И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 21

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ;темная, вся –  лѣсная. Правѣе,  дальше – крѣпостная  стѣна-отвѣсъ, голая  Куш-Кая,  плакатъ горный. Утромъ – розовый, къ ночи –  синiй. Все  вбираетъ въ себя, все видитъ. Чертитъ ... , – и будто  чуть-чуть  покалываетъ  шампанскимъ. Вино веселое… А голая стѣна  Кушъ-Каи – все та же, – вес та  же  лѣтопись: пишетъ  по ней  невѣдомая рука. Все вбираетъ въ себя ... ; нѣтъ  ничего, все посохло. И черезъ  лѣсъ  прошли, на  Яйлу  вышли, у Кушъ-Каи… Человѣчьи кости столько видѣли… – Три кости,  вотъ  такiя…! – показалъ   ... по саду и я. Куда  уйдешь?... Вездѣ все то же!...  Напрягаю воображенiе,  окидываю  всю Россiю… О, ка-кая,  безкрайная! Съ морей до морей… все та же! все ту же…  точатъ! Ей-то куда  уйти?! Хлещетъ  повсюду ...


Художественные проиведения | Прогулка

Ивану Александровичу  Ильину.    ПРОГУЛКА   I   Жизнерадостный,  полнокровный  Попперъ  говорилъ,  живописно откидывая  падавшiя  на лобъ  пряди:  – Да,  какъ  будто,  безсмысленно. Но мы въ  ограниченныхъ  рамкахъ,  друзья мои! въ  рамкахъ…  я  бы сказалъ,  з д ѣ-чувствiя,  и Смысла мы сознать не  можемъ. Жизнь,  какъ нѣкая  онтологическая  Сущность,  начертываетъ  свои проэкцiи  въ  невнятномъ  для насъ  аспектѣ. Но можно,  какъ  бы…  п о д-чувствовать,  уловить  въ  какофонiи  Хаоса…  таинственный  шопотъ  Бытiя! Этотъ  вѣдомый всѣмъ Абсурдъ,  этотъ  срывъ  всѣхъ  первичныхъ смысловъ…  не отблескъ  ли это  Вѣчности,  таящей  Великiй  Смыслъ?!..   Онъ умѣлъ тонко мыслить,  любилъ смаковать  слова,  вслушиваясь  въ  ихъ музыку,  и это  умиряющее  дѣйствовало  на заходившихъ  къ нему  по пятницамъ.  Его  стѣснили,  оставивъ  всего  двѣ  комнаты;  но эти комнаты,  въ  книгахъ  до потолка,  покойныя кожаныя кресла, Тяжелый столъ  краснаго дерева,  отъ наслѣдниковъ Огарева,  просторныя  окна  особняка,  выходившiя  въ старый садъ,  съ  видомъ  на главки  Успенiя  на  Могильцахъ, – манили  въ  прошлое.  Къ нему  любили заглядывать,  вздохнуть  отъ постылой  жизни.  Это были хорошiе  русскiе интеллигенты. Они возмущались  звѣрствами и клеймили  насильниковъ  въ газетахъ за поруганiе  революцiи,  за угнетенiе  самоцѣнной  личности.  Но когда  задушили  и газеты,  даже ...


Художественные проиведения | История Любовная

... -то уходила  Манька, отъ меня. Кругомъ  шептались:  – Ка-акъ срядили… со-лидная  какая!... Ка-кая,  сопляку  досталась!... Я зналъ Костюшку. Бывало,  мы мѣнялись голубями,  пускали змѣи. Онъ гонялъ  ... ; младенчикъ!.. ничево-шеньки-то  не знаетъ!.. Я только теперь увидѣлъ, что она опять въ голубенькой матроскѣ. – Нравится  вамъ, ка-кая?.. – повертѣлась  она «сорокой». – Я знаю, мужчины  любятъ… всѣ  барышни пошли ...


Художественные проиведения | Свет разума

... ;шилъ  съ вами  подѣлиться  тревогой!..  Дьяконъ  вскочилъ,  оглянулъ  море, горы:  снѣжную  Кушх-Каю,  дымный и  снѣжный  Чатыръ-Дагъ, – всплеснулъ, какъ  дитя,  руками:  – Да,  вѣдь,  чую ... ; Кого –  е г о?  Ахъ, да…  интеллигента-то?..   – Самаго  этого  езуита,  господина  Воронова. Ка-кая  фамилiя!  Черный воронъ,  хоть онъ  и рыжiй,  съ просѣдью. И вотъ,  послушайте и разрѣшите  сомнѣнiе.  А вотъ ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... , чистоту люблю, на дню три раза зубы чищу… как-кие! в мои-то лета!.. А, ведь, первая моя встреча с же-нщиной восходит… А, была ка-кая!.. Приятно вспомнить, но, увы, не-по-вто-ри-мо. А знаешь, не махнуть ли нам в… ‑ ты, ведь, ан-тичник! – в Грецию? В Каноссу не желаешь?.. Так поведем ин-дукцию в ан-тичном ... ;Почему…» ну, ло-пнул! Приспел в «бессмертные»! науку обессмертил!!! создал… сверх-силлогизм!!!.. – «Все люди смертны: Кай – человек: следственно… «я тут ни-причем»! До-стиг, завоевал бессмертие, ура-а!.. ‑ Откуда ты, мерзейший, взял?!.. – вспылил ...


