над другом в отдельных произведениях Шмелева;  чувство остается основополагающим всегда. И при этом оно  достигает  нередко ... орали певцам-казакам – «ан-кор…  паматьюшка-паволга!..» – и порой  пьяно плакали  над чем-то,  растревоженные  невнятной песней людей  в «шэркэска».  Но и здесь  чадная ... и вспоминали – врали забавные случаи сезона. Пустой океан  подремывал,  похлестывал  в пенные  берега. Над мыльно-зеленоватыми  валами  тянули свои  цепочки  черные нелюдимые  бакланы.  ... ,  осенние персики – каталонские, виноград-малага, и самая настоящая малага,  и вэн-дэ-сабль, и Гато с фруктами.  Над чем  потрудиться – есть.  – Так ты,  старина,  говоришь…  – Гооврю ... ;,  хотя  какие ему  россыпи,  все равно  не разбогатеет,  сам над  собой смеется – «ворона  бородатая!»  И велел  «заняться» ... ; ничего,  Ярославну  лучше,  но когда  он начал  со мной  мученье над  Февроньей из «Китежа»,  на третьем уроке  поцеловал меня  и сказал – « ... nbsp;     Директор сам проводил  до холла с розовыми колоннами и живописным панно – с горной козой  над пропастью,  почтительно простился,  придерживая ее руку,  и опять заверил,  что  приятные ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

ВЕСЕЛЫЙ ВѢТЕРЪ («ВЕРБА»)   Утромъ  бѣлѣлъ  на лужахъ сквозной  ледокъ, а теперь, за полдень,  бѣгутъ  ручьи,  нѣжатся на солнышкѣ собаки и полощутся  бойко  воробьи.  Вѣтеръ – „вскрышной“,  тугой, сыровато-теплый. Потянетъ,  рванетъ порой: бойкiй,  весеннiй  вѣтеръ. Прислушиваешься –  шумитъ-смѣется. И небо – въ  вѣтрѣ:  сквозное-голубое,  за золотистыми  прутьями  тополей.  Тепло, и свѣжесть. И въ  свѣжести этой –  струйки: отъ тающаго снѣга,  отъ  потеплѣвшей  земли и крышъ,  отъ бьющихся  въ вѣтрѣ  прутьевъ,  которые посочнѣли и сiяютъ? отъ  вѣтра, пронесшагося  полями и лѣсами?..  И  голубями, какъ  будто,  пахнетъ… томною воркотнею  ихъ, – чуется  молодому сердцу, – и  теплой  сыростью  погребовъ,  запаздавшихъ съ набивкою,  и помягчѣвшимъ льдомъ,  зелеными-голубыми  глыбами,  съ  грохотомъ  рухающимися  въ темные  зѣвы  лавокъ. Весна… Она  засматриваетъ  въ глаза разрумяненными  „жаворонками“ и бѣлыми  колпачками пасокъ  въ  бумажныхъ розанахъ,  киваетъ съ телѣги  веселой вербой – красноватыми  прутьями и сѣренькими  вербешками,  золотится крестами  въ небѣ,  кричитъ въ  голосахъ разносчиковъ.  Пятиклассникъ  Өедя – если  бы его  звали: Георгiй  или Викторъ,  что значитъ – „Побѣдитель!“ – а то  все – „ахъ, ты, Өедя,  съѣлъ медвѣдя!“  – сегодня совсѣмъ  весеннiй: купленная  для Пасхи  легонькая  фуражка, съ широкою,  модною,  тульею и съ  настоящимъ  „гвардейскимъ“  кантомъ,  весенняя& ...


Художественные проиведения | Смешное дело

... , для поздравления. А то, зимой, от скуки, пошлет за ним, барин, ‑ любил // 110   пошутить по некоторому научному предмету, ‑ и, говорили, так и покатывался над ним, как рассуждать пускался. Но Панфилка чувствовал, будто в шуты зачислен. И все-таки разглагольствовал. И, конечно, невер был полный, и даже кощун. Когда батюшке ... рода, от обезьяны себя считаешь!» ‑ «А, и ты, говорит, кислая кутья, с ними? и ты, лизоблюд господский, над нами измываешься!» ‑ «Над кем это, над «вами»? – «А над обиженными трудящимися людьми!» Тут я ему и примочил: «да ты из людей-то отчислился, а обезьяна не может обижаться по малоумию ... «Марточку» высоко за лапку. А она так и повисла, тряпкой. Глядят – мертвая обезьянка стала! Мужики кричать стали: «чего ты над нами насмехаешься, // 117   ай мы обезьяны? это тебе баушка родная… баушку уморил!...» Насмех стали кричать: «волосок лопнул ...


