И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 42

Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... хвалилъ дорогу — нигдѣ не тряхнетъ, точно мукой посыпана, точно раскатанное тѣсто миндальное тѣсто. Ихъ обогналъ коляска четверней съ господиномъ въ сѣрой пуховой шляпѣ и дамой въ бѣломъ съ развѣвающимся бѣлымъ шарфомъ на головѣ, съ привязанными чемоданами и корзинами. И[mm] шеснадцати копытъ. — Какъ ѣздитть–то ... былъ!... Проходя на кухню, — уже пора была готовиться къ обѣду, — поваръ замѣтилъ подвальнаго Ивана Гусенко. Въ бѣлой курткѣ и въ соломенной шляпѣ на затылокъ, стоялъ Гусенко подъ каштаномъ молодымъ, заложивъ руки въ карманы, посвистывалъ, и въ петличкѣ краснѣла гвоздика. Отпустилъ обѣдъ, прибрался и вышелъ на порожкѣ ... Подбѣжала Саша. А когда шелъ отъ Винда, смутный, и довольный, и недовольный, встрѣтилъ винлдѣла[mmmm] Гусенко подъ молодымъ каштаномъ, въ бѣлой курткѣ и соломенной шляпѣ на затылокъ, руки въ карманы, посвистывалъ Высокій, ровный, рыжеусый, съ сокольимъ взглядомъ. У ногъ лежала корзина съ бутылками. — Ай продаешь? — ... и увидала бѣлѣющее пятно, а когда спустилась по покатымъ ступенькамъ, передъ ней стоялъ самъ Кожуха, на голову выше ея, въ задвинутой на затылокъ соломенноей шляпѣ, широкій, грузный, посмѣивающійся изъ–подъ рыжихъ усовъ. Онъ стоялъ, облокотившись на край бочки съ сотерном<ъ> постукивая толстыми пальцами по днищу, дѣлая ... сгибаться, но показывать, что ей тяжело. На спускѣ къ пансуону[ggggg] оглянулась — онъ еще стоялъ, руки въ карманы, высокій, бѣлый, въ задвинутой на затылокъ шляпѣ. А въ тотъ же вечеръ пришелъ съ заказомъ и стоялъ подъ каштаномъ. И потомъ приходилъ часто. И еще, и еще ходила Саша за виномъ въ прохладный подвалъ, гдѣ и ... водвалъ, дальнія бочки, самыя дорогія. А на бочкѣ въ концѣ подвала, стояла свѣча. А онъ такъ ласково поглядывалъ исподлобья, какъ бирюкъ какой большой, важный, въ шляпѣ на заылокъ, и посмѣивался, щурился. И сказалъ такъ хорошо: — А що жъ я васъ не угощу? Да я жъ васъ самымъ деликатнымъ угощу, ароматнымъ… А ...


Художественные проиведения | Виноград. Отдельные листы редакций 1913 г.

