И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 52

Художественные проиведения | На скалах Валаама

... шаговъ 10 длиной и три шириной. Выбѣленныя стѣны съ черными точками прилипшихъ мухъ были украшены гравюрой съ видомъ какихъ-то развалинъ и маленькимъ зеркальцемъ на подобiе тѣхъ, что употребляются въ смѣхотворныхъ кабинетахъ. Березка протягивала свои вѣтки въ раскрытое окно, а сквозь ея вѣтви виднѣлась освѣщенная поверхность волнующагося озера, верхушка часовни, ... года четыре назадъ схимонахи не въ состоянiи привлечь богомольцевъ, расшевелить религiозное чувство, вызвать на крупныя жертвы. Будь  у Коневца хоть одинъ изъ тѣхъ дѣятелей, какiе  были на Валаамѣ, пошли ему судьба своего Дамаскина, было бы совсѣмъ иное: на Коневцѣ закипѣла бы работа, застучали бы ... стихъ… вспомнилъ я отрывокъ стихотворенiя инока валаамскаго. - 120 - Я не понималъ, что говорили эти поросшiя травой могилы, но явственно представлялъ себѣ даже лица тѣхъ, кто лежатъ подъ землей. Странно, но это было такъ. Своими глазами видѣлъ я подвиги самобичеванiя, страданiя людей съ глазами, обращенными къ небу, къ свѣту, ... И мнѣ начинала представляться мысль, что не напрасна и жизнь схимонаховъ – отшельниковъ, не напрасны ихъ гробницы: онѣ научаютъ. Онѣ говорятъ о характерѣ, о тѣхъ попыткахъ, - 234 - которыя употреблялъ человѣкъ, чтобы только достичь нравственнаго совершенства. Онѣ даютъ живые примѣры простоты, труда, борьбы, силы духовной. Намъ ... Да самая, гвоорятъ, большая… И летитъ та звѣзда на нашу землю… Аль не слыхали? – Не слыхалъ. – А мнѣ странникъ одинъ сказывалъ… На тѣхъ звѣздахъ тоже люди живутъ… Ну, и какъ нагрѣшатъ тѣ люди, земля-то ихъ и не сдержитъ, и оборвется… Вотъ, сказывалъ, и летитъ та звѣзда тыщу лѣтъ, и летѣть ... за моремъ, должно, что летятъ они туда… – говоритъ задумчиво странникъ. – Туда и наши воронежцы поплелись… Хлѣбъ, говорятъ, въ тѣхъ странахъ самъ родится, не то што у насъ… Травы тамъ, говорятъ, подъ самую крышу… Эхъ! житье тамъ… не то што…& ...


Художественные проиведения | Поденка

... кто–то изъ «лошаковъ», кажется самъ Семенъ Максимычъ составилъ пѣсенку на Антошку, которая всѣмъ понравилась и больше другихъ самому Антону. И съ тѣхъ поръ часто за о послѣ обѣда, вызывали Антона, подносили ему стаканъ англійской и, а хоръ пѣли. Потомъ ему давали рубль обару. Антонъ явился тотчасъ ... карточку Людмилину, снятую на купаньѣ изъ–за кустовъ. Людмила стояла на пескѣ, повернувшись къ берегу<.> Онъ разорвалъ карточку и пригрозилъ Савкѣ разсказать, разбилъ негативъ. но съ тѣхъ поръ избѣгалъ смотрѣть Людмилѣ въ глаза. Невольно онъ обнажалъ ее и видѣлъ пышную, бѣло–розовую, какъ перламутръ, полную волнующей животной силы притягательной ... ;то нашелъ онъ у Савкѣ въ нѣмецкой грамматикѣ карточку Людмилину снятую на купаньѣ изъ–за кустовъ. Людмила стояла на пескѣ, повернувшис<ь> къ берегу. Онъ разорвалъ карточку, и съ тѣхъ поръ боялся смотрѣть Людмилѣ въ глаза и часто мечталъ о ней, вызывая. Это его мучило. А сегодня, какъ нарочно, Людмила часто поглядывала на него и смЙялась ... . И было все такъ: ругалась Грушка, тяжело подымаясь, стучалъ крючокъ и впускала холоднаго мурлыкающаго кота. А Васинъ все сидѣлъ на га балкончикѣ,и, курилъ и мечталъ. Сидѣлъ до тѣхъ поръ, пока не ударило солнцемъ по саду и не заиграло въ Акимовкѣ. Выгоняйте вы скотину на широку луговину.           ...


