И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 41

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , - смущенно говоритъ Горкинъ. - Она-Матушка, понятно, не обидится, а нехорошо. Тесинками обошьемъ помоечку. И лужу-то палубникомъ, что-ли, поприкрыть, больно велика. Народъ лѣтось подъ Ее-Матушку какъ повалился, -прямо те въ лужу… все-то забрызгали. И монахъ бранился… чисто, говоритъ, свиньи какiя! -Отъ ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

    НЕУПИВАЕМАЯ   ЧАША                         ПАРИЖЪ 1921 ИВ. ШМЕЛЕВЪ.                         НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША                           ПАРИЖЪ 1921.       Неупиваемая чаша.       Дачники съ «Ляпуновки» и окрестностей любятъ водить гостей «на самую Ляпуновку». Барышни говорятъ восторженно: - Удивительно романтическое мѣсто, все въ прошломъ! И есть удивительная красавица… одна изъ Ляпуновыхъ. Целыя легенды ходятъ. Правда: въ «Ляпуновкѣ» все въ прошломъ. Гости стоятъ въ грустномъ очарованiи на сыроватыхъ берегахъ огромнаго полноводнаго пруда, отражающаго зеркально каменную плотину, столѣтнiя липы и тишину; слушаютъ кукушку въ глубинѣ парка; вглядываются въ зеленые камни пристаньки, съ затонувшей лодкой, наполненной головастиками, и стараются представить себѣ, какъ здѣсь было. Хорошо бы пробраться на островокъ, гдѣ теперь все въ малинѣ, а весной поютъ соловьи въ черемуховой чащѣ; но мостки на островокъ рухнули на середкѣ, и прогнили подъ берестой березовыя перильца. Кто-нибудь запоетъ срывающимся тенор- 4                НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША   комъ: – «Невольно къ этимъ грустнымъ берега-амъ»… – и его непремѣнно перебьютъ: – Идемъ, господа, чай пить! Пьютъ чай на скотномъ дворѣ, въ крапивѣ и лопухахъ, на выкошенномъ мѣстечкѣ. Полное запустѣние, – каменные сараи безъ крышъ, въ проломы смотрится бузина. – Одинъ быкъ остался! Смотрятъ – смѣются: на одинокомъ столбу воротъ еще торчитъ побитая бычья голова. Во флигелькѣ, въ два окошечка, живетъ сторожъ. Онъ приноситъ осколокъ прошлаго – помятый ...


Художественные проиведения | Богомолье

... что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. (Лук. 16:22-26) [24] Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; (Пс. 103:1)


Художественные проиведения | Он с нами

Фонд № 387 Картон № 9 Ед.хран. 2   Шмелев Иван Сергеевич   «Он с нами» - статья о посмертно изданных произведениях Л.Н.Толстого [1911-1912 ?]   Машинопись с авторской правкой 4 лл. //общее кол-во листов 4     Посм. произведенiе[1]   Я[3]… Посмертныя художественныя произведенiя Льва Николаевича Толстого. Томъ I.[4]   Величественныя легенды окружаютъ жизнь и смерть[24] Это во времена давнiе, конгда[31] И Елисеи не получаю<т> плащей. Но и въ наше время бываютъ почти чудеса или явленiя, къ нимъ близкiя.[37]. Это чудо[39] Толстого. Всю жизнь,[b] мракъ, чтобы зажечь въ немъ свѣтъ.   //л.1 Д , свѣтъ[76] слово, великую заповѣдь любви — Сколько на свѣтѣ людей...... Вотъ оно, чудесное, составившееся изъ сѣренькихъ мелочей, вотъ[e], этотъ тихiй уходъ съ затерянной станцiи и эти последнiя слова… Но и другое есть, столь же чудесное и [88] Приглядѣлись вы и прислушились[h] долженъ уйти. А вы не забывайте. Послѣ меня Не будетъ меня, пройдетъ година, и вы снова, со всей радостью примите еще неизвѣстныя вамъ слова мои… и можетъ быть, съ большей глубиной всмотритесь въ нихъ, и быть можетъ, съ болѣе горячимъ сердцемъ ихъ примите. Не для наслажденiя даю а для проникновенiя… На свѣтѣ и. т д.[90] И вотъ передъ нами его плащь, кинутый въ утѣшенiе, первая книга не новыхъ его творенiй[92] Это первый томъ изданiя спецiальнаго, доходъ съ котораго будетъ употребленъ согласно указанiямъ Толстого.[93] Смотришь на этотъ томъ, вскрываешь, первую страницу,[104]   //л.1 об     мучившихъ его всю жизнь тревогъ и думъ.[k] о колебанiяхъ и тяжелой дорогѣ. К Величественный и портр[119] найти концы. И этотъ[159] эстетических оставилъ Толстой посмертные труды. И доказательство этого въ трудахъ этихъ. Проблема[170] //л. 2. я остаюсь вѣренъ себѣ[211]дьявольскимъ. Встрѣча на дорогѣ. Отъ церкви шли бабы. & ...


