И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 116

Художественные проиведения | Лес

... и протянулъ ему руку, чего раньше никогда не дѣлалъ. И солдатъ крѣпко пожалъ ее и сказалъ: — Зашелъ проститься. Сеня смотрѣлъ смущенно. Но глаза солдата были обычны, только лежала въ нихъ одно чувство — тоскующая тревога. Это Сеня сейчасъ же понялъ. Первымъ дѣломъ онъ досталъ свой бумажникъ, который эти ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... нашей дорогой  А[83] отъ сына Вашего и супруга Вашего Василья Николаича<.> И увѣдомленіе, что живъ и здоровъ, чего и Вамъ желаемъ. Все обычное. Но воспринималось это обычное всѣмъ существомъ. Старуха плакала и к пере[q] руки къ груди<.> Въ комнатѣ слышались прерывистые глубокіе вздохи. Потомъ писалъ Василій, что былъ въ ... а теперь жалко… Дочь и не придурковата даже, — какъ ее считаютъ, она слишкомъ запуга<на> и пугливая душа ея бродитъ гдѣ–то внѣ обычной жизни. Вотъ теперь онѣ с<и>дятъ на приступкѣ кухни, въ сумеркахъ лицъ ихъ почти не видно, но по повороту головы видно, что бабка думаетъ о письмѣ, ... и глубоко зацѣпила невиданная война. Со стороны будто и не такъ замѣтно: тянется привычная жизнь, погромыхиваютъ въ базарные дни телѣги, уходитъ и возвращается въ обычные часы стадо, гнусаво покрикиваетъ по округѣ хромой коновалъ Савелій — “поросятъ лечить требуется ли кому! ” — бродятъ мѣднолицые татары съ ... raquo; зачеркнуто. [56] «даже» зачеркнуто. [57] «бродитъ гдѣ–то» исправлено на «гдѣ–то бродитъ». [58] «внѣ обычной жизни» зачеркнуто. [59] «и» зачеркнуто, вставлено «все». [60] «вар» зачеркнуто. [61] «пальцы» исправлено на ... вразвалку» зачеркнуто. [486] В слове «бродили» буква «б» исправлена на заглавную. [487] «уже оторванные отъ обычной жизни» зачеркнуто. [488] «такъ ни на что» зачеркнуто. [489] «Такъ они прощались съ роднымъ — безъ наиграннойлихости ... , вставлено «Крѣпко». [825] «и не замѣтно, будто» исправлено на «будто и не замѣтно». [826] «обычной чредой идутъ работы» зачеркнуто. [827] «торговые» зачеркнуто, вставлено «базарные». [828] «на базары» зачеркнуто. [829 ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

... ему свободнѣй, будто тепломъ повѣяло, и ему захотѣлось говорить; но что-то удержало, - пожалуй, еще за «кавалера» приметъ, и обратится въ пошлость, въ обычное – «угостите папироской». Онъ испугался этого, поднялся – и сѣлъ опять. - Я вдругъ ясно въ себѣ услышалъ – « ... потускнѣвшее, какъ бы видѣнное во снѣ подъ сине-золотыми главками, за розовыми стѣнами, - милое личико подъ куколемъ. Въ блужданiяхъ, ставшихъ теперь обычными, средоточiемъ оставался монастырь. Викторъ Алексѣевичъ, «какъ одержимый, въ  дрожи», приходитъ слушать пѣнiе, разглядывалъ миловидныхъ клирошанокъ, но   ... почувствовалъ мучительную тоску, такую же безысходную, какъ въ памятную мартовскую ночь, когда съ облегченiемъ думалъ о «кристалликѣ». Это случилось на бульварѣ. Онъ пошелъ обычной дорогой – къ монастырю. Было часовъ шесть, воротъ еще не запирали. Совсѣмъ не думая, что изъ этого можетъ выйти, онъ спросилъ сидѣвшую, какъ ...


Художественные проиведения | В усадьбе. Ранняя редакция

... ;то задоряще<е> при мысли ― горничная… И это впо такъ, и она тоже обреченная… Это общее явленіе и отецъ говорилъ, что это обычное и конечно, это вполнѣ обычное[345]. Вечеромъ опять[cc] и говорилъ<:> ― Ничего… сейчасъ кончится… ― Пустяки… ― говорилъ генералъ и чего–то[352]… Эка ... же[471] И была въ немъ весення тоска, не та тоска[483] и въ этой глубинѣ видишь безнадежность. Пріѣхали съ послѣднимъ поѣздомъ, привезли много[488] ходила по комнатамъ, дѣлая обычное дѣло и, въ это время Жоржъ стоялъ у себя въ комнатѣ, прислонившись горячимъ лбомъ къ бронзовой головѣ Данте и думалъ: ― А ты[494] котору<ю> ты выдумалъ?…   // л.7. Грузно ... ;то задоряще<е> при мысли ― горничная… И это впо такъ, и она тоже обреченная… Это общее явленіе и отецъ говорилъ, что это обычное и конечно, это вполнѣ обычное» зачеркнуто. [346] «опять» зачеркнуто. [347] Запятая исправлена на точку. «у котораго» зачеркнуто. [348] В слове « ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ;оставить, это ясно.   А сейчас,  может быть, в письме?..  Он открыл находу письмо, но оно было  из обычных  любовных писем, которыми ему надоедали: показалось на первый взгляд. Последнее время, правда,  они приходили редко: у него  ... похоже, эти изломы сердца, бегство от  преснотцы, от скуки… Она же  заклинала, что нет ничего такого… самый обычный  флирт!… Подстроила нарочно, помучить чтобы,  новую искру  выбить и посмотреть, что будет?.. И когда все ... , думая о письме. – Что за причина, не знаешь?  – Известная. С семинаристом в номере была… Ну, «огарки», понятно, чорт их знает. В записке обычное – «прошу никого не винить» и – «прости  меня, дорогой папа». А сейчас попался отставной генерал жандармский ... с ней. Были и другие, многие… – и во всех  его привлекала  ласка: не страсть, а нежность. Э т о  стало уже обычным, как сон и отдых; но всегда  оставалось  новым, волновало всегда  д р у г о е – что говорило взглядом, без отгадки ... ; приезжает  каждую субботу,  для садов  и для хозяйства. Значит, – сказала она  обычным тоном, – с вашей  «историей» покончено?  Вы не обижайтесь.  Все знают…  – Обижаться ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич. Редакция 1906 г.

