И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 72

Художественные проиведения | Солдаты

... молило – «сегодня-же, непременно  сегодня» прийти за Старое  кладбище, на большак, откуда  поворот на село Богослово, – «другого места я не могу придумать, боюсь скомпрометировать и себя и Вас». Час был указан  довольно поздний ... влюбилась. Разве я не могу  влюбиться?.. Полураздетая, возбужденная  шампанским  и коньяком, она перебежала к нему и села на  колени. Такой  он еще не видел  ее, требующей его любви. Эти два дня  в Москве ... nbsp;ласково  потрепал,  тихо подул в ноздри. Подул и «Рябчик»,  всегда ласкался. Бураев сел. – приеду,  должно быть, поздно. В случае,  после десяти найдешь меня  у Глаголева, учителя ... ;  н е   кулаками? Кто же… лжет? – невозмутимо отозвался ротмистр. – папка, полагаю, не кулак. Он сел в пролетку. Судейский  что-то ему шептал,  нагнувшись. – Вахрамеев, останешься в квартире. Огонь оставить. Прикройте ставни!  &ndash ... скажите… «Нет,  она другая… свободней стала», – решил Бураев, любуясь, как она  села на качалку. – «Как  прелестна!..»  – Что же говорить,  вы знаете. Конечно, я не ... nbsp;речке  помахали фуражками: не хотел в вагон  провожать полковник. Возвращаясь садами, остановился  у шалаша и сел. Услыхал поезд, свисток  от  полустанка... – Опаздывает…  без четверти семь…  Пустыми показались ... здоров.»  Не сиделось дома, горело сердце.  По веселому  снегу  покатил полковник  в село ан саночках – размотаться.  Даже  к Куманькову  в лавку зашел, – свежей  икрой ...


Художественные проиведения | Каменный век

... в  многоводной  Шуме.  Безрукий миновал  притихшую  в утре  Шуму и  сел у камня,  у заколоченной  кофейни,  под орехом.  Знакомое было место: поили коней,   ... ; сказал он властно. – Сиди,  знаю.  – И я  знаю! – крикнул монгол, сжимая больную руку,  и сел у  камня.  Безрукий понял глаза монгола.  Мысли его  мутились. Он закрыл  рукою глаза ... ;вернулись к двери…  – В хате курей  держит,  вот и трутся…  Но он  не вошел в кзарму, а сел  у двери,  на камень. Широкий был камень плоский,  совсем как жернов.  Знакомый камень. Самрвар ... ; сверху, снизу. И он  ответил. Узнал, что  нужно,  накинул  тяжелые  овчины и сел  к огоньку – слушал…   – А, злая  сегодня ночь!.. – сказал он со вздохом в небо.  Сидел ... -волки!  Он вытер  о снежок руки,  поел снежку,  захватывая его в пригоршни, как святое,  и сел  у огня с трубкой.  Суровое лицо его  стало жестким,  строже  сдвигались  ...   бараний мешок и пошел  за водой  в балку.  Проснувшаяся с ним  овчарка  села к огню –  чесаться: одолевали  блохи, – тепло  будет.  Ставила уши,   ...   из котла ножку.  – Чорх!.. – позвал  старый чабан овчарку.  Она подошла  чинно, села  рядом. Он достал  из  котла  головку и погрозил – не трогай! Овчарка  перебрала  ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | По спешному делу

... любитъ говорить сказки. Такъ хорошо сидѣть, смотрѣть на красное  личико и горящiе  глазки Крсти и говорить. Родная сторона вспоминается, село на горкѣ съ высокими  осокорями и озерко подъ  горой, и вербы надъ нимъ “схилилися, мовѣ журятся  ...


