И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 50

Художественные проиведения | Солнце мертвых

... дѣлается въ округѣ, въ  городкѣ, у моря. – Еще  что скажешь?  Она  смущенно  стоитъ у порога, кухни, третъ  одну ногу  о другую,  слѣдитъ,  какъ кромсаю  листъ. &ndash ... … Вино,  вино… течетъ  красное вино,  залило руки,  чаны,  пороги,  хлещетъ… Тянетъ  бродильнымъ  духомъ… И винодѣлы,  одурѣвшiе  отъ паровъ ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... у меня картинка «Исходъ души»… со свѣчкой лежитъ, а о н и энъ гдѣ топчутся, какъ закривились-то!.. Я смотрю на страшную картинку, на синихъ, сбившихся у порога и чего-то страшашихся, смотрю на свѣчку съ серебрецомъ… - и такъ мнѣ горько! - Горкинъ, милый… - говорю я,  ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | История Любовная

... ;уксусъ.  – «Здоро-во, милый другъ…  здоро-во,  ме-э-льникъ!..»  – выкрикнулъ онъ съ порога, и я сразу почувствовалъ,  что у него что-то радостное.  Недавно мы видѣли  «Русалку», и  Женька сталъ ... ;умойте  «ваше ангельское лицо»…  и я  допущу  Женьку. Всѣ  пороги  у насъ  обилъ. – Тетя Маша!.. – радостно  вскричалъ я. – Но…  зачѣмъ  ... ;нарушить  ея молитву!»  Скрастивъ  на груди руки, я  замираю въ  нишѣ,  у порога.  Розовая  лампада  блѣдно  озаряетъ  бѣдное  убранство кельи. На голой ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... рядами  оконъ  глядѣли на площадь  эти неуютные дома  съ липкими отъ грязи  порогами  десятковъ входовъ. Тысячи людей,  одѣтыхъ съ чужого  плеча,  покрытыхъ заплатами и  швами ...


Художественные проиведения | Под горами

... и плыветъ, тихая и  росистая. Никогда не признавался, что любитъ и тоскливый зовъ съ минаретiа, и далекое ржанье, и позднiй топотъ коня, и вечернюю пѣсенку Нургэтъ съ порога.   Онъ могъ бы сказать, чего не любитъ. Но развѣ есть кому  до этого дѣло!   Онъ не любитъ ходить ...


Художественные проиведения | Карусель

... ,  возится  у вѣсовъ, прикидываетъ  на  чашки  гирьки.   − Не шибко соображай-то! − кричитъ Иванъ Акимычъ  съ порога, гонитъ мухъ  съ  балыковъ,  уже взятыхъ  солнцемъ, ,  оглаживаетъ жирокъ: хорошъ товарецъ!  − Вѣночки-то, Степанидушка, выкладь ... ; Заутреню-то  поповскiе,  что ль,  пѣть будутъ?  − Обязательно поповскiе!− оживляясь,  говоритъ Иванъ Акимычъ,  выходя къ порогу. − Конторщики  съ паточнаго  охотились,  тено-ра!  Сизовъ Андрюшка…  − Си-зовъ?! Ну,  обязательно у васъ буду.  ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... .  - Кто еще?... Уклейкинъ узналъ тоже не совсѣмъ твердый голосъ заказчика, вытянулъ всклокоченную голову изъ передней и нѣсколько разъ поклонился, не переступая порога.  - Я-съ… къ вашей милости… Уклейкинъ-съ… - А-а… “Шкалики”!... Сама “шпана”!... - Прро-рро ...


