И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 45

Художественные проиведения | На скалах Валаама

... ; Нѣтъ, говоритъ, не то… Вы, говоритъ, съ табакомъ прiѣхали… вамъ, говоритъ, сейчасъ строгiй осмотръ будетъ. А дяденьки-то изъ кельи выходили къ мощамъ прикладываться напередъ. Глянули на меня да и говорятъ: – Ты, Андрюшка, курилъ, а? сказывай, говорятъ, курилъ? Кайся! говорятъ. – Не курилъ, говорю, дяденька! – Врешь, говоритъ… &ndash ... у насъ, если и есть что показать, такъ смотрѣть некому. На Валаамѣ бодрости больше, потому, есть кому на нихъ подивиться, а на насъ рѣдко кто и глянуть хочетъ… – Во имя Отца и Сына и Святого Духа – раздался за дверью голосъ. – Аминь… – сказалъ гостиникъ. Вошелъ ... ndash; Выше полѣземте… – сказалъ о. Өедулъ. – Что это вы на птицъ-то загладѣлись? мало ли ихъ вездѣ… Вы вотъ на скиты-то съ колоколенки гляньте, посмотрите, гдѣ наши схимонахи обрѣтаются, каък они въ лѣсахъ живутъ, точно звѣри полевые, да хвалу Богу воздаютъ… – Да молчатъ?.. – Да&hellip ... заволновавшейся воды, точно хвостъ исполинскiй. На островкѣ Никольскомъ двѣ черныя фигуры показались. Выползли, должно быть, отшельники-скитяне изъ своихъ темныхъ келiй глянуть на вѣстника далекаго мiра, который они все еще не могутъ забыть, выползли, проводили холодными взглядами пароходъ, черную толпу чужихъ имъ людей ... гирями въ 10 пудовъ. – Вѣрны необыкновенно, только стоятъ… сообщилъ мнѣ монахъ. – Своей работы-съ. мы и на колокольню часы соорудимъ. Вы на машины да станки гляньте – многое сами дѣлаемъ. – Есть у ваъс механики? – Механики?.. Ну, такихъ нѣтъ. А придетъ къ намъ кой человѣкъ и сдѣлаетъ какую-нибудь штукенцiю ... ; Эхъ! житье тамъ… не то што…  – и онъ вздохнулъ. – Птица вотъ, – а свою пользу понимаетъ. Хоть бы глазкомъ глянуть, посмотрѣть, каък народъ тамъ живетъ – чать не по-нашему. Эхъ ты, матушка Рассея! – Что жъ ты не пошелъ со своими? – Да съ чѣмъ итить то& ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... , на самомъ наверху, на двадца-томъ етажу, чисто на каланчѣ, — ну, огня и не дозволяютъ, пожару боятся. Ужъ и высо-та-а… — въ окошечко какъ глянешь, сердце и упадетъ. Эти гудѣлки вотъ, — ну, какъ спишешныя коробочки, а человѣка и не разглядѣть, — какъ соръ[2]. Видала-то, говорите… Да ужъ ... не годились, на гитарѣ все намъ игралъ. Гдѣ вотъ Дунай-то рѣка… съ краснымъ перцомъ тамъ все готовятъ, паприка называется. Ѣдемъ мы въ вагонѣ, станцiя. Глянула я въ окошечко, кваску не продаютъ ли лимонаднаго, изжога съ паприки этой поднялась, пить до смерти хочу… А насупротивъ другой поѣздъ стоитъ. Тронулся онъ, и наши вагоны ... все равно». А я только вчера дровъ на зиму купила, на шелковую матерiю вымѣнила, — какъ же теперь съ дровами-то? Тутъ страсти идутъ, а я съ дровами. Глянула на море, — чтой-то много какъ кораблей идетъ, никогда столько не было. Неужъ, думаю, англичаны войску везутъ? А тутъ, съ сосѣдней дачи Миша ... кто довѣтру просится, а выйти никакъ нельзя, безпорядку чтобы не было. Наверхъ по бумагамъ пропускаютъ, считаютъ, сколько, ходу-то назадъ и нѣтъ. Какъ поднялись мы на пароходъ, глянула я на горы… — те-мныя стоятъ, жуть, и огонечки кой-гдѣ по дачкамъ, сиротки будто. И свѣтъ все ползаетъ, сторожитъ. Пождала я, вотъ, можетъ ... наколочку Катичка мнѣ приладила, — сижу, будто я образованная. И ужъ ночь. Они разговариваютъ-пируютъ, а я дремлю. Какъ мнѣ подъ руку ктой-то!.. Глянула я, — уси-щи, чисто щетка сапожная, морда-а… — самоваръ мѣдный. Итальянецъ это ко мнѣ присталъ, съ парохода капитанъ, на его пароходѣ ... . Какъ я въ номеръ попала, какъ въ лифтахъ меня подняли, — не помню и не помню. Катичка кричитъ — «гляди ты, куда попали!» Глянула я въ окошко: земли не видно, стѣны да башни, и все окошечки, да дымъ, да крыши… — на двадца-тый етажъ взвились, подумать надо! А ужъ къ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... у нихъ  гуся украли!  – Да ну-у?  – Украли, какъ  же…  и голоску  не подалъ. Да гляньте воньте…  только одинъ  гусь  гуляетъ!.. Отъ кухни  всю  Вербину ... ;случиться?..  