Художественные проиведения | Про черную жемчужину

... ! И хозяинъ, онъ былъ, конечно, знатокъ, — поднесъ[55] на нее крѣпкимъ табакомъ и опять вытеръ тряпочкой. — Надо положить тебя повиднѣй, да[57] увидятъ. И лежала съ тѣхъ поръ жемчужинка на плюшевой розовой подушечкѣ и глядѣла неприступно и гордо. — Конечно, меня не понимаютъ. Не видятъ моей игры…[58] Сюда иногда попадалъ веселый ... онъ хотѣлъ только одну жемчужину. Чѣмъ она его привлекала? Да и зачѣмъ, въ сущности, была она нужна ему? У него, конечно, и въ карманахъ неиногда[g] не было тѣхъ денегъ, которыхъ она стоила. Онъ былъ плохо одѣтъ. Была зима, всѣ понадѣвали шубы, а этотъ задумчивый человѣкъ все ще ходилъ въ холодномъ пальто ... [440] губамъ, дышалъ табакомъ и опять вытиралъ тряпочкой. — Надо положить тебя повиднѣй… на розовый плюшъ, крастока. Можетъ, понимающіе и увидятъ. И лежала съ тѣхъ поръ жемчужинка на плюшевой розовой подушечкѣ и глядѣла неприступно и гордо[442] Ей[446]. — Я хочу жить… — вздыхала сосѣдка, синяя бирюза. &mdash ... онъ хотѣлъ только одну жемчужину. Чѣмъ она его привлекала? Да и зачѣмъ, въ сущности, была она нужна ему? У него, конечно, и въ карманахъ неиногда[86] не было тѣхъ денегъ, которыхъ она стоила. Онъ былъ плохо одѣтъ. Была зима, всѣ понадѣвали шубы, а этотъ задумчивый человѣкъ все ще ходилъ въ холодномъ пальто ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... имъ, какъ тамъ въ пяти деревняхъ. Приходили со своимъ инструментомъ близкіе, прихватывали Никоколая и шли высматривать гдѣ посвободнѣй. И Никоколай совѣтовалъ по памяти перебиралъ въ головѣ тѣхъ, которыя посвѣжѣй и симъ путался. –Тутъ, гляди, безпремѣнно, сдается мнѣ. Егоръ Ивановъ должонъ быть. либо… кнакакакъего… Митрева-то &hellip ... ;             // 11 л. об.     ворить стихомъ прозванный – о. Накадилъ, съ тѣхъ поръ увѣрялъ, что кри<к>нулъ о Иванъ – пей русскую! Службами И по тихости характера своего , если и упрекалъ въ проповѣдяхъ, то всегда мягко и скорбно за пьянство ... наладить. Тогда, въ порывѣ святого возмущенія, крикнулъ о Иванъ <нрзб.>: Пой русскую!» Сорвалось и пошло по округѣ. и А хотѣлъ крикнуть – пой простую! И съ тѣхъ поръ, какъ бывалъ о Иванъ въ гостяхъ гдѣ , діаконъ изъ Засыпкина, за способность говорить стихами, прозванный о. Накадилъ, наливая рюмки, приговаривалъ: пей русскую! Службами ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... въ клѣтку надо сажать!» Она ему — «попробуйте!» А тутъ входитъ Якубенка, прогналъ тѣхъ: «я, говоритъ, васъ въ обиду не дамъ». А это онъ нарочно тѣхъ подослалъ, власть чтобы свою доказать. А она смекнула, — давайте перо-бумагу, телеграмму дяденькѣ пошлю, какъ ... ; вѣтромъ подбитъ, сапоги по пуду, на гвоздяхъ… англискiе сапоги на немъ, ходитъ, говоритъ, по мостовой страшно, гремятъ-то больно… руки до крови осажены, съ бревенъ съ тѣхъ, себя стыдно… пиджакъ зеленый, военный, англискiй тоже, брюки въ дырьяхъ, а на шинельку и смотрѣть, говоритъ, страшно, ихнiе городовые два раза задерживали, по документамъ ...