... ; вы хозяинъ… [Отъ имени комитета и совљта рабочихъ депутатовъ я требую]133.      Молодцы переглянулись, ихъ лица потеряли обычную розовую неподвижность и насторожились. И Иванъ Кузьмичъ видљлъ, какъ его молодцы толкали другъ друга и подвигались къ толпљ. Онъ хотљлъ обругать ихъ, [подбљжать къ представителю ... », самъ не зная, въ чём она должна заключаться, но ея не было, а новыя слова ничего кругомъ не мљняли.      Онъ принялся за обычное дљло: раскрылъ книгу, придвинулъ счёты]195.      - Крупчатки голубой двљсти мљшковъ… по…     ... ;    Онъ поднялъ руку къ солнцу, и взоры толпы устремились къ небу. А солнце, холодное декабрьское// 43. солнце колыхалось высоко-высоко, совершая обычный кругъ свой.      - … [[Кто же благодљтель? кто хозяинъ труда?.. Вљдь вы!… Нљтъ говорю вамъ]546   ... возвљщено. Онъ ждалъ «сути», но ея не было, а новыя слова ничего кругомъ не мљняли.      Иванъ Кузьмичъ принялся за обычное дљло: раскрылъ книгу, придвинулъ счёты.      - Крупчатки голубой двљсти мљшковъ… по…      ...


Художественные проиведения | Песня

...   на дали  искрой,  сiяло  рельсомъ, стекломъ,  автомобилемъ, озябшими  цвѣтами на телѣжкѣ, − и пропадало въ ливнѣ. Шла  обычная  мартовская игра, − вѣтра, дождя и солнца, − капризная „giboulee  de mars“.   Но и въ этотъ ненастный  день ... ; − Позвольте… куда вы  прете?!..   Валились на рѣшетку, напирали. Глядѣли черезъ спины.  Конечно, − бродячiе  артисты, обычный  квартетъ предмiстiй, бистро, трактировъ,  скромныхъ кафэ и  нешумныхъ улицъ.  Но что  же они пѣли?  Свое, понятно, которое ... ;avais promis…  „Ma  vie… ma  vi-i-ie!.. Стояли плотно,  давили на рѣшетку,  колыхались.  Подпѣвали  глухо. Обычная толпа метро − рабочiе въ каскеткахъ,  мидинетки,  мелкiе торговцы,  машинистки,  посыльные,  солдаты,  клерки,  чиновники ...


Художественные проиведения | На паях

... – розовенькая  блондинка,  куколка-женщина, хрупкая. Лѣтъ 23. Наивная. Говоритъ то капризно, то по-дѣтски плаксиво. Одѣта воздушно.    Крач.  Обычный типъ  адвоката-хлыща. Лѣнивая грацiя  знающего себѣ цѣну. Аффектацiя  въ  жестахъ и голосѣ.   Иванъ  Васильичъ. Очень ... ; Евграфъ Данилычъ.  Что за стерва! а?!  Распутная бабенка! И это  моя  дочь!     Данила  Евграфычъ.  Обычное  у насъ явленiе.  Евграфъ Данилычъ.   У васъ! А у меня – пакость. У васъ! У васъ все навыворотъ. Теперь  Герасимъ  ...


Художественные проиведения | Развяза

... еще  получала письма, − неграмотный  у ней былъ старикъ, покойникъ,  а Василiй  не писалъ никогда.  Начало  было обычное,  страшно  вѣжливой начальной  формулы,  неизвѣстно кѣмъ изобретенной,  прочно вошедшей  въ обиходъ и только за по слѣднее  время ...   вашего  и супруга вашего Василiя Николаевича», и заявленiе, что «живъ и здоровъ,  чего и вамъ  желаемъ». Все обычное.   Старуха плакала,  потыкивая комочкомъ  платка  въ глаза и слушала очень  внимательно,  перегнувшись  на стулѣ, чтобы ... зажала стонъ. Стало совсѣмъ тихо. Бабка начала говорить,  что надо писать. Начала  съ вѣжливости, кому и отъ кого поклоны, − обычное. Потомъ замолчала. Нечего больше сказать? Нѣтъ,  было что сказать. Бабка поднялась  съ уголка стула и  подошла  къ столу. Только ...


Художественные проиведения | Лик скрытый

... . Да и спятъ. – На полевую! – сказалъ онъ извозчику: больше некуда было ѣхать.   VII   Теперь было ясно: здѣсь шла и шла обычная жизнь. А оттуда казалось другое: остановилась жизнь и слѣдитъ, и смотрятъ восторженные глаза, и ждутъ. А они не ждали. Они высматривали, что имъ надо, и вотъ &ndash ... . – Понимаешь – страданiе! Принялъ на себя отвѣтственность за все бывшее, кто бы его ни сдѣлалъ! Тутъ уже не маленькая правда, не мелкiй расчетъ… Ты понимаешь? Не обычная человѣческая справедливость. Въ жизни, мама… должна теряться наша  маленькая справедливость… Жизнь огромна! Вѣдь это въ судѣ только… а въ жизни ... ; заброшенный старый заводъ. Въ дѣтствѣ часто ходилъ онъ туда съ мальчишками и раскапывалъ въ мусорѣ звонкiе куски стали. Такъ вотъ откуда голубой свѣтъ! Самый обычный свѣтъ дуговыхъ фонарей, ослабленный березовыми стволами. „А Наташа?!“ – подумалъ онъ. – „И ея нѣтъ другой, особенной?.. Но почему же я ее видѣлъ?&ldquo ...


Художественные проиведения | Это было

... ;       сонъ…         Я жилъ внѣ обычной жизни,  я жилъ и – не жилъ, и…  я былъ  неопредѣлимо счастливъ. Такова  жизнь блаженныхъ&hellip ... : надувалъ  щеки,  шевелилъ  скулами,  дѣлая  быстрый  выдыхъ, – обычный прiемъ,  когда сильно  разстроится.  – Смо-трите…  фигура  странная ... ;пожалъ плечами:  – Все возможно… Теперь все понятно: телефонъ  порвали, про  насъ забыли. Дѣло обычное. Никто и не виноватъ! Этихъ  было у насъ…  двѣсти тридцать. Всѣ, понятно, погибнутъ.     ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

... …  Онъ вздохнулъ, а въ сердцѣ закопошилась не то надежда на что-то, не то тоска.     III.   Утромъ онъ отперъ лабазъ и принялся за обычное: раскрылъ книгу, придвинулъ счеты…  - Крупчатки голубой 200 мѣшковъ… по…  Онъ такъ и оставилъ пальцы на костяшкахъ и поднялъ ... ;сказалъ кондукторъ и ускорилъ шаги.  “Начинаютъ”… - пошло изъ лабаза въ лабазъ. Мирныя, здоровыя лица молодцовъ потеряли обычное выраженiе и насторожились.  Промчалась полусотня  въ сторону “товарной”.  - Запирай!.. запирай!..  - неслись крики ...


