И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 89

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

... на стулѣ сухенькую старушку, торопливо повязавшуюся платочкомъ. Старушка, видимо, только что читала: лежала толстая книга и на ней серебряные очки. Были большiе образа и ширмы, и обвитая комнатнымъ виноградомъ арка въ другой покой. Старушка извинилась, что встать не можетъ, ноги не слушаютъ, предложила сѣсть и спросила: «отъ ... слова сказала матушка Агнiя, но эти слова освѣтили всего меня, всю мерзость мою показали мнѣ. Передо мной была чистота, подлинный человѣкъ, по образу Божiю, а я – извращенный обликъ этого «человѣка», и я съ ужасомъ… съ у-жасомъ ощутилъ бездну паденiя своего. То, т е м н о е, вырвалось изъ меня,  ... вотъ… ея трудами, ужъ такъ-то для васъ старалась, весь постъ все трудилась-вышивала…» И развернула бѣлоснѣжную салфетку. «Подъ образа подзорчикъ, по голубому полю серебрецомъ цвѣточки, а золотцемъ – пчелки… какъ живыя! Работа-то какая, заглядѣнье… и колоски золотцемъ играютъ… ... разсказывалъ Викторъ Алексѣевичъ, - что я смутилъ эту добрую старушку и оробѣвшую вдругъ черничку, свѣтлую. Но я нашелся  и объяснилъ, надумалъ, что образа тамъ… а тутъ… отданъ мастеру «починить»..! Такъ и сказалъ – «починить», какъ про сапоги, вмѣсто, ... ! - радовалась матушка Агнiя. - Да что же это мы. Дашенька… такъ и не похристосовались съ господиномъ, а онъ намъ… Яичко ваше подъ образа повѣсила, подъ лампадку, молюсь – и вспомню… А сѣроглазая-то моя сердечко ваше, и крестикъ, и цѣпочку – все на себѣ носитъ, на ... . Съ этого дня она называла его – «милый», но «ты» ее пугало. Передъ Казанской, въ спальнѣ, затеплилась неугасимая лампадка. Въ комнатахъ висѣли образа, разысканные въ сундучкахъ, старинные. Она все спрашивалась, можно ли повѣсить, купить лампадку, можно ли пойти ко всенощной. Онъ говорилъ ей, съ укоризной: «Да-ра, какъ же тебѣ ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... я съ тобой. Онъ ведетъ меня въ церковь, гдѣ еще темновато, прикладываетъ къ малой Плащаницѣ на столикѣ: большую, на Гробѣ, унесли. Образа въ розанахъ. На мерцающихъ въ полутьмѣ паникадилахъ висятъ зажигательныя нитки. Въ ногахъ возится можжевельникъ. Священникъ уноситъ плащаницу на головѣ. Горкинъ въ новой поддевкѣ, ... ;- «тутъ и налимчикъ мѣрный, и подлещики наскочили», - и водоливъ съ водокачки, съ ворошкомъ зеленой еще спаржи въ ягодкахъ, на образа, и Солодовкинъ-птичникъ, напѣтаго скворчика принесъ. Весь день самоваръ со стола не сходитъ.   ___________   Только свои остались, позднiй вечеръ ... свѣчкахъ, и разберутъ ее по рукамъ, разнесутъ ее по домамъ, по всей нашей Калужской улицѣ, по Якиманкѣ, по Житной, по переулочкамъ… - поставятъ за образа и будутъ помнить… Горкинъ съ Михалъ-Ивановымъ стараются у вербы: сани надо опорожнить, домой торопиться надо. Молодцы приносятъ большую чистую кадь, низкую ... и страшно.  Старуха его довольна, кланяется и кланяется: такъ-то ужъ одарили-обласкали! Сестрицы ей подарили свою работу – вѣночекъ на образа, изъ пышныхъ бумажныхъ розановъ. Матушка, какъ всегда – кулечекъ припасцу всякаго, стараго бѣльеца и темненькаго ситчику въ горошкахъ, а старику отрѣзокъ ... рѣкѣ русскiй народъ крестилъ. - Вѣрно! и это пустимъ, только съ преосвященнымъ посовѣтоваться надо, благословитъ ли… - Да, вѣдь, образа-то въ баняхъ полагаются! - говоритъ Акимычъ, а Горкинъ подакиваетъ бородкой. - Для души польза, и отъ пустого какого слова воздержаться. ... особоровался… все - какъ православному полагается. О. Викторъ о т х о д н у ю читаетъ, дабы Пречистая покрыла крылами ангельскими, отъ смраднаго и страшнаго образа бѣсовскаго. Ти-хо уснетъ папашенька, милые… И Спасителю канонъ читаетъ, и разрѣшительную молитву, да отпустится отъ узъ плотскихъ и грѣховныхъ. Сестры плачутъ въ покрышку на диванѣ, чтобы ...


