И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 78

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... братецъ, барки какiя ухватилъ въ Подольскѣ!.. Выростешь – все узнаешь. А сейчасъ мы съ тобой кала-чика, го-ряченькаго… И, раскачивая меня, онъ весело начинаетъ пѣть: Калачи – горячи, На окошко мечи! Проѣзжали г…начи, Потаскали калачи. Прибегъ мальчикъ, Обжегъ пальчикъ. Побѣжалъ на базаръ, Никому не сказалъ. ... по своей волѣ!» Еще бы ты по сво-ей волѣ!.. А, Цыганку не заперли… забирай ее, лѣшую!.. Кидаются за Цыганкой. Она забивается подъ бревна и начинаетъ скулить отъ страха. Отцѣпляютъ отъ конуры Бушуя и ведутъ на погребицу. Стерегутъ на крышахъ, откуда до рынка видно. Изъ булочной, напротивъ, выбѣгли пекаря, руки ... , а она… растегаевъ не можетъ сдѣлать! Загадили всю кухню. Старуха она почтенная. Ей накладываютъ блинковъ съ икоркой, подносятъ лафитничекъ мадерцы, еще подносятъ. Она начинаетъ плакать и мять платочекъ: - Всякiе пирожки могу, и слоеные, и заварные… и съ паншетомъ, и кулебяки всякiя, и любное защипное… А ... – четыре ста пятьдесятъ возковъ, послѣзавтра въ обѣдъ покончимъ. - Налей ему… хорошiй мужикъ… - говоритъ Косой и начинаетъ нашаривать въ полушубкѣ, подъ собою. Денисъ, бережно, достаетъ съ полу, изъ «колыбельки», четвертуху и наливаетъ стаканъ аретльному. Артельный крестится ... особенно на масленицѣ, съ блиновъ: она какъ-то умѣетъ «животъ поправить». Сай-Саичъ заворачиваетъ отца въ чистую простынку, густо нмыливаетъ ему щеки и начинаетъ брить. - Нисево-съ, виздоровлите-съ… мы васъ въ самаго молодого зениха сдѣлаемъ заразъ. И цего зе ви Сай-Саица не скликали, ссетинку такую запустили ... ну, я тебѣ его о т к а ж у.» Я уже понималъ, что это значитъ, но мнѣ не было страшно, будто никогда э т о г о не будетъ. Благочинный начинаетъ читать Евангелiе. Я это училъ недавно: о милосердномъ Самарянинѣ. И думалъ тогда: вотъ такъ бы сдѣлалъ папашенька и Горкинъ, если пойдемъ къ Троицѣ и встрѣтимъ на дорогѣ ...


