И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 80

Художественные проиведения | У старой церкви

... у васъ?», всегда получали въ отвѣтъ: « Что жъ, попъ у насъ ничего… тихой… не жадный… И было у о. Ивана странное прозвище – Пой русскую. И ничего въ этомъ не было обиднаго, а скорѣе даже хвалебное было въ этомъ прозваніи, данное за великое рвеніе. Было Случилось это давно, лѣтъ десять ... ;всегда получали отвѣтъ: Что жъ, попъ у насъ ничего, тихой… и не такъ чтобы жадный… И было у него прозвище вѣдомое всЙмъ въ округѣ – Пой русскую» , совсѣмъ не въ обиду данное, а скорѣе хвалебное.ю за великое рвеніе. Случилось это лѣтъ десять тому когда сыновья учились въ первомъ классѣ семинаріи ... ;   // 16 л. об.     и не могли наладить. Тогда, въ порывѣ святого возмущенія, крикнулъ о Иванъ <нрзб.>: Пой русскую!» Сорвалось и пошло по округѣ. и А хотѣлъ крикнуть – пой простую! И съ тѣхъ поръ, какъ бывалъ о Иванъ въ гостяхъ гдѣ , діаконъ изъ Засыпкина, за способность говорить стихами, прозванный о. Накадилъ ... на двадцать пять лѣтъ и  самъ полюбилъ. И еще одно было у него примѣтное: было у него прозвище, извѣстное всѣмъ по округѣ: –«Пой русскую.» Случилось это лѣтъ пять назадъ, когда сыновья еще учились въ семинаріи. Привезли они на погостъ нотя и повели пѣніе на страстной седьмицѣ ... первое время на погостѣ. Завелъ еще въ годъ женитьбы, а потомъ и самъ полюбилъ. Одно еще было у него примѣтное прозвище: извѣстное всѣмъ въ округѣ: «Пой русскую!» Вышло это лѣтъ семь назадъ, когда еще сыновья учились въ семинаріи. Привезли они на погостъ нотя и повели пѣніе на страстной седьмицѣ ... крылоса, и нарушился чинъ: сбились и не могли наладить. Тогда въ свѣтломъ рвеніи и досадѣ окрикнулъ о. Иванъ строго изъ алтаря: –Пой русскую! Сорвалось и пошло въ народъ. А хотѣлъ крикнуть – пой простую! Былъ еще на погостѣ сторожъ Никоколай, заика, безродный. Зашелъ сюда проходомъ съ богомолья, съ Соловокъ, лѣтъ пятнадцать назадъ, нанялся ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Иностранец

... мне схватывает  горло, не могу петь, и тогда вызываю твое лицо, глаза,  и только тебе пою,  ты для меня родное.  Милый,  единственный…  зачем  я тебе   ... только  общий смысл, – а   с л ы ш а т,  знаю.  Я пела о  метели,  о степной пурге, о ветрах… – «Замело  тебя   ... услышать  родных голосов…» – у меня  захватывает  дыханье.  Я пела.  О н   сидел  близко,  поставив  локти,  и его ... все полно.  Выход мой  благополучно кончился.  И тут все и случилось.  Еще когда я пела,  кто-то мешал  бурчаньем. Это меня  нервило. И вот, только я  ушла,  ... ; У меня и сейчас  звучит в душе мотив,  тот  напев…  как вы поете, про снега.  В программе напечатан  перевод. Я понимаю,  это не то, конечно…  но ... nbsp; ограбили, и положение  их…  нелегкое,  мосье  шофером, а мадам  поет  с эстрады…  и наследство  бы им очень пригодилось…  не правда ли,   ... Бывало,  первой  хористкой была  в большом… А в  Сибири,  Юдифь я пела… в семнадцатом, в Иркутске!..  Уж вот  выигрышная-то партия!..  Рост у меня,  фигура ... ворона бородатая» в «Крэмлэн»  сманила.  Повидала, как анс голубят.  Пою им,  а сама думаю – «а,  шушера-людишки!» – куль-тура,  уж ...


