И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 67

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

...  незнакомую дѣвицу, растрогался, проводилъ до святой обители, для чего-то и самъ вошелъ, постоялъ у заутрени и даже не безъ волненiя взглядомъ искалъ е е въ полумракѣ храма, - совсѣмъ, какъ герой Марлинскаго или Карамзина. Но за усмѣшкой надъ «нещастнымъ героемъ нашимъ» была и мимолетная грусть, что милое ... , - и не смотрѣть. И когда уже не могла, - взглянула, и у меня помутнилось въ головѣ. Я едва поднялась на солею и благословилась у матушки Руфины уйти изъ храма, по немощи». Онъ видѣлъ, какъ ее повела клирошанка, тутъ же пошелъ и самъ, но на паперти не было никого, крутило никольскою метелью. А наутро накупилъ гостинцевъ: халвы ...


Художественные проиведения | Рождество в Москве

... встречали. У нас в Москве знамение его издалёка светилось‑золотилось куполом‑исполином в ночи морозной — Храм Христа Спасителя. Рождество‑то Христово — его праздник. На копейку со всей России, воздвигся Храм. Силой всего народа вымело из России воителя Наполеона с двунадесятью языки, и к празднику Рождества, 25 декабря 1812 ...  года, не осталось в ее пределах ни единого из врагов ее. И великий Храм‑Витязь, в шапке литого золота, совсюду видный, с какой бы стороны ни въезжал в Москву, освежал в русском сердце великое былое. Бархатный, мягкий // 177   ... этих звезд российских: поют ― и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем ― звездный, хрустальный свет. Где же ты, Вифлеемская?.. Вон она: над Храмом Христа Спасителя. Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской. О, этот звон ... ;Разумейте язы-и-и-цы-ы… «И по-ко-ряй---теся… «Я-ко… с на-а-а-а-а--- ми Бог!.. Боже мой, плакать хочется… ― нет, не с нами. Нет Исполина-Храма… ― и Бог не с нами. Бог отошел от нас. Не спорьте! Бог отошел. Мы каемся. Звезды поют и славят. Светят пустому месту, испепеленному. Где оно ... поругаем не бывает. Не спорьте: я видел, знаю. Кротость и покаяние ― да будут. И срок придет: Воздвигнет русский народ, искупивший грехи свои, новый чудесный Храм ― Храм Христа и Спасителя, величественней и краше, и ближе сердцу… и на светлых стенах его, возродившийся русский гений расскажет миру о тяжелом русском грехе, о русском страдании ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... Храмъ: куполъ Христа Спасителя сумрачно золотится въ щели; скоро его раскроютъ. - Стропила наши, подъ кумполомъ-то, - говоритъ къ Храму Горкинъ, - нашей работки ту-утъ..! Государю Александрѣ Миколаичу, дай ему Богъ поцарствовать, генералъ-губернаторъ папашеньку приставлялъ, со всей ... ;Кривая» опять застряла. Отъ Кремля благовѣстъ, вперебой, - другiе колокола вступаютъ. И съ розоватой церковки, съ мелкими главками на тонкихъ шейкахъ, у Храма Христа Спасителя, и по рѣкѣ, подальше, гдѣ Малюта Скуратовъ жилъ, отъ Замоскварѣчья, - благовѣстъ: всѣ зовутъ. Я оглядываюсь на Кремль: золотится ... ;благодать Господня, шумитъ за окнами.   _______   ЯБЛОЧНЫЙ СПАСЪ   Завтра - Преображенiе, а послѣ завтра меня повезутъ куда-то къ Храму Христа Спасителя, въ огромный розовый домъ въ саду, за чугунной рѣшеткой, держать экзаменъ въ гимназiю, и я учу и учу «Священную Исторiю» Аөинскаго. ... Слава въ вышнихъ Богу…» - А почему пастухамъ явились? Вотъ и не знаешь. Въ училищу будешь поступать, въ имназюю… папашенька говорилъ намедни… у Храма Христа Спасителя та училища, имназюя, красный домъ большенный, чугунныя ворота. Тамъ те батюшка и вспроситъ, а ты и не знаешь. А онъ стро-гой, отецъ благочинный ... нихъ вымоленный у Господа первенецъ ихъ драгой, утѣха старости. И они зѣло роптали. И дотого оскудѣли духомъ, что сiя благочестивая жена-особа не стала и храма Божiя посѣщать, а властитель-вельможа разослалъ по обителямъ укорительныя письма, ропща на Милосерднаго. И вотъ, пишетъ ему старецъ изъ Оптиной, высоко жизни: «Не ... Мое благоволение (Матф. 3:16-17) [10] Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его (Матф. 1:2) [11] И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;  и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли  и, выйдя ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... Нилыча наклеилъ: Старинныя вещи! Какъ-то лѣтомъ пріѣхалъ заѣхалъ какими-то судббпми[l] художникъ и попросилъ позволенія писать. Ему очень понравилась внѣшность храм церкви и онъ попросилъ позволенія писать. Церковь была старая, деревянная – большой коробъ большой срубъ коробомъ, обшитый тесомъ. На тесовой ... … какъ есть… Бралъ кисть въ зубы и говорилъ невнятно: Ваша церковь рѣдкостная… А это что же надъ входомъ… надпи<сь> стерлась? храм Божій… А это – не вѣсте ли яко храмъ Бож ит д Посл къ Коринф. –А-а… Очень красиво… Да, вашъ храмъ ... кри<к>нулъ о Иванъ – пей русскую! Службами И по тихости характера своего , если и упрекалъ въ проповѣдяхъ, то всегда мягко и скорбно за пьянство и небреженіе ко храму. Да т то только по большимъ праздникамъ. Выйдетъ на о амвонъ въ затертой и до нитокъ ряскѣ ризкѣ, повздыхаетъ, покачаетъ головой и скажетъ тихо-тихо для переднихъ рядовъ: ... : пей русскую! Службами о Иванъ не неволилъ, за выписки бралъ всего по двугривеннуму и по тихости карнантора своего если и укорялъ на проповѣди, то развѣ только за пьянство и небреженіе ко храму. Да и то мягко и только по двунадесятымъ праздникамъ: –Какъ можете вы безъ церкви?! а? Крестить васъ надо? А? Вѣнчать? а? А хоронить?! А у насъ скоро балки повалятся ... –Попъ у насъ ничего… тихой. Голосу у его не доходитъ, а то ничего. Когда читалъ проповѣди, корилъ рѣдко, развѣ когда за пьянство и небреженіе ко храму, да и то больше по большимъ праздникамъ. –Можете вы безъ церкви?! а? крестить васъ надо? вѣнчать? а? хоронить? а? А у насъ вонъ балки вотъ-вотъ повалятся ... насъ ничаго, тихой… –говорили мужики, про о. Ивана. Проповѣди читалъ рѣдко, по большимъ праздникамъ, и не корилъ, развѣ когда за небреженіе ко храму: –Можете вы безъ церкви, а?! крестить васъ надо? Вѣнчать, хоронить? А у насъ вонъ балки скоро повалятся. Показывалъ пальцемъ, а мужики задравъ головы, ...