Художественные проиведения | Мистификация

Фонд № 387                                              Шмелев И. С Шмелев                                Иван Сергеевич Картон № 3 Ед. хран. № 9 «Мистификация» — шутка в одном действии 1908 Машинопись с авторской правкой. 43 лл. Название и адрес на обложке рукой И.С.Шмелева. На обложке — цензурное разрешение и печати.   Помят, надорван лист обложки. Общее количество листов 43 // карт. Машинопись с авторской правкой. 43 лл. // карт. 1й экземпляръ. Мистификацiя.                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Авторъ                                            Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ   Владимiръ Губ., Царицынская ул. д. Стариковой. // титульный лист   М И С Т И Ф И К А Ц I Я .                                  Шутка въ I дѣйствiи.   Д Е Й С Т В У Ю Щ I Я  Л И Ц А .   КОСТОЧКИНЪ, Василiй Ивановичъ, секретарь земской управы, лѣтъ за 30. РУБИНИНЪ, Владимiръ Александровичъ, молодой беллетристъ съ именемъ, ...


Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | По спешному делу

ПО СПѢШНОМУ ДѢЛУ. I.   Капитанъ Дорошенковъ прислалъ изъ роты записку.  “Милая Сафа! задержало неожиданное дѣло. Вернусь, можетъ быть, поздно. Твой Костя”.   Серафима Сергѣевна прочла и пожала плечами. Какъ  разъ сегодня Вовочкѣ минуло три года, а вечеромъ собирались ѣхать въ театръ.  - Капитанъ въ собранiи?  - Никакъ нѣтъ, уѣхали.  - Одинъ?  - И никакъ нѣтъ… Ихъ благородiе поручикъ Бурхановскiй съ ими.  Она подумала.  - На словахъ ничего не велѣлъ передать?  - Не могу знать… и никакъ нѣтъ. Такъ что ихъ высокородiе приказали вечорнiя занятiя чтобъ безъ ихъ…  “Какое дѣло? и почему онъ не могъ ясно написать? могъ бы заѣхать, сазать… А теперь ждать до ночи… Поѣхалъ съ этимъ пьянчужкой!...”  Она чувствовала себя обиженной. Конечно, она увѣренна въ немъ, какъ въ себѣ. Всегда уравновѣшенный, онъ не способенъ бѣгать за всякой пошлой бабенкой, какъ Бурхановскiй, и пропадать по ночамъ, какъ капитанъ Устиновъ. Этотъ серьезный человѣкъ умнѣе всѣхъ товарищей по полку, и только обстоятельства толкнули его въ казарму. Онъ могъ бы поступить въ академiю, но у него мало характера, и дѣти не даютъ  ему заниматься. Когда онъ приходитъ изъ роты и пообѣдаетъ, вся “тройка” отправляется съ нимъ къ большому дивану. Они виснутъ у него на ногахъ, ерошатъ курчавые волосы, и онъ забываетъ съ ними скучную службу и смѣется такъ заразительно.  - Барыня, усё справилъ… - доложилъ денщикъ въ бѣлой гимнастеркѣ.  - Что?... Ахъ, да… подавай. Дѣти, обѣдать!  Они всегда обѣдали вмѣстѣ. Изъ дѣтской выбѣжалъ Костя, плотный шестилѣтнiй, большеглазый мальчуганъ, сестренка Леля, годомъ моложе брата, и толстякъ Вовочка, неповоротливый “капитанъ”.  - А папа гдѣ? - закричали дѣти, смотря на пустой стулъ у окна.  ...