Художественные проиведения | Солдаты

... с архимандритами на стенах и белыми полами, и беспредельно-грешной  была их любовь в обители. А возвращались  под звездами, в морозце. Пели  звучно колокольца-бубенчики, а в  широких  санях, на сене, кутая  его белочкой, спрашивала   ... Оставил. Он ушел в полк  и вызвал по телефону Машеньку. Они беседовали часто, особенно в дежурство.  – Я тебя понимаю, Степанчик… – пела в телефон  Машенька, – ты прав, я не посмела бы хлопотать, не спросясь тебя. А кто… право, не знаю точно. Целую тебя, гордец. ... nbsp; над нею, стала грузно  спускаться с плаца. С Нижне-Садовой катилась песня. Первый, кожинский, батальон пел:  Стройся гва-а-ардия  в колон-ны, Гренадеры, строй каре… Со  восхо-о-ожу  солнце све ... отбивал шаг на  месте, а снизу  летела песня.  Второй  батальон, подполковника  Распопова, пел  лихо:  Он убит – принакрыт Черною китай-кай… Приходила к нему баба, Жена моло-да-я, Китаичку открывала ... nbsp;поднимался с другой стороны  казарм, а четвертый, с выщелкиваньем и свистом, с  угольниками и гиканьем, с лихим  запевалой впереди, пел-гремел:  Скажи-ка мне, служивый, И с чей ты  стороны… Йех, с матушки-Расеи, С поля – с бороны!.. Йех, ... дождь, и старые  заборы,  и тихие лампадки в окнах, и сторож с колотушкой  где-то. Все  пело,  открывало тайну – любит!  Во всем, в молчаньи самой ночи, было – любит!  Он припоминал слова, ... ; Гулдобин, если  по душе  придется,  может и зацепить. Если психолог, как  Мокей поет,  да умница,  да с огоньком…  может и  наклевать. Да вот,  попик & ...


Художественные проиведения | Марево

... : живую безпредѣльность, цѣлый міръ! Подумайте – это отъ вина? Нѣтъ, вѣрно. - «Спой, Паша.» Повела плечомъ. - «А вы поете?» - мнѣ. - «Пою». - «А что?» - «Да такъ…» - Такого я не знаю – «такъ»! « - такъ мило,  ... ; - «Это?» - поняла она мое движенье. - «Пою…» - сказалъя и взглянулъ въ глаза. Отплыли, тихо. Унесли весь міръ. - «Поете….» - повторила она задумчиво, взяла съ рояля ноты. - «Пою.» - «Поете. Ну… споемте…» Мы говорили взглядами и этими словами только ... – «пою», «поете», и говорили такъ понятно, полно, - все.   ...


Художественные проиведения | Богомолье

... , прихватываетъ губами за волосы, - играетъ такъ. Въ черно-зеркальномъ ея глазу я вижу маленькаго себя, рѣшетчатое оконце стойла  и голубка за мною. Я пою ей недавно выученный стишокъ: - “Ну, тащися, сивка, пашней-десятиной… красавица-зорька въ небѣ загорѣлась…&rdquo ... ;Пою и похлопываю подъ губы, - ну, тащися, сивка!.. А самъ уже далеко отсюда. Идемъ по лужкамъ-полямъ, по тропочкамъ, по лѣсочкамъ… и много крещенаго народу. & ...  -Угодникъ, который теперь насъ ждетъ. Все думаю, думаю, - и вижу… - и во мнѣ начинаетъ пѣть, будто не я пою, а что-то во мнѣпоетъ, въ головѣ, такое свѣтлое, розовое, какъ солнце, когда его нѣтъ на небѣ, но оно вотъ-вотъ выйдетъ. Я вижу лѣса-лѣса, и большой ... ; - отзывается Домна Панферовна съ одышкой. Катится вперевалочку, ничего. Рядомъ, воробушкомъ, Анюта съ узелочкомъ, откуда глядитъ калачикъ. Я - на сѣнѣ, попрыгиваю, пою себѣ. Попадаются разнощики съ “Болота”, несутъ зеленый лукъ молодой, красную, первую, смородинку, зеленый крыжовникъ аглицкiй - на варенье.  ... меня за руку на ступеньку и говоритъ: - Вотъ, батюшка родной, младенчикъ-то… привести-то его сказали. Батюшка Варнава и говоритъ, ласково: - Молитвы поешьпой, пой. И кажется мнѣ, что изъ глазъ его свѣтитъ свѣтъ. Вижу его сѣренькую бородку, острую шапочку – скуфейку, свѣтлое, доброе лицо, подрясникъ ...


