И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 12

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... горы. Ну, будто, въ сказкѣ: Василиса –Премудрая сказала. Ржутъ по конюшнямъ лошади, бьютъ по стойламъ. Это всегда – весной. Вонъ ужъ и коновалъ заходитъ, цыганъ Задорный, страшный съ своею сумкой, - кровь лошадямъ бросать. Ведетъ его кучеръ на конюшни, бѣгутъ поглядѣть рабочiе. Меня не пускаетъ Горкинъ: негодится ... въ Крыму, чахоткой! Очень высокаго роста былъ, -«долгiй». Вотъ и вышли «коротки дни». Еще – курчавый и желтозубый, Цыганъ, въ поддевкѣ и съ длинной серебряной цѣпочкой съ полтинничками и съ бубенцами. Пашенька дуетъ на него и все говоритъ – цыцъ! Онъ показываетъ ей серебряный крестъ на шеѣ& ... насыщалъ. А дядя Егоръ ему: «энъ, куда загибаешь!» Ну, слушать страшно. Дядя Егоръ очень похожъ на Кашина: такой же огромный, черный, будто цыганъ, руки у него – подковы разгибаетъ; все время дымитъ кручонками – «сапшалъ», морщится какъ-то непрiятно, злбно, и чвокаетъ страшно зубомъ ... , - «оглумная», говоритъ кузнецъ. Онъ ждетъ со своимъ припасомъ. Отецъ велитъ ковать помягче, на войлочкѣ, - совѣтовалъ такъ цыганъ-мошенникъ. Вотъ лошадкой-то наградилъ, тумбы на улицѣ боится, такъ и шарахнется. Кузнецъ говоритъ, - «не лошадь – лѣшманъ». ... не велитъ глядѣть, она не любитъ. Кузнецъ потѣетъ, хрипитъ - «да сто-ой, лѣшманъ!..» Отецъ говоритъ - «что жъ Өедька-цыганъ не заявляется… сказать ему – сотнягу скину, пускай возьметъ.» Купили за триста, отдаемъ за двѣсти, а Өедька не заявляется. Говорятъ, - & ... она намъ, и какой-то т е м н ы й  у ней огонъ въ глазу. Никто и не пожалѣлъ, что сбыли. Только дядя Егоръ опять съ галдарейки крикнулъ, когда уводилъ цыганъ: - Не то-что не ко двору, а не къ рукамъ! А отецъ всетаки пожалѣлъ ее. Сказалъ Горкину: - Нѣтъ… всетаки славная лошадка, качкая только иноходецъ… а не угнаться ...


Художественные проиведения | Распад

... быть, деньги у нихъ взялъ… - говорю я. Высокiй, рыжiй кирпичникъ, въ измазанныхъ глиной сапогахъ и въ заплатанномъ полушубкѣ, трясетъ кулакомъ въ воздухѣ. - Цыганъ!.. - Да, это дядю, - говорю и я.  Мы не понимаемъ многаго; мы только чувствуемъ. Въ форточку сквозитъ, лица наши синѣютъ отъ холода, но закрыть мы не въ ... hellip; такой же будетъ, чортъ… - слышимъ мы разговоръ подъ окномъ.   - Ево рази?.. - Ево… Такой же цыганъ, чортово отродье… Въ окнѣ, напротивъ, отворяется форточка: это Леня высунулъ голову.  - Александръ Ивановъ!.. Александръ Ивановъ!.. - Тебя, Ляксандра ... Мы выбѣгаемъ въ верхнiя сѣни и наблюдаемъ изъ окна. Спуститься внизъ  жутко: запрягаютъ на-пробу новую, еще дикую лошадь.  Старичокъ барышникъ-цыганъ съ другимъ волосатымъ цыганомъ привели ее сегодня къ постоянному покупателю и любителю звѣрскихъ лошадей -“чертей” и “огневыхъ”, - дядѣ ... ? По всей вѣроятности, ничего, такъ какъ у Плѣшкина нѣтъ ни гроша, и еще недавно, когда мы катались съ Васькой съ горы, онъ сообщилъ, что “хозяинъ Цыганъ”, то-есть, дядя Захаръ, грозился вышвырнуть ихъ на мостовую.     IV.   Какой странный Леня! Должно быть, болѣзнь такъ подѣйствовала ... скрывался въ конюшнѣ. Лошади были запущены. Когда проводили “Жгута”, дядя Захаръ дернулъ глазомъ и отвернулся. - Продать… Завтра чтобъ цыганъ взялъ!.. - Слушаю-съ… - покорно повторялъ Александръ Ивановъ. Потомъ обошелъ дворъ, угрюмо глядѣлъ на сараи, конюшни, закоулки и лачужки. Все ... . Потомъ двинулся на заводъ, разгромилъ и уѣхалъ въ городъ. Вернулся онъ поздней ночью, пьяный, шумѣлъ на дворѣ и оборвалъ всѣ звонки.  Скоро цыганъ увелъ “Жгута”, “Строгаго” и “Крутого”, и остались въ конюшнѣ “Стервецъ” и “Злодѣй”. ...