Художественные проиведения | В норе

ВЪ НОРѢ.   _______   I.  - Могу поздравить, - встрѣтилъ меня начальникъ улыбкой. - Мое представленiе уважено. Вы назначены въ С…  Онъ вертѣлъ бумажку и ждалъ благодарности.  - Городишко, конечно, длянь, - недавно онъ говорилъ другое, - но… - онъ поднялъ палецъ, - по-ло-же-нiе! Теперь ужъ отъ васъ зависитъ…    Старичокъ не могъ скрыть удовольствiя, что такъ удачно отдѣлывался отъ меня. Мое назначенiе въ С… куда сплавляли или нетерпѣливыхъ, или ужъ слишком  терпѣливыхъ,  развязывало ему руки.  Оно освобождало мѣсто племяннику старичка и избавляло отъ непрiятныхъ объясненiй съ администрацiей. Меня считали за человѣка неблагонадежнаго, - по близорукости, я не раскланивался съ губернаторомъ, - и, кромѣ того мой флиртъ съ губернскими дамами сталъ кому-то поперекъ горла.  Такъ или иначе, но старичокъ былъ дозволенъ.   - Ну, годика три поторчите, и можно ждать перевода. Хотя, между нами, это порядочная-таки  нора. Семьдесятъ верстъ отъ желѣзной дороги…  Теперь онъ платилъ мнѣ за строптивость и безпокойство, и его глазки говорили ясно:  - Такъ вотъ же тебѣ, получай!  Если бы зналъ онъ, какую услугу оказалъ мнѣ! Я рвался изъ города. Я убѣгалъ  отъ петли.  Милая супруга непремѣннаго члена, съ которой у меня были короткiя отношенiя, все настойчивѣе намекала на невозможность “продолжать такъ”. Наши встрѣчи принимали трагическiй оборотъ, - съ жалобами, слезами, истерикой, упреками въ непорядочности, въ злоупотребленiи властью надъ “бѣдной женщиной, которая по неопытности” и т. д… Она забыла, что то же самое еще недавно высказывала помощнику податного инспектора, но меня не хотѣла забыть.  Дѣлая томные глаза, она страстно сжимала мои  руки и съ ...


Художественные проиведения | На морском берегу

... , что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? 6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; 7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: 8 овец и волов всех, и также полевых зверей, 9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее ...


Художественные проиведения | Виноград. Из крымских рассказов

... ; могиле и ныне заменяемый памятником, − не просто дубовый крест,  который можно пустить на топливо,  а Крест  над погибшей Правдой. Потому-то и не хотел Пиньков  расставаться  с этим крестом и говорил всем,  приходившим купить его &minus ... ; Представляете,  какое же у них  воссияние-то было!  И как они  оба трепетали  над этим  «даром от Господа». Они как-то  объединили  его с виноградом,  с золотым  ... ;Вы видели,  это он  у меня написан  в винограде,  спит под лозой в корзинке,  и над ним грозди свесились,  и через эти грозди  поет  на смуглом  личике,  в его ... ; только старикам копию подарил,  но там солнца такого не получилось что-то.  Но слушайте…  Они до того над ним дрожали,  что мать, слабая  такая она,  всегда  выходила его встречать ... .  Эти два года Елисавета Михайловна  весь свой виноградник  слезами орошала. Придет, станет  над  лозой,  где нашли Федичку, и зальется.  Как ни пройдешь, − всё она на винограднике. Ну,  вчера ...


Художественные проиведения | Мистификация

Фонд № 387                                              Шмелев И. С Шмелев                                Иван Сергеевич Картон № 3 Ед. хран. № 9 «Мистификация» — шутка в одном действии 1908 Машинопись с авторской правкой. 43 лл. Название и адрес на обложке рукой И.С.Шмелева. На обложке — цензурное разрешение и печати.   Помят, надорван лист обложки. Общее количество листов 43 // карт. Машинопись с авторской правкой. 43 лл. // карт. 1й экземпляръ. Мистификацiя.                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Авторъ                                            Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ   Владимiръ Губ., Царицынская ул. д. Стариковой. // титульный лист   М И С Т И Ф И К А Ц I Я .                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Д Е Й С Т В У Ю Щ I Я  Л И Ц А .   КОСТОЧКИНЪ, Василiй Ивановичъ, секретарь земской управы, лѣтъ за 30. РУБИНИНЪ, Владимiръ Александровичъ, молодой беллетристъ съ именемъ, ...


Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | В дождь

... и 55   поет всегда молодой по весне его сад, густо засыпанный цветами яблонь и груш, залитый белым и горьковатым морем черешень. И скворцы уютно трещат над ним, на высоких шестах, и дубоносы пощелкивают костяными носами, – скорее бы зрели вишни! и давняя пара горлинок залетает сюда с синей горы, такой ... губами песенку про десятую овцу, что даст им хозяин по осени, в день счета, про сладкое молоко, славно пузырящееся в кожаных мешках, про звезды над Пал. Гор., про снега и ветры, которые погонят стадо к лесам... Вольно дышется на вершинах! Здесь она, светлая свобода, которую не отымешь. Здесь кротки ... -ли Демерджи? Это пустяк в беге мысли. Взмах в тысячу верст, – и вот она, которую ничто не пробьет, гранитная крепь черного по подножию Бабугана, над которым нависло, покачиваясь серебряное полукольцо месяца-младенца и вечерняя звезда вывешивает на палевом закате немерцающий бриллиант. Хмур, нелюдим Бабуган, но почему даже от него ... один на тропинку, потряхивая мшастой башкой, – и скажет ему измученная душа моя: «Зверь добрый! Друг я тебе, не подниму руку над твоею неведомой лесной жизнью, знаю самое дорогое твое, – жить, как знаешь. Вольны пути твои. То же – и мое дорогое ...