Художественные проиведения | Солдаты

... . И строже, и милостивее всех   взирал   из высокого  киота  ротный  старинный образ  Святителя Николы. – Лампа-дка..? – показал строго   капитан сопровождавшему его  Зайке. Лампадка ... , он  кого-то звал,  кто мог  направить,  указать – как  нужно. Смутный ли образ мамы? Он не знал. Кто-то его окликнул:  – Кто при звездах   и при луне… так поздно едет  ... ;благоговел  и любовался. В ней было  что-то, напоминало чем-то  маму. В ней  сливались – и светлый образ мамы, и женщина. От мамы – ласковая   нежность, грусть… Любуясь  в тайне, он чувствовал порой  тревогу ...


Художественные проиведения | Приятная прогулка

... ;Ознобишину ПОМНЮ, в конце Страстной, попалось мне объявление в газетах о продаже, «в верные руки», библиотеки, до четырех тысяч томов, в отличном состоянии, главным образом – классики, русские и иностранные, ‑ есть и редкостные издания, ‑ все книги в переплетах. Перепродавцов просят не являться. Единственный день для осмотра ... свечах, ‑ пасхальных. Вокруг были низкие кожаные кресла, в углах – мраморные статуи. Все стены – в книгах, до потолка. В простенке образ св. Николая, с теплящейся лампадой. Все блистало лачком переплетных корешков, тисненьем. Не книжные шкапы, а полки мореного дуба, приставные. У меня глаза разбежались, и стало ... в характере народном, не придавили его: он слишком закален, упруг. Почему? что за чудеса?.. ― я часто об этом думал. И объясняю это у народа сознанием своего «образа и подобия», вложенного нашим Православием. Это ― общее наше, племенное. Этого было в народе больше, теперь слабеет: видят меньше примеров служения ... , на обширной поляне, стоял могучий, широко раскинувшийся дуб. Он был в полной силе, с нетронутой грозами вершиной. Под ним покосившаяся часовенка. Теплилась синяя лампада. Образ Успения. Памятная сеча, по записям, пришлась на Успенье день. Под иконой ― наполовину стертое изречение: «…душу свою положит за други своя ...


Художественные проиведения | Как я встречался с Чеховым

... ; сзади.  Вспоминается,  грустно-грустно − «ах-Фе-ня-Феня-я…»  Скорняк  схватывает образ,  скорнячихе  суют  кулич,  Феня  опускается,  в вуальке.   ... ;нечего  тут  сыропиться».  Вскрикивают за  ним: «да  Андрюша,  образ-то  кверх  ногами!..»     Кричат шофера − «карету под невесту!» Ахают ... ,  мальчика-то  вперед пустите!»  Андрюша,  в бархатных  панталончиках,  вихрастый, с образом на груди, тычется  на подножку, в страхе; под  носом  у него «малина»,  с медовых ...


