И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 73

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... отборъ. - Ты ужъ такой заботливый за народъ-то, Михалъ Панкратычъ… безъ тебя плохо будетъ. Слыхалъ, въ деревню собираешься на покой? - спрашиваетъ Воронинъ. - Давно сбираюсь, да… сорокъ вотъ седьмой годъ живу. Ну, пойдемъ. Горкинъ сегодня причащался и потому нарядный. На немъ синiй казакинчикъ ... Отецъ прихватываетъ меня за щеку, сажаетъ на колѣни на диванѣ. Пахнетъ отъ него лошадью и сномъ. - Такъ - звѣздочки, говоришь? - спрашиваетъ онъ, вглядываясь сквозь ширмочки. - Да, хорошiя звѣздочки… А я, братецъ, барки какiя ухватилъ въ Подольскѣ!.. Выростешь – все узнаешь. А ... стекла на парникахъ, сады. У голубого домика стоитъ высокiй старикъ, въ накинутомъ на рубаху полушубкѣ; съ нимъ дѣвочка, въ розовомъ платьицѣ. Здороваются, и отецъ спрашиваетъ, готовъ-ли его заказъ. Мы идемъ въ садъ, и старикъ срѣзаетъ для насъ крупные, темные пiоны. Отецъ торопится, надо взглянуть на лодки. Старикъ говоритъ дѣвочкѣ ... поглядывай. Тутъ, милокъ, и «господа» есть!.. Да такъ… опустился человѣкъ, отъ с л а б о с т и… А вострый народъ, смышленый!.. Онъ спрашиваетъ степеннаго мужика въ простянкахъ, много-ли нонче вывезли. Мужикъ говоритъ, закуривая изъ пригоршни: - Да считалъ давеча… артельный нашъ… за триста пошло ... nbsp;выходятъ. Мнѣ невидно, цвѣтокъ высокiй. - Лѣ-зетъ ч т о-то… зеленая, будто, шишечка… вотъ такъ шту-ка..! а?.. - дивясь, спрашиваетъ онъ меня, подмигиваетъ какъ-то странно. - Вотъ мы съ тобой и дождались ч у д а… къ Пасхѣ и расцвѣтаетъ, пожалуй. Въ открытую ... ?.. моленая, да?.. со Крестомъ, да?.. - Понятно, моленая. Вишь, - крестятся всѣ, во здравiе. Потому и крестятъ водой моленой, она жись подаетъ. Отецъ спрашиваетъ: - Вы, неразлучники… шепчетесь тамъ чего, какъ тараканы?.. Стыдно мнѣ сказать, а Горкинъ сказалъ: - Да вотъ, любопытствуетъ, что за ж и в ...