Художественные проиведения | Рассказ доктора

... . Но они все же делали, что могли и как умели. …Слушали мы деда, а в окна глядел вечер. Тихий и грустный. И ночь уже выступала из лесов и тянула над полями свои невидимые крылья. – Господь милостив – говорил дед Антон, – вот и урожай дал, и травки растит… …И на каждом ... с ног летняя работа. И пронизанная этими звуками черная ночь, глубокая бархатная ночь, глядела в окна вся в таких звездах. Лежал я на спине и смотрел на качавшиеся над моей головой, засушенные желтые цветы. И уснул в пряном и душном аромате трав… И видел я сон… Странное дело, господа… сколько лет ... ,т[8]должно быть, это было не в праздник. Мы слышали этот добрый и четкий в августовском воздухе стук цепов, веселый стук, то-то-то… Спешат и тараторят. И стаи голубей над ригами, и облачка зерновой пыли на ветру… Опять мы ночевали у деда. А на утро он угощал нас свежим хлебом. Я сейчас помню этот дымящийся ноздреватый душистый ... огромными глазами. И все закружилось и пропало… Потом все было смутно. Я уже не мог подняться. Помню только пучок желтых, ярких желтых цветов над головой. Они качались и резали глаза… колосые, сухие, огромные шумящие сухие колосья. Они жужжали в уши, гремели, путали… Они шептали ...


Публицистика | Душа Родины

...   сводили  с высот  духовных, вели  от Источника, к которому  он тянулся.  Над его  «суевериями»  издевались. Над  миллиардами верст  святой  страды,   ... ;над путями  к Угодникам − смеялись. Теперь  эти  пути  закрыты, и останки  Великих& ... ; искание истинного  маяка. Здесь лучшие,  что не приняли большевизма,  этой издевки  над всем  ценнейшим,  учения лжи и смерти. Не мог принять его и народ, ибо чует  Зверя. Интеллигенция, в массе ...


Публицистика | Крестный подвиг

... ;  А то − «за  земельки»! Эх,  вы,  выветрившиеся  души!  И вот:   Ползет над миром тишина, Безмолвье  жуткое  застыло…  Воистину − безмолвие. Нет людей. Люди  пропали ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... , и всюду,  где осталась  хотя  бы только русская вывеска. Знаменательные пути,  внушительные  и т о г и! Над этим  очень и  очень  подумать следует.  Питомцы русских университетов, − многие-многие, − вне ... ;И я любила вас; и что же?  «Что в сердце вашем я нашла, «Какой ответ?..»       Вот над этим-то ответом  подумать следует. Да,  конечно,  и думают. Я не остановлюсь  здесь на  всестороннем освещении ... ; из  величайшей  сокровищницы  духа  народного,  когда погаснут  лампады над великой  гробницей  Угодника?   Многие ли профессора звали прислушиваться к  дыханию России?  прощать ... родное?  Много ли  внимания  уделялось  творческой  национальной мысли? Не смеялись  ли над  опасениями  «потрясений основ»? Объявлялись ли курсы по изучению Достоевского,  политика-публициста-философа? а − К. Леонтьева ...


Публицистика | Крушение кумиров

... ;ш и  пророки  видят и осязают  «раны»: запах  тления − над Европой,  над целым миром. Так  говорят  пророки  н а ш и.  Тревожные голоса слышатся ... ,  во имя которого  расстреливают людей,  калечат  русскую жизнь,  издеваются  над истинной  религией, − именно  в силу  этого потерял свою власть   ... ;над душами,  изобличен,  как  мертвый истукан. Живые  души в  ужасе и омерзении& ...


Публицистика | Большой без козырей

... ; свою  приглашал  играть,  под семизвездный  флаг,  развевающийся  над саклей.     Но оставим  эту  веселую  и печальную игру.  О ней  ...


Публицистика | Глаза открываются

... ;к а к у ю   ж е  операцию  должна  была  произвести  жизнь  над сердцем и глазами,  чтобы затрепетало от  боли сердце, и глаза  увидели  самое  дорогое ... и другое: слава Богу,  с монархией  навсегда  покончено! К а к   покончено, − не  задумываются над этим. И было  ли  нужно народу − покончить  т а к?!  Птичье  гнездо   ...


Публицистика | Болезнь ли?

...   посильно  разобраться,  любовно  понять  истцов,  и задуматься  над явлением  огромной важности,  ибо  в нем  видится  зарождение  н о в о г о. Речь ...


Публицистика | Убийство

... ;виноградного вина,  вытребованного  специально) телеграммой − «в виду  особенности состояния».    Над этими дарами произносились речи о трогательном  единодушии, о крепкой связи  масс  с передовыми  борцами  ... ; и духа поколений; не  естественное  чувство  любви  и народной  гордости двигали ими (над сентиментальностями  Карамзина  только бы посмеялись,  а об  органическом  и планомерном развитии государственности российской,  ...   позором: власть  взяли,  подняли  власть  упавшую − власть  над отравленной  и горячечной  Россией,  которую  уже  ничто  не мешало  ... ; народом. Преданная,  обманутая,  забитая,  она все еще бьется в муках.  Еще проделывают над ней  опыт прививки   коммунизма-социализма,  еще  пластают  и раздирают тело ...


