И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 46

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... Кривая» все помнитъ! Поглядимъ и мы. Высота-то как, всю оттоль Москву видать. Я те на Пасхѣ свожу, дамъ все понятiе… всѣ соборы покажу, и Честное-древо, и Христовъ Гвоздь, все будешь разумѣть. И на колокольню свожу, и Царя-Колокола покажу, и Крестъ Харсунской, исхрустальной, самъ Царь-Градъ ... Доживемъ – и еще помолимся. Къ Троицѣ бы вотъ сходить надо… Тамъ ужъ круглый те годъ моленiе, благолѣпiе… а чистота какая!.. И каки соборы, и цвѣты всякiе, и ворота всѣ въ образахъ… а ужъ колокола-а звонятъ… поютъ и поютъ прямо!.. Меня заливаетъ и радостью, и грустью, хочется ... какъ склонилась въ сметанѣ ложка… чувствую, какъ въ груди у меня спираетъ и рѣжетъ въ ухѣ. Господи, упадетъ потолокъ сейчасъ!.. Преосвященному и всему освященному собору… и честному дому сему… - «мно-га-я… лѣ… т-та-а-ааааааа!!!..» Гукнуло-треснуло въ роялѣ, погасла въ углу передъ образомъ лампадка ... nbsp;Вотъ погоди, косатикъ, придетъ Святая, мы съ тобой въ Кремль поѣдемъ, покажу тебѣ всѣ святыньки… и Гвоздь Господенъ, и всѣ соборы наши издревнiи, и Царя-Колокола покажу, и потрезвонимъ, поликуемъ тогда съ тобой… - сколько разъ обѣщался Горкинъ, - маленько подрастешь ... дней… и будетъ солнце, и звонъ-трезвонъ, особенно радостный, пасхальный, и красныя яички, и запахъ пасхи… а сегодня поѣдемъ въ Кремль, будемъ смотрѣть соборы, всякiя святости… и будетъ еще хорошее… Что же еще-то будетъ?.. Еще на Страстной выставили рамы, и потому въ комнатахъ такъ свѣтло. За окнами перезвонъ ... вся-то Москва знаетъ, старинный хоругвеносецъ онъ, и въ Кремлѣ мы каждую Пасху иллюминацiю дѣлаемъ, - ну, всѣ и знаютъ. У самаго стариннаго собора, гдѣ наши Цари корону надѣваютъ, встрѣчаемъ вдругъ Домну Панферовну съ Анютой, ходили-то лѣтось къ Троицѣ. Какъ роднымъ обрадовались, яичками помѣнялись-похристосовались ...


Художественные проиведения | Богомолье

... , за рѣкой, Замоскворѣчье, откуда мы. Утреннее оно, въ туманцѣ. Свѣчи надъ нами мерцаютъ -бѣлыя колоколенки съ крестами. Слышится рѣдкiй благовѣстъ. А вотъ - соборы. Грузно стоятъ они древними бѣлыми стѣнами, съ узенькими оконцами, въ куполахъ. Пухлые купола, клубятся. За ними - синь. Будто не купола: стоятъ золотыя ... , носятся въ куполахъ, мелькая. - Богомольцы-то, - указываетъ Горкинъ, - тутъ и спятъ, подъ соборами, со всей Россiи. Чаекъ попиваютъ, переобуваются… хорошо. Успенскiй, Благовѣщенскiй, Архангельскiй… Ахъ, и хорошiе же соборы наши… душевные!.. Постукиваетъ телѣжка, какъ въ пустотѣ, - отстукиваетъ въ стѣнахъ горошкомъ. -  ... поглядѣть, намъ показать, - а намъ говоритъ: - Онъ съ писцами просфорки всѣ провѣрить и къ вамъ подойдетъ… а вы покуда идите, наши соборы-святыни поглядите, а тутъ ноги всѣ простите, ждамши. Горкинъ указываетъ Санѣ, какъ понимать леестрикъ: первая мѣта – цѣна, крестикъ на ней ... ;iеромонахъ все такъ же стоитъ у возглавiя, словно и никогда не сходитъ. Идетъ и идетъ народъ, поютъ непрестанные молебны, теплятся негасимыя лампады. Грустно выходимъ изъ собора, слышимъ въ послѣднiй разъ: Преподобный отче Се-ргiе, Моли бога о на-асъ…! А теперь съ Саней проститься надо, къ отцу кваснику зайти. Саня сливаетъ квасъ ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... отсюда, случайные: «…там, в городе В… после увоза святителя на муки… слабенькая, больная сердцем, в сторожке при соборе, босая… собирает корочки и одежонку для совсем нищих… хоронит бездомных и безродных…» И радостно мне и горько. Разве ... ;, — так и написал в завещании. Я думаю, что он боготворил маму. На другой день после «колива», в соборе была торжественная служба — «литургия с анафемой», — так у нас называли. Это была «неделя Православия» ... mdash; страх был не простой страх‑боязнь, а что‑топритаившееся, нечистое: его страшатся и проклинают, как было вчера //287   в соборе, призывая на помощь Господа. В этом страхе таилось предчувствие Зла, невидимого, и потому еще более жуткого. Так, должно быть, чувствовали ... //288   кричали — «все в охрану, записывай!..» Но дед сказал, что сейчас надо всем идти в Собор и подписать присягу, будет панихида. Ночью вызвали в Питер юнкеров‑кавалеристов, для охраны, а солдаты в казармах, на‑готове. Они еще утром ... говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его, как безбожника». Рабочие надели полушубки и вмѣсте с отцом и дедом пошли в собор — «целовать присягу и подписаться на орленом листе». Я был с ними, но мне, по малости лет, еще рано было подписываться. Перед ... //291   собором стояли солдаты, а впереди — знамена. Было уже страшно: такая сила, и все штыки! Придя домой, я побежал к дяде Васе рассказывать ... ». Я залился слезами и побежал сказать всем. Дед, помню, перекрестился, а мама стала светлой. Заложили лошадь, и дядя поехал с дедом в собор. Вечером приехал жандармский полковник, по прозвищу «Пыхтелка», толстый и задыхавшийся. Говорили, что он «совсем не вредный». С ним были ...


