И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 28

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... ;. Горкинъ поднимаетъ руки и кричитъ - «самое наше, волжское!» И Цыганъ пустился: сталъ гейкать и такъ высвистывать, что Пашенька убѣжала, крестя насъ всѣхъ. Тутъ ужъ и гармонистъ проснулся. Это красивый паренекъ въ малиновой рубахѣ, съ позументомъ. Горкинъ мнѣ шепчетъ: «помретъ скоро, послѣднiй ... … Часы!.. шесть, семь, восемь. А всѣ куда-то провалились. Котъ это? Идетъ по коридору, свѣтится глазами. А вдругъ не Васька?.. Если покрестить… Крещу, дрожа. Нѣтъ, настоящiй. - Вася-Вася… кис-кис-кис!.. Котъ сѣлъ, зѣваетъ, поднялъ лапку флагомъ, вылизываетъ подъ брюшкомъ,  ... облекается… - даетъ мнѣ сухой просвирки и велитъ запивать водицей. Потомъ кутаетъ потеплѣй и ведетъ ставить крестики во дворѣ, «крестить». На Великую Пятницу ставятъ кресты «страстной» свѣчкой, а на Крещенье мѣлкомъ – снѣжкомъ. Ставимъ крестики на сараяхъ, на коровникѣ, на конюшнѣ, на всѣхъ дверяхъ ... , - въ ужинъ больше о н и одолѣваютъ, на сонъ грядущимъ, - странникъ одинъ повѣдалъ. И я ужинать перестать хотѣлъ, а Горкинъ наказалъ мнѣ ротъ крестить, и тогда дорога е м у заказана. Ну, всетаки я заснулъ, какъ пѣтушки пропѣли. Утромъ – солнце, смотрю, горитъ, надъ Барминихинымъ садомъ вышло. Вотъ хорошо-то, крендель ...


Художественные проиведения | Блаженные

... ,  былъ  удивительно лучезарный  день,  блескъ осеннiй. И въ  душѣ у меня  былъ блескъ. Провожали старенькiе интеллигенты,  крестили на дорогу, и это  ласкало душу.  Но не  они трогали меня. Лаской  прощанья свѣтило  русское солнце, и – не  прощалось ... ада не одолеют ее… (Матф. 16:18) [ii]  Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. (Иоан. 15:1) [iii]  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф. 28:19-20) [iv]  Безрассудный ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... верстъ десять лѣсной и топкой дороги. Къ погосту тянуло пять деревнюшекъ, крывшихся за гривами и лѣсами; оттуда приносили въ открытыхъ гробахъ покойниковъ, таскали крестить ребятъ парами и тройками и пріѣзжали шумливыми поѣздами вѣнчаться. Старая же Плесня имѣла свой погостъ – Завалишки. А славилась по округЙ Такъ что ... Плесней была пароходная пристань. Къ погосту тянуло пять деревень крывшихея[jjj] за лѣсами и логами: оттуда приносили въ открытыхъ гробахъ покойниковъ, партіями таскали крестить ребятъ и наѣзжали шумливыми поѣздами вѣнчаться. И всѣ до однаго изъ , че жили въ этихъ пяти деревняхъ, всѣ Иваны, Петры и, Марьи и ... на о амвонъ въ затертой и до нитокъ ряскѣ ризкѣ, повздыхаетъ, покачаетъ головой и скажетъ тихо-тихо для переднихъ рядовъ: –Какъ можете вы безъ церкви? а? Крестить васъ надо? А? А вѣнчать? А хоронить? А?! А у насъ скоро балки повалятся… И показывалъ на черныя обвисающія балки. И передніе ряды подымали головы и ... если и укорялъ на проповѣди, то развѣ только за пьянство и небреженіе ко храму. Да и то мягко и только по двунадесятымъ праздникамъ: –Какъ можете вы безъ церкви?! а? Крестить васъ надо? А? Вѣнчать? а? А хоронить?! А у насъ скоро балки повалятся… И показывалъ на черныя провисавшія балки. И всѣ подымали головы, дѣловито оглядывали и вздыхали: &ndash ... то ничего. Когда читалъ проповѣди, корилъ рѣдко, развѣ когда за пьянство и небреженіе ко храму, да и то больше по большимъ праздникамъ. –Можете вы безъ церкви?! а? крестить васъ надо? вѣнчать? а? хоронить? а? А у насъ вонъ балки вотъ-вотъ повалятся. Показывалъ на черныя провисавшія балки, и всякій разъ всѣ пытливо оглядывали, задравъ ... про о. Ивана. Проповѣди читалъ рѣдко, по большимъ праздникамъ, и не корилъ, развѣ когда за небреженіе ко храму: –Можете вы безъ церкви, а?! крестить васъ надо? Вѣнчать, хоронить? А у насъ вонъ балки скоро повалятся. Показывалъ пальцемъ, а мужики задравъ головы, оглядывали пытливо черныя провисавшія балки. &ndash ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... зналъ, что и на его долю было… тыщи четыре денегъ, записка у барыни была посмертная. Ну, и непрiятности. Сперва-то онъ ничего, смирялся. Пришелъ къ барынѣ крестить звать, она отговорилась. Обидѣлся онъ, шкурами ихъ назвалъ да сгоряча вазу китайскую имъ и разбилъ, — баринъ его чуть его чуть ... ;— я ее водицей святой и покроплю. А то какую манеру еще взяла: покрещу ее, зрячую, — она смѣется: «А вотъ и сказу завтра мамочкѣ… крестила ты меня!» Стало ужъ мнѣ с ней страшно, — о н ъ ужъ, будто, изъ ее ротика кричитъ. Стала она меня по щекамъ ... ; хорошо какъ, Пасха… священники пѣли…» Такъ мы и обмерли. Катичка склонилась къ нему, а онъ шепчетъ: — «Они насъ крестомъ крестили… «Христосъ Воскресе» пѣли. А гдѣ же они, ушли?..» И на обои смотритъ, на розаны. А на нихъ солнышко, ужъ те-мное-пунцовое. Анна Ивановна ... шепнула Катичкѣ, Катичка и сказала, слезки проглотила: — «Да, папочка, ушли. Они насъ благословили, вотъ такъ…» 105 И стала его крестить. Слезы у ней, и все она его креститъ. — «И ты меня благослови, папочка… перекрести меня». И встала на колѣнки. Анна Ивановна взяла ...


