И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 44

Художественные проиведения | В новую жизнь

... , гдѣросли  цвѣты, замѣчательные какими-либо  особыми свойствами. Это были  все искусственно  выведенныя формы, а рядомъ съ ними стояли ихъ  скромные родичи,  съ мелкими цвѣточками. Здѣсь  можно было наглядно убѣдиться въ  ... на основахъ науки?  Жизнь зоветъ  сейчасъ на  работу,  жизнь сейчасъ  мѣняетъ свои формы. Нѣтъ,  нѣтъ,  ждать  такъ трудно. Все сильнѣй  и сильнѣй  захватывала  ...


Художественные проиведения | На паях

ВЪ  ГОРОДКѢ   Пьеса въ  4 дѣйствiяхъ. Авторъ – Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ*   Изд. Москва, Житная, 10. На паяхъ. I-ый экземпляръ. (ВЪ  ГОРОДКѢ) Пьеса въ 4 дѣйствияхъ. Ив. Шмелевъ. Дѣйствующiя  лица. НАГИБИНЪ,  Евграфъ Данилычъ,  фабрикантъ,  директоръ  правленiя „Т-ва М-ръ Данилы  Нагибинъ съ С-мъ“. НАГИБИНА, Надежда  Семеновна, его жена. НАГИБИНЪ, Данила  Евграфычъ, сынъ ихъ, директоръ правленiя Т-ы, директоръ городского  ремесленнаго училища, инженеръ,  гласный думы. НАГИБИНА, Люба,  дочь ихъ. НАГИБИНЪ, Данила Данилычъ, основатель  фирмы,  страдаетъ  тихимъ помѣшательствомъ. НАГИБИНА, Марфа  Прохоровна, жена его, мать  Евграфа Нагибина.  ПОХЛЕБОВЪ, Герасимъ  Никонычъ, зять Евргафа  Нагибина, фабрикантъ, директоръ правленiя Т-ва, городской голова. ПОХЛЕБОВА, Варвара, его жена,  урожденная  Нагибина.  ЛИЛЯ чужая жена,  живетъ у  Данилы Евграфыча Нагибина.  КРАЧЪ,  повѣренный по дѣламъ  Т-ва и Похлебова. ИВАНЪ ВАСИЛЬИЧЪ,  изъ приказчиковъ,  правая рука  Евграфа  Нагибина. АВЕРЬЯНЪ ИЛЬИЧЪ,  бухгалтеръ Т-ва. ЛУКЕРЬЯ,  горничная у Нагибиныхъ. ШВЕЙЦАРЪ,  при училищѣ, изъ солдатъ. МАЛЬЧИКИ  при конторѣю ГОРНИЧНАЯ, у молодого  Нагибина.  Полотеры, конторщики.  ----------------     Дѣйствiе  происходитъ въ  фабричномъ городкѣ.    О дѣйствующихъ лицахъ. Нагибинъ, Данила  Данилычъ.   Худой, подвижной, лѣтъ  за 70, съ рѣденькой  бородкой клинушкомъ и лысинкой, съ бахромкой волосъ у затылка. Лицо  подъ пергаментъ,  морщинистое. Часто  растерянно, по-дѣтски,  улыбается,  трескуче  смѣется. Пугается крика, рѣзкихъ движенiй, – боится, что его ударятъ. Руки непокойны, все хотятъ  взять что- ...