... вѣтерокъ… Подошелъ откуда–то появившійся винодѣлъ, въ высокихъ сапогахъ, въ бѣлой тужуркѣ, онъ же и садовникъ учоный, стоялъ, покручивая густые рыжіе усы, въ соломенной шляпѣ, съ красной гвоздикой въ петличкѣ, посвистывалъ и руки въ карманы. Василій бѣгомъ несв[mmm] // л. 22. IV.   Въ винномъ подвалѣ[ooo]   Имѣніе ... къ ней, и Иванъ Гусенко, изъ–подъ руки взглянулъ въ ея сторону. — Вина треба? Онъ былъ въ бѣлой пикейной тужуркѣ, въ соломенной шляпѣ, въ высокихъ сапогахъ, высокій, на голову выше ея, съ сокольимъ взглядомъ. Чуть приподнялъ шляпу, смѣло осматривая — она опустила глаза, — и спросилъ ... побѣжала, ослѣпленная солнцемъ. Передъ спускомъ съ верхней площадки къ пансіону, оглянулась. Онъ стоялъ у подвала, заложивъ руки въ карманы, высокій и бѣлый, съ задвинутой на затылокъ шляпѣ, и, показалось, кивнулъ. И когда опускалось, насмѣшливо сказала себѣ: — Подумаешь, какой вѣжливый. Хохлы они всѣ вѣжливые, а злые… // л. 23об. & ... весь подвалъ и какія–то дальнія, замѣчательныя бочки, старыя, дорогія. А на бочкѣ стояла свѣча… А онъ такъ ласково поглядывалъ исподлобья, большой, важный, въ шляпѣ на затылокъ. Чуть посмѣиваясь, щурился. И какъ сказалъ хорошо: — И що я васъ не угощу? Да я жъ васъ самымъ хорошимъ угощу… розовымъ& ... теперь, къ ночи совсѣмъ черненькую личикомъ дѣвочку, тащитъ за ручку. Дѣвочка совсѣмъ спитъ съ воздуха, виснетъ, въ бѣлой какъ большой какъ колесо шляпѣ. Старшенькая впереди бѣжитъ прыгаетъ на ножкѣ, поетъ: ʺла–ла–ла–ла–ла. Про внучекъ думается… Нанимали на двадцать человѣкъ, а готовь на ... отсвѣтъ отъ входа высокую, на голову выше ея, тяжелую фигуру подвальнаго. Онъ былъ въ соломенной шляпѣ и бѣлой курткѣ, въ высокихъ сапогахъ, рыжеусый. Нъ остановился у бо крайней бочки, облокотился на край передово бочки, въ соломенной шляпѣ на затылкѣ, чуть посмѣивающійся изъ–подъ рыжихъ крутыхъ усовъ. — Здравствуйте… ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... и получилъ приглашенiе на чай отъ компанiи торговцевъ. Мы поднялисъ въ каюту 1-го класса на кор- - 14 - мѣ. Бархатные диванчики заняты пассажирами. Люди все почтенные, благопристойные. Старичокъ въ пуховой шляпѣ читаетъ священную книгу; пожилыхъ лѣтъ толстая барыня въ очкахъ дремлетъ, сложивъ на колѣняхъ пухлыя руки. Толстый, заплывшiй жиромъ купецъ въ засаленномъ глянцовитомъ сюртукѣ ... “. – А потомъ цѣловаться - 75 - полѣзъ… въ обнимку… Та-то его и огрѣла. А онъ опять было въ обнимку да сгоряча-то старичку одному въ ухо и саданулъ, – въ шляпѣ-то который, все книжки священныя читалъ. Старичокъ такъ и закипѣлъ… – „чиновникъ, кричитъ, я! я тебя за это за самое оскорбленiе на каторгу угоню&ldquo ... даже хорошо-съ…. Прiѣхалъ къ нему генералъ, видите ли, ну и того… во всякихъотличiяхъ и орденахъ высокихъ. Все это у него орденами накрыто, – и тутъ, и здѣсь, и на шляпѣ, значитъ, значенiе… Полный самый настоящiй генералъ – въ родѣ комадира… Ну, и сосбѣседованiе у нихъ было съ о. Серафимомъ… Только и упади у генерала орденъ ... хватаетъ шляпу о. Николая, – и надѣваетъ при благосклонной улыбкѣ iерея на свою маленькую голову. Голова исчезаетъ въ шляпѣ. Другой мальчуганъ съ серiознымъ видомъ подходитъ къ нему и тономъ благочинiя говоритъ: – Благословите, батюшка! Мальчуганъ въ шляпѣ чинно благословляетъ. – „Бѣдныя дѣти!“ – навѣрное думаетъ о. Николай, глядя на эту ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... уронятъ, и тогда извиняются, а вотъ иногда…   И вотъ такой-то вѣжливый господинъ въ мундирѣ и на груди круглый знакъ, сидѣвши рядомъ съ дамой въ большушей шляпѣ съ перьями, - и даму-то я зналъ, изъ какого она происхожденiя, - когда я краемъ рыбьяго блюда задѣлъ по тѣснотѣ ихъ другъ къ дружкѣ ... супругу. И въ первый разъ привезъ, а самъ года три ѣздитъ. Какъ вошла  да увидала все наше великолѣпiе, даже испугалась. Сидитъ въ огромной шляпѣ, выпучивъ глаза, какъ ворона. А я имъ служилъ, и слышу, она говоритъ:  - Чтой-то какъ мнѣ не ндравится, на людяхъ ѣсть… Чисто въ театрѣ ...   суда, все отъ нихъ зависитъ, и нельзя  никуда жаловаться. Барыня  тамъ  еще сидѣла въ шляпѣ, очень хорошо одѣта, въ чорномъ платьѣ со шлейфомъ. Присѣлъ я съ краю, очень въ ногахъ слабость почувствовалъ, въ колѣнкахъ. Всегда такъ у меня  въ колѣнкахъ дрожанiе ...