Художественные проиведения | Христова всенощная. Ред.

... русским детям. Он сейчас едет где-то, подвигается в черноте к Шавилю. Как это трогательно! Я вспоминал этих четверых, скромных, сердечных русских людей. Недавно они пели в Лондоне, в Берлине, в Мадриде,  в Женеве, в Париже, в Брюсселе, – по всей Европе. Поедут в Америку, в Австралию&hellip ... ; Пели королям и лордам, пели великим мира сег[1] // л. 1. - 2 - во дворцах и роскошных залах, в салонах миллиардеров, в соборах и под небом, десяткам и сотням тысяч, толпе и избранным; очаровывали русской песней и молитвой, & ... , всенощная. Чудесно! Я знаю, что они любят тихое, святое   н а ш е. Знаю, что ими восхищается Европа. Чудо песен несут они, поют Россию. “Господи, спаси Россию“. Только что блистающий Париж их слушал. И вот – Шавиль, тихая лампада, тесная комната ... в песнопениях и зовах. И это Его – восторженно славит возглас: “Слава Тебе, показавшему нам свет!“. // л. 5. - 6 - И это Ему, близкому, поют тихо, ночными голосами: “Хвалим Тя… благосло-вим Тя… “Кланяемся ти, славословом Тя, благодар-им Тя… Это уже не пение: это сладкий и нежный ... комнате, при дороге, – Храме. Ибо песнопение претворилось в Слово, в Бога-Слово. Это почувствовали  о н и, тихие песнопевцы наши. И пели – самому Христу, явившемуся здесь детям, при дороге, в чужом Шавиле. И детям говорил он, как когда-то давно-давно говорил он иным ... . “Господи, спаси Россию!“ И четверо – клир церковный – плечо к плечу, новыми голосами пели: “Взбранной Воеводе “Победительная!...“ Я был на Христовой Всенощной. Было чудо, ибо коснулся души Господь. Явился в звуках молитв чудесных, оживотворивших ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ;рабамъ, наглухо  забить  уши, а для  охраны – можно нанять  штыки.   Пойте сами!  Но не съ именемъ  громкимъ, на мiръ  бряцающимъ. Громкому  имени  подадутъ  покойный ...   написалъ, а то  бы на  разстрѣлъ! Ну, Правда,  ничего  за нимъ не могъ  замѣтить, и ску-пой былъ, ни на  что рубля  не жертвовалъ. Все отобрали,  всѣхъ коровъ. И машинку взяли. Теперь стучи хоть объ ...


Художественные проиведения | Песня

... .  Но что  же они пѣли?  Свое, понятно, которое  всѣмъ извѣстно. Они раздавали  ноты,  приглашали прохожихъ − пойте. Кто желаетъ − беретъ,  даетъ  сантимы; ноты  можетъ  себѣ оставить. Музыканты ничего  не просятъ, а только предлагаютъ ... : пойте! Красиво, гордо.  Музыканты,  пѣсни.. − всякiй слыхалъ и  знаетъ.  − Да проходите!..  Пробирались  черезъ толпу къ рѣшеткѣ. ...   пѣсня. Невеселы были и артисты: ходить по  такой погодѣ − Веселаго  немного. Что  ихъ толкнуло въ жизни, сказало − пойте − ? Бродяжный ли духъ артиста, которосму  повсюду тѣсно,  который живетъ  на волѣ;  или  судьба скупая: ходите,  ... ; пойте − ?  Пятеро  было музыкантовъ. Стояли они  лицомъ  въ „аллею“,  къ рѣдкимъ прохожимъ,  укрывшимся  ...