Художественные проиведения | Толцыте и отверзется

... ;   Три года тому назадъ Лида кончила гимназiю. Это было весной, а къ зимѣ того же года умеръ ея отецъ -  частный зѣмлемеръ[1]. Тѣхъ небольшихъ денегъ, которыя остались послѣ его смерти, на жизнь вдвоемъ съ матерью не хватало, и Лида поступила къ присяжному повѣренному Лѣщинскому  работать ... утра зайти за Лидой и вмѣстѣ съ ней отправиться къ пароходнымъ пристанямъ, гдѣ былъ назначенъ сборный пунктъ. Въ это утра Лида не поѣхала на бойни. Первое утро съ тѣхъ поръ, какъ стала пить кровь. Но и не думала объ этомъ. Торопливо пила чай и чутко прислушивалась, не раздается–ли въ передней звонокъ Рослова. Иногда вскакивала ...


Художественные проиведения | Пряник

... чахотку медуницей лѣчитъ. И такъ онъ юбовно разсказывалъ, даже и въ крапивѣ какую то плезность отыскалъ<.> И что удивительно! Онъ любилъ свое дѣло. Онъ жалѣлъ тѣхъ, кому помогалъ. Точно несъ великую обязанность наложенную на него самой жизнью. Такъ было хорошо его слушать. И вечеръ былъ чудный. Ребятки стояли ... насущный, такъ ясный вставалъ въ памяти сладкій пряный ароматъ, хлѣба. Вѣдь все,[mmm] И такъ я чувствовалъ какую–то огромную силу и въ поляхъ, и въ тѣхъ которыя работаютъ на нихъ. Если бы я былъ художникъ, я далъ бы картину Хлѣбъ насущный. О, я съумѣлъ бы ее дать, внушительную картину. Разсказчикъ откинулся на кресло и замолчалъ. Мы слушатели, ждали ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... . Онъ такъ можетъ изобразить и направить, что вмѣсто красной на четвертной взведетъ да еще красненькой-то и накроетъ, если гость  стойкiй. А вотъ для тѣхъ, которые изъ Сибири, метродотель прямо необходимъ. Ужъ  такого-то онъ какъ дите долженъ  взять въ свою заботу и спеленать ... мой Колюшка избѣжалъ смерти… и перебѣжалъ заграницу. Все узналъ подробно. По страшному дѣлу сидѣлъ онъ въ тюрьмѣ и не избѣжать бы ему смерти, потому что тѣхъ, кого поймали, всѣхъ осудили и ихъ уже нѣтъ. За вооруженное возстаніе взяты они были всѣ и нашли при нихъ оружіе и динамитъ. Возстаніе противъ ...


Художественные проиведения | Виноград. Первая редакция

... солнце, и снѣга падаютъ въ урочный день, и громы раскатываюся, и тучи обрушваются потоками. Все знаютъ, все перевидили, и нѣтъ имъ дѣла до линеечки, похожей на козявку и до тѣхъ то троихъ, что куда–то и зачѣмъ–то пріѣхали сюда. — Вотъ они, горы–то какія бываютъ… — сказала Саша. &mdash ... Василія. Тотъ отвелъ его въ чуланчикъ. — Я Бываетъ такъ, что!... хи–хи–хи… // л. 18. VI. Сколопендра… Такъ назвалъ разъ Сашу учитель Дроздовъ и съ тѣхъ поръ называлъ ее много разъ, а когда уѣхалъ къ себѣ въ Воронежъ, другіе продолжали ее называть: иногда — маленькая, иногда — синеглазая сколопендра. Какъ&ndash ...


Художественные проиведения | Виноград. Отдельные листы редакций 1913 г.

... , по привычному мѣсту. Не было здѣсь ничего хорошаго — такъ, дикая сторона. Ни церквей, ни бани настоящей, ни мужиковъ ны рынкѣ, ни трактировъ, — ничего. Воронъ–то и тѣхъ не было. Василія объяснялъ, что это югъ, другой климатъ и съ непривычки, конечно, нельзя сразу притрафиться, а если разглядѣть, такъ очень много хорошаго замѣчательнаго ... [bbbb] — бѣлое морозцемъ на синемъ. Темнѣло, а онъ все сидѣлъ, чувствуя одиночество и страшную даль отъ того, чѣмъ жилъ раньше и отъ тѣхъ съ кѣ<мъ> жилъ. Теперь, въ эту пору, во дворѣ, на Пятницкой, выбрались къ ворота<мъ> кучеръ, съ которымъ онъ подолгу сиживалъ въ пивной, отводилъ душу въ компаніи. А тутъ и поговорить не съ кѣмъ ...


