И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 23

Художественные проиведения | Журавли

... такъ  робуо-нѣжно, когда  они сидѣли  въ вечернемъ лѣсу, въ капели, на избяномъ порожкѣ. На льдистомъ, уже  синѣвшемъ  снѣгу поляны лежали  оранжевыя и лиловыя полосы  заката, и привыкшiе къ нимъ  снѣгирики прыгали у ихъ ногъ. Миша  кололъ дрова и приговаривалъ въ звонкомъ ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Стена

СТѢНА. I.   Съ громыхающаго тракта  дорога повернула на мягкiй  проселокъ и пошла зеленѣющими полосами ржи. Тутъ  Василiй Мартынычъ придержалъ сѣраго  въ яблокахъ Пугача и накрѣпко отжалъ взмокшiй  зтылокъ. - Ффу… благодать!..  Парило въ поляхъ послѣ ночного дождя. Мерцаньемъ курились дали. У Василiя Мартыныча  на спинѣ выступили по чесучевому  пиджаку темныя пятна и заблестѣла багровая  складка у затылка. Запотѣлъ  и Пугачъ послѣ  трехверстнаго  гона и шелъ лѣнивой развалкой, растирая въ потныхъ мѣстахъ бѣлые  сгустки. Покашивался на сочныя  зеленя.  …Ухарь купецъ… у-ухарь купецъ… ухарь купе-ецъ - удалой молодецъ!..  - Тьфу ты, чортъ!   Всю дорогу отъ города прыгалъ этотъ игривый  напѣвъ  въ головѣ, прыгалъ подъ дробный топотъ копытъ Пугача и подъ  встряхиванье шарабанчика и до того  надоѣлъ, что василiй Мартынычъ плюнулъ. Еще со вчерашней ночи привязался, когда  пѣла вертлявая Фирка.   Захотѣлось  покурить, и Василiй Мартынычъ  увидалъ затиснутую въ папиросы сигару  съ ободочкомъ.   - Вотъ, черти малиновые… что удумали!  Сигара опять  напомнила, что было вчера и сегодня ночью, и какъ его почтили. Такъ почтили, что теперь  прямо  на вѣки вѣчные будетъ о немъ  извѣстно. Всѣперемрутъ, и самъ  онъ умретъ, и губернаторъ - дай ему Богъ здоровья! - умретъ, и всѣ дома перестроятъ, а навсегда  будетъ извѣстно, что вотъ онъ, подрядчикъ  каменныхъ работъ. Василiй Мартынычъ Бынинъ, почтенъ. Потому  камню ничего не страшно. Будетъ  себѣ лежать, и никто  его не вытащитъ  изъ-подъ кладки.  ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... , и я усну. Л я г у ш о н о къ (выглядывая). И вовсе не Лѣсовикъ, а лѣсникъ! С т а р ы й   П е н ь. Нѣтъ, Лѣсовикъ! Л я г у ш о н о к ъ. А я говорю… С т а р ы й   П е н ь (грозно). А я го-во-рю!.. Изъ чащи на поляну выходитъ старый, мохомъ одѣтый, корявый Лѣсовикъ. Въ рукѣ у него тяжелая дубина. Все смолкло. Л ѣ с о в и к ъ. Что за шумъ?! (Молчанiе. Думаетъ, опершись на дубину.)  ... … Чтобъ видѣть тѣ края, братъ, крылья нужны, крылья! Л я г у ш о н о к ъ. Хны-хны… ква-ква… А у меня ихъ нѣтъ… Филинъ кричитъ. На поляну выпариваетъ, трепеща пестрыми крылышками, запоздавшая бабочка. Б а б о ч к а. Ай-ай! Какъ холодно! Куда мнѣ дѣться? Ай-ай!.. Л ѣ с о в и к ъ. Ты, бѣдная, откуда залетѣла? Б а б о ч к а. Въ лѣсахъя заблудилась. Нашъ добрый дѣдушка, нашъ ... уснулъ… И грибъ упалъ… И Лягушонокъ спитъ… Опятки спятъ… Какъ тихо… Какъ хорошо…   11 Сплываютъ на середину поляны надъ старымъ пнемъ, мигаютъ, точно танцуютъ неслышно. Б о л о т н ы е   О г о н ь к и. Ти-хо… ти-хо… Мы теперь одни… Настали наши дни… ... . Слышится пѣснь журавлей. Лѣсъ надвигается. Востокъ алѣетъ. Слышенъ выстрѣлъ. Крики сбиваются. На свѣтломъ набѣ тянутъ журавли. Тише и тише ихъ крики. Лѣсная поляна. Взмахивая крыльями и падая, изъ зарослей выходитъ Журликъ. Падаетъ и вытягиваетъ голову къ небу, въ ту сторону, куда улетѣли журавли.   Ж у р л и к ъ. Возьмите меня! возьмите! Журочка ... съ краю и взмахиваетъ свой иглой.   38 К у з н е ч и к и. На прощанье съ Журавлями Проиграемъ славный маршъ! Пролетѣть бы надъ полями, Да не въ силахъ… С в е р ч о к ъ… Ша-а-гомъ… маршъ! Проходятъ поляной. К у з н е ч и к и (грустно). Журавли покидаютъ лѣса, Улетаютъ отъ насъ въ небеса… А намъ остается нора-а… С в е р ч о к ъ (строго). Пора! пора! пора! Л ѣ с о в и к ъ  ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... ; Камни, поросшiе мохомъ, по сторонамъ дороги… – Вотъ онъ, „Конь—то камень“ – сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну… На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго. Передъ нами лежалъ „Конь-камень“. На двухсаженную его высоту ...