Художественные проиведения | Оборот жизни

ОБОРОТЪ ЖИЗНИ      Осеннiе дни. Тихо  и грустно.  Еще стоятъ  кой-гдѣ в просторѣ бурыхъ пустыхъ полей,  какъ забытыя,  маленькiя  шеренги  крестцовъ  новаго хлѣба.  Золотятся по вечерамъ  въ косомъ солнцѣ. Тихи и мягки  проселочныя дороги.  Курятся золотой пылью  за неслышной телѣгой. Тихи и осеннiя рощи въ позолотѣ, мягки и теплы; строги и холодны за ними, на дальнемъ взгорьѣ,  сумрачные боры. И такъ спокойно смотритъ за  ними  даль,  чистая-чистая,  какъ лаза ребенка.  Какъ вырезанная из  золотой  бумаги,  четко стоятъ-идутъ большакомъ  вольно раздавшiеся  вѣковыя березы.  Идутъ и дремлютъ.     Всюду чуткiй покой погожихъ осеннихъ  дней,  забытыхъ вѣтромъ. А налетитъ и  перебудоражитъ  скоро,  закрутитъ и захлещетъ,  и побѣгутъ въ мутную   даль придорожныя березы,  и заплачутъ рощи.  Мы сидимъ  на голомъ бугрѣ, за селомъ. Отсюда далеко видно.  − А это Сутягино,  крыша-то красная… − показываетъ  за большакъ  столяръ Митрiй. − Такое торжество было! Да свадьба. Женился сынъ, офицеръ…  на недѣлю прiѣхалъ  съ войны жениться.  Откладать-то неудобно было…  съ гувернанткой жилъ. Ну, понятно..: Мамаша ихняя не дозволяла.  А тутъ надо оформить по закону… Сегодня живъ, а тамъ…  Разбирать нечего, крайность.  Пожалѣла барыня за ребенка − женись!  Всѣ его владѣнiя будутъ,  какъ папашу убьютъ.  Ужъ и гордая  барыня! А война. Она такого обороту дастъ,  что и своих не узнаешь.  Старики у насъ разошлись…  что-то такое и не понять.  Три старика вотъ поженились…  правда, богатые, вдовые… Такихъ-то ядреныъ  дѣвокъ себѣ  повыбрали, не говори!  Самую головку.  Для ...


Художественные проиведения | Океан

ОКЕАНЪ         Иду  на пустынный  берегъ, къ океану.  Тропинка ведетъ лѣсами. Поднявшiеся съ песковъ,  здѣшнiе лѣса  глухи, строги: ни птицъ,  ни свѣжей  веселой поросли, ни травки мягкой. Папоротникъ  да верескъ. Сосны не наши,  мѣдныя, въ розовой шелухѣ по верху,  а черныя  до макушекъ,  жесткiя, − хмурь и мракъ. Древнее, когда не  смѣли  смѣяться краски. Гулы  вершинныхъ иглъ и рокотъ  великихъ водъ извѣчно  ведутъ органъ − печальный, строгiй. Великая  тайна  слышится, − тоска бездумнаго  бытiя.  За лѣсами − холмы песка, блѣдные, въ жидкой и  колкой  травкѣ, всегда поблеклой. За ними − онъ, бездумный,  первозданный,  великое, мертвое лицо, − свинцомъ на дали. Тихiй,  отплескиваетъ  онъ время тяжелымъ  плескомъ, швыряетъ  безсчетнымъ  счетомъ. Не нужно  оно ему:  въ немъ оно. Бурный,  мертво  гремитъ валами. Тяжелое его  качанье − неподвижно, вѣчно. Воистину, − пустота,  безкрайность Мертваго  бытiя.  Если сидѣть на  пескахъ и  слушать, какъ мѣрно отплескивается время, глядѣть въ пустоту на дали, − оцѣпенѣвшiя  мысли  тонутъ,  и вливаешься самъ въ  бездумность, въ качанье водъ. Это − небытiе?..  Недавно я такъ  сидѣлъ, безъ мысли. Но было  во мнѣ, стояло  за мною что-то. Оно толкнуло, − и я очнулся  отъ этого  качанья, отъ этого  провала  въ вѣчность.  Снова  я шелъ  лѣсами. Оцѣпенѣвшая  мысль  проснулась  и вскрыла  бившееся во мнѣ, живое. Оно  забилось нѣмыми  голосами, таившееся во  мнѣ, мой мiръ. Живая  сила, чужая мертвымъ, − лѣсамъ и океану, − враждебная имъ, я знаю.   Невидимое, безмѣрное, − въ него  ...