Художественные проиведения | Богомолье

... не пожалѣлъ! Старуха плачетъ и крестится на Ѳедю, причитаетъ: - Родимы ты мой, касатикъ-милостивецъ… хорошую невѣсту Господь те пошлетъ:.. А онъ начинаетъ всѣхъ одѣлять баранками, и всѣмъ кланяется, и говоритъ смиренно: - Простите меня, горѣшнаго… самый я грѣшный. И многiе тутъ плакали отъ радости, ... щербатыми ложками, а Ѳедя грызетъ сухарикъ. - Молодецъ-то чего же не хлебаетъ? - спрашиваетъ мужикъ. Говоримъ - въ монахи собирается, постится. Начинаетъ хлебать и Ѳедя. - То-то, гляжу, чу-дной! Спинжакъ хорошiй, а въ гульчикахъ, и босой… а ноги бѣлы. Въ мо-нахи, - а ... … душенька-то ужъ чу-етъ… Антипушка плбется, машетъ на нихъ: - Чего вы каркаете, живого человѣка хороните?! Горкинъ крестится и начинаетъ приподыматься. Гудятъ-ахаютъ: - Гляди-ты, возсталъ старикъ-то!.. Горкинъ уже сидитъ, подпирается кулаками сзади, - повеселѣлъ. - Жгетъ маленько, а ... . И впрямь, Преподобный словно привелъ. Горкинъ вдумчиво говоритъ: - Мы-то вотъ все такъ – все мы знаемъ! А выходитъ вонъ… И начинаетъ чего-то плакать. Отецъ спрашиваетъ, - да что такое? - Съ радости, недостоинъ я… - въ слезахъ, въ платочекъ, срывающимся голосомъ говоритъ Горкинъ ... Глядите, разслабленный-то ручку поднялъ, перекрестился!.. Велятъ поливать на ноги, и всѣ принимаются поливать. Парень дергается и морщится, и вдругъ – начинаетъ подниматься! Всѣкричатъ радостно: - Гляди-ка, ужъ поднялся!.. ножками шевелитъ.. здоро-вый!.. Приподымаютъ парня, подсовываетъ подъ спину сѣно, хватаютъ подъ руки ... прiятно познакомиться”, - и ведетъ на парадное крыльцо. Расшитая по рисункамъ барышня, въ разноцвѣтныхъ бусахъ, уводитъ меня за ручку въ залу и начинаетъ показывать рѣдкости, накрытыя стеклянными колпаками: вырѣзанную изъ бѣлаго дерева лошадку и телѣжку, совсѣмъ какъ наша, - игрушечную только, -  ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... полѣ, держась на обрывкахъ золоченой цѣпи знакомый крестъ. — Сор–ва–ло…! И говоритъ такъ, и такъ долго молчитъ, что и въ меня начинаетъ прокрадываться смущающее и безпокойное. — За деревами–то и невидно ее было, а теперь вотъ… сразу прочистило — смотри! Тутъ уже знаменіе ... двору, — огворитъ[xx] урядникъ , — мнѣ не по дорогѣ<.> Но Максимъ не рѣшается. Онъ испуганно глядитъ на старуху, на колокол<ь>ню, на тополя<.> Старуха садится на грязь и начинаетъ стаскивать башмаки. Страшно смотрѣть на нее, на синія ея ноги и сѣдую раскосматившуюся голову. И такъ больно видѣть надъ этой головой кѣмъ–то зачѣмъ&ndash ... и грохотъ, а репер[yyyyy]<.> А этотъ крестъ за что ему дали. — Пулеметъ у германца выбилъ. Онъ скупъ на слова и не охотно начинаетъ разсказывать должно быть не разъ разсказанное, уже потерявшее ароматъ свѣжести. Разсказываетъ такъ, какъ разсказывалъ, въ прошломъ году о своемъ спорѣ съ инжинеромъ–бельгійцемъ ... ; захлюпало у него въ горлѣ — на порогѣ и померъ. Къ Николѣ еще старуха Васинова… сынъ въ плѣну померѣъ, заѣздили его тамъ… И начинаетъ пересчитывать, и въ голубоватыхъ глазахъ его вопросъ и тоска. И это повсюду такъ? Да повсюду. И вспоминается мнѣ веселый разговоръ въ одномъ уѣздномъ городѣ на вечеринкѣ у ... буду, все равно. Ослѣпну, а буду пить! Онъ мастерски[1235] въ комнатахъ остается рѣзкій угарный духъ денатурированнаго спирта. Даже отъ этого запаха начинаетъ болѣть голова. //л. 50. все нашлось: и правильное пониманіе событій, момента, сознаніе величавости и отвѣтственности передъ ищущей вѣрнаго русла жизни. — ... на заглавную. [998] «Проситъ спасти его жизнь.» зачеркнуто. [999] «какъ выяснится» зачеркнуто. [1000] «и начинаетъ грозить» зачеркнуто, вставлен восклицательный знак. [1001] «вотъ» зачеркнуто, вставлено «вотъ». [1002] «Это самый ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... непривычки, особливо ежели изъ чистыхъ-то… Хлебнетъ ложку, понюхаетъ и броситъ. А потомъ, какъ пусто у него въ чемоданѣ-то станетъ, глядишь, и привыкать начинаетъ, такъ подчиститъ, что и мыть незачѣмъ… Вотъ и вамъ тоже спервоначалу не пондравится. – А другой какой секретъ? – Другой замѣчательный. ... Сперва съ нашей пищи слабѣть человѣкъ начинаетъ, исхудаетъ, побѣлѣетъ, особливо съ работы. А потомъ переломитъ его что-то, и въ силу пойдетъ, и крѣпости въ немъ больше становится, чѣмъ когда въ мiру ... по сторонамъ смотришь?.. – говоритъ наставникъ, о. Лука. – Лѣнишься… А еще исправиться обѣщалъ…  И мальчикъ нагибается и тщательно начинаетъ вырисовывать зрачокъ одинокаго глаза. А солнце глядитъ въ широкiя окна собора и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а пушистые, разогрѣтые гоярчимъ ... ; Ишь у нихъ носы-то какiе горьатые… извѣстно, не какъ у насъ… А вотъ это притчу изображаетъ… И онъ сбивчиво начинаетъ разсказывать евангельскую притчу. Потомъ о. Өедулъ повелъ насъ на колокольню по широкой гранитной лѣстницѣ, уставленной лѣсами. Навстрѣчу намъ попада- - 104 - лись ... что онъ находитъ ее за стѣнами монастырскими, въ единенiи съ природой, въ удаленiи отъ жизни. Мы подъѣзжаемъ къ канавѣ, вступаемъ въ нее, – и вдругъ дно пароходика начинаетъ шуршать, пароходикъ вздрагиваетъ и останавливается. – Готово! Стопъ машина!! – орутъ съ лодокъ. Мальчикъ-монашонокъ свѣшиваетъ голову за бортъ и заглядываетъ на дно. – ... гранитныхъ громадъ, сосновый боръ на высотахъ – безмолвный, таинственный. Уже монастырь видѣнъ. Видѣнъ и скитъ Никольскiй. На параходикѣ все начинаетъ принимать видъ порядка. Мальчишки-монашонки опять стали серьезны: недавно веселыя лица ихъ вдругъ застыли, принявъ вдумчивость и смиренiе монашеское. Рыжiй ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... спать мнѣ и господамъ, которые держатъ васъ только изъ состраданiя. Котъ-Мурзикъ вспрыгиваетъ на плиту. Молчанiе. Журликъ стоитъ у двери. Слышно, какъ Котъ начинаетъ похрапывать. Слабый стукъ въ оконце и крикъ: кра-а… кра-а… Журликъ подбѣгаетъ къ оконцу, слушаетъ. К а л ѣ к а-В о р о н ъ (за окномъ). Кра-а… Журликъ ... К о т ъ-М у р з и к ъ (во снѣ). Мя-а-у-у… Ма-у-ра-а… Молчанiе. За окномъ буря. К а л ѣ к а-В о р о н ъ. Мурзикъ здѣсь… Ж у р л и к ъ. Да… спитъ… (Слушаютъ, какъ начинаетъ храпѣть Котъ.) К а л ѣ к а-В о р о н ъ. Вотъ что… Попробуйте ударить носомъ въ раму… можктъ быть, крючка нѣтъ… можетъ быть, не запирали… Ж у р л и к ъ  ... боюсь, но Солдата я никогда не видалъ пьянымъ: онъ всегда ходитъ прямо и говоритъ скоро. Сбоку печки Солдатъ открываетъ маленькую дверку и начинаетъ пускать туда дымъ изо рта: такъ велитъ ему парень. – Ну-ка, покажь трубочку-то! – проситъ парень, беретъ трубочку ... высоко взбиваетъ мыло въ мѣдномъ тазу, опускаетъ въ эту пѣну по локотъ руку съ мочалкой, несетъ ко мнѣ цѣлый ворохъ, точно, взбитыхъ сливокъ и начинаетъ такъ прiятно капать мнѣ на спину клочьями горячей воздушной пѣны, и разглажиываетъ, и чуть-чуть щекочетъ. Словно и ему прiятно. – И вдругъ ... а они у меня выпрыгнули и куда-то запропостились. Одного нянька поймала у меня въ лифчикѣ, а другой куда-то запрятался и, каък ночь, такъ и начинаетъ сверчать. И станетъ еще страшнѣй. И вотъ я помню яркое, солнечное утро, солнечныя пятна отъ оконныхъ рамъ на красныхъ занавѣскахъ комнаты. Входитъ нянька, ... своей мочалкой, острожно переворачиваетъ на спинку, несетъ на полокъ, похлестываетъ вѣничкомъ. Потомъ забирается на самую верхнюю полку, въ страшную жару, покрякиваетъ тамъ и начинаетъ: – А тамъ-то мо-розы были!.. вотъ какiе мо-розы бы-ли-и!.. А-а… хорошо кости попарить… а-а… Да-а… Нашего брата померзло ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ;поблескиваетъ  глазами: она  довольна. Складываетъ  на груди руки,  какъ  ея мать-няня, и начинаетъ сокрушенно:  – А какъ же… этой ночью у нихъ  гуся украли!  – Да ну-у?  – Украли, ... сказочку… Я усаживаюсь на  краю балки,  сажаю «Жаднюху» на колѣни  и тихо глажу. Она начинаетъ  заводить глазки. …Ну, слушай. Жилъ-былъ Иванъ  Михалычъ, писалъ  книжки. По этимъ   ... , черезъ  цѣпляющiе  кусты  шиповника. Сидимъ -  молчимъ. – Сегодня… – начинаетъ  она съ  удушьемъ  и замолкаетъ. – Носила нян продать золотую  цѣпочку покойнаго   ... ;за калиткой и колупаетх  столбикъ,  молчитъ. Я спрашиваю, что ей  нужно.  Она  начинаетъ  плакать тихими  всхлипами. – Мама послала… дайте…  маленькiй  у насъ помираетъ ... ;        В Ъ    Г Л У Б О К О Й   Б А Л К Ѣ    Въ морѣ начинаетъ  бѣлѣть, – въ морѣ разсвѣтъ  виднѣе, – но горы  еще ночныя, въ  долинахъ &ndash ... nbsp;въ послѣднiй  разъ?..  Я неотрывно  смотрю. Погаснетъ  огонь  на вымпелѣ,  начинаетъ  дымить  труба. Почему  пѣтуховъ  не слышно?  не погромыхиваетъ  съ шоссе ... врагъ  на звонъ,  на  колючки, – тревога будетъ.  Учительница  останавливается за плетнемъ и начинаетъ  жаловаться:  богатый татаринъ  не доплатилъ  полпуда грецкихъ  орѣховъ еще съ зимы,  ...


