Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:
І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ ѲИв. Шмелевъ ПУТИ НЕБЕСНЫЕ романъ книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ 22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine 1. - ОТКРОВЕНIЕ. Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...
... ! – Въ такомъ случа-ѣ… дозвольте посеренадить! Весело было, какъ въ театрѣ. Студентъ распялилъ пальто дуюинкой, – словно гитара подъ полою, – и запѣлъ чень красивымъ баритономъ, перебирая по дубинкѣ: О, ты, волшебное творенье! Стою подъ окнами босой ... , въ бриллiантовой чешуѣ, въ огняхъ, привлекала жемчужными руками!.. И вотъ, выходитъ ко мнѣ теперь… Я услыхалъ звонъ гитары и чарующiй смѣхъ е я. Галерея освѣтилась, пропала лампа. Сновали тѣни. Я видѣлъ, какъ Серафима  ... ». но то была не «Рожа»: та была во всемъ черномъ, а эта – въ бѣломъ. И звали ее – Павелъ Тихонычъ. Гитара пустила плясовую, и жирный баритонъ началъ: Три дѣвицы подъ окномъ, Ждали поздно вечеркомъ! У одной-то глазъ подбитый ... , конечно. Я тоже всегда такъ думалъ. Уѣхала со студентомъ въ Серпуховъ! Какая же это «практика»?.. Стукнула калитка, и появился студентъ съ гитарой, и какой-то еще съ футляромъ, въ которомъ таскаютъ скрикпки. Ихъ встрѣтилъ Карихъ и торжественно   ... ;со студентомъ. Она – чистая, несравненная, ангелъ-Серафима!.. – А не врешь, другъ-ситный? – засмѣялся студентъ и толкнулъ Кариха въ животъ гитарой. – А вотъ мы посеренадимъ, и милая птичка выпорхнетъ! Онъ – веселый же былъ онъ парень и совсѣмъ не болванъ ... ; ХХХI У Кариха заиграла скрипка, потомъ гитара. Я высунулся въ окошко.. Горѣли подъ бузиной фонарики, словно тамъ были именины, какъ  ...
... . - Я потому самому, што… Онъ мялся въ передней и вертѣлъ смятый картузъ. А глаза уже разглядѣли бутылки на столѣ, управскаго писца съ гитарой, лохматаго фельдшера, задравшаго ноги на столъ и дымившаго трубочкой; хозяина, сидѣвшаго безъ жилета на диванѣ, подъ зеркаломъ, и еще троихъ, ругавшихся за картами ... , что попалъ не ко времени. - Шипится, чортъ его… Излагай!... Какого еще тебѣ чорта надо? - восклицалъ фельдшеръ, настраивая гитару. - Тр-рамъ-тр-рамъ… тамъ-тамъ… “Теб-бѣ од-дно-ой… всѣ чистыя ж-жел-ла-а-нья”&hellip ... ; - Дозу ему дать!... Сейчасъ прояснитъ… Господа!... Послушайте!... Черти!... Спирту ему!... Уклейкинъ! Чертушка!... Плюнь! - кричалъ фельдшеръ, настраивая гитару. - Погоди, я ему сейчасъ… Погоди!... - Ты сейчасъ… - Ни черта не объяснишь… Ты вотъ что… Первымъ дѣ-ломъ ... уже началъ пятится къ двери. - Господа!... Не то… Ей-Богу не то!... Это непопулярно… Беру слово!... Уклейкинъ!... Шшш… Семенъ, дай Васькѣ гитарой по башкѣ!... Господа!... надо ему заявленiе написать… Въ сознанiи такого человѣка… гм… который… Прямо заявленiе ему написать… -  ... ! Вотъ тебѣ бурликоша… дерзай!... Уклейкина разбирало. Было тепло и людно, и не хотѣлось уходить. А фельдшеръ уже успѣлъ хватить “подъ гитару” и заливался: … Сарафанъ мой синiй Са-ма его скину… Ручки-ножки разложу, Пу-уть-дорожку покажу!... - Уклея! Чортушка ...