Художественные проиведения | История Любовная

...   не болванъ, по-моему! – задралъ картузъ на затылокъ и пустилъ на гитарѣ – трам-там-там… «Я здѣсь, Инезилья, «Пою подъ окномъ, «Объята Севилья «И мрракомъ, и сномъ!..  Окно  открылось, и высунулась толстуха, а за ней и арбузъ въ очкахъ. Студентъ &ndash ... ;ея головку. Она показалась мнѣ – богиней!   – Богиня  моя! – шепталъ я страстно. – Ты  поешь и не  чуствуешь, что я близко, что я молюсь на тебя, богиня!.. Она приставала къ Кариху:  – У васъ  чудесный   ... ;голосъ! Вы же говорили, что поете… – Я только  подъ гармонью, когда тоска… люблю мечтать подъ  звуки вальца… – стѣснялся ... ; только пошилъ, а кому теперь надѣвать!.. – Можетъ, тебѣ достанутся.. – подмигнулъ мнѣ городовой на гРишку. – Костюшка обуетъ, пой-детъ  по Владимiркѣ гулять!..  – Это чего  тамъ, а вотъ…  женчина ни за что  ... . Я хотѣлъ обнять Женьку, умолять его  хранить  въ чистотѣ душу. Но онъ  сказалъ:  – Ловко ты поешь. Предсказываю тебѣ,  что ты кончишь развратомъ!  Кривая душа ты,  теперь я это отлично вижу. Ты ей  про ...


Художественные проиведения | Музыкальная история

... ; теперь мою библиотеку.  Я знал все славные арии,  и когда в доме никого  не было,  пел во всё горло − «Привет  тебе,  приют  священный», из  Фауста,   ... ;только закрепилось.  Я сначала  не подозревал − да откуда же  это увлечение? И вот,  однажды,  пою я  в зале  перед зеркалом  «Демона».  Только пустил  высоченнейшую  ... ;он предал  веру  православную  для нее и изменил  славному казачеству.  Потому-то я и боялся. Пела она  необыкновенно, особенно − «слышишь,  в роще звучали  трели соловья», из  Шуберта ... ;а звали  ее Тося или Зося,  по-настоящему. А я, конечно,  был  Лоэнргин.  Бывало, поешь,  вздыхая: «о, Эльза!»… и плакал,  что так  и отъеду  на лебеде − распрощусь ...   азартной  игры на зеленых столах.  Игроки, потрясая  колодами  карт и кошельками с золотом, поют  у рампы «гимн  игре»,  в страшно  бравурном  тоне,   ... ; − Арбенин − Трезвинский  подносит  Нине − Эльзе  отравленное  мороженное  и поет арию − «О,  дорогая…  как ты  бледна…  Душой  страдая ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... ;» А я такъ хорошо выучилъ, что Сонечка, старшая сестрица, похвалила, а она очень строгая. А тутъ сказала: «ишь ты какой, какъ настоящая лисица поешь… ну-ка, еще скажи….» И отецъ слышалъ про Лисицу. И говоритъ: - Возьми его, Панкратычъ, на ледокольню, онъ тебѣ про Лисицу ... къ образамъ, словно онъ молча молится, не шевеля губами. Онъ слышитъ, слышитъ!.. Говоритъ слабымъ голосомъ: - Славный у тебя голосокъ, Аннушка… ну, пой, пой. И мы, вмѣстѣ, поемъ еще. Я пою – и смотрю, какъ у Анны Ивановны открываются полныя, пунцовыя, какъ лампадка, губы, а большiе глаза молитвенно смотрятъ на иконы. И такъ хорошо ... человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;  но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано (1 Пет. 1:24-25)          [6]Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю ...