Художественные проиведения | Солдат-Кузьма

... мятными пряниками. Пьяныхъ я боюсь, но Солдата я никогда не видалъ пьянымъ: онъ всегда ходитъ прямо и говоритъ скоро. Сбоку печки Солдатъ открываетъ маленькую дверку и начинаетъ пускать туда дымъ изо рта: такъ велитъ ему парень. – Ну-ка, покажь трубочку-то! – проситъ парень, беретъ трубочку ... тростниковый коврикъ, высоко взбиваетъ мыло въ мѣдномъ тазу, опускаетъ въ эту пѣну по локотъ руку съ мочалкой, несетъ ко мнѣ цѣлый ворохъ, точно, взбитыхъ сливокъ и начинаетъ такъ прiятно капать мнѣ на спину клочьями горячей воздушной пѣны, и разглажиываетъ, и чуть-чуть щекочетъ. Словно и ему прiятно. – И вдругъ, братъ ... атаку… Солдатъ смѣется, качаетъ головой. Но я знаю – онъ непремѣнно представитъ. И вотъ онъ спускается съ полка, беретъ мѣдный тазъ и начинаетъ корешкомъ вѣника выбивать часто-часто и припѣвать: тата-тата, тата-тата, тата-тата… –подходитъ все ближе, ближе, лѣзетъ ... храмы Господни-и… И днемъ, и ночью сражаются, страху не боятся… Поглядишь на темное окно – и захлопнетъ на сердцѣ. А тутъ еще гдѣ-то начинаетъ трещать сверчокъ  – цырр… цырр… Двухъ сверчковъ принесъ мнѣ изъ бани на Пасху Слдатъ, принесъ въ пузыречкѣ ... ndash; въ подарокъ, а они у меня выпрыгнули и куда-то запропостились. Одного нянька поймала у меня въ лифчикѣ, а другой куда-то запрятался и, каък ночь, такъ и начинаетъ сверчать. И станетъ еще страшнѣй. И вотъ я помню яркое, солнечное утро, солнечныя пятна отъ оконныхъ рамъ на красныхъ занавѣскахъ комнаты. Входитъ нянька, открываетъ ... особенной своей мочалкой, острожно переворачиваетъ на спинку, несетъ на полокъ, по- - 37 - Хлестываетъ вѣничкомъ. Потомъ забирается на самую верхнюю полку, въ страшную жару, покрякиваетъ тамъ и начинаетъ: – А тамъ-то мо-розы были!.. вотъ какiе мо-розы бы-ли-и!.. А-а… хорошо кости попарить… а-а… Да-а… Нашего брата померзло тамъ, на горахъ ...


Художественные проиведения | Три часа

... напротивъ вверху. Даже головѣ стало больно. Ждановъ достаетъ открытку съ краснымъ крестомъ, на которой напечатано – „изъ Дѣйствующей Армiи“, и - 160 - начинаетъ писать карандашикомъ. Смотритъ на потолокъ и уписываетъ по словечку. – Писарь нашъ писалъ хорошо, – говоритъ сосѣдъ. – Такъ начинается… „ ... сахару, вжимаютъ въ зубы, онъ трусливо опускается на лапки и, подогнувъ огрызокъ хвоста, свой „штыкъ“, уползаетъ подъ лавку, кладетъ сахаръ и начинаетъ тихо скучать. И жестко, и всѣ толкаютъ ногами. Наступаетъ долгая ночь. Потрескиваетъ остывающая печка. Сидитъ передъ ней дневальный на корточкахъ и подкладываетъ уголь. ... чесался, – тогда на Брянскъ. Досчиталъ до восьмидесяти и теперь спѣшитъ. Нѣтъ, досчиталъ. И тутъ какъ разъ почесался Рыбкинъ, и отлегаетъ отъ сердца. Потомъ начинаетъ думать, какъ побѣжитъ въ деревню. Потомъ о войнѣ, о бояхъ. Видитъ бѣлое поле, окопы, какъ на картинкѣ въ „Зарѣ“. Слышитъ, какъ воютъ ... молчаливый Печонкинъ, зовеьъ Пашку: – Пашка… Пашка… Панька… – Держи огонь! – приказываетъ дневальному Курочкинъ. Подъ лавкой начинаетъ скулить собачка. – Цыцъ! – стучитъ на нее штыкомъ дневлаьный. – Молчи, Штыкъ! – приказываетъ Рыбкинъ сверху, возится и кидаетъ ... далъ, свидѣлись. Миколая вотъ нѣту… какъ жалѣть-то будетъ! Смотрятъ въ окно. – Угораздило его, дуролома, ѣхать! – говоритъ мать и начинаетъ вытаскивать изъ самовара яички. Говорятъ о нѣмцахъ, о графскомъ лѣсѣ, гдѣ нѣмца видали, о фабрикѣ говорятъ, обо всемъ. И никто не догадается уйти, оставить ... видитъ только, какъ откидываются отъ снѣга широкiе черные каблуки. – Степушка… мочи нѣтъ… – хрипитъ мать и схватывается у горла. Начинаетъ откутываться. Пробѣжали больше версты. Ждновъ останавливается, смотритъ. Снѣгъ рѣжетъ глаза, и весь онъ теперь красный, въ зеленыхъ пятнахъ, – отъ солнца. ...


Художественные проиведения | История Любовная

... . Пятнышко  на горизонтѣ  уже превратилось  въ тучу,  вѣтеръ  крѣпчаетъ,  начинаетъ  свистѣть  въ снастяхъ,  налетаетъ  порывами  и переходитъ въ  бурю. & ... ndash; прошепталъ я страстно. Она такъ  чудесно засмѣялась!  – Вы сумасшествуете… Это послѣднiй разъ! Слышите?.. Меня  начинаетъ  мучить совѣсть… Мы должны  кончить. Ну,  вотъ, я вамъ  отвѣтила… И это все&hellip ... нужно! я мучаюсь, у меня  можетъ  зайти  умъ за разумъ… опять  что-то  начинаетъ съ головой…  Она затормошила мою руку. – Тоничка… только не заходите за разумъ… – зашептала   ... ;одѣяла въ  пальцахъ. – Привыклая я къ  вамъ, Тоничка… Да что!..  Она  вскакиваетъ съ кровати и начинаетъ  прибирать  въ комнат–. Ставитъ  на столикъ ландыши. Смотритъ  на меня  какъ-то  ... ; странно, – и вотъ, начинаетъ  опускаться,  опускаться,  хватаетъ  мою руку,  стискиватеъ ее… – Ахъ, милый ... nbsp; ниточк апроборчикъ. Меня  не волнуетъ это: я же люблю духовно. Она подымается,  беретъ мою руку и начинаетъ  заматывать косу. Заматываетъ  и такъ,  и такъ, – играетъ. Глаза  ея  печальны,  ... nbsp;по мнѣ?.. Я хочу  отвѣтить, но она  вскакиваетъ,  не даетъ  сказать. Она опять  начинаетъ  убирать въ комнатѣ. – А на  дачу  такъ  и не поѣдемъ,  поздно… А ...