Я слышу  воющiй  голосъ – къ морю… – Ой,  люди  добры-и-и… гляньте!... Гляньте же,  люди добры-и..!   Это ыъ  «Профессорскомъ  Уголкѣ», внизу. «Уголокъ» давно ... растутъ. По балкѣ  доходитъ четко – воющiй  бабiй  голосъ:  – Да лю-ди… добрые..!  да вы жъ гляньте!..  – Усѣ  кишки  вымотаюсъ тебе…  за мою «Рябку»!..  Это &ndash ... ; Коряка голосъ,  рыкъ  сиплый.  – Да вы жъ толичко  гляньте…. Лю-ди  добрые…  хозяина  моего  забиваетъ..!  – Мя… со мое   ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... боюсь, только уголочкомъ глаза: тамъ яркiй свѣтъ, «молнiю» зажгли, должно быть. Еще кому-то…? Да нѣтъ, не надо… - Глянь-ко, опять мотается! - весело говоритъ Горкинъ. - Онъ самый, у басейны-то!.. У сизой басейной башни, на серединѣ площади, стоитъ давешнiй ... !   ________   Солнце, трезвонъ и гомонъ. Весь дворъ нашъ – Праздникъ. На розовыхъ и золотисто-бѣлыхъ доскахъ, на бревнахъ, на лѣсенкахъ амбаровъ, на колодкѣ, куда ни глянешь, - всюду пестрятъ рубахи, самыя яркiя, новыя, пасхальныя: красныя, розовыя, желтыя, кубовыя, въ горошекъ, малиновыя, голубыя, бѣлыя, въ пояскахъ. Непокрытыя головы ... поютъ, будто вся тварь играетъ: и дымъ надъ нами, со всѣхъ домовъ, и звѣзды въ дыму, играютъ, сiянiе отъ нихъ веселое. И говоритъ еще: - Гляньте, гляньте!.. и дымъ, будто, Славу несетъ съ земли… играетъ ка-кимъ столбомъ!.. И Саня-заика сталъ за нимъ говорить: - И-и-и…граетъ… не-небо и зе-зе-земля ... не замучилась, а все мнѣ въ радость. И не говорите такъ, миленькiй… Христосъ какъ за всѣхъ насъ страдалъ, а мы что! Да я при васъ-то въ пуху живу… гляньте, руки-то у меня какiя стали, гла-денькiя, бѣ-лыя… отъ парки поотдохнули, неморщеныя совсѣмъ, а какъ у барыни какой важной!.. И такъ вся и засвѣтится ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... , трубу-то  какую вывели!.. Вотъ  такъ труба-а!..  − Кто ее вывелъ, тотъ и деньги  за нее возьметъ. Глянь-ка къ лѣсу-то… Тучки-то  нѣтъ, ась?  Сеня посмотрѣлъ въ сторону дальняго лѣса.  − Нѣтъ,  дѣдушка, чисто ... , дѣдушка?.. звону-то  не слыхать?..  Лицо дѣда  Савелiя  было скорбно.  − Сень,  глянь-ка  на небо-то… по-надъ лѣсомъ то… не видать, ась?  − Облачко, дѣдъ,  плыветъ… Ма-ахонькое   ... … вижу… много… охъ, много… си-ила… − Да что ты трясешься какъ, а? дѣдушка!...  − Холодно, Сеня… Ну, глянь-ка еще…  − Плывутъ… ужъ  надъ дворами  плывутъ… Густыя  какiя, кучками ... косы; овсы  горѣли  изумрудомъ на солнцѣ,  показывая  плотныя  головки сережекъ. Куда ни глянешь,  вездѣ  изъ земли били сила, богатство,  жизнь. Здѣсь  Сеня, казалось,   ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... . Три собаки были на погостѣ, у всѣхъ обитателей по собакѣ, но и собакъ запирали на ночь въ сѣнцыи ночное время кружилъ округ погоста долгій стенящій вой.. и если глянуть черезъ заме маленькія окошечки черезъ слуховыя оконца, можно бы подумать, что на заснѣженныхъ могилкахъ теплятся зеленоватыя свѣчечки. теплятся и плывутъ. И когда вой становился ... и много разъ находилъ отгрызенныя лапы. Сами же волки не попадались. Три собаки жили на погостѣ, у всѣхъ обитателей по собакѣ но и собакъ запирали по ночамъ въ сѣнцы. И если глянуть черезъ слуховыя оконца, поверхъ заборовъ – на заснѣженныхъ могильныхъ буграхъ теплились зеленоватые огоньки невѣдомыхъ свѣчей, двигались и гасли. Такъ много было волковъ ... ставилъ капканы у самой церкви и много разъ находилъ отхваченныя лапы. Сами же волки не попадались. Три собаки жили на погостѣ, но и собакъ запирали въ сѣнцы. И если глянуть черезъ слуховое оконце, – на заснѣженныхъ могилкахъ вспыхивали огоньки, двигались и гасли – острые волчьи глаза. Такъ много было волковъ, что, когда ... капканы у самой церкви и много разъ находилъ волчьи лапы, –сами же волки не попадались. Три собаки жили на погостѣ, но и собакъ запирали въ сѣнцы. И если глянуть темной ночью къ погосту, – на заснѣженныхъ могилкахъ вспыхивали огоньки, двигались и гасли – острые волчьи глаза. Такъ много было волковъ, что, когда ...


