И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 14

Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... стояла чужая, скучная церковка — ʺкиркаʺ. А за ней мельница уже вертѣла рѣзныя крылья. Нѣмецъ, словно и сна ему нѣтъ, закативъ рукава синей блузы, поблескивая розовой плѣшью, уже уминалъ въ плетушку вороха изъ–подъ соломорѣзки — кормить коровъ. Третій нѣмцевъ сынишка, горбатый Морицъ, какъ ... ;«Совѣтовалась о томъ, о другомъ. А Иванъ, показывая силу,» зачеркнуто, вставлено «Высокій, заг. до мѣди съ раскр.<ытымъ> вор.<отомъ> тѣсной ему блузы Ив.<анъ> пок.<азывалъ> п.<ередъ> ней силу,». [825] «по два на шею» исправлено на «на шею по два». [826]  ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... протискивался  Кириллъ Семенычъ, въ потертомъ  пиджачкѣ, изъ-подъ  котораго  виднѣлась  синяя блуза. Вокругъ  профессора  образовали  группу студенты,  курсистки, знакомые. А Кириллъ семенычъ все шелъ, безцеремонно ...


Художественные проиведения | Тени

... . Глазъ ушли глубоко подъ лобъ и чудится въ нихъ, въ ихъ темной и горячей глубинѣ дума, мысль. Скинуть бы этотъ рыжій, нитками прохваченный кафтанъ, вздѣть блузу черную, раскинуть на столѣ вмѣсто залитой скатерти широкій листъ, на которомъ вычерчиваютъ чертежа, дать въ крѣпкую, ладонь циркуль, — и смѣло сойдетъ за погруженнаго въ чертежи ...


Художественные проиведения | Виноград. Отдельные листы редакций 1913 г.

... … Какъ хотите, а времена–то ужъ не тѣ, не тѣ… Пробивается новый эелементъ. И не тотъ уже недоступный Крымъ… Теперь лѣтній сезонъ, ситцевый сезонъ. Блуза и капотъ, да и то самый легкій, демократическій капотъ, если позволите. И это надо привѣтствовать. И недалеко время, когда на эти берега хлынетъ вся /о, увидите!/ вся трудовая ...


Художественные проиведения | О возвращении ученого на родину

... », сверху написано: «сладко–сладко» [195] «при видѣ румянаго солдатскаго лица и синей блузы» зачеркнуто, изменено на: «<нрзб.>» [196] «дальше» зачеркнуто, изменено на: «<нрзб.> и» [197] «его ...


Художественные проиведения | Птицы

... .  На луговинѣ, еще не  застроенной дачами, стоитъ  такой  же шалашъ, какiе встрѣчалъ я на побережьи. Изъ окна  я вижу гороховую  блузу  и сѣрую  каскетку  мосье Ружэ. Онъ стоитъ  передъ шалашомъ, за рыжимъ  щитомъ-заборомъ, и вдумчиво  смотритъ  ...


Художественные проиведения | Тени дней

... . За нимъ − безлобый, съ пастью; усъ, „для  пикана“, въ стрѣлку; шинель  съ бобрами − на одномъ  плечѣ, подбита краснымъ; блуза  въ маслѣ.  За ними, стаей, − картузы изъ выдры, собачьи  шапки, волчьи  балахоны, хорьки, верблюжина, крылатки,  полушубки ...


Художественные проиведения | Как я ходил к Толстому

...   в кабинет  странного  молодого  человека. Он,  по обыкновению,  в суконной  блузе,  подпоясанный  ремешком, как на  портрете,  с великими  лишениями  купленном  ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... церковка —«кирка». А за ней мельница уже вертѣла рѣзныя крылья. Нѣмецъ, словно и сна ему нѣтъ, закативъ рукава синей блузы, поблескивая розовой плѣшью, уже уминалъ въ плетушку вороха изъ-подъ соломорѣзки — кормить коровъ. Третій нѣмцевъ сынишка, горбатый Морицъ, какъ ... къ Катеринхенъ, выбирая вечеръ, когда приходили съ поля, и торчала у закромовъ, куда Иванъ сваливалъ картофель. Загорѣвшiй[458]до мѣди, съ открытымъ[459] воротомъ тѣсной[460]блузы, показывалъ Иванъ[461]передъ ней силу, игралъ мѣшками, захватывая на шею по два. Кричалъ нѣмцу: «нох, хер Браунъ! еще!»  ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... ;[467] [468] Такiе[469] времена[470]…[471] Все очень просто – и[472] [473] лѣтній сезонъ[474]. Но все[475] блуза и капотъ, и[476] самый[477], дешевый[478] капотъ[479]. [480] [481] Скоро[482] [483] поѣдетъ[484] вся дѣловая, то–есть[485 ... было: уже [696] тераскамъ оставлен вариант. [697] В тексте ошибочно: сабда [698] уже вписано. [699] Далее было: , блузы [700] В тексте ошибочно: чардами [701] Вместо: простынями ‑ было: шарфами [702] Далее было: соломе [703] Вместо ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... , который порядкомъ надулъ его въ прошломъ году. Приказали запрягать тарантасъ. Отецъ и сынъ ходили по молодой аллейкѣ и курили, два сочныхъ пятна на зелени: бѣлая блуза и красныя рейтузы. Выйдя въ цвѣтникъ къ вишняку. Въ развѣсистыхъ купалъ кой–гдѣуже горѣли яхонтами сквозные вишни[333]. — Слушай–ка... Нѣтъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"