Художественные проиведения | Тени

... судомъ грозился. Какъ клинъ врѣзался. И воколотилъ свое. Съ попа Молодиловскаго ср четвертно какъ косой срѣзалъ красную. А Надо же рѣшать — Мягко и вкрадчиво начинаетъ въ сторону Старика Першова: — Маловато съ арендателя кирпичника берете… Глинку–то покушивает хорошо… Молчитъ Першовъ, косится въ уголъ. — За ... глинку–то закинулъ да по ладошкѣ–то пальчикомъ прочеркалъ, да сказалъ, что окружной–то еще не прикрыли…. Сапожникъ опять круто отворачивается и начинаетъ усиленно пить чай. Въ трактирѣ тихо. Иванъ Силычъ облокотился на стойку и не спускаетъ глазъ съ Вкшина. Першовъ хмуритъ брови. Неясный гулъ, ворчливый стоитъ ... душѣ бьется сладкое и Уйти, уйти въ поля и запѣть такъ запѣть О ч Что запѣть?... Робко въ прыгающихъ голосахъ пробуетъ слабую больную трель жаворонокъ и опять начинаетъ биться въ клѣткѣ. Уже темно за окнами. Въ Видно въ окно, какъ надъ потемнѣвшимъ кленомъ острый серпикъ молодого мѣсяца вытянулъ назадъ острыя рожки, серебряное ... работы. Та Въ такомъ человѣкѣ и щепотки земли нѣтъ — сгніетъ — только щебень и будетъ. Сидитъ Толченый, папироски жжетъ, а глазами такъ и высвердливаетъ И начинаетъ мягко и вкрадчиво, къ старику Першову, къ окошку, гдѣ ст старикъ Першовъ сидитъ, самый крѣпкій человѣкъ. Знаетъ Толчоный, что на немъ и зубы поломаешь, а прочіе остал ... сказалъ: – Въ немъ и щепотки земли нѣтъ. Сгніетъ — только щебень будетъ Толченый сидитъ, жжетъ папироски, а глазами такъ и сверлитъ. И начинаетъ мягко и вкрадчиво, къ окошку, гдѣ сидитъ самый крѣпкій человѣкъ Першовъ.             ... сорвалъ, съ Шершаваго трешник[bbbbbbb] Толченый сидитъ, жжетъ папироски, а глазами такъ и высверливаетъ. Слшитъ[ccccccc], что про арендатора Колпакова разговариваютъ, и начинаетъ вкрадчиво къ окошку, гдѣ сидитъ самый крѣпкій человѣкъ, Першовъ. – Кушаетъ глинку–то арендатель… Замѣсто земли пруды вамъ съ карасями ...


Художественные проиведения | Это было

... ;кровавыхъ  полей  проникаетъ въ  меня  до недръ,  и уснувшая было  сила начинаетъ  шумѣть и звать. Я вспоминаю  болтливую  канарейку и желѣю,  что ея нѣтъ  со мной. Подхватываетъ ... ;боками только.  – Хочь и  моими! Андерференто. Катимъ…  Передъ поворотомъ на  Б. – Сашка  начинаетъ  ёрзать  рулемъ  и играть  скулами, – скулы  у него  еще ... лучше затылка,  съ  глянцемъ! Ѣдетъ  тише, на перебояхъ. Машина  начинаетъ  покашливать. Сашка  ругаетъ масло,  бензинъ,  магнето. Зеркало  души   ... ;его – затылокъ – какъ-будто  начинаетъ  потѣть, бойко играютъ  скулы… – Да что такое?..  У поворота машина  осѣдаетъ въ   ... ;ворчаньемъ, Сашка  слѣзаетъ  и начинаетъ  нырять  подъ  кожухъ. Въ  промежуткахъ я слышу,  что въ  прошлый  ... ;стало  странно легко,  знакомо: ну вотъ,  опять  наплываетъ марево,  волшебный лѣсъ начинаетъ  прiоткрывать тайны… Вѣдь  это же  сонъ мой длится, а настоящая  моя жизнь  ... , слегла отъ  мирiадовъ  вѣковъ вся земнородная  сила,  духу враждебная! И вотъ  начинаетъ  кипѣть  «радiо-кровь», черная сила,  звѣро-энергiя…  Ея   ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... въ чемоданѣ, глядишь – и привыка-етъ, да такъ привыкаетъ, что и мыть мисочку незачѣмъ. Другой..? А другой-секретъ вот какой. Поначалу съ нашей пищи слабнуть начинаетъ непривышный человѣкъ, похудаетъ, побѣлѣетъ… и тутъ, будто что переломитъ въ немъ! Пойдетъ и пойдетъ въ силу восходить, и такая въ немъ сила объявляется… въ міру ... …» – и умолкаетъ. Я хочу спать, но о. діаконъ не уходитъ. Я чувствую, что я ему очень нуженъ, и онъ гдѣ-то стоитъ за дверью и ждетъ меня, и опять начинаетъ возглашать: «…поми-луй на-асъ..!» И звонитъ, и звонитъ за дверью. Сколько же лѣтъ прошло съ той валаамской ночи? Со-рокъ лѣтъ! А я еще слышу ... . О. Антипа подходитъ къ армѣ, снимаетъ пальцемъ капельку съ широкаго копьевиднаго листа и говоритъ шопоткомъ, благоговѣйно: – Господомъ указано цвѣтку сему возвѣщать погоду: какъ начинаетъ п л а к а т ь – жди дождичка. Сію арму еще о. Дамаскинъ садилъ. Потолокъ – сводами; по бѣлымъ стѣнамъ – картины, – разные виды валаамскіе, труды ... , худой монахъ, весь въ краскѣ, съ кистью, поясняетъ: – А это фарисеи… носы-то ишь у нихъ какіе… горбатые! А это – притча… И начинаетъ объяснять намъ притчу. – Да они учены, – говоритъ монахъ, всѣ притчи знаютъ. – Ты, о. Ѳедулъ, своди-ка ихъ на колокольню, про колокола скажи ... мастерскихъ и водопровода. Въ нижнемъ ярусѣ – черное жерло кузницы. Входимъ. Какъ разъ мальчикъ-монашонокъ набрасываетъ на колесо приводной ремень, и огромный машинный мѣхъ начинаетъ выбрасывать изъ горна вихри слѣпящихъ искръ. Мѣхъ тяжело вздыхаетъ, сопитъ и хлюпаетъ. Намъ жарко стоять и у порога. Кузнецъ-монахъ хмуро встрѣчаетъ насъ ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

... собою по-латыни, - Викторъ Алексѣевичъ понялъ, что положенiе серьезно, грозитъ воспаленiе брюшины, - и сообщили ему уклончиво, что у больной начинаетъ опредѣляться родильная горячка, принявшая «литическую» форму, - онъ этого не понялъ и попросилъ разъясненiя, - что, конечно, молодой ...


