И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 32

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | По спешному делу

ПО СПѢШНОМУ ДѢЛУ. I.   Капитанъ Дорошенковъ прислалъ изъ роты записку.  “Милая Сафа! задержало неожиданное дѣло. Вернусь, можетъ быть, поздно. Твой Костя”.   Серафима Сергѣевна прочла и пожала плечами. Какъ  разъ сегодня Вовочкѣ минуло три года, а вечеромъ собирались ѣхать въ театръ.  - Капитанъ въ собранiи?  - Никакъ нѣтъ, уѣхали.  - Одинъ?  - И никакъ нѣтъ… Ихъ благородiе поручикъ Бурхановскiй съ ими.  Она подумала.  - На словахъ ничего не велѣлъ передать?  - Не могу знать… и никакъ нѣтъ. Такъ что ихъ высокородiе приказали вечорнiя занятiя чтобъ безъ ихъ…  “Какое дѣло? и почему онъ не могъ ясно написать? могъ бы заѣхать, сазать… А теперь ждать до ночи… Поѣхалъ съ этимъ пьянчужкой!...”  Она чувствовала себя обиженной. Конечно, она увѣренна въ немъ, какъ въ себѣ. Всегда уравновѣшенный, онъ не способенъ бѣгать за всякой пошлой бабенкой, какъ Бурхановскiй, и пропадать по ночамъ, какъ капитанъ Устиновъ. Этотъ серьезный человѣкъ умнѣе всѣхъ товарищей по полку, и только обстоятельства толкнули его въ казарму. Онъ могъ бы поступить въ академiю, но у него мало характера, и дѣти не даютъ  ему заниматься. Когда онъ приходитъ изъ роты и пообѣдаетъ, вся “тройка” отправляется съ нимъ къ большому дивану. Они виснутъ у него на ногахъ, ерошатъ курчавые волосы, и онъ забываетъ съ ними скучную службу и смѣется такъ заразительно.  - Барыня, усё справилъ… - доложилъ денщикъ въ бѣлой гимнастеркѣ.  - Что?... Ахъ, да… подавай. Дѣти, обѣдать!  Они всегда обѣдали вмѣстѣ. Изъ дѣтской выбѣжалъ Костя, плотный шестилѣтнiй, большеглазый мальчуганъ, сестренка Леля, годомъ моложе брата, и толстякъ Вовочка, неповоротливый “капитанъ”.  - А папа гдѣ? - закричали дѣти, смотря на пустой стулъ у окна.  ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

