И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 29

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Бескрестный Лазарь

... сейчас прямо в правый глаз попаду!..» Долго нацеливался… ― и хлоп!.. Попал ли в глаз ― неизвестно. А вышло так: отскочила пуля от цели в свод, от свода ― Лазарю в правый глаз! ― упал и кончился. Все стали кричать: «переводите нас, тут больше не останемся!..» Перевели, будто, в другое ...


Художественные проиведения | Два письма

ДВА ПИСЬМА  New-Dear, 21 дек. 192… г.   Дорогой N. N. . . . . . надо лишь  глубже вдуматься!  Сейчасъ идетъ дождь, какъ всегда у насъ въ эту пору въ Шотландiи, на холмахъ. Но въ моемъ  кабинетѣ тепло и сухо, жарко горитъ  каминъ. Я только что вернулся съ обычной  своей  прогулки − она оказалась  необычной! − и вотъ,  вмѣсто того, чтобы сѣсть  за работу надъ „Исторiей Возрожденiя“, я невольно отдался встрѣтившимся за прогулку мыслямъ. Во мнѣ  сейчасъ  славная бодрость и радостность, подъемъ  необычайный! Я съ особеннымъ наслажденiемъ отпиваю глоточками  ароматичный грогъ, − я немножко прозябъ въ прогулкѣ, − и удобный мой кабинетъ, съ афганскимъ ковромъ, съ почернѣвшимъ  дубовымъ потолкомъ, гдѣ еще видны крючки  отъ клѣтокъ  съ перепелами и жаворонками, которыхъ  любилъ водить мой  прапрадѣдъ, − съ потемнѣвшими  латами рыцаря у двери, отъ давняго  моего предка, кажется  мнѣ еще покойнѣй и даетъ больше  увѣренности  въ работѣ.  И такъ − я перебираю встрѣтившiяся  за прогулку мысли. Онѣ  связались  и съ Вашимъ послѣднимъ  письмомъ къ мнѣ.  Я зашелъ далеко − за шлюзы, за озерки. Что меня  повело туда − не знаю. Я не страдаю разсѣянностью, но сегодня  такъ странно вышло. Тамъ, близъ фермы „Limit Ways“, что  по-русски значитъ − какiе я дѣлаю  успѣхи! − „Предѣлъ дорогъ“, − старинное названiе  мѣстности, − возлѣ  древней, родовой нашей, церкви, есть  очень давнее кладбище, сплошь  заросшее верескомъ и барбарисомъ. Это и теперь еще очень  глухое мѣсто, описанное  Вальтеръ-Скоттомъ. Я удивился − куда зашелъ! И вспомнилъ, что именно  здѣсь  мой дѣдъ встрѣчалъ, на гарницѣ своихъ  помѣстiй,  покойную королеву. Какъ Вы  ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... глаза. Солнечный благодатный дождь ― во сне ли, мыслью ли видел он этот дождь? ― вызвал в нем чувство легкости. Но не было ни дождя, ни солнца: был темный свод, какая-то странная машина, ― отопления? ― коптившая лампочка без стекла. Возле сидел на ящике седой, изможденный человек и тревожно всматривался в него. Антонову ...