Художественные проиведения | Поденка

... себя подлецомъ, тряпкой. Думалъ о Семенѣ Максимычѣ, такомъ радостномъ и ничего не подозрѣвающемъ и обманутомъ имъ, образованнымъ человѣкомъ. Слышалъ голосъ Людмилы на терассѣ, такой спокойный, обычный: – Мамаша, что же сливохъ не подали… Груша, смотри, мороже не растаяло… Видѣлъ ее отъ заборчика, какъ она ходитъ по терасѣ, около стола ... … – и передалъ бутылку. – Хорошая у меня бабецъ! Ну, Долго обѣдали, такъ долго, что у Васина заныла спина. Наконецъ, Семенъ Максимычъ сказалъ обычное на семейномъ хворостинскомъ обѣдѣ:                   ...


Художественные проиведения | Виноград. Вторая, Третья редакции

... ʺ. Тамъ дано знать. А пачпорта пересланы. Понимаете? Значитъ, съ Богомъ…   II   Устроились хорошо. Былъ конецъ апрѣля, и въ третьемъ классѣ еще не было обычной тѣсноты. Повару уступили мѣсто у окошечка, противъ него сѣла Саша. Василій уложилъ ея узелъ на полку и помѣстился съ ней рядомъ. Замѣтилъ, что Саша обмахивается ... чручили билеты на проѣздъ и харчевые по семь гривенъ, и вотъ теперь они въ вагонѣ.[q] II   Устроились хорошо. Былъ конецъ апрѣля, и въ третьемъ классѣ еще не было обычной тѣсноты. Повару уступили мѣсто у окошечка, противъ него сѣла Саша. Василій уложилъ ея узелъ на полку и присѣлъ рядомъ. Замѣтил<ъ> что Саша обмахивается платочкомъ ...


Художественные проиведения | Как надо

... своимъ  свѣтомъ.           III.   На святкахъ у главнаго  доктора была  обычная елка «для дочерей, врачей и  администрацiи», но Скворцовъ  не пошелъ. Послѣ вызова въ телефонъ  самимъ Иваномъ Архипычемъ,  угрожавшимъ ...   на Святкахъ. Ему раздробило  бедро и сильно  помяло, но онъ  выдержалъ и теперь  шелъ на поправку. Это былъ  не совсѣмъ обычный больной. У  него не было паспорта,  не было родины, не было даже имени. Въ палатѣ его  называли − старикъ. Онъ лежалъ  ...


Художественные проиведения | Два письма

... дождь, какъ всегда у насъ въ эту пору въ Шотландiи, на холмахъ. Но въ моемъ  кабинетѣ тепло и сухо, жарко горитъ  каминъ. Я только что вернулся съ обычной  своей  прогулки − она оказалась  необычной! − и вотъ,  вмѣсто того, чтобы сѣсть  за работу надъ &bdquo ...


Художественные проиведения | Иностранец

... ;словечки». «Окраска»,  л и п н е т.  В зале  было шумнее  обычного, все полно.  Выход мой  благополучно кончился.  И тут все и случилось.  Еще когда я пела,  ... ;  …Ну  зачем  же так…  надумывать  всяких  ужасов! Позвонил раньше обычного?  Просто  так случилось… а, какие нервы!  Все прекрасно. Определенно  выяснилось, что « ...


Художественные проиведения | У мельницы

У МЕЛЬНИЦЫ   Разсказъ   Шумъ воды становился все отчетливѣй и громче… Очевидно, я приближался къ запрудѣ. Вокругъ росъ молодой осинникъ, и его тонкіе длинные стволики сѣроватою густою стѣной тянулись передо мной, загораживая шумящую рѣку. Съ трескомъ продирался я чащей, спотыкаясь на острые пеньки, незамѣтно скрытые въ сухомъ листу, получалъ нежданные удары гибкихъ вѣтокъ… А рѣка шумѣла громче и громче. Что-то гудѣло даже, издавая стоны, точно къ шуму воды примѣшивался какой-то живой звукъ. «Должно быть, мельница на запрудѣ», подумалъ я. Я попалъ въ совершенно незнакомую мѣстность… А лѣсокъ все тянулся… Сталъ березнякъ попадаться, потомъ и пушистые кусты дубняка. Это мнѣ подавало надежду, что окраина близко. Что-то свѣтлѣе вдругъ стало: небо яснѣло за чащей… Волна свѣта и воздуха хлынула мнѣ на встрѣчу… Свѣжестью ударило въ лицо,  необъятнымъ просторомъ сверху, шумомъ и гуломъ рѣки снизу… Я стоялъ надъ кручей. У самыхъ моихъ ногъ почти отвѣсная глинистая стѣна спускалась къ рѣкѣ… Недавніе слѣды осыпи длинными полосами тянулись книзу. Мельница шумѣла и завывала на запрудѣ, рѣка въ колесо била и бѣлою пѣной вертеѣлась внизу, за плотиной. Узкая полоска наноснаго рѣчнаго песку тянулась вдоль откоса, ровная, прилизанная отхлынувшею водой. Широкій омутъ темнѣлъ внизу глубокимъ колодцемъ; двѣ-три корявыя ветлы съ пуками тонкихъ вѣтвей на вершинахъ склонялись надъ нимъ. Старыя развѣсистыя рябины, усыпанныя кистями краснѣвшихъ ягодъ, одинокою группой стояли за мельницей, скворешница, увѣнчанная хворостиной, торчала надъ ними.  На самой плотинѣ, свѣсивъ ноги надъ шумящею водой, сидѣлъ старичокъ въ розовой рубахѣ и ловилъ удочкой рыбу. Выше плотины рѣка тихо текла, совсѣмъ незамѣтно было ея теченіе… Яркій, слѣпящій глаза, кругъ отражался въ водѣ и постепенно приближался къ берегу… Солнце заходить собиралось… Я кашлянулъ… Старичокъ за шумом рѣки ничего ...


