И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 12

Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... вѣдь, вѣрное дѣло… Всѣмъ тутъ пачпортъ свой показывалъ, и видно по пачпорту, что такъ оно и есть – чиновникъ. На пристани гранитная часовня, сооруженная монахами изъ своего матерiала. Передъ иконой Матери Божiей начался благодарственный молебенъ… Небо дождливое, свинцовое. На всемъ лежитъ туманная, тусклая пелена ... затерялись въ небѣ, кресты горятъ такъ, что больно смотрѣть на нихъ. И  свя эта величественная, прекрасная въ гармоническомъ сочетанiи отдѣльныхъ частей масса сооружена иноками, тѣми иноками, которые такъ смиренно раскланиваются съ вами, покрытые бѣлыми и сѣренькими потрепанными рясками. Всѣ матерiалы добыты и обработаны на Валаамѣ своими трудами ... имя строителя и, какъ древнiе, свой подвигъ, подвигъ человѣка своей среды, приписываютъ лицу, подъ управленiемъ котораго они жили. – При иг. Дамаскинѣ сооружено… Онъ, батюшка, такую штуку воздвигъ.  Прочтите книги, изданныя Валаамскимъ монастыремъ, и вы не найдете имени строителя: о немъ сказано вскользь. „Въ 1860 ... 1845 года“. „Сей мостъ сооруженъ 1848 года.“ „Проведена сiя канава лѣта 1863.“ Только и всего. А кѣмъ сооружена, при какихъ усилiяхъ – этого монахамъ не надо. – Въ третiй этажъ пойдемте! – сказалъ братъ Артемiй. – тамъ баки у насъ. Мы стали ... которой выложены плитами дикаго камня. Это сооруженiе – работа иноковъ валаамскихъ. Съ одной стороны ея – высокая отвѣсная стѣна и на ней надпись: „Сооружена сiя канава 1865 г.“; съ другой – низенькiе каменистые островки. Наконецъ, мы выѣзжаемъ изъ пролива. Рядъ обширныхъ лагунъ, скалы кругомъ, море ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... шли работы, они забыли даже имя строителя и приписываютъ его лицу, подъ управленіемъ котораго они жили въ обители: – При игуменѣ Дамаскинѣ сооружено. Онъ, батюшка, такую штуку воздвигъ. Въ валаамскихъ книгахъ объ этомъ значится: «Въ 1860 г. о. Дамаскинъ началъ и въ 4 лѣта кончилъ весьма важное для ... ;» Подхватываютъ всѣ радостно, уповая: «Го-о-ни-теля, му-у-чи-теля… подъ землею скры-ы-и-и-ша-а»… Вступаемъ въ узкую канаву. На камнѣ врѣзано: «сооружена сія канава 1865 года.» Плоскіе каменистые островки, – шхеры, «луда». – Стопъ, машина-а!.. Го-тово дѣло!.. – весело ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... они братья, что живутъ въ одномъ огромномъ храмѣ, подъ однимъ небомъ... И вотъ и надо это напомнить имъ.<6 Нрзб>...[966]И вотъ если бы кт<о> рѣшился соорудить тотъ храмъ, который онъ носитъ въ своей головѣ и сердцѣ, и который онъ ночами вычерчивалъ на синей бумагѣ, тогда, кто знаетъ, быть можетъ, кой ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Поздняя редакция НИОР РГБ 387.5.3 Машинопись с авторской правкой40 лл.       РВАНЫЙ БАРИНЪ.  /Изъ воспоминанiй моего прiятеля./ – – – – Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ всегда въ такихъ случаяхъ, въ домѣ разгромъ[1], все было выворочено, и[2]подъ стульями стояли тарелки, изъ груды тряпья выглядывали[3] стѣнныя часы мирно покоились на диванѣ, зеркала,[4]сбились въ кучу, точно испугались чего, комнатные цвѣты[5]. Изъ выдвинутыхъ ящиковъ, изо всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не увидишь. И какъ бы въ протестъ всему этому разгрому[6], мой прiятель сидѣлъ у себя[7] въ кабинетѣ среди груды бумагъ и книгъ и въ глубкой[8] задумчиво<сти> покуривалъ папиросу. <Нрзб>[9]моль играла[10] въ полоскѣ[11]солнечнаго луча. <Нрзб>какъ бы ничего не замѣчая.[12]На его колѣняхъ лежала свернутая въ трубку листы синей бумаги,[13] разсѣяннымъ взглядомъ скользнулъ онъ[14] по моей фигурѣ и уставился на окно, откуда вливались вечернiя багровѣющiе лучи вечерняго свѣта. — Что это ты... такой? — Да такъ...[15] Вотъ... — щелкнулъ онъ пальцами по трубкѣ. — попала на глаза эта эта вотъ штука... Прошлое...[16] Онъ вздохнулъ, <2 нрзб>и т. д.[17]. Я взялъ трубку. Это были листы синей вощеной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы вычерчиваютъ или копируютъ планы.[18] Ихъ было нѣсколько, этихъ чертежей. И странные они были. Какой-то орелъ, пущенный въ жолтую краску,[19] ворота съ полумѣсяцемъ наверху, что-то еще... А внизу, у праваго уголка, на каждомъ листѣ стояла витiеватая подпись: «Не имѣющiй чина и званiя Василiй Сергѣевъ Коромысловъ.» — Гм... странные чертежи...[20]— Это что же? — Ничего страннаго нѣтъ...[21]— почти съ раздраженiемъ сказал <нрзб>[22].& ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... на стѣнахъ, гранитное крыльцо паперти, поддерживаемое массивными колоннами. Голубые купола затерялись въ небѣ, кресты горятъ такъ, что больно смотрѣть на нихъ. Все это сооружено монахами, (тѣми иноками, которые такъ смиренно раскланиваются съ вами, покрытые бѣлыми и сѣренькими потрепанными рясками.)[147] Всѣ матерiалы добыты и обработаны на Валаамѣ; все ... хвастливую фразу… Какая-то суровая простота, — отличительная черта иноковъ валаамскихъ, точно иначе и быть не можетъ. [147] Вместо: Все это сооружено монахами, (тѣми иноками, которые такъ смиренно раскланиваются съ вами, покрытые бѣлыми и сѣренькими потрепанными рясками). — было:И вся эта величественная, прекрасная ... масса сооружена иноками, тѣми иноками, которые такъ смиренно раскланиваются съ вами, покрытые бѣлыми и сѣренькими потрепанными рясками. [148] Вместо: вступилъ я — было ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... <нрзб.>! А вашъ матеріалъ пока только и умѣетъ въ двадцать одно да пробки вышибать. А[213] пасть-то съ зубами да[214] прямая кишка и у[215] волковъ есть. Храмъ соорудить хотите. Ну-съ[216] изъ хлама не выведешь[217] храма,[218] а будетъ развѣ одна помойная яма! Къ <нрзб.> и гнете<?>. Зубастый былъ человѣкъ Парменовъ, книжный ... : ломая — было: ломаете [213] Далее было: <нрзб.> [214] Далее было: <нрзб.> [215] Далее было: осла [216] Вместо: Храмъ соорудить хотите. Ну-съ — было: а. Ослами да волками и б. Изъ<?> [217] Вместо: выведешь — было: выстро<ить> <нрзб.> [218] Вместо запятой был ...