Художественные проиведения | Свет

... глаза. Солнечный благодатный дождь ― во сне ли, мыслью ли видел он этот дождь? ― вызвал в нем чувство легкости. Но не было ни дождя, ни солнца: был темный свод, какая-то странная машина, ― отопления? ― коптившая лампочка без стекла. Возле сидел на ящике седой, изможденный человек и тревожно всматривался в него ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... рѣзной позолотой, да серебряная рака съ мощами преп. Арсенiя, а надъ ней рѣзной балдахинъ, задрапированный малиновымъ бархатомъ. Стариной дышатъ низкiе своды собора. Полъ изъ сосновыхъ досокъ, стѣны плохо расписаны, нѣтъ и намека на то великолѣнiе, какимъ поражаетъ Валаамскiй соборъ. Вправо отъ входа ... слабомъ мерцанiи огоньковъ, ставитъ обѣими руками дрожащую въ нихъ свѣчку. Накрывая гофреной мантiей, виднѣется распростертая возлѣ раки фигура монаха. Подъ сводами мракъ сгустился… Въ темномъ алтарѣ разноцвѣтными огоньками теплится седьмисвѣчникъ. Пѣть кончили. Гнусавымъ голосомъ читаетъ монахъ молитвы. Тихо, ни ... поклономъ впустилъ въ прихожую.  Старушка-богомолка, съ морщинистымъ безкровнымъ лицомъ, смиренно притаилась въ уголку, дожидаясь о. игумена. Мы прошли въ первую комнату. Потолокъ сводами, стѣны выкрашены, въ окнахъ исполинская арма и фикусы. По стѣнамъ нѣсколько видовъ валаамскихъ, преподнесенныхъ г. г. художниками, проживающими на даровыхъ харчахъ цѣлые мѣсяцы на ... его отдѣлка, и лѣтомъ 95 нижнiй храмъ былъ совершенно готовъ. Глубокимъ притворомъ вступили мы въ пер- - 98 - вый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. Изящный иконостасъ, въ которомъ золото перемѣшалось съ голубой, бѣлой и красной краской ... поскорѣй… Братiя ужъ теперь за столами сидитъ. Я поспѣшно пошелъ въ трапезную, помѣщавшуюся во внутреннемъ четырехугольникъ монастырскихъ строенiй, противъ собора. Низенькая со сводами палата. Кой-гдѣ изображенiя святыхъ иноковъ въ одеждахъ схимонаховъ съ крестами и черепами. Эти изображенiя – точно рѣдкiя черныя пятна на голыхъ стѣнахъ. ... сермягахъ, сѣденькiе, пришедшiе на Валаамъ изъ Олонецкой губернiи. Они вздыхали и покачивали головами всякiй разъ, каък звучный голосъ монаха разносилъ подъ суровыми сводами трапезной. – „Богатый въ питiяхъ и яствахъ пребываетъ, а о бѣдныхъ и о душѣ забываетъ“ – звучитъ въ палатѣ. И я ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... , разинувъ отъ слабости ротъ, ставитъ обѣими руками дрожащую въ нихъ свѣчку. Накрытый складчатой мантіей, неподвижно простерся передъ ракой монахъ въ молитвѣ. Подъ сводами мракъ, въ темнотѣ алтаря цвѣтными огоньками теплится седьмисвѣчникъ. и кажется мнѣ, что стою за полунощницей на Свѣтлый День: только тогда бываетъ такая тишина и сумракъ ... , благоговѣйно: – Господомъ указано цвѣтку сему возвѣщать погоду: какъ начинаетъ п л а к а т ь – жди дождичка. Сію арму еще о. Дамаскинъ садилъ. Потолокъ – сводами; по бѣлымъ стѣнамъ – картины, – разные виды валаамскіе, труды наѣзжихъ художниковъ, даръ за гостепріимство. А вотъ, на портретѣ въ рамѣ, – суровый хозяинъ Валаамскій ... ;для Господа трудились». И все безъ похвальбы, смиренно. Чудеса! Входимъ въ законченный нижній храмъ, – здѣсь престолъ преп. Сергія и Германа. Колонны, своды, стѣны – въ узорахъ, въ херувимахъ. На голубоватомъ сводѣ – звѣзды. И это са-ми? все? Работа братіи. И этотъ иконостасъ, рѣзной, розово-голубой и золотистый, – са-ми? Господь ... послушайте, и во здравіе питаніе вамъ будетъ. Сами потомъ скажете, вкусная какая ваша пища. Съ молитвы такая, вкусная, о с в я щ е н н а я. Я вхожу въ трапезую. Длинная, невысокая палата, своды. Вижу длинные – длинные столы, простые, непокрытые, и на нихъ, чинными рядами, миски, свѣтлыя липовыя ложки, бѣлые ручники, холстинные, накрывающіе попарно миски ... ; и подхватываютъ раздольно-весело: «Преобравился еси на горѣ-э»…   IX – Святости. – Въ Большомъ Скиту. – Вразумленіе.   Подъ сводами воротъ, въ заломѣ, – монастырская лавка «святостей». Строгій монахъ-хозяинъ не предлагаетъ богомольцамъ свои товары: не умѣетъ, что ли, – или грѣхомъ ...