Художественные проиведения | История Любовная

...  романы  въ библiотекѣ прочитала». – А вотъ, вчера сочинилъ… Выставляются всѣ рамы, Открываются всѣ храмы,     То – Христосъ Воскресъ!      Къ намъ сошелъ съ небесъ! – Матушки! – удивилась  ... крыл" (Библейский словарь Брокгауза).  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали ...


Художественные проиведения | Въезд в Париж

... , какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лице мое. 4 И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. 5 И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь ...


Художественные проиведения | Город-призрак

... ; городъ: холмы и башни. А вотъ, купола за куполами,  одинъ надъ другимъ, рядами, какъ на гравюрахъ старыхъ „Святаго Града“: храмы надъ храмами,  въ сѣрыхъ стѣнахъ изъ камня. Стаяло − и опять  всклубилось. И вотъ,  выпучился надъ всѣми куполъ,  поширился, &minus ... ,  черные  шарики сигналовъ. Тамъ  еще  шумы жизни, а здѣсь − благодатно-тихо. Чутко-тихо. У великаго Храма всегда тихо.   Мосты хорошо отсюда видны: Каменный, Чугунный. Направо − даль, осеннiя Воробьевы Горы, въ позолотѣ, къ рѣкѣ & ... minus; рѣка, малая, простая, Москва-рѣка. Спятх  на ней  плоскодонки рыболововъ,  блеститъ зеркально  золотой шлемъ  Храма. Утки плывутъ  къ Замоскворѣчью, къ  древнимъ хоромамъ  Скуратова-Малюты.  Вьются за ними серебристые дрожки.  Въ Храмѣ всенощная ... ударятъ  разбито, скорбно.  И опять,  мѣрные удары.   Это Животворящiй Крестъ выносятъ.  Звонъ  великаго Храма чудный: много въ немъ серебра, и мѣдь его по-особому  пѣвуча: глухая, мягкая, будто земля взываетъ. Изъ мягкаго камня& ... nbsp; стѣнами  кучки  людей заѣзжихъ, смотрятъ,  читаютъ вязь. Долго, устало  ходятъ. Трудно  ходитъ у Храма: тяжелая  его масса давитъ.   А вонъ и хранитель славы, святынь россiйскихъ, хранитель  былыхъ страданiй,  зерцало ... видны на небѣ.  И Кремль гаснетъ. Великiй Иванъ_Звонарь  еще блистаетъ  смутно.  И здѣсь темнѣетъ; но свѣтлыя стѣны  Храма будутъ  бѣлѣть и ночью. И золотая шапка  будетъ свѣтить  мерцаньемъ.  И Царь мерцаетъ. Онъ  грузно сидитъ на ... nbsp; лицомъ. Порфира  Его громадна; трудна, тяжела Держава. Но руки крѣпки: держалъ − не гнулся. Мѣсто Ему − по Немъ: у Храма побѣдъ  и мира, у русской  силы. Сидитъ и глядитъ за рѣку, за Москву-рѣку, на прошлую  даль степную, откуда валили орды ...


Художественные проиведения | Как я стал писателем

...   о первыхъ  моихъ шагахъ.  Расцвѣлъ я пышно на сочиненiяхъ. Съ пятаго  класса я  дотого я развился,  что къ  описанiю  Храма Христа Спасителя  какъ-то приплелъ…  Надсона!  Помнится, я  хотѣлъ  выразить  чувство  душевнаго  подъема ... онъ, какъ  и    в а ш ъ    Нá-дсонъ, –  онъ  говорилъ, ударяя на первый слогъ, – ко Храму  Христа  Спасителя не имѣли!  Три съ минусомъ! Ступайте и  вдумайтесь.  Я взялъ  тетрадку и попробовалъ  отстоять свое:  ...


Художественные проиведения | Христова всенощная. Ред.

... по голубому полю. Давняя, темная икона Николая Чудотворца, – за триста лет! Теплится зеленоватая лампа. Ночная, грустная. Вот она, русская походная молельня, храм бедных, – во французском доме при дороге! “Стяжал еси смирением высокая, Нищетою – богатая!“ За черными, словно сажей вымазанными окнами ... уже не пение: это сладкий и нежный шопот, молитвенная беседа с Господом. Он – здесь, в этой комнате, при дороге, – Храме. Ибо песнопение претворилось в Слово, в Бога-Слово. Это почувствовали  о н и, тихие песнопевцы наши. И пели – самому Христу, явившемуся ...


