Лед треснул

Лед треснул. Газ. Россия и Славянство  21. 12. 1929

 

ЛЕД ТРЕСНУЛ?..  

 

Это случилось больше полвека  тому назад, в первые  дни войны  за освобождение славян.  Мне не было  полных  четырех лет,  но я до сих  пор помню, − так поразило   э т о   младенческую душу.  И теперь вижу-осязаю,  словно  о н о   все еще топчется  на дворе − страшное,  голое, мычащее, − и весь  сбежавшийся люд  охает и вздыхает,  и всем,  как и мне, страшно.  

Я гулял  с няней в садике.  Помнится,  было солнце,  и день был,  должно быть праздничный, − звонили бойко  колокола.  Может быть,  даже была Пасха. И вдруг,  зашумели на дворе,  и стало много людей, все  побежали с улицы к нам во двор,  и что-то испуганно кричали,  смотря к сараю.  Нян взяла  меня  на руки и  побежала тоже.  Она подняла меня  очень высоко, чтобы и я  мог видеть,  и стала кричать и плакать:  

«Ах-ты,  какие  страсти-то, Го-споди!..  Гляди-ка,  гляди-ка…  и языки им повырывали…  нехристи окаянные!..» 

На ступеньках к амбару,  прижатые народом  к бревнам,  стояли какие-то  страшные чужие люди,  с черными курчавыми головами, как арапы.  Они были все рваные,  с черными голыми грудями,  и на их черных лицах,  как будто обожженных,  сверкали страшные белки  глаз.  Один из них,  высокий,  тощий  старик,  с замотанной головой,  словно  она у него  болела,  крестился  на нас и кланялся, и мычал, − и все стали креститься на него. Няня  взяла мою руку и  стала  меня  крестить  ею и  приговаривать:  

«Крестись-молись… ишь,  страшные-то  какие,  Го-споди!..» 

Мне почему-то показалось,  что это пришли святые,  с икон из церкви, − и стало очень страшно. Старик  начал мычать и лаять.  От страха я  замотал  ногами,  а няня начала  меня тормошить и  шлепать:  

«Да сиди ты смирно… смотри,  страшные  дяденьки  какие…  Го-споди!..»  

Вдруг старик  вытянул к нам руку , сдвинул с нее лохмотья,  и я увидел на ней  черную  и красную  щель,  а  вэтой щели что-то белое… − и я вдруг понял,  что это «жива кость»!  Так и вскрикнула мне над ухом няня: 

«Ма-тушки… живая кость…  косточку видать…  Го-споди!..»  

Я и теперь ее вижу − белое,  в черной и красной   щели.  У меня зазвенело во всем теле,  я начал кричать  и биться,  а няня и не думала уходить.  Старик тыкал  пальцем в эту  «живую кость» и мычал, и выл…  Потом стал тыкать  в рот стоявшему  возле него курчавому и такому же обгорелому,  только молодому,  который разевал рот и тоже мычал и лаял.  И я увидел,  что у него  во рту,  в самом горле,  дрожит что-то  необыкновенно страшное,  какой-то черный кусочек,  вместо красного  языка.  Я уткнулся в нянино  плечо, а она мне  сказала:  

«Не бойся,  крестись…  православные это,  мученики, святые…» 

Я  выглянул опять на святых  и увидел  темное лицо,  с красными ямами вместо глаз.  Это была женщина  с ребенком,  с голым плечом,  с распущенными черными косами…  Все стали класть старику  в шапку деньги.  Так и сыпались медяки в нее.  Няня  спустила меня  на землю,  достала  из-за чулка  платочек  и выкатала  из него гривенничек.  

«Подадим,  пойдем, и мы  мученикам-христианам…» − сказала она,  но я  топотал от страху и не давался ей на руки. 

Тут я очутился на руках у нашего плотника,  и он стал мне что-то рассказывать  про страшных,  а няня  пошла к ним и все крестилась. 

Это был первый ужас,  незабываемый ужас  в моей жизни.  О н и   мне снились  и представлялись долго.  

Потом я узнал,  что наш  царь начал воевать  с турками − за  н и х,  чтобы их больше не мучили.  Помню,  в  доме у нас,  на столах и  окнах,  лежали  мягкие вороха «корпии» − ниточек,  которые мы выщипывали из белых тряпочек; это для перевязки ран. Помню служившего у нас  в банях высокого,  худощавого мужика,  уже немолодого,  с серебряной серьгой  в ухе,  которого все  у нас называли  − Солдат.  Он пошел на войну  добровольцем, − «за христиан», «за братьев-славян».  Он воротился,  такой же  бодрый  с крестом на груди,  и привез  нам  турецкую саблю,  фесочки и кожаные туфли,  от которых пахло  «настоящими турками».  По случаю победы  у нас был  парадный обед.  На столе стояла  сахарная башня,  похожая на крепость и в ней горели  свечки,  а в середине  был портрет  какого-то генерала  с баками, − может  быть, самого царя.  Солдат,  с царапиной  на щеке и с крестиком на груди,  сидел  на почетном месте,  рядом с отцом,  и все говорил − «премного  благодарен!»  И все его гладили по плечу и говорили, что  − «это тебя благодарить надо!». 

