Русский колокол. Газ. Возрождение − 12. 1927
«РУССКИЙ КОЛОКОЛ»
Вот журнал, которому принадлежит право привлечь внимание живой русской эмиграции, той ее крепкой части, для которой мысль о России Новой, о России Светлой − не умерла.
Этот журнал, руководимый проф. И. А. Ильиным, ставит своей задачей руководить теми, кто хочет служить грядущей России словом и делом и − воспитывать новую, национальную интеллигенцию, религиозно обновленную и государственно мыслящую.
Вторая книга журнала − о первой уже писалось − еще более укрепляет важность этого журнала для нас, в рассеянии сущих, но душой пребывающих с Россией.
Книжка открывается блестящей статьей редактора − «О русской интеллигенции», о том, почему интеллигенция перестала верить и понимать Россию, почему в ней иссяк источник национального самосохранения; почему она не могла строить свою Россию − и какой должна быть подлинная национальная интеллигенция.
Г. Бах, в статье «Лицом к России!» говорит о спасительной силе созидательного патриотизма, черпающего мощь из веры в гений русского народа, олицетворенный в Пушкине.
В статье «Кризис современного искусства И. А. Ильин, взяв эпиграфом из Пушкина −
Постойте! Наперед узнайте, чем душа
У вас исполнена − прямым ли вдохновеньем,
Иль необузданным одни поползновеньем…
и из Тютчева −
Мечты людей, как сны больного дики…
ставит вопрос о темных недрах в человеке, стремящегося поглотить человеческое, увлечь гармонически-светлый дух в самоволье вихрей и бурь глубинных… о сущности искусства, о связанности искусства с религиозно-созерцательным началом в человеке, об истинных путях высокого искусства, о значении его для жизни духа, об изсякновении духовных недр, о гиблых путях пустого, мертвящего искусства…
Искренностью захватывает «открытое письмо» к оставшимся в России патриотам − «Вы наши братья!» − И. А. Ильина. Для братского понимания между нами и теми это «письмо» должно иметь важное значение: оно помогает разобраться во многих несправедливых укоризнах.
С большим интересом читается житие Митрополита Макария, верного наставника молодого Ивана IV, − статья И. Лаппо, − из серии «Великие Строители России». Журнал прекрасно делает, вызывая перед нами тени забытых «национальных делателей».
Статья Православного − «Православие и государственность» как раз ко времени. Есть философы, для которых Церковь не Тело Христово, а одна из философских категорий, и которые, упражняясь в мыслях, тщатся решать вопросы догмы и указывают пути истинным чадам Церкви, тревожа и возмущая совесть. Статья Православного освещает вопрос о пределах «отделения Церкви от государства», о праве Церкви, как учреждения божественного, участвовать и в земном − государственном строительстве рука об руку с государственной властью, наполняя ее духовным содержанием; об отношениях между «кесаревым» и «Божьим»[i] и о долге и праве Церкви благословлять «меч», поднятый на борьбу со злом.
Горячо написал Н. Цуриков о «Пафосе героизма об идеях современности». Героизм − творческое и животворящее начало, и потому должен воспитываться государством, как движущая жизнь сила. Особенно важно значение героизма в подвиге освобождения и восстановления России. Автор остро и метко говорит о демократизации современности, о приглушении героизма «вождями века сего», которые настойчиво выкуривают героизм из жизни и учат доверчивые массы и низы народов презирать героев и этим как бы призывают к умерщвлению Героя.
«Тебе не нужны вожди, тебе нужны герои! Ни за кем не иди! Веди и приказывай сам! Ты хозяин, а мы… твои слуги!» − так-то внушают массам собирающиеся сесть им на шею. Массы верят. А с этим, − говорит автор, − «неизбежно связано и отвращение народного взора от неба»…
…И сладкий горошек достанется нам!
А царство небесное мы воробьям
И ангелам Божьим уступим…
«Так некогда аргументировал Бебель свою социальную утопию − стихами Гейне».
Мы, русские, теперь знаем, кому достался «сладкий горошек», и что досталось массам, отторгнутым песнями коммунистических сирен от национальных своих героев!
Статья В. Гефлинга «Живой опыт коммунизма» дает картину небывалой экономической эксплуатации, «высасывания» русского народа коммунистами, и делает вывод о неминуемо-роковом завершении это «экономики» − освобождением хозяйственных сил новой, свободной России.
Во 2-ой части журнала, показательной, помещена исторически и географически обоснованная статья редакции − «Историческое бремя России», показывающая, с какими трудностями бороться выпало в судьбинный удел России. Интересна для нас статья Б. Никольского «Русская эмиграция в цифрах» и статья И. А. Ильина «О признании советской власти» − правила и советы, − очень важная в вопросах о «возвращенстве». Заключают книгу изречения Св. Писания, Святых, мудрецов и писателей «о сопротивлении злу силою».
Возрождение, 1927 г.
[i] Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф. 22:21); Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Мар. 12:17); Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Лук. 20:25)