Художественные проиведения | Это было

ИВ.  ШМЕЛЕВЪ     ЭТО  БЫЛО   Издательство  ГАМАЮНЪ  БЕРЛИНЪ  1  9   2  3    Это  было (разсказъ  страннаго человѣка)    I. Я прекрасно знаю, что это было.  Меня захватывало  блаженствомъ ужаса,  крутилъ  вихрь  на грани  безумiя  и смысла… Случилось  это во время  прорыва подъ М… Кажется, тогда… Нѣтъ, я  буду говорить опредѣленно, – это  даетъ  увѣренность: это  случилось  тогда. Въ тылу  у насъ  очутилась  нѣмецкая кавалерiя, – и  фронтъ сломался. А вотъ что раньше.  Мѣсяца  два передъ тѣмъ меня  засыпало  взрывомъ нѣмецкой  мины. Двое сутокъ  пролежалъ я въ  землѣ,  подъ счастливо  скрестившимися  надо мной  бревнами, какъ въ  гробу. Откуда-то  проникалъ  воздухъ. Надъ моей головой  ходили  въ атаки,  прокалывали другъ друга,  поливали мою могилу кровью. Иногда мнѣ казалось,  что я слышу  хрипъ  нѣмца: «тайфэль…  майнъ готтъ»…,  рычанiе родной  глотки,  изступленно-гнусную  брань и молитвенный стонъ… Этотъ участокъ  фронта,  изрытый  кротовьими  ходами-гнѣздами, съ  подлой  начнкой  изъ  нитровъ и  толуоловъ, какъ сыръ  швейцарскiй ноздрями,  разъ пять  переходилъ  изъ рукъ въ руки въ  эти два дня. Пьяная смерть раздѣлывала надо мной  канканъ. Я приходилъ ...


Художественные проиведения | Новый год

НОВЫЙ ГОДЪ  I  Васька,  телеграфистъ съ  «былёвки»,  теперь – отвѣтстенный  работникъ,  тов.  Васькинъ,  – долженъ былъ  прочесть  докладъ – «Рабочая  культура и Крестьянство».  Давъ  приказъ по телефону  собрать домохозяевъ  и молоднякъ,  онъ забралъ портфель,  двустволку, – на случай,  зайчишка попадется, – взялъ лыжи и покатилъ  черезъ Раёво,  въ Липки.  Такъ  было дальше,  но хотѣлось  повидать  Михайлу  Алексѣича,  сговориться  насчетъ  сапогъ  въ  весенней тягѣ,  а главное – узнать про Настю.  Говорили,  что  раёвскiй  кучеръ  получилъ посылку и письмо  изъ-заграницы.  Настъ  былъ  твердый,  лыжи легко бѣжали. Васькинъ  гналъ прямикомъ,  полями,  черезъ елки,  съ  косогоромъ. Морозъ былъ крѣпкiй,  здорово  щипало,  рѣзало глаза отъ снѣга.  Малиновое  солнце  стояло низко  надъ еловымъ  лѣсомъ,  гдѣ Раёво.  Заячьи  слѣдки  не занимали.  Хрупанье лыжъ  по насту,  зеленоватое,  съ мороза,  небо,  черный лѣсъ,  малиновое солнце, – влекли  былое.  Впервые за эти годы  шелъ онъ  зимой въ Раёво,  и казалось,  что совсѣмъ недавно  носилъ на Рождество депеши.  Голубенькая  Настя выбѣгала на крылечко,  стучала  каблучками.  Угощали мадерой,  пирожками.  Инженеръ жалъ  руку,  вѣжливо дарилъ  на праздникъ, – всѣмъ семействомъ  прiѣзжали изъ Москвы на Святки. Барышни давали  книжекъ – Чехова, Толстого.  Подъ Новый  Годъ  устраивали  елку. Всей  «Былёвкой»  катили въ розвальняхъ  на тройкѣ,  рядились медвѣдями,  ...


Художественные проиведения | Золотая книга

ЗОЛОТАЯ КНИГА      Сонъ ли это, или осталось  во мнѣ отъ жизни?...  Видится мнѣ  великая Золотая Книга.   Жаркiя  пятна  стоятъ въ глазахъ: пылающiя свѣчи − золотые кусты горящiе, въ полномъ  народа храмѣ, сверканiе окладовъ, блески  парчи на ризахъ, − и блистающая  въ дыму кадильномъ, вознесенная Золотая Книга.  Почему я вспомнилъ  о Ней сегодня?  Здѣсь, по лѣсамъ, − заросли золотого дрока и золотого терна. Всюду  онѣ, − волнами, холмами золотыми, − куда  ни взглянешь. Въ солнцѣ, онѣ пылаютъ, и долго  стоятъ  въ глазахъ ихъ яркiя,  праздничныя пятна. Они  остались  во мнѣ, со мною пришли изъ лѣса, отъ  залива, колыхнули  въ  душѣ минувшее.   Вижу я, какъ живую, великую, окованную  блескомъ, въ сiянiи огней, Книгу. Тугiя  руки  дiакона-силача держатъ Ее надъ  храмомъ, − и бархатный, и густой ревъ-возгласъ, какъ колыханiе  колокольной  мѣди, гудитъ  надземно:  „Премудрость… воннн-мэ-ммм…!“    Дрожитъ  голубой воздухъ, дрожатъ огоньки  свѣчей. Надъ  преклоненными  головами  плыветъ, колышась,  закованная  блескомъ, великая Золотая Книга, − Евангелiе великопраздничное, парадное. Поднято Оно  съ Престола и вознесено  надъ храмомъ. Звякаютъ  серебромъ  тяжелыя застежки, грузно  разламывается  Оно на аналоѣ, двѣ  высокихъ свѣчи, качаясь, смыкаются копьями огоньковъ надъ  негнущимися  листами въ золотомъ  обрѣзѣ, надъ  переливчатыми  шелками парадной  ленты… − и густая  волна  небесно-земного  звука  растетъ и заливаетъ…  „Во вре-мя о-но…“[i]  Евангелiе, Вѣсть Благая.   Когда же Оно откроется, Св. Евангелiе Россiи, ...