Публицистика | Пути мертвые и живые

... ; Основа  демократии  − народоправство. Но при  низкой культуре  масс,  для управления, над массами  неизбежно  выдвигаются  «вожди», не всегда  безупречные  (нравственности их поучить ...


Публицистика | Драгоценный металл

... ;новых,  бодрых,  подвижных  до головокружения».  Видали и знаем  все. Знаем энергию обезьян над  чурбаном, и «головокружительную» − сумасшедших. И «по  сбору вещей» − насильников всякого калибра,   ...


Публицистика | Кощунство

...   другой год  мир  телеграфно  оповещают, как в Варшаве  глумятся  над православным собором, русским: ломают,  взрывают,  распыляют. И собор − уже не  Дом божий,  где ... ;   И уже  сокрушения  читаем.  Сознали, что нельзя  так… грубо. Глумиться над святыней? Нет:  действовать  так небрежно,  взрывать  вслепую. «Уники»   ...


Публицистика | Похоть совести

... Россия и какой стала. Знают,  как и кого  спасла,  что дала миру; знают,  что над ней  делают  вот уже  десять  лет, и как  делают. День ... ;не видно  слишком  живым,  живучим. Разве только  ударит  гром  над  собственной  нашей головой − тогда  услышит.  Наш писатель…  дал ... ;совесть.  Не смущает  «мировую совесть»  десятилетие наглых  издевательств  над  целою страной,  десятилетие  убоя  миллионов; не  пробуждают  спящих  ... ; замогильные голоса и стоны; не возмущают  надругательства  над целым светом,  над человеческой совестью…  Запомни это,  отринутый русский человек,  замордованная Россия! Это   ...


Публицистика | Как нам быть

... ;сил».   «Мы должны  отбросить  вопросы  ‘вечные’ и ‘проклятые’, над  чем больше века  трудилась  наша  радикальнейшая  интеллигенция,  требовавшая ... ;а воистину  это крик  страдания.  Я  начинал постигать,  что теперь,  над всеми  «проклятыми»  вопросами  былого, поднялся −  с в я т о й   в о п р о с,  ... ;д е л а!»   Видите,  вот уж  и   и д е а л ы. А вы с таким  отчаянием  сказали: «Над всеми  ‘идеалами’ − крест!» Не обойдетесь без идеалов. Многое придется  отвеять  из « ...   головой  в душные  угольные стены!»  «Пусть же  раздумаются ‘отцы’ над этим!»  Они раздумываются.  Лучшие из них  уже давно  раздумываются, и… − с вами.  ...


Публицистика | Защитнику русского офицера Конрали г-ну Обберу, как материал для дела

...   бывших  на земле.  Я не мог  добиться  у советской  власти суда  над  убийцами, потому-то советская  власть − те же  убийцы.  И вот  я считаю долгом совести ...


Публицистика | Письмо в редакцию

... переработка  в фильму, − пошлая,  зловредная макулатура, − есть  издевательство  над писателем,  над духом  его произведения, и − обман  зрителей. Этот  обман  преследует  ...


Публицистика | Душа России

...   быть,  не могло  мириться с Ее  искаженным  ликом,  с надругательством  над Ее душой.   Самой чуткое,  самое  живое, духовно-крепко  спаянное  ... ; Родины… За эти  годы,  в нашем сознании  величайшего из  насилий −  над  Родиной,  не может не обостряться,  не может не  углубляться чувство  национального   ...


Публицистика | Анри Барбюс и Российская Корона

... ,  представитель  французских  негров.  Допущено. Для  подлого  издевательства  над русской  честью толкнули  это черное  человеческое  дитя  забраться   ...


Публицистика | К родной молодежи (девушки)

... ; куда-то за  Россию,  поверх  России,  задававшиеся  целями  над-национальными,  увлекавшие  «великими»  горизонтами и прельстившие  многих,  проглядевших  ...


Публицистика | Событие

... того: это  знаменательное  событие  и с мировой  оценки,  если только  над ним  подумать и, подумавши, оценить.  Но за  шумом и блеском  времени  вряд  ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... ;он видел   ч е л о в е к а  и строго  ставил  на место тех,  кто глумился  над   ч е л о в е ч е с к и м.  Он был истинный  рыцарь  с л о в а  − слова-правды.  Он верил ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

... – это равносильно, что на полномъ ходу остановить поѣздъ – вагоны наскочили другъ на друга разбились въ дребезги и – сплошная каша. Тоже и съ арміей. Над обно объ этомъ говорить. Я не знаю почему, но раньше, не смотря на прежнюю власть дикую и подчасъ сильную возможны были подвиги. Вѣдь вспомни – съ полками ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