Художественные проиведения | История Любовная

...   убѣждаться, что  г р ѣ ш и т ь  съ женщиной – ниже  человѣка и его моральнаго  образа! И въ  Евангелiи… «кто смотритъ  на женщину…»[3] – ты знаешь! И мнѣ  легко. Будь ... ; не понимаешь, что я…  Ско-тина!..  Онъ даже  хлопнулъ дверью. А я.. я сталъ  на колѣни передъ образами и зашепталъ: «дай мне  силъ  оставаться чистымъ и пробудить  въ   н е й…» А передъ ... ; «ничего,  успокойся же, Тоничка…  Боже мой!..» Лида упала  на колѣни  передъ образами и принялась бѣшено креститься, – я это  отлично видѣлъ,  сощуривъ  глазъ. Онѣ все плакали надо ... ; и Богу помолимся…  вотъ и хорошо,  ладно будетъ. Водички  вамъ  сейчасъ наношу. Образа  у васъ  благолѣпно-хороши! Древлiи,  стараго  письма. Ну,  за водичкой  пошелъ ... , я потянулся сладко. Троицыъ  День сегодня!..  Вонъ и зеленыя  березки  подъ  образами и по угламъ,  надъ даверью,  надъ моей кроватью.  Бнрезовой рощей пахнетъ. Я смотрю  черезъ голову ... (евр. "пылающий", "горящий", "сжигающий"). С. - это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл" (Библейский словарь Брокгауза).  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном ...


Художественные проиведения | Лампадочка

... ; вспомнится когда,  тоже зажигаю, человека пожалеть.  Это нарошная у меня,  по зароку.  Образ видишь, «Усекновения Главы», Крестителю главу  усекли,  от  Ирода-Душегуба…  это ... ;всегда,  потчует  нас  пирогом с морковью. А я  тогда любил  с морковью.  И образа  хорошие,  и ланпадка горит,  помню, −  настоящие  именины.  С пирога ... ,  вся голова  в кровище.  А собачку  в горницу  не допустили: «у меня  образа,  и супруга не любит».  Оставили на дворе  собачку.  Стали выпивать-закусывать,    ... островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку. 17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились. 18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать [груз], 19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи. 20 Но как многие дни не видно было ... Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, 44 прочим же [спасаться] кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю. (Деян. 27:15-44) [iii] Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. 2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо ...


Художественные проиведения | Смешное дело

... … и «Марточка» у нас тоже в религиозное ударяется». Ну, не кощун ли?! Батюшка восскорбел и с сердцем, правда, сказал: «с четвероногого скота не спросится, а с двуногого, образа-подобия божия, взыщется строго за кощунство!».И перестал вкушать, от огорчения. Я заробел: взрыв будет! А мы в зависимости от них, искони пользовались земелькой. Мамаша ихняя так ... поднял… Тут я и не стерпел. Вышел к столику и кричу: «Православные, послушайте! Учитель чему вас учит… что вы теперь, как эта обезьянка, а не образ-подобие Божие. По его, это его плоть от плоти, а Апостол говорит – «никто же плоть свою возненавидит, а питает и греет ю»! А он свою ...


Художественные проиведения | Грех

... в ворота, замычал… В моих глазах зеленое струилось, черное пятно мычало. Тянулась из окошка «молодая»… Ударили ко всенощной… Я посмотрел на образ «Всех Праздников», старинный, в золотом окладе, и стал креститься. По средине был Животворящий Крест. Мне стало тихо-радостно, и огонек лампадки показался ...