Художественные проиведения | Это было

ИВ.  ШМЕЛЕВЪ     ЭТО  БЫЛО   Издательство  ГАМАЮНЪ  БЕРЛИНЪ  1  9   2  3    Это  было (разсказъ  страннаго человѣка)    I. Я прекрасно знаю, что это было.  Меня захватывало  блаженствомъ ужаса,  крутилъ  вихрь  на грани  безумiя  и смысла… Случилось  это во время  прорыва подъ М… Кажется, тогда… Нѣтъ, я  буду говорить опредѣленно, – это  даетъ  увѣренность: это  случилось  тогда. Въ тылу  у насъ  очутилась  нѣмецкая кавалерiя, – и  фронтъ сломался. А вотъ что раньше.  Мѣсяца  два передъ тѣмъ меня  засыпало  взрывомъ нѣмецкой  мины. Двое сутокъ  пролежалъ я въ  землѣ,  подъ счастливо  скрестившимися  надо мной  бревнами, какъ въ  гробу. Откуда-то  проникалъ  воздухъ. Надъ моей головой  ходили  въ атаки,  прокалывали другъ друга,  поливали мою могилу кровью. Иногда мнѣ казалось,  что я слышу  хрипъ  нѣмца: «тайфэль…  майнъ готтъ»…,  рычанiе родной  глотки,  изступленно-гнусную  брань и молитвенный стонъ… Этотъ участокъ  фронта,  изрытый  кротовьими  ходами-гнѣздами, съ  подлой  начнкой  изъ  нитровъ и  толуоловъ, какъ сыръ  швейцарскiй ноздрями,  разъ пять  переходилъ  изъ рукъ въ руки въ  эти два дня. Пьяная смерть раздѣлывала надо мной  канканъ. Я приходилъ ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ;так… – поправил кокетливо  Ростковский, – «с  небольшой добавкой в три процента с выигрыша». – «А велик выигрышь?» – «Да наверняка-то  набежит, пожалуй,  миллиончикам так… к семи». Бураев с отвращением вспоминал, как ...


Художественные проиведения | Преддверие именин

ИВ. ШМЕЛЕВЪ. Преддверiе именинъ. Изъ воспоминанiй дѣтства. А. Б. К…(?) Осень – самая у насъ именинная пора: на Ивана–Богослова – мои, на муч. Сергiя – Вакха, 7 октября, папашины; черезъ два дня, муч. Евлампiи, матушка именинница, на Михайловъ день – Горкинъ пируетъ именины, а зиму Василь-Василичъ зачинаетъ, Васильевъ день, и всякiя ужъ пойдутъ, неважныя. Гришка трое …(?) празднуетъ. – «Мои мянины соборные», говоритъ. Григорiя Богослова два раза въ январѣ, а онъ мартовскiя еще считаетъ, Двоеслова. Онъ на языкъ востеръ, и смѣются ему: «а еще Григорiя-стослова!» Но Горкинъ смѣяться запрещаетъ, святымъ не шутятъ. Послѣ Покрова самая осень наступаетъ: дожди студеные, гололедъ. На дворѣ грязь чуть не по-колѣно, и ничего съ ней нельзя подѣлать, споконъ вѣку все мелется. Пробовали свозить, а ее все не убываетъ. Василь-Василичъ прикидывалъ: за день сколько подводъ пройдетъ, каждая, плохо-плохо, а съ полпудика натащитъ, да возчики на сапогахъ наносятъ, – ничего съ ней нельзя подѣлать. Отецъ поглядитъ-поглядитъ – и махнетъ рукой. И Горкинъ резонъ приводитъ: «осень безъ грязи не бываетъ… зато душѣ веселѣй, какъ снѣжкомъ покроетъ.» А замоститъ – грому не оберешься, и дворъ-то не тотъ ужъ будетъ, и съ лужей не сообразишься, камня она не принимаетъ, въ себя сосетъ. Дѣдушка покойный разсердился какъ-то на грязь, - калошу она топила, - никому не сказалъ, пригналъ камню, и мостовщики пришли, только-только, Господи благослови, начали выгребать, а прабабушка Устинья отъ обѣдни какъ разъ и прiѣзжаетъ: увидала камень да мужиковъ съ лопатами – съ ломами, «да что вы, говоритъ,  съ ума сошли? дворъ-то уродуете, земельку-то калѣчите… побойтесь Бога!» – и прогнала… А дѣдушка маменьку уважалъ, – и покорился. А главное, въ самый день ея ангела, какъ разъ  ...


