И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 34

Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

Ив. ШМЕЛЕВЪ НЯНЯ ИЗЪ МОСКВЫ   РОМАНЪ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО «ВОЗРОЖДЕНIЕ» — «LA RENAISSANCE» 73, avenue des Champs-Elysйes, Paris - 8иme 1936 I. …А вотъ и нашла, добрые люди указали, записочка ваша довела. Да хорошо-то как у васъ, барыня, — и тихо, и привольно, будто опять у себя въ Москвѣ живете. Ну, какъ не помнить, съ Катичкой еще все къ вамъ ходили, играть ее приводила къ Ниночкѣ. Покорно благодарю, что ужъ вамъ безпокоиться, я попимши чайку поѣхала. И самоварчикъ у васъ, смотрѣть прiятно. Вспомнишь-то, Господи… и куда дѣвалось! Бывало, приведу Катичку…  домъ у васъ, чисто дворецъ былъ, — онѣ съ лопаточками въ саду, снѣжокъ копаютъ, а меня економка ваша… носастенькая такая у ваъ жила, — чайкомъ, бывало, попоитъ съ рябиновымъ вареньемъ, а то изъ китайскихъ яблочковъ, — любила я изъ китайскихъ. Тутъ ихъ чтой-то и не видать… — воду имъ, что ль, тутъ нѣтъ, и въ Америкѣ этой не видала. А какъ же, и тамъ я побывала, сказать только не сумѣю. И тераска у васъ, и лужаечка… березокъ вотъ только нѣтъ. Садъ у васъ, правда, побольше былъ, не сравнять, какъ парки… грибокъ разъ бѣлый нашла, хоть и Москва. Помню-то? Пустяки вотъ помню, а нужнаго чего и забудешь, голова ужъ не та, все путаю. Елка, помню, у васъ росла, бо-льшая… баринъ 5   лампочки еще на ней зажигали на Рождествѣ, и бутылочки все висѣли, а мы въ окошечки любовались, подъ музыку. И всѣмъ какiе подарки были!.. И все — какъ во снѣ словно. А вы, барыня, не отчаивайтесь, зачѣмъ такъ… какiе же вы нищiе! Живете слава Богу, и баринъ все-таки при занятiи, лавочку завели… все лучше, чѣмъ подначальный какой. Извѣстно, скучно послѣ своихъ дѣловъ, ворочали-то какъ… а надо Бога благодарить. Подъ мостами, вонъ, говорятъ, ночуютъ… А гдѣ я живу-то, генералъ одинъ… у француза на побѣгушкахъ служитъ! А вы все-таки ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Лампадочка

... нельзя»…  «каждому  человеку…  что-то,  ты говорил,  положен…  чего положен?..»  − «Ишь,  хитрый какой!  верно,  каждому предел ... положен».  Он доволен,  что и я говорю,  как он,  что каждому человеку  от Бога предел ...   положен,  и объясняет  про «подвижку»: «как  водополью  быть,  стронется ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... баринъ: – Что это такое, огонь горитъ?! Тогда въ страхѣ признался Илья въ слабости своей: сказалъ, что по ночамъ только трудится, а днемъ выполняетъ положенное. Взялъ баринъ иконку, увидалъ, что похожъ мученикъ на маляра Терешку, и сказалъ, поднявъ руки: – Ты, дуракъ, и не понимаешь, что ты генiй! Но ты и негодяй за то, что во святого ... смотрѣть церковь, прикидывалъ планъ работы. Старый иконостасъ стоялъ въ ней, и смотрѣла она пустынно выбѣленными стѣнами. Провѣрилъ Илья штукатурку – хорошо, гладко положена, ни бугорковъ, ни морщинки: только работай. Но не призывалъ баринъ. Стали посмѣиваться надъ Ильей люди, говорили: – Ишь ты, ба-ринъ! Подольстился къ барину – бока належиваетъ ... Илья и пошелъ въ церковь. Бѣлый туманъ курился въ низинахъ, по Проточку. Сѣлъ Илья на старый могильный камень, положилъ голову въ руки и сталъ думать: ну, теперь кончена положенная отъ барина работа… для барина и работалъ… И вотъ, какъ давно, въ яблочномъ монастырскомъ саду, въ охватившей его тяжкой дремотѣ, сверкнуло передъ ...