Художественные проиведения | Богомолье

... За одинъ - Преподобному поставить, а другую… - “выходитъ, что на канунъ… за упокой души воина Максима”. Горкинъ спрашиваетъ: “такъ и не дознались?” Максимычъ смотритъ на самоварчикъ, чешетъ у глаза и говоритъ невесело: - Оберъ проѣзжалъ намедни, подозвалъ пальцемъ&hellip ... . Острый запахъ мурцовки мѣшается съ запахомъ цвѣтовъ. Ѣдимъ щербатыми ложками, а Ѳедя грызетъ сухарикъ. - Молодецъ-то чего же не хлебаетъ? - спрашиваетъ мужикъ. Говоримъ - въ монахи собирается, постится. Начинаетъ хлебать и Ѳедя. - То-то, гляжу, чу-дной! Спинжакъ хорошiй, а въ гульчикахъ, и босой ... . Ну, давали ему изъ благочестiя, а онъ трактирщика и обокралъ, ночевамши. Антипушка и говоритъ про Өедю: - Тоже спасается, ноги набилъ и не разувается. Мужикъ и спрашиваетъ Өедю, чего это у него на глазу, кровь никакъ? Антипушка поднялъ съ него картузъ, а въ картузѣ-то шиповникъ, натуго! И на лбу исцарапано. Өедя застыдился и ... . Спрашиваемъ – домъ Аксенова въ какой сторонѣ будетъ? А возчикъ на насъ смѣется: - Ну, счастливы вы… я отъ Аксенова какъ разъ! Спрашиваетъ еще, какого намъ Аксенова, двое ихъ: игрушечника Аксенова, или сундучника? Сказали мы. Оказывается, въ коробахъ-то у него игрушки, везетъ въ Москву. Показываетъ намъ ... привелъ. Горкинъ вдумчиво говоритъ: - Мы-то вотъ все такъ – все мы знаемъ! А выходитъ вонъ… И начинаетъ чего-то плакать. Отецъ спрашиваетъ, - да что такое? - Съ радости, недостоинъ я… - въ слезахъ, въ платочекъ, срывающимся голосомъ говоритъ Горкинъ, - Исповѣдался у ... , сладковатымъ квасомъ. Выпиваемъ по ковшичку натощакъ. Отецъ квасникъ говоритъ, что это для здоровья пользительно, - молодой квасокъ натощакъ, - и спрашиваетъ насъ, благословились ли хлѣбцемъ на дорожку. Мы ему говоримъ, что какъ разъ сейчасъ и пойдемъ благословиться хлѣбцемъ. - Вотъ и хорошо,& ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... урядникъ, и двѣ старухи съ котомками, пробирающіеся куда–то на богомолье по грязнымъ дорогамъ. // л. 5. — Когда же это крестъ–то снесло ? — спрашиваетъ урядникъ, но ему не отвѣчаютъ. Крестятся богомолки, топчутся лапотками въ грязи. — Шли мы тутось… въ Богомоловъ… батюшка… въ Богомоловѣ, на горкѣ.. ... нѣмцевъ добывать въ город чтобы на работу, хлѣбъ убирать. Ладно. По начальству тамъ то–се… А его тамъ, въ городѣ–то, начальство спрашиваетъ: а какое имъ собержані<е> кунбическое для воздуху какое будетъ?Гдѣ ихъ спать положите? А? Почему забота? На вольномъ–то воздухѣ? Я на лаковомъ ... вотъ теперь и внучка, гляди, не разглядитъ. Совсѣмъ сяклая стала старуха. Бабка приглядывается — да, потеряла глаза. — Ай дьячокъ? — спрашиваетъ она, приглядываясь къ намъ.  — Попъ цѣльный! Сонъ–то свой разскажи–ка, садись… Горазда на сны! Былъ у насъ Максимъ, разбирался ... торжествующій крикъ: однѣ поджавшіеся сороки на сухостоѣ. да удирающій на кругахъ въ чащи ястребъ. — Чего такой “ — — будто спрашиваетъ на переѣздѣахъ вытянувшая испуганно лицо баба, а ей несется изъ опущенныхъ оконъ отвѣчаютъ — сумѣй–ка прочес<ть> флаги: Земля и воля! Демократическая республика! ... пренебреженіемъ, дожидается. Ну, правду сказать, и публика ухмылялась. “Старые мощи, говоритъ, стали голосъ подавать, во какъ мы революцію расшевелили!” Вотъ старичокъ и спрашиваетъ того: — Вотъ, слушалъ я, вы все про капиталистовъ и буржуевъ говорили, и все призывали отбирать отъ капиталистовъ, и дома, и фабрики, и капиталы, ... raquo;. [373] «совсѣмъ задурѣлъ» зачеркнуто «говоритъ <нрзб.>». [374] «Онъ» зачеркнуто. [375] «спрашиваетъ съ болью» зачеркнуто. [376] «За–чѣмъ въ сад–то» исправлено на «Въ садъ–то зачѣмъ». [377 ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... батюшка, по облику. И со двора которые были, стали уходить, — «ишь, говорятъ, какъ нехорошо!» Кончили они представлять, барыня и спрашиваетъ, пондравилось ли. А они всегда деликатные съ господами, говорятъ — «благодаримъ покорно, хорошо представляли, ничего». А пошли къ себѣ, мнѣ солдатикъ ... mdash; отплакаться ей надо, не тревожу. Отплакалась, оттряслась… слезки, какъ градинки, кру-упныя, покатушки, — и глядитъ мнѣ въ глаза, спрашиваетъ губками, а я все понимаю, чего спрашиваетъ. Какъ горе у насъ какое, маленькая когда была, мы все такъ играли. Я ей и пошептала бауточку: 81 «дожжикъ въ тучки, солнышко ... Страстная подошла, пошли въ нашу церковь, въ казенный домъ. А Васенька все на горѣ сидитъ, бревна скатываетъ. Выходимъ со двора — автомобиль, а въ немъ баринъ, спрашиваетъ у турка, турокъ на насъ и показалъ. Онъ къ намъ: «вы не миса-Катя?» Назвали мы себя. Онъ и даетъ письмо, и покатилъ. 159 Распечатали, ... А имъ извѣстно: несмѣтный богачъ, на своемъ кораблѣ прiѣхалъ. Опять приходитъ, за Катичкинъ столикъ сѣлъ, содовой потребовалъ. Сидитъ-попиваетъ, на Катичку глядитъ-наблюдаетъ, и спрашиваетъ: кто вы такая, да какъ сюды попали? Она ему и докладываетъ по ихнему языку, лучше сказать нельзя. Красавица, а онъ старый старикъ, ему и прiятно ... говорю… Все разспросилъ, какъ братецъ Никаша померъ, какъ все ограбили, сколько разъ ранило, — про все поантиресовался. А потомъ и спрашиваетъ Васеньку, сурьезно такъ, лобъ наморщилъ: — «А ты, милый мой, за что съ большевиками сражался, за какое управленiе?» Сталъ ему говорить, не за ... свора! И карточки-то съ насъ щелкаютъ, и за пуговицы хватаютъ, и… Одинъ, шустрый, присталъ и присталъ ко мнѣ, чисто вотъ клещъ вцѣпился, по-нашему меня спрашиваетъ, исхитрился, ндравится ли Америка. Сказала ему — ничего не ндравится, дымъ одинъ. Такъ и заскалился, въ книжечку сталъ писать. И еще подскочили тутъ, ...


Художественные проиведения | Тени

... Сапожникъ уже другой, веселый, точно и разговору не было. Силычъ не торопится заводитьн. — Что жъ онъ тебѣ къ чорту не по чортовой матери не послалъ? — спрашиваетъ Комаръ. — Меня–то? — схватывается сапожникъ и опять загорается. — Это онъ васъ поошлетъ, а со мной онъ на кредитномъ разговариваетъ. , Я, говорю, ... одинъ отъ обчества пойду и на вашъ заводъ и на Берлинъ арестъ наложу въ моментъ! Въ суждебной палатѣ миромъ покончите на восьми тыщахъ! — Ну и что жъ? — спрашиваетъ Першовъ, а Иванъ Силычъ, какъ–то вздрагиваетъ плечами. — Ничего. Свидѣтелевъ не было. Корову вотъ покупать думаю… Сапожникъ И весело кричитъ Силычу ... У него глазъ–то… обнаковенно. А ты часомъ позайди, надо мнѣ таебчѣ слово сказать… Голоса на улицѣ слышны. Ближе. — Чего, а? — спрашиваетъ Иванъ Силычъ, засматривая въ окно. — Прошка… На огородахъ видали — къ большаку застегалъ. — А что? Ужли жегъ? — Къ СА За ... куритъ и смотритъ въ трубу. — Что, господинъ Селезневъ, новенькаго придумали? Аль нѣтъ? Иванъ Силычъ — Съ картошкой–то управились? — спрашиваетъ, позѣвывая Иванъ Силычъ. — А ну ее… Теперь развѣ картошку сажать? Такое, у меня теперь дѣло, можно ба–альшіую деньгу зашибить!... У Кувыркина ... ndash; знаетъ должно быть что то, но не говоритъ. И вдругъ пришлый человѣкъ знаетъ. А можетъ и вр вретъ? — Это ты къ чему? — хмуро спрашиваетъ Першовъ. А Иванъ Силычъ впиваетс такъ и въ Толченаго. — А про то!На какой пунктъ повернуть… Въ одну сторону — ваши Кустики… А такъ ... какой… Кикокъ… Сапожникъ уже другой, веселый. Но силычъ[aaa] не торопится. — А онъ тебя къ чортовой матери не послалъ? — и спрашиваетъ онъ. — Меня? — схватывается сапожникъ и опять загорается. — Хе! Свдѣтелей не было… У насъ разговоръ кредитный. Вы, говорю, можете, нанять ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... ; облокотился и саблей-то букетъ и зацѣпи! И упала фрина на бокъ. Но сейчасъ поднялъ и къ барышнѣ Гуттелетъ съ извиненiемъ и все оглядывается,  куда поставить. И спрашиваетъ ее. А она вся пунцовая стала и головкой ки внула.  Онъ мнѣ сейчасъ пальцемъ. - Унесите. Мамзель проситъ  убрать!  ... такъ:  - Мы его, мы… Господи!  И за голову схватился. А околоточный чиркъ въ протоколъ.  - Что это значитъ? - спрашиваетъ. - Тутъ у васъ путаница… Какъ же это вы? Что - вы…?   Кириллъ Саверьянычъ тутъ осерчалъ.   ... , а за окнами  стѣна бѣлая, сыплетъ  густо-нагусто.  Сталъ я въ сюртукъ  облекаться, а Луша  и спрашиваетъ, зачѣмъ. Сказалъ, что по дѣлу ресторана въ одно мѣсто.  А сюртукъ очень ко мнѣ идетъ, и сталъ я очень  представительный. Пошелъ. По дорогѣ ... Черепахина. Поднялся во весь ростъ, глаза выкатилъ. – Не повторяйте! Я съ вами сейчасъ… – и задрожалъ, за голову схватился. — Что это я сказалъ? — спрашиваетъ. – Да-а… Отбрить… Это мы сумѣемъ… И Кириллъ Саверьяничъ мнѣ мигнулъ и такъ ласково и тихо спросилъ: – А вы не читали ли… – и ... ;исполнять  свое дѣло въ ресторанѣ, вызываютъ меня вдругъ на кухню. А ко мнѣ  мальчишка разсыльный  подходитъ  и спрашиваетъ:   - Вы будете Скороходовъ, который въ ресторанѣ лакей?       // л. 49. Отдалъ мнѣ записку и ушелъ. А ... hellip; И подразнивали его у насъ за неукротимый характеръ. Вы думаете, что мы одни. Нѣтъ, господинъ Скороходовъ. Мы кое–чему научились… Это у васъ кто же спрашиваетъ и показываетъ на Юльку, внучку… А я во фракъ облекался… И сказалъ я ему… Внучка  <нрзб>… Посмотрѣлъ, пальцемъ по подбородочку ей провелъ& ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

