У старца Варнавы

У   С Т А Р Ц А    В А Р Н А В Ы  

 

К 30-летию  со дня  его кончины      

  

17 февраля  1936 г. − по старому стилю, − исполняется  30 лет  со дня  кончины  замечательного  делателя  духовного,  которого  знали и почитали  миллионы  людей  в России, − «утешителя  и кормильчика», иеромонаха  о. Варнавы,  у Троице-Сергия, или,  как называли его  в народе, − «батюшки-отца  Варнавы». 

Я не могу писать  о житии  его,  о высоком его  подвижничестве: слишком мало  я знаю  об этом  святом  старце.  О нем  написана  обстоятельная книга   безыменного  составителя, изданная  «Иверской Обителью  при селе  Выксе».  Я лишь позволю  себе,  в  память его,  рассказать  то немногое,  чему  сам  был свидетелем,  что слышал  от  близких  мне людей,  и что  имеет  отношение  ко мне.  В безоглядное и  безутешное  наше время  полезно  оглядываться  на прошлое,  в котором  забыто  много  чудесных  людей и дел. 

Еще  в раннем  детстве  не раз я  слышал,  как говорили  у нас в семье,  когда  надо было решать  что-нибудь  важное: «к Троице-Сергию  надо съездить,  что батюшка  Варнава  скажет».  Этот  неведомый  «батюшка  Варнава»  мне  представлялся  похожим   на нашего батюшку  о. Виктора,  от Казанской,  где меня  крестили,  и мне казалось,  что и «батюшка  Варнава» тоже  всех крестит −  окунает в святую   воду.  Почему так казалось? Потому,  должно быть,  что с батюшкой  о. Виктором в детской  душе  моей переплетались  слова «батюшка» и  «крестит − окунает».  В притворе храма  Казанской  Божией  Матери  стояла  жестяная  купель, и няня говорила,  что  в этой  вот  «купельне» меня  крестили, − «батюшка  отец  Виктор  окунал».  И еще  во мне  было  странное  сочетание: «Варнава» и «Варнава».  Не только эти  слова мешались,  а и события  путались:  мне, младенцу,  казалось,  что разбойник  Варавва[i],  о котором говорится  в Евангелии, − а я  и в церкви слыхал про него,  и дома рассказывали у нас, − и есть  тот самый  разбойник,  который  пожалел  Господа  на Кресте,  и которому  Господь сказал − «ныне  будешь  со Мною  в раю»[ii].  И вот,  в воображении  моем  спуталось − «Варнава» и «Варрава»,  и в имени  «Варнава»  чудилось мне святое,  райское. В детской душе бывают  странные сочетания.  Вот, к слову,  вспомнилось:  в раннем детстве,  в словах − «чаю воскресения мертвых» казалось мне, что там,  − в раю? − тоже,  как и у нас,  празднуют  воскресенье  и всем умершим − и воскресшим − дают  по воскресеньям…  чай! И даже  − с булочками! И так было  это радостно! Милая  детская наивность. 

Словом,  с «батюшкой  Варнавой»  во мне  сочеталось светлое и  святое. И − жуткое.  Откуда  же это жуткое?  А вот откуда.  Мне казалось, что «батюшка  Варнава» всё знает.   Бог всё  знает. А «батюшка  Варнава»  всегда  при Боге,  молится за  всех  грешников,  всех утешает и − провидит.  Потому-то  к нему и ходят  со всякими  важными делами.  Одна женщина  повезла  к нему  свою  дочку,  перед свадьбой узнать,  можно ли выдавать  замуж за  такого вот человека,  и его карточку показала.  А батюшка  Варнава  поглядел  на дочку и говорит: «а,  Христова  невеста!»  И дал ей  «Троицкий листочек»,  и на листочке  была нарисована  картинка,  как апостол Петр  тонет,  а Христос  ручку  ему дает,  и написано на листочке − 29 июня.  Стали думать, что бы это могло значить.  Решили,  что к хорошему.  Веру надо иметь,  как Петр,  и будет хорошо:  апостол  Петр  поверил  и Господь  спас  его.  Не поняли сказанного  батюшкой Варнавой: «а,  Христова  невеста!»  И вот,  что вышло. В самый  Петров день,  29  июня,  каталась та девица  с женихом на пруду и Царицыне,  на лодке,  и с ними были гости.  Стали местами меняться − лодка и опрокинулась,  девица и утонула,  «Христова  невеста» стала.  Этот случай так на меня  подействовал,  что я и теперь помню,  будто это вчера случилось.  

Вот это  «жуткое»,  эта чудесная сила − знать, что будет,  сочеталась во мне  с именем − «батюшка   Варнава».  Даже когда  я вырос  и был  студентом,  рождалась  во мне тревога,  когда я думал  о батюшке  Варнаве:  а вдруг  он скажет?!..  Заглядывать в будущее страшно. 