Художественные проиведения | Распад

... ;ходилъ по залу, и черезъ окно видѣлъ, какъ ярко вспыхивала иногда за темнымъ окномъ “кручонка”.  А потомъ… потомъ все вошло въ обычную колею, дядя попрежнему “разносилъ” кучера и Гришку, ѣздилъ на заводъ, учитывалъ Александра Иванова и только изрѣдка, аъ праздникъ, проѣзжалъ “Жгута ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... ;Можетъ,  и самъ… губернаторъ будетъ!   И ушелъ. Матрена зажмурилась и потянулась.    XIII.   Полный мѣсяцъ свершалъ обычный кругъ свой, топилъ въ холодныхъ, блѣдныхъ лучахъ и пустыя бѣлыя поля, и засыпанные снѣгомъ проулки съ гнiющими домишками, и залитую свѣтомъ калильныхъ фонарей площадь у ярко ...


Публицистика | Убийство

... ; − «Зима»?!  Нет, серьезно?...  Действительно  это была станция «Зима».  Обычная сибирского типа,  станция,  кажется  деревянная,  длинная,  с поленницами дров   ...


Публицистика | Похоть совести

... ;и еще  проходит  −  и уже  десять  лет  не кончается − обычная  «мера  устрашения». А − мир?..  А −»конденсаторы  совести?!   ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 21   Шмелев, Иван Сергеевич   «К солнцу» «Журавлик» — рассказ   1905 а) Машинопись                                                                                                        16 лл. б) Черновой автограф                                                                                             12 лл. 1905 сент. 1 Подпись: «Ив. Шмелев».       Подъ девизомъ: «Для милыхъ, искреннихъ друзей ...»     Журавликъ (Разсказъ для дѣтей младшаго возраста)                                               & ...


Творческие рукописи | Гассан и его Джедди (НИОР РГБ 387.1.23.)

Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 23   [1]Гассанъ и его Джедди.[2] Тому, что я хочу рассказать прошло лѣтъ десять, но всякiй разъ, какъ ночью на Пасху слышу я торжественный звонъ колоколовъ, в<ъ> моей памяти ясно встаетъ сухая, какъ изъ бронзы отлитая,[3] фигура старика Гассана и маленькая, какъ птичка, то печальная, то порывисто веселая[4] Джедди съ[5] большими глазами. Ихъ уже нѣтъ теперь въ живыхъ. Они ушли отъ земли въ неизвѣстную[6] страну правды и вѣчнаго свѣта.[7] И мнѣ становится грустно, грустно…… ——— Первый разъ я встрѣтилъ Гассана[8] на берегу[9] Чорнаго моря въ небольшомъ городкѣ Кавказскаго побережья[10].[11] Былъ теплый[12] iюльскiй вечеръ. Солнце собиралось опуститься въ морскую пучину.[13] Начиналась легкая зыбь на вечерней зарѣ. Я сидѣлъ на дамбѣ[14], свѣсивъ ноги надъ[15] плескавшимся моремъ[16]. Тянуло[17] холодкомъ... Небольшiя баркасы и шхуны[18] едва покачивались у пристани[19], шурша другъ о друга боками. Пахло смолой и[20] водорослями и соленою свѣжестью моря. Солнце все ниже и ниже… Скоро съ далекаго запада надвинется ночная синева[21] волнъ[22]. Рѣзкiй свистъ[23] чего-то по воздуху заставилъ меня осмотрѣться. Шагахъ[24] въ 10... стоялъ[25] бронзовый турокъ въ фескѣ,[26] длинномъ чорномъ пиджакѣ и[27] въ туфляхъ на босу ногу[28] энергично[29] вертѣлъ[30] бичевой съ грузиломъ, собираясь забросить въ морѣ[31]. Его стройная, сухая[32] фигура съ[33] вздрагивающей кисточкой фески, ярко рисовалась на фонѣ освѣщаннаго[34] неба, какъ тѣневая картинка. Недалеко[35] отъ него[36] маленькая дѣвочка въ аломъ[37] халатикѣ[38], и въ малиновыхъ бархатныхъ[39] туфелькахъ съ золотомъ[40] [41], раскрывъ[42] пунцовыя губки, слѣдила, какъ старикъ вертѣлъ бичеву[43]. Вотъ турокъ вытянулся[44], по[д]прыгнулъ, щелкнули о помостъ[45] туфли[46], и бечевка со свистомъ далеко вытянулась ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 4 Ед. хран. № 7   Рассказ «Полочка» Наслѣдство разсказъ мал. человѣка (Изъ[1] письмоводителя) I Я[2] познакомился съ теперешнимъ хозяиномъ очень оригинально. Я былъ мальчикомъ-полотер.[3] при фабричномъ трактирѣ, получалъ 10 рублей и за это[4] жалованье долженъ былъ[5] мести полъ, обметать пыль,[6] держать въ порядкѣ чернильницы, получать тычки и отворять двери посѣтителямъ. У меня былъ уголокъ съ табуретомъ, куда[7] въ своб.