И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 91

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , съ посошками, подъ древомъ, и яблочки на древѣ. А на столикѣ хлѣбца стопочка и кувшинчикъ съ питiемъ. А царь-Авраамъ приклонился, ручки сложилъ и головку отъ страху отворилъ. Стра-шно, потому. Ангели лики укрываютъ, а не то что… Пойдетъ завтра Господь, во Святой Троицѣ, по всей землѣ. И къ намъ зайдетъ. Радость-то кака, а?.. У тебя наверху ...  батюшки обступаютъ болящаго. Благочинный беретъ св. Евангелiе… И я подумалъ – «когда же перестанутъ?..» Послѣсказалъ я Горкину. Онъ побранилъ меня: - Стра-мникъ!.. про священное такъ…!… а?.. - «пере-ста-нутъ»!.. а?! про святое Евангелiе!.. Нѣтъ, благочинный больше не читалъ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

...   заругалась! Они – ти-кать! Вѣдь не можно садовое  дерево? Сколько  уходу было… А  стра-ху нѣтъ. Ужъ  о-на  ихъ  начитывала!..      –  Вотъ что ... . – Иванъ Михалычъ вамъ  кланяться наказали,  зайтить  хотѣли! На базарѣ попался. Вотъ ужъ стра-сти! Не узнала и не узнала… – рваный, грязный,  на ногахъ  тряпки наверчены, еле  идетъ за палкой. Гляжу ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... то слово, по женской части, — «я ему всю морду исполосую!..» Катичка на колѣнки… — «Папочка, ради Бога, не страми… онъ знаменитый…» А баринъ разошелся, глаза не смотрятъ. Вотъ, кто онъ… знаменитый! — и опять то слово. Со стыда я сгорѣла ... Богу помолитесь, попросите милости». Онъ поморщился, усы такъ поднялись, — бороду ужъ ему обстригли, и не брился давно, — стра-шный былъ, лицо съ кулачокъ стало, узнать нельзя. 102 •         Мнѣ милости ... мѣсто — и ночь. Те‑о-мная-растемная. Ну, стали мы на ночлегъ… только навѣсть стоитъ, а стѣнѣ нѣтъ. Кровати намъ разложили, огни зажгли, а кругомъ стра-жа, мѣста тамъ строгiя, не дай Богъ. А эти обезьяны свадьбу, что ли, свою справляли. Солдаты намъ говорили — свадьба у нихъ теперь. Набралось ... -честью… какъ Иванъ-Царевичъ… сѣраго волка хоронилъ…»     Мартъ, 1932 — мартъ, 1933.   [1]Стр.6. 1-е ТИМОФЕЮ 6:6-8, ЕВРЕЯМ 13:5   [2]Стр.7. 1-е КОРИНФЯНАМ 4:13   [3]Стр.12. 1-е ТИМОФЕЮ 6:8-10   [4]Стр. 13. ЧИСЛА 31:23,24   [5]Стр. 13. ПСАЛТИРЬ 56:5   [6]Стр. 15. ВТОРОЗАКОНИЕ 31:29, ПСАЛТИРЬ 106:40, ПРИТЧИ 16:17; 19:1


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

... хотѣлъ…  - Ахъ, ты, господи!.. да что ты, ей-Богу!.. Ну, куда тебя несетъ, на зиму-то? Иди домой, иди!..  - Дя-аденька-а!.. не могу я… стра-ашно мнѣ… моченьки моей нѣтъ…  На сердцѣ Ивана Кузьмича защемило. Жуткое слышалось ему въ дрожащемъ голосѣ Никитушки ...


Художественные проиведения | Поденка

... . Жгло слонце[hhhhhhh]. Стадо на томъ берегу дремало. Тамъ – видѣлъ Васи корова или быкъ подымался на заднія ноги и превращался въ какое–то стра<н>Ное животное и падалъ и опять подымался. И лѣсопилка точно спала и дышала во снѣ. Томило подъ солнцемъ, красный лоскутъ, повязка надъ водой р дробилась передъ ... ;                 // л. 34. об. II / обр вним. на стр. каранд. Его разбудило слабое постукиванье ноготкомъ въдчверь[dddddddd] и заигрывающій пѣвучій голосъ Груши: – Да Сергѣй Никол… чай ужъ откушали ...