Художественные проиведения | Мирон и Даша

МИРОНЪ И ДАША   Уже три раза  гуляли рекруты  безъ обычнаго  гомона и разгульнаго  гула бубенъ. Бродили  они  по Большимъ Крестамъ,  убивая  ненужное  теперь время,  кричали пѣсни,  и невнятно  подыгрывала  имъ гармонiя. Пѣли о  томъ,  какъ  мать въ послѣднюю ночь  сидитъ у изголовья,  роняетъ надъ сыномъ слезы  и называетъ его ласковыми  словами. И про  Карпаты  пѣли,  про невѣдомыя Карпаты,  каменныя  горы,  за которыми  неизвѣстно что. И про  Варшаву,  тоже  невѣдомую,  что кровью  связала  теперь себя  съ Большими  Крестами.  Такъ гуляли разъ  отъ разу  все болѣе  юные  рекруты. И ушли.  И уже  иныхъ нѣтъ  на свѣтѣ.  А на смѣну  приходятъ  отвоевавшiеся,  незамѣтно  вплетаются  въ  распадающiяся  звенья   жизни. Тихи они,  и въ нихъ  тихо.  Къ  покосу  воротился  плотникъ Миронъ: отпустили  его  на поправку, на годъ.  Побывалъ  въ бояхъ,  два раза  ходилъ  на штыки,  закололъ  одного германца, − даже въ лицо упомнилъ, − а было  ли отъ него  что еще − не знаетъ: стрѣлялъ,  какъ и всѣ.  Не тронуло его ни штыкомъ, ни пудей,  а всѣмъ  примѣтно,  что гложетъ  его снутри: и голосъ  перемѣнился,  ослаьъ, и ходитъ не такъ, какъ  раньше. А лицо, какъ-будто,  здоровое,  съ загарцемъ,  и не  застудился,  хоть и  полежалъ въ окопахъ.    − Такъ было мокро… соломы  наваливали,  чтобы не  подмокало. Ротный оберегалъ: главное дѣло − не подмокайся,  а то всѣ почки  застудишь. Другiе  застужались, и сейчасъ ноги пухнутъ… и никуда.  Въ землянкѣ разъ  ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

ВЕСЕЛЫЙ ВѢТЕРЪ («ВЕРБА»)   Утромъ  бѣлѣлъ  на лужахъ сквозной  ледокъ, а теперь, за полдень,  бѣгутъ  ручьи,  нѣжатся на солнышкѣ собаки и полощутся  бойко  воробьи.  Вѣтеръ – „вскрышной“,  тугой, сыровато-теплый. Потянетъ,  рванетъ порой: бойкiй,  весеннiй  вѣтеръ. Прислушиваешься –  шумитъ-смѣется. И небо – въ  вѣтрѣ:  сквозное-голубое,  за золотистыми  прутьями  тополей.  Тепло, и свѣжесть. И въ  свѣжести этой –  струйки: отъ тающаго снѣга,  отъ  потеплѣвшей  земли и крышъ,  отъ бьющихся  въ вѣтрѣ  прутьевъ,  которые посочнѣли и сiяютъ? отъ  вѣтра, пронесшагося  полями и лѣсами?..  И  голубями, какъ  будто,  пахнетъ… томною воркотнею  ихъ, – чуется  молодому сердцу, – и  теплой  сыростью  погребовъ,  запаздавшихъ съ набивкою,  и помягчѣвшимъ льдомъ,  зелеными-голубыми  глыбами,  съ  грохотомъ  рухающимися  въ темные  зѣвы  лавокъ. Весна… Она  засматриваетъ  въ глаза разрумяненными  „жаворонками“ и бѣлыми  колпачками пасокъ  въ  бумажныхъ розанахъ,  киваетъ съ телѣги  веселой вербой – красноватыми  прутьями и сѣренькими  вербешками,  золотится крестами  въ небѣ,  кричитъ въ  голосахъ разносчиковъ.  Пятиклассникъ  Өедя – если  бы его  звали: Георгiй  или Викторъ,  что значитъ – „Побѣдитель!“ – а то  все – „ахъ, ты, Өедя,  съѣлъ медвѣдя!“  – сегодня совсѣмъ  весеннiй: купленная  для Пасхи  легонькая  фуражка, съ широкою,  модною,  тульею и съ  настоящимъ  „гвардейскимъ“  кантомъ,  весенняя& ...


Художественные проиведения | Как я покорил немца

... он целый день, Тащил  к себе домой,  в мазанку, Устал  и сел  на старый  пень.  − Ошень ка-ашо… сел на пень? Ка-ашо! − и удивленно  оглянулся.   Вскипел старик,   ...