Художественные проиведения | Распад

... .   Зима надоела. Скорѣй бы показывалась черная проталина въ нашемъ саду, подъ вишней, гдѣ мы уже разгребли снѣгъ. Да, она скоро покажется! Уже начинаетъ проваливаться наша гора; уже нѣсколько дней печально звонятъ въ церквахъ. Вчера приказано принести изъ амбара “паука”, - круглую ... ; Вѣдь  онъ все можетъ… Но почему же, почему?.. Я не понимаю ничего, думаю напряженно, всматриваюсь въ образа, и мнѣ… мнѣ начинаетъ казаться, что они хранятъ какую-то тайну, большую, непонятную. Они молчатъ, смотрятъ и знаютъ… Они  ... . Дѣтство прошло, розовая, таинственная дымка разнесена вѣтромъ, растаяла. Я знаю, откуда приходятъ они и куда пойдутъ. И уже теперь начинаю я думать о нихъ, и сердце начинаетъ сжиматься, когда я смотрю на эту пугливую, несуразную и обманутую толпу, на эти корявыя руки, вѣчно таскающiя и формующiя кирпичи, и ноги, прыгающiя въ мокрой глинѣ.  ...


Художественные проиведения | Праздничные герои

... штуки. Сейчасъ онъ откалываетъʺ[l]<.> Я слышу, какъ выкрикиваетъ онъ сиплы<мъ> баскомъ, точно треснутая тарелка: — Онъ стоитъ передъ человѣкъ съ рыбкамиʺ[o] начинаетъ плакать и говорить: — Ужъ такой–то мошенникъ… Но она веселая, даже поетъ, послѣ обѣда, и потому, что ʺнаклюкаласьʺ<.> Всегда рядомъ съ ней ... зажимаютъ уши и смѣются, но музыканты серьозны. Они играютъ по улицѣ мостовой, славься ты славься. Штучки на ѣлкѣ дрожатъ, звенятъ стекла. Но и подъ улицу Василь Сергѣичъ начинаетъ поплясывать въ передней. Его замѣчаютъ, выталкиваютъ на середку зала, и онъ тутуъ показываетъ все свое. Онъ какъ–то ерзаетъ на одной ногѣ въ присядку. Вотъ ... рюмки и вытаскиваетъ ихъ у меня изъ кармана, жуетъ салфетки, перегоняетъ какіе–то шарики подъ желѣзными колпачками, ѣстъ эти шарики, давится. Потомъ начинаетъ ходить на головѣ, крякаетъ уткой, мычитъ, пилитъ губами, наконецъ, проглатываетъ ножи, корчится и ножъ вываливается у него изъ штанины. Въ залѣ смѣются краснолицые подъ ...


Художественные проиведения | На паях

... она. Капель, что ли, дай. /Люба уходитъ/  да содовой  чтобъ дали сюда!   Данила Евграфычъ. Пойду я… /встаетъ  и начинаетъ  ходить/   Евграфъ Данилычъ.  Не  помрутъ  безъ тебя. А-ахъ… не надо  бы этой  индейки  ... ; Нѣтъ,  чаемъ  тебя  буду поить. /Мальчики уходятъ/  Бухгалтеръ  /съ книгой/  Библiотеку-то зря  тревожимъ… /начинаетъ  складывать  книги/  Иванъ  Васильичъ.  Ну,  еще поговори.  Сама любитъ,  дял строгости, и покоряйся. Что ... /   Кто былъ  глава,  тотъ пусть и  видитъ. /Общее  недоумѣнiе. Данила  Евграфычъ.  Встаетъ  и начинаетъ ходить,  закуриваетъ. Ивану Васильичу:/ Уходи отсюда! /Иванъ  Васильичъ  сторонкой,  на-цыпочкахъ  поспѣшно   уходитъ  ...


Художественные проиведения | Голуби

... то же – половина седьмого. Иностраней взмахиваетъ стэкомъ. Рѣчь? Дѣло привычное. Шляпа «верти-меня» уже въ рукѣ и пляшетъ. Онъ увѣренно начинаетъ съ Руси, которую называетъ –   50 «Гусь», и вываливаетъ окрошку, сдобренную истоптанными словечками: «потенціальность узко-классовыхъ устремленій», « ... еще на полтинникъ: счастливый сегодня день. – А вотъ. Послушай-ка… Она выкидываетъ горсточку, отъ себы ужъ, склоняетъ голову на-бокъ, какъ пригорюнилась, и начинаетъ тянуть старушечьимъ. Хрипучимъ баскомъ: -Ай, гули-гулочки, А съ коей вы улочки? А съ улицы Варварскай, Съ хоромы боярскай… У бояра Евтюги Накалены утюги-и… Да-а&hellip ... , что мужикъ смотритъ оторопѣло и хлопаетъ глазами. Го… голуби… сизы-голуби… - бормочетъ онъ, прихлопывая по бьющимся голубямъ, и его широкое лицо начинаетъ расплываться въ благодушнѣйшую улыбку. – А что, ай голубевъ купить хочешь? - Сейчасъ же пусти!.. на волю!.. - Какъ это такъ  - пусти? А рупъ штука ...


Художественные проиведения | Яблочный Спас

... . Потомъ старшiй, въ лиловой камилавкѣ, читаетъ надъ нашими яблоками изъ Курска молитву о плодахъ и виноградѣ, - необыкновенную, веселую молитву! - и начинаетъ окроплять яблоки. Такъ встряхиваетъ кистью, что летятъ брызги, какъ серебро, сверкаютъ и тутъ, и тамъ, отдѣльно кропитъ корзины для прихода, потомъ узелки ... стружекъ, рогожъ и теса, такъ радостно отчего-то мнѣ, что я схватываю охапку стружекъ, бросаю ее кверху, - и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдругъ, начинаетъ во мнѣ покалывать – отъ непонятной ли радости, отъ притаившагося ли страха, или отъ яблоковъ, безъ счета съѣденыхъ въ этотъ день, -  ... ;начинаетъ покалывать щекотной болью. По мнѣ пробѣгаетъ дрожь, я принимаюсь безудержно смѣяться, прыгать, и съ этимъ смѣхомъ бьется во мнѣ желанное, - что въ училище меня ...


Художественные проиведения | На пеньках

... − въ Европу побѣдоносную! Но и Европа-то… Но объ этомъ послѣ.   Сейчасъ  во мнѣ взрывы  и разряженiя, и фонарь мой временами  начинаетъ  коптить и гаснуть. Самому  представляется  иногда, что я − какъ-будто  и не я даже, а нѣкая эманацiя… И логика иногда хромаетъ ...   и еще что-то, − отъ страстныхъ  красокъ? отъ запаховъ?!.. Что за мерзость!.. Я почувствовалъ, какъ  проснувшееся  во мнѣ животное  начинаетъ рычатъ и чавкать.  И такъ, я отдыхалъ на пенькѣ и предвкушалъ. Буду  сегодня  пить крѣпкiй… брусничный листъ,  но зато  съ подлиннымъ ... ; улицы, и его  вотъ раздавятъ. Больной  въ ужасѣ хватаетъ себя  за носъ двумя пальцами, приподымаетъ его, какъ бы шлагбаумъ, и бѣшено  начинаетъ махать кому-то и кричать дикимъ голосомъ: „скорѣй, скорѣй проѣзжайте!.. поднять!!.“ И успокаивается на время.   Такъ вотъ, я почувствовалъ ужасъ  ...