Подросши, я  все узнал.  

                 

*

*    *

 

И вот  теперь,  оглядываясь  за полстолетие,  я понимаю,  что такое − ж и в а я,   ч е л о в е ч е с к а я,  душа.  Понимаю крестившегося Солдата,  уходившего по своей воле  на войну.  Понимаю и слезы провожавших. «За святое дело  идет!» «За  п р а в д у  идет!»  «За веру православную, за  б р а т ь е в!»  Понимаю вздохи людей,  простых людей,  смотревших  на братьев-мучеников,  вырвавшихся  из рук мучителей…  Понимаю, почему  жалели и  давали свои последние копейки, Понимаю*, как возмущались  «нехристями».   За веру  Христову мученики − вот кто  были  эти «братья»,  зашедшие к нам  на двор.  Даже мне,  четырехлетнему  младенцу,  передался тогда − бессознательно,  но как мучительно ярко! − весь тот ужас.  Простые люди − плотники,  возчики,  маляры,  рабочие,  неграмотные, − пожалели,  сумели  понять  и пожалеть! Из  ни не один наш  Солдат  пошел  «за святое дело». 

И вот теперь,  когда я  в с е   понимаю,  я смотрю  на мир, − и  во мне  боль и ужас.  Я смотрю на мир и,  озираясь, ищу,  ищу  тех,  кто были в моем  детстве, − людей с  ж и в о й   душой,   л ю д е й  воистину,  у которых, при всей их неграмотности,  при всей их  наружной грубости,  было такое сердце,  была такая живая совесть,  было понятие  «святого  дела».  Смотрю я теперь  на мир − и, господи,  как все пусто,  мертво и  безразлично кругом. 

Не наш старенький  двор − мой мир − с сарайчиками и амбарчиками,  не грязный  наш двор я вижу.  Вижу я  целый мир,  такой  утонченный,  в с е  знающий,  такой образованный,  такой всемогущий мир! − гремящий и силой,  и богатством,  во всеоружии техники  несметной.  Какая сила!..  Кажется − слово одно скажи,  пальцем пошевели − и все,  даже и  невозможное,  свершится.  

И верно: совершается…  н е в о з м о ж н о е!  

Эта всемирная сила  уже двенадцать  лет  з н а е т   и до всех мелочей ведь знает! −  в с е,  что творится  безумного  и бесчеловечного,  подлого,  страшного,  самого отвратительнейшего,  что только может  твориться  на сей земле…  твориться  с огромнейшей страной,  с христиански-братской страной,  с народом  в сто пятьдесят миллионов  л ю д е й, от стариков  до грудных младенцев, −  в с е  знает…  Знает,  как и сколько  убито  и замучено,  на глазах всего мира  и русских,  и не русских,  и православных,  и инославных,  и христиан,  и нехристиан…  видит,  что убийство и истребление  людей продолжается  и по сей день,  без  останову… знает,  что творится  хотя бы в Соловках… − об этом и книги  писаны,  и вырвавшиеся из ада − не только русские,  которым можно,  пожалуй, и не верить,  а и иностранцы, − кричали  во всеуслышание, − знает,  что уже двенадцать лет  совершается самое  издевательское  гонение  христианской веры и всех вер  красными  палачами-коммунистами…  знает,  что эта дьявольская сила  несет и ужас, и смерть, и духовную заразу  на целый мир…  знает,  сколько уже  принесено этой  силой вреда и заразы миру…  знает  что надо обороняться  от этой  смерти-чумы…  − и ни  движения,  ни вздоха!..  Знает  и видит  жертвы,  рассеянные  по всему свету…  в с е, ведь знает! И  до сего  дня  п р и з н а е т  эту дьявольскую силу  за силу − страшно сказать! − правомерную…  принимает  ее,  как  равную себе,  договаривается  с ней,  получает от нее,  или надеется получить,  вы-го-ды…  пьет с нею  из одной чаши,  сидит за одним столом,  обменивается рукопожатиями и приветами…  − и все это, т. е.,  все это свое поведение, называет  и покрывает каким-то словно уже  магическим − и страшным  для здравых  душою и совестью людей! − словом:  п о л и т и к а!  Миллионы погибших и умученных,  миллионы  мучимых и  гибнущих  и по сей день  л ю д е й  − все потонуло,  все закрылось  этим всемогущим,  пропитанным  кровью словом − п о л и т и к а!  Все утонуло в нем: и Бог, и вера, и честь, и совесть и исторические  заветы,  и понятие  долга, и чувства  человеческие: любовь, братство,  права человека,  стыд,  приличия,  благородство,  гордость,  благодарность, культурность… − все потонуло,  все разлагается и гибнет в этом мертвящем  человека  слове-деле − политика! Да,  в вы-годе, в  этой мелочности, в этой подлой,  столь недостойной  величия человеческого  духа выгоде  утонуло,  сгибло! Да  что же случилось с миром?!.. Что же  это за  наваждение?!.. 