Художественные проиведения | Знамения

... − рѣшительно, точно теперь все ясно.   − Гляньте-ка! − тревожно говоритъ онъ  и показываетъ  за садъ, поверхъ яблонь, къ селу. − Крестъ-то?! Сорвало крестъ-то на колокольнѣ!   Теперь не мѣшаютъ  тополя. Теперь  хорошо видно, какъ на куполѣ церкви,  точно ... ,  поглядываютъ на Максима,  поддакиваютъ  укутанными головами и топчутся промокшими лапотками въ  грязи.  − Шли, родимый,  мы тутось… сёло-то на горкѣ,  у большака-то… − говоритъ одна урядниковой спинѣ, − у самой-то  церкви  заборчикъ  на могилки  завалился,  ... пишетъ. Что жъ,  воля Божья,  приму за себя сиротъ…   Онъ все смотритъ  черезъ поврежденные  тополя къ селу,  на поврежденный бурею  крестъ  на синемъ  полѣ.  − Ну, баушка… пойдемъ-ка  ко двору, калачика  тебѣ дадимъ ... ; на задахъ  сороки, несутъ и несутъ  вѣсти  и утромъ, и къ вечеру.  − Какъ, дядяСеменъ, дѣла?   Стоимъ у  въѣзда въ село, у церкви.   − Живъ!! − кричитъ онъ,  хотя стоимъ лицо на лицо. − Сразу три письма вчера получили! Въ семи ...   ненастье, вѣтеръ кончился и метели нѣтъ.  Пошли странницы… шаговъ, можетъ, всего-то  сто  и прошли − вотъ оно и село. Донесло ихъ духомъ. Стали у мужика  одного разоблачаться, а у каждой  по просвиркѣ  въ котомочкахъ.. совсѣмъ мяконькiя…  − Да-да-да… про ... ; Пустыни, сказывали,  что монахи безо всякаго  разговору  прошли,  но однакось  старухи тѣ  прямо сейчасъ  и пришли въ село. А исчезли  они − это такъ. Сразу,  будто, и скрылись. Разное болтаютъ. Будто и другiе  монаховъ видали,  только въ бѣлыхъ ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... лѣсною глушью, опять кукушка… - будто во снѣвсе это. На дорогѣ наши воза съ березками. Отецъ ссаживаетъ меня и скачетъ. Мы сворачиваемъ въ село, къ Крынкину. Онъ толстый и высокiй, какъ Василь-Василичъ, въ бѣлой рубахѣ и жилеткѣ. Говоритъ важно, хлопаетъ Горкина по рукѣ и ведетъ насъ на чистую ... ;- Горкинъ говоритъ: грѣхъ по лѣсу не ходитъ, а по людямъ. Спрашиваю его - «а ты поговѣлъ?» И они, оказывается, ужъ поговѣли-сподобились, куда-то въ село ходили. Марьюшка ставитъ имъ чугунокъ горячей картошки и насыпаетъ на бумажку соли. Они сцарапываютъ кожурку ногтями, и картошка у нихъ вся въ пятнахъ, угольная. Очень ...


Художественные проиведения | Глас в нощи

... , оделся бы, дурачок, потеплей, папенькин азям надел бы». Но Власка отмахнулся: «ну, далеко ли... путаться мне в нем!» Выехали часу в четвертом. Прямая дорога, на село Вздвиженки, по‑шел. Яблочными садами, в отлогий спуск. В садах просвечивало солнцем, к закату уж. Спустились, стали на взлобок подниматься, и тут, представьте себе, что видим. Оттуда ... , варежки не взял, голые рукавицы... и снутри не греет, тюрьки только похлебал с хлебушком». Парнишка — сразу и заслабел. Втащил я его в санки, сам сел править. А куда — не знаю. И догадало меня опять на часы взглянуть: как нибудь спичку чиркну, увижу время. Снял замшевую теплую перчатку ... знаю», - наш уже стал! – «по звону добегу!» Словом я каких нибудь пять минут, доплелись мы по звону за лошадьми до церкви нашего села Воздвиженки. Она на окраине стояла. И видим – ничего не видим, огонечек только. Это было батюшкино окошко, отца Семена. Вдовый старик уже на покое ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

...   есть у меня, − въ знанiи. А развѣ  Прохоровъ,  котораго вы знаете, и который  уѣхалъ  въ село  врачомъ, развѣ онъ  не служитъ народу?.. А Семеновъ,  который жизнь  свою положилъ&hellip ...