Помню,  было мне  лет пять-шесть.  Меня еще не брали  к Троице-Сергию,  но старшие ездили  туда каждый  год.  Как-то приехала  матушка  от Троицы.  Была  она у батюшки Варнавы,  и он  сказал ей: «а моему…  имя мое  назвал, − «крестик, крестик…» Это показалось знаменательным: раза три повторил,  словно втолковывал,  «чтобы запомнила»,  говорила матушка: «а моему…  крестик, крестик!»  Другим  детям −  кому образок,  кому просвирку,  а мне − «крестик, крестик». − «А тебе  вот  крестик велел,  да всё  повторял.  Тяжелая  тебе  жизнь будет, к Богу прибегай!»  не раз говорила матушка.  И мне  делалось грустно и даже страшно.  Сбылось ли это?  Сбылось.  Много крестов  и крестиков  выпало на долю  многим.  И мне выпал. 

Эта история с крестиком  повторилась,   по новому осветилась  в моей  душе  года через  два-три,  когда я ходил на  богомолье  к Сергию-Троице  с нашим старичком − плотником  Горкиным.  Я описал  ее в своей  книге «Богомолье».   

 Но почему толковать  этот  «крестик»  только как  провидение страданий! Страдания − земной  человеческий удел,  Страдания  − испытания, «одержка»:  помни.  Быть может,  в этом  «крестике»  было предвидение  не только испытания?  Теперь я знаю,  что  и  это,  как-будто было.   

Не могу не вспомнить  одной  знаменательной  встречи с батюшкой  Варнавой.  Эта встреча  связана с  началом  писательской  моей работы, с первой моей книгой «На скалах Валаама».    

Это вышло совсем случайно.  Написать книгу? Об  этом я и не помышлял.  Правда,  мой первый  рассказ  только что  появился  в журнале  «Русское  Обозрение».  Сам редактор,  «друг  Константина  Леонтьева», жал мне руку, − «детская рука какая» и ободрял: «пишите,  приносите».   Но о  писательстве  я не думал.  Писатели − это совсем  особенные люди.  Я разглядывал себя  в зеркале и видел глаза,  глядевшие так  пугливо.  Разве писатель  может  родиться  в Замоскворечьи,  на шумном дворе,  где только  простой народ,  где  совсем  не читали книг,  где и книг  «настоящих» не было,  а только  старенькое Евангелие, молитвенники,  да на  полках  в чулане  «Четьи-Минеи»  прабабушки Устиньи? Напечатал  выдуманный   рассказ,  а мне  заплатили деньги.  Стыдно было смотреть на Пушкина.  И я скоро забыл об этом.  

Тут подошло другое: я женился.  Студент,  юный из юных.  Незнакомые спрашивали: «братеци и сестрица  будете?»  А если бы узнали, что я − «писатель»?!  И вот,  мы решили отправиться  в свадебное  путешествие.  Но − куда? Крым, Кавказ?..  Манили леса  Заволжья,  вспоминалось  «В лесах», Печерского.  Я разглядывал  карту  России, и взгляд  мой  остановился  на Севере.  Петербург?  Веяло холодком  от Петербурга.  Ладога,  Валаамский  монастырь?..  туда  поехать?  От Церкви я  уже шатнулся, был, если не безбожник,  то никакой.  Я с увлечением читал  Бокля,  Дарвина,  Сеченева, Летурно…  стопки  брошюр с книжных прилавков на Моховой  улице,  где студенты требовали  «о самых последних  завоеваниях науки».  Я питал  ненасытную  жажду  «знать».  И я многое узнавал,  и это знание  уводило меня  от самого важного  знания − от Источника  Знания, от Церкви.  И вот,  в таком-то  полубезбожном настроении,  да еще  в радостном  путешествии,  в свадебном путешествии,  меня  потянуло…  к монастырям! Потянуло  в детство.  Вспомнилась Троица,  как ходили пешком,  бывало…  с Горкиным к  Троице  ходили.

И вот,  перед  Валаамом, − к Троице, «благославиться».  Благословляться,  студенту-то  благословляться!..  стыдно.  Но так надо.  Помню, − конец  июля.  Светлый-светлый день.  В окно вагона −  перелески,  тропки,  выбитые  лаптями  богомольцев.  Бывало,  с Горкиным ходили,  шли по зорьке,  молитвы пели,  дремали в полдень   в жарких елках.   Милый Горкин,  преставился,  давно.  Говорил, бывало:  «благословиться надобно,  косатик…» Ну,  вот,  благословимся.  Сохранилась связь с Горкиным,  с далеким  прошлым: как и тогда, − батюшка  Варнава,  жив еще.  Всё  еще  «на  пещерках»,  у Черниговской, всё  еще  утешает.      