Художественные проиведения | Почему так случилось

... , чистоту люблю, на дню три раза зубы чищу… как-кие! в мои-то лета!.. А, ведь, первая моя встреча с же-нщиной восходит… А, была ка-кая!.. Приятно вспомнить, но, увы, не-по-вто-ри-мо. А знаешь, не махнуть ли нам в… ‑ ты, ведь, ан-тичник! – в Грецию? В Каноссу не желаешь?.. Так поведем ин-дукцию в ан-тичном ... ;Почему…» ну, ло-пнул! Приспел в «бессмертные»! науку обессмертил!!! создал… сверх-силлогизм!!!.. – «Все люди смертны: Кай – человек: следственно… «я тут ни-причем»! До-стиг, завоевал бессмертие, ура-а!.. ‑ Откуда ты, мерзейший, взял?!.. – вспылил ...


Художественные проиведения | Поденка

... ;                 Англійская горь–кая! Антонъ крутилъ головой и смѣялся, потирая шею. Выслушалъ три раза и получилъ рубль сбору. – Покрнѣюще благодаримъ. Этимъ и кончился обѣдъ. Васинъ слегка ...


Художественные проиведения | Волчий перекат

...   руками - ободрала, шельма, плечо! - какъ  подъ Архангельскомъ, - тамъ рѣка, господа, ка-кая! версты! -переходилъ въ ледоходъ. Объ этомъ  писали  въ газетахъ. Ну, это  когда былъ моложе, конечно. Теперь ...


Художественные проиведения | Виноград

... ; прикрытую синимъ  фартукомъ въ бурыхъ пятнахъ,  и попросила скорѣй отпустить - ждутъ къ обѣду.  - Скоренькая ка-кая… Пока сажайтесь.  Вытянулъ изъ-за бочки ящикъ, треснулъ о землю и еще  шлепнулъ  ладонью - сбилъ ...


Художественные проиведения | Виноград. Гранки

... на играющемъ носочкѣ желтой баретки. Она посмотрѣла ему на грудь, прикрытую[23] пятнахъ, и попросила скорѣй отпустить — ждутъ къ обѣду. — Скоренькая ка–кая…Пока сажайтесь. Вытянулъ изъ–за бочки ящикъ, треснулъ о землю и еще шлепнулъ ладонью — сбилъ пыль. Пошелъ куда–то, посвистывая ...


Художественные проиведения | На пеньках

НА ПЕНЬКАХЪ (Разсказъ  б ы в ш а г о  человѣка)    I.   Вынаходите, что я немножко  перемѣнился. Немножко! Увѣряю васъ, что я, въ самомъ  подлинномъ смыслѣ,  бывшiй, и могу  повторить  это на семи  языкахъ,  живыхъ и мертвыхъ, какiе я зналъ когда-то. Ни рисовки,  ни горечи, ни сожалѣнiя  даже. Да, я − б ы в ш i й. Это вовсе не означаетъ, что я уже никакой теперь. Напротивъ, я теперь  очень   к а к о й  и могъ бы прогуливаться подъ-ручку  съ Нитше, если  бы были мы въ  общемъ планѣ. Но я,  какъ бы это сказать… даже и въ  никакомъ планѣ! Я, простите,  немного непонятенъ,  но это потому только,  что я еще  не привыкъ къ  новому состоянiю своему,  во мнѣ еще  сталкиваются  обломки прежняго, и вамъ  неизвѣстна  метаморфоза. Но вы скоро  ее узнаете.  Я, прежнiй,  вытряхнулся изъ природной своей квартирки,  въ которой пребывалъ  почти шестьдесятъ лѣтъ,  съ самаго дня рожденiя, и теперь я совсѣмъ иной,  хоть и ношу  знакомую оболочку. Для  васъ я, какъ-будто,  тотъ же, съ тѣмъ же  довольно рѣдкимъ именемъ  Өеогностъ, −  Өеогностъ Александровичъ  Мельшаевъ… ну да, тотъ самый,  знакомый по обществу  изученiя  памятниковъ  культуры и тому подобное, по лекцiямъ въ Институтѣ Археологiи и Университетѣ и, какъ  вы сказали,  по моей,  донынѣ классической… − какъ бы я желалъ плюнуть! − книгѣ „Пролетъ Вѣковъ“, − я напишу, погодите, про… „Ледъ Вѣковъ“!  Но все это потому,  что продолжаю таскаться  въ прежней  своей ливреѣ.   Богъ мой! Съ какой, если бы знали вы, ненавистью и тоской,  съ какой усмѣшкой и  жалостью я  вдругъ  улавливаю  себя въ  зеркалахъ, − ...