... и жена его съ околоточнымъ убѣжала. Снялъ у насъ комнатку съ окномъ на помойку и каждый вечеръ пьяный приходилъ и шумѣлъ съ собой. Сейчасъ гитару со стѣны и вальсъ “Невозвратное время” до трехъ ночи. Никому спать не давалъ, а если замѣчанiе, сейчасъ скандалитъ:  ... Не той марки! У меня свои полномочiя! Прямо запугалъ насъ. И такая храбрость въ словахъ, что удивительно. Время-то какой было! А то броситъ гитару и притихнетъ. Луша въ щелку видала. Станетъ середь комнатки и волосы ерошитъ, и все осматривается. И клоповъ свѣчкой подъ обоями палилъ, того и гляди ... nbsp; -Гоните въ шею! Сейчасъ прямо на улицу, въ темноту! Вы только погоните, и я въ моментъ! Не безпокойтесь… И не вовсе пьянъ, а такъ странно. Схватилъ подушку, гитару со стѣны сорвалъ, подъ кровать полѣзъ, шаритъ тамъ, юлитъ, подштанники вытащилъ и въ простынку увязываетъ, книжку изъ-подъ матраса   ... Луша изъ-за двери выглядываетъ. Увидалъ онъ ея и поднялся. - А вы, Лукерья Семеновна, не тревожьтесь… Я вамъ тридцать копеекъ завтра… вотъ съ гитары… я еще не все пропилъ… успокойтесь… И вдругъ Черепахинъ и входитъ въ одномъ бѣльѣ. - Простите за костюмъ&hellip ... ;Кривой лампочку на стѣнкѣ зажегъ. Потомъ сталъ узелокъ свой вытряхивать и все головой качаетъ. Потомъ поднялся, послушалъ и гитару на стѣнку повѣсилъ, а поштанники и графа Монтекриста подъ кровать сунулъ. Остановился середь комнаты и осматривается. На углы посмотрѣлъ, на иконку въ уголочкѣ. Глаза ... грязь…. А Кириллъ Саверьянычъ опять меня ногой. Велѣлъ околоточный брать Кривого и въ карету помощи. Понесли его и гитару забрали, и что было, какое имущество. Ну, конечно, я проводилъ околоточнаго въ сѣни и попросилъ, чтобы, вообще… не было какой канители… И онъ любезно ...
... жена его съ околоточнымъ убѣжала. Снялъ у насъ комнатку съ окномъ на помойку и каждый вечеръ пьяный приходилъ и шумѣлъ съ собой. Сейчасъ гитару со стѣны и вальсъ “Невозвратное время” до трехъ ночи. Никому спать не давалъ, а если замѣчанiе, сейчасъ скандалитъ:  ... У меня свои полномочiя! Прямо запугалъ насъ. И такая храбрость въ словахъ, что удивительно. Время-то какой было![124] А то броситъ гитару и притихнетъ. Луша въ щелку видала. Станетъ середь комнатки и волосы ерошитъ, и все осматривается. И клоповъ свѣчкой подъ обоями палилъ, того ... -за двери выглядываетъ. Увидалъ онъ ея и поднялся. - А вы, Лукерья Семеновна, не тревожьтесь… Я вамъ тридцать копеекъ завтра… вотъ съ гитары… я еще не все пропилъ… успокойтесь… И вдругъ Черепахинъ и входитъ въ одномъ бѣльѣ. - Простите за костюмъ&hellip ... Итоги подвевдены. Простите меня, молодой человѣкъ! У васъ хорошее направленіе… А тридцать копеекъ и за квартиру за двѣнадцать дней получите… Вотъ съ гитары… И подаетъ Лушѣ гитару. А она замахала руками и не беретъ. - Всетаки я предложилъ… Ну-съ, прощайте, до радостнаго утра! Сдѣлалъ шагъ ... въ щель<.> Кривой лампочку на стѣнкѣ зажегъ. Потомъ сталъ узелокъ свой перебирать и все головой качаетъ. Потомъ поднялся, послушалъ и гитару на стѣнку повѣсилъ, а подштаннику и графа Монтекриста подъ кровать сунулъ. Потомъ всталъ и остановился середь комнаты и осматривается. На углы посмотрѣлъ, на иконку   ... Опять грязь…. А Кириллъ Саверьянычъ опять меня ногой. // л. 19. Велѣлъ околоточный брать Кривого и въ карету помощи. Понесли его и гитару забрали и что было, какое имущество. Ну, конечно, я проводилъ околоточнаго въ сѣни и попросилъ, чтобы, вообще… не было какой канители… И онъ ...