Художественные проиведения | Пятна

... повязки. Руководителя что ли… угрожаютъ: не по нашему будетъ — въ тачкѣ въ рѣку вывеземъ! Это что, въ какой политической программѣ написано? Это только у разбойниковъ. Да и у тѣхъ благороднѣй! Ну, такъ гдѣ жь тут идеалы–то, за которые люди умирали! Да ежели бы они предугадали, что такъ будетъ — стали бы умирать? — Думаю ... ;имъ! Вотъ ихъ ну, — вышибайте живымъ манеромъ! Вотъ–съ и хорошо–съ<.> Теперь начи[eeeee] нихъ можетъ тоже по десятку иногороднихъ. И тѣхъ–съ. Тѣ то случается и по четыреста процентиковъ лущатъ. И будетъ чисто, тишь и гладь. Вотъ какъ вы вычистите всю эту грабиловку–то… а эти–то, мои ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... — ему–то куда больнѣй. И Сушкинъ сказалъ: — Помните, господинъ полковникъ... августовскую[qq] орудіемъ! ….Если бы я сталъ, поручикъ, вспоминать о всѣхъ тѣхъ, которые разрывались и не разрывались передъ моимъ носомъ<.> Но тутъ вбѣжалъ Заги[745] — Гаспадинъ паручикъ… пагляди чиво[748]! Сушкинъ что&ndash ... … О чемъ думаю?! А думаю вотъ… почему не разорвался шестидюймовый, а легъ смирнехонько подъ четвертымъ орудіемъ! ….Если бы я сталъ, поручикъ, вспоминать о всѣхъ тѣхъ, которые разрывались и не разрывались передъ моимъ носомъ<.> Но тутъ вбѣжалъ Заги» зачеркнуто. [746] «пагляди чиво» зачеркнуто. [747]  ...


Художественные проиведения | Жулик

... , стало быть, квартиру шлютъ… Ну, и вертишься вокругъ вѣтра… Полицiя безпокоитъ… Теперь, сказываютъ, много легче для нашего брата… тѣхъ теперь ловятъ… политическихъ… На службу поступить — вѣдь не возьмете-съ… и никакой человѣкъ не возьметъ… Жуликъ и жуликъ. Я было поступилъ и прижился ...


Художественные проиведения | Звезды

... ; которые никогда не ругались… ихъ ругали, а они сами не ругались… А всѣ злые, нехорошіе, воры, обманщики, дурные люди, которые бѣднымъ не помогаютъ, тѣхъ никуда и не пустятъ… Для нихъ ни одной звѣздочки нѣтъ на небѣ. На небо они ужъ и не попадутъ… Полетятъ туда, а тамъ мѣста–то и нѣтъ ...


Художественные проиведения | Пластика

... бы покрыла все, но и дал<а> бы свѣтлую увѣренность, что… и т. д. // л. 3. – Такъ какъ же господа? Послѣ нѣкотораго молчанія и подакиванія слова попросилъ тотъ, одинъ изъ тѣхъ, на которыхъ числилась недоимка, а именно учитель математики Черемушкинъ. – Я долженъ сказать, что милый нашъ Семенъ Семенычъ выпалилъ изъ пушки по воробьямъ&hellip ...


Художественные проиведения | Он с нами

... » зачеркнуто, исправлено на «глубине величайшiя.» [139] «той» зачеркнуто, вставлено «легкой» [140] «и тѣхъ» зачеркнуто [141] «и гармонiи рѣчи» впечатано над словами «блеска рѣчи» [142] «и красокъ» ...


Художественные проиведения | Одной дорогой

... далекихъ лодокъ стали совсѣмъ розовыми, какъ крылья фламинго.   - 48 - Шли, шли… Шли теперь по холмамъ. Трое. И уже ночь шла за ними. Съ тѣхъ поръ такъ и переходили онѣ съ мѣста на мѣсто. Всѣ трое. Можетъ быть, и до сего дня еще ходятъ онѣ, ищутъ постояннаго угла. А можетъ быть ...