Художественные проиведения | В норе

ВЪ НОРѢ.   _______   I.  - Могу поздравить, - встрѣтилъ меня начальникъ улыбкой. - Мое представленiе уважено. Вы назначены въ С…  Онъ вертѣлъ бумажку и ждалъ благодарности.  - Городишко, конечно, длянь, - недавно онъ говорилъ другое, - но… - онъ поднялъ палецъ, - по-ло-же-нiе! Теперь ужъ отъ васъ зависитъ…    Старичокъ не могъ скрыть удовольствiя, что такъ удачно отдѣлывался отъ меня. Мое назначенiе въ С… куда сплавляли или нетерпѣливыхъ, или ужъ слишком  терпѣливыхъ,  развязывало ему руки.  Оно освобождало мѣсто племяннику старичка и избавляло отъ непрiятныхъ объясненiй съ администрацiей. Меня считали за человѣка неблагонадежнаго, - по близорукости, я не раскланивался съ губернаторомъ, - и, кромѣ того мой флиртъ съ губернскими дамами сталъ кому-то поперекъ горла.  Такъ или иначе, но старичокъ былъ дозволенъ.   - Ну, годика три поторчите, и можно ждать перевода. Хотя, между нами, это порядочная-таки  нора. Семьдесятъ верстъ отъ желѣзной дороги…  Теперь онъ платилъ мнѣ за строптивость и безпокойство, и его глазки говорили ясно:  - Такъ вотъ же тебѣ, получай!  Если бы зналъ онъ, какую услугу оказалъ мнѣ! Я рвался изъ города. Я убѣгалъ  отъ петли.  Милая супруга непремѣннаго члена, съ которой у меня были короткiя отношенiя, все настойчивѣе намекала на невозможность “продолжать такъ”. Наши встрѣчи принимали трагическiй оборотъ, - съ жалобами, слезами, истерикой, упреками въ непорядочности, въ злоупотребленiи властью надъ “бѣдной женщиной, которая по неопытности” и т. д… Она забыла, что то же самое еще недавно высказывала помощнику податного инспектора, но меня не хотѣла забыть.  Дѣлая томные глаза, она страстно сжимала мои  руки и съ ...