Художественные проиведения | Христова всенощная

ХРИСТОВА ВСЕНОЩНАЯ    Я прочелъ въ  газетахъ: „Въ Общежитiи русскихъ  мальчиковъ (Шавиль, рю Мюльсо) квартетъ Н. Н. Кедрова будетъ пѣть  всенощную, 29 января, въ  субботу, 7 ч. вечера“.   Я люблю всенощную: она завершаетъ день и утишаетъ страсти. Придешь въ церковь,  станешь  въ полутемный  уголокъ, − и тихiя  пѣснопѣнiя, въ которыхъ и грусть, и примиренiе, и усталь  отъ дня сего,  начинаютъ баюкать душу.  И чувствуешь, что  за этой  неспокойной, мелкой  и подчасъ  горькой жизнью творится иная, свѣтлая, − Божья  жизнь.  „Господь  на небеси  уготова Престолъ Свой, И Царство Его всѣми  обладетъ!“[i]      И я поѣхалъ.  Былъ  черный-черный  осеннiй вечеръ, съ дождемъ;  осеннее здѣсь всю зиму. Поѣздъ шелъ  изъ Севра,  по высотѣ. Въ черныхъ долинахъ, въ рѣдкихъ  и смутныхъ огонькахъ невидныхъ поселенiй,  бѣжали  золотыя ниточки поѣздовъ и гасли. Я глядѣлъ  въ черное окошко. Какая  тьма! Гдѣ-то  тутъ, въ чернотѣ, Шавиль  и рю Мюльсо: тамъ  наши  подростки-мальчики получили  недавно  надзоръ  и кровъ, − бѣдная  юная Россiя.  Я глядѣлъ въ  глубокiя  черныя долины, на тихiе  огоньки въ  дождѣ. Чужое, темное… − и гдѣ-то  тутъ  будетъ всенощная,  и чудесный русскiй  квартетъ будетъ пѣть  русскимъ дѣтямъ. Онъ сейчасъ  ѣдетъ гдѣ-то,  подвигается въ чернотѣ къ Шавилю.  Я вспоминаю  этихъ скромныхъ  сердечныхъ русскихъ людей. Недавно  они пѣли  въ Лондонѣ, Берлинѣ, въ Мадридѣ, въ Женевѣ, въ Парижѣ, въ Брюсселѣ, − по всей  Европѣ. Поѣдутъ въ Америку, въ Австралiю. Пѣли королямъ и лордамъ, великимъ мiра сего, во дворцахъ и роскошныхъ залахъ, въ салонахъ миллiардеровъ, въ  соборахъ ...


Художественные проиведения | Перстень

... , а выходит… будто Александра Македонский на триумфальной колеснице!» Знаю. И не хочу. Хочу, как Сумароков, величаво: «Теки, мой князь, во храм… яви себя в народе!» А я… пойду отдам… последний долг природе!» Привычка, с ибсенского Брандта: к небесам! Ползать ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... Я видѣлъ передъ собой чудную картину уединенiя, заброшенности глуши. Тихо шумятъ вершины елей, а за стѣнами мертвая тишина, не доносится иноческая молитва изъ дверей храма. Висятъ на колокольнѣ молчаливые колокола, и не знаешь, звенѣли ли кодгда-нибудь ихъ мѣдные языки, призывая иноковъ на молитву… Зачѣмъ звать, кого ... огоньки свѣчей и лампадокъ. По стѣнамъ стоятъ черныя фигуры монаховъ съ надыинутыми на глаза черными клобуками, и отъ этихъ черныхъ фигуръ еще болѣе увеличивается мракъ храма. Я прислонился къ стѣнѣ и задумался, глядя на эти чинныя, темныя фигуры, читающiя молитвы по четкамъ, чтобы не пропустить ни одного поклона. Вотъ вся ихъ ... - 100 - но. Игуменъ Гаврiилъ любитъ церковное благолѣпiе и особенно налегаетъ на живопись. Его старанiями улучшена „живописная“, расписанъ соборъ и многiе храмы въ скитахъ.  Недалеко отъ раки, возлѣ гранитнаго подоконника – высокая согнутая фигура схимонаха. Я долго ждалъ, когда же наконецъ подниметъ онъ голову ... и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а пушистые, разогрѣтые гоярчимъ солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ стайками подъ карнизомъ храма. Право, думается мнѣ, лучше бы этимъ дѣтямъ съ блѣдными сосредоточенными лицами, на которыя монастырскiй режимъ наложилъ свою тѣнь, право, лучше бы имъ ... сторонѣ, въ рощѣ, чернѣетъ чья-то могила. Черезъ огородъ прошелъ я на пустынный дворъ скитскiй. На дворѣ ни души. Я хотѣлъ было итти къ кельямъ, но въ эту минуту изъ храма появился схимонахъ и пошелъ на меня. – Поздненько вы… у насъ трапезуютъ… Издалече? - 221 - – Изъ Москвы. – А… далеко. Отъ насъ ... далеко. Отъ земли дальше – къ небу ближе… Онъ указалъ пальцемъ въ небо. – Пойдемте… покажу храмъ. Мы вошли. Въ полусвѣтѣ храма я  замѣтилъ только величавыя фигуры иноковъ на колоннахъ. У клироса, передъ орѣховымъ съ золотомъ иконостасомъ, – аналой и на немъ псалтырь. – ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... ; А почему? Благословеніе, воли отсѣченіе. Лѣзь, о. Анфимъ! – возвѣстилъ игуменъ, – онъ и лѣзетъ, и молитвы поетъ. А тридцать три сажени!.. Вонъ, братія изъ храма пошла, трапезовать часъ пришелъ. Ну, пойдемте, заговорилъ я васъ. Мы стали спускаться съ колокольни.     V. – Въ трапезной.   – Господи Іисусе Христе Боже ... его въ сущемъ санѣ. Уссурійская обитель не избѣжала общей страдальческой участи: все ея братство большевики разогнали, большой книжный и иконный складъ монастыря сожгли, деревянные храмы тоже сожгли, а въ братскихъ корпусахъ устроили свой пресловутый «совхозъ». Такъ на бывшемъ мѣстѣ святѣ – ста нынѣ мерзость запустѣнія! Преподобнѣйшій ... . Досадую, зачѣмъ зашли сюда, «въ могилу». Думаю – вернуться, и слышу кашель, глухой, тягучій. Оглядываюсь. Темный кто-то, чуть надвигается, отъ храма. Схимонахъ? Прямо ко мнѣ, п о л з е т ъ. Мнѣ жутко. – Кто тамъ..? не вижу… кха-а-а… Ползетъ. Вспоминаю «Вія», – «подымите ... и братіямъ. Всѣ отойдемъ въ свой срокъ…. насъ будутъ поминать. Человѣкъ, яко трава дніе его… разумѣешь? Ну, пойдемъ. Иду безвольно въ сумракъ храма. Мерцаетъ одинокая лампада. Ладанный, душный воздухъ. На сводахъ – иноки, тѣнями. Темный иконостасъ, чуть золотится, смутно. Старый псалтырь на аналоѣ. Схимонахъ затепливаетъ ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