Художественные проиведения | Благовещенье

... . - Посулился завтра секретъ принесть. - Ну, что Богъ дастъ, а пока ступайте. Уходятъ. Жавороночекъ умолкъ. Отецъ становится на стулъ, заглядываетъ въ клѣтку и начинаетъ подсвистывать. Но жавороночекъ, должно быть, спитъ. - Слыхалъ, чижикъ? - говоритъ отецъ, теребя меня за щеку. - Соловей -  ... , пожалуй, слышимъ, какъ «галочка-то забираетъ», какъ «турманокъ винтится». Отъ стаи – бѣлый, снѣжистый блескъ, когда она начинаетъ «накрываться» или «идти вертушкой». Намъ объясняетъ Солодовкинъ. Онъ кричитъ Горкину - «галочку подопри, а то накроютъ ... въ стаѣ - «освоилась». Мясникова стая пролетаетъ на сторонѣ -«утерлась»! Горкинъ грозитъ кулакомъ куда-то, начинаетъ вытирать лысину. Поблескивая, стайка садится ниже, завинчивая полетъ. Горкинъ, я вижу, крестится: радъ, что прибилась «галочка». Всѣ чистяки  ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

... ; это младшій офицеръ 184-ой смоленской дружи // л. 1.   ны Войцеховскій. Предупредивъ его что на него будетъ поданъ рапортъ я ушелъ. Черезъ нѣск.d. влѣзаетъ на ящикъ и начинаетъ говорить “товарищи вотъ // л. 1 об.   что происходитъ у насъ, въ кономъ паркѣ. Офицеры не показываютъ солдатамъ приказовъ, офицеры приказываютъ величать  ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

... ... Будемъ виноградъ сажать, табакъ сажать... По вечерамъ Гассанъ бралъ у знакомаго турка баркасъ, ставилъ парусъ и каталъ меня по морю. Добрый Гассанъ! Моя рука начинаетъ останавливаться, когда я подхожу къ грустному концу.[486] Зачѣмъ[487] случай поставилъ меня свидѣтелемъ печальнаго конца. Я уѣхалъ бы на Сѣверъ,[488] и не зналъ бы ничего ничего ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... ;—[330] соборный такъ дѣлаетъ. Діаконъ вполнѣ согласенъ[331], смотритъ въ зеркало и видитъ длинное сѣроватое <лицо> въ пятнахъ[332]. Батюшка разсолодѣл<ъ> что-то и начинаетъ разсказывать про электричество, — на глаза вліяетъ — то, что разсказывалъ у Парменовыхъ. Діаконъ осторожно толкаетъ ного<,> взглядываетъ — не пора ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... на солнышкѣ. Разъ–разъ–разъ, шмыгъ–шмыгъ[612]. Когда они еще сыроваты, Василій водитъ твердо и медленно, и въ головѣ у него начинаетъ намекать пѣсня, которую онъ, мурлыкалъ бывало въ номерахъ, когда отдѣлывалъ за два часа полтора десятка[613] за часъ: Какъ у нашихъ у воротъ И эта нескорая ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... , лишній. Его гналъ подымавшійся вѣтеръ. Барометръ въ салонѣ сильно упалъ[1134] влѣво, пре<д>сказывая[1135] бурю. И нечего было предсказывать: буря уже начинаетъ шумѣть вокругъ парохода, налетая порывами<.> За мутью стоялъ неумолимый, разрастающійся шорохъ. То лѣса шумѣли, невидные. То мутныя волны накатывали на берега. — Ну[1136 ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... и бѣгала по людямъ[687]. Дѣтей у нея не было. Когда старику не въ моготу приходилось, онъ рѣшался на опасное дѣло слѣзать съ печи[688]. Леж.[689] на животѣ начинаетъ онъ сползать съ печи, осторожно отыскивая скамейку[690]. По скамейкѣ, держась за кирпичи, // л. 31 об.   скользилъ дѣдъ къ стѣнкѣ и уже тутъ опуситлся ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... >[89] точно тамъ видѣлъ это прошлое, — самый пустякъ предстаетъ(?)[90] въ какой-то розовой дымкѣ... <3 нрзб> въ <нрзб>[91]. Но этотъ случай <нрзб>[92] въ моей жизни,[93] начинаетъ <нрзб>[94] сердце и слезы набѣгаютъ на глаза... Должно быть[95] тогда, а тогда мнѣ было не болѣе девяти лѣтъ[96], <нрзб> тяжк<нрзб> слѣдъ[97] на душѣ[98] это ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... сказалъ Мурзикъ. - Что вы, умнѣе меня? Я вамъ говорю, что я самый умный и все понимаю. Васъ любитъ Сережа. Вы поймите, что онъ меня, меня начинаетъ забывать! Вамъ мало этого? Отвѣчайте! - Ахъ, вы не знаете, как прiятно кружиться и кричать въ воздухѣ! - сказалъ Журавликъ. - Как прiятно стоять въ воде и … - Терпѣть ... ; Журавликъ возмутился… <—> Да вѣдь вы здѣсь родились, вы не знаете иной, свободной жизни, вы не знаете какъ прiятно[131] стоять на болотѣ, когда туманъ начинаетъ уплывать къ небу, какъ прiятно кружиться и кричать въ воздухъ,[132] встрѣчать солнце и дышать свободно…[133] <—> Да… конечно… но&hellip ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... ; немного. (Въ сторону). Вотъ чортъ!.. Косточкинъ. Но… глубина…. глубина!! бездонность мысли!!.. Апоѳеозъ![476] Неронова. Мой мужъ тоже… немного… начинаетъ…. Рубининъ. Вы имѣете несчастье быть замужемъ?.. Косточкинъ. Да-да… несчастный человѣкъ!.. Неронова. (Рубинину.) Почему несчастье?.. Галльскій. (Перебивая.) О, поэтъ!.. Это счастье!.. счастье ... .[535] Но я не могу… я долженъ сказать <(>въ сторону.)[536] А что я долженъ сказать?[537] — Иначе будетъ поздно послѣ… Я долженъ… я (Начинаетъ цѣловать руку все выше и выше, подымая кружева рукава.) люблю… васъ… Я… я… (Цѣлуетъ шею.) Я потерялъ всѣ чувства&hellip ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... /…/|Въ сторону.| Вотъ чортъ/!/… КОСТОЧКИНЪ. Но… глубина…. глубина/!/.. бездонность мысли/!/ Апофе/о/зъ/!/ НЕРОНОВА. Мой мужъ тоже… немного… начинаетъ…. РУБИНИНЪ. Вы имѣете несчастье быть замужемъ/?/.. КОСТОЧКИНЪ. Да-да… несчастный человѣкъ/!/.. НЕРОНОВА. |Рубинину.| Почему несчастье/?/.. ГАЛЛЬСКІЙ. |Перебивая.| О, поэтъ/!/.. Это счастье/!/.. счастье ... . [742] Далее было: Но я не могу… я долженъ сказать/…/ |Въ сторону.|/|/ А что я долженъ сказать/?|/ Иначе будетъ поздно послѣ… Я долженъ/…/ я/…/ |Начинаетъ цѣловать руку все выше и выше, подымая кружева рукав[ова]а.| Люблю… васъ… Я… Я… |Цѣлуетъ шею.| [743] Далее было ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... ] Жизнь страшней[979].[980] Вотъ лѣзетъ[981] проклятая[982]! Отъ всего[983] уцѣлѣлъ…[984] А почему уцѣлѣлъ? Вотъ тутъ-то… и начинаетъ долбить.[985] А[986] для того и уцѣлѣлъ,[987] чтобы самое-то страшное, самое <нрзб.>[988] и испить.[989] У меня[990] такая линія жизни ... и тамъ линій? Не такъ-то все просто, не такъ.[993] Судьба меня всегда[994] вертѣла, швыряла, мяла. Если бы вамъ разсказать![995] И вотъ меня начинаетъ пугать: пріѣду, никого не найду, всѣ умерли… — Капитанъ!! — укоризненно сказалъ подпоручикъ.[996] — [997] Такъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... мелочь, знакомое имя, — какъ подымается все и выворачиваетъ душу, и слезы набѣгаютъ на глаза...  Вотъ уже я чувствую, какъ голосъ начинаетъ дрожать... Ничего, это пройдетъ. Василiй Сергѣичъ! Если[70] бы живъ былъ сейчасъ этотъ Василiй Сергѣичъ! Я м<ожетъ> б<ыть>[71] сумѣлъ быскрасить его невеселую дорогу ... , знакомое мнѣ, появлявшееся въ рѣшительную минуту. Я не могу назвать словомъ это что–то. Вотъ теперь стоитъ мнѣ припомнить этотъ взглядъ, и мое сердце начинаетъ сладко томиться. Милый, любовный взглядъ! Сколько людей уходили съ нашего двора съ просвѣтленными лицами, когда мелькало это что–то во взглядѣ самаго дорого ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... Данилычъ./   Крачъ. /быстро оглянувшись/ Что вижу! Почтеннѣйшій Данилъ Данилычъ! /беретъ апельсинъ/ Ап-пельсинчика! /Дѣдъ скрывается/ Пугливъ! Когда-то самъ пугалъ. /Садится и начинаетъ чистить апельсинъ/   Варвара Евграфовна /кивая на дверь въ залъ/ Пойду…   Крачъ /лѣниво/[488] Не стоитъ. Ну, какъ? /къ двери/ Преуспѣваетъ… почтеннѣйшій ... … прекрасно вижу все отношеніе. Благодаря вамъ и прислуга смотритъ на меня, какъ на мебель…   Данила Евграфычъ /раздраженно/ Еще что? /встаетъ и начинаетъ ходить/ Ну, заканчивайте ваши сцены!   Лиля /встаетъ/ Не кричи же такъ, все слышно! Нѣтъ, ты ужасно грубъ! Барыгинское твое… /Данила Евгр.[856 ... .[1282] Вы дѣло говорите.   Марфа Прохоровна. Не учи мать. Не глупѣй тебя. Разъ говорю, знаю, зачѣмъ говорю. /Данила Евграфычъ съ шумомъ отодвигаетъ стулъ и начинаетъ ходить./ Не перебивай. Мнѣ къ вечернямъ надо.   Евграфъ Данилычъ. Поспѣете. Отчетъ вотъ[1283] надо утвердить. /рѣшительно/ И будемъ утверждать. /беретъ у Похлебова отчетъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... Данилычъ./   Крачъ. /быстро оглянувшись/ Что вижу! Почтеннѣйшій Данилъ Данилычъ! /беретъ апельсинъ/ Ап-пельсинчика! /Дѣдъ скрывается/ Пугливъ! Когда-то самъ пугалъ. /Садится и начинаетъ чистить апельсинъ/   Варвара Евграфовна /кивая на дверь въ залъ/ Пойду…   Крачъ /лѣниво/[460] Не стоитъ. Ну, какъ? /къ двери/ Преуспѣваетъ… почтеннѣйшій ... … прекрасно вижу все отношеніе. Благодаря вамъ и прислуга смотритъ на меня, какъ на мебель…   Данила Евграфычъ /раздраженно/ Еще что? /встаетъ и начинаетъ ходить/ Ну, заканчивайте ваши сцены!   Лиля /встаетъ/ Не кричи же такъ, все слышно! Нѣтъ, ты ужасно грубъ! Барыгинское твое… /Данила Евгр.[828 ... .[1271] Вы дѣло говорите.   Марфа Прохоровна. Не учи мать. Не глупѣй тебя. Разъ говорю, знаю, зачѣмъ говорю. /Данила Евграфычъ съ шумомъ отодвигаетъ стулъ и начинаетъ ходить./ Не перебивай. Мнѣ къ вечернямъ надо.   Евграфъ Данилычъ. Поспѣете. Отчетъ вотъ[1272] надо утвердить. /рѣшительно/ И будемъ утверждать. /беретъ у Похлебова отчетъ ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... книгу, про себя) Онъ… мнѣ[22] не сказалъ!.. (ей) Ступай!.. (Акулина уходитъ)[23] Наташа. (бросаясь въ кресло и сжимая кулачки) Это подлость! подлость! подлость!!.. (вскакиваетъ и начинаетъ бѣгать по комнатѣ, взявшись за голову) Вѣрно, вѣрно, вѣрно… У него начали бѣгать глаза…[24] // л. 10   Что то такое есть, есть ... не сказалъ… /Ей./ Ступай… /Акулина уходитъ./   НАТАША. /Бросаясь въ кресло и сжимая кулачки./ Это подлость![233]... подлость![234] подлость![235]... /Вскакиваетъ и начинаетъ бѣгать по комнатѣ, взявшись за голову./[236] У него начали бѣгать глаза…[237] /Идетъ къ письм.[238] столу./[239] /Выдвигаетъ ящикъ и роется./&hellip ... ;— было: меня любишь!.. [7]              Далее было: Онъ начинаетъ врать мнѣ, я чувствую… [8]              Далее было: Явленіе ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... … ‑ Мэри…[834] Нѣтъ… нѣтъ… Лэди не отдастъ… Мэри… горячiй лошадка вы увидитъ… она плохо начинаетъ… вы увидитъ… Старикъ боится… я видѣлъ… у него дрожатъ руки… Онъ улыбается, кланяется членамъ и пускаетъ Лэди галопомъ&hellip ... ; Здороваются… Мэри и Лэди косятся… Мэри волнуется и хочетъ куснуть себя за колгнку… Лэди фыркаетъ и бьетъ передней[848] ногой. Мэри начинаетъ мотать головой и прыгать…[849] Болотниковъ подходитъ на Громѣ. ‑ [850]Ну, что… побьешь Лэди? а, старина… врядъ… Я ужъ отчаялся ... ;   Далее было: [Но] Октября 12. Шли на 300 с… скорость 1 м. 40 с… горячится… Плохо [беретъ стартъ] начинаетъ… задреживаемся… рветъ поводъ… октября 13… на 300 с… скорость 1 м. 37 с…. Спокойнѣй… Неплохо кончаетъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... хапаютъ. А Матрена… Да, теперь ужь вся объявилась...[321] Навязалъ себѣ на шею: ни одного то дня не пройдетъ, чтобы поѣдомъ не ѣла. Съ самаго утра точить начинаетъ[322]. Лучше бы было въ ботинщикахъ жить. Какъ праздникъ, ‒ сейчасъ бы[323] на бульваръ, музыка полковая. ‒ Кавалеръ, угостите папироской... Точно не человѣкъ, право ... ] поймалъ… потому что мыши остановились, а одна усѣлась на груди, на рукѣ, и, зеленая, какъ лягушечка[2017] на солнцѣ и юркая.[2018] Она вертится на рукѣ и начинаетъ вспыхивать зеленоват. блескомъ – дѣл.[2019] сквозной, какъ шаръ[2020] въ аптекѣ на Золот. улицѣ… И еще[2021] прозрачная и зеленая, съ тонкими ... Укл. и въ чайную [319]да чтобывписано [320]Далее было: , точно за жулика считаютъ. [321] Да, теперь ужь вся объявилась... вписано [322] Съ самаго утра точить начинаетъ.вписано [323] бывписано [324]Вместо: не погнушался – было: не гнушался [325] А Мишутка… Э, да что говорить, прямо ничего не видать.вписано [326 ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