... , связки стальныхъ цѣпей, пестрые палки съ флажками и дубовые ящики съ инструментами. Изъ задка вытащили гитару и мандолину и еще кульки и свертки. - Въ домикъ кулечки-то складать? - радовался солдатъ, нащупывая   ... , выдирали ногтями траву и ругались. Ушелъ съ верхняго балкона Тавруевъ, женщины стали пудритб разгорѣвшiяся лица, затренькала настраиваемая гитара, а артель все еще нащупывала траву и оглядывала раздавленные лопухи. XII. Извозчики покуривали во дворѣ ... подальше. Ну ихъ! Онъ прошелъ въ садъ, въ кусты, и устроился на кучѣ щебня. Поглядывалъ, какъ тамъ, у господъ. А на балконѣ уже позванивала гитара. Расположились на ящикахъ и скамейкѣ вокругъ пристроеннаго изъ досокъ помоста. Вытребованный солдатъ помогалъ потрошить кульки. Тавруевъ ходилъ ... , руки въ карманы, и распоряжался. Женщины припудрились и, смѣясь, подпѣвали тоненькому землемѣру. Усачъ сосредоточенно настраивалъ гитару, изогнувшись и приложивъ ухо къ декѣ. - «Бога-а-тый-то мужикъ ѣстъ пуншъ-гласе-э…» Ну, что же?  ... наигрывая - «ахъ, барыня-барыня». - Вы глядите! Вѣдь это при-рода! Онъ положилъ гитару и подошелъ къ периламъ. - Природа-мать! Тебя я обожаю! - онъ раскинулъ руки и запрокинулъ голову. - Фу… Вы слышите, господа ... въ перильца, сипѣлъ и нахально смотрѣлъ бритымъ лицомъ, тоже гологрудый, съ мускулистыми засученными руками. Шумѣли на балконѣ. Пѣли съ гитарой и мандолиной и позванивали рюмками на припѣвъ. «Солда-ты! солда-ты-ы… по улицѣ идутъ! «Солда-ты! солда-ты-ы… играютъ ...
... , Звѣзды съ таинственной грустью Будутъ надъ нами сiять…“ И чудилась ей голубая страна, далекая… Въ задней комнаткѣ наигрывала басками, подъ-сурдинку, гитара. Тамъ жилъ казначейскiй чиновникъ, какой-то Вихревъ, невидимый. Онъ прiятно нашептывалъ на баскахъ: …тым-ба, тым-ба… тым-ба-бá, тым-ба-бá&hellip ... ; такое невѣжество! Я же имъ и вправлялъ… – Бутылкой прошибли… – сказалъ старичокъ, продувая гармонью. – А то у энтого, какъ его… у казначея гитара… нахрапѣлъ ее за сорокъ лѣтъ, у постели висѣла. Теперь ему сто рублей даютъ. - 142 - – Вотъ что порекомендую! Обратитесь къ господину стражи начальнику ... . Маара смотрѣла, какъ онѣ вспархивали, кипѣли на макушкахъ и припадали. Наконецъ, затихли. Колоколенка почернѣла. Начинали поблескивать въ синевѣ звѣзды. Чиновникъ покашлялъ и принялся настраивать гитару. Уже прiятно-мягко поуркивали баски: тым-ба, тым-ба… тым-ба-бá, тым-ба-бá… Сейчасъ начнется „смородина“. Подъ эту ... рокочущую гитару, подъ-сурдинку, снова вливалась, просилась въ душу чарующая мелодiя. Мара чувствовала ее… re-mi-fa-dies-sol-la-si!.. И оборвалась. Вдругъ заныло-заныло сердце. Нѣтъ, ничего ... небомъ. И никуда и не думаютъ онѣ собираться, и не полетятъ никуда… – Милыя мои галочки… Она закрыла лицо и склонилась на подоконникъ. Ей прiятно поуркивала гитара, – все одно и то же. 1916 г. [1] Опечатка. Следует читать: «самое».
