И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 12

Художественные проиведения | Жулик

... тамъ чортъ, Пѣтуховъ?... Нѣтъ такого!... Нѣтъ, нѣтъ… ты не ходи… ни-ни!... Она… она сейчасъ плакать будетъ… въ подушку… А меня вы-го-нятъ… Казначей нашъ… такой ширококрылый чортъ. Я, брат, отчета… годового отчета не переписалъ… очертѣлъ онъ мнѣ, окаянный… И не хочу ... !... все равно выго-нятъ…а? вонъ онъ, вонъ онъ, на столѣ, дьяволъ… а? Что моргаешь, какъ обезьяна? Живымъ манеромъ… разъ, два и колѣномъ… И цир ...


Художественные проиведения | На морском берегу

... …    – Дядя  Миша! – раздался за дверью тонкiй,  настойчивый голосокъ.  – Нельзя. Я за-нятъ! – рѣшительно  крикнулъ  капитанъ.  – Но, дядя Миша… Мнѣ нужно!..  – Вотъ-съ, &ndash ... ; бросилъ мнѣ капитанъ, – Когда не нужно,  онъ настойчивъ. – Я сказалъ  русскимъ языкомъ: я за-нятъ!  – Нужно мнѣ! Ты пойми,  что нужно…  Дверь кабинета прiоткрылась, и просунулось  нѣжное,   ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Вахмистр

ВАХМИСТРЪ.   Я люблю яркiе сентябрьскiе дни, холодное ясное небо, тонкiя паутинки, которыя незамѣтно цѣпляютъ за платье, щекочутъ лицо и, покачиваясь, уплываютъ куда-то.  Я люблю золотые листья, съ легкимъ шепотомъ падающiе на землю безъ вѣтра. Они осыпаютъ аллеи бульваровъ, желтыми точкамипокрываютъ еще зеленый газонъ.  Я люблю неслышно надвигающуюся осень.   Часто сижу я на бульварной скамейкѣ, растираю подошвой влажный, хрустящiй песокъ и смотрю.  Пестрыя группы дѣтишекъ возятся въ кучахъ песку, звенятъ и щебечутъ подъ солнцемъ. Они, эти быстрыя ножки и веселыя рожицы, готовятся жить.  А кругомъ сыплются золотые листья, шуршитъ едва внятно ихъ говоръ, а изъ-за кудрявыхъ шапокъ протягиваются черные обнаженные сучья.  Часто въ послѣднее время встрѣчаю я высокаго, браваго старика. Онъ со скучающимъ видомъ прохаживается по аллеямъ бульвара, останавливается возлѣ дѣтей и покручиваетъ стриженый усъ. Маленькiя фигурки шныряютъ вокругъ, стучатъ обручами, бросаютъ пескомъ; мячи подкатываются къ самымъ ногамъ старика; пестрые человѣчки ползаютъ около, подозрительно поглядывая на высокую, хмурую фигуру. Посмотрѣвъ и покручивая усы, старикъ направляется въ мою сторону, какъ разъ противъ круга, присаживается и набиваетъ черную трубку.  Сегодня онъ поклонился мнѣ, - должно быть, призналъ.  - Съ добрымъ утромъ, сударь… Ишь, сентябрь-то какой выдался… Имъ-то одно удовольствiе, - кивнулъ онъ головой въ сторону пестрой кучки. -Растутъ на свѣту-то…  - Вы, должно быть, недавно въ этихъ краяхъ… Что-то я не видалъ васъ раньше…  - Здѣсь-то недавно… на бульварчикѣ-то… А въ городѣ я годовъ двадцать проживаю… Да какое тамъ двадцать… больше, съ восемьдесятъ второго… На сверхсрочной службѣ я былъ, въ жандармскомъ дивизiонѣ…  - Вотъ какъ… а-а-а…  - Да-съ& ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | На паях

... /швыряетъ перо/   Что это таткое, я васъ  спрашиваю! Послѣднее  время  ты цѣпляешься  за каждый  пустякъ! Я  за-нятъ! У меня  масса дѣла!  я разстроенъ! Могу  я требовать  хоть  часа  покоя?!   Лиля /вставая/  ...