Художественные проиведения | Именины

И м е н и н ы ____ II. – ТОРЖЕСТВО   Тутъ самое торжество и началось. Въ сѣняхъ такъ грохнуло, словно тамъ стѣны рухнули, въ залѣ задребезжали стекла, а на парадномъ столѣ зазвенѣло-зажужжало въ бокальчикахъ, какъ вотъ большая муха когда влетитъ. А это пѣвчiе отъ Казанской и о. протодьяконъ архiерея втрѣчали, «исполать» ему вскрикнули. Пѣвчiе шли папашеньку поздравить, а тутъ какъ разъ и архiерей подъѣхалъ. Въ домѣ переполохъ поднялся, народу набилось съ улицы, а Клавнюша сталъ на колѣни на дворѣ и воспѣлъ «встрѣчу архiерейскую». А у него голосъ – будто козелъ кричитъ. Архiерей спросилъ даже, чего это юноша вопитъ: больной, что ли? И вотъ тутъ случилось… Архiерея подъ-руки повели, всѣ на него глазѣли, а прогорѣлый Энтальцевъ-баринъ, который въ красномъ картузѣ ходитъ, и носъ у него сизый, перехватилъ у какого-то парнишки пирогъ отъ Абрикосова, слету перехватилъ – сказалъ: «отъ Бутина-лѣсника, знаю! я самъ имениннику вручу, скажи – кланяются и благодарятъ.» И сколько-то въ руку сунулъ. Это ужъ потомъ узнали. А раззява-парнишка довѣрился и ушелъ. Баринъ отдалъ пирогъ Василь-Василичу, сказалъ: «дорогому имениннику отъ меня, отъ тетки наслѣдство получилъ, вотъ и шикнулъ… а вы меня за главный столъ посадите, какъ гостя, а не на заднiй столъ съ музыкантами, какъ лѣтось… я не простой какой!» Сестры, какъ раскрыли пирогъ, вскричали: «какой чудесный!.. сладкая ваза съ грушами изъ марципана, это десять рублей, не меньше!» И ромомъ отъ пирога, благоуханiе стояло въ комнатахъ. А это Бутинъ, изъ благодарности, что у него лѣсъ беремъ на всѣ на стройки. Вечеромъ все и разузналось, какъ самъ поздравлять прiѣхалъ, – вышла такаянепрiятность. Архiерея вводятъ осторожно, подъ локотки. Слабымъ голосомъ читаетъ онъ что-то напѣвное передъ иконой «Всѣхъ Праздниковъ», въ бѣлой залѣ. И опять ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

... освѣщаетъ лицо голубымъ свѣтомъ.  Изъ себя они  красивы, черноусенькiе, но ростъ небольшой, хоть и на каблукахъ. И потомъ голова очень велика. Но только они всегда какiе-то скучные, и лицо рыхлое и томительное въ виду такой жизни. И, какъ слышно, они еще въ училищѣ были больны такой ... нѣтъ,  простужусь…  - Подарю тебѣ калоши!    - Да онѣ мнѣ  велики… Я и здѣсь  не умру…   - Умрешь обязательно! - молитъ  Христомъ Богомъ, прямо смѣхъ ...