Художественные проиведения | Рассказ доктора

... . Люди сказали все, и сказали по своему… Теперь пусть скажут вещи. Вещи никогда не ошибаются… А это стоит рассказать, очень стоит… Он сел у камина, подкинул дров. Мы придвинулись поплотней, по лицу Николая Васильевича видя, что его рассказ связан для него в чем-то важдным[2]. И молчали, ожидая.   ... сиротливым показался он мне тогда со своими травами и этими глазастыми жучатами, что от печки смотрели на нас. И не только они, все эти поля, огромные поля с селами и деревнями. И вспомнил я толпы больных, приходивших ко мне. Не везде были деды Антоны, и не все могли они сделать. Но они все же делали, что могли и как ...


Художественные проиведения | Еловые лапы

... , был он дюже болен, вот помрет; ни рукой ― ни ногой, сразу с чего-то сталось. Все слезы маменька выплакала, все ходила к Батюшке Серафиму на могилку, от их села верстов сорок. И Батюшка Серафим воздвиг его. С той поры всякий год хаживали они на могилку, правили панихидку, ― «порадовать‑поклониться цветочками ... ;совсем изнеможенного, желтого-желтого, как покойник…» ― перепугалась, ― ну-ка, он тут помрет! ― и усадила его на стул, видя, как он мотается. Он сел и разинул рот… воздуху нехватало, «свистело в нем». И вот, тут, она подала ему воды, но он не принял. Потом, путаясь пальцами, долго ...


Художественные проиведения | В норе

ВЪ НОРѢ.   _______   I.  - Могу поздравить, - встрѣтилъ меня начальникъ улыбкой. - Мое представленiе уважено. Вы назначены въ С…  Онъ вертѣлъ бумажку и ждалъ благодарности.  - Городишко, конечно, длянь, - недавно онъ говорилъ другое, - но… - онъ поднялъ палецъ, - по-ло-же-нiе! Теперь ужъ отъ васъ зависитъ…    Старичокъ не могъ скрыть удовольствiя, что такъ удачно отдѣлывался отъ меня. Мое назначенiе въ С… куда сплавляли или нетерпѣливыхъ, или ужъ слишком  терпѣливыхъ,  развязывало ему руки.  Оно освобождало мѣсто племяннику старичка и избавляло отъ непрiятныхъ объясненiй съ администрацiей. Меня считали за человѣка неблагонадежнаго, - по близорукости, я не раскланивался съ губернаторомъ, - и, кромѣ того мой флиртъ съ губернскими дамами сталъ кому-то поперекъ горла.  Такъ или иначе, но старичокъ былъ дозволенъ.   - Ну, годика три поторчите, и можно ждать перевода. Хотя, между нами, это порядочная-таки  нора. Семьдесятъ верстъ отъ желѣзной дороги…  Теперь онъ платилъ мнѣ за строптивость и безпокойство, и его глазки говорили ясно:  - Такъ вотъ же тебѣ, получай!  Если бы зналъ онъ, какую услугу оказалъ мнѣ! Я рвался изъ города. Я убѣгалъ  отъ петли.  Милая супруга непремѣннаго члена, съ которой у меня были короткiя отношенiя, все настойчивѣе намекала на невозможность “продолжать такъ”. Наши встрѣчи принимали трагическiй оборотъ, - съ жалобами, слезами, истерикой, упреками въ непорядочности, въ злоупотребленiи властью надъ “бѣдной женщиной, которая по неопытности” и т. д… Она забыла, что то же самое еще недавно высказывала помощнику податного инспектора, но меня не хотѣла забыть.  Дѣлая томные глаза, она страстно сжимала мои  руки и съ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