Художественные проиведения | Виноград

... ; Шли съ прогулки учитель Дроздовъ  и Свистунъ  съ капустинскими барышнями, пѣли:   …Есть  блаже-енная стра-на!..   - Василiй! Хотите свершить  подвигъ?!  - Очень даже-съ!  - По-ставьте  самовррчикъ!  ...


Художественные проиведения | Иностранец

...     В С Т У П  Л Е Н И Е И. А. ИЛЬИН «ТВОРЧЕСТВО И. С. ШМЕЛЕВА»    Из  книги «О Тьме и Просвещении»  Стр. 154 – 155   Как у всех писателей, так и у Шмелева литературный стиль  определяется  строением его   ... странного! – вскинул плечами  мосье  Пти Жако. – будут и из Новой Зеландии приезжать… стра-нно!  До сих пор  не написано в Париж… Изволь написать кузине Эмми,  чтобы организовала   ...


Художественные проиведения | Толцыте и отверзется

... изъ подъ густыхъ, темныхъ бровей, она могла читать отвѣтъ на свои мысли–мечты. Было въ этой невысказанности чувствъ много трепетно–стра- //л.3. стной радости, но въ минуты тыжелыхъ раздумiй рождалось[25] сомнѣнья, остро впивающiеся въ мозгъ. Тогда казалось Лидѣ, что сильный и красивый Рословъ никогда даже ...


Художественные проиведения | Как мы летали

... съ чего хочешь тебѣ слечу! Потомъ съ Казанской колокольни попробую… Хочешь, и тебѣ могу дать? – А страшно-то!   31 – Дуракъ, стра-шно! Тотъ-то энъ съ какой высочищи летаетъ! А что, у французовъ сапожники есть? Ну, ты узнай повѣрнѣй. – А что? – А не сфискалишь? Ну, вотъ что ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ?.. а?! «Дурацкая игра… в солдатики»?! Про… армию  нашу? Я сам  саперного батальона, стою  на стра-же… внутренних  врагов… идемте!  Его оттолкнули подоспевшие  семинаристы, но он  продолжал  кричать ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... сіяютъ, видятъ мѣсяцъ. О. Антипа спрашиваетъ, понравился ли скитъ. Говорю – да… только грустно тамъ… и страшно. Онъ не понимаетъ: – Ка-акъ… стра-шно?! Да что жъ тамъ страшнаго… святое мѣсто, самый главный скитъ нашъ, подвижники пріуготовляются… чего же вамъ страшнаго тамъ показалось?.. Говоритъ ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... … ха-ха-а… Недавно… ка-ка… картинку… картинку //208 видел, одного ико… иконо-писца-старовера… хи-хи-хихи-и… «Стра… тот… «Страшный… Суд…» ‑ хе-хе… ты, вылитый!.. Некуда тебя ему девать-пристроить… все ...


Художественные проиведения | Почему так случилось

... … ха-ха-а… Недавно… ка-ка… картинку… картинку //208 видел, одного ико… иконо-писца-старовера… хи-хи-хихи-и… «Стра… тот… «Страшный… Суд…» ‑ хе-хе… ты, вылитый!.. Некуда тебя ему девать-пристроить… все ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... ). Главн. Упр. В. У. З. рекомендована для  чтенiя  кадетамъ VI и VII класс. («Пед. Сб.» № 7, 1905 г., стр. 88).  ЕГО ЖЕ. I. Какъ животныя  защищаются отъ враговъ. Со многими рисунками. Для старшаго отдѣленiя. Ц. 40 к.      ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Он с нами