ИВ. ШМЕЛЕВЪ     ЛѢТО ГОСПОДНЕ   ПРАЗДНИКИ – РАДОСТИ – СКОРБИ     Два чувства дивно близки намъ – Въ нихъ обрѣтаетъ сердце пищу – Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. Пушкинъ. I     ПРАЗДНИКИ ВЕЛИКIЙ ПОСТЪ       ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИКЪ   Я просыпаюсь отъ рѣзкаго свѣта въ комнатѣ: голый какой-то свѣтъ, холодный, скучный. Да, сегодня Великiй Постъ. Розовыя занавѣски, съ охотниками и утками, уже сняли, когда я спалъ, и оттого такъ голо и скучно въ комнатѣ. Сегодня у насъ Чистый Понедѣльникъ, и все у насъ въ домѣ чистятъ. Сѣренькая погода, оттепель. Капаетъ за окномъ – какъ плачетъ. Старый нашъ плотникъ – «филенщикъ» Горкинъ сказалъ вчера, что масляница уйдетъ – заплачетъ. Вотъ и заплакала – кап… кап… кап… Вонъ она! Я смотрю на растерзанные бумажные цвѣточки, назолоченый пряникъ «масляницы» - игрушки, принесенной вчера изъ бань: нѣтъ ни медвѣдиковъ, ни горокъ, - пропала радость. И радостное что-то копошится въ сердцѣ: новое все теперь, другое. Теперь ужъ «душа начнется», -Горкинъ вчера разсказывалъ, - «душу готовить надо». Говѣть, поститься, къ Свѣтлому дню готовиться. - Косого ко мнѣ позвать! – слышу я крикъ отца, сердитый. Отецъ не уѣхалъ по дѣламъ: особенный день сегодня, строгiй, - рѣдко кричитъ отецъ. Случилось что-нибудь важное. Но вѣдь онъ же его простилъ за пьянство, отпустилъ ему всѣ грѣхи: вчера былъ прощеный день. И Василь-Василичъ простилъ всѣхъ насъ, такъ и сказалъ въ столовой на колѣнкахъ – «всѣхъ прощаю!» Почему же кричитъ отецъ? Отворяется дверь, входитъ Горкинъ съ сiяющимъ мѣднымъ тазомъ. А, масляницу выкуривать! Въ тазу горячiй кирпичъ и мятка, и на нихъ поливаютъ уксусомъ. Старая моя нянька Домнушка ходитъ за Горкинымъ и поливаетъ, въ тазу ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... ! Кто я тебѣ, а?  …Сказать!... Такъ и сядетъ, чортова баба…  - Шваркнутъ вотъ!... Сказано, зачини!... И она швырнула корявыя рыжiя скрипучи.  Уклейкинъ стиснулъ зубы, сдержался и зашуршалъ дратвой. Не время, совсѣмъ не время ругаться.  Отпили чай, и Уклейкинъ, все еще не бросая работы, сказалъ ... ; - Пьянствовать!... И у него пропало желанiе поласкаться, и онъ  раздраженно крикнулъ: - Ду-ра! Р-разъ я… Ежели ты меня… Вотъ тебѣ скрипучи!... Онъ  рванулъ башмаки и отшвырнулъ къ двери.  А у ней туманилось въ глазахъ, истома овладѣвала ею, дрожь страстная, часто посѣщавшая ее, подступила къ ней, и она ... нервно, спѣшно вытирала блюдечко, плескала водой, стучала посудой и глядѣла въ открытую дверь комнатки жильца, гдѣ не было ничего, кромѣжелѣзной  скрипучей постели и ситцевой подушки.  Въ семь часовъ Уклейкинъ кончилъ работу, засучилъ рукава и пошелъ умываться. Взялъ песку и сталъ оттирать руки. Потомъ вымылъ ...


Художественные проиведения | Патока

... ;не издала звука.  …Да тотъ ли это Петровъ?   Инженеръ подхватилъ Бѣлкина подъ руку и тащилъ  въ полутьмѣ по шаткой скрипучей  лѣстницѣ.  Въ верхнемъ этажѣ тускло  горѣли лампочки: имъ мѣшалъ  ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Волчий перекат

ВОЛЧIЙ ПЕРЕКАТЪ.   I.   Оставался  послѣднiй концертъ - въ сѣверномъ городѣ. Можно было  ѣхать по желѣзной дорогѣ,  но пѣвица выбрала пароходъ. Баритонъ убѣждалъ, что въ концѣ августа ѣхать по рѣкѣвовсе не интересно, можетъ измѣнитьчся погода, что они, наконецъ, рискуютъ. Говорилъ о туманахъ, о возможности застрять на мели. Но пѣвица настаивала. Она не бывала  въ этихъ пустынныхъ краяхъ, гдѣ въ тихихъ селенiяхъ дремлютъ  старенькiя церквушки, гдѣ по погостамъ - тамъ  есть такiе погосты - притаилась сиротливая жизнь. Наконецъ, хотѣла отдохнуть  на водѣ, гдѣ всегда  чувствуешь себя хорошо.  Ихъ  импрессарiо - онъ же и пiанистъ - поѣхалъ  впередъ - налаживать дѣло, а баритону  пришлось уступить.  Пока они сядутъ на небольшой пароходъ, а съ  половины дороги - тамъ вода  позволяетъ - поѣдутъ на самоновѣйшемъ, большомъ и роскошномъ, со всѣми удобствами. Общество можетъ  гордиться своими «американцами», и пусть не подумаютъ, что  полный комфортъ можно получить только на Волгѣ.   Такъ сказалъ имъ  пароходный агентъ.  - На этомъ  пароходѣ ѣхаль  министръ!  Агентъ зналъ, съ  кѣмъ имѣетъ дѣло, и галантно  добавилъ:  - Вы дѣлаете намъ  честь. Ихъ провожали овацiями. Баритонъ прижималъ  руку и посылалъ поцѣлуи, пѣвица  разоряла  поднесенный  букетъ, гимназисты ловили ея пальцы и щекотали губами. Все это очень  мѣшало спѣшившимъ съ догрузкой. Катились скрипучiя бочки съ сахаромъ, синiя - съ керосиномъ, неслись на плечахъ дробнымъ шажкомъ, какъ маленькiе дома, громоздкiе  ящики, пугали  щебечущую толпу& ...