Художественные проиведения | Ожидание

ОЖИДАНIЕ Всѣ ждутъ и всѣ въ ожиданiи.  Это чувство томительно. Знакомо оно  и природѣ. Бываютъ такiя долгiя  непогожiя осени,  когда и скотина въ хлѣву,  говорятъ мужики, закиснетъ  и перестанетъ кормиться,  когда  терпѣливыя къ неуюту  галки  начинаютъ ронять запрѣвающiя  отъ сырости,  слабѣющiя  перья, а лошади  болѣютъ ногами.   Когда льютъ осеннiе  дожди,  киснутъ дороги,  а мокрый и грязный  неуютъ  съ воемъ  носится  по пустымъ полямъ, − ждешь, не дождешься, когда же, наконецъ,  закурится,  забѣлѣетъ  и закуется  эта непокрытая грязная  нагота. Близится, наконецъ,  желанное. Падаютъ  инеи,  морщатся въ багровыхъ  закатахъ лужи,  уходятъ вѣтры. Хлюпающiя  дороги  стали  твердѣй, звончѣй. Дали  ясны, тихи. Небо въ ночи засыпано  золотымъ горохомъ. Воздухъ  тонокъ необычайно.  Чутка тишина,  какъ никогда.  Близится бѣлый покой. Какъ лѣса затихли!  Они ждутъ.  Даже уцѣлѣвшiе  листья чуткихъ осинъ  не дрогнутъ. Когда же? Можетъ-быть,  еще долго? Можетъ,  опять  зашумитъ и завоетъ въ лѣсахъ,  опять  раскуются  и поплывутъ дороги? а дождь  зацарапается по крышамъ,  по стѣнамъ, по окнамъ… а небо  потеряетъ звѣзды?.. И кажется,  что избитыя вѣтрами придорожныя  березы большаковъ  уже готовы хлестаться  и безнадежно ронять  свои зыбкiя  плакучiя вѣтви.  Нѣтъ и нѣтъ  все еще  крѣпкаго  свѣтлаго покоя,  прочно  накатанныхъ бѣлыхъ дорогъ,  розоваго  разсвѣта, скрипа и хруста и ночного  сверканья  бѣлой земли…   Бываютъ  такiя  томительно-долгiя  непогожiя осени. Такъ  же тяжелы  и мутны сѣрые дни ожиданiя.   Здѣсь, въ поляхъ,  эта пора  еще ...


Художественные проиведения | На пеньках

НА ПЕНЬКАХЪ (Разсказъ  б ы в ш а г о  человѣка)    I.   Вынаходите, что я немножко  перемѣнился. Немножко! Увѣряю васъ, что я, въ самомъ  подлинномъ смыслѣ,  бывшiй, и могу  повторить  это на семи  языкахъ,  живыхъ и мертвыхъ, какiе я зналъ когда-то. Ни рисовки,  ни горечи, ни сожалѣнiя  даже. Да, я − б ы в ш i й. Это вовсе не означаетъ, что я уже никакой теперь. Напротивъ, я теперь  очень   к а к о й  и могъ бы прогуливаться подъ-ручку  съ Нитше, если  бы были мы въ  общемъ планѣ. Но я,  какъ бы это сказать… даже и въ  никакомъ планѣ! Я, простите,  немного непонятенъ,  но это потому только,  что я еще  не привыкъ къ  новому состоянiю своему,  во мнѣ еще  сталкиваются  обломки прежняго, и вамъ  неизвѣстна  метаморфоза. Но вы скоро  ее узнаете.  Я, прежнiй,  вытряхнулся изъ природной своей квартирки,  въ которой пребывалъ  почти шестьдесятъ лѣтъ,  съ самаго дня рожденiя, и теперь я совсѣмъ иной,  хоть и ношу  знакомую оболочку. Для  васъ я, какъ-будто,  тотъ же, съ тѣмъ же  довольно рѣдкимъ именемъ  Өеогностъ, −  Өеогностъ Александровичъ  Мельшаевъ… ну да, тотъ самый,  знакомый по обществу  изученiя  памятниковъ  культуры и тому подобное, по лекцiямъ въ Институтѣ Археологiи и Университетѣ и, какъ  вы сказали,  по моей,  донынѣ классической… − какъ бы я желалъ плюнуть! − книгѣ „Пролетъ Вѣковъ“, − я напишу, погодите, про… „Ледъ Вѣковъ“!  Но все это потому,  что продолжаю таскаться  въ прежней  своей ливреѣ.   Богъ мой! Съ какой, если бы знали вы, ненавистью и тоской,  съ какой усмѣшкой и  жалостью я  вдругъ  улавливаю  себя въ  зеркалахъ, − ...