Художественные проиведения | Патока

ПАТОКА.   I.   Бѣлкинъ заканчивалъ служебную поѣздку.  Время было къ награднымъ, и предоставлялся  удобный случай еще разъ напомнить о себѣ. Третiй годъ все обѣщаютъ переводъ въ губернскiй  городъ, гдѣ всякихъ прибавочныхъ рублей на пятьсотъ больше, а не даютъ! Чортъ знаетъ! Надо же, наконецъ, создать мало-мальски приличное  положенiе и выбраться изъ глухой дыры!  Погода стояла отвратительная, оттепели и дожди изгрызли дороги, но Бѣлкинъ не смотрѣлъ  на погоду. Онъ пересѣкъ уѣздъ по всѣмъ направленiямъ,  побывалъ  на фабрикахъ, отыскалъ массу нарушенiй, составилъ по селамъ  съ дюжину протоколовъ, захватилъ  въ Разгуляйкѣ телятника безъ документа и, совершенно разбитый дорогами, ночевками, сухомяткой и тоской по дому, приближался  къ послѣднему намѣченному  пункту - къ затерянному  въ поляхъ паточному заводу.  Объ этомъ заводѣ имѣлся доносъ:  “…А особливо поимѣйте трахмальный заводъ, а то что жъ такое отношенiе, и намъ обидно. Проявитѣ служебное усмотрѣнiе”… Только стало брезжить, товаро-пассажирскiй поѣздъ  высадилъ Бѣлкина  на глухой станцiи. Во всемъ вокзалѣ только и была живая душа - заспанный сторожъ, который  тушилъ лампы. Стало извѣстно, что здѣсь и буфетишки-то нѣтъ, а не то  что лошадей, и что до завода верстъ семь. Итти пѣшкомъ, да еще съ  перегруженнымъ портфелемъ, было неудобно.  - Слава одна, что станцiя. Съ паткой вотъ ежели  подъѣдутъ… Ффу!..  Погасла  послѣдняя лампа, и теперь холодный голубой  разсвѣтъ глядѣлъ въ мутныя  стекла. Со стѣны отъ окна веселый  толстякъ протягивалъ  дымящуюся чашку. Но и здѣсь  увидалъ только пустоту.  Черезъ дорогу  глядѣлъ  на него ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , лѣшая, набирается!.. - И не трожь ее лучше, Вася… - совѣтуетъ и Горкинъ. - Споконъ вѣку она живетъ. Такъ ужъ ей тутъ положено. Кто ее знаетъ… можетъ, такъ, ко двору прилажена!.. И глядѣть привычно, и уточкамъ разгулка… Я радъ. Я люблю нашу лужу, какъ и Горкинъ. ... . Кулебяка съ вязигой – называется «благовѣщенская», на четыре угла: съ грибами, съ семгой, съ налимьей печонкой и съ судачьей икрой, подъ рисомъ, - положена къ обѣду, а пока – первые пироги. Звенятъ вперебойку канарейки, нащелкиваетъ скворецъ, но соловьи что-то не распѣваются, - можетъ быть, перекормлены? И «Усатовъ ... ; Ну, пойдемъ, досмотримъ. Подъ широкимъ навѣсомъ, откуда убраны сани и телѣги, стоятъ столы. Особенные столы – для Праздника. На новыхъ козлахъ положены новенькiя доски, струганныя двойнымъ рубанкомъ. Пахнетъ чудесно елкой – доской еловой. Плотники, въ рубахахъ, уже по-лѣтнему, достругиваютъ лавки. Мои знакомцы: ... ! - говоритъ отецъ. - Я на второй день всегда у городского головы на обѣдѣ, ты съ ними за хозяина. Нѣтъ ужъ, какъ отцомъ положено. Помру, воля Божiя… помни: для Праздника кормитъ. Изъ нихъ и знаменитые есть. - Вамъ - да помирать-съ! - восклицаетъ ... зеленая, не отмираетъ… - Она… безсмертная, да? - Будто такъ. И на Пасху можжевелка, и подъ гробикъ, какъ выносить. Какъ премудро-то положено… ишь, подгадалъ ты какъ, -безсмертная! - Это не я, ты сказывалъ… какъ плотника Мартына несли… ты подъ Мартынушку все кидалъ&hellip ... въ носъ будетъ ударять-съ!.. а это для красоты глазамъ, зараньше. Три-зна. За упокой души новопреставленнаго будутъ испивать т р и з н у, поминать впослѣдокъ-съ. Споконъ-вѣку положено, чтобы т р из н а. Батюшка благословитъ-освятитъ, послѣ поминовеннаго обѣда, послѣ блинковъ, какъ «вѣчную память» о. протодьяконъ возгласитъ. - Гляди ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

