И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 29

Художественные проиведения | Распад

...  до ночи, часовъ до десяти, когда Трифонычъ приходитъ на заднiй дворъ осмотрѣть замокъ на своемъ сараѣ. Съ лѣсенки отъ амбара вижу я сквозь разбитую рѣшетку садика бѣлую кофточку, слышу тяжелый шаги Лени и его басокъ. Я уже примирился съ мыслью, что они должны пожениться: они  оба такъ ... вотъ хочу… Пѣтушку-то нашему не ваши ли сорванцы ногу-то перебили? А сама такъ и смотритъ наверхъ. Ага! теперь понятно: она поджидаетъ Настеньку. Изъ садика доносится нетерпѣливое – гм… гм… Вотъ и Настенька. Она вся, какъ бѣлая лилiя, въ вязаномъ платочкѣ на плечахъ, путаясь въ узкой бѣлой юбкѣ ...  и спотыкаясь высокими каблучками на камни, почти бѣжитъ по садику.  - Не хорошо-съ… Молодому человѣку проходу не даете!.. Шлюхи такъ только… Господи! У меня даже голова закружилась. Настенька вспыхнула вся ...  “на самой то-ись середкѣ двора”. Сегодня середа, но я видѣлъ сонъ тяжелый, кошмарный. Онъ давитъ меня, и я въ тоскѣ хожу по садику, гдѣ еще недавно ходили они, и думаю, думаю объ охватившей меня тревогѣ. Она будетъ расти къ ночи - я знаю ... , и я боюсь ночи, боюсь пустоты и сгустившихся тѣней у бесѣдки. Въ этихъ тѣняхъ и закоулкахъ притаились тайны, стерегущiя будущiя… Я хожу по садику и боюсь ночи. А она надвигается въ пустотѣ и тоскѣ. И вокругъ разлита эта пустота и тоска, тоска. Точно уже ничего нѣтъ для меня ни позади ... валятся старые сараи и амбары, захватившiе добрыя полдесятины, упадутъ поломанныя березки въ садикѣ, слетитъ широкая, какъ дебелая купчиха, разноцвѣтная бесѣдка, и на мѣстѣ садика вытянется скоро щеголевато новый домъ съ доходными квартирами, клозетами и проведенной водой, на мѣстѣ ухабистой мостовой загудитъ трамвай, упадутъ деревянные столбики съ масляными ...


Художественные проиведения | История Любовная

... ; до конца  безъ передышки, я  какъ  оглушенный  ходилъ по нашему  садику и  словно искалъ  чего-то.  Было невыносимо скучно и ужасно  чего-то  стыдно.& ... ;И то,  что вчера случилось,  казалось теперь  чудеснымъ.  Вчера я ходилъ  по садику,  разбивалъ  каблуками  ледъ.  Самая-то  послѣдняя  полоска, и вотъ & ... еще больше.   Я смотрѣлъ на чудесный отблескъ и радостно-затаенно думалъ,  какъ ходилъ вчера  по нашему садику,  гдѣ уже  пропала послѣдняя полоска  снѣга,  и начинала  показываться травка ... подумалъ я про  сосѣдку съ роскошными волосами и чуднымъ  голосомъ. – Если – о н а?.. Вчера он* выглядывала съ галереи къ садику… Если  это  о н а… Господи!..    На дворѣ все еще галдѣли. Я посмотрѣлъ въ окошко. Высокiй ... nbsp;ею слабость, опирается на его  стальную руку, и онъ жадно  влечетъ ее… Я скатился съ рябины и сталъ крутиться по садику. «Господи, онъ обезчеститъ  чистую дѣвушку, чтобы  тотчасъ  швырнуть, какъ  старую  ... ndash; переполняни душу. Мелькала  Зинаида, о н а, неясная… И было грустно. Вдругъ – гармонья! У Кариха, хрипѣло басомъ. У нашего забора, къ садику, сидѣлъ  самъ Карихъ и пробовалъ гармонью. Раньше онъ не игралъ. Оказывается – онъ умѣетъ! Игралъ онъ плохо. Пробовалъ баса,  ... ndash; зашелестѣли юбки. Я сидѣлъ на землѣ, какъ  пьяный. На рябинѣ что-то  серебрилось, луна  всходила? По садику потянулись  струйки. Черныя  вѣтки  яблонь путались  въ нихъ рогами. На сараѣ блистала  ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