И вот,  прошлое,  далекое, − вернулось.  Знакомый дворик, у  Черниговской.  Сколько лет прошло…  пятнадцать лет! А он такой же.  И люди те же,  бедные,  родные,  все − мои.   Келейка,  с крылечком,  с тем же…  когда-то  поднимался по ступенькам,  робкий,  мальчик,  боялся − всё он  знает,  все грехи».  Теперь − другой:   студент, с «сестрицей»,  почти безбожник, никакой.  Старые рябины,  в гроздьях.  Толпа народа,  вздохи,  как и тогда,  давно.  Там вон  стояла  Домна  Панферовна  с Анютой,  Анюта сорвала  рябинку, Домна Панферовна   отшлепала ее  по ручкам.  А тут,  под елкой,  мы с Горкиным.  Всё  та же  елка,  черная,  густая,  только  повыше стала. Когда-то  батюшка  благословил меня: «а  моему… − имя  мое назвал − крестик, крестик».  Дал из кармана крестик.  Все шептались: «ишь,  крестик ему выпал  Теперь я  знаю:  выпал крестик.   А тогда, в блеске, −  не думалось. 

Ждем долго.  Говорят  батюшка устал,  не выйдет  больше.  Юные нетерпеливы: ну,  что же,  и без  благословенья можно. И стало как-то  посвободней  на душе,  а то пугало, «безбожника» пугало: вдруг,  скажет  что-нибудь  такое… «испортит  настроение»!  Теперь на скажет,  не  увидим.  Сейчас  в Москву,  на Николаевский  вокзал,  посмотрим  Петербург,  а там − на Ладогу,  на Валаам…  Мы хотим  идти − и слышим  оклик, знакомы  оклик: эй, петербургские!..»  На крылечке − он,  отец  Варнава,  давний,  и всё такой же,  только  побелей  бородка.  Смотрит  на нас  через толпу и манит: «эй, петербургские!..» «Сестрица»  спрашивает, робко: «кто из  Петербурга…  батюшка  зовет?»  Нет никого из Петербурга.  А он,  так весело,  на нас: «идите-ка!..»  Мы удивлены,  подходим  нерешительно.  На нас  глядят,  дают дорогу.  В Петербург  мы… − будто  и «петербургские».  Как же  он узнал?!  Подходим. Бокль, Спенсер,  Макс  Штирнер… − всё  забылось.  Я как-будто прежний,  маленький,  ступаю  робко… − «благословите,  батюшка,  на путь…»  Думал ли я тогда.  Что  путь − пойдет за Валаам,  за всю Россию,  за Россию?..  Не думал. А он? Он благословил − «на  путь».        

Смотрит внутрь,   благословляет.  Бледная рука,  как та,  в далеком  детстве,  что давала крестик.  Даст и  теперь?.. − «А, милые…  ну, живите с Господом». Смотрит  на  мой китель, студенческий,  на золотые пуговицы   с орлами… − «служишь где?» − Нет,  учусь,  учусь еще.  Благословляет.  Ничего  не скажет?  Надо уходить,  ждут  люди.  Кладет мне  на голову  руку,  раздумчиво так  говорит: «превознесешься своим талантом».  Всё.  Во мне проходит  робкой мыслью: «каким талантом… этим,  писательским?»  Страшно думать.   

Валаам прошел  виденьем:  богомольцы,  люди,  плеск Ладоги,  гранитные кресты,  скиты,  молчальники  и схимонахи…  кельи  в глухих лесах,  гагара − птица  на  глухом  озерке,  схимонах  Сысой  с гагарой −  птицей… − «все во  Христе,  родимый…  и гагара-птица во Христе…» −  олени  на дорогах,  как свои…  в полночный  час  за дверью − «время  пе-нию…  моли-тве  ча-а-ас!..» − блеск  белоснежный  Храма,  лазурь  и золото под небом,  над  лесами,  жития… − и написалась  книга, путь  открылся.  Батюшка-Варнава благословил  «на путь».  Дал крестик  и благословил. Крестик  − и страдания, и радость.  Так и верю.  

                

Январь  1936 г. 

     Париж. 

                    



[i]  Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18 ибо знал, что предали Его из зависти. 19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Матф. 27:16-26)

[ii]  Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лук. 23:32-43)

 

Источники текста

1936 - У старца Варнаввы // Православ. Русь. – 1936. – № 1.

1955 - У старца Варнавы: К 30–летию со дня его кончины // Избр. рассказы. –Нью-Йорк, 1955. – С. 149–157.

 

Текст печатается по изданию 1955 г.