Художественные проиведения | Вахмистр

ВАХМИСТРЪ.   Я люблю яркiе сентябрьскiе дни, холодное ясное небо, тонкiя паутинки, которыя незамѣтно цѣпляютъ за платье, щекочутъ лицо и, покачиваясь, уплываютъ куда-то.  Я люблю золотые листья, съ легкимъ шепотомъ падающiе на землю безъ вѣтра. Они осыпаютъ аллеи бульваровъ, желтыми точкамипокрываютъ еще зеленый газонъ.  Я люблю неслышно надвигающуюся осень.   Часто сижу я на бульварной скамейкѣ, растираю подошвой влажный, хрустящiй песокъ и смотрю.  Пестрыя группы дѣтишекъ возятся въ кучахъ песку, звенятъ и щебечутъ подъ солнцемъ. Они, эти быстрыя ножки и веселыя рожицы, готовятся жить.  А кругомъ сыплются золотые листья, шуршитъ едва внятно ихъ говоръ, а изъ-за кудрявыхъ шапокъ протягиваются черные обнаженные сучья.  Часто въ послѣднее время встрѣчаю я высокаго, браваго старика. Онъ со скучающимъ видомъ прохаживается по аллеямъ бульвара, останавливается возлѣ дѣтей и покручиваетъ стриженый усъ. Маленькiя фигурки шныряютъ вокругъ, стучатъ обручами, бросаютъ пескомъ; мячи подкатываются къ самымъ ногамъ старика; пестрые человѣчки ползаютъ около, подозрительно поглядывая на высокую, хмурую фигуру. Посмотрѣвъ и покручивая усы, старикъ направляется въ мою сторону, какъ разъ противъ круга, присаживается и набиваетъ черную трубку.  Сегодня онъ поклонился мнѣ, - должно быть, призналъ.  - Съ добрымъ утромъ, сударь… Ишь, сентябрь-то какой выдался… Имъ-то одно удовольствiе, - кивнулъ онъ головой въ сторону пестрой кучки. -Растутъ на свѣту-то…  - Вы, должно быть, недавно въ этихъ краяхъ… Что-то я не видалъ васъ раньше…  - Здѣсь-то недавно… на бульварчикѣ-то… А въ городѣ я годовъ двадцать проживаю… Да какое тамъ двадцать… больше, съ восемьдесятъ второго… На сверхсрочной службѣ я былъ, въ жандармскомъ дивизiонѣ…  - Вотъ какъ… а-а-а…  - Да-съ& ...


Художественные проиведения | На пункте

НА ПУНКТѢ.   По бѣлому  тракту  тянутъ и тянутъ телѣги,  все въ одну сторону, къ городку. Съ боковыхъ  дорогъ,  съ большака и проселковъ, вливаются  точно такiя же, медленныя,  тарахтящiя, перегруженныя, − словно  на ярмарку ѣдутъ, на большой праздникъ: везутъ  по цѣлому семейству. И въ каждой телѣгѣ  молодыя бабы въ бѣлыхъ  платочкахъ, старухи − въ темныхъ,  повязанныхъ  натуго, − вѣтренная  погода сегодня, − и пожилые мужики; эти  больше идутъ сбоку,  чертятъ  въ раздумьи кнутьями по  шоссе. А позади, на грядкѣ, свѣсивъ ноги и заломивъ картузы, − призываемые къ оружiю.  Тянутъ  на призывной пунктъ. Ѣдутъ молча, въ серьезномъ раздумьи. И по тому, какъ сидятъ  въ бѣлыхъ  платочкахъ, плотно  сжавъ  губы,  молодыя бабы и старухи,  напустивъ  на глаза платки, и по тому,  какъ шагаютъ бородатые  мужики, и какъ  поглядываютъ  задумчиво  запасные, иные  уже въ свой формѣ,  въ которой еще недавно пришли со службы, парадной и сверкающей  галунами,  радостной  формѣ отпуска, − видно, что захвачены  всѣ большой  и тяжелой  думой, и что  всѣхъ ждетъ  тамъ, куда ѣдутъ, − большое  и важное. Говорятъ  мало, разсѣянно  грызутъ подсолнухи. Доносится  отрывочное,  не захватывающее  глубоко, − трудно  молчать:  − Овсы-то  какiе плохiе…  − Зятю  мою гармонью  не давай… На Спаса дай, а потомъ  опять въ  укладку прибери…  − Буде скулить-то… На лицахъ шагающихъ  мужиковъ суровая маска − ничего не прочесть. Не то  прикидываетъ что,  не то  опечаленъ. Не понукаютъ  лошадей. И лошади  идутъ мѣрно, раздумчиво. Точно  и онѣ знаютъ, что и имъ скоро  призывъ: ...