Ш М Е Л Е В Ъ      Солнце мертвыхъ   Эпопея     КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО „ВОЗРОЖДЕНIЕ“ – „LA RENAISSANCE“ 2, rue de Séze, 2. Paris (9e) Переводы „СОЛНЦА МЕРТВЫХЪ“ на иностранные  языки:   на нѣмецкомъ языкѣ – изд. S. Fischer, Berlin, 1925. на англiйскомъ языкѣ – изд. Dent  and Sons, 1926 (выход. Осенью) на чешскомъ языкѣ – изд. Otto, Praha, 1926 (выходитъ осенью)  на французскомъ языкѣ –   I-VII главы – «Mercure de France» 15-го Сент. 1926.  Tome CLXVI.    ________ Книги  ИВ. ШМЕЛЕВА, вышедшiя заграницей:  1)     «Неупиваемая Чаша»  1921 г. Парижъ, Кн-во «Русская Земля». 2)     «Это было», 1923 г. Бердинъ, Изд-во «Гамаюнъ». 3)     «Какъ мы летали», 1923 г. Берлинъ, Из-во «Гамаюнъ». 4)     «Неупиваемая чаша», 1924 г. Прага. Книг-во «Пламя».  _______   Книги ИВ. ШМЕЛЕВА, издававшiяся въ Россiи:  1)     Распадъ. 2)     Подъ небомъ. 3)     Человѣкъ  изъ ресторана. 4)     Пугливая тишина. 5)     Волчiй перекатъ. 6)     Карусель. 7)     Суровые  дни. 8)     Ликъ  Скрытый. Для дѣтей и юношества: 1)     Къ свѣтлой цѣли. 2)     Служители  правды. 3)     Въ новую  жуть. 4)     Рваный Баринъ. ...


Художественные проиведения | Журавли

ЖУРАВЛИ   I   То, что случилось съ Алей, − что она рѣшила, какъ надо дѣйствовать, − случилось не вдругъ.  Первое время заграницей она чувствовала себя  сравнительно спокойно: новыя впечатлѣнiя, увѣренность, что такъ − долго не можетъ продолжаться, и весь мiръ, наконецъ, пойметъ; надежда, что на ея розыски въ газетахъ  придетъ письмо, и папа окажется въ Америкѣ, а Миша и Ляликъ гдѣ-нибудь на Кавказѣ, и вдругъ  явятся къ ней въ Парижъ. Подобные случаи бывали. Но годы  проходили, а чуда не  случилось.  Аля служила машинисткой, ходила оп вечерамъ въ Сорбонну, много читала о Россiи, слушала на собранiяхъ, какъ изъ года въ  годъ политики убѣжденно развивали, что такое произошло, и почему это произошло, и какъ къ этому надо относиться: принимать ли революцiю − или не принимать,  бороться съ большевиками − или не бороться, а подождать, когда сами  они измѣнятся, или Россiя  сама ихъ сброситъ. Алю  удручало, что серьезные, какъ-будто, люди  высмѣиваютъ другъ друга, кипятъ и спорятъ, а рѣшить ничего не  могутъ. Она возмущалась и горѣла, теряла вѣру въ  дѣятелей, но наружно  была спокойна. А жизнь шла и шла. Обзаводились семьями, устраивались  на землю,  примирялись съ мыслью, что ничего не подѣлаешь, жить надо. Умирали. Кое-кто уѣхалъ въ Россiю, и, кажется, погибли. Иные  поженились на иностранкахъ, иные  перемѣнили подданство. Тотъ нанялся въ легiонеры, тотъ уѣхалъ въ Бразилiю. Единственно  близкiй человѣкъ, товарищъ отца, полковникъ Тиньковъ съ сыномъ − капитаномъ, скопивъ на заводѣ нѣсколько тысячъ франковъ, сняли ферму подъ Пиренеями. Это было большимъ ударомъ: обрывалась послѣдняя нить, связывавшая Алю съ прошлымъ. Полковникъ Тиньковъ, „дядичка“, вѣрившiй непреклонно, какъ и она, что „все это скоро кончится“, какъ-будто махнулъ рукой: больше  уже дѣлать  нечего, и надо  ...


Художественные проиведения | Искушение

... богач, на своем корабле приехал, и все к нему с уважением. Посидит и пойдет. А у них там у каждой барышни свои столики. Приходит опять ― к Катичкинустолику и сел. Подходит она ― он себе сельтерской воды затребовал. Пьет глоточками, а сам на Катичку смотрит, даже ей страшно стало. Стал спрашивать ...


Художественные проиведения | Лампадочка

... и решились, если можно, пристать с кораблем. 40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. 41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. 42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. 43 Но сотник ...


Художественные проиведения | Ентрыга

... …  ентрыга эта…  В мазанке,  где жила  Юзефа с детьми,  Федор сел на постель Юзефы,  покрытую  вязаным  белым одеялом,  и посадил  на колени   ...


Художественные проиведения | Стенька рыбак

... ; и грохнулся,  подбородком  об край  окна.  Выздоровел. Помню,  зашел я к нему,  сел  у него  на койке.  Смотрел − смотрел на меня,  зажмурился… − «Доктор ...