Художественные проиведения | Стена

... бородой, въ которой  застряли кирпичныя крошки, и курносый, веснушчатый и безбровый  парнишка Гаврюшка, и Лука, голова рѣдькой, и кривобровый, всегда молчаливый, Цыганъ, и костистый Мокей,  съ жуткимъ рубцомъ черезъ все лицо, и другiе, невидные. И позади всѣхъ - длинный, мѣднолицый солдатъ, въ вылинявшей рубахѣ ... nbsp;- выругался солдатъ.  Время было спать, но никто не трогался, и даже всегда точный Трофимъ потѣснился поближе  къ Пистону, а молчаливый Цыганъ сказалъ:   - А-а… клали, значитъ… а-а…  - Кирпичикъ-то больно нескладный… гнилой…  - Будешь ... за казенной! - подмигнулъ приказчикъ.  Смѣялист въ артели. Знали, что вѣрная мѣрка. Мѣрилъ  ее и самъ дошлый Трофимъ, и Мокей, и Цыганъ, накладывая пяди.  - Грѣхъ съ тобой одинъ… - тряхнулъ головой Трофимъ. - Чего народъ мутишь?   ... извозчики, какъ тавруевъ кричалъ Пистону:   - Лысину давай! Пятаками буду…  Сперва Гаврюшка, за нимъ и лука, и Мокей, и молчаливый Цыганъ потянулись къ саду. Подходили нерѣшительно, постаивали и приглядывались. И шагъ за шагомъ пробирались въ кусты. Махал руками оставшимся.  - Смотри, Шурка! - кричала ... серчаетъ… - сказалъ  лихачъ и свистнулъ на лошадей.  Уже и Мокей завалился головой  за свѣтлый край, и кривобровый Цыганъ  приладился  ногами къ огню; только Трофимъ  обиралъ вкругъ себя и отмахивался, да совсѣмъ  разсолодѣвшiй Михайла ... Скучные шли истомленные ночью и жарой землемѣры. Лѣниво плелись  рабочiе. И когда стали спускаться къ прудамъ, кривобровый, всегда  молчаливый Цыганъ крикнулъ:  - Горитъ!!..  И побѣжалъ наперекосокъ лугомъ, взмахивая флажками. Инженеры  остановили лошадь.  Надъ вершинами липъ, гдѣ ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... такая, богомольная, Авдотья Васильевна Головкова… — и что же, барыня! Гдѣ это вотъ Дунай-рѣка… какъ это мѣсто-то?.. намъ цыганъ венгерскiй еще попался, на гитарѣ все звонилъ..? Правда, ужъ по череду лучше, а то собьюсь. Ну, сулилися безпремѣнно къ вамъ побывать, въ Америкѣ ужъ все у него оборвалось ... , будто вѣтромъ насъ разнесло. Гдѣ это мы съ Катичкой ѣхали?.. Мы въ Парижъ поѣхали изъ Константинополя, сквозь всѣ земли, Катичка мудровала все. Насъ вегерскiй цыганъ провожалъ. Мы въ ресторанѣ кушали, а онъ въ Катичку и влюбись. Пошелъ насъ на поѣздъ проводить, чемоданчикъ понесъ, да съ нами и увязался, покуда его бумаги ужъ не годились, на гитарѣ ... Сте…! — и нѣтъ ее, увезъ поѣздъ. Высунулись мы, другъ-дружкѣ помотали… — кэ-экъ меня за воротъ ктой-то сзади! А это цыганъ 87 венгерской, а бы мнѣ голову разбило, объ столбъ объ желѣзный, шурхнуло по платочку даже. Ну, вѣрно-то какъ, — желѣ-зо грозить будетъ! &mdash ... отъ нихъ отбилась. И опять — нянь! Вытащила и давай вертѣть. Со стыда я сгорѣла, чего это она меня на показъ показываетъ, чисто вотъ цыганъ лошадь продаетъ. Кричитъ имъ: — «Самая эта старушка, двѣ копѣйки съ платкомъ за нее давали!» Тутъ они поднялись всѣразомъ. А она ... , то дворецъ ей занадобится… измаяла меня. Прiѣдемъ въ какой городъ, — опять газетчики эти, и такъ, шлющiе, карточки съ насъ сымаютъ… Вотъ, цыганъ венгерской и прицѣпился, — говорила-то я, — на гитарѣ намъ все звонилъ. Венгеры тамъ живутъ, ѣхали-то мы..? Наняла автомобиль, прорву какую-то глядѣть ...


