Письмо Патриарху Варнаве Сербскому. 9. 6. 1935
9 апреля, 1935 г.
Его святейшеству
Всесвятейшему Патриарху Сербскому ВАРНАВЕ,
Сремски Карловицы.
Ваше Святейшество,
Я хотел бы послать Вам самое сердечное приветствие в эти знаменательные дни-грани Вашего благодатного Архипастырского Служения, хотел бы сказать словами, которые во всей полноте и непосредственности выражали бы мои чувства восхищения, преклонения, радости, благодарности. И вот, вижу, что как бы я ни старался выразить желанное силой нашего великого языка, все же не будет это выражением сути, того с в е т а, от которого слезы на глазах, когда душа обращается к Вам, родной наш, великий Архипастырь! Но что же делать, − примите с л о в о: Ваша душа дополнит.
Вы пленили, очаровали, повели за собой русские сердца, − красотой сердца Вашего, Вашей силой и прямотой, Светом Христова Слова. Лаской Вы утешали нас, правдой Вы укрепляли души, звали нас к вере в грядущее возрождение России Православной. Вы заклеймили Зло во имя Христовой Правды. Пастырь добрый, ВЫ обличали «умывающих руки» − наш лицемерный мир, обличали «земли державства» во имя Господа Вседержителя. И высоко вознесли значение Пастыря в нашем заблудшем мире.
Достойнейший! Вы бесконечно нам дороги и безмерно близки. Тысячи тысяч нас в сердце своем хранят Ваш благородный образ − душевную красоту и правду. Вы с нами, в жизни, и более, чем в жизни: Вы − в сербско-русской и в мировой Истории, − в мрачнейшие времена ее, − как светлая, благородная страница. Тютчев пропел когда-то: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» Но когда о Вас думаешь, в душе отзывается иное: счастлив мир, когда в роковые его минуты в нем пребывает и сторожит Пастырь Добрый, который п а с е т воистину, а не бежит от волков, который глаз не отводит от овец своих, который зорко следит за тем, что творится на пастбище. Да, такой мир счастлив, и как же счастливы те, кто в этом мире − наинесчастнейшие!
Ваше Святейшество! мы счастливы, что Вы п а с е т е, во Имя Божие; наши измученные души освещаются Вашим светом, и мы не теряем бодрости: несокрушенно мы можем петь − «с нами Бог!»
Да ниспошлет Вам Господь силу и крепость на многие, многие лета.
Это − слова и чувства. Но я хотел бы послать Вам что-нибудь из моих писаний. И вот, прошу Вас, примите благосклонно душевное приношение мое − «Богомолье», где я пытался словами-образами восстановить − воротить лучшее, что я видел в жизни, − чистые души русские, которые и для Вас родные.
Прошу Вашего Архипастырского благословения.
Вашего Святейшества преданнейший почтительно
Ив. Шмелев.
2 Bd de la Republique
Boulogne S/Seine.