... . И доказательство этого въ трудахъ этихъ. Проблема[170] //л. 2. я остаюсь вѣренъ себѣ[211]дьявольскимъ. Встрѣча на дорогѣ. Отъ церкви шли бабы. «две бабы и т д стр 21. И потомъ Троицынъ день. И потомъ встреча подъ Троицынъ день. И опять босоногая и подоткнутая, опять разжигающая. Она улыб глазами&hellip ... ; стр 26. Сѣти затягиваются. Образъ Степаниды неотразимъ. Грѣховное и бѣсовское, что есть въ ней, тянетъ неудержимо. Ни болѣзнь жены, ни жождь[y], ни возможность свиданiя въ г на грязи, подъ протекающимъ ... бала мы все теперь? Развѣ немногiе переживали то, что пережилъ то послѣ бала упоенный любовью и готовый полюбить всѣхъ герой разсказа. Я посмотрѣлъ на его… стр 124 Развѣ мы могли спать тогда, въ тѣ можетъ быть и туманные осеннiе ночи, когда… Развѣ не хотели воздуху, как можно скорѣй воздуху? И не не[ww] И в отвѣтъ ... пяти страницахъ. И смерть Однимъ словомъ очерчиваются грани души. «Молился рукам<и>, крестясь. /стр 133/ «засмѣялся и тутъ же заалакалъ» /стр 135/ «— Вотъ еще ушибся — ничего.» /стр 135/ Такими короткими, въ два-дти слова фразами дана вся фигура Алеши Горшка, безотвѣтнаго ... » зачеркнуто [196] «озязательно далъ» зачеркнуто, исправлено на: «<мануал.> застав.» [197] «Уже Двѣ строко / стр 12 /вводять уже вводятъ въ эти чары.» зачеркнуто [198] «этимъ циникомъ или вѣрнѣе язычникомъ» зачеркнуто, исправлено на «<нрзб ...


Художественные проиведения | Стена

СТѢНА. I.   Съ громыхающаго тракта  дорога повернула на мягкiй  проселокъ и пошла зеленѣющими полосами ржи. Тутъ  Василiй Мартынычъ придержалъ сѣраго  въ яблокахъ Пугача и накрѣпко отжалъ взмокшiй  зтылокъ. - Ффу… благодать!..  Парило въ поляхъ послѣ ночного дождя. Мерцаньемъ курились дали. У Василiя Мартыныча  на спинѣ выступили по чесучевому  пиджаку темныя пятна и заблестѣла багровая  складка у затылка. Запотѣлъ  и Пугачъ послѣ  трехверстнаго  гона и шелъ лѣнивой развалкой, растирая въ потныхъ мѣстахъ бѣлые  сгустки. Покашивался на сочныя  зеленя.  …Ухарь купецъ… у-ухарь купецъ… ухарь купе-ецъ - удалой молодецъ!..  - Тьфу ты, чортъ!   Всю дорогу отъ города прыгалъ этотъ игривый  напѣвъ  въ головѣ, прыгалъ подъ дробный топотъ копытъ Пугача и подъ  встряхиванье шарабанчика и до того  надоѣлъ, что василiй Мартынычъ плюнулъ. Еще со вчерашней ночи привязался, когда  пѣла вертлявая Фирка.   Захотѣлось  покурить, и Василiй Мартынычъ  увидалъ затиснутую въ папиросы сигару  съ ободочкомъ.   - Вотъ, черти малиновые… что удумали!  Сигара опять  напомнила, что было вчера и сегодня ночью, и какъ его почтили. Такъ почтили, что теперь  прямо  на вѣки вѣчные будетъ о немъ  извѣстно. Всѣперемрутъ, и самъ  онъ умретъ, и губернаторъ - дай ему Богъ здоровья! - умретъ, и всѣ дома перестроятъ, а навсегда  будетъ извѣстно, что вотъ онъ, подрядчикъ  каменныхъ работъ. Василiй Мартынычъ Бынинъ, почтенъ. Потому  камню ничего не страшно. Будетъ  себѣ лежать, и никто  его не вытащитъ  изъ-подъ кладки.  ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

