И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 25

Художественные проиведения | На скалах Валаама

... галiотѣ, уходящая въ озеро песчаная коса, поросшая лѣсомъ. Влѣво – зеленыя главы собора съ потемнѣвшими отъ непогодъ крестами. Соборъ не поражаетъ величiемъ, не ослѣпляетъ богатствомъ золота, разнообразiемъ красокъ, изяществомъ архитектуры; онъ вполнѣ соотвѣтствуетъ суровой природѣ небольшого островка, печальной ... Хрии-сто-во ви-дѣ-вше, по- - 78 - клонимся Святому Господу Iису-усу… – запѣли на нашемъ пароходѣ немногочисленные богомольцы, и стали креститься на соборъ. – Е-ди-но-му безгрѣ-ѣшному… – подхватили на берегу монахи-пѣвчiе и огромная толпа богомольцевъ. Пароходъ бьетъ винтомъ, стараясь повернуться и пристать. Я ... дороги. Келья узенькая, похожая скорѣй на клѣтку, чѣмъ наи комнату, двѣ постели съ кирпичными подушками и каменными матрацами. Окно въ цвѣтничокъ. Вправо виденъ соборъ за монастырскими зданiями, прямо – высятся за проливомъ скалы, покрытыя лѣсомъ. Пахнетъ постнымъ - 78 - масломъ, сухими корками и еще какою-то ... зданiй, потомъ прошли вторыя ворота и очу- - 91 - тились во внутреннемъ четырехугольникѣ, среди котораго, на обширной площади, высился грацiозный соборъ. О. Антипа ввелъ насъ въ покои игумена Гаврiила, помѣщающiеся противъ паперти въ двухъ-этажномъ корпусѣ внутренняго четырехугольника. Одѣтый въ бѣлую ряску привратникъ ... - 97 - Разный составъ: крестьянскiй элементъ составляетъ 95 % всей братiи.   ГЛАВА VI.    Передъ нами Валамскiй соборъ уходитъ въ небо своей тридцати трехъ саженной колокольней. Величественная масса на гранитномъ фундаментѣ, черныя гранитныя колонны въ окнахъ, гранитные кресты на стѣнахъ, ... въ странѣ грандiознаго. Въ самомъ дѣлѣ: грандiозенъ аскетизмъ схимонаховъ недавняго времени, грандiозны хозяйственныя сооруженiя, величественны картины природы, великолѣпенъ своей массой соборъ на высотахъ, обворожитеьны глушью и простотой скромные скиты по островамъ и дебрямъ. Все окружающее меня давило этой своей грандiозностью, задавало мучительные ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... … вотъ и привелось къ нему заѣхать… а теперь хорошо вамъ будетъ.» Да будетъ ли? Я слышу, какъ накатываетъ море. Идемъ въ соборъ – проститься. Охватываетъ сырость и особый, глубинный, запахъ разбушевавшейся Ладоги. Въ небѣ бѣгутъ разорванные тучи. У святых воротъ преп. Арсеній, въ схимѣ, ... nbsp; – Новый міръ. Навстрѣчу, съ горы спускаются къ пароходу богомольцы. Валаамъ вчера праздновалъ Преображеніе Господне, было большое стеченіе народа: новый соборъ, сіяющій намъ крестами, – во имя Преображенія. На пароходѣ говорили, что весь Валаамъ полнехонекъ, народу со всѣхъ краевъ. Я спрашиваю возницу ... знакомыхъ Преподобныхъ. Теплится розоватая лампадка. Окно – въ цвѣтникъ. Тамъ георгины, астры, золотисто-малиновые бархатцы, петуньи. И – тишина. Направо – соборъ, надъ монастырскими кровлями, за корпусами. Прямо – дикія скалы за проливомъ, на нихъ лѣса. Новый, чудесный міръ, который встрѣчалъ я въ дѣтствѣ, &ndash ... этотъ о. діаконъ призванъ будетъ изъ крѣпкаго затвора, изъ Смоленско-Зосимовой пустыни, какъ почитаемый православной Русью подвижникъ іеросхимонахъ о. Алексій, на Всероссійскій Соборъ, и ему выпадетъ высокій и строгій жребій – вынуть изъ-за иконы «Владимірской Богоматери» написанное на бумажкѣ имя Святителя & ... не оградишься. Крестомъ да к р ѣ п о с т ь ю духа ограждаемся. Проходимъ еще ворота, и открывается, «монастырскій дворъ». Справа – великолѣпный соборъ Преображенія Господня. Какой лучезарный свѣтъ! какіе синіе купола въ лазури, золотое крестовъ блистанье! Всплываетъ, отъ дѣтскихъ лѣтъ: «Ликъ Его былъ ... пароходѣ подхватываютъ тропарь. Катится по Монастырскому проливу, въ камняхъ отзывается, въ лѣсахъ. Третій гудокъ. Пароходъ отваливаетъ отъ Валаама. Богомольцы снимаютъ картузы, крестятся на соборъ. За рѣшеткой, на высотѣ, у монастыря одинокія черныя фигуры смотрятъ, – не разобрать: иноки провожаютъ прощальнымъ взглядомъ. Ползетъ за нимъ пѣнистый хвостъ ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... вотъ тебѣ моя грамота»… Хранилъ дьячокъ ту тетрадь, а какъ стали переносить «Неупиваемую чашу» изъ трапезной палаты въ соборъ, смутился духомъ и передалъ записанное матушкѣ настоятельницѣ втайнѣ. Говорилъ Каплюга, будто и доселѣ сохраняется НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША       ... !   Минуло въ ту осень Ильѣ шестнадцать лѣтъ.     III.   Прошло половодье, стала весна, – и въ монастырѣ начали подновлять соборъ. Прiѣхала къ барину съ поклонами обительская мать-казна- 18               ... подъ темными сводами низенькаго собора – «изведи изъ темницы душу мою»! – душа Ильи отзывалась и тосковала сладко. Расписывали соборъ заново живописные мастера-вязниковцы, изъ села Холуя, знатоки уставного ликописанiя. Облюбовалъ Илью главный артели, старикъ Арефiй, за пригожесть и тихiй нравъ, ... ему Спиридошка барскiе кусочки. Сбѣгалъ и на погостъ, къ Каплюгѣ… Сказалъ ему Каплюга: – Есть въ городѣ всесвѣтномъ, именуемомъ Рымъ-городъ, самый главный соборъ, и сидитъ въ томъ соборѣ Папа Рымскiй, за Христа почитаемый. Всѣмъ велитъ цѣловать ногу. Ту ногу не цѣлуй, смотри. Далъ ему Каплюга четвертакъ серебряный ... съ горы, отъ лѣса. Выходитъ народъ изъ монастыря съ хоругвями. Тогда спустился Илья съ горы и пошелъ съ народомъ, и пѣлъ пасхальное. Потомъ за старой иконой прошелъ въ соборъ – и не стало народу. И увидѣлъ Илья съ трепетомъ голыя стѣны съ осыпающейся на глазахъ известкой, кучи мусора на землѣ и гнѣзда иконъ, – мерзость и запустѣнiе ... и печали, въ обидахъ ищущiе утѣшенiя. И многiе обрѣтали его.   Повелѣлъ архiерей, уступая неоднократнымъ просьбамъ обители и получившихъ утѣшенiе, перенести ту икону въ главный соборъ, прибылъ съ духовной комиссiей и лицезрѣлъ самолично. И долгое время не могъ отвести взора отъ неописуемо-радостнаго Лика. Сказалъ проникновенно: – Не по уставу писано, но ...