Художественные проиведения | Бред

... ;                  // л 2. Мнатѣ со сводами, гдѣ стояли какія-то укладки, помнится, от отпраздновали окончаніе гимназическаго ученья передъ выходомъ въ университетаъ.[j], но было чудно-хорошее, радостное, полное огромныхъ надеждъ. Давали ... изнасиловалъ совершилъ преступленіе надъ маленьк малюткой. Страшное прошлое… Но оно тускнѣло передъ другимъ. Свѣтлымъ и такимъ далекомъ. Въ этихъ номерахъ въ задней комнаткѣ сл сводами было торжественное разставанье передъ выходомъ въ жизнь… //л. 3. Какія пѣсни пѣлись! Какія слова говорились, слова, когда въ глазахъ накипали слезы, и спирало въ горлѣ ... и великую красоту. Когда въ молодой груди било цѣннѣйшее. Кругомъ широкая и темная, страшная и любимая родина, безъ концовъ и границъ. Темная и обездоленная. А здѣсь, въ комнаткѣ со сводами, какъ славные заговорщики, , въ табачномъ дыму, въ за стаканами пива и чая, слушали откровенія, читали Герцена, Писарева, Добролюбова, пѣли Выдь на Волгу! Изъ страны &ndash ... ; – Иванъ Васильевичъ заколебался, было, но не могъ удержаться. – А у васъ тутъ есть комната… гдѣ-то назади… была… еще потолокъ со сводами, каменный… какъ въ ц подвалахъ… Нумерной съ удивленіемъ посмотрѣлъ на Ив. Васильеча. – Мнѣ хочется провѣрить – та ли это гостиница… Я здѣсь лѣтъ тридцать ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... . Старики сказывали… Больше онъ ничего не знаетъ. Смотрятъ бархатную черноту склепа – роспись, Ангела смерти, съ черными крыльями и каменнымъ ликомъ, перегнувшагося по своду, склонившагося къ ея надгробiю, и бѣлыя лилiи, слабо проступающiя у стѣнъ: какъ живыя. Осмотрѣно все, можно домой. Не показываетъ сторожъ могилы у сѣверной стороны ... солнце въ позолотѣ иконъ; тихо теплились алые огоньки лампадъ… А когда взывала тонкимъ и чистымъ, какъ хрусталекъ, дѣвичьимъ голоскомъ сестра подъ темными сводами низенькаго собора – «изведи изъ темницы душу мою»! – душа Ильи отзывалась и тосковала сладко. Расписывали соборъ заново живописные ... и сказалъ уныло: – Да, плохо, Илья, вышло. И ты захирѣлъ. Ну, пиши… Двѣ недѣли работалъ Илья въ холодномъ и сыромъ склепѣ, писалъ Ангела Смерти, перегнувшагося по своду, съ черными крыльями и каменнымъ ликомъ, съ суровыми очами, въ которыхъ стояли слезы. Склонялся этотъ суровый Ангелъ надъ изголовьемъ могилы Анастасiи. Подъ черный бархатъ ... расписалъ Илья своды и написалъ живыя бѣлыя лилiи – цвѣты прекрасной страны. Кончивъ работу, самую тяжкую изъ работъ НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША     ...


Художественные проиведения | Песня

... ; Было уже за полдень − урочный, священный часъ,  когда цѣлый Парижъ спѣшить по домамъ обѣдать.  Поѣздъ  вкатилъ  подъ своды „La-Môtte-Piquet“, выбросилъ кучи люда,  забралъ другiя и покатился дальше. Толпа запрудила коридоры, топталась, порывалась, сыпалась  ... ,  прильнувъ  къ рѣшеткѣ,  всматриваясь  въ желѣзную аллею, въ деревья-сваи,  бѣжавшiя  въ даль столбами. Пѣли − глядѣли въ  своды, гдѣ черныя  балки-скрѣпы  глазѣли въ нихъ  болтами.  Грустью томилась  пѣсня. Невеселы были и артисты: ходить по  ...   было музыкантовъ. Стояли они  лицомъ  въ „аллею“,  къ рѣдкимъ прохожимъ,  укрывшимся  отъ дождя подъ своды. Такъ было  и удобнѣй − пѣть и играть по вѣтру.  Впереди стоялъ, по виду,  глава оркестра, брюнетъ, худощавый, стройный, въ темномъ пальто ...