Художественные проиведения | Как я стал писателем

Какъ я сталъ писателемъ    Вышло  это такъ просто и неторжественно,  что я и не замѣтилъ. Можно сказать,  вышло это  непредумышленно.  Теперь,  когда это  вышло  на самомъ  дѣлѣ, кажется  мнѣ порой,  что я не дѣлался писателемъ,  а  будто  всегда имъ  былъ,  толь ко – писателемъ  „безъ печати“.  Помнится, – нянька,  бывало,  говорила:  – И съ  чего ты такая болоболка?  Мелетъ-мелетъ нивѣсть чего… какъ только  языкъ у тебя не устанетъ,  балаболка!..  Живы во  мнѣ донынѣ картинки дѣтства, обрывки,  миги.  Вспомнится вдругъ  игрушка,  кубикъ  съ  ободранной  картинкой,  складная  азбучка,  съ  буквой,  похожей  на топорикъ  или жука,  солнечный лучъ на стѣнкѣ, дрожащiй  зайчикомъ…  Вѣтка  живой  березки,  выросшей  вдругъ  въ  кроваткѣ,  у  образка, – зеленой  такой,  чудесной.  Краска  на дудочкѣ изъ жести,  расписанной  ярко розами,  запахъ  и вкусъ  ея,  смѣшанный съ  вкусомъ  кровки  отъ расцарапанной  острымъ краемъ губки,  черные тараканы  на полу,  собравшiеся  залѣзть ко мнѣ,  запахъ  кастрюльки  съ кашкой…  Боженька  въ  уголкѣ,  съ  лампадкой,  лепетъ  непонимаемой молитвы,  въ  которой  свѣтится „дѣворадуйся“…  Обрывокъ  няниной  пѣсенки –   .    .    .    .    .    .    .    .    . Туру-ногу пишетъ, На золотомъ  блюдѣ, Селебреномъ стулѣ, Яво  жена  Марья Сына породила, Царя- ...


Художественные проиведения | Богомолье

... жалко, - говоритъ онъ, не хмурясь. - Ты гляди, мудровалъ-то какъ! За одной рѣзьбой, можетъ недѣли три проваландался… А чистота-то, а ровнота-то ка-кая, а! Знаю, тверской работы… пряники тамъ пекутъ рисованы. А дуга гдѣ? Находятъ дугу, за санками. Всѣ глядятъ на дугу: дотого вся рисована ...


Художественные проиведения | Солдаты

... .  Второй  батальон, подполковника  Распопова, пел  лихо:  Он убит – принакрыт Черною китай-кай… Приходила к нему баба, Жена моло-да-я, Китаичку открывала – В лицо признава-ла… Издалека, чуть слышно,  вырывалась песня с подсвистами ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... подъ древомъ, и веселыя передъ Ними яблочки. А въ какой день-то твое благословенiе выдалось… на самый на День Ангела, косатикъ! Такъ папашенька подгадалъ, а ты вни-кай. Послѣ узналось, что отецъ сказалъ матушкѣ: - Дѣла мои неустроены. Трудно будетъ тебѣ, Панкртыча слушай. Его и дѣдушка слушалъ, и я, всегда ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... и плачетъ. Ахъ ты мать твоя сковородка[288]! Рразъ рѣзанулъ, какъ четыре прополоскалъ — сіяніе у меня начинается… У васъ, можетъ, настойка кая есть… мнѣ бы только отлакироваться. Нѣтъ? Ну, богъ съ ней. Стало мнѣ ее жальчей и жальчей. И до того мы съ ней, съ Матрешой, настеклились… самъ хозяинъ приходилъ ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... и достала ему изъ узла маленькую розовую подушку. — Вотъ благодарю, коли лишняя. А то мнѣ внучка все наказывала, — мален<ь>кая она у меня, а у–умная. «Возьми, дѣдушка, пухову подушку». А у меня хо–рошая подушка, изъ утячьяго пуху… При моемъ ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.5.)

... . Она посмотрѣла ему на грудь, прикрытую синимъ[47] фартукомъ въ бурыхъ[48] пятнахъ, и попросила скорѣй отпустить — ждутъ къ обѣду. — Скоренькая ка–кая… Пока сажайтесь. Вытянулъ изъ–за бочки ящикъ, треснулъ о землю и еще шлепнулъ ладонью — сбилъ пыль. Пошелъ куда&ndash ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... [1872] Вместо: Такъ вотъ тебѣ мое право! – было: А вотъ так.[!] мое право [1873] Вместо: Длинная крѣп.<кая> рука съ гром.<аднымъ> ‑было: Кузнецъ вытащилъ длинную руку съ гром.<аднымъ> сжат.<ымъ> [1874] В рукописи: похожую – описка ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"