Художественные проиведения | У мельницы

... лесу. – Что это за мѣстность? – спросилъ я. – Какъ зовется-то?.. Это-то?.. вёртеломъ зовутъ у насъ её… Потому, крута больно… да и глыбь велика… – Нѣтъ, все это пространство-то?.. – Да как зовутъ? никакъ… Мѣсто, и все тутъ… вонъ лѣсокъ энтотъ Демьяновскимъ зовется ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... шаги въ сосѣдней комнатѣ, двинулась было въ зальце, но всевидящiй о. Антипа, растопыривъ руки. Загородилъ ей дорогу. – Куда прешь-то, куда? Стой, гдѣ показано… Не велика птицв – и тамъ постоишь. Ишь сору-то что на ногахъ везешь… Старушка опѣшила и осталась въ передней, а о. Антипа опять зашептался съ привратникомъ. Наконецъ изъ ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... -то околоточному втрой день стоятъ.  - Подождетъ… Пускай  цѣлковый пришлетъ… - Утресь наказывалъ… Слышь!... - Не велика птица… “Съ име-на-ми и фами-лi-я-ми… канди-да-товъ”… Та-акъ… “кан-ди…”.   XI.   Дня черезъ ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... освѣщаетъ лицо голубымъ свѣтомъ.  Изъ себя они  красивы, черноусенькiе, но ростъ небольшой, хоть и на каблукахъ. И потомъ голова очень велика. Но только они всегда какiе-то скучные, и лицо рыхлое и томительное въ виду такой жизни. И, какъ слышно, они еще въ училищѣ были больны такой болѣзнью ...


Художественные проиведения | На морском берегу

... ;отвѣта. Перемѣнили адресъ? Но я  увѣренъ,  что встрѣчу  ихъ. Быть можетъ,  и они ищутъ меня. Велика  земля,  много на ней  дорогъ,  и не всегда  скрещиваюся онѣ.  Мы затерялись ...


Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... прекрасная картина… — сказалъ Василій и вдругъ засмѣялся. Чисто синій коленкоръ тамъ… очень хорошо… А поваръ сказалъ: Больно кручь велика. — Хорошо–то хорошо, а вотъ больно круто. Какъ бы въ оврагъ не смахнулъ. — Хо–рошо… — вздохнула Саша. — Какъ синька ...


Художественные проиведения | Про одну старуху

... всѣ знаютъ, какъ мы…» И дѣйствительно, ведетъ къ ней невиданную корову, - самъ ее помню, голанской породы, черно-бѣлая, пѣгая, рожки, правда, не очень велики, а ликъ строгой… Потому я помню, что у Сараевыхъ ее торговалъ, только не продали. Ведерная корова была, по пятому телку. Старуха въ ноги упала, ужъ и себя ...


Художественные проиведения | Свет разума

... [i] И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.(Иоанн. 1:5) [ii] Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф. 5:11-12) [iii] Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть ...


Художественные проиведения | Кровавый грех

... освобожденный революцией  борцов  за Освобождение России. Все приняли с восторгом. Я была счастлива хоть этим проявить участие  в великом деле.  В десятых числах марта мы двинулись. К нам  прикомандировали  почетных  делегатов  от армии,  ...


Художественные проиведения | Трапезундский коньяк

... неописуема. Канальчук доложил, что было, «все по закону» и... — «теперь как прикажите». Грач был в великом замешательстве и... в восторге. Дзюльма была неотразима своей покорностью, нежностью, нежностью, красотой глазами... «чистоты родникового ручья и неба», и это ...


Публицистика | К родной молодежи (девушки)

...   Вам сказать: идите и помните,  что мы  сильны!  Помните непрестанно,  что мы велики, что мы от великого  народа,  что мы чудесны и нашей историей,  уделившей нам миссию охранять культуру ... ,  что мы велики великим страданием нашим и великой победой нашей − всем тем  чудесным,  что русский гений ... − освящать. Не отдых,  а непрестанный труд.  Искупление будет  продолжаться: слишком  грехи велики.  Слишком много утрачено  ценнейшего,  слишком много осквернено.  И верьте: Ваши усилия, − если ...


Публицистика | Убийство

...   еще,  какая  страшная  каша  начинает  вариться  в великом  котле  российском,  не перевалив и Урала,  но уже  заряженные  десятки ... ; мог  с недомолвками  намекнуть,  что  и он принимал  участие  в «великом  деле  освобождения». Здесь  были  и пострадавшие  за «народную правду» ...


Публицистика | Душа Родины

... ; набирающие  жизнь-силу от корней Родины: так слагалась душа  России. Теперь цвет этот побит морозом.  В великом сонме  Святых  России, кого  с в о и м и   назвал народ,  вы признаете   ...


Публицистика | Христос воскрес

...   померзли,  перестали благоухать?  В душу  свою  глядите − узнаете.  В великом  сонме Святых, кого  своими  нарек  народ,  вы признаете   ...