Художественные проиведения | Богомолье

... . Живоначальная, наша… соборикъ самый, мощи тамъ Преподобнаго Сергiя Радонежскаго, его соборикъ. А поправѣй колокольни, повыше-то соборика, главки сини… это соборъ Успенья. А это – Посадъ, домики-то подъ Лаврой… Сергiевъ Посадъ зовется. А звонъ-то, звонъ-то какой, косатикъ… покой-ный, ва- ... ;Да бревно у него въ глазу… Горкинъ мнѣ говорилъ. - Ну, у Горкина надо дознаваться, онъ по этому дѣлу дока. Направо – большой соборъ, съ синими куполами, съ толстыми золотыми звѣздами. Изъ цвѣтника тянетъ свѣжестью, - бѣлые служки обильно поливаютъ клумбы, - пахнетъ тонко ... -то печаленъ онъ, все головой качаетъ. Говоритъ еще, что Домна Панферовна сама по себѣ съ Анютой, а Антипушка съ Горкинымъ, и ему надо опять въ соборъ. Саня-послушникъ говоритъ отцу: - Ка-ка… васку-то… мо-мо… настырскаго… Ведетъ насъ въ квасную, подъ большой домъ. Тамъ прохладно, пахнетъ ... сводить насъ на колокольню, - вотъ посвободнѣй будетъ, - отецъ-звонарь у него прiятель, по всѣмъ-то ярусамъ проведетъ, покажетъ. Надо спѣшить въ соборъ.   ________   Народу еще немного, за ранними отмолились. Въ соборѣ полутемно; только въ узенькiя оконца верха свѣтятъ полоски солнца, и вспыхиваютъ ... непонятными. Теперь – и чудесны, и понятны. Тянется долгая обѣдня. Выходимъ, дышимъ у цвѣтника, слушаемъ колокльный звонъ, смотримъ на ласточекъ, на голубое небо. Выходимъ опять въ соборъ. Тянетъ меня подъ тихiе огоньки лампадъ, къ Святому.   ________   Отецъ привозитъ меня къ Аксенову на “Кавказкѣ” и передаетъ на руки молодцу ... кружится голова. Кругомъ, куда не глянешь, только боры и видно. Говорятъ, что тамъ и теперь медвѣди; водятся и отшельники. Внизу люди кажутся мошками, а соборъ Преподобнаго – совсѣмъ игрушечный. Подъ нами летаютъ ласточки, падаютъ на кресты. Горкинъ стучитъ пятачкомъ по колоколу – гулъ такой! Говорятъ, какъ начнутъ ...


