Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:
І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ ѲИв. Шмелевъ ПУТИ НЕБЕСНЫЕ романъ книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ 22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine 1. - ОТКРОВЕНIЕ. Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...
ХРИСТОВА ВСЕНОЩНАЯ Я прочелъ въ газетахъ: „Въ Общежитiи русскихъ мальчиковъ (Шавиль, рю Мюльсо) квартетъ Н. Н. Кедрова будетъ пѣть всенощную, 29 января, въ субботу, 7 ч. вечера“. Я люблю всенощную: она завершаетъ день и утишаетъ страсти. Придешь въ церковь, станешь въ полутемный уголокъ, − и тихiя пѣснопѣнiя, въ которыхъ и грусть, и примиренiе, и усталь отъ дня сего, начинаютъ баюкать душу. И чувствуешь, что за этой неспокойной, мелкой и подчасъ горькой жизнью творится иная, свѣтлая, − Божья жизнь. „Господь на небеси уготова Престолъ Свой, И Царство Его всѣми обладетъ!“[i] И я поѣхалъ. Былъ черный-черный осеннiй вечеръ, съ дождемъ; осеннее здѣсь всю зиму. Поѣздъ шелъ изъ Севра, по высотѣ. Въ черныхъ долинахъ, въ рѣдкихъ и смутныхъ огонькахъ невидныхъ поселенiй, бѣжали золотыя ниточки поѣздовъ и гасли. Я глядѣлъ въ черное окошко. Какая тьма! Гдѣ-то тутъ, въ чернотѣ, Шавиль и рю Мюльсо: тамъ наши подростки-мальчики получили недавно надзоръ и кровъ, − бѣдная юная Россiя. Я глядѣлъ въ глубокiя черныя долины, на тихiе огоньки въ дождѣ. Чужое, темное… − и гдѣ-то тутъ будетъ всенощная, и чудесный русскiй квартетъ будетъ пѣть русскимъ дѣтямъ. Онъ сейчасъ ѣдетъ гдѣ-то, подвигается въ чернотѣ къ Шавилю. Я вспоминаю этихъ скромныхъ сердечныхъ русскихъ людей. Недавно они пѣли въ Лондонѣ, Берлинѣ, въ Мадридѣ, въ Женевѣ, въ Парижѣ, въ Брюсселѣ, − по всей Европѣ. Поѣдутъ въ Америку, въ Австралiю. Пѣли королямъ и лордамъ, великимъ мiра сего, во дворцахъ и роскошныхъ залахъ, въ салонахъ миллiардеровъ, въ соборахъ ...
НА ПЕНЬКАХЪ (Разсказъ б ы в ш а г о человѣка) I. Вынаходите, что я немножко перемѣнился. Немножко! Увѣряю васъ, что я, въ самомъ подлинномъ смыслѣ, бывшiй, и могу повторить это на семи языкахъ, живыхъ и мертвыхъ, какiе я зналъ когда-то. Ни рисовки, ни горечи, ни сожалѣнiя даже. Да, я − б ы в ш i й. Это вовсе не означаетъ, что я уже никакой теперь. Напротивъ, я теперь очень к а к о й и могъ бы прогуливаться подъ-ручку съ Нитше, если бы были мы въ общемъ планѣ. Но я, какъ бы это сказать… даже и въ никакомъ планѣ! Я, простите, немного непонятенъ, но это потому только, что я еще не привыкъ къ новому состоянiю своему, во мнѣ еще сталкиваются обломки прежняго, и вамъ неизвѣстна метаморфоза. Но вы скоро ее узнаете. Я, прежнiй, вытряхнулся изъ природной своей квартирки, въ которой пребывалъ почти шестьдесятъ лѣтъ, съ самаго дня рожденiя, и теперь я совсѣмъ иной, хоть и ношу знакомую оболочку. Для васъ я, какъ-будто, тотъ же, съ тѣмъ же довольно рѣдкимъ именемъ Өеогностъ, − Өеогностъ Александровичъ Мельшаевъ… ну да, тотъ самый, знакомый по обществу изученiя памятниковъ культуры и тому подобное, по лекцiямъ въ Институтѣ Археологiи и Университетѣ и, какъ вы сказали, по моей, донынѣ классической… − какъ бы я желалъ плюнуть! − книгѣ „Пролетъ Вѣковъ“, − я напишу, погодите, про… „Ледъ Вѣковъ“! Но все это потому, что продолжаю таскаться въ прежней своей ливреѣ. Богъ мой! Съ какой, если бы знали вы, ненавистью и тоской, съ какой усмѣшкой и жалостью я вдругъ улавливаю себя въ зеркалахъ, − ...
РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА ИВ. ШМЕЛЕВЪ БОГОМОЛЬЕ Бѣлградъ священной памяти короля югославiи АЛЕКСАНДРА I СВОЙ ТРУДЪ БЛАГОГОВѢЙНО ПОСВЯЩАЕТЪ АВТОРЪ ПОСМЕРТНЫЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОНЪ ВЕЛИКОМУ И ДОБЛЕСТНОМУ РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА ИВ. ШМЕЛЕВЪ БОГОМОЛЬЕ О, вы, напоминающiе о Господѣ, - Не умолкайте!” Пр. Исаiи, гл. 62, ст. 6. Бѣлградъ Всѣ права сохрнены. Tous droits réservés. Alle Rechte vorbehalten. Copyright by the author. ЦАРСКIЙ ЗОЛОТОЙ Петровки, самый разгаръ работъ, - и отецъ цѣлый день на стройкахъ. Прикащикъ Василь-Василичъ и не ночуетъ дома, а все въ артеляхъ. Горкинъ свое уже отслужилъ, - “на покоѣ”, - и его тревожатъ только въ особыхъ случаяхъ, когда требуется свой глазъ. Работы у насъ большiя, съ какой-то “неустойкой”: не кончишь къ сроку – можно и прогорѣть. Спрашиваю у Горкина – “это что же такое – прогорѣть?” - А вотъ, скинутъ послѣднюю рубаху, - вотъ те и прогорѣлъ! Какъ прогораютъ-то… очень просто. А съ народомъ совсѣмъ бѣда: къ покосу бѣгутъ домой, въ деревню, и самыя-то золотыя руки. Отецъ страшно озабоченъ, спѣшитъ-спѣшитъ, лѣтнiй его пиджакъ весь мокрый, пошли жары, “Кавказка” всѣ ноги отмотала по постройкамъ, съ утра до вечера не разсѣдлана. Слышишь – отецъ кричитъ: - Полуторное плати, только попридержи народъ! Вотъ бѣдовый народишка… рядились, черти, - обѣщались не уходить къ покосу, а у насъ неустойки тысячныя… Да не въ деньгахъ дѣло, а себя уронимъ. Вбей ты имъ, дуракамъ, въ башку… втрое, вѣдь, у меня получатъ, чѣмъ со своихъ покосовъ!.. - Вбивалъ-съ, всю глотку оборвалъ съ ими… - разводитъ безпомощно руками Василь-Василичъ, замѣтно похудѣвшiй, - ничего съ ними не ...
... . Влѣво и вправо прихотливо синимъ гигантским червемъ рѣка вьется, кое-гдѣ подернутая свинцовой дымкой тумана… Тѣ же поля, что и вчера, тѣ же снопы на поляхъ, то же черное пятно деревни и та же едва замѣтная церковка вдали… – Прощайте, Степанъ Иванычъ! прощайте! крикнулъ я съ вершины вертела. &ndash ...
... . И никого нѣтъ тамъ, откуда глядятъ они. Мѣдники въ темнотѣ стучатъ по самоварамъ. Полная луна бросила два молчаливыхъ, грустныхъ снопа свѣта. Потянулись черныя тѣни и умерли. Перевалился черезъ переулокъ многоэтажный домъ купца Овсянникова и задавилъ все. Упала высокая колокольня ...