Художественные проиведения | На пеньках

НА ПЕНЬКАХЪ (Разсказъ  б ы в ш а г о  человѣка)    I.   Вынаходите, что я немножко  перемѣнился. Немножко! Увѣряю васъ, что я, въ самомъ  подлинномъ смыслѣ,  бывшiй, и могу  повторить  это на семи  языкахъ,  живыхъ и мертвыхъ, какiе я зналъ когда-то. Ни рисовки,  ни горечи, ни сожалѣнiя  даже. Да, я − б ы в ш i й. Это вовсе не означаетъ, что я уже никакой теперь. Напротивъ, я теперь  очень   к а к о й  и могъ бы прогуливаться подъ-ручку  съ Нитше, если  бы были мы въ  общемъ планѣ. Но я,  какъ бы это сказать… даже и въ  никакомъ планѣ! Я, простите,  немного непонятенъ,  но это потому только,  что я еще  не привыкъ къ  новому состоянiю своему,  во мнѣ еще  сталкиваются  обломки прежняго, и вамъ  неизвѣстна  метаморфоза. Но вы скоро  ее узнаете.  Я, прежнiй,  вытряхнулся изъ природной своей квартирки,  въ которой пребывалъ  почти шестьдесятъ лѣтъ,  съ самаго дня рожденiя, и теперь я совсѣмъ иной,  хоть и ношу  знакомую оболочку. Для  васъ я, какъ-будто,  тотъ же, съ тѣмъ же  довольно рѣдкимъ именемъ  Өеогностъ, −  Өеогностъ Александровичъ  Мельшаевъ… ну да, тотъ самый,  знакомый по обществу  изученiя  памятниковъ  культуры и тому подобное, по лекцiямъ въ Институтѣ Археологiи и Университетѣ и, какъ  вы сказали,  по моей,  донынѣ классической… − какъ бы я желалъ плюнуть! − книгѣ „Пролетъ Вѣковъ“, − я напишу, погодите, про… „Ледъ Вѣковъ“!  Но все это потому,  что продолжаю таскаться  въ прежней  своей ливреѣ.   Богъ мой! Съ какой, если бы знали вы, ненавистью и тоской,  съ какой усмѣшкой и  жалостью я  вдругъ  улавливаю  себя въ  зеркалахъ, − ...


Художественные проиведения | Как я узнавал Толстого

Какъ я узнавалъ Толстого                 Культура…  Во дни моего дѣтства мы – я и  моя округа – и слова такого  не слыхали.  А она  была,  эта культура, проникала невидимо,  какъ  воздухъ,  вливалась  на насъ,  порой – и смѣшнымъ  путемъ.  Кругомъ  же была она!  Въ церковномъ пѣнiи, въ  благовѣстѣ, въ  пѣсняхъ и говорѣ  рабочаго народа изъ деревни,  въ  тоненькой,  за семитку,  книжкѣ въ цвѣтной обложкѣ, – до пестрыхъ  балагановъ  подъ Новинскимъ,  до Пушкина на Тверскомъ бульварѣ. Вливалось мѣтко  – чудеснымъ народнымъ   с л о в о м ъ. На самомъ  порогѣ дѣтства встрѣтилъ я  это слово,  ж и в о е  слово.  Потомъ  ужъ –  въ книгахъ.  И вотъ,  вспоминая дѣтство, – скромное,  маленькое дѣтство,  – вижу я въ  немъ   б о л ь ш о е,  великiй подарокъ  жизни, – родное слово.  Родное слово –  это и есть культура.  Я уже  разсказалъ страничку моей  „культуры“, – „Какъ  мы  открывали  Пушкина“. Теперь разскажу,  какъ  мы узнавали Толстого, – я и моя округа.      _________   Впервые о Толстомъ я  узналъ  отъ  парильщика  Ивана  Хромого,  стараго солдата.  Было мнѣ  лѣтъ восемь. Иванъ  вымылъ меня  до  лоску,  попарилъ  даже вѣничкомъ  на полкѣ,  и,  щеокча бородой  у грудки, понесъ  осторожно въ одѣвальню.  Несъ,  притопывая  на хромую ногу, и, какъ  всегда ужъ,  желая  доставить  мнѣ удовольствiе,  хрипѣлъ любимую  мою пѣсенку  про блошку:  Блошка парилась, ...