Художественные проиведения | У старца Варнавы

... ; похожим   на нашего батюшку  о. Виктора,  от Казанской,  где меня  крестили,  и мне казалось,  что и «батюшка  Варнава» тоже  всех крестит −  окунает в святую   воду.  Почему так казалось? Потому,  должно ... быть,  что с батюшкой  о. Виктором в детской  душе  моей переплетались  слова «батюшка» и  «крестит − окунает».  В притворе храма  Казанской  Божией  Матери  стояла  жестяная  купель, и няня говорила ... ,  что  в этой  вот  «купельне» меня  крестили, − «батюшка  отец  Виктор  окунал».  И еще  во мне  было  странное  сочетание ...


Художественные проиведения | История Любовная

... , Костя… ослободятъ! Богъ съ тобой!..» Я  не удержался и заплакалъ. Костѣ  совали  деньги,  калачики, крестили. Городовой  далъ  даже  папироску, но Костя  отказался. Алешка ревѣлъ, какъ  баба ... . Въ  тишинѣ слышалось – «стой, чо..!». Со двора  отзывался быкъ. Тетя  Маша  крестила  улицу изъ окна. Когда  уѣхали, всѣ перекрестились: ну, слоава  Богу. Стало, какъ-будто легче ...   меня и прижалась  къ губамъ  щекой. – Господи!.. – вздрогнула она вся и стала  меня крестить. – Что я,  сумашедшая… Головка не болитъ?.. – приложила  она  губы къ виску и шеѣ, какъ ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... и во все среды и пятницыв. Если, мальчишкой, я срывался, меня начинало мутить, до тошномы и я бежал у маме и признавался с ревом. Она меня не укоряла, давал святой воды, крестила и тихо целовала в лобик. И я сразу становился радостным. После прадеда, дед был почетным старостой //268   нашей соборной церкви. Не опускал ни одной службы ... , в ферязь… совсем думный дьяк!» У нас называли «папаша» и «мамаша», на «вы», а перед отходом ко сну нас крестили, а мы целовали ручку. Не «попрощавшись» не могли заснуть; когда родители уезжали в гости, мы просили дедушку-бабушку: «а еще за папашу и мамашу». Вернувшись ... родители непременно заходили в детскую и крестили нас, и мы всегда находили утром под подушкой крымское яблочко или дюшес, «из гостей», ‑ как это светло вспомнить! На окошке каленые ...


Художественные проиведения | Мэри

... „Мэри“, оставь! намъ такъ скучно… – Довольно, дурашка… Пусти… Сенька уткнулся въ ворота и плакалъ. Анна Өедоровна крестила отца. За кономъ кричала Надюшка. – „Мэри!“ „Мэри!“ прощай! Она услыхала знакомый голосъ и повернула голову. Сенька бѣжалъ ...


Художественные проиведения | Распад

... ; тпррр… - съ грохотомъ выкатился экипажъ. Укладывали чемоданы. Накрапывалъ дождь. Бабка Василиса, какъ тощая ворона, съ трясущейся головой, выгладывала съ галлереи и крестила внука. Тетя Лиза повисла на шеи у Лени. Дядя Захаръ, въ пальто, стоялъ на крыльцѣ, и его хмурое лицо съ сдвинутыми бровями было блѣдно и судорожно подергивалось ...


Художественные проиведения | Звезды

... въ головѣ много! – поддержалъ помощникъ. Второй графинъ открылъ души. Хозяинъ кидалъ на жену ехидные взгляды и ловилъ и улыбался. Бабушка вздрагивала подъ лампадкой и крестила ротъ. Треснуло бтревно[m] гулко и дома, скрипѣло за окнами полозьи. Бѣлый нарастало на окнахъ. Пробило два. Опять приставали къ учительницѣ выпить за просвѣщеніе. Ей налили ...