Публицистика | Дикое Поле

... ;  п о м о г а е т. Но…  он не совсем доволен. И беспошлинно,  и свобода,  и семена получил,  и на насиженное место сел,  хоть, конечно,  и порастрепанное,  но окультуренное,  не в степь  Мургабскую… − и убыточно ... ;р о д н о е,  по крови близкое,  нарастает  ненависть и пожар. Места  вымерших деревень и сел,  всюду,  где вымел голод; места,  где чужаки  выжимали  пот-кровь ...


Публицистика | Убийство

... ; приглядывающиеся, − «возможности»,  но не  принимающие  пока всерьез.  Мальчишки  сел  придорожных, (версты дующие за поездами,)  источными голосами орущие: (а-ти-лату-ры-ы)  азет! раздирающие  подав руки ...


Публицистика | Крест просвещения

... ; права на имя,  данное  при крещении; как  нельзя истребить  наименование  Села − «Царским», а Эрмитажа − «Императорским». Это история,  и она требует своего*. Скоро мы   ...


Публицистика | Душа Москвы

... ,  народные  дома,  театры,  библиотеки,  музеи − по городам,  по городкам, по селам.  Видал я сметы городов и  земств.  В холодных  цифрах, в этих  «стипендиях и  ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Коринфскому А.А.

... ;Аполлоновичъ.   Примите увереніе въ глубокомъ моемъ уваженіи. Ив. Шмелевъ.       Почтовая карточка. Царское Село, Петербург, Магазейная, 64. Его Высокородію Аполлону Аполоновичу Коринфскому 14/X  1912 г.        ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Коринфскому А.А.