Художественные проиведения | Под горами

... ;тихой зеленой дали.       V.    По дорогѣ, за стѣной сада, медленно  подвигалась  съ дровами скрипучая мажара. Лѣнивые буйволы едва волочили ноги, опустивъ подъ жесткимъ ярмомъ  волосатыя головы, точно обнюхивали жаркую пыль дороги. Поперекъ ... , и нога качалась, какъ мертвая, и терлась  по колесу чувякой.  Они ждали, когда уползетъ  мажара. А та двигалась, какъ огромная скрипучая черепаха, и все такъ же покачивалась нога  въ скрипѣ и визгѣ, и буйволы тянулись въ пыли. Наконецъ, уползла.   – Ѣдутъ ... ; въ одной рубахѣ показался на порогѣ. Посмотрѣлъ  въ небо, потеръ грудь и, позѣвывая, поплелся въ уголъ дворика, за сарайчикъ. Прошелъ въ мазанку и заперъ скрипучую  дверь. И стало опять  тихо.  – Нургэтъ…  – Тише…  По движенiю губъ они ...


Художественные проиведения | Поденка

... Семенъ Мак<с>имычъ. Крѣпкіе духи. И самъ ими душился, сгоняя съ себя крѣпкій запахъ загона.   II   Онъ поднялся къ себѣ, въ свѣтелку по узкой скрипучей леѣсенкѣ[llllll]. Въ затворенной комн на день комнаткѣ его ударило застоявшимся жаромъ отъ крыши и разогрѣтой еловой обшивки, смолистымъ жаромъ. Отворилъ дверь на балконъ ... за загривокъ и шваркнетъ въ темный еще корридоръ. – Окаянный чортъ безсонный… И хлопнетъ дверь. И было все такъ и ругалась Грушка и Хворостиха тяжело подымалась со скрипучей постелт[oooooo], с стучала крючкомъ и впускала холоднаго, мурлыкающаго любимца. А Васинъ все сидѣлъ. Сидѣлъ и курилъ въ вихрѣ желаній и дрожи пока не ударяло золотомъ по саду ... . Васинъ почувствовалъ, какъ рука обвила его за шею и Людмила опять спросила его жаркимъ шопотомъ: – Будемъ? Онъ поднялся въ свою свѣтелку по узкой скрипучей лѣсенкѣ. Въ затворекой на день комнаткѣ его ударило застоявшимся жаромъ крыши и смолистой духотой разогрѣтой еловой обшивки. Отворилъ дверь на балконъ. Ночь облила его ...