ВЕСЕЛЫЙ ВѢТЕРЪ («ВЕРБА»)   Утромъ  бѣлѣлъ  на лужахъ сквозной  ледокъ, а теперь, за полдень,  бѣгутъ  ручьи,  нѣжатся на солнышкѣ собаки и полощутся  бойко  воробьи.  Вѣтеръ – „вскрышной“,  тугой, сыровато-теплый. Потянетъ,  рванетъ порой: бойкiй,  весеннiй  вѣтеръ. Прислушиваешься –  шумитъ-смѣется. И небо – въ  вѣтрѣ:  сквозное-голубое,  за золотистыми  прутьями  тополей.  Тепло, и свѣжесть. И въ  свѣжести этой –  струйки: отъ тающаго снѣга,  отъ  потеплѣвшей  земли и крышъ,  отъ бьющихся  въ вѣтрѣ  прутьевъ,  которые посочнѣли и сiяютъ? отъ  вѣтра, пронесшагося  полями и лѣсами?..  И  голубями, какъ  будто,  пахнетъ… томною воркотнею  ихъ, – чуется  молодому сердцу, – и  теплой  сыростью  погребовъ,  запаздавшихъ съ набивкою,  и помягчѣвшимъ льдомъ,  зелеными-голубыми  глыбами,  съ  грохотомъ  рухающимися  въ темные  зѣвы  лавокъ. Весна… Она  засматриваетъ  въ глаза разрумяненными  „жаворонками“ и бѣлыми  колпачками пасокъ  въ  бумажныхъ розанахъ,  киваетъ съ телѣги  веселой вербой – красноватыми  прутьями и сѣренькими  вербешками,  золотится крестами  въ небѣ,  кричитъ въ  голосахъ разносчиковъ.  Пятиклассникъ  Өедя – если  бы его  звали: Георгiй  или Викторъ,  что значитъ – „Побѣдитель!“ – а то  все – „ахъ, ты, Өедя,  съѣлъ медвѣдя!“  – сегодня совсѣмъ  весеннiй: купленная  для Пасхи  легонькая  фуражка, съ широкою,  модною,  тульею и съ  настоящимъ  „гвардейскимъ“  кантомъ,  весенняя& ...