Художественные проиведения | История Любовная

... къ нему забѣгала  въ конюшню Манька, уличная дѣвка изъ трактира, которую дразнили всѣ – «Манька, на пузо  глянь-ка!»  Противно было, что кучеръ  былъ очень  сильный, – могъ поднимать  пролетку ... бѣльецо… разныя разности, рѣдкiя  преполдобности, самыи главныи исторiи!..  Ишь, кА-кое..! – причмокнулъ онъ. – А вонъ, гляньте,  махонькое-то самое…  кильсоны  это! А, какiе у  н и х ъ   легенькiе, да коротышишные!.. И все ... ;, въ мундирѣ. Онъ его такъ задралъ, что были видны  кружевца на панталонахъ. Гришка  меня толкалъ:  – Гляньте, гляньте… Вотъ  дакъ те-лка!.. Какому сопляку досталась…         Горничныя  ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... кожаныхъ поясахъ. Цвѣтные платочки выглядываютъ въ кустахъ монастырской сирени, мелькаютъ красныя юбки. Задоритъ дѣвичiй смѣхъ.  Уснули столѣтнiе клены.  - Глянь-ка, Матрена! Ай-да честная братiя!.. И житье имъ!  - А, ну ихъ! Потянуло медомъ съ луговъ. Домой пора.  Въ слободѣ разливаются гармоники. На шоссе длинной ... , убѣгъ куда… Нако-сь ножъ-то… во-онъ, въ кустики-то… Срѣжь вѣничекъ, для дому припасемъ… Да хо-о-ро-шiй, смотри! Полежимъ, Матрешь… Глянь-ка, затеплилось… во-на!  У Матрены лицо свѣжее, чуть поблѣднѣвшее отъ тѣней ночи. Алый платокъ сдвинулся къ шеѣ. Край юбки загнулся и открылъ ноги ... волной. Слышно, какъ Мишка потрескиваетъ въ сторонѣ вѣтками. Чуть  погромыхиваетъ желѣзная дорога.  - Вотъ такъ вѣникъ!.. Папанька-а!.. Глянь-ка, вѣникъ-то какой!.. Уклейкину говорить не хочется, и онъ вяло бормочетъ: - Тебя вотъ этимъ бы вѣничкомъ… А-ахъ!.. И разморило же меня… А-а-ахъ&hellip ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... ;                    — Гляньте–ка! — вдругъ испуганно говоритъ онъ и показываетъ черезъ садъ поверхъ облетѣвшихъ яблонь, къ селу. — Вонъ что–о ! Да крестъ–то гдѣ ... . Жаль, страшно жаль безхозяйственности сибирской. Поѣздъ нашъ принялъ праздничный, тріумвальный видъ. Изъ многихъ вагоновъ выглянули красные флаги и плещутся въ вѣтрѣ хода. Глянешь на закругленія — весь онъ на виду, длинная длинная сѣрая цѣпь вагоновъшумитъ беззвучно краснымъ своимъ крикомъ знаменъ. И некому слышать этотъ торжествующій крикъ ... ;о, запечатали?! Ей хорошо, а какъ двадцать лѣтъ я травился, кто въ этомъ виноватъ? Я бы, можетъ, теперь въ какомъ дому жилъ, въ харьковой бы шубѣ ходилъ. И сколько я денегъ пропилъ! Гляньте, какъ руки–то… куръ воровалъ. Знаю, что пропилъ и здоровье, и шубу свою харьковую, и Анюту. Образованная барышня, романы читала. //л. 54. Онъ стоитъ ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | У мельницы