Художественные проиведения | Голос зари

... – отомкнуть сердце его. Видит: заря за горой сияет, и утренняя звезда светит на ясном небе. Темное море живой бирюзой засыпалось, и ранняя птица поет знакомое: “Али-Али! Не обманет голос зари!“ И, послушный голосу души-птицы, пошел Али на базар, вынул из кошеля, что было, и купил ... Амет, что у отца в голове глина. С той поры всякий вечер сидел Али у мечети, – слушал, что скажет голос. Но стояла глухая осень, и не пел голос вечерней птицы. Спрашивал Али море, – оно только швыряло пеной. Слабым глазом искал звезды вечерней: не было и звезды вечерней: &ndash ... ; были тучи. Но не было ему горько: все голоса пели в его сердце. С черной зимой пришел голод, – и стали продавать хлеб высокой ценой на базаре. Слышал Али, как голодные кляли: видал, как ... . В тихий вечер, на кладбище, за мечетью, посадил Али в сухую яму, завалили крепким каменьем, поставили столбик с головкой. // л. 6. -7- И птица в тот вечер пела на орехе, и море играло бирюзою, и звезды пели ночные песни – те песни, что слушают люди с чистым сердцем. А на утро кричали на базаре: Либабин-турок, собака! Смешал у него шайтан ...


Художественные проиведения | Русская песня

... начинал драть замазку и сердито мурлыкать под нос: «И-ах, и те-мы-най ле-эс… да йехх, и те-мы-на-ай…» И пел все громче. И потому ли, что он только всего и пел, что про темный лес, или потому, что вскрикивал и вздыхал, взглядывая свирепо исподлобья, ― он казался мне очень страшным ... «угы-на-ли добра-молодца в чужу-дальнюю сы-торонушку…» Хорошая была песенка. И так жалостливо пел он ее, что думалось мне, ― не про себя ли и пел ее? Пел и еще песенки ― про «темную ноченьку, осеннюю», и про «березыньку» и еще ― про « ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... темного подвала он потерял приятелей, ткнулся в тупик куда-то, и тут его взвило и задушило тьмой. Больше ничего не помнил. Потом услыхал пение?.. ― Это вы пели, господин капитан? ― Я. Пою иногда, молитвы. Тяжело… рядом, ведь, «сущие во гробех»… ― мотнул капитан за стены, ― и Пасха скоро&hellip ... по-низу вся в таких арочках, в два кирпича меж устоями. Бывают и чудеса. ― «Бывают и чудеса…» ― повторилось сонливо в мыслях… ― Поешь картошки, ― услыхал Антонов, и открыл глаза. Дымилась и вкусно пахла чудесная картошка. Радость, что жив, жив, жив… ― переполняла душу ... сетке, с заманчивой розовой афишей, на которой стояло чернейше крупно, радуя праздничным, – ФАУСТ Мефистофель – г. Бутенко «Бутенко поет! бра-во!!.. пятым в очереди, галерка в кармане!..» На этом профессор заснул. ____ … Снег и снег. Сугробы – гора-горой. И &ndash ... эстэ-ти-ческий подходец… а ежели по существу… ого-го-го-го-о!.. Дале-ко, братец, до Микиты и тебе, и… Он… сему левиафану-змию молился! гимн свой пел! чтил, как священное. так умилялся, что и его, поганца, создал Бог – в великих водах игратися и безобразничать радостями левиафантскими. Нет, каков ...


Художественные проиведения | Патока

... … Бѣлкинъ взглянулъ на портфель, вспомнилъ счета  въ конторѣ,  доносъ и озлился. Ужъ не оттягиваетъ  ли инженеръ?  …Пой, пой… Мы въ книги-то поглядимъ, культуру-то въ книгахъ посмотримъ. И домикъ, и за границу  катаешь, и жена  за роялью поѣхала, а вотъ  штрафъ ... гдѣ! - онъ хлопнулъ  себя по лбу. - Это ужъ  у насъ не вырвешь, шалишь! Га!  …Пой, пой. Я, братъ, тебя знаю, какъ подъ ногтемъ  грязь. А штрафъ-то ты все-таки за-пла-тишь!  - Несутъ, - сказалъ ...