... , недостойный iерей, властью мнѣ  данной, прощаю и разрѣшаю. Аминь!” Вышелъ Иванъ Кузьмичъ изъ алтаря, подошелъ къ Распятiю, въ углу храма, и стоялъ, не въ силахъ молиться. Нѣтъ, не то… нѣтъ на душѣ легкости и мира, какъ прежде. Еще поговрить съ о. Сергiемъ?.. А можетъ быть, и онъ растревожился и оттого ... не могъ уснуть въ эту ночь, лежалъ съ открытыми глазами и думалъ…  Съ нимъ поступили не по закону.  Двадцать лѣтъ ходилъ онъ старостой приходскаго храма, иконостасъ вызолотилъ; пять тысячъ на колоколъ преп. Серафиму подписалъ; прiютъ для сиротъ  устроилъ; на голодающихъ генералъ-губернатору десять тысячъ въ собственныя ... и колоколами?.. Нѣтъ! Она кричитъ вамъ: “Въ потѣ лица работайте!”  Да! вы работаете въ кровавомъ потѣ!  Глядите на эти храмы, дворцы, дороги! Смотрите на этихъ господъ, несущихся въ экипажахъ! Теперь ихъ нѣтъ!! Они закрылись щитами!!! Вѣдь вы все это дали имъ!.. вѣдь вездѣ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ; море. И – виноградъ  зрѣетъ. Отнынѣ мой храмъ?.. Неправда. У меня  нѣтъ  теперь  храма. Бога у меня  нѣтъ: синее небо пусто. Но  шиферно-глинистыя  стѣны – мои  хранители ... ;звѣриный  зыкъ…  Великiе  мудрецы, гдѣ вы?!  Туманами  подымаются  храмы  ваши, въ  туманахъ таютъ… Чистый  разумъ… призрачный мiръ идей… отсвѣтъ   ... ;Индiйскомъ Океанѣ… куда-нибудь на Цейлонъ  пристать… въ  джунгли, въ  лѣса забраться…  Храмы тамъ заросли, въ  зеленой тишинѣ дремлютъ. И Будда, огромный, въ  зеленомъ сумракѣ. Жуки лѣсные ползаютъ по немъ,   ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич. Редакция 1906 г.

... , всё сильнље овладљвавшая имъ послљднее время.      ... Какъ всё хорошо было, тихо: привозили мукý, ходили въ храмы божіи, жизнь шла черезъ-пень-колоду... Война эта окаянная! ну, что дљлать, - не привёлъ Господь... А тутъ эти штуки, жульничество, непорядки... А люди то всё ... ночь, лежалъ съ открытыми глазами и думалъ. ¶Съ нимъ поступили "не по закону"...      ... Двадцать лљтъ ходилъ онъ старостой приходского храма, иконостасъ вызолотилъ; пять тысячъ на ко-// 34. локолъ пр. Серафиму подписалъ, пріютъ для сиротъ устроилъ; ...на голодающихъ генералъ-губернатору десять тысячъ въ собственныя руки передалъ и удостоился ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ;905-го и, особенно, после  убийства Столыпина. И они – по идее! Прочая сволочь из-за грошей. Грязи накрутилось вокруг  ихнего «храма» – я говорю о «политиках»… поверите, противно  работать даже! Нас-то, я знаю,  презирают   ... сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. (Иоан. 5:8-14) 2  Так будут последние первыми, и первые последними ...


Публицистика | Мученица Татьяна

... ; в сердце  и ум России − предназначено  было  Первому  Университету.  И − о другом еще.  Храм Просвещения…  Он был и он  много  дал. Многое  дал и  мне,   ... ;без  родины, ныне я вспоминаю с  болью,  что ни  от кого  из служивших  в Храме  ни разу за все  четыре года я  не услышал  внятного слова о просвещении,  о русском просвещении ...   сердце,  направляющий ум и указующий  ему дорогу  жизни». Ни разу в этом родном  Храме  Просвещения  не слыхал  я  сильных и вдохновенных слов − о   р о д н о м. Чувствую,   ... ;бы должен  бессменно,  физически  чередуясь  с новыми,  пребывать  при науке в Храме  и учить  познаванию России, ее   д у х о в н о с т и. Тогда  бы  Она   б ы л а, и  ... ; святившая  Храм  Татьяна  не была  бы изгнана из него,  вовеки.        ... ; Христовым Светом,  разольется  в великий Свет − радостного  познания России − польется  из Храма Мученицы Св. Татьяны. Придет время.     У нас − великое  наше счастье,  великая гордость ...