ИВАНЪ КУЗЬМИЧЪ. _____   I.   Иванъ Кузьмичъ Громовъ былъ хорошо извѣстенъ “городу”. “Кряжъ”, - говорили о немъ въ торговомсъ мiрѣ, - “по старинкѣживетъ”. Да, Иванъ Кузьмичъ былъ, что называется, стараго закала. Новый ходъ коммерцiи, шикарные магазины и зеркальныя окна были ему не по нутру.  - Имъ бы пыли напустить, - вотъ-те и коммерцiя вся… Окна въ двѣ сажени вывелъ, молодцовъ въ штиблетки обулъ, а посмотри-ка ему въ карманъ… На шинахъ катаютъ, по заграницамъ швыряются, всякой голой шельмѣ сережки на честномъ народѣ подаютъ… Купцы-ы!...  Торговалъ Иванъ Кузьмичъ близъ вокзала, въ громадномъ лабазѣ. Лабазъ былъ заваленъ мѣшками съ мукой, кулями овса и соли; онъ имѣлъ унылый видъ сарая и не топился зимой. Молодцы днями играли въ шашки, а Иванъ Кузьмичъ сидѣлъ въ стеклянной конторкѣ, при лампочкѣ, и щелкалъ на счетахъ. Дѣло падало, старыя фирмы вымирали, всемогущiй кредитъ шелъ и сметалъ купеческiя традицiи; рѣже и рѣже подъѣзжали къ лабазу подводы, рѣже заѣзжали  иногороднiе. Пора бы совсѣмъ прикрыть лавку и жить на капиталъ, но старикъ такъ свыкся съ лабазомъ,  въ домѣ была такая гулкая пустота, что страшно было порвать привычную нить.  Мимо бѣжала кипучая жизнь, вертѣлась пестрыми лоскутами, и годъ отъ году угрюмѣй глядѣлъ онъ на эти пестрые клочья.  - По заграничному норовятъ… ну-ну…   Заграничное - это было безличное что-то и сумбурное, не имѣющее ни прочныхъ устоевъ, ни правды, ни благолѣпiя. Другое дѣло “мы”, Русь…  Она, какою онъ ее зналъ, съ ея несчетными миллiонами народу и царемъ, съ необъятнымъ просторомъ, полей и, лѣсовъ, съ красавицей Волгой, по которой онъ еще парнишкой гонялъ мокшаны и барки, - она была въ его глазахъ несокрушимымъ гигантомъ, который - придетъ время - всѣмъ покажетъ себя, ...


Художественные проиведения | Пугливая тишина

НИОР РГБ 387-5-6 «Пугливая тишина» поздняя редакция без начала и конца   Стоя въ грязи у колодца босыми ногами, въ красной кофтѣ и подоткнуто – юбкѣ,  въ мягкомъ свѣтѣ невысокаго солнца, она пригоршнями черпалъ воду изъ ведерка и плескала себѣ на лицо. Брызгалась и фыркала,  Св.  Свѣтлая коса, закрученная на макушкѣ разсыпалась и мѣшала, и она,   , съ  по спѣшным фыр веселымъ и каким-то свѣжим фырканьемъ, ото откидывала косу за плечо, то опять полоскалась, занятая своимъутреннимъ туалетомъ. Бѣлокрылый голубок мирно сидѣл на гребещкѣ дерколодца и перебералъ подъ круломъ. Въ осв золотыхъ лучахъ, скользившихъ по крышѣ сарая пестрымъ голубоватымъ чередой рядкомъ сидѣли проснувшiеся  голуби. Забѣльскiй видѣлъ съ интересомъ смотрѣлъ, теперь, как дѣвушка, онъ мысленно назвалъ ее дѣвчонка. – нагнулась и стала разсматривать что-то на голой ногѣ, на пальцахъ. Видѣл прищуривъ глазъ отъ бьющаго солнца, как она, выт, ставъ на камень, въ грязи подъ жолобомъ раза три  сильно качнула рычагъ и ловко балансируя на одной ноги обмыла сперва одну ногу, потом другую, поддергивая юбку. Бронзовыя отъ загару тонкiя ноги остановили взглядъ корнета. Онъ смотрѣлъ теперь съ напряженiемъ. Дѣвушка была одна во дворѣ. Голуби да она, да грѣвшiеся въ тепкасолнушкѣ у стѣнки  куры, еще не совсѣм освоившiеся съ зачинавшимся днемъ. Онъ потянулся,& ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... ; спрашиваетъ кто-то изъ слушателей. – Живая… какъ ось, нстоящая. Ты то разсуди, что ежели Богъ умудритъ, такъ никакихъ предѣловъ дял этого не положено… Взять теперь хлѣбъ или овощу какую. У насъ, такъ навозу надобно, чтобы сыть въ землѣ была… такъ? – Извѣстное дѣло ... въ немъ хмельку-то. А вонъ у iеромонаховъ – у стола-то о. игумена куды лучше… – Да развѣ у васъ квасъ-то по сортамъ? – спросилъ я. – А то какъ же? Да рази положено одинъ и тотъ же квасъ и работнику, и iеромонаху пить? Вѣдь iеромонахъ-то онъ то? кто достойнѣй-то? а?... По достоинству и квасъ… А вы какъ думали? – вызывающе даже закончилъ ... пойдетъ монахъ къ о. эконому за чайкомъ-сахаркомъ, - 158 - а ему о. экономъ и скажетъ: – „крестъ тебѣ, братъ, въ книгѣ стоитъ“, – значитъ, чаю не положено… – „Какъ такъ?“ – „Да не знаю… о. игуменъ возвѣстилъ“… – или вотъ сидитъ монахъ за трапезой ... ; ГЛАВА ХII. Въ сѣняхъ гостиницы, у столика, монахъ Iосифъ, симпатичный худощавый блондинъ, продаетъ билеты на пароходъ. Собираются ѣхать въ часовню Андрея Первозваннаго, рас- - 191 - положенную на горѣ у Никонова залива, и тамъ служитъ молебенъ. Эта часовня не представляетъ ничего особеннаго въ ряду другихъ двадцати чаосвенъ, разбросанныхъ по скаламъ Валаама среди лѣсовъ ...