... звали ее бабы горбоносой, – черезъ нее доходили до Лаврухиныхъ.  Сталъ Данила Степанычъ  жить подъ ея уходомъ.  Въ теплые дни ходилъ по садику, съ палочкой, въ мягкихъ сапожкахъ на заячьемъ  мѣху и въ тепломъ пальто, прикармливалъ голубей, поглядывалъ  на глинистые обрывы надъ рѣчкой, поросшiе мелкой  ... ; былъ всегда своенравный  и зубастый, такимъ и остался. Зато и прозвали его  – Хандра-Мандра.  Подковылял самъ, когда старикъ сидѣлъ у садика на скамеечкѣ, стащилъ  бурую шапку и тутъ же  надѣлъ.  – Съ прiѣздомъ, што ль, хозяинъ! Корову-то  пустишь?  – А-ты, ... ; – показывалъ Данила Степанычъ на  колоды.  Стояли онѣ, какъ старые  червивые  грибы-березовики, въ высокой травѣ.   То по садику ходилъ, смотрѣлъ  на свои любимые  подсолнухи, уже начинавшiе  темнѣть  усатыми  маковками, и радовался. И то голуби, то проскаивавшiе  со ... . По воскресеньямъ прiѣзжалъ  на автомобилѣ Николай Данилычъ, – иногда съ семьей, а то и одинъ  съ докторомъ.  Въ урочный часъ Данила Степанычъ поджидалъ  у садика, на скамеечкѣ, посматривалъ  къ ельнику, откуда прiѣзжали: не услышитъ ли  знакомаго  гудка. Миша  и Санечка  издалека  еще признавали  ... двадцать верстъ лошадьми − трясетъ. Зато, когда прiѣзжали, былъ праздникъ.  Тогда Паша и Люба барли Данилу Степаныча подъ руки и водили по садику, показывались съ нимъ на  деревнѣ, какъ два  ангельчика, − такъ и называлъ ихъ, − щекотали пушистыми волосами щеки и такъ ... арендаторъ Коровинъ, мужчина  большого вѣса, краснолицый, коротко  стриженый, съ бычьей шеей и узкимъ лбомъ.  Какъ только сошелъ съ извозчика, тутъ же у садика  и поднесъ Данилѣ Степанычу пирогъ въ расписной  картонкѣ и сказалъ хмуро:  − Вотъ куда вы заѣхали, а мы васъ  вездѣ сыщемъ. ...