... букетъ и зацѣпи! И упала фрина на бокъ. Но сейчасъ поднялъ и къ барышнѣ Гуттелетъ съ извиненiемъ и все оглядывается,  куда поставить. И спрашиваетъ ее. А она вся пунцовая стала и головкой Ки внула.  Онъ мнѣ сейчасъ пальцемъ. - Унесите. Мамзель проситъ  убрать ... пальцемъ манитъ, а я итти   не могу. И вдругъ товарищъ подходитъ и говоритъ:   - Скорѣй, жена тебя спрашиваетъ  что-то…  Перемогся я, подошелъ къ столу.    - Нарзану мнѣ дай, а ей солянки&hellip ... мы… Господи!  И за голову схватился. А околоточный - чиркъ въ протоколъ.  - Что это значитъ? - спрашиваетъ. - Тутъ у васъ путаница… Какъ же это вы? Что - вы…?   Кириллъ Саверьянычъ тутъ осерчалъ.   ... за окнами  стѣна бѣлая, сыплетъ  густо-нагусто.  Сталъ я въ сюртукъ  облекаться, а Луша  и спрашиваетъ, зачѣмъ. Сказалъ, что по дѣлу ресторана въ одно мѣсто.  А сюртукъ очень ко мнѣ идетъ, и сталъ я очень  представительный ... Ну, и обозвалъ я его подлецомъ  въ глаза…   Что жъ я могъ ему сказать? А потомъ  онъ и спрашиваетъ:   - Мнѣ директоръ про какiя-то письма говорилъ… Какiя письма, вы не знаете?      А я ... ; - темнымъ-темно, огни  потушены. Въ гостиницу  нашу, гдѣ купцы остановились. Коридорный Степанъ спрашиваетъ:    - Что тебя прохватило? Еще не прiѣзжали… Зачѣмъ понадобились?   - Деньги оставили ... свое дѣло въ ресторанѣ, вызываютъ меня вдругъ на кухню. А ко мнѣ  мальчишка разсыльный  подходитъ  и спрашиваетъ:   - Вы будете Скороходовъ, который въ ресторанѣ лакей?       Отдалъ мнѣ записку ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... Пауза. – Ну и жара же!.. – рявкаетъ купецъ. Дремавшая барыня вздрогнула и въ волненiи поправила очки, а молодой парень нервно въ сторону откачнулся. – Спрашиваетъ… Семенъ иванычъ-то, тятенька-то… хорошо-съ… да… – Молчанiе. – Вы, говоритъ, капитанъ? – почти вскрикиваетъ купецъ. – Я, говоритъ ... двухъэтажное зданiе гостиницы. На порогѣ встрѣчаетъ толстый сѣдой монахъ. На его лицѣ добродушная улыбка. Слѣдуетъ опросъ… – Вы кто такiе будете? – спрашиваетъ онъ, глядя на мое студенческое платье: – на службѣ гдѣ? – Нѣтъ, учусь еще!.. – А!! – тянетъ онъ и смотритъ ... смутно напоминаетъ собой знакомыя очертанiя Коневца. Море – спококное небо вверху, безконечный лѣсъ по берегамъ финскимъ… – На Валаамъ-съ? – спрашиваетъ меня упитанный, краснощекiй паренекъ въ лаковыхъ сапогахъ и, получивъ утвердительный отвѣтъ, добавляетъ: – Десятый разъ ѣдутъ-съ… – А!... – Да-съ. ... ; Господи Боже нашъ, помил-у-уй насъ… Гдѣ-то стукнула дверь… Раздались поспѣшные шаги по каменнымъ плитамъ коридора. 1Началась полунощница?“ – спрашиваетъ кто-то за дверью… Я не пошелъ къ полунощницѣ и старался - 85 - зснуть, все еще опасаясь внезапнаго пѣнiя и звона. Мнѣ представлялся ... богомольцы. Они уже потрапезовали и теперь отправлялись наслаждаться дивами валаамскими. – Что, братъ; Семенъ Ивановичъ, какова похлебка-то? по скусу? – спрашиваетъ Петръ Егорычъ своего товраища по профессiи. Семенъ Ивановичъ, высоченный мужчина съ бакенами, похожими на щеки мопса, скорчилъ кислую мину и головой тряхнулъ. & ... вотъ графъ прiѣзжалъ одинъ – знатокъ, осматривалъ у насъ все до послѣдняго гвоздя. – „А гдѣ у васъ водопроводъ?“ – спрашиваетъ. Спустился я съ нимъ къ колодцу самому и оставилъ тамъ одного – саъм онъ меня отослалъ. – „Я, говоритъ, долго его разсматривать ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... воды. Озеро не бушуетъ. Говорятъ – камни не допускаютъ, а вотъ, какъ свернемъ въ открытое – молись Богу! – На Валаамъ изволите ѣхать? спрашиваетъ краснощекій парень въ лаковыхъ сапогахъ и пиджакѣ. – Молиться… это хорошо-съ. Я вотъ десятый разъ подвизаюсь. По желѣзной части. Великія мастерскія у монаховъ, мы ... руки отдать. – Уче-ные – оглядываетъ насъ о. Ѳедулъ. – Ничего ученые не знаютъ! Ученые и Господа не почитаютъ. А вы, Господа почитаете? – спрашиваетъ онъ насъ, въ упоръ и строго. – Ну, о. Ѳедулъ… – смущенно говоритъ нашъ провожатый, – тогда зачѣмъ же къ Преподобнымъ они пріѣхали! – ... къ скалѣ гранита, чернѣетъ деревянная бесѣдка, вся въ зелени, въ черемухѣ, въ серени и жасминѣ. Весной-то какая красота!.. – Садикомъ любопытствуете? – спрашиваетъ старичокъ-послушникъ въ скуфейкѣ. – Да, по веснѣ рай у насъ. Соловушки, ангельское дыханіе воздуховъ, цвѣтики Господни. Голову даже заливаетъ, не отойдешь. Яблока у ... какъ черемуха подаетъ себя… по всему-то монастырю, томитъ даже, окошки ужъ прикрываемъ, размариваетъ душу. – Поѣдутъ по скитамъ-то? – спрашиваетъ знакомый богомолецъ, извозчикъ питерскій, ѣхали съ нимъ на пароходѣ. – Поѣдутъ безпремѣнно. Вишь, пароходикъ-то нашъ дымитъ, пары разводятъ. А куда ѣздить ... Да… котла, спрашиваю, тово… не разорветъ? – Да развѣ можно? да что ты, братъ..? – Да почему же нельзя? – спрашиваетъ, видно, знающій, можетъ быть тоже «механикъ», питерецъ. – Да нельзя… да какъ же это… разорветъ! да тогда сколькимъ людямъ погибель ... , срокъ пришелъ, и все возстало нетронутымъ, яркимъ, до ослѣпительности. И связанное съ нимъ, другое, важнѣйшее. – Вы откуда изволите…? – спрашиваетъ меня худощекій инокъ, пріятный такой лицомъ, смиренный. Я его давно примѣтилъ. Онъ сидѣлъ на палубѣ подъ дождемъ и смотрѣлъ на лѣса и воды грустно-внимательно ...