[8] минуты я забивался какой-ниб.[9] пустой минутой и читалъ. Все это были[10] книжки на[11] сѣрой бумагѣ, замасленые и какiе то взбитыя, съ <нрзб.> краями и уголками[12] <нрзб.> всѣми <?>рядниками и, наконецъ, попадались ко мнѣ. Какъ сейчасъ помню ихъ названiя «Очаровательный <нрзб.>», «Голубая маска»,[13] «Голосъ изъ гроба» или «Тоска новобрачной». Я такъ зачитывался, что не слыхалъ окриковъ, скрипа отворяемой двери, пока кто-нибудь не тыкалъ меня кулакомъ въ бокъ. — Мишка, чертъ! —[14] кричитъ мнѣ кто то, когда я, присутствовалъ на балу[15] графа Демальмора и вмѣстѣ съ маркизомъ <нрзб.> сжималъ рукоятку кинжала, что бы изъ за портьеры нанести смертельный ударъ ужасному[16] сопернику. — Не видишь, податель пришелъ. Я бросился къ двери. Съ портфелемъ стоялъ старичокъ въ очкахъ и[17] стряхивалъ снѣгъ. Я помогъ снять шубу, но въ это время зажатыя въ рукѣ «[18]Семь призраковъ или роковое кольцо» — <нрзб.> изъ рукъ и разсыпались вѣеромъ по[19] листочкамъ. [20]Протиравшiй очки старичокъ ласково[21] подмигнулъ мнѣ при общемъ шопотѣ <нрзб.> и выговорѣ бухгалтера, приподнялъ палецъ и сказалъ: — А ну, м…… дай… [22]Я схватилъ листки въ охапку, а старичокъ выдернулъ одинъ и сталъ разсматривать. Его ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Отдел № 387 И. С. Шмелев Картон № 7 Ед. хран. № 12   Шмелев, Иван Сергеевич   «По приходу» «Волхвы» — рассказ   1913 дек. 5-6 Машинопись с авторской правкой             7 лл. Подпись: «Ив. Шмелев». Помета И. С. Шмелева о публикации рассказа на обложке.   Речь. 25 дек. 1913 г. 2ое изд. М. Книгоиздательство писателей в Москве. 1918.   <Текст л. І вписан рукой И. С. Шмелева карандашом. — Ред.> По приходу Рѣчь 25 дек. 1913 г.   Волхвы 5-6 декабря 1913 г. Ив. Шмелевъ.   //л. І   5 дек. 1913 г. ВОЛХВЫ. І   Рання<я> обѣдня отошла, поздней сегодня не будетъ: надо итти по приходу — славить. Въ алтарѣ, у жертвенника, отецъ діаконъ, уже одѣлъ шубу и показываетъ о. Василію узенькую полоску, на которой записанъ порядокъ хода. О. Василій страдаетъ глазами, черезъ синія очки совсѣмъ ничего не видно въ сѣренькомъ свѣтѣ изъ-за рѣшетчатаго окна, усталъ отъ долгой службы, записочка дрожитъ въ желтой рукѣ. — Пишешь, ничего не разберу… самъ почитай. — Присядьте, батюшка, — говоритъ псаломщикъ, еще не успѣвшій снять стихаря, подставляя тяжелое церковное кресло съ вытертой розовой подушкой. — Вавиловъ, Никоносовы, Мухотаевъ Иванъ Афиногенычъ, Кундосовъ, Мирокуевъ… Батюшка[1] точно дремлетъ, покачивая лысой головой въ сѣденькомъ пуху<.> У діакона голосъ басовитый, играющій, но иногда съ глухинцой — послѣдній[2] годъ что-то побаливаетъ горло и онъ думаетъ, не чахотка ли, но къ доктору итти боится. — Серпоемовъ, Акундины, Мишкинъ… — Мишкинъ? — ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Отдел № 387 И. С. Шмелев Картон № 8 Ед. хран. № 18   Шмелев, Иван Сергеевич   Рассказ из жизни монастырского подворья. [1917-1922?]   а) Просвирка — ранняя редакция, отрывок Черновой автограф                                         1 л. б) Ранняя редакция, отрывок без конца Черновой автограф                                         5 лл. На верхнем крае л. 1 — цифровые расчеты. в) Поздняя редакция, без конца. Черновой автограф                                         18 лл.   Оторван верхний край листа рукописи «а», поврежден текст.   в) Поздняя редакция без конца             18 лл.   І Онѣ жили въ домишкѣ у заставы — несли монастырское послушаніе. Тихія, въ тихомъ мѣстѣ. Домишко былъ посадскаго склада, въ четыре оконца съ у<г>лами<?>-ставеньками, въ сердечкахъ, съ валкими воротцами, съ глухимъ садомъ — въ бузинѣ и черемухѣ. Былъ здѣсь когда-то веселый домъ, —Зобово Логово. Даржалъ его мѣщанинъ Зобовъ, лихачъ, завлекавшій сюда гулякъ послѣ отчаянныхъ гоновъ по кабакамъ и веселымъ домамъ[1] — «на самый край свѣта, соловьевъ послушать». ...