Художественные проиведения | Поездка

... Позѣвалъ  и самъ. Поглядѣлъ на небо − яснѣеть, заголубѣло по снѣгу. Потянуло  съ площади знойкимъ, разсвѣтнымъ вѣтромъ. Заяснѣлъ  соборъ, вороха  подобравшихся  за ночь  возковъ. Стали  видны на мѣдной дощечкѣ черныя,  въ инеѣ, буквы: «Податной ... nbsp; зеленый фонарикъ надъ  святымъ  входомъ. Ерзала  по сугробамъ  черная тѣнь  собора,  точно и соборъ  качался. Заносило  метелью древле высѣченныя  на бѣлыхъ стѣнахъ  райскiя  лилiи и виноградныя лозы,  диковинныхъ& ... грѣлъ уши. За нимъ  податной, досадуя,  что не простился на перекресткѣ. Теперь Семеновъ  не предлагалъ проститься.  − Соборъ я люблю… − сказалъ Семеновъ и повернулъ на площядь.  …Носитъ его!  На площади  намело: трудно было итти ... поѣхалъ. Вѣтры эти люблю,  метели…  «Все  такой же, восторженный, − подумалъ податной. − И соборъ любитъ. Какой онъ тамъ политическiй!»  − Славно мететъ! Сидѣлъ я въ  Ташкентѣ. Жарища  тамъ… Бывало, зажмуришься ... nbsp; − Пойдемъ, гдѣ  потише… простудишься!  − Ну, пойдемъ, гдѣ потише!  Зашли въ  соборъ, къ калильному  фонарю. Видны были  полузанесенныя метелью  давнiя изваянiя  райскихъ  лилiй,  виноградныхъ лозъ,& ... вшей  здѣсь казнили, занятiе обиходное… А во времена культуры… Вѣдь народилось  же ея за восемь-то вѣковъ,  какъ  соборъ  поставленъ,  топорный-то…  съ идеей-то! Или, − показалъ  онъ на каменную казарму, − хоть за сотню-то ... ; эти когда  еще были! Вотъ поѣдешь  въ свою  дыру,  такъ на свободѣ подумай, о какихъ  идеалахъ говоришь. Соборъ  тотъ строился,  а идеалы были, и теперь ни  на одинъ  день,  ни на часъ  не состарились. На ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... , чисто тебѣ собака принесла. Абраша меня и вызволилъ, взялъ къ себѣ на постой, въ квартирку, деньги-то такiя не платить. Ну, возила она меня въ соборъ нашъ, въ русскiй… хорошiй такой соборъ, и образа богатые, наши образа, барыня. Все-таки они нашу вѣру почитаютъ. А потомъ меня Соломонъ Григорьичъ провожалъ, Абрашинъ папаша ... намъ старичокъ-полковничекъ попался, на нашу церкву сбиралъ. Это раньше онъ намъ попался, съ картоночкой на вѣтру стоялъ, одинъ глазъ выбитъ. Ну, пошли мы главный соборъ глядѣть, а онъ по-ихнему ужъ зовется, — ме-четь. Насъ турки и не допустили: сами обѣдню служимъ, послѣ приходите. Стоимъ-глядимъ, а на кумполѣ креста ... , съ нами! и тебя закрутило, горевая!» — и заплакалъ. — «Все потеряли, говоритъ, пропала Россiя-матушка. Кончили бы войну, нашъ бы соборъ былъ, и крестъ бы на немъ сiялъ, и гордовые бы наши тутъ стояли, не было бы такого безобразiя». И еще наши тутъ, на соборѣ глядѣи. А греки шумятъ: ихнiй ... это соборъ будетъ! А старичокъ и крикни: «время придетъ — нашъ будетъ!» А греки на него: «нашъ! всѣхъ побѣдимъ, со всѣхъ денежки стребуемъ ... , а онъ рукой такъ, — ничего не могу сказать. Катичка такъ и закаменѣла. Обѣ щали намъ позвонить, что — какъ. Тогда и въ соборъ ѣздили — молебенъ Скорбящей-Радости служили. Артистъ тотъ и прицѣпился, говорила-то я вамъ. Два дни все не звонили намъ, а мы знали, что хорошаго ... ; «Вы по колоколу — звону, Дарья Степановна, скучаете, я знаю. Вы къ порядку привыкли, вамъ тутъ негодится, тутъ жизнь другого покрою, безпардонная». И въ соборъ меня провожалъ. Доведетъ, а самъ въ свою пойдетъ, а то такъ погуляетъ, подождетъ. Вотъ, думаю, и попутчикъ мнѣ, въ Парижъ ѣхать, на что лучше. Спать вовсе перестала ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... . Стѣны съ башнями – чтобы не смѣли войти враги. Святые сидятъ въ Соборахъ. И спятъ Цари. И потому такъ тихо. Окна розоваго дворца сiяютъ. Бѣлый соборъ сiяетъ. Золотые кресты сiяютъ – священнымъ свѣтомъ. Все – въ золотистомъ воздухѣ, въ дымномъ-голубоватомъ свѣтѣ: будто кадятъ тамъ ладаномъ. Что во мнѣ ... съ ней упалъ, съ балками рухнулся, а о п у с т и л о безо вреда, ни цапинки! Еще – Спаситель, тоже очень старинный, «Спасъ» зовется. И еще – «Соборъ Архистратига Михаила и прочихъ Силъ Безплотныхъ», въ серебреной литой ризѣ, до-древнихъ лѣтъ. Всѣ образа почищены, лампадки на новыхъ лентахъ, а подлампадники съ херувимчиками ... ? Въ Кремль. Отецъ ужъ распорядился, - на «Чаленькомъ» повезетъ Гаврила. Всегда подъ Ангела Горкинъ ѣздитъ къ Архангеламъ, гдѣ соборъ. - И пѣшъ прошелъ бы, безпокойство такое доставляю. И за чего мнѣ такая ласка!.. - говоритъ онъ, будто ему стыдно. Я знаю: отецъ ... на стѣнку «золотой листъ». Заглядываютъ въ каморку, дивятся на образа – «какое Божiе Милосердiе-то бога-тое… старинное!» «Соборъ Архистратига Михаила и прочихъ Силъ Безплотныхъ» весь серебромъ сiяетъ, будто зима святая, - осѣняетъ всѣсвятости. На большомъ артельномъ столѣ, на его ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... «деревянныхъ». [1009] «сосновыхъ или дубовыхъ» зачеркнуто. [1010] «вѣтррами и» зачеркнуто. [1011] «соборъ бѣлый» исправлено на «бѣлый соборъ». [1012] «балюстрадой» зачеркнуто. [1013] «Садъ огромный, старый» исправлено на «старый, огромный садъ» ...