РГБ Фонд № 387 Шмелев И. С. Картон № 10 Ед. хан. № 25   Шмелев Сергей Иванович   Письма к Шмелеву, Ивану Сергеевичу.     1918 3 пп. 6 лл. 4 конв. // обл.         1918 год. 15/І   Дорогой Папочка Сейчасъ нахожусь въ Витебскѣ, гдѣ происходитъ окончательное расформированіе нашего дивизіона. Освобожусь навѣрное въ февралѣ мѣсяцѣ и получу 2хъ мѣсячный отпускъ, послѣ котораго поступлю въ вѣденіе воинскаго начальника. Жизнь въ Витебскѣ отчаянно дорога обѣдъ 6 рублей. Городишко паршивый. Все ужасно // л. 1.   надоело. Очень прошу тебя подыскать мнѣ какое либо мѣсто, т. к. очевидно всѣ сбереженія какъ есть придется прожить здѣсь. Очень прошу сообщить мнѣ, навелась-ли справка о которой я просилъ и возможно ли будетъ устроитсмя въ Америкѣ. Адресъ мой Витебскъ Никольская набережная 20. Или Витебскъ Никольская наб. 11. Управленіе 5-го Легкаго Мортир. Арт. див.а Цѣлую крѣпко   Сергѣй. // л. 2.   Москва М. Полянка д № 7 кв 7 Ивану Сергѣевичу Шмелеву // конв.   // конв. об.[1]     Витебскъ 1918 г. 19 января.   Дорогой Папочка. Крѣпко цѣлую жду письма. Посылалъ въ Москву 2 письма и телеграмму не знаю получили ли то или другое. Здѣсь въ Витебскѣ заканчиваемъ расформированіе дивизіона есть надежда вырваться совсѣмъ въ февралѣ. Работы здѣсь порядочно – надоѣдливая канцелярщина. Только бы скорѣе раздѣлаться. Городишка поганый не хочет // л. 1.   ся и смотрѣть на него, да какъ  то отвыкъ отъ городской жизни. Всякій хотя и пустяшный шумъ скверно дѣйствуетъ на нервы. Только бы скорей домой. Такъ   хочется повидать своихъ. При теперешнихъ порядкахъ воевать дальше не намеренъ. Ну надо идти въ канцелярію. Цѣлую крѣпко Сергѣй. Поцѣлуй  мамочку. Адресъ: (съ маркой Витебскъ Никольская набережная д № 20. (Безъ марки): // л. 1 об.   ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... ошибочно: съ плюнуть [19] В рукописи ошибочно: Д Отецъ. [20] В рукописи ошибочно: Да Отецъ. [21] В рукописи ошибочно: у них [22] В рукописи ошибочно: Мнѣ о [23] В рукописи ошибочно: Отецъ [24] В рукописи ошибочно: ИТы [25] Над строкой запись карандашом: <нрзб.> подымается, <нрзб.> [26] В рукописи ошибочно: мужа ъ [27] В рукописи ошибочно: Даля [28] В рукописи ошибочно: столъ/ [29] В рукописи ошибочно: пообѣждаемъ [30] В рукописи ошибочно ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... ? Мелькнуло, какъ искра, — нарочно это она, что она сама идетъ, что и в вчнера[ll] приходила два раза по пустякамъ, что нарочно над<ѣ>ла бѣлую кфточку. Когда уже она была у стола и снимала колпакъ, оннъ[mm] крикнулъ: — Не входить безъ спросу! О[nn] увидалъ, что она ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

... карандашом. [29] Вместо: рябчика — было: рябчиковъ — исправлено карандашом. [30] Запятая вписана карандашом. [31] Запятая вписана карандашом. [32] Далее было: бывало/,/ [33] Над словом: чувствуешь — вписан незачеркнутый вариант: на умѣ <?> [34] что зачеркнуто и восстановлено. Вместо: что — был вписан вариант: какъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... ; было: подлая [377] Вместо: эстимъ — было: энтимъ [378] Вместо запятой было тире. [379] Вместо запятой было тире. [380] Над строкой вписано: Вельможите  5 ½ кв. 19 ¼ <нрзб> Абр 1 ½ кр. [381] Вместо: бѣлой — было: желтой [382] Вместо: и  ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... ;Ну, это, братъ, погоди… - [вм] возраж.<алъ> Синица. – Всѣмъ все равно не хватитъ… - Земли?.. Да земли сколько угодно [и над]. Братъ! Да ты считай… У насъ земли на ¼ земного шара… Какъ не хватитъ… /Вотъ подождемъ… недолго… - Что жъ, жди ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... . [80] Далее было: Косточкинъ. (радостно — въ дверь) Чортъ ты эдакій!.. Ур-ра!! [81] Далее было: Косточкинъ. Варя. Степка. Рубиниъ. Глльскій. [82] Далее круглая скобка зачеркнута. [83] Над: конфузливо — вписано карандашом: [<нрзб>] [84] Вместо: улыбается — было: смѣется [85] Восклицательный знак исправлен на точку. [86] Восклицательный знак исправлен на вопросительный ... внизу страницы, восстановлен согласно авторской помете И. С. Шмелева. Далее было: Чудная бабенка! [435] Далее было: XIX [436] Неронова вписано над строкой. [437] Запятая вписана карандашом. [438] Запятая вписана карандашом. [439] Вместо: спальной — было: спальнѣ [440] Многоточие исправлено на точку ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... <инину>) — вписан карандашом справа. [363] Вопросительный знак вписан чернилами. [364] Текст: ну? — вписан карандашом. [365] Буквы гд зачеркнуты, над ними вписана буква О. [366] Текст: (Смѣется) — вписан карандашом справа. [367] Вопросительный знак вписан чернилами. [368] Вопросительный знак вписан ... : экспресс, исправлено карандашом. [1039] Восклицательный знак вписан карандашом. [1040] Далее было: А/?/ [1041] Восклицательный знак вписан чернилами. [1042] Запятая вписана чернилами, над ней вписано тире карандашом. [1043] Восклицательный знак вписан чернилами. [1044] Далее было: Можно/?/ [1045] Далее было: Что же… Я [1046] Вместо ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... ] испыт.<алъ> [165] благод.<аренъ> [166] Далее был незачеркнутый вариант: зем<ля>и рабочій. [167] Над словом поясняющая помета: зем<ля> [168] Над словом поясняющая помета: рабочій [169] покров.<ительствомъ> [170] Воробьев.<ыхъ> [171] Вместо: сказалъ  ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