Художественные проиведения | В норе

ВЪ НОРѢ.   _______   I.  - Могу поздравить, - встрѣтилъ меня начальникъ улыбкой. - Мое представленiе уважено. Вы назначены въ С…  Онъ вертѣлъ бумажку и ждалъ благодарности.  - Городишко, конечно, длянь, - недавно онъ говорилъ другое, - но… - онъ поднялъ палецъ, - по-ло-же-нiе! Теперь ужъ отъ васъ зависитъ…    Старичокъ не могъ скрыть удовольствiя, что такъ удачно отдѣлывался отъ меня. Мое назначенiе въ С… куда сплавляли или нетерпѣливыхъ, или ужъ слишком  терпѣливыхъ,  развязывало ему руки.  Оно освобождало мѣсто племяннику старичка и избавляло отъ непрiятныхъ объясненiй съ администрацiей. Меня считали за человѣка неблагонадежнаго, - по близорукости, я не раскланивался съ губернаторомъ, - и, кромѣ того мой флиртъ съ губернскими дамами сталъ кому-то поперекъ горла.  Такъ или иначе, но старичокъ былъ дозволенъ.   - Ну, годика три поторчите, и можно ждать перевода. Хотя, между нами, это порядочная-таки  нора. Семьдесятъ верстъ отъ желѣзной дороги…  Теперь онъ платилъ мнѣ за строптивость и безпокойство, и его глазки говорили ясно:  - Такъ вотъ же тебѣ, получай!  Если бы зналъ онъ, какую услугу оказалъ мнѣ! Я рвался изъ города. Я убѣгалъ  отъ петли.  Милая супруга непремѣннаго члена, съ которой у меня были короткiя отношенiя, все настойчивѣе намекала на невозможность “продолжать такъ”. Наши встрѣчи принимали трагическiй оборотъ, - съ жалобами, слезами, истерикой, упреками въ непорядочности, въ злоупотребленiи властью надъ “бѣдной женщиной, которая по неопытности” и т. д… Она забыла, что то же самое еще недавно высказывала помощнику податного инспектора, но меня не хотѣла забыть.  Дѣлая томные глаза, она страстно сжимала мои  руки и съ ...


Художественные проиведения | Солдаты

... Антоновны Пружанко, где прежде редко  бывал Бураев, – «уж  очень тонно!» – за всенощной  в соборе, на катке, уже  тронутом весною, – и он, и она  были страстными  конькобежцами, – на лекциях ... . – После  сражения в публичном доме, когда солдатня  стражника  убила и гнала  чуть ли не полицмейстера до собора… нам  же и влетело от министра! Со штабом  округа  я не могу и не хочу возиться… и у полковника& ...   общества. Но они никого не знали. Побывали у Машеньки, на Малой Спиридоновке, во дворце. Бураева  все ошеломляло: широкая, как в соборе, лестница, в коврах, зеркалах и мраморе, тонно  скользившие лакеи,  которых  он принимал за адвокатов, картинная  геллерея ... не сказал и вошел в монастырские ворота. Зачем  он сюда попал? – спрашивал он себя, четко стуча  по плитам. И шел к собору. Главный собор  был заперт. Монах-садовник, сажавший маргаритки, указал  ему низенькую церковь:  – Раннюю-то  у нас ... nbsp; церковь с фонарем  над входом,  гауптвахта, площадь,  черный сад, удар  с собора,  городовой на тумбе,  лай  собак,  раздолье… «Рябчик»   ... ;Спасом  теплилась  лампада. Висели  виды  Москвы и Киева,  монастырей, соборов,  старых городищ. За столом,  накрытым  шитой  скатертью,  сидело   ... nbsp; за «протесты» изымать… – помните,  тысячная  депутация  пришла к собору,  требовать  архиерея?  И подали петицию. А вот  того  лобастого  старика ...