Художественные проиведения | Весенний шум

... все… Давился, пряталъ глаза и прижимался вдругъ головой къ Васиной груди припадалъ, перебиралъ пальцами за спиной по суконной тужуркѣ, хотѣлъ еще говорить, и выходило скрипучее и глухое бормотанье. И зналъ Вася, скажи онъ слово, растянется и перекосится его ротъ и онъ тоже будетъ говорить невнятное, какъ тогда въ голомъ лѣсу ... . Робко заходилъ въ комнату дьячокъ, опасливо взглядывалъ на ружье, и пряталъ глаза. — Все–то ты думаешь, Васенька… Хотѣлъ еще говорить, давился, и выходило скрипучее и невнятное бормотанье. И про себя зналъ Вася, — скажи онъ слово, растянется и перекосится у него ротъ и онъ тоже будетъ говорить невнятное и жалобное ... , опасливо поглядывалъ на ружье, пряталъ глаза и бормоталъ: — Ничего–ничего… Думаешь все, Васенька… Хотѣлъ еще говорить, давился, и выходило скрипучее и невнятное бормотанье. И про себя зналъ Вася, — скажи онъ слово, растянется и перекосится его ротъ и онъ будетъ тоже говорить невнятное и жалобное ...


Художественные проиведения | Поездка

... , повернулся  на кучера, смѣрилъ… и плюнулъ  на попонку съ коронкой.  − Меня  не вдивишь, солдатъ я! − сказалъ  онъ  скрипуче, точно  давился, и податной  увидалъ, какъ  потемнѣло  его лицо  и помертвѣли  губы.  Кучеръ  ругался ... ; въ циллиндрахъ и шинеляхъ  внакидку везли  на колѣняхъ  высокiй  картонъ − букетъ.  Отбивая  тяжело  шагъ  по скрипучему  снѣгу,  подымалась  изъ-подъ горы сверкающая  бурая шеренга: шелъ полковой  оркестръ − скрып-скрып-скрып ... ; «…Добраться бы  только».  И опять колокольчикъ. И опять ночь, и небо  въ звѣздахъ − конца  ему не будетъ и этой скрипучей  дорогѣ. И опять, но уже низко совсѣмъ, голубая звѣзда. Но ее скоро закрыло лѣсомъ. А впереди − согнутая  неподвижная спина. И опять  безсвязная ...


Художественные проиведения | Однажды ночью

... оплакивалъ стриженную кошку и подбитаго пѣтуха. А ночь совсѣмъ упала всей своей темной массой Трескъ ночныхъ кузнецовъ лился съ луговъ. По болотцамъ лягушки тянули скрипучую пѣсню. Отъ бѣлѣющаго чуть-чуть востока тянулись неуловимыя струйки свѣта. Свѣжѣлъ воздухъ.   - 134 - Положенiе обострилось. Пѣтухъ, положимъ, и раньше хромалъ ... … – Ужъ и молодчага ты, Микитъ иванычъ! Знатно заплелъ! Бережно сняли бредень съ плетня, смотали на палки и помчались къ сараю дяди Степана. Отворили скрипучую дверку и, не глядя куда, бросили бредень. – Э-эй! – сипло крикнулъ впросонкахъ дядя Степанъ, путаясь пальцами въ петляхъ сѣти, но ребята ...


Художественные проиведения | У плакучих берез

... , милыхъ Тита и Сидора и вереницы младенцовъ, имячки которыхъ съ такой любовью и радостными надеждами по нѣскольку разъ повторялись не умѣющими писать матерями и такъ спѣшно–скрипуче заносились монахомъ въ отдѣлъ ʺо здравіи[590] и рушатся съ ними жизни поколѣній. Да, я лучше[591] разскажу березамъ, и онѣ мнѣ скажутъ. Я выхожу изъ часовни, подымаюсь ... . Следует читать: «новомъ». [nnn] опечатка. [ooo] опечатка. Следует читать: «Когда–то». [ppp] опечатка. Следует читать: «скрипуче». [qqq] опечатка. Следует читать: «здравіи». [rrr] опечатка. Следует читать: «принимаютъ». [sss] опечатка. Следует читать: « ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ;въ  угольничкѣ абрикосовомъ!.. Да такъ  и предстанетъ  передъ Судiею  на Страшный Судъ! –  скрипуче  засмѣялся докторъ. – Вострубитъ  Архангелъ,  какъ  надлежитъ  по предуказанному ритуалу: « ... ;рваный. Прихлопываетъ  по сухой  хвоѣ:  – Сидайте, ваша милость! вездѣ  слободно… По  скрипучему  говорку  и заиканью  я узнаю  Федора Лягуна. Онъ живетъ  по этой дорогѣ,  ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... . Крикнуть даже хотелось – «брра-во Бутенко! би-ис!!..» Но тут пошло другое, уже не как в театре. Мефистофель заговорил… Но не бутенковским басом, а скрипуче, с едким таким подтреском, козлиным словно, или вот если бы заговорила ехидная кощенка: ‑ «Бравов-то уж ты по-сле… а «биса» у меня ... » начисто… хе-хе-хе-э… все обобрали. Помолчи, сейчас индукция… хе-хе-хе-хеэ..! ‑ Подлец! фальсификатор!.. шулер!.. лжец!.. – пробовал покрыть скрипучий мерзкий смех профессор, ‑ так все… извратить!.. ‑ По ло-гике… и лжец, и шулер – ты, моншер… я только переписываю мысли ...