Художественные проиведения | Виноград. Гранки

... , — довольный и недовольный, — встрѣтилъ подвальнаго съ верхняго виноградника, Ивана Гусенко. Гусенко стоялъ подъ каштаномъ, руки въ карманы, въ въ[b] бѣлой курткѣ и соломенной шляпѣ на затылокъ, посвистывалъ. Кого–то дожидался съ карзиной бутылокъ. — Продаешь добро–то? — потрогалъ поваръ ногой карзину. — За–казъ. Шо&ndash ... , съ желтенькимъ глазкомъ въ глубинѣ, и различила бѣлѣющее пятно, а когда спустилась по покатымъ ступенькамъ, передъ ней уже стоялъ Гусенко, на голову выше ея, въ задвинутой на затылокъ соломенной шляпѣ, широкій, посмѣивающійся изъ–подъ рыжихъ усовъ. Стоялъ, привалившись къ бочкѣ съ сотерномъ, и гулко постукивалъ[20] лицо. А она сейчасъ же почувствовала себя маленькій ... взглядомъ по бѣлому плечу и пошла легко и проворно, стараясь не сгибаться. Оглянулась въ полглаза на спускѣ, — онъ все стоялъ, рука въ карманы, высокій, въ вздвинутой на затылокъ шляпѣ. И въ тотъ же вечеръ опять[25] пришелъ съ заказомъ, стоялъ подъ каштаномъ и посвистывалъ. И потомъ сталъ заходить часто. И еще ходила Саша за виномъ въ прохладный подвалъ ...


Художественные проиведения | Живой камень

... . —[63] — Нашими все[t] установляли, а они ихъ на конюшняхъ шкуру спускали. — Ну, это итальянцы дѣлали! — отозвался съ бережка человѣкъ въ черной шляпѣ колоколомъ, ловившій рыбу. Солдаты поглядѣли къ берегу и перемигнулись. — Господину[68] стало. — Прошло время на людяхъ–то ѣздить. Сами теперь поѣздимъ ... его[85] убили. — Притворющія есть, знаю я всѣхъ[91] посшибалъ. Тамъ этого добра погибло не счесть. — Теперь[94]. — сказалъ съ бережка въ шляпѣ. // л. 2. <погро>зилъ даже пальцемъ. — Ежели вы мнѣ кишки оставите, я вотъ какъ есть, вотъ въ этомъ снарядѣ, и денегъ у меня въ кошелькѣ сейчасъ сто ... . Играйт[240] говорятъ Чортова Ждановка. — А я тоже знаю… — началъ было, паренекъ, но писарь перебилъ: — Нѣтъ, чего энтотъ въ шляпѣ все поглядываетъ къ намъ да рожи строитъ? — Можетъ и меня за чорта примете? — неожиданно сказалъ рыболовъ,[243]. — — Кто васъ знаетъ ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... невѣдомо гдѣ, ни слуху ни духу. Разъ только Иванъ Максимовъ, лавочникъ изъ Плесни, сказывалъ, что будто видалъ онъ его въ Вологдѣ, въ приличной одежѣ и въ шляпѣ, очень похожъ на Леньку, только съ бородой. Былъ еще сынъ, Георгій, тоже не пошелъ кутью ѣсть, а выбралъ себѣ учительское поприще – устроился учителемъ ... . , и оттого что не знали, было имъ еще страшніе и мучительніе. Былъ у нихъ и обыскъ, пріѣзжалъ становой съ урядникомъ и и еще господинъ въ хорошей одежѣ, въ драповомъ пальто и шляпѣ, пересмотрѣли всѣ сундуки и ящики искали и въ церкви, даже подъ престоломъ, рылись и въ сторожкѣ Никоколая, и у дьячка, насмерть перепугавшагося, и ничего не нашли. Вызывали о. Ивана къ архіерею ...


Художественные проиведения | Про черную жемчужину

... , которыхъ она стоила. Онъ былъ плохо одѣтъ. Была зима, всѣ понадѣвали шубы, а этотъ задумчивый человѣкъ все ще ходилъ въ холодномъ пальто, и въ мягкой шляпѣ и въ легкихъ калошахъ. — Онъ высматриваетъ… — иногда думалъ хозяинъ лавки, видя въ окно своего страннаго покупателя. — Это онъ только ... , которыхъ она стоила. Онъ былъ плохо одѣтъ. Была зима, всѣ понадѣвали шубы, а этотъ задумчивый человѣкъ все ще ходилъ въ холодномъ пальто, и въ мягкой шляпѣ и въ легкихъ калошахъ. — Онъ высматриваетъ… — иногда думалъ хозяинъ лавки, видя въ окно своего страннаго покупателя. — Это онъ только ...