Художественные проиведения | Голуби

... тугихъ крыльевъ, укрывали голубизной булыжникъ, сѣрую пустоту Лобнаго Мѣста;   усѣивали кресты, кокошнички и карнизы, цвѣтные пупырья и пузатые завитки собора, - и начинался обычный, суетливо-кипящій и хлопающій базаръ. Москва жила затаившись, не вѣря соимъ глазамъ; голуби ворковали, какъ всегда. Кремль давно пересталъ звонить ... – которыхъ вотъ-вотъ накроютъ. Угрюмо глядѣлъ имъ въ слѣдъ уныло пробиравшійся въ пустѣющіе лабазы торговый московскій людъ и затаенно крестился на захваченные соборы. И черная, какъ чугунъ, тяжелая рука Минина,  указывающая на застѣнный Кремль, казалась теперь значительнѣе и чернѣе. Въ эти дни рѣдкій ... прохожій не останавливался у собора, чтобы покормить голубей: они были все тѣ же прежниіе, московскіе голуби. И все та же была старуха, съ корзинкой на колѣняхъ, знаемая всѣми бабка Устинья – съ Теплыхъ ... , незадачливаго горячку-сына. Развѣ найдешь! Все безкрестно и безымянно, какъ кротовьи кочки. Если глядѣть отсюда къ Лобному Мѣсту, увидишь залитую солнцемъ площадь къ собору-чуду, вспыхивающую сверканьемъ голубиной стаи. Помню свѣтлый апрѣльскій день, сырость и холодокъ стѣнъ кремлевскихъ и взлетъ голубей на солнцѣ. Помню разстрѣлянные часы ... ; на тему! И уже объясненъ Кремль, «этотъ глиняный символъ русской нелѣпицы», «умирающая панорама азіатщины» съ этими «бездарнѣйшими ящиками-соборами», съ этой «пожарной каланчей – Иваномъ-Нѣлепымъ, символомъ героя руской сказки – исторіи, и со своимъ « лучшимъ перломъ – бумм ...


Художественные проиведения | Поездка

... . Съ поймы  несло  метелью, ухало  и шумѣло  въ вязахъ  протопопова  сада. Качало  калильный  фонарь  у собора и тихiй  зеленый фонарикъ надъ  святымъ  входомъ. Ерзала  по сугробамъ  черная тѣнь  ... ; собора,  точно и соборъ  качался. Заносило  метелью древле высѣченныя  на бѣлыхъ стѣнахъ  райскiя  лилiи и виноградныя лозы,  ... и повернулъ на площядь.  …Носитъ его!  На площади  намело: трудно было итти.   − Старина! − сказалъ Семеновъ собору.  − Да, да… − отозвался податной, не слыша въ вѣтрѣ.  Отсюда  открывалась  зарѣчная даль,  теперь черная, бушующая вѣтрами ... ; стряхивающiе сонъ. А вотъ и площадь въ возкахъ,  въ мужикахъ, дровахъ,  собравшихся  къ подножiю  замерзшаго  подъ жестяной шапкой  кирпичнаго собора. Взрываются  голубиныя стаи съ хлопающимъ  шумомъ,  мелькаютъ оранжевыя  заплаты, дрова,  оглобли. А вотъ и крыльцо.   Вотъ ...


Художественные проиведения | Рубеж

... в тучах, и вижу... — снежное яичко! — там, на конце стрелы. Оно блистает, как серебро. Оно влечет к себе, сияньем. Это собор, открылся. Блеснул оконцем, белизной стен, жестью. И — погас. Странное чувство — ненастоящего, какой-то шутки, которая вот ... уходит туда, на Псков. Должно быть, смена караула, полдень. Мы смотрим, долго смотрим. Он все уходит, все мутнеет, этот солдат зеленый. Идет на Псков, к собору, укрывшемуся в мутной дали. Сквозь сеточку дождя ли, слез ли... — белеется дорога, как стрела, кусты, болотца, рябина в гроздях ... ... тяжелые вороны или грачи полетываютнад полями... — все мое, родное. Откуда же рубеж, что за рубеж? Там Псков, соборы, давнее мое, святое... И здесь, за мной, со мной, мой, давний, крепость‑монастырь. Изборск, Печоры, дед, детские глаза, родные песни ...


Художественные проиведения | Христова всенощная

ХРИСТОВА ВСЕНОЩНАЯ    Я прочелъ въ  газетахъ: „Въ Общежитiи русскихъ  мальчиковъ (Шавиль, рю Мюльсо) квартетъ Н. Н. Кедрова будетъ пѣть  всенощную, 29 января, въ  субботу, 7 ч. вечера“.   Я люблю всенощную: она завершаетъ день и утишаетъ страсти. Придешь въ церковь,  станешь  въ полутемный  уголокъ, − и тихiя  пѣснопѣнiя, въ которыхъ и грусть, и примиренiе, и усталь  отъ дня сего,  начинаютъ баюкать душу.  И чувствуешь, что  за этой  неспокойной, мелкой  и подчасъ  горькой жизнью творится иная, свѣтлая, − Божья  жизнь.  „Господь  на небеси  уготова Престолъ Свой, И Царство Его всѣми  обладетъ!“[i]      И я поѣхалъ.  Былъ  черный-черный  осеннiй вечеръ, съ дождемъ;  осеннее здѣсь всю зиму. Поѣздъ шелъ  изъ Севра,  по высотѣ. Въ черныхъ долинахъ, въ рѣдкихъ  и смутныхъ огонькахъ невидныхъ поселенiй,  бѣжали  золотыя ниточки поѣздовъ и гасли. Я глядѣлъ  въ черное окошко. Какая  тьма! Гдѣ-то  тутъ, въ чернотѣ, Шавиль  и рю Мюльсо: тамъ  наши  подростки-мальчики получили  недавно  надзоръ  и кровъ, − бѣдная  юная Россiя.  Я глядѣлъ въ  глубокiя  черныя долины, на тихiе  огоньки въ  дождѣ. Чужое, темное… − и гдѣ-то  тутъ  будетъ всенощная,  и чудесный русскiй  квартетъ будетъ пѣть  русскимъ дѣтямъ. Онъ сейчасъ  ѣдетъ гдѣ-то,  подвигается въ чернотѣ къ Шавилю.  Я вспоминаю  этихъ скромныхъ  сердечныхъ русскихъ людей. Недавно  они пѣли  въ Лондонѣ, Берлинѣ, въ Мадридѣ, въ Женевѣ, въ Парижѣ, въ Брюсселѣ, − по всей  Европѣ. Поѣдутъ въ Америку, въ Австралiю. Пѣли королямъ и лордамъ, великимъ мiра сего, во дворцахъ и роскошныхъ залахъ, въ салонахъ миллiардеровъ, въ  соборахъ ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