Художественные проиведения | Два письма

ДВА ПИСЬМА  New-Dear, 21 дек. 192… г.   Дорогой N. N. . . . . . надо лишь  глубже вдуматься!  Сейчасъ идетъ дождь, какъ всегда у насъ въ эту пору въ Шотландiи, на холмахъ. Но въ моемъ  кабинетѣ тепло и сухо, жарко горитъ  каминъ. Я только что вернулся съ обычной  своей  прогулки − она оказалась  необычной! − и вотъ,  вмѣсто того, чтобы сѣсть  за работу надъ „Исторiей Возрожденiя“, я невольно отдался встрѣтившимся за прогулку мыслямъ. Во мнѣ  сейчасъ  славная бодрость и радостность, подъемъ  необычайный! Я съ особеннымъ наслажденiемъ отпиваю глоточками  ароматичный грогъ, − я немножко прозябъ въ прогулкѣ, − и удобный мой кабинетъ, съ афганскимъ ковромъ, съ почернѣвшимъ  дубовымъ потолкомъ, гдѣ еще видны крючки  отъ клѣтокъ  съ перепелами и жаворонками, которыхъ  любилъ водить мой  прапрадѣдъ, − съ потемнѣвшими  латами рыцаря у двери, отъ давняго  моего предка, кажется  мнѣ еще покойнѣй и даетъ больше  увѣренности  въ работѣ.  И такъ − я перебираю встрѣтившiяся  за прогулку мысли. Онѣ  связались  и съ Вашимъ послѣднимъ  письмомъ къ мнѣ.  Я зашелъ далеко − за шлюзы, за озерки. Что меня  повело туда − не знаю. Я не страдаю разсѣянностью, но сегодня  такъ странно вышло. Тамъ, близъ фермы „Limit Ways“, что  по-русски значитъ − какiе я дѣлаю  успѣхи! − „Предѣлъ дорогъ“, − старинное названiе  мѣстности, − возлѣ  древней, родовой нашей, церкви, есть  очень давнее кладбище, сплошь  заросшее верескомъ и барбарисомъ. Это и теперь еще очень  глухое мѣсто, описанное  Вальтеръ-Скоттомъ. Я удивился − куда зашелъ! И вспомнилъ, что именно  здѣсь  мой дѣдъ встрѣчалъ, на гарницѣ своихъ  помѣстiй,  покойную королеву. Какъ Вы  ...


Художественные проиведения | Виноград. Из крымских рассказов

... ;для них-то, говорю,  дешевый,  репа пареная! всё  для меня  предстало как страшный образ незаполняемой  пустоты,  ничем неоплаченной  издевки.  Во − имя чего?!  Это ...


Художественные проиведения | Угодники Соловецкие

УГОДНИКИ СОЛОВЕЦКИЕ СРЕДНЕГО размера образ, 30 на 26. Живопись тоже средняя, «палеховская»: писано, вероятно, иконописцем Обители. Лики отчетливы, у каждого свой характер. Слева направо: Св. Митроп. Филипп,& ...


Художественные проиведения | Богомолье

... ;. Ну, взялъ. А она Мартына лѣстовкой поучила для виду, будто за наказанiе. Онъ три года и въ ротъ не бралъ. Что получитъ - къ ней принесетъ, за образа клала. Много накопилъ. Подошло ему опять пить, она ему денегъ не даетъ. Какъ разживется - все и пропьетъ. Стало его бѣсовать ... на него нашло. Ну, мы отъ него все поотобрали, а его заперли. Ночью онъ таки-сбѣгъ. Съ мѣсяцъ пропадалъ - пришелъ. Полѣзъ я подъ его образа глядѣть, - зодотого-то царскаго и нѣтъ, пропилъ! Стали мы его корить: - “Царскую милость пропилъ!” Онъ божится: не можетъ того ... непорядокъ, понятно, шкаликами выстукиваютъ во-какъ… и разговоръ не духовный, понятно… Онъ первымъ дѣломъ палкой по шкаликамъ, начисто смелъ. Мы его успокоили, подъ образа посадили, чайку, блинковъ, то-се… Плакать принялся надъ блинками. Одинъ блинъ и сжевалъ-то всего. Потомъ кэ-экъ по чайнику кулакомъ..! “А, - кричитъ ... и поятъ чаемъ. Я слышу изъ другой комнаты голоса отца, Аксенова и Горкина. И онъ тамъ. Въ комнатахъ очень чисто и богато, полы паркетные, въ звѣздочку, богатые образа вездѣ. Молодчикъ обѣщается подарить мнѣ самую большую лошадь. Потомъ барышня ведетъ меня въ садъ и угощаетъ викторiйкой. Въ бесѣдкѣ пьютъ чай ... уголковъ и крестиковъ, съ подпалами и со слезой морскою, называемой – перламутъ; и корзиночки, и корзины – на всякую потребу. И веселыя палатки съ сундучками, блистающiя, какъ ризы въ церкви. И образа, образа, образа, - такое небесное сiянье! - на всякаго Святого. И все, что ни вижу я, кажется мнѣ святымъ. - А какъ же, -  ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