Художественные проиведения | Лик скрытый

... , у сѣренькаго забора, за которымъ краснѣли на солнцѣ вишни… Какъ чудесно все вышло! Шла навстрѣчу высокая дѣвушка въ бѣломъ платьѣ, въ бѣлыхъ туфляхъ и въ бѣлой шляпѣ, а за ней Бретто, знакомый водолазъ Петровыхъ. Они столкнулись у сѣренькаго забора… Онъ еще подумалъ тогда: каък хороша! И золотистые волосы, и черныя брови ... какiе чудесные магазины. Онъ зашелъ въ лучшiй кондитерскiй магазинъ и выбралъ пятифунтовую, голубого шелка, коробку, тонко гофрированную, съ свѣтловолосой, нѣжнолицей и стройной дѣвушкой въ бѣлой шляпѣ, на зеленомъ лугу, въ - 38 - ромашкахъ. Понравилось ему, что въ этюдѣ много свѣта и неба. – Только ананасъ въ шоколадѣ и вишни въ винѣ… пожалуйста! Наташа любила ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... , напѣвно тянетъ: «Молитвами святыхъ отецъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, по-ми-луй на-асъ…» Неподалеку, вижу я коренастаго старика въ священнической шляпѣ. Онъ стоитъ у рѣшетки и смотритъ къ Никольскому скиту. Загорѣлые кулаки его постукиваютъ по рѣшеткѣ, будто отъ нетерпѣнія. Оттуда, съ Ладоги, приходятъ пароходы. Но тамъ еще ... ;Достойно». Прибѣгаютъ въ каюу два монашонка. Одинъ надѣваетъ щляпу о. Николая, другой подходитъ къ нему смиренно и говоритъ: «благословите, батюшка». Монашонокъ въ шляпѣ истово благословляетъ. О. Николай кротко улыбается на нихъ, треплетъ по раскраснѣвшимся личикамъ. Вспоминаетъ, доджно быть, своихъ ребятъ. – А не пропоете ли, мадамы, стишокъ нашъ валаамскій ...


Художественные проиведения | Гассан и его Джедди

... , я не могу забыть этого взгляда. Захрустѣлъ гравiй подъ тяжелыми шагами. Что-то запыхтѣло позади и засопѣло. Я обернулся. Въ черномъ пиджакѣ, въ яркомъ галстукѣ и большой соломенной шляпѣ стоялъ обрубокъ сала. Короткiя ножки, громадный животъ, круглые пальцы съ бирюзовымъ перстнемъ, заплывшее жиромъ лицо съ пучками черныхъ усовъ и выпученные сонные глазки ...


Художественные проиведения | Бред

... кричали, что лучшій шоколадъ – Гала-Петеръ и не только кричали, но звали въ горы, въ Швейцарію, показывали тучныхъ огненныхъ гкоровъ[h] толсторожій господинъ въ широкополой шляпѣ пускалъ жирнымъ винтомъ дымъ изъ лучшей въ мірѣ гильзы. Дама съ пышнымъ бюстомъ, въ бархатномъ красномъ корсажѣ осязательно показывала чудеса мыла и пудры. Кричал ...


Художественные проиведения | Двойка за поведение

... глазками. Татаринъ съ крехотомъ забрался на Проелите[k], господа… На тротуарѣ, у гостинницы, гдѣ нагружался нашъ экипажъ, стоялъ внушительнаго вида пожилой господинъ, въ огромной соломенной шляпѣ. На его широкихъ плечахъ лежалъ сложенный пледъ, черезъ плечо висѣлъ полевой бинокль, въ одной рукѣ была к толщенная палка, въ другой изряднаго размѣра чемоданъ ...


Художественные проиведения | Виноград. Вторая, Третья редакции

... , подвальнаго съ верхняго виноградника. Гусенко стоялъ под<ъ> каштаномъ, кого–то дожидался съ бутылкой въ корзинѣ. // л. 25. Стоялъ Гусенко подъ молодымъ каштаномъ, въ бѣлой курткѣ и соломенной шляпѣ на затылокъ, посвистывалъ въ холодкѣ. Увидалъ поваръ Ждалъ чего–то съ бутыл карзиной бутылокъ. — Ай продаешь? — спросилъ поваръ и потрогалъ ногой карзину. &mdash ...


Художественные проиведения | Росстани

...   съ вѣнкомъ въ кордонѣ[373], маленькiе подрядчики и поставщики. Подкатилъ  на тарантасѣ, парой, съ кучеркомъ–мальчишкой, Василiй Левонычъ Здобновъ съ женой, въ шляпѣ  съ лиловыми цвѣтами, и прошелъ въ домъ, оставивъ жену  выбираться съ помощью кучерка. Въ двухъ тарантасахъ прiѣхалъ  изъ Горбачева ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... ! … Значитъ, подставляй шею! И побѣдимъ — все равно шею подставляй, потому мы не люди, мы необразованные,… измывайся, лупи какъ тебѣ угодно. А нѣмецъ въ шляпѣ, онъ хочь и безъ рубахи. А въ спинжакѣ. У него видъ чистый, онъ башку энъ куда подымаетъ и радъ, что передъ нимъ на карачкахъ. Нѣтъ уж Звѣри ...