Художественные проиведения | Мэри

... покусывая усы, смотрѣлъ ей вслѣдъ. А дождь все сѣялъ осеннюю скуку.   ГЛАВА III.   Новыя лица. Поѣздъ проходилъ къ городу N. Забѣлѣлъ соборъ на горѣ, сверкнула полоса Волги съ цѣпью поросшихъ лѣсомъ холмовъ. Тишиной и покоемъ пахнуло въ душу Числову отъ родныхъ мѣстъ. Здѣсь, на пескахъ Волги, на обрывахъ ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... смѣхомъ заливался Уклейкинъ.  Вѣсть о правахъ и свободахъ уничтожила всѣ сомнѣнiя. Уклейкинъ бросилъ работу и съ утра слонялся  по городу, заходилъ въ соборъ, прошелся въ толпѣ Золотой улицей, подпѣвалъ, поругался съ городовымъ и явился домой возбужденный. - Крышка!... Матрена!... Матрена!!.. - Ну, чево разорался-то? - Душа ...


Художественные проиведения | В норе

... и ворохъ прiятельскихъ воспоминанiй  - друзьямъ.    II.   Городокъ оказался норой.  Въ глинистой котловинѣ - голый, кирпичный соборъ съ бѣлымъ куполомъ, исполосованная колеями, занавоженная площадь съ обглоданными городскими рядами, улички съ трясинами  по бокамъ, незастроенныя мѣста пожарищъ, гнилые домишки и пара ...


Художественные проиведения | Гости

... ] «она» зачеркнуто. [621] Вставлено «заблудится, да и». [622] «такая богатая» зачеркнуто. [623] «пучникова дома — соборъ прямо» зачеркнуто. [624] «Старуха запоздала и» зачеркнуто, вставлено «Но». [625] Вставлено «поздно». [626] «Поплакала ...


Художественные проиведения | Гости. Поздняя редакция

... ] «она» зачеркнуто. [621] Вставлено «заблудится, да и». [622] «такая богатая» зачеркнуто. [623] «пучникова дома — соборъ прямо» зачеркнуто. [624] «Старуха запоздала и» зачеркнуто, вставлено «Но». [625] Вставлено «поздно». [626] «Поплакала ...