Художественные проиведения | Богомолье

РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   Бѣлградъ священной памяти короля югославiи   АЛЕКСАНДРА   I   СВОЙ ТРУДЪ БЛАГОГОВѢЙНО ПОСВЯЩАЕТЪ АВТОРЪ       ПОСМЕРТНЫЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОНЪ ВЕЛИКОМУ И ДОБЛЕСТНОМУ РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   О, вы, напоминающiе о Господѣ, - Не умолкайте!” Пр. Исаiи, гл. 62, ст. 6.   Бѣлградъ   Всѣ права сохрнены. Tous droits réservés. Alle Rechte vorbehalten. Copyright by the author. ЦАРСКIЙ ЗОЛОТОЙ   Петровки, самый разгаръ работъ, - и отецъ цѣлый день на стройкахъ. Прикащикъ Василь-Василичъ и не ночуетъ дома, а все въ артеляхъ. Горкинъ свое уже отслужилъ, - “на покоѣ”, - и его тревожатъ только въ особыхъ случаяхъ, когда требуется свой глазъ. Работы у насъ большiя, съ  какой-то “неустойкой”: не кончишь къ сроку – можно и прогорѣть. Спрашиваю у Горкина – “это что же такое – прогорѣть?” -   А вотъ, скинутъ послѣднюю рубаху, - вотъ те и прогорѣлъ! Какъ прогораютъ-то… очень просто. А съ народомъ совсѣмъ бѣда: къ покосу бѣгутъ домой, въ деревню, и самыя-то золотыя руки. Отецъ страшно озабоченъ, спѣшитъ-спѣшитъ, лѣтнiй его пиджакъ весь мокрый, пошли жары, “Кавказка” всѣ ноги отмотала по постройкамъ, съ утра до вечера не разсѣдлана. Слышишь – отецъ кричитъ: - Полуторное плати, только попридержи народъ! Вотъ бѣдовый народишка… рядились, черти, - обѣщались не уходить къ покосу, а у насъ неустойки тысячныя… Да не въ деньгахъ дѣло, а себя уронимъ. Вбей ты имъ, дуракамъ, въ башку… втрое, вѣдь, у меня получатъ, чѣмъ со своихъ покосовъ!.. - Вбивалъ-съ, всю глотку оборвалъ съ ими… - разводитъ безпомощно руками Василь-Василичъ, замѣтно похудѣвшiй, - ничего съ ними не ...


Художественные проиведения | Голос зари

... головой: стало его лицо, как глина, запали и почернели щеки, трудно было глазам от солнца, а рот ввалился, и голова качалась, как тыква над порогом, когда подует ветер. Враги совсюду обложили страну ту, угрожая мечом и голодом, и чума обуяла души: помутился разум, как от вина, и все хотели больше ... кувшины у воды. Совершил омовение и помолился к Востоку. И слышит: шаги, больные идут шаги. Смотрит – идут по дороге двое: старик и мальчик. Стали перед порогом и просят: – Хле… ба… Дал им Али по кусочку чурека и спросил их: откуда они? и что там, откуда они? // л. 2. -3- И сказал старик: – Нет ... Али перед своим отходом. В самый вечер его отхода из этой жизни постучался у его двери кто-то. Отворил дверь Амет печальный. Смотрит: стоит у порога первый богач с базара, первый хлебник, – Алибабин-турок. Сказал ему Алибабин-турок: – И другой лавки, а того-же базару, селям-алекюм! Смутился ... Амет, впустил Алибабина в мазанку. Сказал с сердцем: – Алекюм-селям… Чего тебе надо, хаджи? Стал Алибабин у порога, приложил пальцы к голове и к сердцу, поклонился Али, смертному его ложу. Сказал тихо: – Селям-алекюм, Али… Скажи, святой. одно слово ... ! Уже не мог Али сказать слова: только сказал глазами. Тогда присел Алибабин у порога, приложил к голове руки, покачался… Трое было в мазанке. И еще был – Кого не видел ни один смертный. Сказал Алибабин-турок: – Отходи ...