Художественные проиведения | Друзья. Поздняя редакция

... у него поставлены сѣтки на барабульку, и камбалу. Заливаевъ гребъ стоя, отваливаясь всѣмъ тѣломъ, покачиваясь на легкой волнѣ, широкоплѣчій, въ чорной суконной съ поля съ опущенными полями шляпѣ. ХОтхватывалъ[ee] отчетливо веслами, и поблескивали на поднявшемся изъ–за холмовъ солнцѣ его бронзовыя, точно натертые масломъ по локоть засученныя руки. И хоть было еще ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... и даже движетъ глазами.     XIII.   Опять не стало у Ильи работы. Словно что потерявшiй, ходилъ онъ по аллеямъ парка въ своей итальянской шляпѣ. Смотрѣлъ на небо, на осыпающiеся листья. Сквозило въ 72              НЕУПИВАЕМАЯ ...


Художественные проиведения | Два гостя

... ; Но только онъ выпивши сильно. Я вышелъ въ переднюю и отворилъ дверь. На площадкѣ лѣстницы стоялъ пожилой, высокій человѣкъ съ чахоточнымъ лицомъ, въ выгорѣвшемъ драповомъ пальтецѣ, въ мягкой шляпѣ. Одежда была не по времени: былъ конецъ января. И даже безъ калошъ, въ штиблеткахъ. Но только взглянулъ я на это чахоточное лицо, съ тревожными, лихорадочными глазами, — одинъ ...


Художественные проиведения | Голуби

... ; пара новыхъ калошъ. -   Не требуется товару? – словно ругается, кричитъ онъ худощекому пожилому господину, въ крылаткѣ и пушкинской шляпѣ, съ истомленнымъ лицомъ интеллигента изъ тѣхъ, кого обычно видишь въ четательняхъ, музеяхъ и у книжныхъ ларей; они всегда близоруки, суетливо-нервны, носятъ ощипанную бородку ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

... этого взгляда... [330]Захрустѣлъ гравiй подъ тяжелыми шагами. Что-то запыхтѣло позади и засопѣло... Я обернулся. Сзади въ[331] чорномъ пиджакѣ и большой солом[332] шляпѣ стоялъ обрубокъ сала. Короткiя ножки, громадный животъ, толстые пальцы, заплывшее лицо съ торчавшими чорными пучками усовъ и выпученные маленькiе глазки. Обрубокъ сопѣлъ ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

... ; Но только онъ выпивши сильно. Я вышелъ въ переднюю и отворилъ дверь. На площадкѣ лѣстницы стоялъ пожилой,[6] высокій человѣкъ съ чахоточнымъ лицомъ, въ выгорѣвшемъ драповомъ польтецѣ, въ мягкой шляпѣ. Одежда была не по времени: былъ конецъ января. И даже безъ калошъ, въ штиблеткахъ. Но только взглянулъ я на это чахоточное лицо, съ тревожными, лихорадочными глазами, &mdash ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... Рубинина. Вотъ церберъ-то![79] Зубами вцѣпился…. Неси-ка, вотъ…[80] (Входитъ Рубининъ въ шубѣ и ботинкахъ, съ портъ-сакомъ. За нимъ — въ крылаткѣ и мягкой шляпѣ, съ пледомъ, Галльскій.) _____ V[81] _____   Косточкинъ. (Обнимая Рубинина.) Господи! какъ я радъ! Володька! (Цѣлуются.) // л. 4 (31)   (Галльскій пронзительно смотритъ на Варю ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... .| Да пускай…. чортъ ты эдакій![79]...[80]   Голосъ РУБИНИНА. Вотъ церберъ то![81] |Въ дверяхъ Рубининъ въ шубѣ и ботикахъ[82], съ портъ-сакомъ. За нимъ — въ крылаткѣ и мягкой шляпѣ, съ пледомъ, Галльскій.|   КОСТОЧКИНЪ. |Обнимая Рубинина.|[83] Володька![84]. |Цѣлуются.| |Галльскій пронзительно смотритъ на Варю и дѣлаетъ изысканно-галантный поклонъ. Варя конфузливо улыбается.|   ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.3.)