Художественные проиведения | Три часа

... . Можетъ быть, и не будетъ ихъ. А если не на - 157 - Москву, – тогда будутъ; только, пожалуй, ночью поѣдутъ, – не увидишь. – Да уѣзду-то ты какого? – спрашиваетъ товарищъ, который хочетъ, чтобы Москву, хотя ему до Москвы интересу нѣтъ – взглянуть только. – Этого? Нѣтъ, до энтого не доѣдемъ. – Чую ... есть. А грыба много? – Много. Тамъ у меня мать съ отцомъ, двѣ сестры… одна замужняя, другая – дѣвушка. – Красивая? – спрашиваетъ черноглазый, глазастый Вальковъ, бывшiй гармонистъ, у котораго оборвался любовный интересъ съ прачкой и который любитъ говорить про дѣвокъ. – Понятно, красивая. Я самъ красивый ... , какъ воютъ пули. Это онъ знаетъ: ходили на стрѣльбище. Тутъ начинаютъ ползать мурашки въ пальцахъ, и позываетъ сходить за надобностью. – Орелъ-то не проѣзжали? – спрашиваетъ Рыбкинъ – словно не спалъ. – Нѣтъ, къ утру будемъ. Внизу бредитъ молчаливый Печонкинъ, зовеьъ Пашку: – Пашка… Пашка… Панька ... по рукѣ письмомъ, говоритъ – такого правила нѣтъ, нельзя. Смотритъ въ дѣтскiе глаза Жданова, которые не моргаютъ, мимо которыхъ сбоку несется за окномъ бѣлое, и спрашиваетъ неохотно: – Какая деревня? – Скворча… съ версту всего… по документамъ у меня, господинъ взводный! Курочкинъ не знаетъ никакой скворчи, но ему знакомо ... . Мимо всего. Вонъ и трубы, черныя тучи въ небѣ. – Такъ что явился, господинъ отдѣленный! Уже темнѣетъ. Въ вагонѣ душно. – Повидалъ? – спрашиваетъ Рыбкинъ. – Повидалъ. – А у насъ Штыкъ убёгъ… выскочилъ, чортъ! – говоритъ разстроеннный Рыбкинъ и ложится наверхъ. Ложится и Ждановъ. Молчитъ два ...


Художественные проиведения | Знамения

...   съ котомками,  пробирающiяся куда-то  по грязной дорогѣ.   − Когда жъ  это у васъ  крестъ-то снесло? − строго спрашиваетъ  урядникъ,  словно мы виноваты − не доглядѣли.  − Когда снесло… снесло! − говоритъ  сердито  Максимъ. &minus ...   намъ стрѣлись, − одинъ въ одинъ, сядые… съ  посошками?  − Ну? −  сердито насупливая  совиныя брови,  спрашиваетъ Максимъ и ждетъ.  − А дорога дальняя,  пристали мы… а деревенька-то  гдѣ − не знаемъ, не здѣшнiя мы-та,  кормилецъ… Успрашиваемъ монашковъ ... у него  высокiй  и волосы  за плечи, и по мордѣ видать, − худой, прыщавый,  рыжiй… Въ знакъ чего пожаловалъ? − то-се,  спрашиваетъ  его нашъ  десятскiй, − у него  всѣ странные должны  останавливаться  на прiютъ. Что думаешь, − молчитъ, нѣмой ... ,  находило на нее. И тогда  только  понимай. И вотъ,  какъ  объявилась она  передъ нимъ,  генералъ  и спрашиваетъ  сурьозно: «Скажи мнѣ,  старица святая,  какая ожидаетъ  судьба  ту жизнь, которая дадена  мнѣ отъ ...