... и отъ души пожелать всего лучшаго. С искр. Уваженіемъ Ив. Шмелевъ.       Почтовая карточка. Царское Село, Петербург, Магазейная, 64. Евр. Аполлону Аполоновичу Коринфскому   12/I  1913 г.         ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... объяснилъ Сенѣ, что онъ сдаетъ часть[172] земли крестьянамъ, и Сеня видѣлъ, какъ хороши были луга, какой урожай давала рожь и овесъ. Село[173] благодѣнствовало.[174] Смѣна сѣменъ и искусств.[175] удобр.[176] Онъ видѣлъ, что изъ небольшой усабьды льется свѣтъ на округу. Какъ ... ] Митрій только мычалъ и плевался… Потомъ дня два подрядъ Прохоровы ходили въ гости[815] къ Василисѣ, верс. [816]за 15 и въ село Зміевку[817], къ кумѣ Степанидѣ. Изъ[818] села привезли Николая пьянаго и избитаго: передрался спьяну[819] съ отставнымъ[820] солдатомъ Прохоровымъ, звонаремъ… // л. 42 об.   ... .<ительствомъ> [170] Воробьев.<ыхъ> [171] Вместо: сказалъ – было: поп [172] часть вписано [173] Вместо: Село – было: До [174] Далее было: О [175] искусств.<енныхъ> [176] удобр.<еній> [177] Вместо: и &ndash ... > [179] говор.<итъ> [180] Разрозненные записи: а. О<черкъ>б. Шмелевъ в. Оч<еркъ>г. А [181]Вместо: Деревня – было: Сел<о>. [182] Далее было: за. [183] Вместо: гнилыхъ зловонныхъ ‑ было: гніющихъ и  зловонныхъ. [184] Вместо: съ околицъ – было ... было: сѣ [603] Далее было: Ми [604] Семен.<омъ> [605] Далее было: завт [606]Вместо: Церковь – было: Село [607] шл.<и> [608] обыкнов.<енно> [609] крестн.<ымъ> [610] ход.<омъ> [611] сжим.<ала>. Далее было ... ;‑ было: а. <нрзб>б. Пьянаго [814] Допившiйся [д]/до/ <нрзб>вписано [815] Далее было: в [816] верс.<тъ> [817] Вместо: село Зміевку – было: а. уѣздный б. сосѣднее большое [818] Вместо: Изъ – было: и [819] Вместо: спьяну ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... въ[192], у котораго бурый полушубокъ весь въ оранжевыхъ заплатахъ, стрѣлкахъ, кружочкахъ, шашечкахъ: — …идутъ и идутъ… притомились, а до села далеко. Хлѣбъ весь вышелъ, вѣтеръ встрѣчный, и ужъ снѣжкомъ стало наметывать. И ужъ темень на дворѣ. — Темень… — говоритъ ... развивается, умы проясняются, населеніе ободряется[262], и опять начальство удивляется! Хе-хе-хе![263] // л. 15   VІІІ. — Подъ арестомъ. По серединѣ села, на бугорочкѣ,[264] видная съ двухъ концовъ… глядитъ <на> измѣнившійся свѣтъ божій казенная винная лавка № 33[265]. Мужики говорили, бывало: — И ... . — На поминъ-бы души чего оставили! Увезли въ городъ, и тогда пропала надежда на министрову бумагу разрѣшенія. Въ одно изъ воскресеній трое трезвенниковъ села, голоса которыхъ не разъ тонули въ гомонѣ на преніяхъ о закрытіи[275] <«>казенки», просили о<.> Николая отслужить благодарственный молебенъ. Батюшка похвалилъ за ... листов текст рассказа «на Руси».     ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ. (Очеркъ) Съ какого конце ни въѣзжай въ Большіе Кресты[1244], сразу увидишь съ серединѣ села ярко-зеленую крышу, а надъ ней развѣсистую плакучую березу. Это[1245] глядитъ съ бугорка[1246] на измѣняющійся[1247] свѣтъ божій казенная винная лавка ... цвѣтастыя этикетки, надѣло золотыя, серебряныя и красныя шапочки, и все[1491] чаще и чаще попадаются по канавамъ и задворкамъ разбитыя черногорлыя бутылки. Уже бѣгаютъ по селу[1492] ребятишки и гудятъ[1493] въ гулкія отбитыя горлышки. Какъ-то заявился каменщ. и[1494] печникъ Иванъ, потолковалъ о войнѣ, о нѣмцахъ, которые, слышалъ ... незачеркнутый вариант: вмѣстѣ съ [217] Далее следует незачеркнутый вариант: дымное [218] Вместо: Петр<ъ> — было: Николай изъ села Любицкаго [219] Вместо: и — была запятая. [220] Далее было: собственнаго багра и [221] Вместо: ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... .[467] уставл.[468] въ пустое[469] окно… и шальныя мысли лѣзли въ голову безъ всякаго усилія. Хотѣлось бы уйти куда-нибудь изъ города, въ село[470] мастерств.[471] заняться. Тамъ лучше… А если бы въ лѣсъ куда, чтобы неба не б.[472] видно и чтобы ни пути ни дороги и жить въ избѣ съ Васькой ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

... вотъ лѣтъ,[11] щенки эти, поймутъ, чтò можно взять отъ[12] земли,[13] если знать; о какихъ-то необыкновенныхъ яблоняхъ[14], съ такимъ урожаемъ, что съ одного сада село[15] окупитъ всѣ платежи. Да, это былъ онъ,[16] мечтатель![17] — Все еще не узнаете? — торопливо спрашивалъ онъ, снимая свое пальтишко ... достигалъ кой-чего[58]! Они не могутъ сказать, что[59] не получили черезъ меня, черезъ меня, маленькаго человѣка… лучшаго! Они получили! Намоихъ глазахъ село обновлялось. При мнѣ они завели сады, пчелъ… подняли огородное дѣло! При мнѣ стали высѣвать клеверъ и вику,[60] кормовую свеклу. Спросите ... заводъ… свели лошадей… Ну, тѣ — пусть для нихъ чужіе, бур-жу-и! —[74] такъ они говорятъ. Работали на нихъ. А я, я… я на село работалъ! четверть вѣка работалъ![75] Но хорошо… Но зачѣмъ же губить и громить даже чужое, если это чужое они считаютъ своимъ!? Зачѣмъ же они вырубили ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... .>[1150].[1151] Потомъ[1152] перекинули его подъ Старыми Завалами[1153], гдѣ работала землечерпалка. Петровками двѣ недѣли маячилъ онъ на косахъ[1154] у села Большіе Шуры а потомъ[1155] <два> мѣсяца[1156] обставлялъ[1157] судоходными знаками верстъ на двѣсти очередной участокъ подъ Вычегдой[1158]. И только началъ ... знакомое и ставило по своему. Тамъ рѣка баловалась, играла перекатами и[1172] косами, какъ безпутная[1173] дѣвчонка. Помигивала и щурилась. Можетъ[1174] быть,[1175] и село понесло свое прозвище отъ это игры. Тамъ и пѣсню такую пѣли: Отъ поры до поры расходилися Шуры. А теперь въ этихъ Большихъ Шурахъ ему ... всѣ дороги. И тотъ берегъ, съ песчаными намывами, низов.[1176] <?> и голый, съ котораго въ вѣтряный день, изъ прозрачной дали, съ легкаго взгорья, гдѣ сѣрѣлось село Горевое, клонили къ скудной землѣ свои благославляющіе черные кресты двѣ-три задумчивые вѣтрянки. И[1177] вязкіе глинистые берега — каша изъ ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... [538]   Пришли къ мат<ушкѣ> Руфинѣ на Ѳоминой[539] земляки —[540] уѣзжали на родину. Зашли проститься. Были они изъ подмонастырнаго села[541], откуда[542] и мать Р<уфина>: не надо ли монастырю передать чего[543]. Они[544] захаживали и раньше по праздникамъ,[545] поила м<атушка> Р<уфина> чаемъ ... . Но его не было. вписано. [538] Так в рукописи. [539] Далее было вписано: вписано: недѣлѣ [540] Вместо тире было двоеточие. [541] Вместо: подмонастырнаго села — было: подмонастырной слободы [542] Далее было: вышла [543] Вместо: монастырю передать чего — было: чего передать монастырю ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