... , кого–то дожидался съ бутылками въ корзинѣ. // л. <?>   Гусенко стоялъ[840] подъ [841] каштаномъ<,> руки въ карман.[842], въ бѣлой курткѣ и соломенной шляпѣ на затылокъ, посвистывалъ въ холодкѣ. [843] [844] Кого–то дожидался[845] съ [846] корзиной[847] бутылокъ. — Ай продаешь? — спросилъ поваръ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... ;съ большимъ зеленымъ[372] <вѣнкомъ въ кордонѣ>, маленькiе подрядчики и поставщики. Подкатилъ  на тарантасѣ, парой, съ кучеркомъ–мальчишкой, Василiй Левонычъ Здобновъ съ женой, въ шляпѣ  съ лиловыми цвѣтами, и прошелъ въ домъ, оставивъ жену  выбираться съ помощью кучерка. Въ двухъ тарантасахъ прiѣхалъ  изъ Горбачева ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... . Онъ зашелъ въ лучшiй кондитерскiй магазинъ и выбралъ пяти-фунтовую голубого шелка коробку затѣйливо гофрированную съ свѣтловолосой, нѣжно-лицей, высокой и стройной дѣвушкой въ бѣлой шляпѣ на зеленомъ лугу въ ромашкахъ. Понравилось ему, что въ этюдѣ очень много свѣта и неба. Что-же еще? Больше ничего не требовалось<.> Выходя изъ магазина онъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... чудовища высовывали изъ моря пасти размѣромъ больше корабля[182], д<олжно> б<ыть> крокодилы, а на берегу, возлѣ красивой крѣпости, стоялъ сѣренькiй человѣкъ въ треугольной шляпѣ и показывалъ пальцемъ вдаль. Это, д<олжно> б<ыть> и былъ   // л. 17   Наполеонъ, такъ какъ клоунъ ткнулъ въ него палкой, когда кричалъ что самъ ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... ; Значитъ, подставляй шею! И побѣдимъ — все равно шею подставляй, потому мы не люди, мы необразованные… измывайся, лупи какъ тебѣ угодно. А нѣмецъ въ шляпѣ, онъ хочь и безъ рубахи, а въ спинжакѣ. У него видъ чистый, онъ башку энъ куда подымаетъ и радъ, что передъ нимъ на карачкахъ. Нѣтъ уж<ъ.> Звѣри ... [1526] хвалилъ. Возьми на пробу рому самаго отчаяннаго, съ картинкой! Ладно, давай. Нарисовано хорошо, горы и дерева, сидитъ въ кусту[1527] толстый арапъ въ бѣлой шляпѣ,[1528] въ бѣлыхъ штанахъ и изъ бутылки потягиваетъ, а тутъ все ему несутъ[1529] на подносикахъ всякіе[1530] фрукты, бутылки… Какъ чертенята пляшутъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... Евгр.[967] идетъ въ переднюю. Люба смотритъ. Пауза. Кричитъ изъ окна/ Папаша-а! /киваетъ/ Дома, дома!.. /идетъ отъ окна/   Лиля /входитъ въ шляпѣ/ Ты[968] здѣсь![969] /цѣлуются/   Люба.[970] <Ты куда? въ Москву?>   Лиля. Да. Въ Москву ѣду[971]<.> Ты бы мнѣ посовѣтовала…   Люба. Нѣтъ ... Васильичъ.[1135] Все про двигатель сейчасъ Евграфъ Данилычъ сообщали…[1136] // л. 54   /Изъ лѣвой двери входитъ Похлебовъ въ соломенной шляпѣ, съ тростью. И то, и другое кладетъ на подоконникъ, киваетъ на поклоны Ивана Васильича и бухгалтера и присаживается къ столу. Бухгалтеръ подкладываетъ ему отчетъ. Пауза. Данила Евграфычъ отходитъ къ окнамъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... Евгр.[949] идетъ въ переднюю. Люба смотритъ. Пауза. Кричитъ изъ окна/ Папаша-а! /киваетъ/ Дома, дома!.. /идетъ отъ окна/   Лиля /входитъ въ шляпѣ/ Ты[950] здѣсь![951] /цѣлуются/   Люба.[952] <Ты куда? въ Москву?>   Лиля. Да. Въ Москву ѣду[953]<.> Ты бы мнѣ посовѣтовала…   Люба. Нѣтъ ... Васильичъ.[1123] Все про двигатель сейчасъ Евграфъ Данилычъ сообщали…[1124] // л. 62   /Изъ лѣвой двери входитъ Похлебовъ въ соломенной шляпѣ, съ тростью. И то, и другое кладетъ на подоконникъ, киваетъ на поклоны Ивана Васильича и бухгалтера и присаживается къ столу. Бухгалтеръ подкладываетъ ему отчетъ. Пауза. Данила Евграфычъ отходитъ къ окнамъ ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... … или я… сплю! (Голосъ Пуховой. Онъ смѣлъ! онъ посмѣлъ!..) Она!.. она!!.. Нѣтъ, я не сплю… Она!.. (становится въ позицію)[142] (Пухова въ шляпѣ и Наташа входятъ[143])[144] Пухова. Что вы сдѣлали[145] съ Ташей?.. Что вы сдѣлали съ моей дочерью?.. Лисичкинъ. (мрачно) Почему вы всѣ сошли съ ума?.. Пухова ... ; или я… сплю?[593]... /ГОЛОСЪ ПУХОВОЙ: Онъ смѣлъ![594]... онъ посмѣлъ!![595].../ Она![596]... Она!![597] /Становаится на позицію./   /ПУХОВА въ шляпѣ и НАТАША входятъ./   ПУХОВА. Что вы сдѣлали съ Ташей?[598]... Что вы сдѣлали съ моей дочерью?[599]...   ЛИСИЧКИНЪ. /Мрачно./ Почему вы всѣ сошли съ ума ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

... / /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ?  ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.5.)