Художественные проиведения | Пятна

... съ рубашенкой. Она постарше телка: ей три… года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ–подъ сардинокъ, или шишечку кипариса и спрашиваетъ: — Это потему? Теперь она нашла на дорожкѣ оборванную телкомъ зеленую грушу, раздаленную въ[v] кудряшкахъ. — Здавствуй, Комбинэ! Это потему? Она ... отвѣтить на это. И еще  спрашиваю — что было бы, если бы онъ и многіе, многіе, всѣ бы знали! Что было бы! —[227]? — спрашиваетъ пріятель. — Желѣзо —[235]… на раззоводъ — И будешь ты[236] настоящій буржуй! — Эхъ[238] къ осени тыщенку&hellip ... съ ливчикомъ. Она постарше телка: ей три… года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ–подъ сардинокъ или шишечку кипариса и спрашиваетъ: — Это потему?.. Теперь она нашла на дорожкѣ раздавленную зеленую грушу, съ которой уже трудятся муравьи, и боится потрогать пальцемъ. Сидитъ надъ ней ... магазину  показывать. — Да вѣдь какъ хорошо–то бы! Безъ хозяевъ бы // л. 17 об. топкѣ сожгли…[655] — Это по–те–му? — спрашиваетъ Комбинэ. Но она не[657], какъ Милашъ обсасывалъ баретку Горчицы. — А тутъ я[672], а все норовятъ напротивъ! — А надо, чтобы вамъ нравилось? Это ...


Художественные проиведения | Распад

... !.. лахудра!.. лахудра!..  Мы всѣ поемъ это слово.  - Ты думаешь,  - это кто сдѣлалъ? - спрашиваетъ братъ. - Ну, конечно, Леня… - Вѣрно. Онъ, помнишь, плакалъ разъ… - А-а… это когда “цыганъ” расквасилъ ... солдата… а тебѣ чево?... - Вотъ что… Что это такое “мѣщанинишка”?... - Мѣщанинишка? - важно спрашиваетъ Гришка, развалясь на рогожѣ и свертывая “фунтикъ”. А евто  значитъ, ев-то значитъ… ефы-то значитъ мѣщанинъ!... А тебѣ на што ... надъ переносьемъ, и энергичные, вдумчивые глаза подъ высокимъ любомъ. Этотъ портретъ! Я его сейчасъ помню ясно-ясно, точно и сейчасъ Леня передо мною и спрашиваетъ: - Ну, какъ дѣла, ругатель?...  - Какого сына выростилъ!... За что только Господь посылаетъ!? - говорили на нашемъ дворѣ. -  ...


Художественные проиведения | На морском берегу

... глядятъ  на меня съ  блѣднаго  личика,  и  тонкiй  голосокъ  спрашиваетъ  наивно-важно:  – Какъ вы на это смотрите?  Гдѣ  теперь онъ?  Когда мнѣ становится ... . – Что еще? – крикнулъ  онъ  подходившей горничной. – Какой  еще грекъ?!  – Спрашиваетъ  тамъ…  съ  кораблемъ. – Съ  кораблемъ? – крикнулъ  Жоржикъ. – Это ...  меня,  положивъ  тонкую  руку  на плечо,  и вдумчиво, съ любопытствомъ,  спрашиваетъ:  – Какъ  вы на это смотрите?..               ...


Художественные проиведения | Весенний шум

... –то гордые… Никогда первая не поклонится… — А на Благовѣщеніе говоритъ въ алтарѣ — служба у насъ безъ торжества, люблю архіерейское служеніе! А?! И вдругъ спрашиваетъ: ʺВашъ–то тоже въ академію думаетъ?ʺ По–нимаешь?! Архіерейское–то служеніе! Мѣтитъ то на что?! Тутъ работница Акулина принесла слухъ, что дьячиха упала ... ; въ архиреи прочилъ… На Благовѣщеніе въ алтарѣ говоритъ Какая наша служба печальная, безъ настоящаго торжества… Вотъ архирейское служеніе я люблю… И что же, спрашиваетъ! Вашъ–то въ академію пойдетъ? Вотъ вѣдь въ немъ какая скрытая мысль сидитъ! Дескать — мой и въ архиреи можетъ выйти. Знаю я его! Тутъ ... на Благовѣщеніе… говоритъ въ алтарѣ… что служба у насъ безъ настоящего торжества… Я, говорилъ, люблю архирейское служеніе… Да ты слушай… И сейчасъ спрашиваетъ про Сергѣя моего – вашъ—то въ академію пойдетъ? По–нимаешь?! На что мѣтилъ–то? Дескать, мой и въ архиреи можетъ выйти. Тутъ работница ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

... неслышно вставала ночью и въ темнотѣ молилась: не было у ней лампадки.   Она не спрашивала его, любитъ ли онъ ее, и онъ удивлялся, что она не спрашиваетъ его, женится ли онъ на ней, и кто же теперь она. Растрогало его, когда она случайно высказала, что самое для нея большое горе, что ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... въ ровные ряды съ деревянными спинками за ними, и выплываетъ знакомое лицо старичка, котораго Уклйекинъ видѣлъ когда-то и запомнилъ, близится, щурится глазъ, и старичокъ подмигиваетъперебираетъ листочки и спрашиваетъ:  - А у насъ?...   И головы тонутъ, и только одинъ парикмахеръ остался, машетъ платкомъ, показываетъ золотые часы и голосомъ, похожимъ на голосокъ Мишутки ... ;……………………………….. - Что еще тутъ? чего свистали? - спрашиваетъ строгiй голосъ.  - Убиство тутъ… Сапожникъ жену зарѣзалъ…  - Пусти… пусти ты… - А вотъ извольте ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... стоитъ три монетки. – Онъ ее бережетъ, она у него въ столѣ лежитъ, въ ящикѣ! – А ты почемъ знаешь? – спрашиваетъ Солдатъ, и лицо его становится строгимъ. – Въ ящикѣ, въ ящикѣ у него! – кричу я, и опять покалываетъ у меня въ носу. –  ... ;– добровольцѣ. Такъ у насъ его называютъ. Лѣтомъ о немъ забылось за играми.   59 Опять водитъ меня нянька въ баню и поручаетъ парню-насмѣшнику. И же не спрашиваетъ парень, – Солдата мнѣ или Рыжаго Левона. Прямо посылаетъ за Левономъ. Левона я не люблю. Онъ молчитъ, точно набралъ воды въ ротъ ...