Художественные проиведения | Журавли

ЖУРАВЛИ   I   То, что случилось съ Алей, − что она рѣшила, какъ надо дѣйствовать, − случилось не вдругъ.  Первое время заграницей она чувствовала себя  сравнительно спокойно: новыя впечатлѣнiя, увѣренность, что такъ − долго не можетъ продолжаться, и весь мiръ, наконецъ, пойметъ; надежда, что на ея розыски въ газетахъ  придетъ письмо, и папа окажется въ Америкѣ, а Миша и Ляликъ гдѣ-нибудь на Кавказѣ, и вдругъ  явятся къ ней въ Парижъ. Подобные случаи бывали. Но годы  проходили, а чуда не  случилось.  Аля служила машинисткой, ходила оп вечерамъ въ Сорбонну, много читала о Россiи, слушала на собранiяхъ, какъ изъ года въ  годъ политики убѣжденно развивали, что такое произошло, и почему это произошло, и какъ къ этому надо относиться: принимать ли революцiю − или не принимать,  бороться съ большевиками − или не бороться, а подождать, когда сами  они измѣнятся, или Россiя  сама ихъ сброситъ. Алю  удручало, что серьезные, какъ-будто, люди  высмѣиваютъ другъ друга, кипятъ и спорятъ, а рѣшить ничего не  могутъ. Она возмущалась и горѣла, теряла вѣру въ  дѣятелей, но наружно  была спокойна. А жизнь шла и шла. Обзаводились семьями, устраивались  на землю,  примирялись съ мыслью, что ничего не подѣлаешь, жить надо. Умирали. Кое-кто уѣхалъ въ Россiю, и, кажется, погибли. Иные  поженились на иностранкахъ, иные  перемѣнили подданство. Тотъ нанялся въ легiонеры, тотъ уѣхалъ въ Бразилiю. Единственно  близкiй человѣкъ, товарищъ отца, полковникъ Тиньковъ съ сыномъ − капитаномъ, скопивъ на заводѣ нѣсколько тысячъ франковъ, сняли ферму подъ Пиренеями. Это было большимъ ударомъ: обрывалась послѣдняя нить, связывавшая Алю съ прошлымъ. Полковникъ Тиньковъ, „дядичка“, вѣрившiй непреклонно, какъ и она, что „все это скоро кончится“, какъ-будто махнулъ рукой: больше  уже дѣлать  нечего, и надо  ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

...   люди,  метутся,  ищутъ… выходи  себѣ ищутъ. И я ищу. Кружусь по  садику,  по  колючкамъ,  ищу,  ищу… Черное,  неизбывное, – со мной   ... ;можно устроить  такъ,  что не  придетъ  зима больше… Ходитъ старуха по  садику,  внучка за  ручку держитъ. На   с в о е  море  смотрятъ. Разсказываетъ  про ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... ;» -слышу въ ней тонкiй звонъ столкнувшихся хоругвей, вижу священный блескъ.     ___________   ПОКРОВЪ   Отецъ ходитъ съ Горкинымъ по садику и разговариваетъ про яблоньки. Рѣдко, когда онъ говоритъ не про «дѣла», а про другое, веселое: а то все рощи да подряды, да сколько еще принанять ... и поцѣловалъ папашеньку. Господи, неужели случится э т о?!.. На дворѣ крикъ, кричитъ лавочникъ Трифонычъ: «кто же могъ унести… съ огнемъ?!..» Бѣгу изъ садика. У сѣней народъ. Оказывается, поставила Федосья Федоровна самоваръ… и вдругъ, нѣтъ самовара! у ш ел ъ, съ огнемъ! Говорятъ: небывалое дѣло, что-нибудь ужъ случится!.. Остался ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... . И стало еще обиднѣй — за своихъ. Что, хуже другихъ, что ли? Вотъ же, цѣнютъ… не хуже любого нѣмца! Онъ пошелъ, подъ веселые крики иъ садика, накачать коровамъ воды въ водопойки. Скоро будутъ доить: придется Тильдѣ снять свою красоту, подоткнуть подолъ да звонить по ведрамъ. Вотъ взять да и при всѣхъ ... , вставлено «праздникъ». [800] «фабричнымъ изъ города Подольска,» зачеркнуто. [801] «палисадниковъ<,>» зачеркнуто, вставлено садик<овъ>». [802] Вставлено «ему». [803] «что встрѣтилась Ивану когда–то,» зачеркнуто, вставлено « ...