Художественные проиведения | Каменный век

... … – вытянул  из  нутра  Безрукий, – всю жизнь   убили… – Поешь складно. В мешке чего у тебя?  – Ничего-с… глядите… Рука  осветила  лампочкой,  рванула ... ;убили… сразу… – За-чем же сразу? Сразу, брат, не  прочувствуешь. А ты  поживи, прочувствуй… Лазаря  поете, как подыхать настало?..  – Брось, Вахабин… – сказал другой голос,  и из-за  камня  вышел ... ;                 Джиль-джиль… Пел и огонек с ними, и уркающий  ручей  в балке,  рожденный  снегом. – Были? – спросил  ... ; укутываясь в войлок.  – Нет у меня воды,  сходи в балку… – сказал  чабан. – Снегу поешь. Снегу много.  Безрукий взглянул на снег,  и его пуще забило дрожью.  За черным кругом костра,  за грязными  ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... , что вечеркомъ ему  никакъ нельзя, что сегодня онъ приглашенъ “на гражданское собранiе” въ народный домъ.  - А-а… Пой-дешь?... - А какъ же-съ… Такое дѣло… что въ первый разъ въ жизни… довелось… по такому дѣлу… И позвольте васъ, сударь ... ;Послушайте… Вы узурпируете… власть?...  Но околодочный былъ непоколебимъ, искалъ глазами пристава, разводилъ руками  и убѣждалъ: - Господа… Но вы пой-ми-те… Но если не… Тутъ ему удалось поймать пристава и сдѣлать жестъ. Тотчасъ же явилось подкрѣпленiе изъ городовыхъ. Пропускали лишь “отъѣзжающихъ&rdquo ...


Художественные проиведения | В дождь

... ;– хорошо жить, когда тебе не мешают жить. Стар Верба, и порвались поля его шляпы: стар-старо все в нем, но как же блестит и 55   поет всегда молодой по весне его сад, густо засыпанный цветами яблонь и груш, залитый белым и горьковатым морем черешень. И скворцы уютно трещат над ним ... лесах прямоствольных буков. В моей сумке постукивают черные сухари, звякает кружка на ремешке, ноги мои устали, – но как привольно и славно поет в груди смеется лесная тишь этих вечных камней. //57   Где-то тихо лежат горные медведи, нестрашные. Знают они, чуют они, что пришел ... . Вольны пути твои. То же – и мое дорогое. И разойдемся мы: ты в знаемую тебе лесную чащу, я же – все вперед, на кам. верш., где поют ветры!» ШМЕЛЕВ И.С. СВЕТ ВЕЧНЫЙ. PARIS, 1968 3 Бабуган – название горы. 4 Чатыр-Дага – название ...


Художественные проиведения | На пеньках

... же васъ  т а м ъ  отдѣлали! Логику подмѣнили,  мутные глаза вставили,  даже и душу  подсушили! Гимнъ  равнинно-гималайному прошлому поете?! А величайшiя цѣнности,  хотя и медленно,  но все же  вздымающагося  къ „Гималаямъ“ человѣчества?! А блага  личности?! Всѣ сознали! Въ Англiй ...   ихъ пѣснью-трелью  чуялся нерожденный мiръ,  розлитыя возможности, съ тревогой-болью ожидающiя  рожденья, гибнущiя. Милые мои братья, пойте! Ожиданье,  тоска и мука… − родное  мнѣ. Это сословное  утро ливня  осталось въ душѣ моей. Яркая зелень ...


Публицистика | Удар в душу

... ,  публичный бом,  подвал в литературе, − дозволили и поощряют.  Т а м   такого искусства много. Оно не поет, оно − орет.  Оно не Божье,  не от шестикрылого серафима,  не глаголом жжет сердца  людей,  ... ,  покончивших с собою,  не  вынесших  паскудства  жизни,  когда-то  певших гимны  большевизму и вдруг понявших… − поэт Есенин,  писатель  Соболь… и многих,   ...


Публицистика | Крестный подвиг

... камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. (1 Пет. 2:6-8)


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... ;в его  широте и глубине,  в его  высоте  небесной. И сам  − и сверкал, и пел.   Россия − сверкала  в мыслях. Россия − стучало  сердце. Россия − С л о в о,  Россия ...