Публицистика | Крушение кумиров

... ; травимых,  если не затравленных,  моральным  судом прогрессивного общества… Другим − нет числа» (стр. 66).           А Гоголь? а Фет? а  Тютчев, А. К. Толстой, сам Толстой, Чехов? Сколько ... ;Живые  души в  ужасе и омерзении  отступились  от него». (Крушение  кумиров, − стр. 21).     И второй кумир  свергнут − «кумир  политики».   «Кумир ... ; этого  состояния не могут  изменить  этот  беспорно*  совершившийся факт» (стр. 34).   И третий  кумир − «кумир  культуры» − пошатнулся и вот-вот  рушится ... ,  отличить  зыбкое  колыхание  стихий,  грозящих утопить  нас… (стр. 50-51).  Повержены  внешние кумиры,  и с ними  расползаются кумиры  внутренние, − кумиры   ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ Гос. Биб-ки СССР им. Ленина Фонд № 387 И.С. Шмелев Картон № 10 Ед. хран. 26   Шмелев, Сергей Иванович.   Письма к Шмелевым, Ивану Сергеевичу и Ольге Александровне.     // л. 1 об.   1917 январь 2 пп 2 лл 1 конв. // обл.   ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА Москва Малая Полянка д. 7 кв. 7. ЕВБ Ивану Сергѣевичу Шмелеву // л. 1. Дорогіе мои[c] дняхъ, какъ я уже писалъ, встрѣтился съ Володей – вотъ прямо поражаешься какія вещи могутъ случиться. Изъ того пункта наши пути разошлись онъ пойдетъ южнее я сѣвернее. Дороговизна здѣсь ужасная коробка спичекъ 10 коп. и все въ томъ же родѣ. До прибытія на мѣсто осталось навѣрное еще недѣля цѣлую крѣпко Сергѣй. 31-го января. // л. 1 об.   М…(?) Бескровск(?) 23 янв. Дорогіе мои, все еще болтаюсь по дорогамъ. Мерзну потомъ ночью обогрѣваюсь потомъ опять мерзну и такъ безъ конца. Надоело порядкомъ, ну да ничего не подѣлаешь. Перебиваешься какждый день съ сѣдла на койку съ койки на сѣдло и т. д. Степи по немногу переходятъ въ холмы, мѣстами въ  горы. Вспоминаю фирму мерт.а дѣда – онъ тоже проходилъ по этимъ мѣстамъ. И навѣрное ничего здѣсь не измѣнилось съ тѣхъ поръ тѣ же грунтовы дороги та же черная грязь, тѣ же болота. Сейчасъ здѣсь // л. 1.   страшные снѣга, въ которомъ безнадежно вязнешь. Идемъ по 8 – 9 верстъ въ день – прямо таки полземъ. Еще идти осталось дней 8. Да порой штучка не особо пріятная – это только читать въ романахъ ничего, а продѣлывать такія вещи самому не рекомендую. Погано еще то что до сихъ поръ не получено ни одного письма – совершенно отрезаннымъ себя чувствуешь. Ни чаешь когда кончится эта пеердряга и опять попадешь въ опредѣленное мѣстою Ну цѣлую васъ крѣпко крѣпко. Вашъ Сергѣй. // л. 1 об.        Москва Малая Полянка д. 7 кв. 7. ЕВБ Ивану Сергѣевичу Шмелеву // конв.   1917 апрель 3 пп. 6 лл. 3 конв. // обл. ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... заколоть индюка. Былъ тихій золотистый вечеръ. Звонили въ Большихъ Крестахъ ко всенощной. А когда перестали звонить, было хорошо слушать, какъ звенѣли вкругъ колокольни стр<и>жи. Пахло медово лѣсовымъ сѣномъ, сушившимся на усадьбѣ. На немъ возились, подъ косымъ солнцемъ, максимовы ребятишки, черненькіе и бѣленькіе — цѣлый таборъ  ...  — отпущенъ на шесть мѣсяцевъ на поправку. Съ первыхъ же дней, чуть немного осмотрѣлся, принялся за работу. Бывало, въ мирное время, въ эту пору работалъ въ Москвѣ по стр<ой>камъ, и на покосъ не являлись, а теперь съ Казанской постукиваетъ топорикомъ на волѣ. Поставилъ новый палисадникъ у батюшкина дома, выстругалъ починилъ барынѣ усадебной лодки, на полустанкѣ лавочнику ... . испр. В подлиннике было: огворитъ [148] Так в подлиннике. [149] Далее вписан незачрекнутый вариант: удрученiе [150] Далее было начато: стра [151] Так в подлиннике. [152] Далее было начато: къ [153] Ред. испр. В подлиннике было: останавливаютсться [154] Далее было ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... ; было: [по]запрошломъ b. вписано: [<нрзб>] c. далее было: [году змѣи танцовали.] d. <нрзб>e. [Ужъ тамъ все могутъ и] [131]Вписано: и <3 нрзб> [132]Далее было: [стра<нрзб> было...] [133]a. Вписано: Такъ все. b. далее было: [Я сдѣлалъ попытку попроситься у дяди у от дома, но мнѣ заявили, что туда не стоитъ, а лучше меня ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... ; ЗАНАВѢСЪ. Иванъ Шмелевъ[1099] // л. 42   Поправки На 18 стр. — <нрзб> сторонѣ <нрзб> Галльскаго и Рубинина, на стр. 21 внести Яшкинъ — Ну-ка!; на стр. 25 внести <нрзб> — «Митридаръ!»; на стр. 28 — Sic!; на стр. 34 — внести Яшкинъ: «Я!!!» Ив.  ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... ;         Вместо: Вранье!.. – было: Довольно… можете итти… На л. 23 вариант: Стр. 2. – Вранье!.. Освистали моихъ лошадей! [М] Васъ обругали… [Мою конюшню] Нѣтъ, я не могу васъ держать…     ... ;                   На л. 23 вариант: стр. 24 Когда же меня повезутъ? – думала Мэри, вспоминая слова воробья. [Какой грустный] – Хозяинъ – груститъ&hellip ... ;                  На л. 23 об. вариант: стр. 33                     ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... один лист четвертой рукописи ж. «Современный мир» 1913 г. № 12. Рассказы т. V Москва 1914. стр. 7-45.   а ) 10 лл. ранняя редакция Оторвана 1/3 последнего листа с текстом.   I.[1] Два тревожныхъ[2] свистка, похожіе на вскрики — ай-ай! вызывали ... … — Ахъ[505], вы на медвѣдей… охотитесь? Барит.[506] посмотрѣлъ на него внимательнѣй.[507] // л. 7     <Продолжение текста со стр. 7. — Ред.> — Даю я[508] по медвѣдямъ… Конечно,[509] это очень дорогое баловство… — Да, это ... , что она сказала. — А не выпьете ли вы[603] винца? — предложилъ баритонъ[604]. // л. 8 об.     <продолжение текста на стр. 8 об. — Ред.> — Выпьете, да? — Привѣтливо улыбнулась ему пѣвица.[605] А, какіе глаза! Господи![606] Бываютъ ... [282] Далее было: какъ [283] Вместо: толстой веревкой кинулась — было: толстая золотая веревка выкинулась [284] Далее было: какъ стр<у>я расплавленнаго золота, растаяла, [285] Далее было: кожаной, [286] Вместо: кожаной — было: отъ дождя [287] Вместо точки была запятая ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