Художественные проиведения | Яичко

ЯИЧКО   Весна. А гдѣ же воздухъ, нашъ весеннiй воздухъ, снѣгъ плывущiй, крикъ пѣтуховъ  разливный, журчливыя канавки подъ ледкомъ, по утру  гдѣ радость, заливающая сердце, − радость  ни съ чего, какъ будто?.. И въ  щебетаньи воробьевъ въ пустыхъ  деревьяхъ, въ блескѣ засочнѣвшихъ почекъ, и въ блескѣ  первыхъ камушковъ на мостовой, и въ первыхъ лужахъ, и въ будто потеплѣвшемъ  звонѣ, тающемъ, весеннемъ.  Капитаны въ „свѣчкахъ“ не замѣнятъ мнѣ  пушистой вербы,  березки вольной, хлестающей по  вѣтру. Жесткiя деревья, плачутъ сажей. Весна? Въ дождѣ − какъ осень. Нѣтъ пробужденья,  нѣтъ улыбки ясной, какъ у насъ, −  „Улыбкой  ясною природа „Сквозь сонъ встрѣчаетъ утро года.   Ищу чего-то. Земля – чужая, небо… − и оно другое. Или мои глаза − другiе?..  Изъ глубины  душевной, гдѣ тѣни  прошлаго, я  вызываю  мое небо. Свѣтлое, голубоватое, какъ  пологъ  надъ моей  кроваткой, всегда въ  сiяньи. Бѣлыхъ ли  голубей  въ немъ крылья,  кресты  ли колоколенъ въ блескѣ… или это  снѣжокъ  сквозистый, облачка?.. Оно вливается  потокомъ въ окна,  крѣпкимъ, свѣжимъ,  все заливаетъ  н о в ы м ъ, даже  глухiя сѣни, гдѣ еще  хмурый  холодокъ зимы, гдѣ еще  пахнетъ  звѣздными  ночами, мерзлымъ трескомъ.  Мое родное, мое живое небо.  Въ витринахъ − груды яицъ изъ шоколада,  темныхъ. Грузныя  они,  повязанныя  лентами, нѣмыя. За окнами  бистро, на стойкахъ, залитыхъ виномъ, я вижу розовыя яйца въ вазахъ. Чего-то отзвукъ? Позабыто.  Далекое мое, въ осколкахъ.  Свѣжiй запахъ − будто сырой  бумагой, шуршанье сѣренькаго платья  няни. Праздничное, еще не мытое,  оно третъ щеки. Воздухъ  со двора, чудесный, свѣжiй, ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... . /трогаетъ бумагу, на которой онъ пишетъ/   Данила Евграфычъ /бросая перо/ Это невыносимо[853]! Послѣднее время ты цѣпляешься за каждый пустякъ! Пой-ми, что я за-нятъ! У меня масса дѣла…[854] /Она пожимаетъ плечами/ Ну, я разстроенъ! Могу я требовать хоть часа покоя?!   Лиля. /удивленно/ Послу-шай&hellip ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... . /трогаетъ бумагу, на которой онъ пишетъ/   Данила Евграфычъ /бросая перо/ Это невыносимо[825]! Послѣднее время ты цѣпляешься за каждый пустякъ! Пой-ми, что я за-нятъ! У меня масса дѣла…[826] /Она пожимаетъ плечами/ Ну, я разстроенъ! Могу я требовать хоть часа покоя?!   Лиля. /удивленно/ Послу-шай&hellip ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"