Художественные проиведения | Голуби

... наше, самимъ народомъ созданное, страданіями нашими и надеждами! Кро-   56 вью нашей, исторіей нашей! Это вотъ, это! – кричитъ онъ, показывая на соборъ-чудо, на золотые кресты, на башни и стрѣлы Кремля. – Въ этомъ вылилась, пусть не такая блестящая, какъ вашъ фрэнчъ, но самая подлинная душа Россіи ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... къ чудному Валааму. На пристани монахъ съ повозкой. Сильная лошадь духомъ несетъ насъ въ гору, аллеей, обгоняя суетливую цѣпь богомольцевъ. Вправо пятиглавый соборъ, закрытый старыми березами. Влѣво, на горкѣ, двухъэтажное зданiе гостинницы… На порогѣ встрѣчаетъ насъ толстый сѣдой монахъ. На его лицѣ добродушная улыбка ... концы рей на монастырскомъ галiотѣ, уходящая въ озеро песчаная коса, поросшая лѣсомъ. Влѣво зеленыя главы собора съ потемнѣвшими отъ непогодъ крестами. Соборъ не поражаетъ величiемъ, не ослѣпляетъ богатствомъ золота, разнообразiемъ красокъ, изяществомъ архитектуры: онъ вполнѣ соотвѣтствуетъ суровой природѣ небольшого островка, печальной, ... ; Воскресенiе Христово видѣвше, поклонимся Святому Господу Iису-усу… — запѣли на нашемъ пароходѣ немногочисленные богомольцы, и стали креститься на соборъ.   // л. 68   — Е-ди-но-му безгрѣ-ѣшному… — подхватили на берегу монахи-пѣвчiе и огромная толпа ... ворота, вступили въ первый внѣшнiй четырехугольникъ зданiй, потомъ прошли вторыя ворота и очутились во внутреннемъ четырехугольникѣ, среди котораго, на обширной площади, высился грацiозный соборъ. О. Антипа   // л. 85   ввелъ насъ въ покои игумена Гаврiила, помѣщающiеся противъ паперти въ двухъэтажномъ корпусѣ внутренняго четырехугольника. Одѣтый ... насъ вкратцѣ съ условiями Валаамской жизни и на прощанье благословилъ все осмотрѣть. — У насъ есть, что посмотрѣть… Вотъ соборъ отстроили… Тамъ у насъ и школа живописная. Своими средствами весь храмъ расписали… Мастерскiя наши посмотрите. Потомъ о. игуменъ ... склонности. Этому равненiю очень способствовалъ и однообразный составъ: крестьянскiй элементъ составляетъ 95 % всей братiи.   ГЛАВА VI. Передъ нами Валамскiй соборъ уходитъ въ небо своей тридцати-трехъ-саженной колокольней. Величественная масса на гранитномъ фундаментѣ; чорныя гранитныя колонны въ окнахъ, гранитные кресты на стѣнахъ ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... полы его пожелтѣвшей ряски. На пристани монахъ съ повозкой. Сильная лошадь быстро[63] несетъ насъ въ гору, аллеей. Вправо  пятиглавый соборъ, закрытый старыми березами. Влѣво, на горѣ, двухъэтажное зданiе гостинницы. На порогѣ встрѣчаетъ толстый сѣдой монахъ, радушно привѣтствуетъ и ведетъ длиннымъ ... олончане, финны. — Въ келью № 27! Келья узенькая, постель съ кирпичными подушками и каменными матрацами. Окно въ цвѣтничокъ. Вправо виденъ соборъ за монастырскими зданiями, прямо — высятся за проливомъ скàлы, покрытыя лѣсомъ. Пахнетъ постнымъ масломъ и сухими корками Я прилегъ на каменный матрацъ ... всѣмъ благословенiе и уголъ… Я прошелъ въ монастырскiя ворота и очутился во внутреннемъ четырехугольникѣ, среди котораго, на обширной площади, высился грацiозный соборъ. Одѣтый въ бѣлую рясу, привратникъ молча отворилъ намъ стеклянную дверь съ поклонами.