... > разъ головой — было: головой нѣск.<олько> разъ [55] Вместо: быстро — было: опять [56] Далее было начато: За [57] Над строкой вписан вариант: взглянула [58] Вместо: пугливо взглянула — было: а) большими глазками б) вскинула на меня<нрзб.> [59] Вместо: сейчасъ же &mdash ... ; было: Начинались [495] Далее было начато: А [496] Вместо: востока — было: запада Над строкой вписан вариант: сѣв<еро>-вос.<тока> [497] Далее было начато: Ждали до [498] Над словом вписан авторский знак: x) [499] Далее было начато: Зна [500] Далее было: а это ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... ;— было: черт[енята] [80]Вместо: /нав<нрзб>/ — было: [изъ осторожности] [81]Далее было: [Тамъ все.] [82]Далее было: [въ запасѣ] [83]Сверху над словом было написано, затем  вычеркнуто: /[<2 нрзб>]/ [84]Вычеркнуто, затем восстановлено. [85]Вписано: /<2 нрзб>/ [86]Вписано: /<2 нрзб>/ [87]Далее было: [то и дѣло дуя себѣ на пальцы ... : закр зарыдалъ [161]Предложение не закончено Шмелевым. [162]Далее было: [изъ кармана штановъ] [163]Далее было: a. [Они намъ вывѣски красили]... b. Сверху над красили вписан вариант, который потом вычеркнут: /[изображали]/ [164]Вместо: и треугольна/я/ — было: и [въ] треугольно[й] [165]Вместо: /картонная и <нрзб>/шляп/а/  ... ошибочно: итии — ред. [213]Вместо: бол<ь>шими — было:широ бол<ь>шими [214]Вместо: протягивалась — было:над протягивалась [215]Вместо: Хоть — было:Спа Хоть [216]В рукописи ошибочно: Прокъ — ред [217]В рукописи ошибочно: спѣвшившаго ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... ;— не поймешь. Картошка урожалась дава раза въ лѣто. А свекла была такая, что взялъ къ десятку и благодари Бога — полна корзина. Смѣялись над Иваномъ — ходитъ, разинувъ ротъ. Хлопалъ его по плечу нѣмецъ, тянулся на цыпочкахъ, чтобы достать, щерился и хрипѣлъ: культур! Отвѣчалъ, посмѣиваясь, Иванъ ... Ты чиста <нрзб.> /нѣжна/ есть! А [Я цвѣтокъ] [Дай ты его] /ты возьми/ возьмешь цвѣточекъ въ ручку Станешь [дѣв] /прямо ты/ пресвятой. Святой [67] съ блюдце вписано. [68] Над строкой запись: [а] 15 <2 нрзб.> [69] Далее было: бѣлой [70] Вместо: бѣлой — было: мальчикъ [71] Вместо: тѣсной &mdash ...  — было: снѣжнымъ пирожкомъ во всю кр<ы>шку, у него затомилось сердце [702] Вместо: знакомое — было: напѣвомъ [703] Над строкой запись: Посл<днiй> день [704] Вместо: сѣр<ыя> — было: сѣро-бѣлыя [705] въ бѣлы<хъ> перч<аткахъ>вписано ... ;Вместо: тронуло — было: тронута [779] Вместо: чуть-чуть задѣло ее — было: задѣло ее чуть-чуть [780] Над строкой запись: Посл<ѣднiй> день [781] Голосъ его дошелъ до сознанія клячи.вписано. [782] чуть вписано. [783] Вместо ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... ] Предложение без начала. [112] Ред. испр. В подлиннике было: лвучшаго [113] Ред. испр. В подлиннике было: воскресеньмя [114] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: <нрзб.> [115] Далее было начато: Во [116] Часть предложения пропущена Шмелевым. [117] Далее незачеркнутый ... ночь шумѣла буря, повалилъ въ паркѣ много старыхъ деревьевъ, сорвала крестъ на колокольнѣ<.> [208] Ред. испр. В подлиннике было: пточему [209] Над строкой помета: [Был] <2 нрзб.> [210] Ред. испр. В подлиннике было: предстказано [211] Справа от текста запись: Какъ <нрзб.> и <нрзб ... ] Ред. испр. В подлиннике было: баинина [506] Далее было начато: ве [507] Ред. испр. В подлиннике было: которайо [508] Над строкой записи арифметических расчетов. [509] Вместо: Темная сила. — было: Новое. [510] Запятая вписана. [511] Вместо ... ] Вместо: что значитъ — было: чего ждать нужно [572] Вместо: толковалъ — было: толкуетъ [573] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: затруднялся [574] Вместо: велѣлъ приходить — было: велитъ притти [575] Вместо: ходилъ &mdash ... ;— было: Ну-ка, [1366] Вместо: тридцать-то — было: тридцать [1367] Вместо: Столяръ — было: И столяръ [1368] Над словом вписан незачеркнутый вариант: тяжелой [1369] Вместо: окошко на проходящихъ бабы, сумрачные отъ думъ объ ушедшихъ крикнутъ когда хозяйственно  ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... копа [152] Далее было: <нрзб.