Художественные проиведения | Ненастье

... Иванычъ говорилъ, какъ всегда: –А вотъ какъ-нибудь. на дняхъ… И опять началъ разговоръ извѣстный разговоръ, что сколько на эту школу денегъ положено, а уже тридцать лѣтъ здѣсб[y] и на ворѣ и всѣ пьяницы. Грамотно ф подписаться не умѣютъ. А все это оттого, что персоналъ не имѣетъ любви къ дѣлу. &ndash ... ; да померъ…. Опился… Золото – не печникъ… Погоди, я часомъ накажу… И опять пошелъ извѣстный знакомый разговоръ, столько на училище дене положено – тридцать лѣтъ скоро, какъ выстроили, столько денегъ, что и не сочтешь, а народъ дикій и необразованный безобразный. Ч Словно и аза въ глаза не видалъ. Воръ на ворѣ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ,  для  народныхъ  учителей… и на  старости лѣтъ ей  куска  хлѣба не положено!  И вотъ  одинъ  образованный интеллигентъ  сжалился… Да какъ! – «Я,  говоритъ ... ;старый Кулешъ  выкраиваетъ  изъ желѣза  печки – мѣнять  на пшеницу, на картошку?!  Отстучалъ положенное  Кулешъ. Больше  стучать не  будетъ.         Голоногая  ...


Художественные проиведения | Под небом

... , не прячется<.> А и гдѣ же правда, куда подѣвался? Али нѣтъ правды, нѣту истинной, схоронилася она подъ землю затаилася? Али есть она, да ждетъ годины положенной, али зрѣетъ–спѣетъ подъ солнышкомъ отъ сырой земли силы набирается<.> Не хоронится[2] та правда истинная, она зрѣетъ–спѣетъ подъ ...


Художественные проиведения | Лихорадка

... ; У насъ  звонъ изо всѣхъ звоновъ! Покойникъ Иванъ  Андронычъ пожертвовалъ… Культяпкинъ, Иванъ Андронычъ… Сколько-то тыщъ** очень много положено.    − А, Культяпкинъ! − сказалъ, вздрагивая,  Качковъ. − Купецъ?  − Мясникъ онъ, конечно… но въ купеческомъ  ...


Художественные проиведения | Христова всенощная. Ред.

... окошко. Какая тьма! Где-то тут в черноте, Шавиль и рю Мюльсе; там наши подростки-мальчики, получили недавно надзор и кров, – бедная юная Россия. Положено начало большому делу. Я глядел в глубокие черные долины, на тихие огоньки в дожде. Чужое, темное… – и где-то тут будет всенощная, и чудесный русский ...