Публицистика | Душа Москвы

... углу,  где заборы  с набитыми гвоздями  охраняют купеческие дома  с садами,  где поют  соловьи весной,  где по зимам  вздымаются сугробы,  а в высокое половодье  подчаливают лодки ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... , общество?   Данила Евграфычъ. Ну, да вѣдь… // л. 30 об.   Евграфъ Данилычъ. Ну, да вѣдь! На готовенькомъ-то вы всѣ хорошо поете! Вамъ паи дали, /[635]тычетъ себя въ грудь/ теперь вы поете!..   Данила Евграфычъ. Паи! А я ничего вамъ[636] не далъ? На[637] моемъ двигателѣ за одинъ этотъ годъ вы[638] ничего ... , ты мнѣ отвѣть. /трогаетъ бумагу, на которой онъ пишетъ/   Данила Евграфычъ /бросая перо/ Это невыносимо[853]! Послѣднее время ты цѣпляешься за каждый пустякъ! Пой-ми, что я за-нятъ! У меня масса дѣла…[854] /Она пожимаетъ плечами/ Ну, я разстроенъ! Могу я требовать хоть часа покоя?!   Лиля. /удивленно/ Послу ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... будутъ! Гдѣ оно, общество?   Данила Евграфычъ. Ну, да вѣдь…   Евграфъ Данилычъ. Ну, да вѣдь! На готовенькомъ-то вы всѣ хорошо поете! Вамъ паи дали, /[607]тычетъ себя въ грудь/ теперь вы поете!..   Данила Евграфычъ. Паи! А я ничего вамъ[608] не далъ? На[609] моемъ двигателѣ за одинъ этотъ годъ вы[610] ничего ... , ты мнѣ отвѣть. /трогаетъ бумагу, на которой онъ пишетъ/   Данила Евграфычъ /бросая перо/ Это невыносимо[825]! Послѣднее время ты цѣпляешься за каждый пустякъ! Пой-ми, что я за-нятъ! У меня масса дѣла…[826] /Она пожимаетъ плечами/ Ну, я разстроенъ! Могу я требовать хоть часа покоя?!   Лиля. /удивленно/ Послу ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... попали сироты брата. Тутъ для одной его руки выпало порядкомъ работы. Ну, теперь пойдетъ все по другому. Настенька кончаетъ гимназiю и будетъ помогать, а Пет<нрзб>[532] поступитъ скоро въ техническое училище илипойдетъ въ доктора. Тогда совсѣмъ хорошобудетъ. О, тогда–то онъ займется какъ слѣдуетъ своими чертежами. Тамъ ... и святая сила [529]Далеебыло:[И радость еще будетъ...] [530]Вместо: /на эт<ихъ> дн<яхъ>/— было:[завтра] [531]Вписано: /или архитектора/ [532]Вместо: /Пет<нрзб>/— было:[Мишукъ] [533]Вместо: Такъ— было:[Будто всѣ братья]... Такъ [534]Было написано сверху, затем вычеркнуто ... :[/Пет/] [535]Вместо: къ идеал/у/— было: къ идеал[ы] [536]Предложение не закончено Шмелевым. [537]Так у Шмелева. [538]Предложение не закончено Шмелевым. [539]В рукописи ошибочно: ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... . Что такое?[1466] — Ну, слушайте… господинъ охраняющiй[1467] плаванiе[1468]… — сказала она[1469]. — Я пою для васъ… Онъ поежился, неуклюже кланяясь, не двигаясь съ мѣста. Бѣгло побѣжали ея пальцы по бѣлымъ клавишамъ, розовыми мышатками, потомъ рѣже, рѣже&hellip ... : Вонъ [249] Далее было: Ну что же, пусть по боковинкѣ. Что ж<е> спорить намъ съ вами объ искусствѣ! [250] Далее было: Всегда одно и то же, одно и то же… /Я пою./ Первыя, вторыя ряды, ряды. /И всегда одни и/ тѣ же лица [, съ положеніемъ, куп<ц>ы, чинуши]… молодежь /<нрзб.