Творческие рукописи | Красота (НИОР РГБ 387.8.19.)

Фонд № 387 И.С. Шмелев Картон № 8 Ед. хран. № 19   Шмелев, Иван Сергеевич Красота — рассказ (Вихрь) отрывок без конца. 1918 янв. 15 Машинопись с авторской правкой 2 лл. На об. л. 2 текст рассказа «Чужая кровь» Машинопись с авторской правкой // карт.   15 янв. 1918 г. КРАСОТА /Вихрь/ I Отъ <2 нрзб.>[1] Лутохина,[2] сегодня что-то было мрачно, — его опять[3] лихорадило, — Дара перешла къ Печонкину. Этотъ востроносый, веснушчатый солдатъ-мальчикъ, слѣдившій за каждымъ ея движеніемъ, — <«>съ собачьей преданностью», — такъ[4] называла Дара[5] взгляды его свѣтло-сѣрыхъ, жидкихъ и до наивности мягкихъ глазъ, —[6] смотрѣлъ на нее, ожидая, не спроситъ ли она, как<ъ> всегда: — А[7] сегодня какой сонъ видалъ? Чтобы[8] только поговорить съ нею подольше, все утро[9] выдумывалъ сонъ[10], очень длинный, волшебный. Была даже страшная[11] гроза[12], будто на полѣ битвы, подъ Праснышемъ, и какъ и въ прошломъ снѣ, опять была она[13], въ бѣломъ платьѣ, съ распущенными волосами. На[14] этотъ разъ онъ придумалъ въ волоса прицѣпить ей[15] вѣночекъ изъ безсмертниковъ, — тутъ ему видѣлся[16] особенный смыслъ, — или пунцовую, волшебную[17] розу. Кончался сонъ[18] замѣчательно: два санитара несли Печонкина[19] на скрещенныхъ ружьяхъ въ темномъ лѣсу, подъ страшнымъ <нрзб.>[20] огнемъ, а она… сорвала[21] эту[22] розу и положила ему на[23] грудь. Кончался сонъ у пустыннаго[24] кладбища, съ бѣлыми херувимами у воротъ и ея[25] словомъ: — Позвать[26] батюшку… <2 нрзб.> — геро й[27] умираетъ… Эти послѣднія слова[28], сказанныя «голосомъ богини», особенно нравились Печонкину[29]. Онъ придумалъ ихъ[30] въ самую послѣднюю минуту[31], когда Дара вошла въ палату и сказала своими колокольчиками, которые  звенѣли у ней въ[32] ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Отдел № 387 И. С. Шмелев Картон № 8 Ед. хран. № 20   Шмелев, Иван Сергеевич   «Два гостя» — очерк отрывок без конца 1918 апр. 5 Машинопись с авторской правкой             7 лл. <Вверху страницы расчеты карандашом. — Ред.> 5 апр. 1918 г.[1] ДВА ГОСТЯ (Очеркъ)[2] І   — Какой-то Костюхинъ васъ спрашиваетъ… говоритъ, вы его знаете… — сказала горничная. — Но только будто они выпивши,[3] не въ себѣ. Костюхинъ?! Никакого Костюхина я не помнилъ. Да еще выпивши![4] — Говоритъ, вы его знаете! Учителемъ въ селѣ въ какомъ-то,[5] на дачѣ жили… Но только онъ выпивши сильно. Я вышелъ въ переднюю и отворилъ дверь. На площадкѣ лѣстницы стоялъ пожилой,[6] высокій человѣкъ съ чахоточнымъ лицомъ, въ выгорѣвшемъ драповомъ польтецѣ, въ мягкой шляпѣ. Одежда была не по времени: былъ конецъ января. И даже безъ калошъ, въ штиблеткахъ. Но только взглянулъ я на это чахоточное лицо, съ тревожными, лихорадочными глазами, — одинъ сильно косилъ, — на повисшіе[7] жидкими кисточками рыжіе усы, придававшіе лицу плаксивость, —[8] сейчасъ же вспомнилъ. Костюхинъ! Тотъ самый Костюхинъ, который лѣтъ двѣнадцать тому назадъ чуть ли не каждый вечеръ сидѣлъ у меня на дачкѣ и говорилъ безъ устали о своихъ планахъ: объ[9] общественномъ пчельникѣ, который онъ непремѣнно создастъ для крестьянъ, —[10] тогда они уви-дятъ! — объ огородѣ, на которомъ ребята съ этихъ вотъ лѣтъ,[11] щенки эти, поймутъ, чтò можно взять отъ[12] земли,[13] если знать; о какихъ-то необыкновенныхъ яблоняхъ[14], съ такимъ урожаемъ, что съ одного сада село[15] окупитъ всѣ платежи. Да, это былъ онъ,[16] мечтатель![17] — Все еще не узнаете? — ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 8 Ед. хран. № 21 Шмелев, Иван Сергеевич [ʺЧужой кровиʺ] Чужая кровь — рассказ 1918 а) Ранняя редакция, без начала. 1918 апр. Машинопись с авторской правкой.                                        11лл. Подпись: ʺИв. Шмелевʺ. б) Ранняя редакция, без конца. Машинопись с авторской правкой                                         8лл. в) Поздняя редакция, без начала. Машинопись                                                                                 5лл. г) Поздняя редакция, разрозненные листы. Автограф и машинопись                                                                       8лл. Два листа рукописи «г» разорваны пополам. Кольцо <Альманах> Изд. ʺКольцоʺ м. 1922 г. кн 1. стр. 9—24.   Общее количество листов 33л.   & ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.8.)

Отдел рукописей Государственная библиотека имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 8     Шмелев, Иван Сергеевич   «Мистификация» — шутка в І действии 1908 а) Ранняя редакция. 1908 февр. 3-4 Черновой автограф                                                                12 лл. Подпись: «Ив. Шмелев».   б) Исправленная редакция. 1908 февр.6 Черновой автограф.                                                               14 лл.(1 ч.) Подпись: «Иван Шмелев».   в) Автограф с правкой                                                           35 лл. № поступления 61   в) Автограф с правкой 35 лл   МИСТИФИКАЦІЯ. Шутка въ І дѣйствіи. Ивана Шмелева.             Авторъ — Иванъ Сергѣевичъ Шмелевъ Владиміръ губренскій Царицынская д. Стариковой   Мистификація. Шутка въ І дѣйствіи Шутка въ[1] І дѣйств.[2] ...


Творческие рукописи | Мистификация (НИОР РГБ 387.3.9.)

Отдел рукописей Государственная библиотека имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 9     Шмелев, Иван Сергеевич   «Мистификация» — — шутка в одном действии 1908 Машинопись с авторской правкой 43 лл. Название и адрес на обложке рукой И. С. Шмелева. На обложке — цензурное разрешение к печати.   Помят, надорван лист обложки. № поступления 43   Машинопись с авторской правкой 43 лл   <В левом верхнем углу листа запись: № 3775 — ред.> <В верху листа по центру печать, первая цифра вписана чернилами: 29.МАР.1908 — ред.>   Мистификація. Шутка въ І дѣйствіи. Авторъ Иванъ Сергеевичъ Шмелевъ Владиміръ губ., Царицынская ул. д. Стариковой     <Ниже справа печать цензора с вписанной от руки датой: К представленію дозволено С.-Петербургъ, 7 апреѣля 1908 г. Цензоръ драматическихъ сочиненій — ред.>   <Ниже печать: Гербовый сборъ уплаченъ За Помощника <нрзб.> дѣлъ — ред.>   МИСТИФИКАЦІЯ. Шутка въ І дѣйствіи.   ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.   КОСТОЧКИНЪ, Василій Ивановичъ, секретарь земской управы[1], лѣтъ за 30. РУБИНИНЪ, Владиміръ Александровичъ, молодой беллетристъ съ именемъ[2], другъ дѣтства Косточкина, лѣтъ 30. ГАЛЛЬСКІЙ,[3] поэтъ[4], пріятель Рубинина, лѣтъ 25[5]. НЕРОНОВА, Евгенія Николаевна,[6] брюнетка съ свободными манерами. Одѣвается въ легкія, обтягивающія ткани. Жена члена земской управы. Лѣть 30. ГИРИНЪ, Власъ[7], сынъ фабриканта, — крѣпкаго тѣлосложенія. Лѣтъ 25. Манеры рѣшительныя. ЯШКИНЪ,[8] Адамъ Адамовичъ, репортеръ мѣстной газеты. Юркій, потертый субъектъ въ пенснэ, неопредѣленныхъ лѣтъ. Говоритъ быстро. БУТОНОВА,[9] служитъ въ «статистикѣ». Тощая, дергающаяся особа. Любитъ        & ...