... , куда пойдутъ. Полдюжины столовыхъ ложекъ серебряныхъ у насъ пропало, такъ и не доискались. Да колечко еще у 51 Катички съ умывальника смылось, — всякаго народу было. Съ гитарой одинъ ходилъ, чистый ломовикъ, все выпимши, глупыя пѣсни пѣлъ, да про альхирея… все припѣвалъ — «горчишникъ я ширлатанъ!» ... они, большевики… а — къ тому и шло, душа-то ужъ разболталась, ни туда, ни сюда… а такъ, по вѣтру. Ужъ къ тому и шло. А дуракъ тотъ, съ гитарой, такъ обнаглѣ-элъ… закрылъ Катичку простыней и обнялъ, совсѣмъ охальникъ. Баринъ какъ увидалъ, — за руку его въ прихожую вывелъ да въ ше-ю&hellip ... ; и гитара его по лѣстницѣ зазвонила. Скажу барынѣ — кабакъ у насъ, чему Катичка учится? А она все свое: — & ...
... ; // л. 2. мѣсто. Думаетъ, идя за священнослужителями, что не онъ ли и доносъ–то послалъ въ сконсисторуію[ggg], что у псаломщика по субботамъ устраиваются веселыя съ гитарой вечеринки. Попадается навстрѣчу знакомый помощникъ бухгалтера казначейства въ бѣлыхъ перчаткахъ и старой шубѣ и новой фуражкѣ, подмигиваетъ: — За данью? — Захватывай балалайку, къ восьми ... –нибудь… чтобы не засиживались… Вбѣгаетъ Сережка дьяконовъ и требуетъ, чтобы танцовать. Сейчасъ еще должны придти<.> Пошла въ ходъ баблалайка[iiiii] и гитара. Добралась до квартиры и просвирня. Подумала, не къ Федосьи ли Федоровнѣ, старой лавочницѣ, подругѣ своей пойти, да ноги. Мяучитъ голодна<я> кошка. У просвирни зажаренъ гусь, но хочется пить ...
... ; пледомъ и задремалъ. У чиновника принялись топать и звякать. Студентъ пошелъ къ телефонисткѣ играть въ шестьдесятъ шесть. Скоро пришелъ и унесъ гитару. Когда Качковъ проснулся, вспомнилъ, что надо куда-то пойти, чего-то купить или сходить въ баню. Было ...
... ; – Никак нет. Полное одиночество. Как на пароходе, можете взглянуть. А сплю, как полагается, на гитаре… – он вспомнил, что приказал Валясику. – Голо, как в келье. Портрет, в веночке, да иконка. – А чей ...
... , танцовать придется! Лошадей не сдержишь, – морозъ, и ряженыхъ боятся. Звѣзды усатыя, огромныя, лежатъ на елкахъ. Въ гитару брякнешь, – звонъ на весь лѣсъ, хрустальный. Покойникъ Лапкинъ, начальникъ станцiи, – готовъ ...