Художественные проиведения | Богомолье

... жъ мягкая! Горкинъ опять стучитъ и велитъ Ѳедѣ сводить меня показать трактиръ, какъ хорошо расписано.   __________   Мы идемъ изъ садика чернымъ ходомъ, а навстрѣчу намъ летитъ съ лѣстницы половой-мальчишка съ разбитымъ чайникомъ и третъ чего-то затылокъ. На ухѣ у него кровь. Брехуновъ стоитъ наверху ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

Ив. Шмелевъ.   ВЪ НОВУЮ ЖИЗНЬ.   ПОВѢСТЬ.       МОСКВА ТИПОГРАФIЯ К. Л. МЕНЬШОВА. Арбатъ, Никольскiй пер., домъ № 31. 1908 КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО Д. И. ТИХОМИРОВА: Москва, Б. Молчановка, д. № 24.   Отдѣленiя склада: Въ С.-Петербургѣ,  въ книжномъ складѣ Бр. Башмаковыхъ, Итальянская, 31. Въ Казани, въ книжномъ магазинѣ Бр. Башмаковыхъ. Въ Томскѣ, въ книжномъ  магазинѣ П. И. Макушина. Въ Иркутскѣ, въ книжномъ магазинѣ П. И. Макушина и Посохина. Въ Кiевѣ, въ книжномъ магазинѣ И. А. Розова. Въ Одесѣ, въ книжномъ  магазинѣ И. А. Розова. Въ Вильнѣ, въ книжномъ магазинѣ А. Г. Сыркина. Въ Воронежѣ, въ книжномъ магазинѣ М. И. Агафонова. Въ Екатеринославѣ, въ книжномъ             магазинѣ I. В. Шаферманъ.    Изданiя Д. И. Тихомирова продаются и во всѣхъ  другихъ болѣе или менѣе  извѣстныхъ  книжныхъ магазинахъ.   ________   ШМЕЛЕВЪ, Ив. Служители правды. Повѣсть съ  рисунками  художн. Андронова и Живаго. Ц. 40 к. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, А. Сынъ оружейника. Повѣсть В. Стоддарда. Съ рис. Ц. 30 к. ЕЯ ЖЕ. Жаворонокъ.  Разсказъ  Джона  Беннета. Съ англ. Ц. 50 к. О. О. У. К. М. Н. П. книга допущена  въ ученю библ. гор. и уѣздню училищъ и въ таковыя же младшааго и средн. возраста библ. сред. учебн. заведенiй. (Отношенiе № 5620, отъ  29 февраля  1900 года) ЕЯ ЖЕ. Сѣрый медвѣдь  Вабъ. Разск. Э. Сетонъ-Томпслна. Съ рис. Ц. 25 к. О. О. У. К. М. Н. П. допущена въ ученическiя  библiотеки  городскихъ училищъ и въ безплатныя народныя библiотеки и читальни. (Отношенiе № 14229, отъ 4 мая 1904 года).  ЕЯ ЖЕ. Маленькая  королева. Амелiя ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Друзья

ДРУЗЬЯ.    I.   Во снѣ  ли ему  что приснилось, или, какъ говорилъ  матросъ Залетаевъ, − съ  вечера  отъ  вина темнитъ, по утру яснитъ,  − только однажды, октябрьскимъ утромъ,  конторщикъ  парходства Воробьевъ проснулся  счастливымъ. Поглядѣлъ въ окно: солнце праздничное,  море  необыкновенное, − давно не видалъ  такого, − паруса на баркасахъ въ блескѣ,  подъ окномъ совсѣмъ  сливочныя,  пухлыя розы,  въ виноградникахъ по холмамъ − раздолье.  Посмотрѣлъ  въ зеркальце, − ничего, и вовсе ужъ не  такой  щуплый, какъ говоритъ  Залетайка; усики только  выгорѣли да носъ  надо бы  чуть поменьше.  Такъ было  хорошо на душѣ, что рѣшилъ по дорогѣ на пристань зайти  въ кофейню «Босфоръ».   Было  воскресенье,  въ городкѣ звонили  къ обѣднѣ. Воробьевъ  надѣлъ  желтыя  баретки,  сѣрый пиджакъ, красный галстукъ съ  булавкой-мушкой,  соломенную шляпу − блинкомъ и вышелъ, играя  тросточкой. Сорвалъ  въ садикѣ воздушную  розу, посадилъ  за кармашекъ и рѣшилъ: «встрѣчу – преподнесу».  На базарѣ оглядѣлъ  и рыбный, и зеленной рядъ − не встрѣтилъ, кого хотѣлъ.  Выпилъ  чашечку  кофе у Магиропуло, подъ акацiями,  потолковалъ  съ Хѣониди,  когда погрузитъ  табакъ, а тутъ подошелъ  кривой  винодѣлъ  съ полковничьей  дачи, Переписко,  и поговорили о вчерашней игрѣ на биллiардѣ.  − Положить бы  пятнадцатаго  шарà… я бы  тебя умылъ!  − Я бъ  тебѣ вумылъ! − сказалъ винодѣлъ.  Время было итти  на пристань.     Воробьевъ  походилъ по молу,  поплевалъ въ зеленую воду на медузъ, поглядѣлъ,  какъ ...