Творческие рукописи | Грачи (НИОР РГБ 387.3.11.)

... ] Объяснись! (видитъ пиво.) А-а… пиво, чортъ возьми!.. (Цап<ельки>ну)[133] «Аркашка!» Цапелькинъ. (копируя.) «Я-съ, Геннадій Демьянычъ...» Гущинъ. Сооруди! (Цап<елькинъ> идетъ за пивомъ.)[134] (В<асильеву>-Сур<ско>му) Нѣтъ, ты,[135] друже,[136] объяснись… (садится у стола.) Уманова. (держа руки В<асильева ... ] пиво<.>| А-а…[655] |Цапелькину[656]<.>| «Аркашка![657]..»   ЦАПЕЛЬКИНЪ<.> |Копируя[658]<.>| «Я-съ, Геннадій Демьянычъ![659]..»   ГУЩИНЪ. Сооруди.[660] |Цап<елькинъ> идетъ за пивомъ.[661] В<асильеву>-Сур<ско>му<.>| Нѣтъ, ты,[662] друже,[663] объяснись… |Садится[664] у стола<.>|   УМАНОВА ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

...  —[130] вѣрное дѣло… Всѣмъ тутъ пачпортъ свой показывалъ, и[131] видно по пачпорту, что генералъ настоящiй. На пристани гранитная часовня, сооруженная монахами изъ своего матерiала[132]. Передъ иконой Матери Божiей начался благодарственный молебенъ. Небо дождливое, свинцовое. На всемъ лежитъ туманная, тусклая пелена ... купола затерялись въ небѣ, кресты горятъ такъ, что больно смотрѣть на нихъ. И вся эта величественная, прекрасная въ гармоническомъ сочетанiи отдѣльныхъ частей масса[170] сооружена иноками, тѣми иноками, которые такъ смиренно раскланиваются съ вами, покрытые бѣлыми и сѣренькими потрепанными рясками. Всѣ матерiалы добыты и обработаны на Валаамѣ своими трудами ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... колокольней. Величественная масса на гранитномъ фундаментѣ, чорныя гранитныя колонны въ окнахъ, гранитные кресты на стѣнахъ, гранитное крыльцо паперти, поддерживаемое мощными колоннами. Все это сооружено иноками; всѣ матерьялы добыты и обработаны на островахъ; все, до послѣдняго гвоздя, вышло изъ мастерскихъ валаамскихъ. Глубокимъ притворомъ вступилъ я въ первый этажъ собора. Стѣны ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"