Художественные проиведения | Чугунный

... преставляться полыхающіе огни: сидѣлъ на баркѣ, на Москвѣ–рекѣ, свѣсивъ надъ водой ноги, кричалъ — вода загорѣлась! туши!! — и махалъ руками до тѣхъ поръ, пока не свалился въ рѣку. Ничего, вытащили. Да и пустое дѣло искупаться въ іюлѣ мѣсяцѣ. Да и не въ диковинку это было. Повидалъ Чугунный много всякихъ неожиданностей за свой ...


Художественные проиведения | Друзья. Поздняя редакция

... куда–то къ себѣ, въ какое–то незнакомое мѣсто, куда всѣ уѣзжаютъ: можетъ быть въ Москву, или въ Ростовъ на донъ, или въ Казань, въ одинъ изъ тѣхъ городоквъ[cc], которые онъ знаетъ только по накладнымъ. А сколько этихъ городовъ, далекихъ и незнаемыхъ, и сколько въ нихъ самыхъ разныхъ людей, и этихъ незнакомыхъ, только на короткіе ...


Художественные проиведения | В усадьбе. Поздняя редакция

... плескъ  умывавшагося на ночь генерала. И  въ этомъ плескѣ было что–то волнующее и фырканьѣ. …ʺРодовой образъ возник  можетъ возникать въ тѣхъ рѣдкихъ случаяхъ, когда онъ является, какъ результатъ сліянія ограниченнаго числа сходныхъ представленій, — старался усвоить Петя и не мо не понималъ. — Даша, ко Мурзиъка ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Альбову М.Н.

...  сомненiй, всю эту давящую массу мучительныхъ ощущений начинающего писателя. Я переживаю её, переживаю всегда, за исключенiемъ развѢ тѢхъ минутъ, когда захватила работа, когда перо уверенно бѢгает по бумагѢ. А потомъопять тревога, оглядываете//1 нзадъ  ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

... въ холмы, мѣстами въ  горы. Вспоминаю фирму мерт.а дѣда – онъ тоже проходилъ по этимъ мѣстамъ. И навѣрное ничего здѣсь не измѣнилось съ тѣхъ поръ тѣ же грунтовы дороги та же черная грязь, тѣ же болота. Сейчасъ здѣсь // л. 1.   страшные снѣга, въ которомъ безнадежно вязнешь. Идемъ по 8 – 9 верстъ въ день – прямо ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

... ... Стамбулъ ѣздилъ нашъ, привозилъ, родной лепешка… Ѣшь! Одинъ ѣшь, никому не давай. Этотъ знакъ уваженiя тронулъ меня. Гассанъ не отставалъ и не ушелъ до тѣхъ поръ, пока я не съѣлъ всей лепешки. [483]Время шло. Мнѣ надо было уѣзжать... Гассанъ такъ привыкъ ко мнѣ, что[484] все настойчивѣе ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... ;        Далее было: И я радъ, что ты теперь будешь <м>еня навѣщать. Ты узнвешь другія книги и полюбишь ихъ и тѣхъ, кто писалъ ихъ. [834]                 ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... … О чемъ думаю?! А думаю вотъ… почему не разорвался шестидюймовый, а легъ смрнехонько подъ четвердымъ орудіемъ! …Если бы я сталъ, поручикъ, вспоминать о всѣхъ тѣхъ, которые разрывались и не разрывались передъ моимъ носомъ<.> Но тутъ вбѣжалъ Заги<дула> [934] Далее было: пагляди чиво… [935] Вместо ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.13.)