Художественные проиведения | Мистификация

... нѣтъ ли?.. Мѣстнаго чего!.. ГАЛЛЬСКIЙ. (Подходя къ двери на балконъ.) Славная дѣвочка. (Щелкаетъ пальцами.) Вообще тутъ… въ природѣ, должны встрѣчаться… Эти неотшлифованныя формы… эта сочность, нетронутость. (Смотритъ черезъ стекла.) А здѣсь, право, хорошо… Такая то вотъ, натуральненькая, сидитъ на балконѣ… Эдакая лунастая ночь ... голову и видитъ гравюры.) Что онъ… на–пи–салъ? Вку–усъ! Женщины… (Смотритъ по стѣнамъ.) Женщины вездѣ, и ни одного мужчины. Формы! И это нравится!.. Гм… КОСТОЧКИНЪ. (Входя порывисто, возбужденный, протягивая фамильярно руки.) Прелестная!.. (Беретъ руки и цѣлуетъ звучно.) Пышная!.. Непо… дражаемая&hellip ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

ИВАНЪ КУЗЬМИЧЪ. _____   I.   Иванъ Кузьмичъ Громовъ былъ хорошо извѣстенъ “городу”. “Кряжъ”, - говорили о немъ въ торговомсъ мiрѣ, - “по старинкѣживетъ”. Да, Иванъ Кузьмичъ былъ, что называется, стараго закала. Новый ходъ коммерцiи, шикарные магазины и зеркальныя окна были ему не по нутру.  - Имъ бы пыли напустить, - вотъ-те и коммерцiя вся… Окна въ двѣ сажени вывелъ, молодцовъ въ штиблетки обулъ, а посмотри-ка ему въ карманъ… На шинахъ катаютъ, по заграницамъ швыряются, всякой голой шельмѣ сережки на честномъ народѣ подаютъ… Купцы-ы!...  Торговалъ Иванъ Кузьмичъ близъ вокзала, въ громадномъ лабазѣ. Лабазъ былъ заваленъ мѣшками съ мукой, кулями овса и соли; онъ имѣлъ унылый видъ сарая и не топился зимой. Молодцы днями играли въ шашки, а Иванъ Кузьмичъ сидѣлъ въ стеклянной конторкѣ, при лампочкѣ, и щелкалъ на счетахъ. Дѣло падало, старыя фирмы вымирали, всемогущiй кредитъ шелъ и сметалъ купеческiя традицiи; рѣже и рѣже подъѣзжали къ лабазу подводы, рѣже заѣзжали  иногороднiе. Пора бы совсѣмъ прикрыть лавку и жить на капиталъ, но старикъ такъ свыкся съ лабазомъ,  въ домѣ была такая гулкая пустота, что страшно было порвать привычную нить.  Мимо бѣжала кипучая жизнь, вертѣлась пестрыми лоскутами, и годъ отъ году угрюмѣй глядѣлъ онъ на эти пестрые клочья.  - По заграничному норовятъ… ну-ну…   Заграничное - это было безличное что-то и сумбурное, не имѣющее ни прочныхъ устоевъ, ни правды, ни благолѣпiя. Другое дѣло “мы”, Русь…  Она, какою онъ ее зналъ, съ ея несчетными миллiонами народу и царемъ, съ необъятнымъ просторомъ, полей и, лѣсовъ, съ красавицей Волгой, по которой онъ еще парнишкой гонялъ мокшаны и барки, - она была въ его глазахъ несокрушимымъ гигантомъ, который - придетъ время - всѣмъ покажетъ себя, ...