Художественные проиведения | Лошадиная сила

... ; нихъ уходятъ  крѣпкiя  къ коновязямъ.  − На овсѣ разойдутся!   Скачетъ  съ присвистомъ  на поджаромъ и тонкомордомъ рыжемъ  цыганъ. Сидитъ на рогожкѣ вмѣсто  сѣдла, вертитъ-крутитъ веревочными поводьями, гикаетъ,  сверкая зубами, ставитъ  рыжаго на дыбы  въ тѣсномъ  ... ; мѣстѣ, крутится  на заднихъ ногахъ, показываетъ «фигуры». И цыганъ, и жеребчикъ  забрызганы по  уши желтой грязью − должно быть,  летѣли по проселкамъ. Посмѣивается зубами ... ; покашиваются мужики. Откуда досталъ  такого жеребчика? Можетъ,  и свелъ гдѣ…  − Йей, дорогу! − дерзко кричитъ цыганъ,  позванивая  серебряными  яйцами-подвѣсками на груди,  на синемъ кафтанѣ, и короткимъ галопомъ  выкидывается  къ столбу.  Но тутъ  ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... ; живое. Сѣять, сѣть[bbbbbbbb]! Давно не былъ въ милой работѣ, три года не былъ… И не онъ одинъ. И солдатъ–делегатъ, черный, сумрачный, какъ цыганъ скалитъ бѣлыя зубы, когда говоритъ — земля! И это слово земля — выходитъ у него сочно и густо — такъ и чувствуется, накипѣло во рту ...


Художественные проиведения | Загадка

... вылакали! Выпьемъ на-ты… а тамъ… есть у меня послѣдняя ставка! Князь не понималъ ничего, – зачѣмъ ѣдетъ, и почему - 127 - къ нему привязался этотъ цыганъ. Думалъ только: а пусть! Потомъ шелъ за шумно шагавимъ хозяиномъ по темнымъ корридорамъ, гдѣ пахло яблоками, по пустымъ заламъ, въ которыя глядѣли черезъ большiя синiя ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ; возятся  возлѣ «Лявры», подсовываютъ  оглобли. Вертятся Вербины  собаки,  Цыганъ  и Бѣлка. Кричитъ отъ дороги кто-то:  – Прирѣзать бы,  да на  ко-клеты!  Это  дядя ...


Художественные проиведения | Тени дней

... глухое. Поддевка на  барашкѣ, малиновый  кушакъ, подковки,  шапка  колпакомъ,  кулакъ въ карманѣ… носъ ястребиный, смуглое лицо. Цыганъ-барышникъ? Мнѣ тревожно: проснется − пропадетъ „европа“.  Оглядываю стойку. Корытце, студень въ немъ,  какой-то  стращный, &minus ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... да помажутъ – Станетъ рѣчка кверху течь! Ихъ ты-ы! Гоготали такъ, что покрывали и гармонью, и страшный скрипучій трескъ расхлябаннаго параходика. А гармонистъ хоть бы улыбнулся! И цыганъ не смѣялся: постукивалъ кнутовищемъ по сапогу. Только дѣвица стрѣляла глазами и покатывалась, завораживая солдатъ. -  Развелось этой сволоты! – сурово сказалъ торговецъ. &ndash ... вышли, да мелко плаваемъ! -  И вовсе сидимъ! Га-га-га! Всѣ гогочутъ. Учитель недоумѣвающе смотритъ, качаетъ головой и принимается за газету. Дама что-то горячо ему шепчетъ. Цыганъ и дѣвица начинаютъ играть въ карты. Швыряютъ трешницы и пятерки. Къ нимъ подходитъ высокій солдатъ, съ раздутой щекой, въ повязкѣ, и «вразь охватываетъ пару красныхъ» ... ;. И еще солдатъ ввязывается и закладываетъ пятерки. Выигрываетъ. Цыгану не везетъ. Онъ вытаскиваетъ бумажникъ и, перекрестившись, ставитъ четвертной. -  Болѣ сотни цыганъ просадилъ! Игра начинаетъ разгораться. Проигралась и дѣвица. Но все хохочетъ и ворожитъ глазами. Съ ней шушукаются ставятъ за нее, но ей положительно не везетъ. Выигрываютъ солдаты. Особенно усердно ... , проиграешь! Ваничка, не надо! Солдатъ достаетъ еще пяерку. Опять незадача. Дѣвица отводитъ его на кипу пресованного сѣна и начинаетъ шептаться. А «проигравшійся» цыганъ угрюмо сидитъ и постукиваетъ кнутовищемъ по сапогу. -  Такъ ихъ, чертей, и надотъ! Попали на солдатъ! -  Да, ловко! – опять начинаетъ учитель. – Дѣти ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... , и лицо — живое. Сѣять, сѣ<я>ть! Давно не былъ въ милой работѣ, три года не былъ… И не онъ одинъ. И солдатъ-делегатъ, черный, сумрачный, какъ цыганъ скалитъ бѣлыя зубы, когда говоритъ — земля! И это слово земля — выходитъ у него сочно и густо — такъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"