Художественные проиведения | Крестный ход

КРЕСТНЫЙ ХОДЪ   Въ  лѣсной  тишинѣ залива, куда океанъ приходитъ  въ положенные  сроки, думаю я о прошломъ. И вотъ − бытiе, живое,  душа надъ  тлѣньемъ. Не безумное  мертвое  качанье, плесканье безсчетнымъ ...


Художественные проиведения | Благовещенье

... съ лукомъ. Кулебяка съ вязигой – называется «благовѣщенская», на четыре угла: съ грибами, съ семгой, съ налимьей печонкой и съ судачьей икрой, подъ рисомъ, - положена къ обѣду, а пока – первые пироги. Звенятъ вперебойку канарейки, нащелкиваетъ скворецъ, но соловьи что-то не распѣваются, - можетъ быть, перекормлены? И «Усатовъ ...


Художественные проиведения | Небывалый обед

... ,  чтобы воля мне,  подручных и  медную посуду,  очистить кухню…  окромя положенного,  две бутылки рябиновки.  После обеда зачинаю! − и, мотнув  головой,  уходит.   ...


Публицистика | Русское дело

... ;что  можно знать теперь о положении народа. Должна быть  создана основа,  должно быть  положено   б р о д и л о,  которое  оживит  массы  волей  любить родное,  ...


Публицистика | Мученица Татьяна

... ; Правоведы  полнее  скажут.  Вспомните,  ч в основе  Закона нашего  положено  Божье Слово: совестливость  и сердце; сознание  человеческого  несовершенства,  греховности.   ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Неустановленному лицу