>/ позади… потомъ эта молодежь перейдетъ въ первые ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... слабости ли, вѣтромъ ли надуло. Или осадокъ это всего дня, то, что бывало и прежде, сколько лѣтъ. Въ усталой головѣ мелькаетъ неясно, отрывочно — пою слова, ахъ, какія слова, а никто не слышитъ и не слушаетъ… въ карты никому не нужно. Діаконъ смотритъ въ склоненную батюшкину голову и думаетъ — усталъ ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... въ сараѣ, у быка — сгорѣлъ быкъ. И хоть бы мыкнулъ! Ни разочку. Такъ тутъ всѣ перепужались, хочь и пьяные, всѣ до единаго тверезыми подѣлались, къ попу. Пой молебенъ святи деревню. Попъ горюетъ, пятьдесятъ рублей у него вылетѣли,[160] для одного только безобразія, попадья на его ругается, мужики молебна требуютъ ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... .<янку> вписано. [974] Вместо:Телефонисты — было: Они уже [975] Вместо: Дид.<улинъ> сид.<ѣлъ> подъ лам.<пой> и чит.<алъ> В.<оскресенье> —было: Взялъ пару папиросъ у Дидулина. Далее был незачеркнутый вариант: который подъ лампочкой сидѣлъ и читалъ Воскресенье ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... и картузѣ, обвѣянный вѣтромъ,[184] казался себ<ѣ> степнякомъ–помѣщикомъ, у котораго тамъ гдѣ–то[185] дѣла, и семья. Въ березахъ; на станціи пели скворцы, и всегда на Степу поглядывала изъ окна худая[186] и[187] застарѣлая барышня–телеграфистка[188] въ золоченомъ пенснэ на но и[k]  ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... у повара [2252] Далее было: поваръ [2253] Далее было: хорошаго [2254] Далее было: а по дружбѣ [2255] Далее было: пел [2256] Вместо: , ‑ ‑ было: точка [2257] Далее было: Какъ же это: [2258] Вместо: Быть ‑ было: быть ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... … — Но мы кажется, не виноваты съ вами… — Не даромъ вы  лирическая пѣвица. Идите къ нимъ… въ ихъ избы, въ ихъ лачуги и пойте имъ усыпляющія колыбельныя пѣсни. — Здѣсь мы лишніе, лишніе задумчиво повторила она. Лишніе какъ это піанино, среди ящиковъ и мужиковъ съ кнутьями ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... было: Несись снѣжная тучка, быстрѣй, выше несись, уноси отъ земли въ необъятность, въ иные мiры! Милый вѣтеръ! гони тучку! Нѣжныя струйки, жручите, пойте, заглушите стоны земные. Свѣтлое, горячее солнце! не бросай лучей на снѣжную тучку, лучше на землю свѣти: тамъ свѣту надо… [195] Вместо ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... я… О, Господи… Ба-атюшки! — Черпанулъ!... Родимые, черпанулъ! — Смиррно!! — кричитъ капитанъ. — Съ глубины вышли!.. Пой!!... Властный крикъ хорошо дѣйствуетъ. Раскатываются голоса. Монахи съ шестами одиноко стоятъ на лодкахъ. Они промокли до нитки. Подъѣзжаемъ къ канавѣ, вступаемъ въ нее, пароходикъ начинаетъ ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ;Кир.<иллъ> Сем.<енычъ> [1140] и вписано [1141] взялъ паспорта вписано. Далее было: взялъ Сеню за [1142] Далее было: Пой<демъ> [1143] Кир.<иллъ> Сем.<енычъ> [1144] Далее было: Сеня [1145] Вместо: Улицы ‑было: Городъ св [1146 ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... года мнѣ. Теперь, какъ этотъ коловоротъ-то поше-олъ, как по-ше-олъ, цѣна-то истинная и объявилась... Дес-сять рублей на день! Сну нѣтъ и нѣтъ. Пой-ду! Пошелъ! Двѣ недѣльки топориком потяпалъ, – сотнягу! Вотъ те и гробъ дубовый. Ну, безпокой-ство-о! Настращалъ меня тамъ выхарь одинъ. «Уходи, говоритъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"