ВЕСЕЛЫЙ ВѢТЕРЪ («ВЕРБА»)   Утромъ  бѣлѣлъ  на лужахъ сквозной  ледокъ, а теперь, за полдень,  бѣгутъ  ручьи,  нѣжатся на солнышкѣ собаки и полощутся  бойко  воробьи.  Вѣтеръ – „вскрышной“,  тугой, сыровато-теплый. Потянетъ,  рванетъ порой: бойкiй,  весеннiй  вѣтеръ. Прислушиваешься –  шумитъ-смѣется. И небо – въ  вѣтрѣ:  сквозное-голубое,  за золотистыми  прутьями  тополей.  Тепло, и свѣжесть. И въ  свѣжести этой –  струйки: отъ тающаго снѣга,  отъ  потеплѣвшей  земли и крышъ,  отъ бьющихся  въ вѣтрѣ  прутьевъ,  которые посочнѣли и сiяютъ? отъ  вѣтра, пронесшагося  полями и лѣсами?..  И  голубями, какъ  будто,  пахнетъ… томною воркотнею  ихъ, – чуется  молодому сердцу, – и  теплой  сыростью  погребовъ,  запаздавшихъ съ набивкою,  и помягчѣвшимъ льдомъ,  зелеными-голубыми  глыбами,  съ  грохотомъ  рухающимися  въ темные  зѣвы  лавокъ. Весна… Она  засматриваетъ  въ глаза разрумяненными  „жаворонками“ и бѣлыми  колпачками пасокъ  въ  бумажныхъ розанахъ,  киваетъ съ телѣги  веселой вербой – красноватыми  прутьями и сѣренькими  вербешками,  золотится крестами  въ небѣ,  кричитъ въ  голосахъ разносчиковъ.  Пятиклассникъ  Өедя – если  бы его  звали: Георгiй  или Викторъ,  что значитъ – „Побѣдитель!“ – а то  все – „ахъ, ты, Өедя,  съѣлъ медвѣдя!“  – сегодня совсѣмъ  весеннiй: купленная  для Пасхи  легонькая  фуражка, съ широкою,  модною,  тульею и съ  настоящимъ  „гвардейскимъ“  кантомъ,  весенняя& ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... озера, верхушка часовни, концы рей на монастырскомъ галiотѣ, уходящая въ озеро песчаная коса, поросшая лѣсомъ. Влѣво – зеленыя главы собора съ потемнѣвшими отъ непогодъ крестами. Соборъ не поражаетъ величiемъ, не ослѣпляетъ богатствомъ золота, разнообразiемъ красокъ, изяществомъ архитектуры; онъ вполнѣ ... года началась внутренняя его отдѣлка, и лѣтомъ 95 нижнiй храмъ былъ совершенно готовъ. Глубокимъ притворомъ вступили мы въ пер- - 98 - вый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. Изящный иконостасъ, въ которомъ золото перемѣшалось съ голубой, бѣлой ... А еще исправиться обѣщалъ…  И мальчикъ нагибается и тщательно начинаетъ вырисовывать зрачокъ одинокаго глаза. А солнце глядитъ въ широкiя окна собора и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а пушистые, разогрѣтые гоярчимъ солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ стайками подъ ... Словесами не кощунствуемъ, потому что въ отсѣченiи воли пребываемъ. О. Өедулъ умолкъ и сталъ ковырять пальцемъ въ своемъ длинномъ носу. Подъ нами, на крышѣ собора, ворковали голуби, разморенные жаркимъ солнцемъ, немолчно - 109 - чирикали воробушки, а надъ куполами съ визгомъ и верестомъ носились стрижи, опускались на огненные ... ndash; Только вы поскорѣй… Братiя ужъ теперь за столами сидитъ. Я поспѣшно пошелъ въ трапезную, помѣщавшуюся во внутреннемъ четырехугольникъ монастырскихъ строенiй, противъ собора. Низенькая со сводами палата. Кой-гдѣ изображенiя святыхъ иноковъ въ одеждахъ схимонаховъ съ крестами и черепами. Эти изображенiя – точно рѣдкiя черныя пятна ... въ 30 гранитная скала. Ее-то и прорвали порохомъ, въ ней-то и устроили водопроводъ все тѣ же валаамскiе монахи, которые за всенощнымъ бдѣнiемъ въ темныхъ уголкахъ собора, припавъ къ каменнымъ поитамъ, смиренно перебираютъ четки. – Въ этой лѣстницѣ 142 ступени, – тихимъ голосомъ шепчетъ братъ Артемiй. Съ правой стороны лѣстницы ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... разбушевавшейся Ладоги. Въ небѣ бѣгутъ разорванные тучи. У святых воротъ преп. Арсеній, въ схимѣ, благословляетъ насъ изъ полутемнаго залома. Въ двери собора выдны рѣдкіе огоньки свѣчей. Мы