... ;— довольный и недовольный, — встрѣтилъ подвальнаго съ верхняго виноградника, Ивана Гусенко. Гусенко стоялъ подъ каштаномъ, руки въ карманы, въ[41] бѣлой курткѣ и соломенной шляпѣ на затылокъ, посвистывалъ. Кого–то дожидался съ карзиной[42] бутылокъ. — Продаешь добро–то? — потрогалъ поваръ ногой карзину. —  ... , съ желтенькимъ глазкомъ въ глубинѣ, и различила бѣлѣющее пятно, а когда спустилась по покатымъ ступенькамъ, передъ ней уже стоялъ Гусенко, на голову выше ея, въ задвинутой на затылокъ соломенной шляпѣ, широкій, посмѣивающійся изъ–подъ рыжихъ усовъ. Стоялъ, привалившись къ бочкѣ съ сотерномъ, и гулко постукивалъ крѣпкими[44] пальцами по днищу. Оглянулъ ноги, бѣлый передникъ ... по бѣлому плечу и пошла легко и проворно, стараясь не сгибаться. Оглянулась въ полглаза на спускѣ, — онъ все стоялъ, руки въ карманы, высокій, въ задвинутой на затылокъ шляпѣ. И въ тотъ же вечеръ[50] пришелъ съ заказомъ, стоялъ подъ каштаномъ и посвистывалъ. И потомъ сталъ заходить часто. И еще ходила Саша за виномъ въ прохладный подвалъ, гдѣ даже ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... Акимычъ, совѣстно итти къ лавкѣ. Видитъ, что выросла карусель на луговинкѣ, гдѣ пожарный сарай. Только вчера прiѣзжiй полякъ-ли — нѣмецъ-ли, въ прогорѣвшей шляпѣ грибомъ, привезъ на возахъ колеса и стойки, груду побитыхъ коней въ цвѣтныхъ яблокахъ, — въ желтыхъ, синихъ, зеленыхъ и красныхъ, — и вотъ уже ... . Суета-маета… VI.   Еще вчера[406] на луговинкѣ, влѣво, передъ дорогой, гдѣ пожарный сарай, прiѣзжiй нето нѣмецъ, нето полякъ, въ касторовой шляпѣ грибомъ[407], с женой и работникомъ еще <съ> вечера[408] // л. 19     привезъ на возу карусель — стойки и слеги,[409] столбъ ... все горятъ. Чего ждутъ? И тамъ огонекъ, у невидной теперь карусели, на лужайкѣ. И тамъ ждутъ? Горитъ тусклый фонарикъ. Сидитъ невѣдомый человѣкъ въ нахлобученной прогорѣвшей шляпѣ, — не то нѣмецъ, не то полякъ, — съ поислыми черными усами и скучнымъ лицомъ, занесенный невѣсть откуда въ незнаемое Чашкино. Сидитъ съ женщиной въ зеленой тальмѣ ... итти къ лавкѣ. Видитъ, что выросла карусель на луговинкѣ, гдѣ пожарный сарай.  Только [съ вечера] /вчера/ прiѣзжiй полякъ-ли — нѣмецъ-ли, въ прогорѣвшей шляпѣ грибомъ, привезъ на возахъ колеса и стойки, груду побитыхъ коней въ цвѣтныхъ яблокахъ, — въ желтыхъ, синихъ, зеленыхъ и красныхъ, — и вотъ уже ... въ красную шею и киваетъ на сѣдоковъ — нельзя. [406] Вместо: вчера — было: съ вечера [407] Далее в рукописи незачеркнутый вариант: выгорѣвшей шляпѣ грыбомъ [408] Далее в рукописи незачеркнутый вариант: наве<зъ> [409] Далее было: и коренной [410] Далее примечание И. С. Шмелева: (Это вставить сейчасъ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... на чай отъ компанiи торговцевъ.[14]   // л. 9   Мы поднялисъ въ каюту 1-го класса на кормѣ. Бархатные диванчики заняты пассажирами. Люди все почтенные, благопристойные. Старичокъ въ пуховой шляпѣ читаетъ священную книгу; пожилыхъ лѣтъ толстая барыня въ очкахъ дремлетъ, сложивъ на колѣняхъ пухлыя ручки. Толстый, заплывшiй жиромъ купецъ въ засаленномъ глянцовитомъ сюртукѣ ... ». А потомъ цѣловаться полѣзъ… въ обнимку… Та то его и огрѣла… А онъ опять было въ обнимку да сгоряча то старичку одному въ ухо и саданулъ… Въ шляпѣ-то который,   // л. 70   все книжки священныя читалъ. Тотъ какъ взъѣлся, какъ пошелъ… — «Я пришелъ, генералъ. Ятебя ... хорошо-съ…. Прiѣхалъ къ нему генералъ, видите ли, ну и того… во всякихъотличiяхъ и орденахъ высокихъ. Все это у него орденами накрыто, — и тутъ, и здѣсь, и на шляпѣ, значитъ, знакъ есть.   // л. 135   Полный самый настоящiй генералъ — въ родѣ командира… Ну, и сосбѣседованiе у нихъ было съ о.  ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... это и есть учительница. Я пробрался въ корридоръ и заглянулъ въ переднюю. Заглянулъ и уже не могъ отвести глазъ. Совсѣмъ еще дѣвочка, въ форменномъ коричневомъ платьицѣ и соломенной съ ленточкой шляпѣ сидѣла на стулѣ у зеркала. Ей было лѣтъ шестнадцать, не больше. Она была бѣленькая, съ розовыми щечками и голубыми глазами. Эти глаза смотрѣли такъ печально и робко ... . Тутъ же выглядывали[131] изъ морской пучины бугроватыя чудовища[132], должно быть крокодилы, а на бережку, возлѣ красивой крѣпости, стоялъ сѣренькiй человѣчекъ въ треугольной шляпѣ и показывалъ пальцемъ вдаль. Это, должно быть, и былъ Наполеонъ, такъ какъ клоунъ ткнулъ въ него палкой, когда кричалъ, что сейчасъ самъ господинъ ... сада, какъ изъ–за кустовъ появилась хорошо знакомая мнѣ фигура. Это былъ очень толстый господинъ съ большимъ животомъ и на короткихъ ножкахъ, въ широкополой шляпѣ и чесучовомъ пиджакѣ, съ толстой сигарой во рту и кожанымъ портфелемъ подмышкой. Онъ шелъ въ перевалку, какъ покачиваются ваньки–встаньки и пыхтѣлъ. Это былъ нашъ ... онъ мнѣ... Я ничего не понимаю, побѣжалъ одѣваться, надѣть свой костюмчикъ въ которомъ обыкновенно выѣзжалъ съ отцомъ кататься матросскiй. Когда я явился, отецъ уже стоялъ въ шляпѣ и ждалъ меня. Ивана Михайлыча[605] уже не было. Когда мы спускались съ лѣстницы, отецъ сказалъ: — Онъ просилъ тебя привести... Про тебя ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... . По каторгамъ гоняли, въ острогѣ сиделъ сколько! Глядѣлъ на его жалости. Тошшій... И всѣ они ярко представили себѣ того незнакомаго человѣка, – не-то барина, – въ шляпѣ былъ и въ очкахъ, – нето рабочаго человѣка: въ синей рубахѣ былъ, въ в ремнѣ, въ пальтишкѣ, – что говорилъ на сходѣ. -  За нородъ старался. Мы, – говоритъ ... ; Было это на перегонѣ между Рязанью и Ряжскомъ. Явился «огонь и полымь», – какъ окрестилъ одинъ изъ мужиковъ-пассажировъ подсѣвшаго господина въ шляпѣ, – и все время неустанно кричалъ и доказывалъ, что надо не съ потолка законы писать, а выдирать «изъ земляной нѣдры». А съ потолка можно такіе ... ;безо всякого выкупа». И опять поуркивали. На остановкѣ втиснулся, выпирая плотно сгрудившихся к двери солдатъ, человѣкъ высокаго роста, в кожаной затертой курткѣ, въ суконной шляпѣ на затылкѣ и въ охотничьихъ сапогахъ; такой здоровякъ, плечистый и большеголовый, что подавшіеся солдаты только поворчали, а одинъ, совсѣмъ мальчикъ, такой рябой, что, какъ говорится ... ; Правильно! Браво! -  Вотъ ты мнѣ и проведи желѣзную дорогу! – сказалъ, словно ударилъ, высокій, какъ жердь тощій, чернявый господинъ въ соломенной широкополой шляпѣ, въ вышитой рубахѣ подъ накинутымъ на плечи пиджакомъ, съ пачкой газетъ, которою ударялъ по ладонямъ, какъ приколачивалъ слово за словомъ. Выдвинулся онъ изъ толпы, а за нимъ ... помощи... и по экономіи расходевъ. Самый, такъ сказать, живой нервъ жизни. Подхожу поближе. Одѣтъ ораторъ въ кожаную куртку, боевую.. Ну, самъ по себѣ онъ штатскій и въ шляпѣ лодочкой, но куртка и сапоги воинскаго вида, дѣлового, для экстренности самой энергичнейшѣй... одна нога – тутъ, другая тамъ... въ автомобиль искрой вскочилъ и даже ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"