Творческие рукописи | Кристаллы (НИОР РГБ 387.3.10.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Отдел № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 10   Шмелев Иван Сергеевич «Кристаллы» — шутка в одном действии. (1908)   а. ) Черновой автограф 1908 февр. 17                        6 лл. б. ) Ранняя редакция. Автограф с правкой.                                                     22 лл. на л. 22 об. цифровые расчеты. в. ) Поздняя редакция. Машинопись с авторской правкой                            30 лл.+1 л. обложки. На обложке цензурное разрешение к печати. На л. 30 цензурная печать Управления по делам печати.   Надорвана, помята, загрязнена обложка. б ) Ранняя редакция.   Писарской список с авторской правкой 22 лл. На л. 22 об. — цифровые расчеты. Кристаллы. (Шутка въ І дѣйствіи)[1] // л. 7   Кристаллы. Шутка въ І дѣйствіи. Ивана Шмелева.   Дѣйствующія лица: Лисичкинъ           Петръ Петровичъ, присяжный повѣренный, лѣтъ 35. Подвижной, жизнерадостный брюнетъ. Вспыльчивъ. Наташа,               Ташечка, жена его, розовенькая блондинка съ голубыми глазками, любитъ капризничать. Нетерпѣливая. Лѣтъ 20. Хрупкая и изящная. Угрюмовъ     & ...


Творческие рукописи | Грачи (НИОР РГБ 387.3.11.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 11   Шмелев, Иван Сергеевич «Грачи» — пьеса 1908   а. ) Черновой автограф 1908 февр. 25-26                              6 лл. б. ) Автограф с правкой.                                                          19 лл. в. ) Машинопись с авторской правкой                                  22 лл.+2 л. обложки.   Надорваны, загрязнены, помяты листы обложки раздела «в». б) Автограф с правкой              19 лл. (І ч.)   Грачи. Пьеса в І д.   Ивана Шмелева.     Вас<ильевъ>-Сурскій. (кашляетъ и т. д.<)>[1] // л. 1   ГРАЧИ. Пьеса въ І дѣйствіи. Ивана Шмелева.     Дѣйствующія лица. Васильевъ-Сурскій, Павелъ, провинціальный артистъ на роляхъ резонеровъ и почт<енныхъ> отцовъ, лѣтъ 60. Цапелькинъ, Прохоръ, комикъ на вторыя роли, подвижной субъектъ, съ лысиной во всю голову. Одѣвается плоховато, въ пиджачкѣ. Лѣтъ подъ 50. Уманова, Надя, артистка на роляхъ ingénue dramatique, сильно чувствующая и легко возбуждающаяся дѣвушка, лѣтъ 22. Запольскій, jeune-premier труппы, лѣтъ 30. Гущинъ, Артамонъ, & ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

Фонд № 387 И. С. Шмелев                                  Шмелев, Картон № 7                                     Иван Сергеевич Ед. хран. № 15.   [ʺВ усадьбеʺ] Телята — рассказ. Поздняя редакция 1914 март 29 Машинопись с авторской правкой         6лл. Пагинация авторская. Пометы Шмелева на верхнем крае лл.                 Рассказы т. VI Москва 1916                                    Стр. 49—63 Общее колич—во листов 6 // карт. I[1]   Грачей въ паркѣ была такая сила, что первые дни по пріѣздѣ въ имѣніе генаральша не могла спать, затыкала уши ватой, укрывалась подушкой, принимала вероналъ, — ничто не помогало. Генералъ разносилъ приказчика, почему позволяютъ грачамъ селиться въ паркѣ, не принимаютъ никакихъ мѣръ — нельзя безъ опаски гулять, вездѣ дрянь, безобразіе. Приказчикъ докладывалъ, что мѣры принимаются, всякій разъ передъ прилетомъ разоряютъ старые гнѣзда, но птица такая упрямая — ничего знать не хочетъ. — Больше ей удержаться–то негдѣ, кромѣ какъ у насъ. Кругомъ голота–съ[a][2]..<.> Да въ Никитовкѣ, въ ближней рощѣ, имѣется ее нѣсколько[3] количество… — Значитъ[4], паркъ, по–твоему, вырубать, умная голова? Залпами выбивай, что хочешь дѣлай, — духу чтобъ ихъ не было у меня! Послѣднюю[5]  ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

387 И. С. Шмелев, картон 2, ед. хр. 4 Шмелев, Иван Сергеевич «Мэри» – рассказ. 1906 июля 19 – авг. 6 Черновой автограф Авторская пагинация                  24 лл. ж. «Друг детей» 1907 г. №№ 11–15 «Они и мы» 2ая кн. рассказов. М. Редакция журн. «Юная Россія» 1910 г.     Iюля 19– 1906 г. Влад. <нрзб.> Мэри. I – Да, вы мнѣ болѣе не нужны!..[1] Ступайте въ контору и получите разсчетъ… – Но… Ваше сіятельство… Вы[2] пригласили[3] меня на 5 лѣтъ[4]… Я уже два раза отказался отъ выгодняхъ предложеній…[5] – На пять лѣтъ!.. Ну, да,[6] я считалъ васъ за прекрасного[7] наѣздника, извѣстнаго жокея… Что же вы сдѣлали[8]… Осенью[9] провалили «Изумруда», переломали ноги «Крокусу»… О, чортъ возьми!.. Весною вы опозорили меня…[10] придя[11] послѣднимъ на Цезарѣ…[12] – Да… –[13] Я предупреждалъ васъ… Цезарь былъ боленъ…[14] – Вѣчная отговорка… насморкъ, кашель, откочила подкова, лопнула подпруга… Сознайтесь, что вы изработались… Вы[15] посмотрите на себя… вы стали походить на старый[16] лимонъ…[17] выдохлись вы со всей своей славой…[18] Старый жокей[19] поднялъ[20] сморщенное бритое лицо,[21] мешокъ,[22] и въ зеркалѣ[23] надъ каминомъ увидалъ два тусклые глаза, угрюмо высматривавшихъ изъ подъ[24] сѣдыхъ бровей, выпуклый лысый лобъ и[25] провалившіеся щеки.[26] Его сухая рука крѣпко сжимала хлыстикъ съ перламутровой ручкой[27]… // л. 1   – Старый лимонъ?[28] Неужели все кончено и надо уходить…[29] Куда?.. Старый[30] жокей,[31] обводилъ глазами ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.5.)