> [153] Далее было: первая… [154] Далее было: <нрзб.> [155] Далее было: Они не [156] Над строкой вписан вариант: <вы>тянулись надъ коломъ… [157] Далее было: а. Онъ кри б. изъ кр [158] Далее было: кр [159] Вместо запятой было ... [216] Вместо: бродилъ — было: блуж [217] Далее было: а. вс б. меня губ [218] меня вписано. [219] Съ тѣхъ поръ вписано. [220] Над строкой вписан вариант: иногда /я/ [<нрзб.>] ковыляю въ поле… — [221] Далее было: а. Я давно б. А это… всѣ эти господа,  ... ж [411] Далее было: а. <нрзб.> б. Одинъ въ сыромъ лѣсу… Не увижу [412] Далее было: не ув [413] Вместо: снова — было: опять [414] Над строкой вписан вариант: за<кричалъ> [415] Далее было: въ ужасѣ [416] Вместо: страшное, лѣсное — было: лѣсное, страшное [417] Вместо: начиналъ ... Яркое солнце свер б. Пур в. Крас г. Огненное солнце поднималось изъ-за земли и [629] Изъ-за края земли поднималось огромное багровое солнце вписано. [630] Над строкой вписан не зачеркнутый вариант: скользнула въ воздухѣ [631] Верхний край листа поврежден. [632] Вместо: волю... — было: свободу. [633] ... вписано. [697] Далее было: или [698] Журочка! Ты вписано. [699] Вместо: Онъ — было: И онъ Далее было: а. снова б. <нрзб.> [700] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: подбѣ<жалъ> [701] Далее было: а. меня по б. остался я в. в [702] въ ту страшную ночь… вписано. [703] Вместо: Журавликъ ... в рукописи. [712] Вместо: О если бы ты зналъ какъ мы — было: Они [713] Далее было: Итакъ [714] Далее было: <нрзб.> [715] Над строкой вписан вариант: снова [716] — Наконецъ ты увидишь море… ~ вольная птица.  вписано между строк, перенесено согласно помете ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... дверь просовывается[247] голова горничной./   Лукерья. Барыня, васъ мамаша просятъ…   Евграфъ Данилычъ. /кричитъ/ Не лѣзьте, разъ заняты! /Над.[248] Семеновна уходитъ/ Скверно, скверно!   Похлебовъ /оглядываясь на двери/ Позвольте. Не только меня… онъ всѣхъ гласныхъ обливалъ помоями!   ... raquo;… /смотритъ/ Данила Евграфычъ. Двигатель пошелъ! Здѣсь будетъ наша новая фирма!   //л. 71 [1] Вместо: Даниловичъ — было: Ивановичъ. Над строкой вписан вариант: Харитонъ [2] Ст<ариков>а [3] Ст<арико>въ [4] Вместо: Данила — было: Сергѣй [5] Ег<орови>чь [6] завѣд<ующій> [7] ремесл.<еннаго ... сухо дерево — завтра пятница — подчеркнут волнистой линией. [247] Вместо: просовывается — было: прослвыется [248] Над.<ежда> [249] Далее было: Погодите, онъ и вамъ на шею сядетъ… [250] Далее было: Прiятно мнѣ! [251] Далее ... 259] Далее было: Значитъ… ставить оффицiально? [260] Далее было: Твое дѣло, принимай. [261] Далее было: Время прошло. [262] Над строкой не зачеркнутый вариант: и в грошъ васъ [263] Восклицательный знак вписан. Далее было: вамъ же въ носъ тычетъ — смотрите! [ ... встрѣчному. [446] Вместо: Тише — было: Да тише [447] Ударение поставлено пером. [448] Над строкой незачеркнутый вариант: него [449] нимъ подчеркнуто. Над строкой незачеркнутый вариант: нами [450] Вместо: Культурность показываемъ — было: Показываемъ культурность [451] Вместо восклицательного ... искусствамъ подчеркнуто волнистой линией. [708] Вместо: Десятки — было: По десятку [709] Далее было: Вѣдь праздникъ! [710] Далее было: Над.<ежда> Сем.<еновна> медленно уходитъ/ [711] Далее было вписано: /уходитъ/ [712] Евгр.<афычъ> [713] Вместо: Апельсинами — было ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... /Въ дверь просовывается[219] голова горничной./   Лукерья. Барыня, васъ мамаша просятъ…   Евграфъ Данилычъ. /кричитъ/ Не лѣзьте, разъ заняты! /Над.[220] Семеновна уходитъ/ Скверно, скверно!   Похлебовъ /оглядываясь на двери/ Позвольте. Не только меня… онъ всѣхъ гласныхъ обливалъ помоями!   Евграфъ ... . Текст: сухо дерево — завтра пятница — подчеркнут волнистой линией. [219] Вместо: просовывается — было: прослвыется [220] Над.