Так вот  для  ч е г о  были нужны тысячелетия  страданий,  подвиги гениев,  свет  Христова  учения,  водители  религий,  высокая духовность,  достижения  чудодейственной  техники и несметная  власть  над всей  природой: чтобы  в с е  это уперлось  в глухой  и подлый  тупик,  в с е  потонуло в…  вы-годе!..  Дойти  до высот,  после стольких  чудесных  вех,  чтобы  найти…  последнюю веху,  желанную  веху − вы-году?!  чтобы свалиться в яму?!          

Откидываясь за  полвека,  становясь  малюткой-четырехлеткой, я с нашего  бедного  двора,  из  толпы  трудовых людей, простых,  простецких людей с ужасом  и болью смотрю  на эту  призрачную  вершину  мировых достижений  ч е л о в е к а,  на доступную  им цель − вы-году! и мир  еще смеет  именовать  себя − христианским?!  И мир еще может,  не содрогаясь,  петь великую  Песнь − Христу, великое  славословие − «Слава в  вышних Богу, и на земли мир,  и в  человецах  благоволение»[i]?!.. Какая ложь!..     

         

*

*     *

 

Но вот,  ч т о-т о, как будто, дрогнуло…  как будто,  движется?..  Или это  пустое  движение  во сне,  обреченное  не проснуться, − последнее  шевеленье  прошлого,  отсвет  уже погасающего  Света…  отзвук  замирающего  Гласа?..  Или − предвестия  Пробуждения? Может быть,  нужна была  какая-то  последняя  капля,  которая  переплеснула чашу?..  Не кровь  ли это  бедных,  мирных  русских  казаков и их  семей,  их  стариков,  жен,  матерей, детей,  ушедших  в чужую  землю,  своей  лишенных,  живших мирным трудом, − и там,  на чужой  земле,  под охраной  чуждой  державы,  застигнутых  красными  палачами и истребленных  так утонченно-мучительно, как и  башибузукам  не грезилось? истребленных  с такой  гнусной, с такой   р а з р е ш е н н о й,  попущенной,  безнаказанной  дерзостью,  на чужой  земле? Может быть,  наконец,  проснулась  совесть, и мир начинает постигать,  что ведь это же он, мир,  истребил этих несчастных  детей…  он,  цивилизованный мир,  истреблял их совместно  с красными палачами,  двенадцать лет  неустанно  истреблял? Ибо мир  д о з в о л я л ,  двадцать лет  дозволял  творить  это,  признав  палачей − Державой,  властью и силой  правомерными! Да,  это он,  цивилизованный  мир,  мир ХХ века,  мир христианский,  он истреблял и истребляет! Он истребил и детей в  Трехречьи,  мир-Ирод  ХХ столетия. И еще может,  еще смеет  петь святую  Песнь Рождества − «Христос  рождается − славите»?!..  До  такого падения  не доходил и Ирод.  Это неизгладимо: это занесено в историю.  Занесено кровью,  детской кровью: мир потакал,  мир торговал,  мир  дозволял…  за выгоду.  Не эта ли  детская  кровь  переплеснула  чашу?..  

Вот уже начинается  движение.  Первой начала  Англия.  Это − важно.  Англия не  умеет  останавливаться на  полдороге.  Еще − Америка.  Достойнейшая,  она не признала палачей.  Она − может,  она  в с е  может.  Дай, Господи.  Комитеты защиты  христианства,  собрания,  митинги… Дай, Господи.  Да неужели  же этот  черный  проклятый лед,  этот позорный  лед,  сковавший  теплое человеческое сердце,  ж и в о е   сердце, − все  еще не  убил его!?  Дай, Господи.  Неужели  он  трескается,  неужели  − треснул?!  Он должен треснуть и обнажить  теплое  человеческое сердце: иначе  − верная  смерть  человечеству,  его  движению; иначе − яма! Ибо  там,  где все заполнила выгода, там −  н е   л ю д и,  а торгаши,  там базар.  Там  в с е   продается и покупается,  до души  продажной.  Там уже  не мир  Божий,  а разгульная  ярмарка,  где одно  и одно − «купи − продай».   

Слышно живое слово,  слышатся  голоса из Храма.  Может быть,  сотворится чудо,  и властный  Голос  сдержит  торгующих  и изгонит  торг  душами,  торг  человеческой кровью?!   

То, что зачинается  в Англии,  с  благословения  Церкви,  важно не  столько  для нас,  кого  мир  не слышит уже  двенадцать  лет:  оно  важно  для  целого,  оглушенного  криком базара − мира.  Это  − Пасха  нетления,  миру спасение. Да не  умолкнет  Голос!  Пусть очнутся  живые души,  сольют сови голоса!  Да оправдается  человечество!  Только тогда  может  оно  воскликнуть: 

«Слава  в  вышних Богу,  и на  земли мир, и в  человецех  благословение!»  

            

Декабрь,  1929 г.  

Севр.   



*  нужна запятая



[i]  слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лук. 2:14)