Художественные проиведения | Патока

... -будто пахло   здѣсь, - такой онъ  былъ чистый, похрустывающiй  снѣжокъ.  Съ бѣлой поляны, за рощицей, глянулъ зеркальными окнами сосновый  розовый домъ.  - Вѣрно, вѣрно. Его  не видно съ дороги. Га!  Молоденькая ...


Художественные проиведения | Ненастье

... провелъ по стѣнамъ пальцемъ. –Будто изъ нашихъ… –показалъ лѣсникъ на Тургенева. – Прямо, староста въ Еремкино такой же… Проходя обратно поляной, учитель встрѣтилъ то опять сѣраго пса, и опять ВУ сторожкѣ стояла осѣдланная лошадь съ каз, а изъ избы доносилось пиликанье гармоньи и. Крикнулъ на пса, тотъ и пошелъ ...


Художественные проиведения | Поездка

... ; географiю.  Сани  вертѣлись  среди возковъ, мужиковъ въ тулупахъ, оглобель, и податному почему-то  припомнилось давнее,  школьное, − древляне, поляне, Рбрикъ, и опять, − что,  конечно, и тогда было, − деготь,  мочало, лубъ.  «И морозищи  такiе же были, &minus ...


Художественные проиведения | Лихорадка

... !  Больше не говорили. Не разобрать было, спалъ ли  студентъ  или лежалъ и думалъ. А Качковъ думалъ. Рисовалась ему − «Тишина»**. Поляна въ березовой рощѣ, вечеръ. На верщинкахъ  еще красноватый  отблескъ. Изъ потемнѣвшей  травы  чутко  глядятъ  крупные  ...


Художественные проиведения | Чужой крови

... ;. [634] «Черезъ силу, борясь и все же приближаясь, подошелъ онъ вышелъ» зачеркнуто. [635] «полянку» исправлено на «поляну». [636] «къ нему» зачеркнуто. [637] «разглядѣлъ» зачеркнуто, вставлено «видѣлъ». [638] « ...


Художественные проиведения | Чортов балаган

... ; по комиссарскому приказу, а барин − что он  человек  ученый,  профессор  Самолетов.  На поляне  я осмотрел  поклажу.  Воза −  до верху, имущество,  обстановочка: мебель,  ...


Художественные проиведения | На пеньках

... отошло,  и впереди на заботъ, ни цѣли, и не на этой землѣ живешь, а ангелы Божьи  неслышно  ходятъ въ березкахъ. Зайдешь  незамѣтно на тихую  поляну, увидишь и тамъ, и тамъ − курятся благоговѣйно душистыя „восковки“ − ихъ  издалека видно, − идешь  въ высокой  ...


Художественные проиведения | Свет вечный

... отвратительное что-то… ‑ что же?.. Томило, вспоминалось… нет, не мог. Воняло затхлым… бельем бессменным, прелыми носками?.. Но голос тот же, со снеговой поляны. ‑ Ки-сло? не ндравится? – скрипнул «студент», мерзкий от внешней грязи, и от другой… иной. – Комфорт в сво-бо-де! Скоро ...


Художественные проиведения | Почему так случилось

... отвратительное что-то… ‑ что же?.. Томило, вспоминалось… нет, не мог. Воняло затхлым… бельем бессменным, прелыми носками?.. Но голос тот же, со снеговой поляны. ‑ Ки-сло? не ндравится? – скрипнул «студент», мерзкий от внешней грязи, и от другой… иной. – Комфорт в сво-бо-де! Скоро ...


Художественные проиведения | Приятная прогулка

... всколыхнул лучшее во мне. История наша ― дана нам Богом, и мы никогда не откажемся от нее. ____ ВАСЯ показывал нам парк. Недалеко от прудов, на обширной поляне, стоял могучий, широко раскинувшийся дуб. Он был в полной силе, с нетронутой грозами вершиной. Под ним покосившаяся часовенка. Теплилась синяя лампада. Образ Успения ...