Художественные проиведения | Оборот жизни

ОБОРОТЪ ЖИЗНИ      Осеннiе дни. Тихо  и грустно.  Еще стоятъ  кой-гдѣ в просторѣ бурыхъ пустыхъ полей,  какъ забытыя,  маленькiя  шеренги  крестцовъ  новаго хлѣба.  Золотятся по вечерамъ  въ косомъ солнцѣ. Тихи и мягки  проселочныя дороги.  Курятся золотой пылью  за неслышной телѣгой. Тихи и осеннiя рощи въ позолотѣ, мягки и теплы; строги и холодны за ними, на дальнемъ взгорьѣ,  сумрачные боры. И такъ спокойно смотритъ за  ними  даль,  чистая-чистая,  какъ лаза ребенка.  Какъ вырезанная из  золотой  бумаги,  четко стоятъ-идутъ большакомъ  вольно раздавшiеся  вѣковыя березы.  Идутъ и дремлютъ.     Всюду чуткiй покой погожихъ осеннихъ  дней,  забытыхъ вѣтромъ. А налетитъ и  перебудоражитъ  скоро,  закрутитъ и захлещетъ,  и побѣгутъ въ мутную   даль придорожныя березы,  и заплачутъ рощи.  Мы сидимъ  на голомъ бугрѣ, за селомъ. Отсюда далеко видно.  − А это Сутягино,  крыша-то красная… − показываетъ  за большакъ  столяръ Митрiй. − Такое торжество было! Да свадьба. Женился сынъ, офицеръ…  на недѣлю прiѣхалъ  съ войны жениться.  Откладать-то неудобно было…  съ гувернанткой жилъ. Ну, понятно..: Мамаша ихняя не дозволяла.  А тутъ надо оформить по закону… Сегодня живъ, а тамъ…  Разбирать нечего, крайность.  Пожалѣла барыня за ребенка − женись!  Всѣ его владѣнiя будутъ,  какъ папашу убьютъ.  Ужъ и гордая  барыня! А война. Она такого обороту дастъ,  что и своих не узнаешь.  Старики у насъ разошлись…  что-то такое и не понять.  Три старика вотъ поженились…  правда, богатые, вдовые… Такихъ-то ядреныъ  дѣвокъ себѣ  повыбрали, не говори!  Самую головку.  Для ...