... ;Хорошо… хорошо… говоритъ Мейеръ…[457] Скоро у меня и слѣпковъ не станетъ… Начнемъ рисовать съ натуры… да… Ося встаетъ и начинаетъ просить позволить ему[458] писать вывѣску… «Я[459] вѣдь знаю какъ… я все слѣдилъ за вами…<»> <«>Ну, попробуй ... , бурчитъ что-то и въ его груди переливается и хрипитъ… Скорѣй бы весна, лѣто приходили… Буду ходить на рѣку, непремѣнно доберусь до лѣса.[460] Ося начинаетъ засыпать и[461] въ полуснѣ онъ чувствовалъ, какъ чья то сухая рука трелетъ его по плечу и тихій голосъ шепчетъ… Ничего малышъ… ничего ... спалъ.[749] Слышно, какъ по полу бѣгаютъ крысы, дерутся, стучатъ колодками. Часики звонко тикаютъ, пробили двѣнадцать, а отца все нѣтъ.[750] Ося начинаетъ думать о своей первой работѣ… Вывѣска то совсѣмъ готова… Завтра пойду къ Мейеру, надо непремѣнно закончить… Да, да, вѣдь послѣзавтра вѣшать надо ...


Творческие рукописи | Грачи (НИОР РГБ 387.3.11.)

... и сопровождаетъ… и ничѣмъ не возьмешь… А, дьяволъ! (хлопаетъ.) Вас<ильевъ>-Сурскій. Эта моль что!.. (кашляетъ.) А вотъ, Проша, когда самого тебя жрать начинаетъ… Н-да-а… (Смотритъ въ окно.) Цапелькинъ. (поглаживая лысину.) Поточила таки… Ну, еще поскрѣпимъ… Я, Паша, положилъ себѣ еще десятинку годковъ, а тамъ ... ] я знала!![313] (бѣжитъ къ Власьевнѣ.) Ура!.. Бабушка![314] смотри, грачи прилетѣли! (тащитъ за руку.) Вас<ильевъ>-Сурскій. Ѣду! Ѣду (идетъ[315] къ вѣшалкѣ и начинаетъ сниматъ платье.) Скорѣй!!..[316] Власьевна. Да[317] пусти ты, егоза какая![318].. Чуть самоваръ не скинула… (смотритъ.) А-а… и впрямь… грачики&hellip ... ] |Хлопаетъ[386].|   ВАС<ИЛЬЕВЪ>-СУРСКІЙ. Эта моль –[387] что![388].. |Кашляетъ[389].| А вотъ, Проша, когда самого тебя жрать начинаетъ… Н-да-а… |Смотритъ[390] въ окно.|   ЦАПЕЛЬКИНЪ. |Поглаживая[391] лысину.| Поточила таки…[392] Я, Паша, положилъ себѣ еще десятинку годковъ ... ![1080].. Бабушка,[1081] смотри,[1082]— грачи прилетѣли![1083] |[1084]Тащитъ[1085] за руку<.>|[1086]   ВАСИЛЬЕВЪ-СУРСКІЙ. Ѣду! |Идетъ къ вешалкѣ и начинаетъ сниматъ платье.| Скорѣй!![1087]   ВЛАСЬЕВНА. Да пусти ты, егоза[1088] какая![1089].. чуть самоваръ не скинула… |Смотритъ[1090]<.>| А-а… и впрямь&hellip ... : ВАСИЛЬЕВЪ-СУРСКІЙ.                 Ѣду! |Идетъ къ вешалкѣ и начинаетъ сниматъ платье.|                 Скорѣй!! &mdash ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... ворономъ, толстякъ-урядникъ въ офицерскомъ пальто, завернувъ на колѣни полы. Останавливаетъ на трактѣ, противъ лавки, тянетъ изъ-подъ себя портфель, устанаввливаетъ передъ животомъ и начинаетъ перебирать бумажки. Вѣтерокъ играетъ бумажками, играетъ его русой, на два расчеса, «скобелевской» бородой. — Серенька, пообожди! &mdash ... ворономъ, толстякъ-урядникъ въ офицерскомъ пальто, завернувъ на колѣни полы. Останавливаетъ на трактѣ, противъ лавки, тянетъ изъ-подъ себя портфель, устанаввливаетъ передъ животомъ и начинаетъ перебирать бумажки. Вѣтерокъ играетъ бумажками, играетъ его русой, на два расчеса, «скобелевской» бородой. — Серенька, пообожди! &mdash ... ; Карусель. І   <нрзб.> ранній часъ —[415] солнце[416] еще прячется за церковью[417], черезъ дорогу, а Панфилъ[418] <Данилычъ> уже начинаетъ <нрзб.>[419]<.> Становится[420] на мосткахъ,[421] передъ[422] лавк.[423],[424] крестится на бѣлую церковь[425] Троицы, затаенно прося[426]  ... : карамели — было: карамелью [84] Далее было: носомъ [85] Далее было: спустившей [два тонкихъ усика] /тонкіе усики/ съ доски въ бочонокъ [со] /съ сол./ свининой, и начинаетъ разворачиваетъ [86] <нрзб.> вписано. [87] Вместо: осетровъ — было: желтыхъ отъ жиру [88] Вместо: понимающ. покупателей — было: которые понимаютъ [89] Вместо ... было: не поднялось надъ старыми березами смирновской усадьбы, оно [417] Далее было: напротивъ [418] Над строкой вписан вариант: Семенъ [419] Вместо: начинаетъ <нрзб.> — было: отпирает желѣзныя ставни на лавкѣ, гремитъ болтами. Потомъ, какъ обычно, [420] Далее было: на порогѣ, [421] Далее было ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"