Фонд № 387 Картон № 9 Ед. хран. № 26   Шмелев, Иван Сергеевич   Письмо к [неустановленному лицу] по поводу рассказа « По спешному делу» и повести «Иван Кузьмич». [1907] Черновик 2 лл. //Общее кол–во листов 2   Оч. благодаренъ Вамъ за отд. Вашъ замѣч. <нрзб.> о моей работѣ[13] Онъ могъ только просить поддержки, искать ее, бѣжать отъ навалившейся на него тяжести. И онъ бежитъ. Ему хочется забыть обо всемъ, опять вернуть //л.1 прежнее чистое и дорогое. И вотъ полутемная дѣтская отчасти даетъ ему это обманчивое успокоенiе. Слава[16] таящiе въ себѣ будущiй мiръ, опять эти розовые ротики. Б. Я[22] не завершился и не могъ завершиться въ поставленныхъ мною рамкахъ. Я лишь фиксировалъ моментъ и не находилъ возможность сдѣлать вывода, такъ какъ выводъ, — думается мнѣ, и не могъ быть сдѣланъ офицеромъ въ его положенiи. Одни лишь отрывочные мысли, ощущенiе своего душевного утомленiя, разбитости, своего жалкого положенiя, величайшей несправедливости властно–втиснутой въ его жизнь силой, съ которой трудно было найти силы бороться — вотъ что могло совершаться въ душѣ офицера–отца, слабохарактернаго и чистаго сердца. Моей цѣлью было дать картину современнгости, а не анализъ сложнаго  душевнаго состоянiя. На посл, б. мож. у меня не хватило бы силы. //л.1 об. Я глубоко благодаренъ за ва[28] рискну прислать на Вашъ просмотръ. В ней я хотѣлъ представить недоумѣнiе, и растерянность,[32] еще не трактовалась в беллетристикѣ. Не откажите въ своемъ вниманiи этой работѣ. Разсказъ же мой, «По сп.д.» не[35] зак. банд, на что прилагаю марки по 7 коп. //л.2. [1] «[замѣч.] <нрзб.> о моей работѣ» зачеркнуто, изменено на: «прочиталъ замѣч. о моей » [2] «благодарю за слова одобренiя» зачеркнуто [3] «моей цѣлью» зачеркнуто, изменено на: «я не& ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... ; Старичка проводили оглушит.[1631] апплодисментами. Спасибо! – кричали на галеркѣ.[1632] Кричалъ Уклейкинъ и хлопалъ особ.[1633] энергично. Онъ уже освоился съ положен.[1634] и даже весело оглядывался на сосѣдей и подмигивалъ, точно желалъ сказать ‑ Здорово загнулъ… Вотъ такъ старичокъ! Въ душѣ онъ рѣшилъ выбрать ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» 1910   Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Ранняя редакция. НИОР РГБ 387.5.2 машинопись с авторской правкой 17 лл.       Рваный баринъ. Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ[1] всегда при переѣздкѣ,[2] въ домѣ былъ вы<нрзб>[3], изо[4]<нрзб>[5] всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не видишь[6], а что и видишь, предстало въ самомъ[7] оригинальномъ безпорядкѣ.[8] Подъ стульями стояли[9] тарел<нрзб>[10], изъ[11] груды <нрзб>[12] выглядывадывалъ[13] чей-то бронзовый бюстъ и стѣнныя часы мирно покоились на <нрзб>[14]диванѣ[15]. Выдвинутые ящики коммодовъ, связка книгъ и <нрзб>[16] сбившiеся въ кучу, точно перепуганныя <нрзб>[17], зеркала, досками наружу... И какъ<3 нрзб>[18] всѣмъ этимъ хаосъ[19] мой прiятель въ кабинетѣ, среди и груды бумагъ и книгъ, задумчиво покуривая[20] папиросу. Вспугнутая моль сонно плыла въ въ золотыхъ сверкающихъ точкахъ солнечнаго луча. Да,[21] прiятель[22] сидѣлъ и мечталъ, мечталъ среди всей э той поднятой пыли, и хаоса, какъ бы ничего не замѣчая.[23]На папиросѣ была <нрзб> — синей бумаги, <2 нрзб>.[24] Онъ даже не сразу отвѣтилъ мнѣ, <нрзб>[25] разсѣянн<нрзб>[26]<нрзб> окно, откуда вливались вечернiя лучи багроваго свѣта, и уже на вторичный[27] окликъ сказалъ быстро: — Ахъ да... Да такъ ничего...[28] Вотъ попала на глаза эта эта вотъ штука... — протянулъ онъ мнѣ трубку..., — ну и... вспомнилось... Онъ даже вздохнулъ, какъ мнѣ показалось[29]. Я взялъ трубку и развернулъ. Это были[30] листы синей вощоной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы[31] вычерчиваютъ[32] планы. Да[33], это было дѣйствительно такъ. Ихъ было нѣсколько штукъ, этихъ чертежей. И странные они были... Какой-то пущенный въ жолтую краску орелъ, мельница, какiя-то ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