<ежда> [221] Далее было: Погодите, онъ и вамъ на шею сядетъ… [222] Далее было: Прiятно мнѣ! [223] Далее было: ... линией. [231] Далее было: Значитъ… ставить оффицiально? [232] Далее было: Твое дѣло, принимай. [233] Далее было: Время прошло. [234] Над строкой не зачеркнутый вариант: и в грошъ васъ [235] Восклицательный знак вписан. Далее было: вамъ же въ носъ тычетъ — смотрите! [236] ... ошибочно: перваго> встрѣчному. [418] Вместо: Тише — было: Да тише [419] Ударение поставлено пером. [420] Над строкой незачеркнутый вариант: него [421] нимъ подчеркнуто. Над строкой незачеркнутый вариант: нами [422] Вместо: Культурность показываемъ — было: Показываемъ культурность [423] Вместо восклицательного знака ... нрзб.> искусствамъ подчеркнуто волнистой линией. [680] Вместо: Десятки — было: По десятку [681] Далее было: Вѣдь праздникъ! [682] Далее было: Над.<ежда> Сем.<еновна> медленно уходитъ/ [683] Далее было вписано: /уходитъ/ [684] Евгр.<афычъ> [685] Вместо: Апельсинами — было: Пустяки ... въ судъ. — было: Разъ онъ оскорбленъ… да, пусть идетъ въ судъ. Далее было: Я готовъ. Над текстом: Я готов — был вписан вариант: О чемъ говорить! Над строкой наброски: а. Разъ б. Вотъ довѣренность б. Можете передать ему, в. Можете ему передать, [717] Вместо: такъ&mdash ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... <2 нрзб.> [35] Далее было: Старшій [36] Вместо: Вотъ что — было: Я тебѣ дамъ пятнадцать [37] Далее было: [38] Над строкой вписан вариант: Плата [39] Вместо: у меня — было: я положу [40] Далее было: а) Сег<одня> б) Если хочешь в) ... [51] Далее было: отъ [52] тянул.<ись> [53] завал.<енный> [54] своей вписано. [55] Далее было: Ты мнѣ [56] же вписано. [57] Над строкой вписан вариант: и [58] Вместо запятой было: и [59] Далее было: сталъ [60] Далее было начато: а) Я б) Вс в) Онъ [61]& ... ;                     Над строкой вписан вариант: Этажер. это <нрзб.> тоже оч. хорошо. Это б. совс. чужая этажер. Далее карандашом: Я сказ., что ... nbsp;                    Над строкой вписан вариант: цѣну и [значеніе] [321]           & ... ;                     Над строкой карандашом вписан вариант: Я зналъ, что не донесу, ящ. б. тяжел. Въ немъ какъ я зналъ, привезли дядѣ книги. — Это то и б.& ... ;                     Над строкой вписан вариант: что то приказ. кланявш. юркому [человѣчку] господ. въ [пиджакѣ] <нрзб.> пидж. [631]    & ... ;                     Над строкой вписан вариант: — Ого! переб. меня дядя. — Да ты профессоръ! А кто же это давалъ тебѣ такія мудр. ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... человѣкъ въ городѣ, милліонеръ. И псаломщиковъ чувствуетъ себя связаннымъ и маленькимъ. [56] псал<омщикъ> вписано. Далее было: а. всего б. ход<итъ> [57] второй зачеркнуто и восстановлено. Над строкой помета: NB [58] только вписано. [59] ходитъ зачеркнуто и восстановлено. [60] Далее было вписано: <нрзб.> [61] Далее было: а. конфузливо съ непривычки б. непривычно-конфузливо [62] Вместо ... до [65] Далее было: а. заросшимъ лицомъ б. вытянутымъ лицомъ и [66] Вместо: Медленно — было: Долго [67] Точка вписана. Далее было: и пройти въ залу. [68] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: перебираетъ платокъ<?> [69] Далее было вписано: волосы<?> [70] крестится на порогѣ вписано. [71] Вместо запятой была точка. [72] придерживая руку вписано ... Вместо: и — было: а. крѣпкимъ б. сигарой [87] Далее было: И [88] Сзади его — вписано. [89] <нрзб.> въ <нрзб.ю вписано. [90] Василисой Ивановной вписано. [91] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: <нрзб.> [92] <нрзб.> вписано. [93] Далее было: въ [94] Далее было: и домашнихъ, съ золотыми цѣпями, съ напомаженными головами [95] Вместо: Заминающія улыбку дѣвичьи ... перешептывается Далее было на л. 8: а. наклоняясь къ б. съ визитомъ гусаръ, сынокъ Аносова, [283] Вместо: усики покручивая — было: крутитъ усикъ [284] Над строкой вписана помета И. С. Шмелева: (посл.) Далее вписан незачеркнутый вариант: 1. <нрзб.> [285] Вместо: видно діакону въ зеркало — было ... [307] Далее было вписано: <нрзб.> [308] набирая черезъ носъ вписано. [309] Вместо: глотаетъ — было: и заглатываетъ [310] Над строкой вписан незачеркнутый вариант: пѣшающее: — лѣт-та-а! [311] Вместо: <нрзб.> — было: въ глазахъ [312] Запятая вписана. [313] ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"