Фонд № 387 И. С. Шмелева Картон № 7 Ед. хран. № 5 Шмелев, Иван Сергеевич «Виноград» — рассказ 1913   Гранки с авторской правкой 18 лл. На л. 1 — помета И. С. Шмелева   Помяты, надорваны края нескольких листов.   Общее количество листов 18   [1] Виноградъ.[2] I. Каждый изъ нихъ задалъ паспортъ и получилъ наказъ — во вторникъ, къ часу дня, быть на вокзалѣ, у богажной кассы: тамъ ихъ найдутъ и выдадутъ билеты на проѣздъ. Первымъ явился бѣлоусый парень, въ новомъ синемъ картузѣ и поношеномъ пальтецѣ, съ узелкомъ; тутъ же подошла запыхавшаяся краснощекая дѣвушка съ большимъ бѣлымъ узломъ, который она тащила на животѣ. Стояли и приглядывались, озабоченно посматривали на часы, показывавшіе уже половину перваго, и сторожили двери. По черной косыночкѣ, узлу и жакету, съ большими отвисшими пуговицами, парень прикинулъ, что это, конечно, горничная,[3] и спросилъ осторожно, — не въ Крымъ ли онѣ, къ господину Винду[4]?.. Дѣвушка отвѣтила оживленно и радостно: — Какъ же, какъ же… въ Крымъ! И вы тоже въ Крымъ?! — Какъ разъ тоже въ Крымъ! къ господину Винду, для пансіона! А вы сюда къ сторонкѣ, узелокъ-то… Часъ скоро, а вотъ… никакого результату… Замѣтилъ, что она поглядываетъ на узелокъ, и разсказалъ, что все имущество оставилъ у брата, швейцара, на Басманной[5], а тутъ, конечно, только самое необходимое. Тащить тоже въ такую далищу, когда, можетъ, еще и не уживешься! Настоящая его спеціальность — по номерамъ, но лѣтнее время — самый мертвый сезонъ, а самовары-то подавать по пансіону, — да чего же ихъ не подать! А звать его Васильемъ. Дѣвушка разсказала, что все не рѣшалась ѣхать въ такую далищу, но господа уѣхали заграницу до зимы, — гдѣ-нибудь надо же служить до ихъ пріѣзда! А звать ее Сашей, Александрой Петровной. ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 4 Ед. хран. № 6   Шмелев, Иван Сергеевич «Романическая история» — рассказ 1908 окт. 14 Черновой автограф и машинопись                                                           22 лл. На л. 8 автографа — цифровые расчеты. Надорван л. 8 автографа.   б ) Машинопись с авторской правкой                   14 лл.   — «Романическая исторія» — Рассказъ Ивана Шмелева   Романическая исторія. Рассказъ.   Послѣ игры мы, обыкновенно, ужинали въ своей компаніи: учитель гимназіи Пробкинъ, податный инспекторъ, я и Филиновъ. Иногда къ намъ пристраивался кандидатъ на судебныя должности Лидинъ, тощій и длинный,[1] «ломкій», какъ кто-то назвалъ его. ([2]Въ винтъ онъ не игралъ, а такъ —[3] околачивался у стола и какъ-то незамѣтно присталъ къ нашей компаніи)[4]. Всѣ мы были, какъ говорится, покончившіе жизнь люди[5]. Ничто уже не будоражило нервы, вопросы личной жизни были или рѣшены, или смяты, итоги подведены. Прошла[6] полоса разочарованій и сомнѣній, посѣдѣли виски, поблескивали лысины. Играли[7] ежедневно, а когда въ клубѣ устраивались[8] вечера, насъ оттѣсняли въ библіотеку и не тревожили[9]. Тогда, случалось, вмѣстѣ съ звуками незнакомаго вальса врывалась къ намъ какая-нибудь закружившаяся девчурка и вдругъ останавливалась на порогѣ. — Ахъ, не туда[10]… — Пять червей.[11] ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

Фонд № 387 И. С. Шмелев                                        Шемелев, Картон № 7                                           Иван Сергеевич Ед. хран. № 8 “Росстани” — рассказ, окончательная редакция. 1913 май Машинопись с [корректорской и авторской]. правкой                                                              59 лл. Подпись ”Ив. Шмелев”   Надорван край л. 40. Рассказы т. V Москва 1914 г. стр. 117—207 Общее количество листов 59 // карт. РÓЗСТАНИ                              Ивана Шмелева.       Москва, Житная, 10. // титульный лист Рóзстани. I Десятаго iюля справляли  именины Данилы Степаныча, а заодно и Ольги Ивановны, невѣстки,  но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а на родинѣ — въ Ключевой.   Совсѣмъ, было, забыли Лаврухины свою Ключевую съ той поры, какъ разбогатѣли и повели широко  банное и подрядное дѣло, а тутъ, съ годъ назадъ, запросился и запросился Данила Степанычъ  на родину. Сталъ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

Фонд 387 И. С. Шмелев                            Шмелев, Картон № 1                               Иван Сергеевич Ед. хран. № 6   На скалах Валаама — путевые очерки, без конца. [1895 конец] Автограф с правкой.                          70 лл. Помяты и надорваны края нескольких листов. Москва 1897 Типогр<афия> Елизаветы Гербек. Общее количество листов 70   // картон   б) Автограф с правкой без конца и с пропусками лл. 59/60                                                                                    70 лл.   На скалахъ Валаама. (Путевые очерки). Безмолвiемъ вѣчныхъ лѣсовъ, гнетомъ сѣрыхъ скалъ, спокойнымъ блескомъ тамъ и сямъ разбросанныхъ озеръ и болотъ манилъ меня къ себѣ угрюмый сѣверъ. Его свѣтлое, холодное небо, отъ котораго вѣетъ[1] тихой грустью, безпредѣльная Ладога, группа древнихъ острововъ Валаамскихъ — все это влекло[2] меня къ себѣ, неотступно звало, вставало въ моемъ воображенiи, принимая неясныя, туманныя и вмѣстѣ съ[3] тѣмъ, загадочно-прекрасныя очертанiя. Сердце, еще только что начинавшее[4] жить, тянуло туда, въ эту чудную, полную дикихъ красотъ страну, ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"