входимъ въ пустынный храмъ и слышимъ проникновенный возгласъ служащаго іеромонаха: «Услыши ны, Боже Спасителю нашъ, упованіе ... пѣвчіе выступили впередъ и ждутъ. «Воскресеніу Христово ви-дѣвше, поклонимся Святому Господу Іису-усу…» – поютъ на пароходѣ и крестятся на кресты Собора. «Единому безгрѣ-ѣшному…» – вливаются съ пристани монахи и огромная масса богомольцевъ. Я вижу слезы, блистающіе глаза, н о в ... милостивъ Господь, потерпитъ грѣхамъ моимъ. Онъ надѣваетъ подрясникъ побѣлѣе и ведетъ насъ, «московскихъ – диковинныхъ», къ святымъ воротамъ, къ сердцу обители, къ собору.   IV. – У о. настоятеля. – Чудеса.   Мы приходимъ въ монастырскія ворота, которыя называются – святыя: надъ ними церковь Петра ... , не бойтесь, благословитъ на доброе пребываніе. «Не бойтесь» … Словно, бывало, Горкинъ: «ты не робѣй, в п у с т я т ъ». Слѣва, противъ собора, блеститъ на солнцѣ широкое застекленное крыльцо – входъ въ настоятельскія кельи. Послушникъ, въ бѣломъ подрясникѣ, поклономъ, молча, встрѣчаетъ насъ. Чисто, крашеные полы, ковровыя ... . Прорвали ее порохомъ монахи, устроили въ ней водопроводъ. Тѣ самые валаамскіе монахи, крестьяне больше, которые за всенощнымъ бдѣніемъ въ темныхъ углахъ собора, припавъ къ каменнымъ плитамъ, смиренно перебираютъ четки, творятъ Іисусову молитву. – Сто сорокъ двѣ ступени… – шепотомъ говоритъ ... корочкой, пахнетъ и пряникомъ, и медомъ. Отрѣзокъ длинной ковриги, фунтовъ на пять. Тутъ же мы и ѣдимъ его крестясь на золотые кресты и синіе купола собора. И съ этимъ валаамскимъ хлѣбомъ вкушаемъ въ послѣдній разъ, впитываемъ въ себя, въ сердце кладемъ себѣ благостное, что видѣли и вняли, что освѣтило насъ, первые ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... -Владычнiй монастырь, бѣлый, приземистый, – давняя обитель, стѣнами и крестомъ ограждавшая край отъ злыхъ кочевниковъ: теперь это женская обитель. На южной стѣнѣ собора свѣтлый рыцарь, съ глазами-звѣздами, на бѣломъ конѣ, поражаетъ копьемъ Змѣя въ черной бронѣ, съ головой какъ у человѣка, – только язычище, зубы и ... ; тихо теплились алые огоньки лампадъ… А когда взывала тонкимъ и чистымъ, какъ хрусталекъ, дѣвичьимъ голоскомъ сестра подъ темными сводами низенькаго собора – «изведи изъ темницы душу мою»! – душа Ильи отзывалась и тосковала сладко. Расписывали соборъ заново живописные мастера ... красивыя черноглазыя дѣвушки. Но не пилъ Илья краснаго вина и не провожалъ дѣвушекъ. Дивились на него товарищи, а дѣвушки обижались. Только одна изъ нихъ, продававшая цвѣты у собора, тихая, маленькая Люческа, была по сердцу, но не посмѣлъ Илья сказать ей. Но однажды попросилъ ее посидѣть минутку и уголькомъ нанесъ на бумагу. Посмѣялись надъ нимъ товарищи: ...   зы въ свѣтлыхъ поляхъ и ласковую, милую съ дѣтства радугу. Бѣдную церковь видѣлъ Илья за тысячи верстъ, и не манили его богатые, въ небо тянувшiеся соборы. Закутку въ церкви своей помнилъ Илья, побитую жестяную купѣль и выцѣлованныя понизу досчатыя иконы въ полинялыхъ лентахъ. Сумрачныя лица смотрѣли за тысячи верстъ, лохматыя ... Люческу… Спросила: – А кто эта? Какая милая дѣвушка. Вспыхнулъ Илья подъ ея взглядомъ. Сказалъ смущенно: – Такъ… цвѣты продавала у собора… Посмѣялся баринъ: – Тихоня, а… тоже! Толкнуло Илью въ сердце. Не помня себя, рванулъ онъ холстикъ и подалъ ей: – Нравится ... лѣсъ – и увидалъ Илья бѣлый монастырь надъ Нырлей, съ золочеными главами-рѣпами. Сталъ Илья на бугрѣ и смотрѣлъ жаднымъ, берущимъ взглядомъ. На бѣлый простѣнъ собора смотрѣлъ – на полдень. Свистнулъ и пошелъ въ монастырь. Сказалъ казначеѣ: – Хочу расписать вамъ стѣну на полдень – Георгiя со Змѣемъ. Хлопочите у барина, а ...