Рукописные редакции рассказа И.С.Шмелева «Рваный барин» — рассказ 1910 Поздняя редакция НИОР РГБ 387.5.3 Машинопись с авторской правкой40 лл.       РВАНЫЙ БАРИНЪ.  /Изъ воспоминанiй моего прiятеля./ – – – – Мой прiятель переѣзжалъ на квартиру. Какъ всегда въ такихъ случаяхъ, въ домѣ разгромъ[1], все было выворочено, и[2]подъ стульями стояли тарелки, изъ груды тряпья выглядывали[3] стѣнныя часы мирно покоились на диванѣ, зеркала,[4]сбились въ кучу, точно испугались чего, комнатные цвѣты[5]. Изъ выдвинутыхъ ящиковъ, изо всѣхъ уголковъ и щелей повыглянуло то, чего въ обычное время и не увидишь. И какъ бы въ протестъ всему этому разгрому[6], мой прiятель сидѣлъ у себя[7] въ кабинетѣ среди груды бумагъ и книгъ и въ глубкой[8] задумчиво<сти> покуривалъ папиросу. <Нрзб>[9]моль играла[10] въ полоскѣ[11]солнечнаго луча. <Нрзб>какъ бы ничего не замѣчая.[12]На его колѣняхъ лежала свернутая въ трубку листы синей бумаги,[13] разсѣяннымъ взглядомъ скользнулъ онъ[14] по моей фигурѣ и уставился на окно, откуда вливались вечернiя багровѣющiе лучи вечерняго свѣта. — Что это ты... такой? — Да такъ...[15] Вотъ... — щелкнулъ онъ пальцами по трубкѣ. — попала на глаза эта эта вотъ штука... Прошлое...[16] Онъ вздохнулъ, <2 нрзб>и т. д.[17]. Я взялъ трубку. Это были листы синей вощеной бумаги, на которой, обыкновенно, архитекторы вычерчиваютъ или копируютъ планы.[18] Ихъ было нѣсколько, этихъ чертежей. И странные они были. Какой-то орелъ, пущенный въ жолтую краску,[19] ворота съ полумѣсяцемъ наверху, что-то еще... А внизу, у праваго уголка, на каждомъ листѣ стояла витiеватая подпись: «Не имѣющiй чина и званiя Василiй Сергѣевъ Коромысловъ.» — Гм... странные чертежи...[20]— Это что же? — Ничего страннаго нѣтъ...[21]— почти съ раздраженiемъ сказал <нрзб>[22].& ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... , когда минуло ей семнадцать[95] лѣтъ, шопоткомъ[96] попытала её[97] мать Руфина: — А что, бываетъ у тебя «на-себѣ»? Не поняла Сима. — Положенное-то у тебя бываетъ? И[98] опять не поняла, было Сима — и поняла — зардѣлась. — Нѣтъ еще, матушка… Раздумчиво пожевала ... мать Руфина: произволенье. Задумалась и Сима: а мученицы-то? а святыя жены? И тою же ночью пришло къ ней «положенное» и смутило. Схоронила она свою рубашку и не сказалась: стыдно. А будто и радостно стало на душѣ: дѣвушка она, какъ и всѣ. И стала она словно другая ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... … на одной колѣнкѣ ходитъ. ‑ А ты судись! Судись Матрена ‑ сказалъ[342] Рыжій. Высудишь. Потому человѣкъ искалѣченъ – гдѣ это положено[343]… ‑ Къ аблакату сходи. ‑ Ходила ужъ къ аблакату то. Всѣ пороги обила[344] Нельзя говорить ничего схлопотать – потому ... ; Мы то дураки… а умн.[760] то[761] чаго глядятъ… А ты судись! судись, Матрена – сказалъ Рыжій. Высудишь… потому ноги рвать не положено… На это // л. 37   и законъ такой есть… Какъ у насъ на фабрикѣ… палецъ оторвало Митричу, и судъ ему тыщу и присудилъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... поѣдутъ отъ всего народа выборные туда и произведутъ это новое, которое, конечно, будетъ хорошо. Ну, тамъ и видно будетъ. А теперь ясно, что начало положено. [417]Вместо: вообще права – было:а. всякiя права б. всяческiя права [418]Вместо: будемъ выбирать – было ... ; И обида [<нрзб>, и] подымалась и ширилась, какъ когда Укл. [пре] вспоминалъ, что послѣднее время Матрена избѣгаетъ его, [на] отдѣл. [на] толчками, [а вм] не желаетъ жить, какъ положено по закону… Ужли и съ нимъ затѣяла?.. О, проклятая баба… [Ну В] Мишку угнали, а сами… Укл. сжалъ зубы. А мож. и ничего не было… Пал ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... нимъ поджавъ хвостъ низенькая собачка. Покачивался на колеяхъ лѣнивый возъ съ сѣд<о>комъ на томъ краю деревни, а на высокомъ возу лежало красное что-то, точно положенное пасхальное яичко[1321]<.> И лошаденка казалась чорной собачкой, и сѣно по вечеру казалось особенно зеленымъ, и холо<д>нымъ. И кажется отъ этого былъ[1322] еще ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... -то изъ слушателей. — Живая… какъ ось, нстоящая… Ты то разсуди, что ежели Богъ умудритъ, такъ никакихъ предѣловъ дял этого не положено… Взять теперь хлѣбъ или овощу какую… У насъ, такъ навозу на-   // л. 13   добно, чтобы сыть въ землѣ была&hellip ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"