Публицистика | Подвижники

... -инок,  как в давнее  время на Руси,  и голое место  просветилось: воздвигся  прекрасный храм,  зазвонили  колокола в пустыне,  выросли  корпуса и службы,  зацвели  яблони ... ,  неустанно  творят  свой подвиг.  Полуголодные,  воздвигали они  свой храм,  поднимали колокола,  мяли глину на кирпичи и поставили  типографию,  где с зари до зари  ... ; печатают  Слово Жизни.  На храме висят  долги. Если  бы почестнее  были люди,  обитель  встала   ...


Публицистика | Удар в душу

... ;как и без веры в Высшее,  народ  обращается в скотов. Помните  древнее  написанное  на Храме «гноти  за  автон» − «познай себя»?   Оно − выражение искусства ... ; сущность его  глубин.  Через него, путями, свойственными  ему, человечество  входит в Храм,  близится к Божетсву.  Подлинное искуччтво  слова,  художественная  литература − утоление  ... ,         ненависть к человеку,  издевку над духом человека.  Разрушив Храм,  они  открыли кабак,  публичный бом,  подвал в литературе, − дозволили и поощряют.   ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... поставили их с глазу на глаз  с осколками  от России,  во всех  землях, − с прославленными  русскими храмами, с русскими домами, с русскими кладбищами, порогами и  стенами русскими,  с намекающими знаками России и от России,  на чем  ... ;очень  подумать следует.  Питомцы русских университетов, − многие-многие, − вне России. Былые храмы наук и среди них − старейший,  храм под покровом  Великомученицы  Татьяны, − где?!...  В этот день,  12 русского ...


Публицистика | Крест просвещения

...   Татиана  изгнана,  святой ее лик разбит, и  Дух  Истины  отошел от Храма. Храм  осквернен  и мертв.  И, об этом  скажут: настанет день.  Русское просвещение − под крестом ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... ;ответственность,  уважение к слову-мысли и к  слову-чувству.  Жрец,  он служил в храме,  в одеждах  чистых,  во храме святого  Слова.  Его «среды»,  его «литературные  ...


Публицистика | Душа Родины

...   с собой могилами… Вливается в сердце  образами  Великих,  раскидывается  в летописях и храмах, в куполах, в колоколах… Чуется  в с я  в свершенном,  зовет-увлекает  далями. В путеводных  огнях ...


Публицистика | Крушение кумиров

...   не пришли  сроки?  Не изведали  еще  заклятья:  «Разрушат  храмы,  зальют мир  кровью, а потом  испугаются!»?   Еще не испугались.  Но больше и больше глаз ...


Публицистика | Голос совести

... ; повелевает.  Мы знаем это,  мы видим это. В эти дни,  дни Страстной недели и Св. Пасхи − наши храмы  были переполнены; давно  не бывшие  у исповеди − каялись  и необычно щедро  русская ...


Публицистика | Драгоценный металл

... ,  воспитательных?  Целые улицы тянулись − в приютах  и больницах, «клинические  городки»… А храмы по России? Только-только  памятники  начинали ставить:  Божье Дело не отпускало! Где все  это ...


Публицистика | Лед треснул

... ; и одно − «купи − продай».    Слышно живое слово,  слышатся  голоса из Храма.  Может быть,  сотворится чудо,  и властный  Голос  сдержит  торгующих ...