Художественные проиведения | Тени дней

... уйти трамваи. Всѣ чего-то ждутъ, въ тревогѣ. Лицъ не видно, все головы да шляпы; и всѣ − т у д а. А пламя уже  полыхаетъ,  кидается подъ своды  Арки. Валитъ дымъ,  тяжелый,  черный,  какъ отъ нефти. Огни рекламъ мутнѣютъ,  свѣтятся въ дыму багрово, грязно ... ;   Мнѣ все понятно, намъ − понятно. Я вѣрю, и спокоенъ, что − опека, т а мъ, патронъ все знаетъ. Не м о г у т ъ. Вотъ почему и кабинетъ, и столъ, и Своды, и за окномъ сирень, и  дворникъ  за заборомъ, и куполокъ Успенья гдѣ-то тамъ, − все прочно: „висячее наслѣдство“ и опека. Да.    ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... по Жирнову, наши всѣ въ Вознесенскомъ монастырѣ, и я дожидаюсь Горкина, сижу на стульчикѣ. Отъ воскового огарочка на ящикѣ, гдѣ стоятъ въ стопочкахъ мѣдяки, прыгаетъ по своду и по стѣнѣ огромная тѣнь отъ Горкина. Я долго слѣжу за тѣнью. И въ храмѣ тѣни, неслышно ходятъ. У Распятiя теплится синяя лампада, грустная. « ... никогда огонь! Малиново-лиловый, ж и в о й, густо-густой и… баратный!.. - вижу живымъ доселѣ. Доселѣ вижу, изъ дали лѣтъ, кирпичные своды, въ инеѣ, черныя крынки съ молокомъ, мѣловые кресты, Горкинымъ намѣленые повсюду, - въ неизъяснимомъ свѣтѣ живыхъ огоньковъ, малиновыхъ… слышу прѣлостный ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... ,  творившая  за стѣнами  миллiонами  звуковъ. Онъ вступилъ  подъ высокiе  своды  съ колоннадой чугунныхъ столбовъ. Десятки  молотовъ  равномѣрно  двигались  въ воздухѣ. Кругомъ  ...


Художественные проиведения | Распад

... хвостъ процессiи и не закрылись, точно ждали еще…  Сотни грачей и галокъ гремѣли въ вершинахъ монастырскаго сада.  Стройно отдавались подъ старыми сводами “надгробныя рыданiя” монаховъ, и вспугнутой птицей бился въ куполѣ чей-то крикъ.  “Послѣднее цѣлованiе”… Но его нельзя ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

... ; Съ раннихъ лѣтъ Никитушка боялся людей, забивался въ углы и молчалъ. Онъ пугался всего, что двигалось, кричало, стучало. Его тянули къ себѣ темные своды  храмовъ и печальные звуки монастырскихъ напѣвовъ.  Появленiе Никитушки всегда наводило на Ивана Кузьмича тоску и смутный  страхъ. Уродецъ ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич. Редакция 1906 г.

... боялся людей, забивался въ углы и молчалъ. Онъ пугался всего, что двигалось, кричало, стучало. [Онъ боялся жизни]294. Его тянули къ себљ тёмные своды храмовъ, пустынные скиты, печальные звуки монастырскихъ напљвовъ.      [Никитушка стихъ, оправилъ сбившиіся волосы и сталъ спљшно укладывать ...


Художественные проиведения | Под горами

...   прожарить, и роса лежала въ тѣняхъ.  За оградами и плетнями, въ садахъ, съ соннымъ бурлыканьемъ бѣжали  въ травѣ арыки. ПОдъ тѣнистыми сводами старыхъ шелковицъ и орѣховъ тихо струилось  зеленое и живое, пронизанное  золотыми полосками солнца. Острой, густой волной   ...


Художественные проиведения | Лихорадка

... ** красное! − сказалъ  Качковъ на лампаду. − Свѣчи красныя и цвѣты  красные и розовые… И кровь, и радость.  Но пока  подъ сводами  было темно.   Когда  они выходили, народъ шелъ  гуще. Попахивало  сырыми  квартирами и новой,  ...