Художественные проиведения | На святой

... . На Святой.[i] Изъ воспоминанiй.   - Вотъ погоди, косатикъ, придетъ Святая, мы съ тобой въ Кремль поѣдемъ, покажу тебѣ всѣ святыньки, и Гвоздь Господенъ, и всѣ соборы наши, и Царя-Колокола покажу, и потрезвонимъ, поликуемъ тогда съ тобой… - сколько разъ обѣщалъ мнѣ Горкинъ, - маленько подразстешь ... шесть дней… и будетъ солнце, и звонъ-трезвонъ, особенный, радостный-пасхальный, и красныя яички, и запахъ пасхи… а сегодня поѣдемъ въ Кремль, будемъ смотрѣть соборы, всякiя святости… будетъ еще хорошее… Что же еще-то будетъ?.. На Страстной еще выставили рамы, и потому такъ свѣтло. За окнами перезвонъ веселый ... Горкина оказался, и похристосовались съ нимъ. Горкина вся Москва знаетъ, старинный хоругвеносецъ онъ, и въ Кремлѣ мы каждую Пасху иллюминацiю дѣлаемъ, ну, всѣ и знаютъ. У самаго стараго собора, гдѣ наши цари корону надѣваютъ, встрѣчаемъ вдругъ Домну Панферовну съ Анютой, ходили-то вмѣстѣ къ Троицѣ. Какъ роднымъ обрадовались, яичками помѣнялись-похристосовались, у Горкина ... мнѣ шептала – «а что, пойдемъ опять къ Троицѣ… попроси бабушку». Сердце у меня даже заиграло, опять бы къ Троицѣ… Повидали соборы, поклонились мощамъ-Святителямъ, приложились ко всѣмъ иконамъ, помолились на Гвоздь Христовъ, а онъ подъ стекломъ, къ стеклышку только приложились. Народу полны ... соборы, не протолкаться даже. Домна Панферовна насъ водила, какъ у себя, ну все-то ей извѣстно, каiя иконы-мощи, Горкинъ дивился даже. А она такое показала, и онъ не ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Москва в позоре

... .  Были когда-то звоны,  слышала ихъ  душа  живая. Святой Китежъ… Не захотѣлъ  позора, укылся  бездной. Соборы  его и звоны нетлѣнно  живутъ донынѣ, въ  глубокомъ  Свѣтлоярѣ. Сокрылся  Китежъ до радостнаго Утра, чистый,*  Никуда не  ... Храма, блески орловъ кремлевскихъ  изъ черной ночи,  вспышки  крестовъ и вышекъ. Звали  кресты  огнями. Тихiе  соборы полошились.  Помню  свое  Замоскворѣчье − темень осенней ночи,  безлюдье улицъ, глушь тупиковъ и переулковъ. Прятались  за углами ... . Не совершилось чуда.  Я и теперь  все слышу, изъ дальнихъ далей,  вопль  православнаго народа.   Смотрѣли  застѣнные соборы, колокола молчали.  Не совершалось  чуда.   Дымное золото закатовъ,  тревожные блески  колоколенъ,  душныя ночи лѣта ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... стали его выгонять изъ Америки, что безпачпортный. А тоже чего-то тамъ представлялъ, разбойника, что ли, — Катичка говорила. А одѣта она шикарно, и къ собору мы съ ней на автомобилѣ подкатили, — онъ тутъ и подскочи. А разговоръ у нихъ свойскiй, дерзкiе они всѣ — — «Какъ-такъ ... наши тутъ подошли. А старичокъ все кричитъ: «не быть тутъ грекамъ, придетъ наша Пасха!» Чумазый за воротъ его и схвати, и поволокъ отъ собора, — не смѣй на церкву сбирать. Казаки какъ по-чали ихъ лупить, по-гнали. А тутъ аглицкiе жандары наскакали, плетками разгонять. Казакъ одного за ногу ... . Артистъ тотъ и прицѣпился, говорила-то я вамъ. Два дни все не звонили намъ, а мы знали, что хорошаго нѣтъ, Абраша намъ все справлялся. Прiѣхали изъ собора, а насъ онъ и дожидается, руки потираетъ: «радость вамъ, докторъ знакомый мнѣ въ больницѣ, самъ мнѣ сказалъ — анженеръ вашъ въ сображенiе ...


Художественные проиведения | Христова всенощная. Ред.

... , в Брюсселе, – по всей Европе. Поедут в Америку, в Австралию… Пели королям и лордам, пели великим мира сег[1] // л. 1. - 2 - во дворцах и роскошных залах, в салонах миллиардеров, в соборах и под небом, десяткам и сотням тысяч, толпе и избранным; очаровывали русской песней и молитвой, – певучей душой русской. А сейчас отыскивают во мраке невидный русский ... “Святые Сла-а-а-вы… “Бессме-ртного… Всенощная идет, идет… Стою в уголку, зажмурясь. Идет всенощная. Россия… В Москве, в соборе… В Новгороде… Владимиро-суздаль… Киев? Шестопсалмие… “Обновится, яко орляя, “Юность твоя… Всенощная идет. Далекая ...


Художественные проиведения | Крестный ход

... Крѣпкiй… Святый Безсмертный…“[iv]  Святое идетъ въ цвѣтахъ. Святое − въ Пѣснѣ.[v]  Строго  текутъ кремлевскiя. Подняли ихъ соборы: Спасъ  на Бору, Успенье, Благовѣщенiе, Архангелы… Темное золото литое,  древнее серебро чернью покрыла копоть, сiянье скупо. Идутъ &minus ... , чужой земли слышу я Крестный Ходъ, − страстной, незримый. Изнемогая, течетъ и течетъ  онъ моремъ къ  невиднымъ  еще стѣнамъ далекаго Собора,  гдѣ будетъ Праздникъ. Безъ звона  идетъ и безъ хоругвей, и Пѣсенъ святыхъ неслышно,  но невидимо Крестъ  на немъ. Подземный стенащiй ...


Публицистика | Кощунство

... ;мир  телеграфно  оповещают, как в Варшаве  глумятся  над православным собором, русским: ломают,  взрывают,  распыляют. И собор − уже не  Дом божий,  где  предносилась  Св. Чаша,  ...