Публицистика | Верный идеал

... − завет  нам и наставление: Россия,  познай себя!  «Познай себя» − таинственные слова на Храме. Познай себя  через  Идеал твой!  Познай себя  в свете  единокровных гениев ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... сверкаютъ во мракѣ желтые огоньки свѣчей. — «Изведи изъ темницы душу мою» — звучитъ подъ сводами храма пронзительный альтъ монаха. Разноцвѣтныя лампады надъ ракой преп. Арсенiя едва-едва мерцаютъ. Малиновая бархатная завѣса <<нрзб.>>[106] складками повисла ... стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а   // 24   пушистые, разогрѣтые гоярчимъ солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ стайками подъ карнизомъ храма… Изъ цѣлой сѣти перекладинъ вынырнулъ худой старикъ монахъ высокаго роста, съ впалыми глазами, и глухимъ голосомъ быстро-быстро, постоянно сбиваясь, сталъ ... въ сторонѣ, въ рощѣ, чернѣетъ чья-то могила. Черезъ огородъ прошелъ я на пустынный дворъ скитскiй. На дворѣ ни души. Я хотѣлъ было итти къ кельямъ, но въ эту минуту изъ храма появился схимонахъ и пошелъ на меня. — Поздненько вы… у насъ трапезуютъ… Издалече? — Изъ Москвы. — А…. далеко ... Отъ земли дальше — къ небу ближе… Онъ указалъ пальцемъ въ небо. — Пойдемте… покажу храмъ. Мы пошли. Въ полусвѣтѣ храма я  замѣтилъ только величавыя фигуры иноковъ на колоннахъ. У клироса, передъ орѣховымъ съ золотомъ иконостасомъ, — аналой и на немъ псалтырь. —  ... : ветками. [90] Вместо: Вотъ и скитъ — было: Наконецъ мы увидѣли скитъ. [91] Далее было: не доносится иноческая молитва изъ дверей храма. [92] Далее было: удивленно [93] Вместо: тридцать — было: 30 [94] Вместо: <<нрзб.>> — было: значитъ [95] Далее было ... точно застылъ. И такъ всю долгую службу… [158] Вместо: отдѣлка его еще не была закончена — было: отдѣлка великолѣпнаго храма Преображенія не была закончена [159] Лѣсъ — вписано. [160] Вместо: десять — было: 10 [161] Вместо ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... ; сьмо, которое онъ сейчасъ же поднялъ. — Вотъ <нрзб>[35]... поинтереснѣй[36]... Я смотрѣлъ. На первомъ листѣ<нрзб> видѣлъ[37] я, <4 нрзб>,[38] фасадъ какъ-будто храма..[39] Огромный шатрообразный куполъ съ прор<нрзб>[40] его иглообразными башнями.[41]<нрзб> зодчества, [42] больше вглядывался я, тѣмъ яснѣе выступали передо мной [43] и уже видѣнное когда ... Что же это? — А <нрзб> читай....[54], — показалъ онъ на оборотную сторону главнаго чертежа. И я прочиталъ: Планъ всесвѣтнаго храма для всѣхъ людей[55] по мысли Богъ одинъ для всѣхъ и правда для всѣхъ одна — любовь. Черновой набросокъ составилъ и вычертилъ ... чуть не подбилъ битой толстяка. <3 нрзб> и до насъ донеслись слова Ив<ана> Мих<айлыча>.[878] — <3 нрзб>храма?[879] — спрашивалъ смѣясь Ив<анъ> Мих<айлычъ> — Интересно... Покажите, покажите...[880]Это интересно... Хе–хе&ndash ... –то чудесный храмъ носилъ онъ въ чуткомъ сердцѣ своемъ, и не могъ разсказать и бросилъ на бумагу лишь остовъ, слабую тѣнь. А душу храма сего унесъ съ собою... Смотрю на эти строки, и сладкiя и скорбныя волненiя изъ нѣжнаго дѣтства движутся на меня тихой волной. И дорогiя, ... [877]Вписано: /<нрзб>/ [878]Вписано: /<3 нрзб> и до насъ донеслись слова Ив<ана> Мих<айлыча>./ [879]Вместо: /<3 нрзб> храма?/ — было:[Храма?] [880]Далее было: [Вѣдь вотъ ей–Богу чудаки...] [881]Вместо: /Хе–хе–хе/ — было:[хахаха] [882]Вместо: Отворилась & ... ; было:[вышелъ] Ив<анъ> Мих<айлычъ> [884]Предложение не закончено Шмелевым. [885]Далее было вписано, затем вычеркнуто: [, брошенные отцомъ на шкафъ, чертежи <нрзб> храма...] [886]Вписано: /Да,/ [887]Далее было: [Ну завтра конечно, я все узнаю] [888]Вписано: / и за молитвой вспомнилъ о В<асилi?> С<ергѣич?>.... Я ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... ;. Я видѣлъ[94] передъ собой чудную картину уединенiя, заброшенности дикости. Тихо шумятъ вершины елей, а за стѣнами мертвая тишина, не доносится иноческая молитва изъ дверей храма. Висятъ на колокольнѣ молчаливые колокола, и не знаешь, звенѣли ли когда-нибудь ихъ мѣдные языки, призывая иноковъ на молитву… Зачѣмъ звать, кого звать, ... я, какъ сверкаютъ во мракѣ желтые огоньки свѣчей. — «Изведи изъ темницы душу мою» — звучитъ подъ сводами храма пронзительный альтъ монаха. Разноцвѣтныя лампады надъ ракой преп. Арсенiя едва едва мерцаютъ. Малиновая бархатная завѣса красивыми складками[109] повисла ... огоньки свѣчей и лампадокъ. По стѣнамъ стоятъ чорныя фигуры монаховъ съ надвинутыми на глаза чорными клобуками, и отъ этихъ чорныхъ фигуръ еще болѣе увеличивается мракъ храма. Я прислонился къ стѣнѣ и задумался, глядя на эти чинныя, темныя фигуры[114], читающiя молитвы по четкамъ, чтобы не пропустить ни одного поклона. Вотъ вся ихъ ... довольно стройно. Игуменъ Гаврiилъ любитъ церковное благолѣпiе и особенно налегаетъ на живопись. Его старанiями улучшена «живописная»,[176] расписанъ соборъ и многiе храмы въ скитахъ.   // л. 93   Недалеко отъ раки, возлѣ гранитнаго подоконника — высокая согнутая фигура схимонаха. Я долго ждалъ, когда же наконецъ ... и мѣшаетъ писать, стушевывая штрихи и тѣни; блѣдные мальчики жмурятся, а пушистые, разогрѣтые горячимъ[183] солнцемъ воробьи назойливо орутъ и летаютъ стайками подъ карнизомъ храма. Право, думается мнѣ, лучше бы этимъ дѣтямъ съ блѣдными сосредоточенными лицами, на которыя монастырскiй режимъ наложилъ свою тѣнь, право, лучше бы имъ бѣгать теперь ... , носы, губы… Многiе изъ этихъ ребятишекъ, по словамъ о. Луки, подаютъ большiя наждежды. Мальчуганъ 12 лѣтъ уже бойко расписываетъ стѣны храма, рядомъ со взрослымъ монахомъ. Малышъ 10 лѣтъ при мнѣ закончилъ копированье съ гравюры и, право, я думаю, очень было бы трудно сказать, гдѣ копiя& ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... колокола. Да, самый настоящій скитъ. — Къ вечернѣ скоро… Дай вамъ Господь… Прощайте… И ушелъ отъ насъ въ темный входъ храма. Пошли. Скоро маленькая колокольня затерялась за стволами. Въ половинѣ третьяго ночи разбудилъ меня дребезжащій звонокъ въ корридорѣ гостинницы. Выглянулъ въ окно. Тьма. Море шумитъ ... онъ, стало быть, пароходъ сквозь туманъ, и сейчасъ звонъ… во всѣ колокола. Пароходикъ-то и бѣжитъ на звонъ. Я поднялся по широкой гранитной лѣстницѣ во второй этажъ храма. Внутренняя отдѣлка его еще не была закончена, и работа кипѣла во всѣхъ пунктахъ. Въ сѣти подпорокъ и подмостковъ копошились фигуры въ бѣлыхъ рабочихъ ряскахъ, клали штукатурку ... своего дѣла, когда я смотрѣлъ на нихъ. А солнце глядится въ окна и мѣшаетъ писать; блѣдные мальчики жмурятся, а разогрѣтые солнцемъ воробьи звонко кричатъ подъ карнизомъ храма. Старый и глухой монахъ, точно покрытый мохомъ, глухимъ голосомъ объяснилъ мнѣ содержаніе стѣнной живописи. — А это фарисеи… А это Лазарь ... , глушь… Вхожу. Пустынный дворъ и кирпичный храмъ посреди. Огородикъ. Низенькія кельи. — Поздненько вы… У насъ трапезуютъ… Изъ-за угла храма появился схимонахъ. — Издалече? — Изъ Москвы. — А-а… Далеко. Отъ насъ все далеко. Отъ земли дальше ... скучно бросала на потемнѣвшія страницы слабый отсвѣтъ. «Скажи мнѣ, Господи, путь, въ оньже пойду…» — прочелъ я. Вышли изъ храма. — Вы точно въ крѣпости… — указалъ я на стѣны и башни. — Отъ грѣха оплотъ. Съ кѣмъ намъ воевать! Въ лѣсу живемъ ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