... ; сейчасъ ѣдемъ, — приказалъ Николай Данилычъ. Поповъ перевелъ рычажокъ, — и два долгихъ бѣлыхъ снопа вырвались изъ невидимыхъ глазъ машины, перекинулись черезъ улицу и положили два мутныхъ пятна на темную стѣну   ...
... ; Дай огня, сейчасъ ѣдемъ, − приказалъ Николай Данилычъ. Поповъ перевелъ рычажокъ, − и два долгихъ бѣлыхъ снопа вырвались изъ невидимыхъ глазъ машины, перекинулись черезъ улицу и положили два мутныхъ пятна на темную стѣну избы напротивъ ...
... лежалъ на травѣ[411] и курилъ. Онъ давно не бывалъ въ деревнѣ и слушалъ, какъ // л. 23 об. ломъ пущено... А это, извольте взглянуть, снопики–съ[412]... снопы–съ... трудъ–съ означаетъ народный, всей Россiи. Сердцу будетъ говорить[413]... Вотъ тутъ–съ василекъ будетъ пущенъ... Огни показаны[414 ... дѣлалъ. Осмотрѣвъ орла, мы побѣжали къ мосту. Тамъ уже все было закончено. При входѣ и съѣздѣ съ моста глядѣли по два исполинскихъ снопа, пущенные въ свѣтло–желтую краску. Снопы эти вверху были разбиты на тонкiя, расходившiяся планки–колоски и были уставлены по линiямъ зеленоватыми стаканчиками. Надъ ними перекинулись два ... [613] играли матовыми тонами, производя иллюзiю бьющейся въ тѣлѣ орла крови. Орелъ жилъ, — вотъ что осталось въ моей памяти. А снопы! Золотисто зеленые, съ вкрапленными голубыми васильками, они, казалось волновались своими колосьями въ трепетномъ свѣтѣфонариковъ зеленовато–палеваго стекла. А голубые васильки были дѣйствительные ... повидали. Мы видѣли роскошные арки и щиты, украшенныя колоннады, расцвѣченныя огнями и флагами, море огня... И все это было обыкновенное, мертвенное... Но нашъ орелъ, но наши снопы и огневая со скрипомъ работавшая мельницы /Василiй Сергѣичъ ухитрился пустить со скрипомъ/ вызывали общее изумленiе. Должно быть слухъ о нихъ быстро распространился по огромному городу ...
... что?[711] — показывалъ отецъ на бумагу. — Это все изображенiя[712] труда и силы[713].. Видите–съ, это снопы–съ... трудъ–съ... —Гм... Занятно... — сказалъ отецъ и похлопалъ В<асилiя> С<ергѣича> по спинѣ. — И откуда у тебя это ... сцена. Мы всѣ сидѣли за чаемъ и отецъ разсказывалъ дядѣ, какъ все будетъ устроено. Что будетъ устроено я все еще не понималъ. Какiя–то перья, снопы, трудъ.... огни... Я навастривалъ уши и старался понять. Синiе чертежи[771] лежали на столѣ и двѣ головы, отца и дяди, склонились надъ ними[772] &mdash ...
... ; сейчасъ ѣдемъ, — приказалъ Николай Данилычъ. Поповъ перевелъ рычажокъ, — и два долгихъ бѣлыхъ снопа вырвались изъ невидимыхъ глазъ машины, перекинулись черезъ улицу и положили два мутныхъ пятна на темную стѣну избы ...
... , откуда[2059] глядятъ они.[2060] Мѣдники въ темнотѣ стучатъ по самоварамъ…[2061] Полная, круглая луна бросила[2062] два[2063] молчалив., грустныхъ снопа свѣта… Лунная тѣнь ходитъ[2064]. Вся[2065] склонилась на черн.[2066] землю и черн.[2067] тѣнями умерла. Перевал.[2068] на мал.[2069 ...
Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"