Художественные проиведения | Блаженные

БЛАЖЕННЫЕ    Я прощался съ  Россiей,  прежней. Многое въ ней  потоптали-разметали,  но прежняго  еще  осталось – въ  Россiи  деревенской.  Уже за станцiей – и недалеко  отъ Москвы – я  увидалъ  мужиковъ и  бабъ,  совсѣмъ-то   прежнихъ,  тѣхъ же лошадокъ-карликовъ, въ  телѣжкахъ и кузовкахъ,  тѣ же  деревушки съ пятнами новыхъ срубовъ,  укатанные  вертлявые  проселки въ  снятыхъ  уже хлѣбахъ,  возки съ сѣномъ,  и телятъ,  и горшки,  и рухлядь на базарѣ уѣзднаго городка. Даже  «милицейскiй» съ  замотанными  ногами  чѣмъ-то  напоминалх  былого  уѣзднаго  бутошника, – оборвался  да развинтился,  только. А когда  попался  мнѣ  на проселкѣ  торговаго  вида человѣкъ,  въ  клеенчатомъ картузѣ и мучнистаго вида пиджакѣ,  крѣпкой  посадкой похожiй  на овсяной  куль,  довольный  и краснорожiй,  поцикивавшiй  привольно на раскормленнаго  «до масла» вороного, я  поразился, – дочего же похоже на  прежнее!..  – Это  не  Обстарковъ ли,  лавочникъ? –  спросилъ  я  везшаго меня  мужика.  – Самый и есть  Обстарковъ,  Василiй  Алексѣичъ! –  радостно  сообщилъ  мужикъ,  оглядываясь  любовно. – Отъ  всего  ушелъ,  не сгорѣлъ. Какъ  ужъ  окорочали,  а онъ – на-вонъ! До времени  берегся,  а теперь  опять  четырехъ  лошадей  держитъ, съ   т ѣ м и   водится…  Очень  всѣ уважаютъ.  За что  уважаютъ-то?..  А…  духу  придаетъ! Какъ  разрѣшили  опять  торговать,  сразу  и ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... убраны были по боковинкам священными «страстями»: крестом, копием, лесенкой, виноградной гроздью и свято‑знаками — Х. В. — от мастерских форм, искусной резной работы того‑же Прони, — не налюбуешься. И всего было в изобилии, чем полагается разговляться, и все — в радостных украшениях и цветах ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ;… Роман «Солдаты» отличается  от других   произведений Шмелева,  своей эпической  формой изложения. Однако в него  вложены те-же национальные и  религиозные традиции. В романе «Солдаты» представлено  русское общество ... , – и что теперь  почти забыто,  сделать  это народным достоянием-с… представить  в уточненной форме,  близкой  и понятной  массам. Это уже  будет не  «славянофильством… тут ... ;встряхнул полковника.  Он  ждал  их  к ночи, и вот –  прощаться. В походной  форме,  новенькие ремни,  бинокли… – Да-да… на три  часа, только?.. – несвязно говорил он, щурясь, &ndash ...   обнял  обоих, объединяя собой,  радуясь молодости и силе  и пригнанной ловко  походной форме. – Матери нет…  поглядела бы хоть, какие стали! Нет,  лучше не… Помни, ребятки:  солдата ... , бодро сказал,  отчетливо,  радуясь молодости и силе их,  и ловко   пригнанной, уже походной форме: «так вот… ребятки…  солдата береги,  назад не гляди,  зря  голову ... ;с рубчиком?.. Там,  в садах,  при прощаньи,  в солнце,  в пригнанной  ловко  форме,  казалось  ему все ясным.  Куда-то  теперь расплылось,  осталось   ...