Публицистика | Анри Барбюс и Российская Корона

...   испытали радость  и торжество.   Знаем мы и  Святую Чашу  сокровищницы  Исаакиевского Собора,  чудесную,  в изумрудах и алмазах,  священную вещь,  добытую разбоем,  пущенную   ... ;Любое государство,  христианское хоть по  имени,  пропади у него  священная  лжица из собора,  поставит  на ноги  всю полицию,  и бодрствующий Закон  найдет  святотатцу ...


Публицистика | Подвижники

... ;грязь  окопов и боевых  полей,  мяли мокрую  глину  на кирпичи  собора, − и продолжают,  подвижники.  Русские  люди, слышите?  Не уснет  тревожная русская душа ...


Публицистика | 800-летие Москвы

...   звуки шагов  и голосов всенародной,  то  мятущейся,  то ликующей толпы.  Их Кремль и соборы суть живые,  раз навсегда  всенародно-вознесенные  молитвы.  И самые  холмы их &minus ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... щенная поверхность волнующагося озера, верхушка часовни, концы рей на монастырскомъ галiотѣ, уходящая въ озеро песчаная коса, поросшая лѣсомъ. Влѣво зеленыя главы собора съ потемнѣвшими отъ непогодъ крестами. Соборъ не поражаетъ величiемъ, не ослѣпляетъ богатствомъ золота, разнообразiемъ красокъ, изяществомъ архитектуры: онъ вполнѣ соотвѣтствуетъ суровой ... въ корридорѣ гостинницы. Было еще совсѣмъ темно. Видно только, какъ плывутъ въ небѣ тучи, то открывая, то закрывая звѣзды. Темный контуръ собора высится надъ темными березами… Море шумитъ, шелестятъ дерева въ палисадникѣ подъ окномъ… На колокольнѣ ударили къ полунощницѣ. Стучатъ каблуки по ... внутренняя его[171] отдѣлка,[172] и лѣтомъ 95[173] нижнiй храмъ былъ совершенно готовъ[174]… Глубокимъ притворомъ вступили мы въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. Изящный иконостасъ, въ которомъ золото перемѣшалось съ голубой ... обѣщалъ…   // л. 95   И мальчикъ нагибается и тщательно начинаетъ вырисовывать зрачокъ одинокаго глаза. А солнце глядитъ въ широкiя окна собора и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а пушистые, разогрѣтые горячимъ[183] солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ стайками подъ карнизомъ ... , потому что въ отсѣченiи воли пребываемъ. О. Ѳедулъ умолкъ и сталъ ковырять пальцемъ въ своемъ длинномъ носу. Подъ нами на крышѣ собора ворковали голуби, разморенные жаркимъ солнцемъ, немолчно чирикали воробушки, а надъ куполами съ визгомъ и верестомъ носились стрижи, опускались на огнемъгорящiе[190]сквозные ... — Только вы поскорѣй… Братiя ужь теперь за столами сидитъ. Я поспѣшно пошелъ въ трапезную, во внутреннемъ четырехугольникъ монастырскихъ строенiй, противъ собора. Низенькая со сводами палата. Кой-гдѣ изображенiя святыхъ иноковъ въ одеждахъ схимонаховъ съ крестами и черепами. Эти изображенiя — точно рѣдкiя чорныя ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... ;Добраго пути!» — чуть слышно, съ оттѣнкомъ грусти сказалъ кто-то. Я оглянулся. Согнутая фигура… Голова склонилась къ досчатому полу собора, и черная мантiя, надвинувшись складками, закрыла клобукъ… [108] Я вышелъ.[109] Начинало свѣтать. Рѣдкiя тучи бѣжали, <<нрзб.>>[110] ... матерiалы добыты и обработаны на Валаамѣ; все, до послѣдняго гвоздя, вышло изъ мастерскихъ валаамскихъ. Глубокимъ притворомъ вступилъ я[148] въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны расписаны прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, картинами изъ библейской исторiи. [149] — Скажите, пожалуйста, иконостасъ вашей ... ни одинъ изъ нихъ, изъ этихъ дѣтей съ бѣлокурыми волосами и ясными глазками, не поднялъ головы, не оставилъ своего дѣла. А солнце глядитъ въ широкiя окна собора и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а   // 24   пушистые, разогрѣтые гоярчимъ солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ ... пристань, пароходикъ «Святитель Николай», попыхивающiй дымкомъ у пристани.[166] Посреди тихаго пролива недвижно стоитъ сойма. [167] Подъ нами, на крышѣ собора, ворковали голуби, разморенные жаркимъ солнцемъ, немолчно чирикали воробушки, а надъ куполами   // 26   съ визгомъ и верестомъ носились стрижи, опускались ... 205] Иду в трапезную. — вписано. [206] Далее было: Я поспѣшно пошелъ въ трапезную, помѣщавшуюся во внутреннемъ четырехугольникѣ монастырскихъ строенiй, противъ собора. [207] Далее было: За столами братiя въ черныхъ рясахъ. [208] Далее было: Я было присѣлъ на лавку къ одному изъ столовъ, ... въ 30 гранитная скала. Ее-то и прорвали порохомъ, въ ней-то и устроили водопроводъ все тѣ же валаамскiе монахи, которые за всенощнымъ бдѣнiемъ въ темныхъ уголкахъ собора, припавъ къ каменнымъ плитамъ, смиренно перебираютъ четки. [251] Вместо: лѣсницѣ — было: лѣстницѣ [252] Далее было: Когда портятся ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... въ клѣтчатыхъ штанахъ и картузахъ съ прямыми козырьками. Любуются на велосипедъ. Смѣются, какъ дѣти, нажимаютъ пальцами   // 4   резинку, позваниваютъ въ звонокъ. Тяжко нависли своды собора. Полъ изъ сосновыхъ досокъ, бѣдно расписанныя стѣны. Чинно стоятъ монахи, — все здоровый, коренастый народъ съ грубыми чертами лица. Поютъ ... въ корридорѣ гостинницы. Выглянулъ въ окно. Тьма. Море шумитъ, шумятъ березы. Глухо зоветъ къ полунощницѣ маленькій постный колоколъ. Уже стучатъ каблуки по каменной дорожкѣ къ собору. — Во имя Отца и Сына и Св. Духа… Пароходъ черезъ часъ отходитъ… Еще съ вечера пришелъ. — Спокойно озеро ... ; перезваниваютъ соборные часы. Богомольцы потрапезовали и разбрелись по кельямъ. Монахи въ храмѣ: слушаютъ «правило» и поютъ отпускную   // 11   молитву. Величественный контуръ собора темнымъ пятномъ лежитъ на свѣтлѣющемъ пологѣ неба. Кресты загораются съ боковъ, играютъ отъ мѣсяца, еще укрытаго стѣною лѣса. Дремлетъ Валаамъ на горахъ скалистыхъ ... это сооружено иноками; всѣ матерьялы добыты и обработаны на островахъ; все, до послѣдняго гвоздя, вышло изъ мастерскихъ валаамскихъ. Глубокимъ притворомъ вступилъ я въ первый этажъ собора. Стѣны, своды, колонны — все расписано прихотливыми узорами, херувимами, звѣздами, цвѣтами, картинами изъ библейской исторіи. Въ иконостасѣ золото сверкаетъ въ бѣломъ ... и тише постукиваютъ молоточки, монахи-трудники и финны-рабочіе уже подолгу засиживаются на гранитныхъ глыбахъ. Дрема ползетъ изъ темнаго лѣса. Скоро доползетъ она до собора, служка ударитъ въ колоколъ, и день кончится. Кончится день на Валаамѣ, а тамъ, на островахъ, точно заря встаетъ, точно ночь и не заглянетъ туда. Тамъ открытое озеро ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