Публицистика | Похоть совести

... совесть  перестала  тревожить мир?  Живая была  совесть. Мудрец из  Ясной Поляны  тревожил мир. Ушел. Угас  великий очаг  человеческого  духа-света; из мира ушла  ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... одной ногѣ. Подбитая нога висѣла. Онъ собралъ всѣ свои силы, подпрыгнулъ и поднялся въ воздухъ. Еще бы одинъ взмахъ, и пропала бы лѣсная поляна. Но мѣшаютъ вершины лѣса, и уходятъ силы. Журавликъ крикнулъ и опустился. Смерть … смерть … Жалобно кричала сова в лѣсной чащѣ ... . Журавликъ не видѣлъ, какъ на поляну вышелъ лѣсникъ с мальчикомъ. Они подошли к нему. - Ишь ты … журавель! - сказалъ лѣсникъ. - Смотри-ка, Гришутка! - Да его подшибли, ... воздухъ… Взмахъ, другой <—> вотъ и край болота… Еще[428] одинъ[429] взмахъ, и пропала бы лѣсная поляна[430], опять на свободѣ, внизу лѣсъ, впереди родная стая… Её можно нагнать… на ночлегѣ… Но сила пропала[ ... 431], голова опять[432] закружилась[433]<,> Журавликъ прыгнулъ и потерялъ сознаніе.[434] Журавликъ[435] не видалъ, какъ на поляну вышелъ лѣсникъ съ мальчикомъ[436] и[437] подошелъ къ нему[438]. — Ишь ты… журавéль! — сказалъ ... ; Журавликъ летѣлъ къ лѣсу.[661] Отвыкшія крылья слабѣли, но сознаніе свободы — придавало силу. Вотъ и лѣсъ... вотъ поляна лѣсная. Пора отдохнуть. Журавликъ спустился на[662] землю,[663] подвернулъ ноги и сталъ ждать разсвѣта… Долго тянулась ночь, накрапывалъ ... ] Далее была запятая. [428] Далее было: бы разокъ [429] Вместо: одинъ — было: и можно перемахнуть [430] Вместо: поляна — было: болото [431] пропала — исправлено на: уход — и восстановлено. [432] опять вписано. [433] Далее ... было: и [434] Вместо: прыгнулъ и потерялъ сознаніе. — было: упалъ на краю поляны… [435] Вместо: Журавликъ — было: онъ [436] Вместо: съ мальчикомъ — было: съ большой палкой [437] и ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... ], но онъ увидалъ больше. Онъ отошелъ[794]прочь <нрзб.>[795]и пошелъ ускоряя[796] шагъ[797]: [798]Остановился[799]<2 нрзб.>[800]. Поляна была видна и на ней[801] лошадь[802]. Она стояла[803] такъ же,[804] головой въ соснячокъ. — Какая тоска[805]! &mdash ... [890], но только для него этотъ взглядъ говорилъ слишкомъ много[891]. И теперь онъ не могъ уйти[892]. Противъ воли[893]вышелъонъ на небольшую поляну[894]. Здѣсь было совсѣмъ свѣтло отъ мѣс. и снѣга[895]. Лошадь стояла[896]задомъ. Онъ видѣлъ[897]отсвѣчивающіе[898]углы черныхъ ... онъ не могъ [893] Вместо: Противъ воли — было: Черезъ силу, борясь и все же приближаясь, подошелъ онъ [894] Вместо: поляну — было: полянку [895] отъ мѣс.<яца> и снѣга вписано. [896] Далее было: къ нему [897] Вместо: видѣлъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... . всего отсюда выгналъ…[77] — Вотъ онъ, «Конь-то камень»… — сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну… На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго… Передъ нами лежалъ «Конь-камень». Аршинъ 12  ... еще такъ много человѣческаго чувства. По крайней мѣрѣ такъ мнѣ казалось. Я вышелъ на чистый воздухъ. Начинало свѣтать. Рѣдкiя тучи бѣжали, образуя голубыя поляны…. Старичокъ-гостинникъ стоитъ на крыльцѣ. Онъ уже распорядился отправить на пристань наши вещи… — Счастливаго пути! — сказалъ ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... полу собора, и черная мантiя, надвинувшись складками, закрыла клобукъ… [108] Я вышелъ.[109] Начинало свѣтать. Рѣдкiя тучи бѣжали, <<нрзб.>>[110] голубыя поляны. Старичокъ-гостиникъ стоитъ на крыльцѣ. Онъ уже распорядился отправить на пристань мои вещи. — Счастливаго пути! — сказалъ онъ и поцѣловался ... мохомъ, по сторонамъ дороги… — Вотъ онъ, «Конь—то камень» — сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго. На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница. На вершинѣ его часовенка. Грандiозная гранитная ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... -то   // 5   близко. — Вотъ онъ, «Конь-камень»-то! — сказалъ провожавшій меня монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, какъ гигантскій хребетъ ушедшаго въ землю невѣдомаго животнаго. На двухсаженную высоту ведетъ лѣсенка. На вершинѣ часовня. Деревянныя стѣны исчерчены іероглифами ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"