Художественные проиведения | Почему так случилось

... . Крикнуть даже хотелось – «брра-во Бутенко! би-ис!!..» Но тут пошло другое, уже не как в театре. Мефистофель заговорил… Но не бутенковским басом, а скрипуче, с едким таким подтреском, козлиным словно, или вот если бы заговорила ехидная кощенка: ‑ «Бравов-то уж ты по-сле… а «биса» у меня ... » начисто… хе-хе-хе-э… все обобрали. Помолчи, сейчас индукция… хе-хе-хе-хеэ..! ‑ Подлец! фальсификатор!.. шулер!.. лжец!.. – пробовал покрыть скрипучий мерзкий смех профессор, ‑ так все… извратить!.. ‑ По ло-гике… и лжец, и шулер – ты, моншер… я только переписываю мысли ...


Художественные проиведения | Приволье

... скривив нос: ‑ «Отвратительно себя ведете, будет доведено да сведения вашего начальства! Грубить уважаемому человеку!..» Женька крикнул ему вдогон, подражая скрипучему его голосу: ‑ «Мало вас драли, гррубиянов1..» ‑ явно дразня «Кривоноса», как ученики Мещанского училища, сплюнул и прошипел ... ; платки, полязгивали бруски. В теплой волне с полудня веяло медом и миндалем. Дышалось полной грудью, чувствовалось, как вливается здоровье, бодрость и радостность. Скрипучие дергачи примолкли, притаились в еще нетронутой глубине покоса. В небе кружили ястреба, высматривая поживу на побледневшей пойме. Тысячи кузнечиков, встревоженных жгучим жиганьем ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... , послѣ тропаря и дубинушки, которую пѣли на лодкахъ тихимъ голосомъ, причемъ старичокъ въ плюшевой кофтѣ отбивалъ тактъ головой, пароходикъ высвободился изъ тисковъ, царапая скрипучими бортами, – и опять передъ нами начала проходить вереница заливовъ тихихъ, нѣмыхъ гранитныхъ громадъ, сосновый боръ на высотахъ – безмолвный, таинственный. Уже ...


Художественные проиведения | Тени

... пѣть въ трактирѣ, чут[rrrrrr] журчитъ. Вытираясь рукавомъ, шагаетъ черезъ собачонку мужикъ и съ крехотомъ взваливается на качающуюся кобылку. – Нно–о!... Ползетъ скрипучая соха, рѣжетъ возилками бѣлую дорожку напавшаго у плетня цвѣта, голова мужика цѣпляетъ свѣсившіяся вѣтви, и бѣлые лепестки засыраютъ[ssssss] слѣдокъ. И плыветъ ...