Художественные проиведения | Солдат-Кузьма

... стоитъ три монетки. – Онъ ее бережетъ, она у него въ столѣ лежитъ, въ ящикѣ! – А ты почемъ знаешь? – спрашиваетъ Солдатъ, и лицо его становится строгимъ. – Въ ящикѣ, въ ящикѣ у него! – кричу я, и опять покалываетъ у меня въ носу. –  ...  – добровольцѣ. Такъ у - 28 - насъ его называютъ. Лѣтомъ о немъ забылось за играми. Опять водитъ меня нянька въ баню и поручаетъ парню-насмѣшнику. И же не спрашиваетъ парень, – Солдата мнѣ или Рыжаго Левона. Прямо посылаетъ за Левономъ. Левона я не люблю. Онъ молчитъ, точно набралъ воды въ ротъ ...


Художественные проиведения | У плакучих берез

... добычу въ бѣлый мѣшочекъ и прикидываетъ на рукѣ. Хорошо работаетъ его фабрика. — Для соловьевъ, родимые, для соловьевъ, кормильцы!.. Хорошо бы и намъ сдѣлаться[43], а мужикъ спрашиваетъ: — А вѣдь должно выйти? — Обязательно! — говоримъ мы и, проходимъ версты, и на остановкѣ говоримъ:[44] — А ты требуй судомъ![45] — Вотъ спасибо! — говоритъ ... фабрикантами[251] утро. А вотъ и богатое помѣстье чье–то. Смотритъ за прудомъ старый[261] ласковые. Мы уже[267] не знаемъ, можетъ ли ему выйти, а мужикъ спрашиваетъ: — А вѣдь должно выйти? — Обязательно! — говоримъ мы и проходимъ версты. — А ты требуй судомъ![268] — Вртъ[269]. За дорогу[273] смотрѣть ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... ;діаконъ… И діаконъ знаетъ, о чемъ говоритъ батюшка. Конечно, завтра ужъ. Батюшка вваливается въ домъ къ себѣ. Худенькая старушка, вѣрная попадь<я,> болѣзно смотритъ, спрашиваетъ, усталъ небось. Батюшка садится на стул<ъ> прямо въ шубѣ и кухарка снимаетъ съ него ботики. Пріѣхала утромъ дочь съ зятемъ изъ Митрохина, привезли показать внучку ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

... страницы расчеты карандашом. — Ред.> 5 апр. 1918 г.[1] ДВА ГОСТЯ (Очеркъ)[2] І   — Какой-то Костюхинъ васъ спрашиваетъ… говоритъ, вы его знаете… — сказала горничная. — Но только будто они выпивши,[3] не въ себѣ. Костюхинъ?! Никакого Костюхина я не помнилъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... [1064]… Это похлебовская шайка! Они захватили весь городъ! Крапива про-клятая!.. Въ мастерскихъ… этотъ кузнецъ… литейщикъ Жмыховъ… спрашиваетъ меня! при ученикахъ!! А куда дѣваются остатки и обрѣзки? И высчиталъ сто пудовъ! Это тотъ, который покупаетъ краденое съ желѣзной дороги! Мнѣ! при моихъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... [1050]… Это похлебовская шайка! Они захватили весь городъ! Крапива про-клятая!.. Въ мастерскихъ… этотъ кузнецъ… литейщикъ Жмыховъ… спрашиваетъ меня! при ученикахъ!! А куда дѣваются остатки и обрѣзки? И высчиталъ сто пудовъ! Это тотъ, который покупаетъ краденое съ желѣзной дороги! Мнѣ! при моихъ ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

... …[166] Галльскій. (Въ телефонъ.) И не пріѣдетъ!.. Какъ не мой голосъ?.. Мой, мой!.. у меня…. гх… гх… катаръ[167]… А?.. Кто вы?.. — Спрашиваетъ, кто она?.. А чортъ её знаетъ — кто!.. (Въ телефонъ.) Гха-гха-гха!..(Звонки. Вбѣгаетъ Косточкинъ.)[168] Галльскій.     ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... онъ вдитъ это и чувствуетъ потому какъ колотиться сердце, что и Глаша чувствуетъ это. Она стала какъ–то тревожнѣй, когда говоритъ съ нимъ, спрашиваетъ его. И говорилъ себѣ — надо бороться. Глядѣлъ на своего зелено–брон // л. 5об. зоваго Данте въ вѣнкѣ, на гипсовую голову Платона. Зар[ff]  ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... она ему въ глаза[1230]. — Вы нашъ ангелъ-хранитель[1231]… Вамъ какого[1232] позволите?[1233] …[1234]Она еще спрашиваетъ — позволите! Вотъ они, вотъ необыкновенные люди! А говорятъ аристократы ничего не понимаютъ въ людяхъ[1235]…[1236] Шампанское! Вотъ чего[1237 ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... вздрагиваютъ и падаютъ къ чмокающей по грязи лохматой клячонкѣ. Намотавъ ремни на кожаныя перчатки, сторожко держатъ ихъ мурластыя конюха. — А этотъ? — спрашиваетъ Иванъ Акимычъ. — Всѣ на «буки», — говоритъ старшiй, съ голубой нашивкой на обшлагѣ, — Бунтарь, Бурный, Буранъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... ;— улыбаясь ему,[660] говорила пѣвица[661]. — Вамъ какого позвольте?[662] Хотите шампанскаго?[663] …Господи! Позволите! Она спрашиваетъ — позволите! Вотъ они, вотъ, необыкновенные-то люди… Говорятъ, аристократы… ничего[664] не понимаютъ… гордые, а вотъ… Финансисты ... ;— был вопросительный знак. [404] Далее было: всю это работу [405] , такъ ласково вписано. [406] Вместо: разспрашиваетъ — было: спрашиваетъ [407] Вместо: охотно говорилъ и говорилъ — было: съ готовностью продолжалъ говорить, говорить [408] Вместо запятой было многоточие. [409] Вместо: отдыхъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... живутъ... Сапоги ему шилъ…[556] Вышло такъ[557], какъ будто онъ пришелъ за деньгами[558]. ‑ Сашка! ‒ Чортъ какъ то спрашиваетъ… ‑ Принесло… ‒ Я-съ Уклейкинъ буду… Но челов. въ бѣл. руб. не слушалъ а увѣс. толчк.[559] выкинулъ его[560] въ прихожую.[561 ... .<истымъ> толчк.<омъ>‑было: толкнулъ его въ спину [560] Далее было: комнату [561] Вместо: ‑ Сашка! ‒ Чортъ какъ то спрашиваетъ… ‑ Принесло… ‒ Я-съ Уклейкинъ буду… Но челов.<ѣкъ> въ бѣл.<ой> руб.<ахѣ> не слушалъ а увѣс.<иситымъ> толчк.<омъ> выкинулъ его ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