Художественные проиведения | Это было

ИВ.  ШМЕЛЕВЪ     ЭТО  БЫЛО   Издательство  ГАМАЮНЪ  БЕРЛИНЪ  1  9   2  3    Это  было (разсказъ  страннаго человѣка)    I. Я прекрасно знаю, что это было.  Меня захватывало  блаженствомъ ужаса,  крутилъ  вихрь  на грани  безумiя  и смысла… Случилось  это во время  прорыва подъ М… Кажется, тогда… Нѣтъ, я  буду говорить опредѣленно, – это  даетъ  увѣренность: это  случилось  тогда. Въ тылу  у насъ  очутилась  нѣмецкая кавалерiя, – и  фронтъ сломался. А вотъ что раньше.  Мѣсяца  два передъ тѣмъ меня  засыпало  взрывомъ нѣмецкой  мины. Двое сутокъ  пролежалъ я въ  землѣ,  подъ счастливо  скрестившимися  надо мной  бревнами, какъ въ  гробу. Откуда-то  проникалъ  воздухъ. Надъ моей головой  ходили  въ атаки,  прокалывали другъ друга,  поливали мою могилу кровью. Иногда мнѣ казалось,  что я слышу  хрипъ  нѣмца: «тайфэль…  майнъ готтъ»…,  рычанiе родной  глотки,  изступленно-гнусную  брань и молитвенный стонъ… Этотъ участокъ  фронта,  изрытый  кротовьими  ходами-гнѣздами, съ  подлой  начнкой  изъ  нитровъ и  толуоловъ, какъ сыръ  швейцарскiй ноздрями,  разъ пять  переходилъ  изъ рукъ въ руки въ  эти два дня. Пьяная смерть раздѣлывала надо мной  канканъ. Я приходилъ ...


Художественные проиведения | Свет разума

СВѢТЪ  РАЗУМА   Съ  горы  далеко видно.  Карабкается  кто-то  отъ городка.  Постоитъ у разбитой  дачки,  у виноградника,  нырнетъ  въ  балку,  опять на  бугоръ,  опять въ  балку. Какъ-будто,  дьяконъ… Но зачѣмъ  онъ  сюда забрался? Не время  теперь гулять.  Что-нибудь  очень важное? Остановился,  чего-то глядитъ на море. Зимнее  оно,  крутитъ  мутью.  Надъ нимъ – бакланы,  какъ  черные узелки на ниткѣ. . Чего-то  махнулъ  рукой.  Понятно:  пропало все! Мнѣ – понятно.  Живетъ дьяконъ  внизу,  въ узенькой улочкѣ,  домосѣдъ.  Служить-то  не съ  кѣмъ:  мѣсяцъ, какъ взяли  батюшку,  увзели.  Сидитъ – кукурузу  грызетъ съ  ребятами. Пройдется  по улочкамъ,  пошепчется.  Въ улочкахъ-то  чего  увидишь!  А вотъ  какъ  взошелъ  на горку  да  оглядѣлся…  Не со святой ли водой  ко мнѣ?  Недавно  Крещенье  было.  Прошло Рождество,  темное.  Въ Крыму  оно  темное,  безъ снѣга.  Только  на Кушъ-Каѣ,  на высокой  горѣ,  блеститъ: выпалъ  бѣлый  и крѣпкiй  снѣгъ,  и бѣлое Рождество  тамъ стало, – радостная зима,  далекая. Розовая – по зорямъ,  синяя  – къ вечеру,  въ мѣсяцѣ – ледъ  зеленый.  А здѣсь,  къ землѣ,  темно: бурый  камень  да черныя деревья.  Славить Христа – кому?  Кому пѣть – «возсiя  мiрови  Свѣтъ Разума»?..  Я сижу на горѣ,  съ мѣшкомъ.  Въ мѣшкѣ  у меня  дубьё.  Дубьё – голова и мысли.  «Возсiя  мiрови Свѣтъ Разума»..?!   А дьяконъ лѣзетъ.  ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Росстани

...   и зубастый, такимъ и остался. Зато и прозвали его  — Хандра–Мандра.  Подковылялъ самъ, когда старикъ сидѣлъ у садика на скамеечкѣ, стянулъ[112]  бурый картузъ и тутъ же  надѣлъ.  — Съ прiѣздомъ, што ль, хозяинъ! Корову–то   ... на  колоды.  Стояли онѣ, какъ старые  червивые  грибы–березовики, въ высокой травѣ.   То по садику ходилъ, смотрѣлъ  на свои любимые  подсолнухи, уже начинавшiе  темнѣть  усатыми  маковками ...   на авто- // л. 24. мобилѣ Николай Данилычъ иногда съ семьей, а то и одинъ  съ докторомъ.  Въ урочный часъ Данила Степанычъ поджидалъ  у садика, на скамеечкѣ, посматривалъ  къ ельнику, откуда прiѣзжали: не услышитъ ли  знакомаго  гудка. Миша  и Санечка   ...