Художественные проиведения | Это было

... ; пробѣлъ… Какъ-будто,  городъ…  вечернiя  улицы,  огни. Высокѣе своды,  портреты  въ золотыхъ  рамахъ,  длинный  столъ,  подъ зеленымъ сукномъ ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ; «Вот эти… не изменят!» – мелькнуло в нем. Он пошел  длинным  коридором, оглядывая стены, ниши, столбы и своды: казармы  были  старинные. Мерно  шагая по асфальту, глядел  на давно знакомое, родное: на развешенные вдоль ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... ; дали! В нем бывали богатые выставки  российского хозяйства.  В нем были и чудесные архитектурные детали,  и удивительно вольный свод, − без единой подпорки раскатившегося пролета,  чудо строительной техники, − поражавший и европейский глаз. Правда, − казенная,  ...


Публицистика | По поводу Манежа

... ; российского хозяйства. В нем были  и чудесные архитектурные  детали,  и удивительно  вольный  свод,  без единой подпорки раскатившегося  пролета,  чудо строительной техники, − поражавший  и европейский глаз ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... позолотой, да серебряная рака съ мощами преп. Арсенiя, а надъ ней рѣзной балдахинъ, задрапированный малиновымъ бархатомъ… Стариной дышутъ низкiе своды собора…[62] Полъ изъ сосновыхъ досокъ, стѣны плохо расписаны, нѣтъ и намека на то великолѣпiе, какимъ поражаетъ Валаамскiй соборъ… Вправо ... ] огоньковъ, ставитъ обѣими руками дрожащую въ нихъ свѣчку. Накрывая гофреной мантiей, виднѣется[112] распростертая возлѣ раки фигура монаха. Подъ сводами мракъ сгустился… Въ темномъ алтарѣ разноцвѣтными огоньками теплится седьмисвѣчникъ.   // л. 54 маргиналии Пѣть кончили. Гнусавымъ голосомъ читаетъ ... молчаливымъ поклономъ впустилъ въ прихожую. Старушка-богомолка, съ морщинистымъ безкровнымъ лицомъ, смиренно притаилась въ уголку, дожидаясь о. игумена. Мы прошли въ первую комнату. Потолокъ сводами, стѣны выкрашены, на окнахъ исполинская арма и фикусы. По стѣнамъ[157] нѣсколько видовъ валаамскихъ, преподнесенныхъ г. г. художниками, проживающими на даровыхъ харчахъ цѣлые ... отдѣлка,[172] и лѣтомъ 95[173] нижнiй храмъ былъ совершенно готовъ[174]… Глубокимъ притворомъ вступили мы въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. Изящный иконостасъ, въ которомъ золото перемѣшалось съ голубой, бѣлой и ... вы поскорѣй… Братiя ужь теперь за столами сидитъ. Я поспѣшно пошелъ въ трапезную, во внутреннемъ четырехугольникъ монастырскихъ строенiй, противъ собора. Низенькая со сводами палата. Кой-гдѣ изображенiя святыхъ иноковъ въ одеждахъ схимонаховъ съ крестами и черепами. Эти изображенiя — точно рѣдкiя чорныя   // л.& ... сермягахъ, сѣденькiе, пришедшiе на Валаамъ изъ Олонецкой губернiи. Они вздыхали и покачивали головами всякiй разъ, какъ звучный голосъ монаха разносилъ подъ суровыми сводами трапезной. — «Богатый въ питiяхъ и яствахъ пребываетъ, а о бѣдныхъ и о душѣ забываетъ» — звучитъ въ палатѣ. ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... … хорошо!.. — Ой хорошо… хорошо! — глупо смѣется юродивый, плюетъ на велосипедъ, и бѣжитъ. Стариной дышатъ низкiе своды собора. Полъ изъ сосновыхъ досокъ, стѣны плохо расписаны.Монахи все здоровый, коренастый народъ, съ грубыми чертами лица, съ затаенной энергiей въ взорѣ. ... при слабомъ мерцанiи огоньковъ, ставитъ обѣими руками дрожащую въ нихъ свѣчку. Накрывая гофреной мантiей, виднѣется распростертая возлѣ раки фигура монаха. Подъ сводами мракъ сгустился… Въ темномъ алтарѣ разноцвѣтными огоньками теплится седьмисвѣчникъ. Пѣть кончили. Печально читаетъ монахъ молитвы. Тихо, ни кашля, ни шопота. ... бѣлую рясу, привратникъ молча отворилъ намъ стеклянную дверь съ поклонами.