... любимый писатель?[462]   ГАЛЛЬСКІЙ. Я. |Тыкаетъ себя пальцемъ въ грудь.|   ЯШКИНЪ. Это оригинально… Гм… гм… |Рубининъ подзываетъ Бутонову и что-то спрашиваетъ[463] Степка засматриваетъ и ухмыляется, строя рожи. Бутонова жеманится, пряча лицо въ платокъ.| // л. 21     ЯШКИНЪ. Что больше всего любите ... знак вписан чернилами. [161] Восклицательный знак вписан чернилами поверх запятой. [162] В рукописи ошибочно: катарръ [163] Далее было: А/?/ Кто вы/?/ — Спрашиваетъ, кто она/!/ А чортъ ее знаетъ — кто/!/ [164] Далее было: ГАЛЛЬСКІЙ. /(Косточкину)/ Кто она/?/ РУБИНИНЪ. Какъ могли узнать/?/ —  ... : Съ — было: Выхватываетъ [461] Вместо: книжкой — было: книжку [462] Вопросительный знак вписан чернилами. [463] Вместо: Бутонову и что-то спрашиваетъ [Она жеманится] — было: Варю, схватываетъ за талію и что то болтаетъ. Варя смѣется и играетъ глазами. [464] Вопросительный знак вписан чернилами. [465 ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... ; проститъ! Наташа. Нѣтъ, нѣтъ, нѣтъ!.. Я не прощу!.. я не могу!.. не могу!.. Лисичкинъ. (скрещивая руки) Вы ошалѣли!.. Въ чемъ?.. въ чемъ, я васъ спрашиваю, вы обвиняете меня?.. Угрюмовъ. И онъ спрашиваетъ[135]?!.. Онъ еще… какъ его зовутъ… Наташа. Господи!.. Когда же пріѣдетъ мама!? Лисичкинъ. (испуганно) Что?.. что?.. кто?.. (Звонокъ) Наташа ... … не могу![570]...   ЛИСИЧКИНЪ. /Скрещивая руки./ Вы ошалѣли![571]... Въ чемъ… въ чемъ, я васъ спрашиваю, вы обвиняете меня?[572]...   УГРЮМОВЪ. И онъ спрашиваетъ![573]... Он еще, какъ его зовутъ…   НАТАША. Господи![574]... Когда же пріедетъ мама![575]...   ЛИСИЧКИНЪ. /Испуганно./ Что?[576]... что ... ;   Далее было: Такъ упорно!.. [135]            Вместо: онъ спрашиваетъ — было: ты спрашиваешь Исправлено карандашом. [136]            Далее было ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... возразить питерскiй извозчикъ. — Нѣтъ не врешь… Машина!.. говорятъ тебѣ, на все у нихъ машина. — И живая рыба? — спрашиваетъ кто-то изъ слушателей. — Живая… какъ есть, настоящая. Такія приспособленія у нихъ…[35] Вечерѣло. Совсѣмъ утихъ вѣтеръ, только волны ... , поросшаго невысокимъ   // 15   березнякомъ и ельникомъ. Мертвыя песчаныя осыпи, длинныя косы съ бѣлыми маяками у самой воды. — На Валаамъ-съ? — спрашиваетъ меня краснощекiй паренекъ въ лаковыхъ сапогахъ: — а знатно-съ нонеча ѣхать…. одна-съ меланхолія. — Какъ?.. — Меланхолiя&hellip ... время. Я начинаю забываться. [133] Гдѣ-то стукнула дверь… <нрзб.>[134]шаги по каменнымъ плитамъ корридора. «Началась полунощница?» — спрашиваетъ кто-то за дверью… <нрзб.>теперь не уснуть![135][136] Хлопали двери келiй, шмыгали богомольцы, проходили прислужники, напѣвая: «Се женихъ грядетъ» ... прiѣзжалъ ученый одинъ — знатокъ, осматривалъ у насъ все до послѣдняго гвоздя. — «А гдѣ у васъ водопроводъ?» — спрашиваетъ. Спустился я съ нимъ къ колодцу самому и оставилъ тамъ одного, — самъ онъ меня отослалъ. — «Я, говоритъ, долго его разсматривать ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... , думаетъ, а может<ъ> быть тихо и незримо плачетъ. Темная ночь глядитъ въ комнату въ раскрытое окно, колеблитъ желтое пламя свѣчи... И маленькiй мальчуганъ вздрагивающимъ голоскомъ спрашиваетъ тревожно:   // л. 3   привыкъ... ха–ха–ха.... Медаль... золотую... оборванка... полу[72] И онъ самъ засмѣялся, но засмѣялся такъ странно, что по спинѣ побѣжал<и> мурашки ... поѣхать къ нему. Онъ уже одѣлся и хотѣлъ выходить, какъ вдругъ раздался тихiй звонокъ и горничная доложила, что пришла какая–то незнакомая барышня и спрашиваетъ отца. Я со дня на день ожидалъ, что меня возьмутъ въ еживыя рукавицы и пригласятъ учительницу обучать меня по–французски и потому рѣшилъ, что это и есть ... ; Нельзя! — крикнулъ отецъ. — Я самъ измучился ти дни. Я и былъ у него разъ пять и каждый разъ онъ спрашиваетъ... Больно смотрѣть[603]... глазами проситъ... Скажите ему что–нибудь... Скажите... Ну, вотъ что... Скажите что дали кому... смотрѣть Стойте! Я знаю ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ! Хлѣба нѣту, а они съ гусями занимаются. Нѣтъ настоящаго закону! Гуси согласны: га-га-га-га! Тяжко имъ: болѣе полусотни въ садкѣ. -  Чай, рубликовъ по шесть? – спрашиваетъ у гусятника баба, прижимая локтемъ трепыхабщійся и повизгивающій мѣшокъ: тамъ поросенокъ. -  По шесть-то прыгаетъ на нашестъ! – говоритъ торговецъ. – И съ чего это столько ... называетъ штаники съ лифчикомъ. Она постарше телка: ей три... года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ-подъ сардинокъ или шишечку кипариса и спрашиваетъ: –Это по-те-му?.. Теперь она нашла на дорожкѣ раздавленную зеленую грушу, съ которой уже трудятся муравьи, и боится потрогать пальцемъ. Вѣтерокъ съ моря поигрываетъ въ ея свѣтлыхъ ... сожгли... Говорятъ – изъ топки голова женщины! Волосы у попа долгие... ну, гляжу – попъ! Одна голова осталась, выпала... –Это по-те-му? – спрашиваетъ Комбинэ. Смотрела она, какъ Милашъ обсасывалъ баретку Горчицы. –А вотъ, намедни, какъ я попа... въ щель, прямо, забилъ! Пришелъ къ намъ на митингъ какъ ... снисхожденія, дожидается. Правду сказать, и публика стала ухмылятся. «Старые, говорятъ, мощи стали голосъ подавать, во какъ мы рыволюцію расшевелили!» Вотъ старичокъ и спрашиваетъ того: -  Вотъ все слушалъ я, все вы про капиталистовъ и буржуевъ говорили и все призывали отбирать отъ капиталистовъ и дома, и фабрики, и капиталы и отдать рабочимъ ... , но въ колодецъ не плюю, обращусь въ свое время. Вы мнѣ адресочекъ оставьте. А пока я вамъ объясню, кто я есть. Я – шмуклеръ. Занимаюсь шмуклерствомъ. -  Шмуклеръ? – спрашиваетъ. – Это же, барышничаете? -  Ахъ, и это вамъ не извѣстно-съ? Нѣтъ-съ, барышничать не барышничаю, а съ барышникомъ бываю. -  Такъ это горошкомъ пустилъ, легонечко и вѣжливо ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... и двѣ старухи съ котомками, пробирающіеся куда-то на богомолье по грязнымъ дорогамъ. // л. 6   — Когда же это крестъ-то снесло? — спрашиваетъ урядникъ, но ему не отвѣчаютъ. Крестятся богомолки, топчутся лапотками въ грязи. — Шли мы тутось… въ Богомоловъ… батюшка… въ Богомоловѣ, на ... показываетъ онъ на церко<вь> Церковь Божія?! Такъ? Чего на ней стоитъ? Хрестъ?! Для чего[1236] хрестъ? Сказывай, для чего? — не то меня спрашиваетъ, не то старуху. — Спасеніе… пострадалъ и… молись-смотри, помни! Пострадалъ, кровь свою отдалъ за всякую… за всѣхъ подлецовъ и ... . Поѣхалъ баринъ нѣмцевъ добывать въ город<ъ> чтобы на работу, хлѣбъ убирать. Ладно. По начальству тамъ то-се… А его тамъ, въ городѣ-то, начальство спрашиваетъ: а какое имъ собержані<е> кунбическое для воздуху какое будетъ? Гдѣ ихъ спать положите? А? Почему забота? На вольномъ-то воздухѣ? Я на лаковомъ заводѣ ... теперь и внучка, гляди, не разглядитъ. Совсѣмъ сяклая стала старуха. Бабка приглядывается — да, потеряла глаза. — Ай дьячокъ? — спрашиваетъ она, приглядываясь къ намъ. — Попъ цѣльный! Сонъ-то свой разскажи-ка, садись… Горазда на сны! Былъ у насъ Максимъ, разбирался ... крикъ: однѣ поджавшіеся сороки на сухостоѣ, да удирающій на кругахъ въ чащи ястребъ. — <«>Чего такой» — будто спрашиваетъ на переѣздѣахъ вытянувшая испуганно лицо баба, а ей несется изъ опущенныхъ оконъ отвѣчаютъ — сумѣй-ка прочес<ть> флаги: Земля и воля! Демократическая ... пренебреженіемъ, дожидается. Ну, правду сказать, и публика ухмылялась. «Старые мощи, говоритъ, стали голосъ подавать, во какъ мы революцію расшевелили!» Вотъ старичокъ и спрашиваетъ того: — Вотъ, слушалъ я, вы все про капиталистовъ и буржуевъ говорили, и все призывали отбирать отъ капиталистовъ, и дома, и фабрики, и капиталы, ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

