Анри Барбюс и Российская Корона

Анри Барбюс и Российская Корона. Газ. Сегодня,  Рига,  18. 12.  1927    

 

 

АНРИ БАРБЮС

И РОССИЙСКАЯ КОРОНА 

 

Негр на древнем троне  русских царей, в Кремле!..  

Это мы видели. Это закреплено на фотографии: черное  существо в манишке,  белкастое,  губастое,  шершавое,  с черными лапами в манжетах,  развалилось  на троне  русских  царей, в Кремле,  под двуглавым  орлом  российским.  Это тов.  Люнион,  член  V  конгресса  Коминтерна,  представитель  французских  негров. 

Допущено. Для  подлого  издевательства  над русской  честью толкнули  это черное  человеческое  дитя  забраться  на белый трон − для мировой потехи. 

Кто же его толкнул?  

Русскому коммунисту,  как бы он ни оподлился,  как бы он ни чуждался родной истории,  как бы ни  обезрусел,  вряд ли  приятно было смотреть  на черное существо,  влезшее  на престол российский!  Если он  и смотрел  «потеху», то, наверное,  в сокровенной  глубине  уснувшей  души его  все же нацарапались-копошились остатки  последней  гордости.  Конечно,  толкнули негра  на озорство иные,  для кого не было  никакой там  русской  истории,  для кого  в великом  тысячелетнем  прошлом не озарялась  славой  отданная  за Русь  кровь  предков. 

Царственные  регалии  и драгоценнейшие  реликвии  России,  пущенные  в показ-продажу!..   

Знаем и эту  фотографию: круглый стол и круглые  дамы,  охраняющие  регалии  России,  зоркие. Не русские  это женщины, а −  н и к а к и е,  коминтернские, «мировые»,  понимающие  каратность  бриллиантов  и жемчугов. И вот  подпущены  охранять: и скипетр,  и державу,  и корону!  Не только  торговый  смысл  «европейского  эталяжа» видим  мы в фотографии. Мы слышим болью: 

− Что с русской-то славой  делаем!.. 

Вряд ли и тут  русские коммунисты в массе и русские подневольные  испытали радость  и торжество.  

Знаем мы и  Святую Чашу  сокровищницы  Исаакиевского Собора,  чудесную,  в изумрудах и алмазах,  священную вещь,  добытую разбоем,  пущенную  на европейский рынок.  Рынок жадно схватил ее, − святотатство,  по всем законам! − и лондонский ювелир Сноуман  выставил ее у себя в витрине.  Любое государство,  христианское хоть по  имени,  пропади у него  священная  лжица из собора,  поставит  на ноги  всю полицию,  и бодрствующий Закон  найдет  святотатцу  кару.  Но, для  России… Какая там Россия?!  Нет никакой России, и нет  у  ней  ничего священного. Была Россия, − теперь…  майдан,  и по новой  «всемирной  совести»  этот майдан − всеобщий: на нем   забирают   в с е!  

И это знаем. И не будем  этого никогда. Не смеем. 

Мы знаем  с т о л ь к о,  что разрывает  сердце. Знаем  Уэльсов. Знаем  Ромэн  Роланов,  славших приветствия  «светлому царству  золотых пчел», − последнее  д о с т и ж е н и е   культуры! 

И последнее, что мы знаем,  все то же хамство,  та же  издевка-пляска  на нашем священном  прошлом.  

Писатель…  Не негр и не ювелир.  Писатель,  с именем. И этот  писатель, с именем…  плевком  приклеил  себя − к русской  истории! Негр  забрался  на царский  трон. Ювелир  ощупывал  камушки на Чаше.  Писатель… Ну,  что бы  вы думали − этот  писатель  выкинул?!  

Восхотел,  чтобы  сняли  его на  фотографии…  с российской  царской  короной в руках! Писатель  с воображением. И его  хотение осуществилось. Сняли его,  с короной. Теперь он  вошел  в историю,  весь, с короной.  За  нею − века  славы,  века страданий  и подвигов.  За нею −  весь русский народ,  великое племя,  история  великих достижений,  великих мук… За нею − Великая Россия. Теперб, все это  д е р ж и т  Анри  Барбюс. А что…  за Анри Барбюсом?..  Но   т е п е р ь  − это легкое  существо  хлестко вошло в историю,  в историю… России!  Оно же  д е р ж и т   в своих  руках корону  царей  российских,  увенчанную  Крестом!... 

Достаньте  же эту  фотографию. И сохраните.  Это тоже − «реликвия». 

Неопределенная  блаженная улыбка  на определенно  невыразительном лице,  немножко  сладком,  чуть-чуть оторопелом: корону  России  д е р ж ит! Что-то  он думает? Что  за похоть  владеет  им?  Будто  и похотливый  трепет: в руках  заметно. 

Но что  же его толкнуло  ткнуться  в «историю России»?!  Соревнование  ли с губастым  негром,  погоня ли за славой… Впрочем,  это для нас неважно.  Важно для нас одно:  некий Анри  Барбюс − и тот прибежал, − лопущен, − весело  плюнуть  на наше  горе,  на славное  наше  прошлое. Маленький  «европеец»  плевком приклеил  себя к великой  истории  российской!  

Запомним,  себе  в науку.  Многое мы   должны  запомнить, − себе  в науку,  должны  передать народу.  Настанет  время. 

И еще  запомним,  на утешение,  как  народ  наш  метко и крепко врезал: 

«Галки и  на кресты марают!»  

 

Декабрь, 1927  г. 

     Сэвр.