... «Парадный подъезд»… а «Выхухоль» слушает и вздыхает над лисьим мехом. И под гитару пели − «Глядя на луч пурпурного заката», − нравилось скорняку.  ...
... , тамъ уже отворили парадное крылечко и выскочившій[26] долгій, въ отца бѣлокурый сынъ въ семинарскомъ мундирѣ съ папироской, поплясываетъ на крылечкѣ. — Приходи, — съ гитарой приходи вечеркомъ, станцуемъ[27]<,> — говоритъ псаломщикъ ему и идетъ къ своему крылечку и грозитъ пальцемъ уже поглядывающей въ затянутое елочками стекло &mdash ... , будетъ хлопотать о племянникѣ на // л. 3 мѣсто. Думаетъ, идя за священнослужителями, что не онъ ли и доносъ-то послалъ въ консисторію, что у псаломщика по субботамъ устраиваются веселыя съ гитарой вечеринки. Попадается навстрѣчу знакомый помощникъ бухгалтера казначейства въ бѣлыхъ перчаткахъ и старой шубѣ и новой фуражкѣ, подмигиваетъ: — За данью! Ручку ковшичкомъ?[34] &mdash ... ;<—> говоритъ онъ женѣ. — Я говорить не могу. Въ комнатахъ прыганье[572] двѣнадцати ногъ. Слышно, какъ діаконъ полощетъ горло. Сынъ снимаетъ гитару со стѣны и прокрадывается кухне<й> и въ сюртучкѣ бѣжитъ въ домикъ дьячка. Тамъ шумъ и звонъ. Бухгалтеръ играетъ маршъ — на благополучное возвращеніе съ ловитвы. Ильинскій дьячокъ ... … какъ-нибудь… чтобы не засиживались… Вбѣгаетъ Сережка дьяконовъ и требуетъ, чтобы танцовать. Сейчасъ еще должны придти<.> Пошла въ ходъ балалайка и гитара. Добралась до квартиры и просвирня. Подумала, не къ Федосьѣ[575] ли Федоровнѣ, старой лавочницѣ, подругѣ своей пойти, да ноги. Мяучитъ голодна<я> кошка. У просвирни зажаренъ гусь, но хочется ...
... одно…[577] Онъ[578] мялся въ передней и вертѣлъ снятый картузъ[579]. А глаза уже[580] разглядѣли[581] бутылки на столѣ, управскаго писца съ гитарой, лохматаго фельдшера[582], задравшаго ноги на столъ и дымившаго // л. 27 [583]трубочкой; хозяина, сидѣвшаго безъ жилета на диванѣ подъ зеркаломъ; и троихъ ... ему дозу! Ей-Богу прояс. Спиррту ему дать. Заспиртовать его, разсыропить его, подлеца.[640] Черти!.. Уклейкинъ... Плюнь! ‒ кричалъ фельдшеръ, настраивая гитару. ‒ Погоди, я ему сейчасъ... Васька, не греми! Лѣшiй чертъ<!>[641] Вотъ что... Уклейкинъ! ‒ Ни чорта ты не объяснишь... Вотъ что... Иди сперва въ участокъ ... рубаха. Лучше бы ужъ въ другой разъ зайти... Онъ сталъ пятиться къ двери. ‒ Господа! Не то! Позвольте... Беру слово! Уклейкинъ!.. Шшш! Семенъ, тресни Ваську гитарой[646] по башкѣ!.. Господа!.. Самое лучшее вотъ что[647] ‒ заявленiе ему написать[648]. Напишемъ ем. заявлен.[649] ‒ Урра![650] Вѣрно ... ! А чертъ [642], понимаешь?... И иди...вписано [643] Далее было: по столу [644] Далее было: тебѣ накладутъ. [645]Романсъ б.<езъ> словъ...вписано [646]гитарой вписано. [647]вотъ что вписано [648] Вместо: заявленiе ему написать – было: написать ему заявленiе [649]Напишемъ ем.<у> заявлен ...
Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"