Художественные проиведения | Одной дорогой

... неподвижнымъ слѣпящимъ зноемъ. Больно смотрѣть, какъ сверкали въ пыли осколки стекла. Тянуло и въ холодокъ жаромъ. Курилась пыль остатками утренней росы. Дремалось. Изъ садика черезъ дворъ потянулись незнакомые люди съ бѣлыми простынями и въ бѣлыхъ шляпахъ: это прiѣзжiе шли купаться въ утреннемъ морѣ. Шли подъ яркими легкими зонтами ... . На заборѣ сидѣли мальчишки и тоже что-то кричали. На нахъ кричала Марфинъ. Выставивъ голову изъ-за сосѣдскаго забора, кричалъ что-то старикъ Аристидисъ. Бѣжали изъ садика гости. Матрена унимала Катюшку. А вдоль забора изъ угла въ уголъ металась Норка. Она визжала и тыкалась въ щели. И не находил дыры. Она куда-то рвалась ...


Художественные проиведения | Ненастье

... воскресенье, но потому что въ школѣ не было гама и холода. Та<къ> думалъ учитель, злобно посматривая на грязь за окнами. Другихъ признаковъ праздника не было видно. На чахлыхъ тополькахъ садика мотались на дождѣ желтыя одинокіе листочки, а на той сторонѣ, на крышѣ надъ воротами крутился жестяной пѣтухъ и играли въ одну сторону тонкими вѣтками одинокая береза ...


Художественные проиведения | В дождь

... . И взгорье под тихими виноградными садами – вот… Вижу даже и соломенные крыши. Верба, старый хохла, что живет от своей коровы и садика на клочке. Он не знает смущающую душу, – ни политики, ни иных законов: знает разве одно, – хорошо жить, когда тебе ...


Публицистика | Лед треснул

... ;сбежавшийся люд  охает и вздыхает,  и всем,  как и мне, страшно.   Я гулял  с няней в садике.  Помнится,  было солнце,  и день был,  должно быть праздничный, − звонили бойко  ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