... ; нарочно, али такъ… земля подъ ей разступилась… Ну и завертѣлась съ эдакой махины-то… Мы-то на плотинѣ стояли… Слышимъ, визжитъ што-то… Глянули съ Пантюшкой – красное што-то вертится по горѣ и визжитъ… да кэ-экъ объ ветлу-то гукнетъ, да прямо въ вертелъ… ну и того… ко дну… А за ей-то съ горы ... нечисть по свѣту шляется… да и мѣсто-то глухое… жуть беретъ… жена утопла… Мнѣ вотъ когда ночью-то вытить придется… глянешь на вертелъ и ровно зажметъ што въ тебѣ… Чудится вотъ, что верещитъ да катится красное, да бухнетъ въ воду… особливо ежели сомокъ-то къ разу ...


Художественные проиведения | Виноград. Отдельные листы редакций 1913 г.

... ножками, обтрепанные татарчата. И съ каждымъ днемъ больше и больше. Несли на рукахъ, везли на рессорныхъ фаэтоновъ, стоя на подножкахъ дорогіе сорта — только успѣвай. И куда ни глянешь — виноградъ виноградъ, даже въ камняхъ на набережной, въ морскомъ прибоѣ, въ пыли мостовыхъ раздавленныя виноградныя слезы. // л. 28. VIII   Въ концѣ августа, когда вноградный сезонъ ... баркасовъ. Есть и нѣтъ. Хорошо смотрѣть, когда есть время смотрѣть, когда душа раскрывается  сердце любитъ. Тогда и не смотришь — видишь. А глянешь… Хорошо спокойное море въ солнце — голубой блескъ, серебряное сверканье; и въ вѣтеръ — густосиній, бѣлыми хлопьями закипающій просторъ; и на тихой лунѣ &mdash ...


Художественные проиведения | Пятна

... ему приносили. А то, говоритъ, мнѣ зарѣзать  — разъ плюнуть. Всѣмъ резолюцію. Что я изъ своего тупика увижу, а вотъ… куда не глянешь… И вездѣ. Нѣтъ, теперь ужъ никакими лозунгами не сдержишь и не направишь. — Ничего, Иванъ Гаврилычъ, перекипитъ, сплыветъ пѣна… — Когда насъ ... . И легкость поступить. Когда государству каждый грошь нуженъ — а тутъ такой дождь сыпучій, хватай кому не лѣнь. Это зара–за! Вѣдь куда ни глянь. И всѣ требуютъ. Чуть недѣлю пожилъ — требую! Требую! Всѣ требуютъ. А ты попробуй откажи! Тутъ тебѣ сейчасъ изъ брошурокъ да съ митинговъ цѣлый ворохъ ...


Художественные проиведения | Тени дней

... ; на ансъ горою, завалило. Я продираюсь,  разбрасываю  вороха… − дорога, тихая, пустая, въ огонькахъ. На костыляхъ − за нами.  − „Гляньте, гляньте..!“   Мужикъ  подъ сѣномъ?!..  Авеню  забита ворохами, − сѣновалъ. Вороха трясутся, ходятъ: копышится  мужикъ ...