Публицистика | Голос совести

... ; нас  из привычной  обыденщины, в надмирность, в  в е ч н о с т ь, − так  велики  события,  так  невнятны  для наших  чувств неисследимые их  ...


Публицистика | Как нам быть

... ;перед  Россией,  перед   е е путями. Она  п о й д е т.  Силы  ее велики, и надо  уметь  с ними  обращаться.            ...


Публицистика | Анри Барбюс и Российская Корона

... ; для кого не было  никакой там  русской  истории,  для кого  в великом  тысячелетнем  прошлом не озарялась  славой  отданная  за Русь  кровь  ...


Публицистика | Душа Москвы

... ;нежданным чудом» −  целым клиническим  городком,  вольно раскинувшемся  в садах  на великом  Девичьем Поле.  Москва  − «азиатский горд» − открыла европейцам  чудеснейшее ...


Публицистика | Удар в душу

... единицы,  возможные  будущие вожди  духовные,  возможные славные творцы  Словом. Скажут: велика Россия,  сто пятьдесят миллионов, − еще  бу-дут! Да,  будут.  Может быть,   ...


Публицистика | 800-летие Москвы

... ; и нетленные, и исчезновенные, − с девято-десятого  века; − в этом  стародавнем  колодце русскости, в этом  великом  национальном  «городишке»,  где  сосредоточивались  наши  коренные ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Боголюбов С.П.