... у сестры Арины обрадованной, высокойи костлявой,[114]и желтолицей съзамшеннымъ отъ старостиподбородкомъ, крючконосой. Ходилътихо, съ палочкой, въ мягкихъ бархатныхъ сапожкахъ на заячьемъ мѣху и въ тепломъ пальто по садику, прикармливалъ голубей, глядѣлъна знакомыя глинистыя обрывы надъ рѣчкой, поросшiе мелкойберезкой–вѣникой, все такiе же, какъ и семьдесятъ[115]лѣтъ назадъ, и уходилъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... звали ее бабы горбоносой[18], — черезъ нее доходили до Лаврухиныхъ.  Сталъ Данила Степанычъ  жить подъ ея уходомъ.[19] Въ теплые дни ходилъ по садику, съ палочкой, въ мягкихъ сапожкахъ на заячьемъ  мѣху и въ тепломъ пальто, прикармливалъ голубей, поглядывалъ  на глинистые обрывы надъ рѣчкой, поросшiе мелкой ...   и зубастый, такимъ и остался. Зато и прозвали его  — Хандра–Мандра.  Подковылялъ самъ, когда старикъ сидѣлъ у садика на скамеечкѣ, стащилъ[114]  бурый картузъ и тутъ же  надѣлъ.  — Съ прiѣздомъ, што ль, хозяинъ! Корову–то   ... на  колоды.  Стояли онѣ, какъ старые  червивые  грибы–березовики, въ высокой травѣ.   То по садику ходилъ, смотрѣлъ  на свои любимые  подсолнухи, уже начинавшiе  темнѣть  усатыми  маковками ...   на авто- // л. 24. мобилѣ Николай Данилычъ иногда съ семьей, а то и одинъ  съ докторомъ.  Въ урочный часъ Данила Степанычъ поджидалъ  у садика, на скамеечкѣ, посматривалъ  къ ельнику, откуда прiѣзжали: не услышитъ ли  знакомаго  гудка. Миша  и Санечка   ... [269] лошадьми − трясетъ. Зато, когда прiѣзжали, былъ праздникъ.  Тогда Паша и Люба барли Данилу Степаныча подъ руки и водили по садику, показывались съ нимъ на  деревнѣ, какъ два  ангельчика, − такъ и называлъ ихъ, − щекотали пушистыми[270] волосами ...  большого вѣса, краснолицый, коротко  стриженный[313], съ бычьей шеей и узкимъ лбомъ.  Какъ только сошелъ съ извозчика, тутъ же у садика и[314] поднесъ Данилѣ Степанычу пирогъ въ расписной  картонкѣ и сказалъ хмуро:  — Вотъ куда вы заѣхали, а мы васъ   ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... въ подарокъ перламутровую шкатулку и пару кроликовъ.[68] Съ утра играли на скрипкахъ, подъ[69] сиренью — горбатый Морицъ и паренекъ[70]изъ аптеки. Танцовали на тѣсной[71]площадкѣ садика, гдѣ уже зацвѣтали выхоженные Катринхенъ махровые левкои. Фрицъ танцовалъ вальсъ и польку съ пышно разодѣтой Тильдой — въ роз съ золот.[72]платье, съ розовымъ ... , закурилъ сигаретку и пошелъ по деревнѣ съ товарищемъ Серегой,[339] невзрачнымъ парнемъ, все еще носившемъ солдатскую фуражку, — смотрѣли на него нѣмки изъ садика[340], а часто встрѣчавшаяся ему[341]щекастая Тереза, красивая[342], кивнула ему головкой. Сказалъ ей Иванъ, молодцовато козыряя: — Гут.[343 ... еще обиднѣй — за своихъ. Что, хуже другихъ, что ли? Вотъ же, цѣнютъ… не хуже любого нѣмца! Онъ пошелъ, подъ веселые крики иъ садика, накачать коровамъ воды въ водопойки. Скоро будутъ доить: придется Тильдѣ снять свою красоту, подоткнуть подолъ да звонить по ведрамъ. Вотъ взять да и при всѣхъ ... . [338] Вместо: праздникъ — было: праздничный день [339] Далее было: фабричнымъ изъ города Подольска [340] Вместо: садика — было: палисадниковъ [341] ему вписано. [342] Вместо: красивая — было: что встрѣтилась Ивану когда-то [343 ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ; головы за народъ клали! Вѣрно, теперь все видать. И землю, и фабрики! Чтобы осчастливить. И пошли въ городъ. Шли поселкомъ, мимо одинаковыхъ домиковъ, въ два окошка, въ садиками въ два – три шага, съ цвѣточками, съ пестрыми заплатками занавѣсокъ въ окошкахъ, съ ребятишками у канавы, въ грязи. -  Ишь ты, одинъ въ одинъ! Чисто ихъ Господь накрасилъ ... московскихъ окраинъ. Гдѣ еще недавно тянулись огороды и въ высокой спаржѣ полеживали мѣстные жулики, – теперь тянулся кварталъ домовъ однообразныхъ, безъ единаго садика. Чисто, ровно, и скучно. Должно-быть, и люди скучные живутъ въ нихъ: нѣтъ ни скворечниковъ, ни голубятенъ, ни крышъ столѣтнихъ, на которыхъ растетъ лебеда, ни закоулковъ с просвирничкомъ, ни рябинки ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... способно устроено… — сталъ объяснять мнѣ плотный купецъ. — Даже до крайности способно. Потому они отъ вѣтру укрыли садики, а солнце шпаритъ, вотъ те и ранжерей… — У насъ способно… Въ іюнѣ льдинки по озеру ходятъ, а у насъ восточная трава родится! Во какъ достигли ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"