Художественные проиведения | Липа и пальма

... ; _________   XV.   – Ужъ и холодна нонѣ ночь была! Вода въ рукомойникѣ застыла. – Да, рано забрало. Иней былъ… Глянь, трава-то… - 41 - – Пилой ее, што ли, сначала? а, дядя Семенъ? – Знамо, пилой. Съ боковъ пилой, а тамъ под…(?)… Подошла ...


Художественные проиведения | Одной дорогой

... худая лохматая собака, конечно, тотъ самый Шарикъ… Она в ытянула рук уи поманила: – Тц…а! Са-ликъ!..   Норка мелькомъ глянула на нее и пропала: какъ разъ въ это время изъ кухни вышла Матрена и выкинула что-то къ сарайчику. Это былъ самый лучшiй часъ дня для ...


Художественные проиведения | Патока

... …  - Га! - засмѣялся инженеръ, приподымая усы и сдвигая  кожу на лбу.  …Точно нюхаетъ… - Глянули на мой драный заводъ… Га!   - М-м-да… Заводикъ, дѣйствительно…  - Га! НЕ  запрягать же клячу въ ландо! Все  ...


Художественные проиведения | Поденка

... . На лавкѣ у кухни сидѣла грушка[kkkkkkkk] въ розовой кофточкѣ и большимъ косаремъ колода грязноватыя поблескивавшіе глыбы льда. Очевидно, готовили мороженое. Дверь, куда ни глянешь, былъ набитъ «ѣдовымъ» – какъ называлъ Васин<ъ>. Квокающими стайками, точно сѣренькія бутылочки съ розоватыми тонкими горлышками, жеманно и одарашиваясь бродили ...


Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... на рукахъ, везли въ фаэтонахъ, стоя на подножкахъ, — самое спѣлое, нѣжное. Затрещала скорлупа подъ ногами — пошелъ миндаль. Повалили орѣхи съ деревъ. И куда ни глянешь — все виноградъ и виноградъ и въ камняхъ на набережной, и въ морской волнѣ, и въ пыли мостовыхъ, раздавленныя виноградныя слезы. Загремѣлъ сезонъ.   Затрещали ранними утрами сойки ...


Художественные проиведения | Росстани

...   иконка. Столбикъ сталъ совсѣмъ маленькiй, а когда–то былъ  и шире, и выше, и надо было  дотягиваться, чтобы за- // л. 11. глянуть: забивались  сюда иногда[97] воробьи.   Выходили подъ окна бабы, незнакомыя, молодыя, кланялись и провожали пытливымъ взглядомъ. Выбѣжала ...