... чековъ тек. счета  (можетъ на этотъ счетъ распорядиться только одинъ К.П.) мнѣ приходится располагать только деньгами, полученными отъ продажи, но онѣ не велики, т.к. книги продаются слабо. Поэтому–то не могу высылать Вамъ крупными суммами. Но обѣщаю высылать черезъ малые промежутки рублей по 100, такъ–что ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... ;— сказали мнѣ. [692]Посл.[693] разъ я окинулъ взгляд.[694] чин.[695] стройн.[696] ряды книгъ, полн.[697] для меня велик.[698] смысла и останов.[699] на моихъ, отказанныхъ мнѣ книг. — [700]Что же ты стоишь?.. —[701] окликнули меня. Горечь, чувство ... ;                     велик.<аго> [699]                   ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... отъ Василія. ‑– Финалъ изъ «двухъ лагерей»…[158] // л. 7   Всталъ Сеня и предолжилъ тостъ за будущую велик и своб. русск. народа. Тогда Кир. Сем.[159] встаетъ и говоритъ[160] за[161] народъ… Я, конечно не могу такъ складно говорить ... ]…[891] Степанида подошла къ люлькѣ и задрож.[892] Дѣвочку всю корчило… ‑ Помираетъ… Танюша,.. Господи… ‑ Ну её… ‑ не велика бѣда! сказалъ[893] точно про себя Николай и сталъ чистить картошку. Къ вечеру[894] дѣвочка померла. Бабка[895] Василиса положила ее маленькое и посинѣвшее ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 23   [1]Гассанъ и его Джедди.[2] Тому, что я хочу рассказать прошло лѣтъ десять, но всякiй разъ, какъ ночью на Пасху слышу я торжественный звонъ колоколовъ, в<ъ> моей памяти ясно встаетъ сухая, какъ изъ бронзы отлитая,[3] фигура старика Гассана и маленькая, какъ птичка, то печальная, то порывисто веселая[4] Джедди съ[5] большими глазами. Ихъ уже нѣтъ теперь въ живыхъ. Они ушли отъ земли въ неизвѣстную[6] страну правды и вѣчнаго свѣта.[7] И мнѣ становится грустно, грустно…… ——— Первый разъ я встрѣтилъ Гассана[8] на берегу[9] Чорнаго моря въ небольшомъ городкѣ Кавказскаго побережья[10].[11] Былъ теплый[12] iюльскiй вечеръ. Солнце собиралось опуститься въ морскую пучину.[13] Начиналась легкая зыбь на вечерней зарѣ. Я сидѣлъ на дамбѣ[14], свѣсивъ ноги надъ[15] плескавшимся моремъ[16]. Тянуло[17] холодкомъ... Небольшiя баркасы и шхуны[18] едва покачивались у пристани[19], шурша другъ о друга боками. Пахло смолой и[20] водорослями и соленою свѣжестью моря. Солнце все ниже и ниже… Скоро съ далекаго запада надвинется ночная синева[21] волнъ[22]. Рѣзкiй свистъ[23] чего-то по воздуху заставилъ меня осмотрѣться. Шагахъ[24] въ 10... стоялъ[25] бронзовый турокъ въ фескѣ,[26] длинномъ чорномъ пиджакѣ и[27] въ туфляхъ на босу ногу[28] энергично[29] вертѣлъ[30] бичевой съ грузиломъ, собираясь забросить въ морѣ[31]. Его стройная, сухая[32] фигура съ[33] вздрагивающей кисточкой фески, ярко рисовалась на фонѣ освѣщаннаго[34] неба, какъ тѣневая картинка. Недалеко[35] отъ него[36] маленькая дѣвочка въ аломъ[37] халатикѣ[38], и въ малиновыхъ бархатныхъ[39] туфелькахъ съ золотомъ[40] [41], раскрывъ[42] пунцовыя губки, слѣдила, какъ старикъ вертѣлъ бичеву[43]. Вотъ турокъ вытянулся[44], по[д]прыгнулъ, щелкнули о помостъ[45] туфли[46], и бечевка со свистомъ далеко вытянулась ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Поздняя редакция НИОР РГБ 387.5.3 Машинопись с авторской правкой40 лл.       РВАНЫЙ БАРИНЪ.  /Изъ воспоминанiй моего прiятеля./ – – – – Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ всегда въ такихъ случаяхъ, въ домѣ разгромъ[1], все было выворочено, и[2]подъ стульями стояли тарелки, изъ груды тряпья выглядывали[3] стѣнныя часы мирно покоились на диванѣ, зеркала,[4]сбились въ кучу, точно испугались чего, комнатные цвѣты[5]. Изъ выдвинутыхъ ящиковъ, изо всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не увидишь. И какъ бы въ протестъ всему этому разгрому[6], мой прiятель сидѣлъ у себя[7] въ кабинетѣ среди груды бумагъ и книгъ и въ глубкой[8] задумчиво<сти> покуривалъ папиросу. <Нрзб>[9]моль играла[10] въ полоскѣ[11]солнечнаго луча. <Нрзб>какъ бы ничего не замѣчая.[12]На его колѣняхъ лежала свернутая въ трубку листы синей бумаги,[13] разсѣяннымъ взглядомъ скользнулъ онъ[14] по моей фигурѣ и уставился на окно, откуда вливались вечернiя багровѣющiе лучи вечерняго свѣта. — Что это ты... такой? — Да такъ...[15] Вотъ... — щелкнулъ онъ пальцами по трубкѣ. — попала на глаза эта эта вотъ штука... Прошлое...[16] Онъ вздохнулъ, <2 нрзб>и т. д.[17]. Я взялъ трубку. Это были листы синей вощеной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы вычерчиваютъ или копируютъ планы.[18] Ихъ было нѣсколько, этихъ чертежей. И странные они были. Какой-то орелъ, пущенный въ жолтую краску,[19] ворота съ полумѣсяцемъ наверху, что-то еще... А внизу, у праваго уголка, на каждомъ листѣ стояла витiеватая подпись: «Не имѣющiй чина и званiя Василiй Сергѣевъ Коромысловъ.» — Гм... странные чертежи...[20]— Это что же? — Ничего страннаго нѣтъ...[21]— почти съ раздраженiемъ сказал <нрзб>[22].& ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... …. вписано. [557] Далее было: А [558] Вместо: Поваръ – было: поваръ [559] Далее было: Больно кручь велика. [560] Далее было: а вотъ больно круто. [561] А кручь-то какая. Вписано. [562] Безъ словъ <Вариант.> Саша смотрѣла <Вместо ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... комнатѣ, двинулась было въ зальце, но всевидящiй о. Антипа, растопыривъ руки. Загородилъ ей дорогу. — Куда прешь-то, куда? Стой, гдѣ показано… Не велика птица — и тамъ постоишь… Ишь сору то что на ногахъ везешь… Старушка опѣшила и осталась въ передней, а о. Антипа опять зашептался ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... какъ было[1692] и просить, хотя[1693]<нрзб>, что изъ этого можетъ[1694] что-либ. выйти… Но обида была такъ жгуча и велика, онъ такъ больно чувствовалъ её, и такъ ясно сознав.[1695], что онъ самъ никакъ не можетъ избыть этой обиды, не мож. даже выкинуть жильца ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"