Художественные проиведения | Стена

... и закалило  новую, крѣпкую, покрывъ  ее несмываемымъ  бурымъ глянцемъ. Приняло ихъ въ свою  заботу съ зыбкой скрипучей колыбели и пошло  съ ними на всѣ пути и перепутья путаной жизни. Теперь оно палило ихъ въ головы и обливало  потомъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... ;л. 13 об.   …Сказать! Такъ и сядетъ… Чортова баба.[1288] ‑ Слышь, почини! И она швырнула коряв.[1289], рыжія[1290] скрипучи… Но Укл.[1291] сдержался и зашуршалъ дратвой. Послѣ чая, еще не бросая работу, онъ угрюмо сказалъ ‑ Рубаху вынь… синюю&hellip ... >!.. Онъ увидалъ любоп.[1312] Матрены и посмѣял.[1313] въ душѣ. Пусть поканюч… ‑ Р-разъ я… Васька! Ежели ты у меня… Вотъ тебѣ скрипучи!.. Посл.[1314] пидж.[1315]<нрзб>. Ду-ра!.. разсерд.[1316] Укл.[1317], Ну <2 нрзб>, что то подозрѣвала… …Сказать?.. Онъ[1318] рванулъ башмакъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» 1910   Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Ранняя редакция. НИОР РГБ 387.5.2 машинопись с авторской правкой 17 лл.       Рваный баринъ. Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ[1] всегда при переѣздкѣ,[2] въ домѣ былъ вы<нрзб>[3], изо[4]<нрзб>[5] всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не видишь[6], а что и видишь, предстало въ самомъ[7] оригинальномъ безпорядкѣ.[8] Подъ стульями стояли[9] тарел<нрзб>[10], изъ[11] груды <нрзб>[12] выглядывадывалъ[13] чей-то бронзовый бюстъ и стѣнныя часы мирно покоились на <нрзб>[14]диванѣ[15]. Выдвинутые ящики коммодовъ, связка книгъ и <нрзб>[16] сбившiеся въ кучу, точно перепуганныя <нрзб>[17], зеркала, досками наружу... И какъ<3 нрзб>[18] всѣмъ этимъ хаосъ[19] мой прiятель въ кабинетѣ, среди и груды бумагъ и книгъ, задумчиво покуривая[20] папиросу. Вспугнутая моль сонно плыла въ въ золотыхъ сверкающихъ точкахъ солнечнаго луча. Да,[21] прiятель[22] сидѣлъ и мечталъ, мечталъ среди всей э той поднятой пыли, и хаоса, какъ бы ничего не замѣчая.[23]На папиросѣ была <нрзб> — синей бумаги, <2 нрзб>.[24] Онъ даже не сразу отвѣтилъ мнѣ, <нрзб>[25] разсѣянн<нрзб>[26]<нрзб> окно, откуда вливались вечернiя лучи багроваго свѣта, и уже на вторичный[27] окликъ сказалъ быстро: — Ахъ да... Да такъ ничего...[28] Вотъ попала на глаза эта эта вотъ штука... — протянулъ онъ мнѣ трубку..., — ну и... вспомнилось... Онъ даже вздохнулъ, какъ мнѣ показалось[29]. Я взялъ трубку и развернулъ. Это были[30] листы синей вощоной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы[31] вычерчиваютъ[32] планы. Да[33], это было дѣйствительно такъ. Ихъ было нѣсколько штукъ, этихъ чертежей. И странные они были... Какой-то пущенный въ жолтую краску орелъ, мельница, какiя-то ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Поздняя редакция НИОР РГБ 387.5.3 Машинопись с авторской правкой40 лл.       РВАНЫЙ БАРИНЪ.  /Изъ воспоминанiй моего прiятеля./ – – – – Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ всегда въ такихъ случаяхъ, въ домѣ разгромъ[1], все было выворочено, и[2]подъ стульями стояли тарелки, изъ груды тряпья выглядывали[3] стѣнныя часы мирно покоились на диванѣ, зеркала,[4]сбились въ кучу, точно испугались чего, комнатные цвѣты[5]. Изъ выдвинутыхъ ящиковъ, изо всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не увидишь. И какъ бы въ протестъ всему этому разгрому[6], мой прiятель сидѣлъ у себя[7] въ кабинетѣ среди груды бумагъ и книгъ и въ глубкой[8] задумчиво<сти> покуривалъ папиросу. <Нрзб>[9]моль играла[10] въ полоскѣ[11]солнечнаго луча. <Нрзб>какъ бы ничего не замѣчая.[12]На его колѣняхъ лежала свернутая въ трубку листы синей бумаги,[13] разсѣяннымъ взглядомъ скользнулъ онъ[14] по моей фигурѣ и уставился на окно, откуда вливались вечернiя багровѣющiе лучи вечерняго свѣта. — Что это ты... такой? — Да такъ...[15] Вотъ... — щелкнулъ онъ пальцами по трубкѣ. — попала на глаза эта эта вотъ штука... Прошлое...[16] Онъ вздохнулъ, <2 нрзб>и т. д.[17]. Я взялъ трубку. Это были листы синей вощеной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы вычерчиваютъ или копируютъ планы.[18] Ихъ было нѣсколько, этихъ чертежей. И странные они были. Какой-то орелъ, пущенный въ жолтую краску,[19] ворота съ полумѣсяцемъ наверху, что-то еще... А внизу, у праваго уголка, на каждомъ листѣ стояла витiеватая подпись: «Не имѣющiй чина и званiя Василiй Сергѣевъ Коромысловъ.» — Гм... странные чертежи...[20]— Это что же? — Ничего страннаго нѣтъ...[21]— почти съ раздраженiемъ сказал <нрзб>[22].& ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... ] Съ кѣмъ разговариваешь… Кто я тебѣ? а?.. Сказать? Такъ и сядетъ, чортова баба. ‑ Сказано. Ты не трепись, а зачини. Сказано![1038] И она швырнула корявыя, рыжiя скрипучи. Но Укл.[1039] сдержался и зашуршалъ дратвой. // л. 2 об. (с. 42)   Послѣ чаю, еще не бросая работу, онъ угрюмо сказалъ. ‑ Рубаху ... ;Пьянствовать опять…[1063] И у него пропало желаніе поласкаться, и онъ сказалъ раздраженно: ‑ Ду-ура! Р-разъ я… Ежели ты меня… Вотъ твои скрипучи… Онъ рванулъ башмаки и швырнулъ къ двери… А[1064] у ней уже затуманилось въ головѣ, истома, дрожь страстная часто посѣщавшая её, подступила къ ней, и она ... нервно затирала чашки, плескала водой, стучала посудой и глядѣла въ откр.[1068] дверь комнатки жильца, гдѣ теперь не было ничего, кромѣ жел.[1069] скрипучей постели и ситцевой подушки. Въ семь часовъ Уклейкинъ кончилъ работу, засучилъ рукава и пошелъ умываться. Взялъ песку и сталъ оттирать руки. Потомъ вымылъ руки ...