Публицистика | Певец Ледяной Пустыни

...   ручейком  седые сказки.  «Блеснет  снежок и захрустит  порой,  «Но дети глянут  бойко,  без опаски.  «Они привыкли. Знают каждый звук,  «А волк  не смеет ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... , говоритъ, не то… Вы, говоритъ, съ табакомъ прiѣхали… вамъ, говоритъ, сейчасъ строгiй осмотръ будетъ… А дяденька то изъ кельи выходили къ мощамъ прикладываться напередъ. Глянули на меня да и говорятъ: Ты, Андрюшка, курилъ,[24] а? сказывай, говорятъ, курилъ? Кайся! говорятъ… — Не курилъ, говорю, дяденька! — Врешь![25] говорятъ&hellip ... и есть что показать, такъ смотрѣть некому. На Валаамѣ бо-   // л. 35   Дрости больше, потому есть кому на нихъ подивиться, а на насъ рѣдко кто и глянуть хочетъ… — Во имя Отца и Сына и Святого Духа — раздался за дверью голосъ. — Аминь… &mdash ... полѣземте… — сказалъ о. Ѳедулъ. — Что это вы на птицъ то загладѣлись? мало ли ихъ вездѣ… Вы вотъ на скиты то съ колоколенки гляньте, посмотрите, гдѣ наши схимонахи обрѣтаются, каък они въ лѣсахъ живутъ, точно звѣри полевые, да хвалу Богу воздаютъ… — Да молчатъ?.. &mdash ... заволновавшейся воды, точно хвостъ исполинскiй. На островкѣ Никольскомъ двѣ чорныя фигуры показались. Выползли, должно быть, отшельники-скитяне изъ своихъ темныхъ келiй глянуть на вѣстника далекаго мiра, который они все еще не могутъ забыть, выползли, проводили холодными взглядами пароходъ, чорную толпу чужихъ имъ людей на палубѣ ... . [106] Вместо: глухо звенѣлъ — было: начиналъ свою [107] но вписано. [108] Вместо: взглянуть — было: глянуть [109] Вместо: красивыми складками — было: красиво охватываетъ ихъ [110] слабомъ вписано. [111] Далее было: свѣчей ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... печально и вопросительно поглядѣлъ на Савелія. ‑ Какъ же теперь, дѣдушка? звону то не слыхать? а? Лицо дѣда было скорбно… ‑ Ничего… Сеня… Глянь ка на небо-то что надъ лѣсомъ то? не видать? Ась? Сенька сталъ внимательно всматриваться въ небо, за лѣсъ. ‑ Ну?.. ‑ Облачко, дѣдушка, плыветъ… Маленькое облачко ... теперь… вижу… много… охъ много… ‑ Да что ты трясешься то, дѣдушка ‑ Холодно… Сеня… холодно… ну, глянь ка… еще… ‑ Плывутъ… вотъ и надъ деревней… ‑ Да… какіе они?.. ‑ Да такіе густые… кучками все ... ]. Сенька[950] помѣстился рядомъ. Старикъ молчалъ и какъ то безжизненно смотрѣлъ впередъ, въ безконечную ширь, пересѣченную[951] горизонтомъ. Сенька притихъ и также смотрѣлъ. ‑ Глянь-ка дѣдушка, глянька – вонъ грачи летятъ – указалъ онъ пальцемъ на[952] черную полосу надъ[953] болотиной. А во-онъ&hellip ... . На вершинѣ осыпи дѣдъ остановился и закашлялся прерывисто[1010]. Сенька угрюмо смотрѣлъ на // л. 54 об.   дѣда, жалѣлъ его. ‑ Дѣдушка, глянька, глянь – вонъ грачи летятъ… ишь… ихъ сколько… А вонъ дѣдушка – во-онъ подъ лѣсомъ то ‑ трубу ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... могучее дерево, — такое дѣло… Теперь ужъ… И опять трясетъ головой, уже рѣшительно, точно все понялъ. — Гляньте-ка! — вдругъ испуганно говоритъ онъ и показываетъ черезъ садъ поверхъ облетѣвшихъ яблонь, къ селу. — Вонъ что-о! Да крестъ-то гдѣ? Крестъ ... . Жаль, страшно жаль безхозяйственности сибирской. Поѣздъ нашъ принялъ праздничный, тріумвальный видъ. Изъ многихъ вагоновъ выглянули красные флаги и плещутся въ вѣтрѣ хода. Глянешь на закругленія — весь онъ на виду, длинная длинная сѣрая цѣпь вагоновъ шумитъ беззвучно краснымъ своимъ крикомъ знаменъ. И некому слышать этотъ ... [1724]?! Ей хорошо, а какъ двадцать лѣтъ я травился, кто въ этомъ виноватъ? Я бы, можетъ, теперь въ какомъ дому жилъ, въ харьковой бы шубѣ ходилъ. И сколько я денегъ пропилъ! Гляньте, какъ руки-то… куръ воровалъ. Знаю, что пропилъ и здоровье, и шубу свою харьковую, и Анюту. Образованная барышня, романы читала. //л. 56   Онъ стоитъ ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... взволновавшейся воды, точно хвостъ исполинскiй. На островкѣ Никольскомъ двѣ черныя фигуры показались. Вышли, должно быть, отшельники-скитяне изъ своихъ темныхъ келiй глянуть на вѣстника далекаго мiра.