... не умеръ… И Аллахъ говорилъ... Джедди живой и Али… и Христосъ… — Смотри, Гассанъ! Я указалъ ему на[460] ясно виднѣвшуюся площадку собора... Крестный ходъ съ хоругвями уже шелъ кругомъ и[461] сотни огоньковъ рѣзали тьму южной ночи... и[462] вѣтеркомъ доносило радостный возгласъ Христосъ Воскресе ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

... въ землю,[1884] стараясь сжечь городъ. За ужаснымъ[1885] днемъ шла страшная[1886] ночь. Все дрожало отъ грозныхъ ударовъ. Вотъ блеснулъ куполъ собора,[1887] вспыхнула поверхность рѣки и потонула въ мракѣ… Вотъ на секунду показался, ярко какъ днемъ вспалзывающій въ гору поѣздъ…[1888] А громъ все ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... въ глоткѣ! Дѣтямъ не даютъ нравственнаго воспитанія… Это[1069] они, ростовщики и развратники! Зачѣмъ изъ училища сдѣлали мастерскую!? А?! Зачѣмъ беремъ заказы? Рѣшетку у собора дѣлало училище, а не Жмыховъ, и это ему ножъ!..   Люба. Пожалѣй ты себя! Ну, стоитъ ли… // л. 51   Данила Евграфычъ. Да, да… Но у меня изорвали ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... въ глоткѣ! Дѣтямъ не даютъ нравственнаго воспитанія… Это[1055] они, ростовщики и развратники! Зачѣмъ изъ училища сдѣлали мастерскую!? А?! Зачѣмъ беремъ заказы? Рѣшетку у собора дѣлало училище, а не Жмыховъ, и это ему ножъ!..   Люба. Пожалѣй ты себя! Ну, стоитъ ли…   Данила Евграфычъ. Да, да… Но у меня изорвали здѣсь всѣ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... ] ‑ Какъ что – опѣш. Укл.[117] Слушай… какъ было дѣло…[118] Господи!... Дожили до праздника!.. Иду я изъ Собора… мимо Управы…[119] Два <нрзб> студента рука за руку трясутъ, веселые…[120] Сталъ я, смотрю, на[121] сердцѣ весело!... Обернулся ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... .[2069] домики // л. 34 об. (с. 73)   черезъ переулокъ многоэт.[2070] домъ купца Овс.[2071] и задавилъ ихъ. Упала высокая колокольня собора и[2072]<нрзб>[2073] площадь и тѣнь креста переломилась на трактирномъ заведенiи Дутикова[2074]. Все переломалось и пало чорными рѣшотчатыми тѣнями… Бѣлый и воздуш ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... ]. Въ этой квартиркѣ, когда мы вошли царствовала глубокая тишина, точно никого не было въ ней. На стенахъ зальца висѣли въ рамахъ гравюры. Все эт<о> были незнакомыя мнѣ соборы, башни, колокольни. Я не успѣлъ разсмотрѣть всего, какъ вошла бѣлая дѣвушка. Она была въ бѣломъ платьицѣ, блѣдная[611] Ея синiя глаза стали еще больше ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"