Художественные проиведения | Поденка

... . Васинъ рисовалъ себѣ картины, какъ Каршинъ жилъ съ купчихой, какъ она съ нимъ обманывалъ[q]. Видѣлъ, какъ она продавила гамакъ и обрисовывая всѣ свои формы. Чортъ знаетъ! Ниодной настоящей мысли въ этомъ животномъ прозябаніи. Онъ научился здѣсь ѣсть больше, чѣмъ нужно, отдыхать послѣ обѣда, и разучился думать ... искусствѣ, какъ о своихъ быкахъ. «Венерочку видалъ одну, чортъ возьми – во–отъ м тѣлеса–то! И тамъ загадилъ своими глазищами мраморныя формы, цапалъ лапами. И не даютъ проходу Грушкѣ, и, должно быть… Какой же тутъ смыслъ?...я тутъ описываю перепончато–орылыхъ… даромъ беру сорокъ ... ; – грохотали лошаки… – Откровение!... – Гха… – крякнулъ Семенъ Максимычъ. – Это не низкія… низкія формы… Вы понимаете? Низшія формы…                    ... ;           // л. 18. об. животнаго царства… насѣкомыхъ… Тамъ есть высшія формы!... Понимаете вы, поденки! Поденки… – Пора домой! – сказала Людмила. – Поворачивай! – закричалъ Васинъ, круто замодя руль, и направляя лодку ...


Художественные проиведения | История Любовная

... ; – Значитъ,  о н а… красивая? – разспрашивалъ я смущенно, уже завидуя. – Краса-вица, какъ античная Венера… всѣ формы, поражающiе  глаза,  дивные волосы… самая настоящая бельфамъ! Разъ уже провожалъ! Поговорили, вообще… о развитiи..! Очень ... ;понять, глазами.  – Какъ, глазами?!... – выпытывалъ я смущенно. – Да это же сразу видно! Если движенiя  т а к i я…. Ну, какъ бельфамъ, и формы… Безъ ошибки  могу узнать. – А какъ же у васъ… дальше? – Дальше… увлекать надо! Попросилъ карточку и локонъ ... . То являлась таинственно очаровательной сосѣдкой, съ каштановыми  волосами и ласкающее-нѣжнымъ  голосомъ, отъ котораго замирало сердце. То – Венерой, съ роскошными формами, отъ которыхъ пахнетъ  ландышами. Я вспоминалъ  «акушерку», и это меня смущало. Вспоминалъ, что «всѣ  ... въ этомъ было, покрывалось  вдругъ жгучимъ – жен-щина! Я шепталъ это сладостное  слово, и оно  принимало формы… Все, что манило въ   н е й, – волосы золотистаго каштана, линiи  тугой кофточки,  плавность ея движенiй ...


Художественные проиведения | Иностранец

... ;Теперь  Виктор  был с ней, недалеко, в санатории, и давний  портрет  его, в выцветшей  форме  добровольца, на этом кусочке  родины,  залитом  русской кровью,  вызвал   ... ;Он  всегда  говорил: «итальянок» из вас  не выйдет, вы какая-то… вне формы».  Правда, я – «вне формы».  Мы  сним  разучивали русские только  партии. Татьяну  ...


Художественные проиведения | Въезд в Париж

... − русскiй. Правда, теперь..! Но я имѣю  честь  быть русскимъ! − сказалъ онъ  гордо. − А это − казачья  форма императорской  россiйской армiи, которая  дралась  въ Восточной Пруссiи, въ сентябрьскiе дни  четырнадцатаго  года… въ тѣ дни… Мира ... ,  прорвавшей кожу,  въ каемкахъ  подъ ногтями, по оваламъ, въ сизо-багровыхъ сшибахъ.. И все же − родовыя  были руки,  красивой формы,  какъ новыя перчатки.  „Дикое лицо какое!“ − подумалъ онъ, встряхнулся и пошелъ  быстрѣе. − „А, плевать ...