... къ телефону на столѣ/ Погоди, я узнаю… 37 благодарю… Евграфъ Данилычъ у себя? /кладетъ трубку/ Уѣхалъ… Что такое? Онъ у меня не былъ… съ тѣхъ[39] поръ, какъ я… Лили здѣсь… Ахъ, Люба, Люба…   Люба. Когда ты женишься, тогда… Онъ какъ-то говорилъ&hellip ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... побѣжали ея пальцы по бѣлымъ клавишамъ, розовыми мышатками, потомъ рѣже, рѣже… Она запѣла пѣсню, которую пѣла не разъ у себя въ усадьбѣ, пѣла для тѣхъ, которые приходили съ работъ. И Серегинъ зналъ эту пѣсню. И узналъ съ перваго же слова. …ночь ты тесная, ночь осенняя… Ни одной-то нѣтъ на небѣ звѣздочки ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... ;Самая, говорятъ, большая… И летитъ та звѣзда на нашу землю… Аль не слыхали? — Не слыхалъ. — А мнѣ странникъ одинъ сказывалъ. На тѣхъ звѣздахъ тоже, будто, люди живутъ… Ну, и какъ, значитъ, нагрѣшатъ тѣ люди, она и не сдержитъ, и полети-итъ… Вотъ эта-то вотъ, про которую ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... день какъ то особенно настроенъ. Для этого онъ ждалъ цѣлый годъ и не любилъ, когда[623] начинали[624] разговоръ // л. 24   особенно съ тѣхъ поръ какъ надъ старикомъ начали посмѣиваться. ‑ Сень, а Сень! – окликнулъ старикъ внука. Подь сюда!.. Сенька[625] запустилъ картошку ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ; Господинъ улыбнулся, просм.[814] свою книгу, а Сеня не отрыв.[815] смотрѣлъ на него[816]. Онъ въ перв.[817] разъ видѣлъ одного изъ тѣхъ, кто по слов.[818] Кирилла правду ищетъ… У Господ.[819] было доброе лицо и онъ такъ вѣжливо[820] говор.[821] съ Кирилл.[822 ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ; сорокъ возьму, а они – триста, сударь, мошенники! Ну, какъ же и имъ-то кишки не выпустить? Первое дѣло – имъ! Ихъ-то и вышибайте живымъ манеромъ. И хорошо-съ. И тѣхъ-съ, кому они товаръ направляютъ. У каждаго по десятку иногороднихъ. И тѣх-съ. Тѣ, случается, еще чище лущатъ. Вотъ какъ вычистите всю эту грабиловку... а эти-то, мои ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... ;умывавшагося на ночь генерала. И  въ этомъ плескѣ было что–то волнующее и фырканьѣ. …ʺРодовой образъ возник  можетъ возникать въ тѣхъ рѣдкихъ случаяхъ, когда онъ является, какъ результатъ сліянія ограниченнаго числа сходныхъ представленій, — старался усвоить Петя и не мо не понималъ. — Даша, ко Мурзиъка ... ходятъ, а въ Москвѣ эту живую мэкающую груду будутъ ѣсть нежные рты, глядѣть на куски этого тѣла разумные[268] глаза и переваривать желудки тѣхъ, умамъ которыхъ доступны величайшія проявленія человѣческаго духа. И давалъ[269] слово бросить окончательно[270] мясо — пускай смѣются. И только ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... солнце, и снѣга падаютъ въ урочный день, и громы раскатываюся, и тучи обрушиваются потоками. Все знаютъ, все перевидали, и нѣтъ имъ дѣла до линеечки, похожей на козявку и до тѣхъ то троихъ, что куда–то и зачѣмъ–то пріѣхали сюда. — Вотъ они, горы–то какія бываютъ… — сказала ... ; зачеркнуто и восстановлено. [1432] Далее было: Сколопендра… [1433] Синьорина… вписано и зачеркнуто. [1434] Вместо: потомъ ‑ было: съ тѣхъ поръ [1435] Далее был начат вариант: синь<ора> [1436] синьорина! Вписано и зачеркнуто. [1437] В тексте ошибочно: смѣлись [1438 ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... ;по привычному мѣсту [1285] Ни церквей зачеркнуто и восстановлено. [1286] Далее было: настоящей, ни мужиковъ на рынкѣ, ни трактировъ, — ничего. Воронъ–то и тѣхъ не было [1287] объяснялъ зачеркнуто и восстановлено. [1288] говорилъ, вписан вариант. [1289] Вместо: тутъ ‑ было: это югъ, [1290 ... ;и темнѣло, огоньки зажигались вписано. [2373] Вместо: ото всего ‑ было: отъ того [2374] Точка вписана. [2375] и отъ тѣхъ съ кѣ<мъ> жилъ. Вписано. [2376] Вместо: вышелъ ‑ было: выбрались [2377] Далее было: подолгу сиживалъ [2378] Далее было: А тутъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... крахъ всѣ, отстаивавшіе за человѣкомъ[477] силу духовныхъ началъ.