Художественные проиведения | Росстани

... .   Она провела по лицу, поморгала и  вошла въ комнату. Всѣ сидѣли. Слышали, какъ тарахтѣла машина.   Прощались. Арина крестила всѣхъ, говорила каждому[427].  — Христосъ съ тобой, дѣточка… Благослови васъ, Господи… сохрани…  — Ежели что ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... мягкихъ волосъ которые чуть вьются . Всѣмъ извѣстно, что въ нее безнадежно влюбленъ лавочникъ съ полустанка трактирщикъ, который теперь на войнѣ. Онъ самъ вызвался крестить у нея перваго ребенка, и когда Даша заходитъ въ его лавку онъ п р е в о с х о д и т е л ь с т в угусто краснѣетъ, суетится по нѣсколько разъ жметъ ей на прощанье тонкую, совсѣмъ не бабью руку ...


Художественные проиведения | Загадка

... ! – Самъ разсказывалъ. А здорово вчера гвозданули! Князь былъ въ невеселомъ настроенiи – отъ вчерашнихъ крестинъ. Послѣднее время его стали усиленно приглашать крестить. Онъ окрестилъ у Зеленкова пятую дѣвочку, а вчера у лѣсного торговца Щепикова. Щепиковъ прикатилъ въ ковровыхъ санкахъ, привезъ живую лиисцу и просилъ уважить: – Ваше ...


Художественные проиведения | Дядя Панкрат и Мутный

... мокрый и жаркій, не сознавая, что съ нимъ. въ темнотѣ, и гдѣ о — Всѣ поленья поскидалъ… въ голосъ кричалъ… Господи–батюшка… — крестила его старуха. — Ламподочку зажгу… — Зажги тепли… уфф не отдышусь… — задыхался Панкратъ. — Во, испужался я… во снѣ ...


Художественные проиведения | Кошкин дом

... Дом, две… или два, как собаки черные и положили на забор лапы и все смотрели на окошко – просились в тепло. Миша долго крестил окошко, см(отрел) на лапы, на черные образа… и вдруг закричал криком: – «Няня! не пускай! – » Потом ему стало ...


Художественные проиведения | Тени дней

... , простучалъ  въ проулокъ. Здѣсь, кажется. На Житной?  Тупичокъ, ограда…   Вижу − церковь,* Кажется, она..? Нѣтъ, ниже. Гдѣ крестили − была высокая, съ зеленымъ верхомъ. Паперть та же. Конечно, постарѣла. Я узнаю Угодника − въ снѣгу, ограду. Здѣсь  притворъ. Да,  сама та церковь. Заперта ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

... Ивановны.   Она провела по лицу, поморгала и  вошла въ комнату. Всѣ сидѣли. Слышали, какъ тарахтѣла машина.   Прощались. Арина крестила всѣхъ.  − Христосъ съ тобой, дѣточка… Благослови васъ, Господи… сохрани…  − Ежели что понадобится, тетенька, прикажите ...


Художественные проиведения | Мартын и книга

... ; за ваше  безобразие. Ну,  Маша упросила: «кресенькой,  дорогой, скажи-и… не буду больше», − крестил  он ее,  сирота она была. − Ну,  ладно,  глупая,  бесстыжая,  прикройся ...


Художественные проиведения | Богомолье

... , въ сорокъ пятомъ годѣ было… за годъ, что ль, заѣхалъ къ кормилкѣ своей, а она ему на розстаняхъ и передала башмачки и шапочку, въ какихъ его крестили. Припрятано у ней было. И покрестила его, чуяла, значитъ, свою кончину. Хоронили съ архереемъ, съ пѣвчими, въ облаченiяхъ-разоблаченiяхъ… У насъ и похоронёна, памятникъ богатый, съ золотыми ...


Публицистика | Болезнь ли?

... придет − строить. И если ошибемся − заплатим сами,  и без высоких слов.  Да, мы − новые.  Мы крещены в  иную веру, − не водой,  а огнем и кровью. Мы уже  побеждаем,  ибо делами   ...


Публицистика | Лед треснул

... , и мычал, − и все стали креститься на него. Няня  взяла мою руку и  стала  меня  крестить  ею и  приговаривать:   «Крестись-молись… ишь,  страшные-то  какие,   ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... мягкихъ] волосъ [которые чуть вьются]. Всѣмъ извѣстно, что въ нее безнадежно влюбленъ [лавочникъ] съ полустанка трактирщикъ, который теперь на войнѣ. Онъ сам<ъ> вызвался крестить у нея перваго ребенка, и когда Даша заходитъ въ его лавку онъ превосходительству густо краснѣетъ, суетится по нѣсколько разъ жметъ ей на прощанье тонкую, совсѣмъ не бабью ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... ;             Сенька [за] уткнулся въ ворота и плакалъ… Ан. Ѳед. Крестила отца… за стекломъ кричала Надюшка…                ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... .   Она провела по лицу, поморгала и  вошла въ комнату. Всѣ сидѣли. Слышали, какъ тарахтѣла машина.   Прощались. Арина крестила всѣхъ[423].  — Христосъ съ тобой, дѣточка… Благослови васъ, Господи… сохрани…  — Ежели что понадобится, тетенька ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"