[198] (— «Господь на небеси уготова[199] Престолъ Свой, и царство Его всѣми обладаетъ»…  ... ;что?» И жалко мнѣ тутъ его стало. —«Пойдемте, говорю, наверхъ, господинъ». — А они эдакъ на меня глянули слезно да и говорятъ: «Не могу я наверхъ идти… не могу, о. святой….» —да-а. — «Не могу»  ... ;Вместо: шесть — было: 6 [245] Далее было: Господь умудряетъ [246] Далее было: Мы и на колокольню часы соорудимъ. Вы на машины да станки гляньте, — многое сами дѣлаемъ. — Есть у васъ механики? — Механики?.. Ну, такихъ нѣтъ. А придетъ къ намъ кой человѣкъ и сдѣлаетъ ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... секретъ! Во почему мы на мель-то все садимся! Наше-олъ секретъ! -  А вотъ! – кричалъ голый человѣкъ, показывая на пароходъ и подпрыгивая въ водѣ. – А вотъ глянь-ка отсюда и узнаешь! Читай, чего написано: «Хо-зя-инъ»! -  Го-го-го!! – загремѣло, заухало, затопотало и покатилось по рѣкѣ. Все смѣялись: и матросъ, опять подлезавшій ... , золотыя пятна зрѣющихъ нивъ. И надъ всѣмъ – опять синее, безъ отметинки, небо. А вблизи и вокругъ свѣтлые виноградники, бѣлыя дачки, бѣлыя дороги. Глянешь въ конецъ веранды,– на версты тихая долина, цвѣтныя точки коровъ по дубнячку на взгорьяхъ. Вспыхиваетъ въ лѣсках бѣлая пелена: это автомобиль высверливаетъ дорогу. Тихо ... мальчишкамъ окладъ налога сдѣлалъ, чтобы по гривеннику ему приносили въ день за защиту. А то, – говоритъ, – зарезать мнѣ кого – раз плюнуть. Ну, куда ни гляну... – Мы его подстерегем, камнемъ голову прошибемъ... – сказалъ одинъ, выбравшийся изъ-подъ лавки. -  А то Мишка у брата-мильцинера револертъ утащитъ и... Я простился ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... съ горъ съ кривыми ножками, обтрепанные татарчата. И съ каждымъ днемъ больше и больше. Несли на рукахъ, везли на рессорныхъ фаэтонахъ, стоя на подножкахъ дорогіе сорта[2200]. И куда ни глянешь — виноградъ виноградъ, даже въ камняхъ на набережной, въ морскомъ прибоѣ, въ пыли мостовыхъ раздавленныя виноградныя слезы. // л. 27   VIII Въ концѣ августа, когда ... ;Далее было: Есть и нѣтъ. Хорошо смотрѣть, когда есть время смотрѣть, когда душа раскрывается и сердце любитъ. Тогда и не смотришь — видишь. А глянешь… [2476] Далее было: въ лунномъ столбѣ [2477] тихiй вписано. [2478] часто вписано. [2479] Вместо: площадки  ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... [320] и Сенька.[321] Вѣтерокъ обдувалъ ихъ, игралъ въ жиденькой бородкѣ Савелія, шевелилъ свѣтлыя[322] волосенки Сеньки…[323] ‑ Глянька… глянь… дѣдушка… вонъ грачи летятъ, указалъ внукъ на чорную полосу надъ болотиной… ‑ А во-онъ… у лѣса то… трубу кладутъ ... ] Сенька спотыкался смотрѣлъ подъ ноги[425]отыскивая[426] землю, но ея не было. Не было травки, не было дали и свободы[427] полей… Куда ни[428] глянешь – вездѣ были[429] камни. Открылось невиданное, страшное царство… Тятя!.. тятя!.. – закричалъ Сенька… Голубокъ тутъ ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... : ‑ пошелъ миндаль. [1792] Вместо: Валили – было: Повалили [1793] Вместо: вездѣ ‑ – было: куда ни глянешь ‑ все [1794] Далее было: на набережной [1795] тире вписано. [1796] Далее было: мостовыхъ, раздавленныя [1797] Далее ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... берегахъ тоски, а отъ радости. А гривка опустилась[1201] такъ низко, что сверкнуло подъ черной нахохлившейся крышей одинокимъ глазкомъ[1202] на солнцѣ,[1203] глянуло и <п>огасло. Такъ чистъ былъ воздухъ, что[1204] Семіенъ-воинъ сразу узналъ<,> кто высокій стоитъ на кормѣ, загородивъ широкой спиной клонившееся[1205 ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

...   иконка. Столбикъ сталъ совсѣмъ маленькiй, а когда–то былъ  и шире, и выше, и надо было  дотягиваться, чтобы за- // л. 11. глянуть: забивались  сюда[99] воробьи.   Выходили подъ окна бабы, незнакомыя, молодыя, кланялись и провожали пытливымъ взглядомъ. Выбѣжала  ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... дѣлать! Даже жалко мнѣ его тутъ стало. Взялъ его за ручку и говорю: — «Наверхъ, господинъ, пойдемте»… А они глянули на меня эдакъ туманно и говорятъ: — «Не могу я наверхъ итти.» Да-а… Не могу и не могу… — «Почему же» ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"