[139] Старушка-богомолка, съ морщинистымъ безкровнымъ лицомъ, смиренно притаилась ... за рѣшеткой, монахи прощальнымъ взоромъ провожаютъ насъ. Длинный водяной хвостъ ползетъ за нами по проливу, и пробужденныя волны ударяютъ скалистые берега. Величественный соборъ красиво вырисовывается на высотѣ. — Прощай, Валаамъ! — до будущаго года! — сказалъ знакомый[338] купчикъ и перекрестился ... острые зубья своихъ утесовъ. Деревянная церковка прилѣпилась на высокой скалѣ за соснами. Это   // 61   скитъ Александра Свирскаго. Соборъ Валаама заснулъ на утесахъ, усыпленный солнцемъ. Голубые купола его потонули въ голубомъ небѣ. Бѣлыя стѣны ярко блестятъ на зеленой каймѣ разбросанныхъ по ... я въ странѣ грандiознаго. Въ самомъ дѣлѣ: грандiозенъ аскетизмъ схимонаховъ недавняго времени, грандiозны хозяйственныя сооруженiя, величественны картины природы, великолѣпенъ своей массой соборъ на высотахъ, обворожитеьны глушью и простотой скромные скиты по островамъ и дебрямъ. Все окружающее меня давило этой своей грандiозностью, задавало мучительные вопросы, ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... строгими глазами смотритъ. Вѣтеръ съ озера развѣваетъ полы его порыжевшей ряски. Монастырская крѣпкая лошадка быстро несетъ меня въ гору. Вправо пятиглавый соборъ, закрытый старыми березами. На горѣ бѣлое зданіе гостиницы. На порогѣ встрѣчаетъ толстый сѣдой монахъ, кланяется и ведетъ длиннымъ корридоромъ. Пахнетъ ... черезъ часъ отходитъ… Еще съ вечера пришелъ. — Спокойно озеро? — Ничего… Маленько тряханетъ… Я пошелъ въ соборъ въ послѣдній разъ взглянуть на монастырскую братію и потомъ въ дорогу. Ночная сырость съ озера пронизываетъ до костей. Холодно, неуютно подъ сѣрымъ небомъ. ... теперь къ о. игумену надо сходить, благословенія испросить… Иду черезъ монастырскія ворота и попадаю во внутренній четыреугольникъ, среди котораго на обширной площади соборъ. Одѣтый въ бѣлое привратникъ молча отворяетъ стеклянную дверь. Старушка богомолка смиренно жмется въ уголкѣ прихожей. Потолокъ сводами, въ кадушкахъ исполинскіе фикусы, на ... Въ соборѣ. — Подзорная труба. — Школа живописи. — На высотѣ. — О. Анфимъ.   Передо мной соборъ уходитъ въ небо тридцати-трехъ-саженной колокольней. Величественная масса на гранитномъ фундаментѣ, чорныя гранитныя колонны въ окнахъ, гранитные кресты на стѣнахъ, гранитное крыльцо ... ; Ох-хо-хо-о… Когда я поднялся въ гору, лѣсное царство потонуло въ тѣняхъ ночи. Гдѣ-то за лѣсами подымался мѣсяцъ: свѣтлѣло въ небѣ. Весь бѣлый соборъ сверкалъ крестами.   XIII   Встрѣча въ лѣсу. — Перелетъ журавлей. — Мечтатель.   Зайдешь далеко въ лѣсъ. Дорога ... скалѣ за рѣшеткой монахи прощальнымъ взглядомъ провожаютъ насъ. Длинный водяной хвостъ ползетъ за нами по проливу, и пробужденныя волны ударяютъ въ скалистые берега. Величественный соборъ красиво вырисовывается[46] на высотѣ. — Прощай, Валаамъ! До будущаго года, — сказалъ знакомый купчикъ и перекрестился въ раскачку. — Вы ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... [1621] лабазовъ, коричневыхъ отъ давности,[1622] съ деревянными прожаренными солнцемъ и продубленными морозомъ[1623] навѣсами,[1624] подъ которыми спятъ собаки. Я смотрю на бѣлый соборъ[1625], на рѣчку, на бульварчикъ. Тихо, пустынно. Ѣстъ просвирку старушка, подставивъ под<ъ> зубы руку ковшичкомъ. Три горожанки съ реб[1626] стараются пройти среди ... дубовыхъ, [1623] Вместо: морозомъ — было: вѣтррами и морозами [1624] Далее было: съ [1625] Вместо: бѣлый соборъ — было: соборъ бѣлый [1626] Вместо: реб<ятишками> — было: дѣтьми [1627] Далее было: балюстрадой [1628] Вместо: Старый ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... , быть можетъ таившихъ въ себѣ огромныя и неиспользованныя силы, не попавшихъ на настоящую дорогу. Ты улыбаешься моимъ словамъ... Ступай же на Красную Площадь и всмотрись въ это удивительное сооруженiе, въ соборъ Покрова, въ храмъ Василiя Блаженнаго, знаменитый памятникъ XVI вѣка. Его создали такiе же, изъ безвѣстности вышедшiе люди, нѣкiе Яковлевъ Посникъ и другой, по прозванiю ... >/ — было:  [по–русски] [732]Вписано: /<2 нрзб>, сказ<алъ> В<асилiй> С<ергѣичъ>/ [733]Вместо: /на бумагѣ изобразилъ/ — было:  [какъ соборъ... Тутъ въ немъ все будетъ сказано...] [734]Вместо: /посмотрятъ/ — было:  [взглянутъ] [735]Вместо: /<2 нрзб>... воздушный храмъ... И кто на него ни посмотритъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... отшедшихъ, но, быть можетъ[499], таившихъ въ себѣ огромныя неиспользованныя силы. Ты[500] улыбаешься моимъ словамъ... Ступай же на Красную площадь и вглядись въ это удивительное сооруженiе, въ соборъ Покрова, въ этотъ знаменитый памятникъ XVI вѣка. Его построили такiе же, изъ безвѣстности вышедшiе люди, нѣкiе Яковлевъ Посникъ и другой, по прозванiю Барма ... >.../ —было: [каждое со своимъ] масштабомъ, окраской [и названiемъ] [46]Вместо: казалось — было: [по]казалось [47]Далее было: [Я посмотрѣлъ на прiятеля.] [48]Далее было: [соборъ?] [49]Сначало было вычеркнуто, затем восстановлено. [50]Далее было: [невозможность осуществленiя] [51]В рукописи ошибочно: смѣлоѣть — ред. [52]Вместо: Сергѣ/ич/ъ  &mdash ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... Прохоровна. Финансовый. Умный ты. Вотъ и люблю-то я тебя за то. Сына и того меньше люблю — оскорбляетъ онъ мать часто. А ты ни одной-то обѣденки не пропустишь… и соборъ украсилъ… Погоди, дай скажу… /Переходъ[195]/ Ну, и нечего семью разстраивать!   Похлебовъ Марфа Прохоровна! Я тутъ…   Марфа Прохоровна ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... ; –––––– // л. 6 об.   Глава III[328] [329]Поѣздъ подходилъ къ городу N. Забѣлѣлъ соборъ на горѣ, свернула широкая полоса Волги съ цѣпью поросшихъ лѣсомъ мѣловыхъ[330] холмовъ, уходящихъ кривящейся полосой къ югу. Тишиной, покоемъ тянуло въ душу Числова ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... и стиснутую грудь. Задорнымъ[384] смѣхомъ заливался Уклейкинъ. Вѣсть о правахъ и свободахъ уничтожила всѣ сомнѣнiя. Уклейкинъ оставилъ работу и съ утра слонялся по улицамъ, заходилъ въ соборъ, прошелся въ толпѣ, подпѣвалъ, поругался съ городовымъ[385], заговаривалъ съ прохожими и явился домой возбужденный. ‒ Крышка теперь, Матрена! Матрена![386] ‒ Чево разорался ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... , всѣхъ поповъ-монаховъ. Кадиломъ кадетъ, а въ семь кармановъ кладетъ. -  И все-то вретъ! – сказалъ торговецъ ко всему народу, чтобы обратить вниманіе. Во Франціи соборъ самый замѣчательный на землѣ! Который нѣмцы расколотили... Да за такія слова тебя знаешь какъ надо?.. За хвостъ да въ воду, дѣло душевное! Кресты поснимать! Иконы покидать ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"