Художественные проиведения | Каменный век

... ;у камня…  Уснули боли, − и он  увидал  желтую  сень  ореха,  а на пороге  пустой  кофейни − почтенного Мамут  Асафа.   Скучный,  в сером   ... ; Мамут, как совсем недавно,  когда шел  Безрукий на Перевал, к Сшибу,  а Мамут сидел  на пороге своей  кофейни и потирал у  сердца. А с гор дуло.   − Плохо,  плохо.  Скучает ... ;о камень. Осмотрелся… −  Желтая  сень ореха,  за ней − синее,  дневное небо. Не было на пороге Мамута.  Закрыта  была  кофейня.   И не знал Безрукий: был  ли Мамут и говорил ли, &minus ... ;  Он  шатнулся, но дверь тянула.  Он тихо  приоткрыл  дверь  и остановился  на пороге. Его  толкнуло, и он  сунул  голову в темноту, зная,  что здесь  Сшибок&hellip ... .  Мелькнуло в мыслях:  – Хоть  чего-нибудь  детям будет…  Оглядел при свете на пороге. Худящая была кошка,  черная,  плоская, как тряпка.  Посомневался: брать ли?.. Сунул в мешок, растерянно поглядел ...


Художественные проиведения | Голос зари

... отхода  изъ этой жизни  по стучался у его двери кто-то.  Отворилъ дверь  Аметъ печальный.  Смотиртъ: стоитъ  у порога  первый  богачъ съ базара,  первый хлѣбникъ, – Алибабинъ-турокъ.  Сказалъ ему Алибабинъ-турокъ:  – И другой  ... въ  мазанку.  Сказалъ съ сердцемъ:  – Алекюмъ-селямъ… Чего тебѣ  надо,  хаджи?  Сталъ Алибабинъ у  порога,  приложилъ  пальцы къ  головѣ и къ  сердцу,  поклонился Али,  смертному  его ложу. Сказалъ тихо:  &ndash ... !  Уже не могъ  Али сказать  слова:  только  сказалъ  глазами.  Тогда присѣлъ  Алибабинъ  у порога,  приложилъ  къ головѣ руки,  покачался…  Трое было  въ  пустой мазанкѣ. И еще  былъ – Кого ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... на погостъ разутый-раздѣтый, запухшій, небритый и вонючій, хоронился у Никоколая, а потомъ въ праздникъ, , когда батюшка, служилъ обѣднию, а матушка возилась съ пирогами, появлялся въ кухнѣ, становился у порога, прикрывъ отъ отца глаза и просилъ, хныкающимъ голосомъ: –Мамашенька…. Выдался онъ огромнаго роста, въ отца, и широкой по кости, въ мать, и вотъ ничего ... , котъ-котомъ, обыкновенно къ ночи, хоронился у Никоколая, въ сторожкѣ, до воскресенья приводилъ себя въ человѣческій видъ, а когда о. Иванъ служилъ обѣдню, а матушка возилась съ пирогами, становился у порога, прикрывъ отъ стыда глаза, и окликалъ хныкающимъ баскомъ:               ...


Публицистика | Слово о Татьяне

...   от России,  во всех  землях, − с прославленными  русскими храмами, с русскими домами, с русскими кладбищами, порогами и  стенами русскими,  с намекающими знаками России и от России,  на чем  как лежат  ее ответы ...


Публицистика | К родной молодежи (девушки)

... ;истинной,  заложенной в нас от предков,  святой и чистой,  омывшейся  от грехов России! И потому-то  Вы, на пороге ли высшей школы  или жизни самостоятельной,  трудной от безприютья,  наученные страданиями,  ищете доброго напутствия ...


Публицистика | Мученица Татьяна

... ; Достоевский  влекся к другому, к Пушкину.  Внял его − и  себя  восполнил.  На пороге своей могилы,  открыл его  и показал нам.  И властно сказал − примите!  И на   ...