Художественные проиведения | Родное

...   продвигавшагося  неспѣшно  хлѣба, – наше! И чувствовалъ  радостно-покорно,  какъ  расплескавшаяся повсюду,  не хотящая  формы  сила  охватываетъ  его любовно,  тянетъ  въ себя и топитъ. Онъ  посмотрѣлъ на небо и призналъ  Большую Медвѣдицу ... его  душа  отъ многолетняго на-чеку, а здѣсь – все  разливно-мягко,  все льется-льется въ  невѣдомыя глазу формы,  все ищетъ мѣста,  какъ этотъ  плывучiй снѣгъ,  вливающiйся  неслышно въ землю.  Онъ купилъ  много ...


Художественные проиведения | Мисюсь и рыбий глаз

... в сердце. Впоследствии я ограничивался намеком, указав на глубокий библейский символ – «Два Древа». Читатель сам наполнит намеченные формы: Чехов дал все для этого, своим мастерским искусством. Что такое «Лида» в русской жизни? Редкий довольно образец ... бесплодят жизнь и никогда ничего не создают. Такие всплывают в революции, и тут они прямолинейно-тупы, нередко одержимы. Людей будут годы удушать, вгонять в надуманные формы гнуть в дугу по придуманному плану, а «рыбьи глаза» как ни в чем ни бывало, будут //226 продолжать: «Во-ро-не где-то… Во-ро-не…» Написала ...


Художественные проиведения | По спешному делу

... ;и не позволитъ  остановиться и подумать.   Дорошенковъ  закрылъ  ладонью глаза. Черный кошмаръ отдѣлялся, принималъ опредѣленную форму, выросталъ въ высокую  сѣрую стѣну, и эта  стѣна  закрывала все, что было до  сихъ поръ ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич. Редакция 1906 г.

... .   ----------   IX.        Жизнь не переставала бурлить, [какъ взбаламученное море]427 и создавалось что то новое: намљчались формы и контуры, а то стройное цљлое, во что должна въ концљ концовъ облечься жизнь, ещё таилось въ хаосљ. [Всљ ждали этого новаго отъ каждого дня. Ложась ...


Художественные проиведения | Патока

... ;Не прикрывайся! Плачешь? Пожалуйте  сюда, на поля! Носовые-то платки  для насморка побереги! Дѣйствуй! Иди, обламывай, выводи  въ форму! Спячка - буди, упорство - крути,  накладывай узду! Пищитъ, хряпаетъ - никакихъ! Въ цѣль смотри! Крути ...


Художественные проиведения | На морском берегу

... ; его подвижности – чѣмъ раньше,  тѣмъ лучше.  Я постарался  придать  занятiямъ  форму бесѣдъ о  видѣнномъ, что  Жоржику  очень нравилось. Книга, обыкновенно, отсутствовала. И далеко,  бывало,  ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... .  Чуткий  из чутких  критиков,  художник-критик,  знаток языка  и чудеснейших форм его,  ему одному  присущих,  неповторимый в  средствах изображения,  он явился  ...


Публицистика | Глаза открываются

... », чем сам  народ.   Кажется,  можно было бы  убедиться,  что «форма»  недорога народу. Не пошел  народ  защищать  республику. Ему,  младенцу,  ... ,  и сердце томится болью, − все еще  взглядывают в небо. Все еще  держатся  за «формы». Отсюда  − нетерпимость,  язвительные статьи, слова…  Не затрудняются  ставить на одну доску ... ; Глаза  открываются − у всех.  И вот,  вглядываясь  в народ отсюда,  я говорю: не «формы нужны  народу! В народе,  как бы  он  ни был дик,  здоровое  есть ... ; с п а й к и − и на  с в о е м, − есть  и есть! Он хочет − и будет жить.  Не «форма» ему  нужна, а  ж и з н ь. «Форма»  по жизни будет. И о «цепях  рабства»  надо   ... ;самоуверенно. Да,  н а в с е г д а,  если прикончили  Россию. Но ей  ее  с у ж д е н о  быть, и будут  формы,  которые  народ  укажет. Но пусть   н а р о д,  а не  подсказчики   ...