[139] Старушка-богомолка, съ морщинистымъ безкровнымъ лицомъ, смиренно притаилась въ уголку.[140]Потолокъ сводами, стѣны выкрашены; исполинская арма и фикусы въ кадкахъ. По стѣнамъ нѣсколько видовъ валаамскихъ, <нрзб.>[141] Изъ боковой комнаты вышелъ о. игуменъ Гаврiилъ ... добыты и обработаны на Валаамѣ; все, до послѣдняго гвоздя, вышло изъ мастерскихъ валаамскихъ. Глубокимъ притворомъ вступилъ я[148] въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. [149] — Скажите, пожалуйста, иконостасъ вашей работы? &mdash ... чинно все. [204] — Только вы поскорѣй… Братiя ужъ теперь за столами сидитъ. Иду въ трапезную.[205][206] Низенькая со сводами палата. Кой-гдѣ изображенiя святыхъ иноковъ въ одеждахъ схимонаховъ съ крестами и черепами. (Эти изображенiя — точно рѣдкiя черныя пятна на голыхъ стѣнахъ ... иноками на голыхъ стѣнахъ и рядами монаховъ, перемѣшанныхъ съ богомольцами. [209] Далее было: всякiй разъ, какъ звучный голосъ монаха разносился подъ суровыми сводами трапезной. [210] Вместо: яствахъ — было: явствахъ [211] <нрзб.>  —вставлено. [212] Далее было: И ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... корелы въ клѣтчатыхъ штанахъ и картузахъ съ прямыми козырьками. Любуются на велосипедъ. Смѣются, какъ дѣти, нажимаютъ пальцами   // 4   резинку, позваниваютъ въ звонокъ. Тяжко нависли своды собора. Полъ изъ сосновыхъ досокъ, бѣдно расписанныя стѣны. Чинно стоятъ монахи, — все здоровый, коренастый народъ съ грубыми чертами лица ... движущійся монашекъ, разинувъ отъ слабости ротъ, ставитъ обѣими руками дрожащую въ нихъ тоненькую жолтую свѣчечку. Въ темномъ алтарѣ чуть теплится седьмисвѣчникъ. Подъ сводами мракъ… Тишина, сладковатый запахъ ладана, мертвенныя лица, потрескиванье свѣчекъ… и вдругъ за стѣной гудокъ парохода. Онъ звалъ меня. Я бросилъ прощальный ... четыреугольникъ, среди котораго на обширной площади соборъ. Одѣтый въ бѣлое привратникъ молча отворяетъ стеклянную дверь. Старушка богомолка смиренно жмется въ уголкѣ прихожей. Потолокъ сводами, въ кадушкахъ исполинскіе фикусы, на стѣнахъ картины, дары художниковъ. О. игуменъ — коренастый, мужицкой складки шатэнъ съ энергичнымъ лицомъ   // 12   и вдумчивыми ... иноками; всѣ матерьялы добыты и обработаны на островахъ; все, до послѣдняго гвоздя, вышло изъ мастерскихъ валаамскихъ. Глубокимъ притворомъ вступилъ я въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны — все расписано прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, цвѣтами, картинами изъ библейской исторіи. Въ иконостасѣ золото сверкаетъ въ бѣломъ, красномъ и голубомъ ... . Съ грохотомъ катитъ монастырская повозка. Валаамъ ждетъ новыхъ гостей.   IX   За монастырской трапезой. — Старички-олончане.   Я въ общей трапезной. Низенькая со сводами палата. На стѣнахъ изображенія преподныхъ въ одеждахъ схимонаховъ. Длинные столы занимаютъ двѣ огромныхъ залы, перѣрѣзанныя аркой. Безмолвно сидятъ монахи, ждут, когда подадутъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

...  — было: a. острiясквозныхъ [и легкихъ] башенъ [и куполовъ] b.был вписан вариант к слову сквозныхъ — [/<нрзб>/] [37]Вместо: /<10 нрзб>/ — было: a. [и тяжкiя своды и легкiя, точно кружевныя и минiатюрныя лѣсенки,] b. как вариант было вписано и зачеркнуто: /[<нрзб>]/ [38]Вместо: путавшiяся и башенкахъ — было: путавшiяся [въ куполахъ] и башенкахъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"