Творческие рукописи | Карусель (НИОР РГБ 387.7.13.)

... и сусали, съ конями въ зеленыхъ, красныхъ и синихъ яблокахъ. А теперь смирно стоятъ на желѣзныхъ палкахъ кривоногiе кони съ красными пастями. Завтра помчатъ, помчатъ въ-круговую подъ скрипучую шарманку и барабанъ. А теперь — Господи, тишь кака! Затаилось все, живетъ въ неурочныхъ огняхъ. Чего-то ждетъ. Чего же ждать-то? Или еще не все ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... , послѣ тропаря и дубинушки, которую пѣли на лодкахъ тихимъ голосомъ, причемъ старичокъ въ плюшевой кофтѣ отбивалъ тактъ головой, пароходикъ высвободился изъ тисковъ, царапая скрипучими бортами, — и опять передъ нами начала проходить вереница заливовъ тихихъ, нѣмыхъ гранитныхъ громадъ, сосновый боръ на высотахъ — безмолвный ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... на лавкѣ послѣ[838] выпивки. Дѣвчонка въ люлькѣ закатывалась отъ кашля и судорожно сжимала посинѣвшіе кулачки. При каждомъ приступѣ ее схватывало и точно подкидывало кверху, и скрипучая люлька такъ и ходила по слѣгѣ[839]… Бабка Василиса, по совѣту древней старухи Домны, повитухи «чистоправки», для излѣченія «рѣшила ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"