Публицистика | Пути мертвые и живые

... ;  с о л о н а она: отпиться  никак не могут!    Верно, ни в одной государственной форме не встретить  совершенства. Без «л ю д е й»  любая форма − ничто.  Чудесное  вино  будет чудесным  &minus ... ;ли его  из царской  братины или  из республиканского  бокала. Все дело в  л ю д я х! Не  в формах дело, а в  чем-то  совсем  ином.   Найдите   с у щ н о с т ь, повелевающую  без ...


Публицистика | Русское дело

... ,  сохранившие волю и идеалы,  познавшие  опытом  ценную суть  и обманчивую  форму культуры,  должны готовить  себя  на высокую  и  трудную  работу.  ... ; которое  оживит  массы  волей  любить родное,  строить его и хранить. А форма  государственного  н а к р ы т и я…  Но – накрывать-то  н е ч е г о!..  Накрытие  будет   ...


Публицистика | Крушение кумиров

...   это  острие − и прорвет! И разве не  знаем мы  мучительные и  ужасные  формы прорывов  этих?!  Радения  хлыстовствующих,  муки поэтов,  разгулы тела,   ...


Публицистика | Дикое Поле

... : в народе  начинает  пробуждаться  национальное чувство,  хоть и  в грубо-элементарной  форме, − но таков предметный,  жестоко-грубый урок:  грабеж  н а ш е г о,  русского достояния ...


Публицистика | Кощунство

... вещь − свобода! Оглушает. Только-только  успели  самоопределиться,  облечься  в государственную  форму  самой  последней  марки, −  схватывались  за удавку. Всем  давимым ...


Публицистика | Певец Ледяной Пустыни

... ;Седые», «глухие», «слепые»… − точные определения  дряхлости,  конца… Я не говорю о форме.  Да, есть погрешности, «сорники», ошибки  в стихосложении, − это легко преодолевается.  Мы  знаем ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Философову Д.В.