Публицистика | Душа Москвы

... − пропало все.   Московский  Биржевой  Комитет и Московское  Купеческое Общество стояли  у порога  огромных начинаний − для народа. Война  задержала их.  Революция  поглотила  все ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... у вѣсовъ, прикидаетъ[293] на чашки гирьки[294]. — Не шибко… — <нрзб.>[295] говоритъ[296] Семенъ Акимовъ[297] отъ порога[298], гонитъ[299] мухъ съ балыковъ,[300] оглаживаетъ <нрзб.>[301] — хорошъ товарецъ. — Вѣночки-то, Степанида, выкладь. Чего они ... съ садовничихой Настюшкой. Василiй, женатый сынъ, возится у вѣсовъ, прикидываетъ на чашки гирьки.   — Не шибко соображай-то! — кричитъ Иванъ Акимычъ съ порога, гонитъ мухъ съ балыковъ, уже взятыхъ солнцемъ, , оглаживаетъ жирокъ: хорошъ товарецъ! — Вѣночки-то, Степанидушка, выкладь… чего они за кадушкой у тебя ... ; — Эй, староста церковный! Заутреню-то поповскiе, что ль, пѣть будутъ? — Обязательно поповскiе!— оживляясь, говоритъ Иванъ Акимычъ, выходя къ порогу. — Конторщики съ паточнаго охотились, тено-ра! Сизовъ Андрюшка… — Си-зовъ?! Ну, обязательно у васъ буду. А то въ Пирогово хотѣлъ… —  ... : и что-то правитъ у коромысла [295] <нрзб.> вписано. [296] Далее было: ему [297] Далее было: , выходитъ на кры [298] Вместо: отъ порога — было: а. порогъ б. съ порога [299] Вместо: гонитъ — было: смахиваетъ [300] Далее было: колупаетъ ногтемъ, [301] <нрзб.> вписано. [302] Над строкой ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