... планѣ, въ кресло, за шкафомъ) Теперь все… все… разбито… вся жизнь… Уйду, уйду… куда-нибудь… въ глухое село… въ учительницы… (пауза)[45] Онъ такъ былъ ласковъ… Петя!.. Петенька!.. (возмущенно)[46] И она… она смѣла называть его такъ!.. (звонокъ ... ;         Далее было: вся жизнь… Уйду, уйду… куда-нибудь… въ глухое село… въ учительницы… /Пауза./ Онъ такъ былъ ласковъ… Петя!.. Петюнька… /Возмущенно./ И она… она смѣла наз/ы/вать его ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... гдѣ-то. — Погубили? почему? — Д<олжно> б<ыть>[1363] въ трактирѣ огонекъ… — вслухъ подумалъ Серегинъ. — Село тутъ боль- // л. 44     шое.[1364] Самая бырь, пароходы не могли вверхъ[1365] итти, мужики стрункой тянули, зарабатывали. А какъ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... при жизни прятались вы за камнемъ скалъ гра-   // л. 109   нитныхъ, за мракомъ лѣсовъ дремучихъ. Вспоминаютъ ли этихъ столповъ валаамскихъ оставленные ими сёла, деревни, бѣдные, захолустные городки? Едва ли… Они ушли изъ мiра, и мiръ забылъ о нихъ. Родные ихъ давно уже спятъ на бѣдныхъ, бурьяномъ ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... въ борта и усыпляли. Стукъ машины разбудилъ меня. Я поднялся и поглядѣлъ въ иллюминаторъ. Разсвѣтъ. Мимо насъ плыли баржи съ поблѣднѣвшими огоньками на реяхъ: бѣжали берега, сонное село съ бѣлой церквушкой, съ сѣрыми избами. На берегу потухающій костеръ посылаетъ по вѣтерку бѣлыя полосы дыма. Дальше отступаютъ берега. Островъ гранитный бѣжитъ мимо&hellip ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... сжимала посинѣвшіе кулачки. Бабка Василиса, по совѣту древней старухи Домны,[192] рѣшила попоить дѣвчокну крещенской[193] водой, и еще съ утра ушла[194] на село. Сенька валялся на палатяхъ и грызъ сырую картошку. Во втромъ часу въ Ивановкѣ ударили къ вечернѣ.[195] ‑ Ударили, дѣдъ… ‑ крикнулъ Сеня[196 ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... Вас<иль> Сер<гѣича> за бока — было: Мы [его] сейчасъ за бока [216]Далее было: [оба съ Васькой] [217]Далее было: [... Съ одного села со мной...] [218] a. Вместо: схлопачу — было: [проведу]b. далее было: [Конечно, мы страшно обрадовались.] [219]Вместо: <4 нрзб> — было: [смѣло ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"