Русский колокол

Русский колокол. Газ. Возрождение  − 12.  1927       

 

«РУССКИЙ КОЛОКОЛ»  

 

Вот журнал,  которому  принадлежит  право  привлечь  внимание  живой  русской  эмиграции, той  ее  крепкой  части,  для которой  мысль  о России Новой, о России  Светлой − не умерла.  

Этот журнал, руководимый  проф.  И. А. Ильиным,  ставит  своей задачей  руководить теми,  кто хочет  служить  грядущей России  словом и делом и − воспитывать  новую,  национальную  интеллигенцию,  религиозно  обновленную и государственно  мыслящую.  

Вторая книга  журнала − о первой  уже писалось − еще более  укрепляет  важность  этого  журнала  для нас,  в рассеянии сущих, но  душой пребывающих  с Россией.  

Книжка  открывается  блестящей статьей  редактора − «О  русской  интеллигенции», о том,  почему  интеллигенция  перестала верить и понимать  Россию,  почему  в ней  иссяк источник национального  самосохранения; почему  она не могла  строить  свою Россию − и какой  должна быть  подлинная  национальная интеллигенция. 

Г. Бах, в статье  «Лицом к России!»  говорит  о спасительной  силе  созидательного  патриотизма,  черпающего  мощь  из веры в гений  русского  народа,  олицетворенный в  Пушкине.  

В  статье  «Кризис  современного  искусства И. А. Ильин,  взяв  эпиграфом  из Пушкина −  

Постойте!  Наперед узнайте, чем душа 

У вас  исполнена − прямым  ли вдохновеньем,

Иль  необузданным  одни поползновеньем…  

и из  Тютчева −  

Мечты людей, как сны больного  дики…  

ставит  вопрос о темных  недрах в человеке,  стремящегося  поглотить человеческое,  увлечь  гармонически-светлый дух  в самоволье  вихрей и бурь  глубинных…  о сущности  искусства,  о связанности искусства  с религиозно-созерцательным  началом в человеке,  об истинных  путях  высокого  искусства,  о значении  его для  жизни  духа,  об  изсякновении  духовных  недр,  о гиблых  путях  пустого, мертвящего  искусства…  

Искренностью  захватывает  «открытое письмо» к  оставшимся  в  России  патриотам − «Вы наши братья!» − И. А. Ильина. Для братского понимания  между нами  и теми  это «письмо»  должно иметь  важное  значение: оно помогает  разобраться  во многих  несправедливых  укоризнах. 

С большим интересом  читается  житие Митрополита  Макария,  верного  наставника  молодого  Ивана IV, − статья  И. Лаппо, − из серии  «Великие  Строители  России».  Журнал  прекрасно  делает,  вызывая  перед нами  тени  забытых «национальных  делателей». 

Статья  Православного − «Православие  и государственность»  как раз  ко времени.  Есть философы,  для которых  Церковь не  Тело Христово,  а одна  из философских  категорий,  и которые,  упражняясь в мыслях,  тщатся  решать вопросы догмы и  указывают пути  истинным  чадам  Церкви,  тревожа и  возмущая совесть. Статья  Православного  освещает  вопрос  о  пределах  «отделения  Церкви от  государства», о праве Церкви,  как  учреждения  божественного,  участвовать  и в земном − государственном строительстве  рука об руку  с государственной властью,  наполняя  ее духовным содержанием;  об отношениях между  «кесаревым» и «Божьим»[i]  и о долге  и праве  Церкви  благословлять «меч»,  поднятый  на борьбу со  злом.  

Горячо написал  Н. Цуриков о «Пафосе  героизма  об идеях  современности». Героизм −  творческое  и животворящее начало, и потому должен  воспитываться  государством, как движущая жизнь сила.  Особенно  важно  значение  героизма в подвиге освобождения  и восстановления  России.  Автор  остро и метко  говорит  о демократизации  современности,  о приглушении героизма  «вождями века сего»,  которые  настойчиво  выкуривают  героизм из жизни и учат  доверчивые  массы  и низы  народов  презирать  героев  и этим  как бы  призывают  к умерщвлению  Героя.  

«Тебе  не нужны  вожди,  тебе нужны  герои! Ни за кем  не иди!  Веди и приказывай  сам! Ты хозяин,  а мы… твои слуги!» − так-то  внушают массам  собирающиеся сесть им на шею. Массы  верят. А с этим, − говорит автор, − «неизбежно связано  и отвращение  народного  взора от неба»… 

…И  сладкий  горошек  достанется  нам! 

А царство  небесное мы воробьям

И ангелам Божьим уступим… 

«Так некогда аргументировал  Бебель свою социальную утопию − стихами  Гейне». 

Мы, русские,  теперь знаем,  кому  достался  «сладкий горошек», и что  досталось массам, отторгнутым  песнями коммунистических  сирен  от национальных  своих героев! 

Статья  В. Гефлинга «Живой опыт коммунизма»  дает картину  небывалой экономической  эксплуатации,  «высасывания» русского народа  коммунистами,  и делает вывод о неминуемо-роковом  завершении  это «экономики» − освобождением  хозяйственных  сил  новой,  свободной России. 

Во  2-ой  части журнала,  показательной,  помещена  исторически и географически  обоснованная  статья  редакции − «Историческое  бремя России»,  показывающая,  с какими трудностями  бороться  выпало  в судьбинный   удел России. Интересна  для нас статья  Б.  Никольского  «Русская  эмиграция  в  цифрах» и статья  И. А. Ильина «О признании  советской власти» − правила  и советы,  − очень  важная  в вопросах  о «возвращенстве».  Заключают  книгу  изречения  Св. Писания,  Святых,  мудрецов и писателей «о сопротивлении  злу  силою».  

Возрождение,  1927 г. 

 



[i] Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Матф. 22:21); Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. (Мар. 12:17); Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Лук. 20:25)