... некогда[158]… Д<омна> Сем<еновна>. /садится у стола/ Жива ли мать, нѣтъ ли[159]. Одна по недѣлямъ мать знать не знаетъ, другая у брата всѣ пороги обила, шмыгавши… Люба. /рѣзко отодвигая чашку/[160] И слова-то одни и тѣ же![161] Мать. Посуду-то не швяряй, посуда не виновата, что ты бѣшеная такая&hellip ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... ] Стараясь[297] говорить мягко[298], онъ[299] сказалъ: — Позвольте сказать… Тутъ ничего опаснаго[300]… Идемъ[301] порогами… тутъ стремя,[302] бырь… —[303] Бырь?.. — спросила пѣвица, поверн. къ нему[304] черезъ плечо[305 ... . О ходѣ семги — вотъ этой самой — ткнулъ онъ куда-то въ пространство — которая бѣжитъ съ моря, прыгаетъ черезъ пороги, черезъ <нрзб.>, серебряная[705]. Всегдя передъ нимъ стоялъ полный стаканъ,[706] ему улыбались лучистыя глаза дивн. женщины[707]<,> и онъ не могъ ... ; Она пила маленькими глоточками, а онъ мастерски расправлялся съ семгой, разсказывая, какъ онъ видѣлъ рѣдкое зрѣлище, когда на эта самая семга, перепрыгивала черезъ пороги. Но и это было невесело. Было не весело, потому что въ салонѣ было пусто и не бодрило то винцомъ. — Нашъ пароходъ — какъ могила ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... ] Рыжій. Высудишь. Потому человѣкъ искалѣченъ – гдѣ это положено[343]… ‑ Къ аблакату сходи. ‑ Ходила ужъ къ аблакату то. Всѣ пороги обила[344] Нельзя говорить ничего схлопотать – потому онъ самъ виноватъ… ‑ ему машина свистѣла. А ишь ты… свистѣла ... : Высудишь. Потому человѣкъ искалѣченъ – гдѣ это полодено – было: Выдетъ тебѣ бумага оправдательная [344] Вместо: Всѣ пороги обила – было: Ихъ <нрзб> деньги подавай давать [345] Вместо: Н-ну… народъ… Ишь что… ты ‑было ... ;кам.<енный>м.<остъ> въ под. ч. о. шл.<юзъ> дер.<евянный>п. [дер]/кам.<енный>/ шл<юзъ>р. м.<остъ>на плотахъ с. Пороги т. отмель у. надводы ф. кам.<енныя> подв.<оды>.Справа на полях арифметические расчеты. [663] Вверху на полях наброски: а.  ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... . Пахло водкой[562]. Стлались полосы дыма. ‒ Кто еще? Уклейкинъ узналъ голосъ заказчика, вытянулъ всклоченную голову изъ передней и поклонился, не переступая порога. ‒ Я-съ[563] къ вашей милости… Уклейкинъ-съ… ‒ нерѣшит. сказ. онъ[564]. ‒ А-а!.. Уклейкинъ!.. «Шкалики»! «Шпана» ... ,[1278] что обманчиво[1279] бродитъ темными[1280]ночами въ росист.[1281] лугахъ и поляхъ. И твердо шла на Уклейкина, растерянно вглядыв.[1282] на нее… съ порога. ‑ Матрена! – испуг. окликнулъ онъ, все еще сомнѣв. точно ли это она стоитъ въ ноч. тум. зори и[1283] видѣлъ что ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... видитъ. И до будки два — два десятка[136] шаговъ. Еще успѣетъ[137] добѣжать старуха. Вонъ она, накинула на голову кафтанъ и смотритъ съ порога. — Вотъ — нѣмцевъ собачій, якую бодай його, якую войну закрутывъ!.. Гудитъ по вѣтру: еще долго ждать. Это на дальней ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... корзину съ просвирками и заперлась на крючокъ. А онъ сказалъ черезъ дверь: — Дура! Чисто и свѣтло было въ трехъ комнаткахъ подворья. На выскобленномъ полу лежали съ порога и къ образамъ нетронутыя полотняные дорожки, косыя оконца были одѣты въ свѣжія занавѣски съ кружевцами, а подъ иконами освѣщали углы бѣлоснѣжные, складочками, подзоры. Блестѣлъ длинный ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... /присаживается у стола/. Жива ли мать, нѣтъ ли… /Трогаетъ самоваръ. Любѣ./ Налей-ка[162] мнѣ. Одна по недѣлямъ мать знать не знаетъ, другая у брата всѣ пороги обила, шмыгавши… /Люба срыву подаетъ чашку/ Посуду-то не швыряй… посуда не виновата, что ты дурная такая[163]… /Люба встаетъ и уходитъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... /присаживается у стола/. Жива ли мать, нѣтъ ли… /Трогаетъ самоваръ. Любѣ./ Налей-ка[134] мнѣ. Одна по недѣлямъ мать знать не знаетъ, другая у брата всѣ пороги обила, шмыгавши… /Люба срыву подаетъ чашку/ Посуду-то не швыряй… посуда не виновата, что ты дурная такая[135]… /Люба встаетъ и уходитъ ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... этихъ могучихъ рѣкъ, когда на десятки верстъ ни-чего — море и море[1328]! О ходѣ семги, когда она бѣжитъ съ моря, прыгаетъ черезъ пороги, черезъ заколы, вся-то…[1329] серебряная… И[1330] всегда передъ нимъ стоялъ полный стаканъ… …Что за вино! Чѣмъ его ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... поднимался тяжелый молотъ, да при каждомъ ударѣ что-то крякало въ красной, точно мѣхъ раздувающейся могучей груди старика. Намъ жарко было стоять даже у порога. Тутъ же и литейная — темное помѣщенiе съ грудой мелкой черной земли для формовки. Грязный, прокопченый монахъ съ маленькой, безъ стекла, лампочкой-коптилкой ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"