... безчисленнаго числа малыхъ сихъ, для благо которыхъ пока еще нужны старыя идеи. А Вы-то это хорошо знаете… А исканiе новых форм. Я, право, объ этомъ не думалъ. Новыя формы… Да, я понимаю. Можно изжарить мясо на угляхъ и  Ѣсть руками подъ небомъ и можно то же мясо или даже отбросы ... «подать» на горячемъ севрѢ при художеств. меню, въ электричествѢ и звукахъ. Тогда и желудокъ улыбается м танцуетъ. Да, я понимаю. Новыя формы… Но я думалъ, что онѢ должны приходить или придти сами и невольно въ богатствѢ нашего слова и богатствѢ мысли, когда эта мысль сама рвется ... потому покажется въ новой формѢ, что оно ярко. И, конечно, полетъ молнiи не облечется въ разсказѢ въ десятки строкъ, нанизанныхъ новыми словами. Новыя формы – это вдохновенiе и порывъ, новыя формы всегда художество. А сколько у насъ теперь новыхъ формъ, и какъ это очень часто потуги и смѢхъ, стежки и швы искусснаго ремесла ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... быстро облетѣла смежныя деревни и въ одно изъ воскресеній къ[921] трактирщику собралась толпа и потребовала инженеровъ для переговоровъ… Вышелъ молодой инженеръ въ золотомъпенсне и въ форм.[922] тужуркѣ… ‑ Сем. Рыж.[923] тутъ же за всѣхъ заявилъ, что, мы на это никакъ не согласны… Намъ[924] денегъ твоихъ не надо ... [919] Вместо: же – было: тотчасъ [920] для гостей вписано [921] Вместо: къ – было: у [922] форм.<енной> [923] Сем.<енъ> Рыж.<ій> [924] Далее было:тво [925] Далее было: послѣднее у земли во [926] Далее ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... … Она не понимала. — Жизнь мѣняется… — говор<илъ> Гриша. — Смѣняются[440] поколѣнія, нарождаются новыя формы жизни, новые нравы. Прогрессъ. Дворянство и его крѣпостническій укладъ[441] съ идилліей сытыхъ людей смѣнился грязной жизнью буржуазіи… мѣщанствомъ…[442 ... ] Теперь на смѣну идетъ новая форма демократич<ескаго> переустройства… болѣе соверш<енная> форма жизни, съ[443] справедливымъ распред<ѣленіемъ> благъ… Вамъ надо оч<ень> много читать и думать. И въ[444] средѣ чувствъ ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... нѣтъ ли?.. Мѣстнаго чего?.. Галльскій. (Подходя къ двери на балконъ.) Славная дѣвочка. (Щелкаетъ пальцами.) Вообще тутъ… въ природѣ, должны встрѣчаться… Эти неотшлифованныя формы,[119] эта сочность, нетронутость. (Смотритъ черезъ стекла.) А[120] здѣсь, право[121] хорошо! Такая то вотъ, натуральненькая, сидитъ на балконѣ… Эдакая лунастая ... гравюры.) Что онъ… на-пи-салъ?[449] Вку-усъ![450] Женщины… (Смотритъ по стѣнамъ.) Женщины[451] вездѣ.[452] И ни одного мужчины![453] Формы! И[454] это нравится!.. Гм…[455] Косточкинъ. (Входя порывисто, возбужденный, протягивая фамильярно руки.) Прелестная!! (Беретъ руки и цѣлуетъ звучно.) Пышная!!. Непо&hellip ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... . |Кричитъ вслѣдъ.| Рыжиковъ нѣтъ ли/?/.. Мѣстнаго чего/!/… [105] Далее было: въ природѣ, [106] Далее было: должны [107] Далее было: Эти неотшлифованныя формы,… эта сочность, нетронутость. [108] Далее было: право/,/ [109] Далее было: ГАЛЛЬСКІЙ. Пóшло/!/… РУБИНИНЪ. … и, показывая на часы, говоритъ ... знак вписан чернилами. [537] Вопросительный знак вписан чернилами. Далее было: Вку-усъ/!/ Женщины… |Смотритъ по стѣнамъ.| Женщины вездѣ/,/ и ни одного мужчины. Формы/!/ [Й]/И/ это нравится/!/.. Гм… [538] Восклицательный знак вписан чернилами. [539] Восклицательный знак вписан чернилами. [540] Далее было: Довольно/!/ [541] Далее было ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... умный человѣкъ… [1018] Далее было: ‑ [Зараженіе крови началось]/Плохо дѣло рѣзко/ ‑ строго сказалъ онъ… Тяжелая форма дифтерита… Кириллъ Степ. – мрачно слушалъ и качалъ головой… ‑ Помретъ?... тихо спросилъ онъ… А мож.<етъ> Господь ... ; ну… ужъ и такъ… Эхъ, Кир.<иллъ> Степ. – не виню я васъ… Вы же хорошій человѣкъ… Что дѣлать… Такія формы болѣзни въ сутки [скрючитъ]/кончитъ/ и нашъ братъ ошибается… Жаль, жаль мальчишку… Охъ ‑ Нельзя стало быть ничего? упавш.<имъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... . Ты, Герасимъ Никонычъ, провѣрялъ?   Похлебовъ Я, собственно, директоръ правленiя… Да будьте покойны… все вѣрно… свои же всѣ… Вѣдь это форма такая у насъ, а у насъ, собственно какъ частное дѣло… семейное… // л. 20   Марфа Прохоровна. Знаю я, не учи… а все таки ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... ] пиръ спѣшитъ, а тамъ и нѣтъ никакого пира — тамъ судъ. Судятъ[1937] тамъ[1938] эту свинцовую муть[1939] и уминаютъ[1940] въ форму. И[1941] небо судятъ, которое[1942] манитъ обманчиво[1943] и котораго нѣтъ нигдѣ…[1944] Старикъ плетется[1945] съ салазками[1946]… И его ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"