... ;    1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... ;      8лл. Два листа рукописи «г» разорваны пополам. Кольцо <Альманах> Изд. ʺКольцоʺ м. 1922 г. кн 1. стр. 9—24.   Общее количество листов 33л.     а) Ранняя  редакция, без начала 11 листов.     III Второй годъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... !.. (возмущенно)[46] И она… она смѣла называть его такъ!.. (звонокъ) Это онъ… Хорошо… Я не подамъ виду… (утираетъ глаза) (съ нов. стр.) (Лисичкинъ[47] входитъ изъ передней, не замѣчая жены). Лисичкинъ.[48] Лисичкинъ. Вѣчная вонь изъ кухни!.. (кладетъ портфель на столъ) И поѣздка эта… такъ все ... ;    Далее было: Подлецъ! [47]             Вместо: (съ нов. стр.) (Лисичкинъ — было: Явленіе ІV. Наташа. Лисичкинъ. ( Исправлено карандашом. [48]           ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.14.)

... ;                                 Рассказы т. VI/ Москва 1916 стр 49—63 Общее колич–во листов 7 // к. 28 марта 1914 г. Телята.   I   Студентъ первокурсникъ Петя Лежневъ и сынъ к садовника, служившій въ имѣніи конюхомъ ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... ;                    Стр. 49—63 Общее колич—во листов 6 // карт. I[1]   Грачей въ паркѣ была такая сила, что первые дни по пріѣздѣ въ имѣніе генаральша не могла спать ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... февр. 19 – март 17. Машинопись с авторской правкой 32 лл. Пагинация авторская Помяты, надорваны края 3х лл. Рассказы т. V Москва 1914 стр. 49–100 Общее количество листов 32     НА ВИНОГРАДѢ.[1] I Каждый изъ нихъ задалъ паспортъ и получилъ наказъ – [2] въ середу ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.3.)

... .[952] колечкомъ на пальцѣ. И рукавъ жакета свѣсился. А поваръ все сидѣлъ, мучит. огляд. полут. ваг. и вздых. Смотр., какъ за черн. стекл. летѣли наз. стр. искры.[953] Только передъ утромъ уснулъ. Утро встрѣтило ихъ за Курскомъ степнымъ просторомъ, юной зеленью придорожныхъ ветелъ, зеленой дымкой березъ,[954 ... : мучит.<ельно> огляд.<ывалъ> полут.<емный> ваг.<онъ> и вздых.<алъ>. Смотр.<ѣлъ>, какъ за черн.<ымъ> стекл.<омъ> летѣли наз.<адъ> стр.<уйками> искры. ‑ Было: смотрѣлъ мутно передъ собой и вздыхалъ. Покачивалъ большой головой. [954] запятая вписана. [955] Далее было ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... , загрязнены края одного листа. ж. «Современный мир» 1913 г. № 12. Рассказы т. V Москва 1914. стр. 7-45. №47   ж ) Окончательная редакция. Машинопись с авторской правкой 19 лл.       Волчій перекатъ.[1] // л. 29     Онъ говор ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... ;Шмелева чернилами и карандашом о подготовке к опубликованию в «Киевс. Мысли» 1914 г.       Рассказы т. VI Москва 1916 стр. 5-20   Отдел рукописей Гос. биб-ки СССР им. Ленина            ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... ;       59 лл. Подпись ”Ив. Шмелев”   Надорван край л. 40. Рассказы т. V Москва 1914 г. стр. 117—207 Общее количество листов 59 // карт. РÓЗСТАНИ             ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... » на л. 18 рукописи «в».   «Слово» сб. 6, Книгоиздат-во писателей в Москве 1916. Рассказы т. VIII Москва 1917 Стр. 5-60                       ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... [410] Далее было: А какъ на фа [411] Далее было: <нрзб> [412] Далее было: Этотъ [413] Далее запись: см. стр. 40 [414] Далее запись: 40 [415] Далее было: а. Нѣтъ братцы… Вотъ… б. Старикъ закр в. сталъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"