... Знаете, хитрая это[207] повадка… И,[208] слышно, резедой запахло. — «[209]Позволите сѣсть?»[210] — спрашиваетъ. Спрашиваетъ[211] скромно,[212] не какъ та ржавчина. Вышла[213] сбоку и присѣла съ краюшка. Бѣлая шапочка на ней барашковая, и кофточка съ ... 249] скромно, ножка къ ножкѣ, какъ институточка, и вздыхаетъ. — «[250]Что это съ вами?»,[251] — спрашиваетъ. —«[252]Вы, должно быть, больны?»[253] А[254] къ горлу опять[255] подкатило, икота, знаете, голодная, и злость ... nbsp;— три дня… Отстаньте вы отъ меня!»[257] — Даже отшатнулась[258]. Заглянула[259] въ лицо и спрашиваетъ: — «[260]Какъ же это такъ?[261] Да вѣдь вы студентъ…» — «Ну,[262] студентъ ... хоть и студентъ, а она такая ласковая и приличная, хоть и изъ такихъ. — «Зачѣмъ вы, —[290] спрашиваетъ, —[291] лампадку зажгли?[292]» Покраснѣла и глаза опустила. — «А это такъ, — говоритъ[ ... дня четыре, приходитъ домой, глядь, а въ карманѣ трехрублевка. Откуда?[305] Сейчасъ къ той. — «Ты, —[306] спрашиваетъ, —[307] мнѣ положила?[308]» Та даже затряслась и отпирается. — «Ты положила![309] Развѣ ты, &mdash ... лучше ко мнѣ… Надя-то  ваша переѣхала.» И даже языкъ показываетъ — «Куда же она, — спрашиваетъ, — переѣхала?[340]» — «Въ больницу-съ.» — «Какъ въ больницу, въ какую?[341]» ... Запятая вписана карандашом. [209] Открывающая кавычка вписана карандашом. [210] Вопросительный знак, закрывающая кавычка вписаны карандашом. [211] Вместо: Спрашиваетъ — было: А спрашиваетъ [212] Далее было: осторожно, [213] Далее было: она [214] Далее было: узенькая, [215] Вместо: юбкой ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"