... къ себѣ и[49] угощалъ Бетховеномъ и Листомъ. Онъ успѣшно давалъ подъ проценты, держалъ и часто мѣнялъ дѣвче-[50] // л. 1 (10)   нокъ-горничныхъ и украшалъ храмы позолотой.[51] И утѣшался[52] музыкой.[53] По образованію филологъ, онъ служилъ въ синодальномъ вѣдомствѣ,[54] ревизовалъ въ губерніи какія-то постройки, обѣдалъ у протопоповъ и архимандритовъ и послѣ каждой поѣзки посѣщалъ ... вписано карандашом. [48] Далее было: онъ [49] Далее было: /(/часа два /)/ [50] Вместо: дѣвче- — было: дѣвчо- Далее было: нокъ горничныхъ и украшалъ храмы позолотой [51] Точка вписана карандашом. Далее было: и живописью. [52] Вместо: утѣшался — было: занимался [53] И утѣшался музыкой вписано. [54] Запятая вписана карандашом. [55] Далее ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... –то необыкновенно большой, въ видѣ банта голубой галстукъ. Онъ вошелъ сильно сконфуженный устремленными на него взгляда   // л. 1 об.   го сооруженiя, какъ–будто храма: огромный куполъ шатромъ[33]съ прорывающими его иглообразными башнями. одна <нрзб> бразн<нрзб>[34]Я видѣлъ готическiя окна, колонны знакомыхъ стилей,[35] стремящiяся въ высь острiя ... ; Что же это, храмъ?[48] — А вотъ, читай.... — показалъ онъ на оборотную сторону главнаго чертежа. И я прочиталъ: «Чертежи и планы всесвѣтнаго храма по мысли: “Къ небу!”Составилъ и вычертилъ  на досугѣ по образцамъ и изъ головы не имѣющiй чина и званiя Василiй Сергѣевъ Коромысловъ.» — Тутъ ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ; вотъ! – засуетился онъ, рапахнувъ ряску. – вотъ чичасъ досмотрите мои права... Онъ вытащилъ клеенчатую сумочку-книжку, по какимъ собираюиъ на постоеніе храма, вытянулъ изъ нея истлѣвшій по складкамъ грязный листокъ и потыкалъ пальцемъ. -  ... изъ Смоленскаго врачебнаго управленія... безземельному крестьянину... въ удостовѣреніе... что... при посторонней ... , – роскошь непростительная при бѣдственномъ нашемъ состояніи. Не имѣя нижняго, такъ сказать, бѣлья, дюжину пиджачковъ шьемъ. Пошелъ. Только, Господи благослови, изъ храма Божьяго вышелъ, отъ обѣдни, собраніе свободныхъ гражданъ у тумбы собралось и внимают оратору. Человѣкъ сорокъ разнаго калибра. И даже гимназистики съ билетиками, слушаютъ: какъ ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... , — было: полъ [53] Запятая вписана. Далее было: огромный [54] Далее было: уже [55] Вместо точки было двоеточие. Далее было: хозяинъ, ктиторъ храма самый почетный человѣкъ въ городѣ, милліонеръ. И псаломщиковъ чувствуетъ себя связаннымъ и маленькимъ. [56] псал<омщикъ> вписано. Далее было: а. всего б. ход<итъ> [57] второй зачеркнуто ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... одно да пробки вышибать. А[213] пасть-то съ зубами да[214] прямая кишка и у[215] волковъ есть. Храмъ соорудить хотите. Ну-съ[216] изъ хлама не выведешь[217] храма,[218] а будетъ развѣ одна помойная яма! Къ <нрзб.> и гнете<?>. Зубастый былъ человѣкъ Парменовъ, книжный[219]. Такъ называла его мать Руфина.[220 ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... ] съ своими салазками… и деревни, и сараи въ соломѣ[1952]<…> Все подъ огонь! И[1953] города[1954], и[1955] лѣса съ бѣлыми ландышами, и[1956] башни, и храмы, на которыхъ почернѣли[1957] кресты.[1958] Въ огонь…[1959] Дѣти кричатъ[1960],[1961] по снѣгу бѣгутъ голышами…[1962] — все ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... фонарей… Что же такое этотъ городъ, такой красивый днемъ, при солнцѣ, въ праздникъ, когда катятъ по улиц.[1109]конкии горящіе лампочки, городъ съ храмами и церквами[1110] съ бульварами, дворцами[1111] садами и магазинами, и такой страшный, и грязный[1112] осенними вечерами подъ струями дождя. А куда пойдетъ онъ и Кир ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"