[478] Онъ ниже этого.[479] // л. 6   И[480] подтвердить[481] положеніе тѣхъ котор<ые> говорили[482], что и мораль, и все духовное наслѣдство[483], <нрзб.>[484] подпорки, <нрзб.>[485] необходимы и[486] созданные, для жизни, которые ... городъ, шумный движеніемъ и[1080] тревожный отъ многолюдія. Гукая катили грузовики<,> грохая желѣзомъ<,> высокіе отъ ящиковъ и мѣшковъ, съ кучками стоящихъ на нихъ все тѣхъ же солдатъ въ папахахъ[1081]. Шли сѣрые ряды солдатъ, двигались вдоль домовъ тѣ же солдаты на костыляхъ<,> висѣли у воротъ[1082] загрязнившіяся флажки[1083] лазаретовъ<.>[1084 ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... шаговъ 10 длиной и[49] три шириной… Выбѣленныя[50] стѣны съ черными точками прилипшихъ мухъ были украшены гравюрой съ видомъ какихъ то развалинъ и маленькимъ зеркальцемъ на подобiе тѣхъ, что употребляются въ смѣхотворныхъ кабинетахъ. Березка протягивала свои вѣтки въ раскрытое окно, а сквозь ея вѣтви виднѣлась освѣ-   // л. 25   щенная поверхность волнующагося ... сосна да умершiе года четыре назадъ схимонахи не въ состоянiи привлечь богомольцевъ, расшевелить религiозное чувство, вызвать на крупныя жертвы. Будь у Коневца хоть одинъ изъ тѣхъ дѣятелей, какiе были на Валаамѣ, пошли ему судьба своего Дамаскина, было бы совсѣмъ иное: на Коневцѣ закипѣла бы работа, застучали бы машины, хлынули силы. Но капризная ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... , говорятъ, большая… И летитъ та звѣзда на нашу землю… Аль не слыхали. — Не слыхалъ. — А мнѣ странникъ одинъ сказывалъ… На тѣхъ звѣздахъ тоже люди живутъ… Ну, и какъ нагрѣшатъ тѣ люди, земля-то и не сдержитъ, и оборвется… Вотъ, сказывалъ, и летитъ та звѣзда тыщу лѣтъ, и летѣть ей еще ... , должно, что летятъ они туда… — говоритъ задумчиво странникъ. — Туда и наши пошли[315]… Хлѣбъ, говорятъ, въ тѣхъ странахъ самъ родится, не то што у насъ… Травы тамъ, говорятъ, подъ самую крышу… Эхъ! житье тамъ…[316] Сплошная серебряная ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... и онъ не нашли настоящей своей дороги, или нашли на ней камни, о которыхъ разбились. Да, поздно. И когда попадаешь въ огромную толпу людей, прикрытыхъ бѣдной одеждой, тѣхъ людей, кого называютъ простой народъ, съ грустью спрашиваешь себя: А сколько изъ нихъ не пойдутъ на свою дорогу и сколько попадутъ сли<ш>комъ поздно. И сколько ... я съ удовольствiемъ подхватилъ: Рыжiй краснаго спросилъ — Чѣмъ ты бороду красилъ? Я не краской, ни замаской, Я на солнышкѣ лежалъ, Кверху бороду держалъ!.. Пѣли мы ему въ ухо до тѣхъ поръ, пока маляръ не проснулся и не зыкнулъ. Мы стихли, а онъ повернулся на другой бокъ и окрасился. Ну, тутъ и вышло. Я скрылся въ окно чердака, а Васька поскользнулся на заколдованномъ кругу ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... [215] меня выпустили на свободу, я доковылялъ до лѣсу, бродилъ[216] одинъ,[217] чуть было не заклевали меня[218] галки и пришлось идти назадъ… Съ тѣхъ поръ[219] я живу здѣсь на крышѣ, смотрю на поля и лѣса…[220] Тоска прошла, жизнь кончена…[221] — Я очень радъ ... ! Оно будетъ пустое… скучное…[543] Журавликъ осмотрѣлся и его сердце сжалось.[544] Ему вдругъ[545] стало жаль и болотца и гнѣзда и тѣхъ минувшихъ теплыхъ дней, когда онъ весело прыгалъ по кочкамъ, гонялся въ запуски съ Журочкой и другими товарищами, ловилъ хитрыхъ лягушатъ. Онъ вспомнилъ, что здѣсь ... : Наконецъ — было: И [216] Вместо: бродилъ — было: блуж [217] Далее было: а. вс б. меня губ [218] меня вписано. [219] Съ тѣхъ поръ вписано. [220] Над строкой вписан вариант: иногда /я/ [<нрзб.>] ковыляю въ поле… — [221] Далее было: а. Я давно б. А это&hellip ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"