... ;Про-симъ!.. Онъ прошелъ въ конторку, разорвалъ листокъ, взял деньги и потушилъ лампу.  - Запирай, Матвѣичъ!  - Затѣмъ, повернувшись къ темному образу, укрѣпленному къ балкѣ, онъ положилъ, какъ всегда, три малыхъ поклона и, не глядя ни на кого, вышелъ изъ лабаза.    II.   Жилъ Иванъ Кузьмичъ ... одинъ остался  живымъ воспоминанiемъ прошлаго, наслѣдникомъ когда-то крѣпкой семьи.  Иванъ Кузьмичъ прошелъ въ спальню.  Два кивота со старыми образами плотно стояли въ углахъ у оконъ. Широкiе, черные, пропитанные тяжкимъ запахомъ регальнаго масла и кипариса, кивоты эти были еще при дѣдушкѣ самого ... Кузьмы Иваныча.  Тяжелые образа, въ кованныхъ ризахъ, покрытые жирной черной копотью, глядѣли суровыми ликами черезъ стекла.  Сотни образковъ, крестиковъ и поясковъ, принесенныхъ Никитушкой, помѣщались ... . Сидя съ ногами на старомъ диванѣ, перебиралъ онъ котомочку и сказывалъ о тихихъ обителяхъ и пещеркахъ.  Пришла пятница. Иванъ Кузьмичъ положилъ поклоны передъ родительскими образами, оправилъ лампадки и подошелъ къ окну. Падали сумерки. Тихiй переулокъ былъ какъ всегда, только на мостовой прохаживался въ тулупѣ дворникъ.  “Дежуритъ ... время лежалъ, не зная, - что дѣлать: прятаться, молиться, кричать…  Молиться?..  Онъ взглянулъ на кивоты.  Всѣ образа серебрились свѣтомъ холоднаго утра; гасли золотые блики  на ризахъ; пунцовые тоны лампадъ темнѣли; черные лики глубже уходили въ золоченые вѣнчики ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич. Редакция 1906 г.

... [прокламацію]145, взялъ деньги и потушилъ лампу.      - Запирай, Матвљичъ.      Повернувшись къ тёмному образу Спасителя, укрљплённому къ балкљ, онъ положилъ, какъ всегда, три малыхъ поклона и, не глядя ни на кого, вышелъ изъ лабаза.       ... остался живымъ воспоминаніемъ прошлаго, наслљдникомъ когда то крђпкой семьи.      Иванъ Кузьмичъ прошёлъ въ спальню. Два кіота съ старинными образами стояли въ углахъ у оконъ. Широкіе, чорные, пропитанные тяжкимъ запахомъ регальнаго масла и кипариса, эти кіоты были ещё при дљдушкљ самого Кузьмы Иваныча ... . Старинные образа, въ кованыхъ ризахъ, почернљвшіе, покрытые жирной копотью, глядљли суровыми ликами черезъ стёкла. Сотни образковъ, крестиковъ и поясковъ, принесённыхъ Никитушкой со всљхъ концовъ Руси ... весь отдался говљнью. Никитушка// 27. съ ранняго утра [у]348.      Пришла пятница. Иванъ Кузьмичъ положилъ поклоны передъ "родительскими" образами, оправилъ лампадки и подошёлъ къ окну. [Надвигались]349 сумерки. Тихій переулокъ былъ какъ всегда, только на мостовой прохаживался въ громадномъ тулупљ дворникъ съ бляхой ... ;      Молиться?..      Онъ взглянулъ на кіоты.      Всљ образа серебрились свљтомъ холоднаго утра; гасли золотые блики на ризахъ; пунцовые тоны лампадъ темнљли; чорные лики глубже уходили въ золочёные вљнчики, прятались&hellip ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... меня и вызволилъ, взялъ къ себѣ на постой, въ квартирку, деньги-то такiя не платить. Ну, возила она меня въ соборъ нашъ, въ русскiй… хорошiй такой соборъ, и образа богатые, наши образа, барыня. Все-таки они нашу вѣру почитаютъ. А потомъ меня Соломонъ Григорьичъ провожалъ, Абрашинъ папаша, старичокъ. Ну, маленько отойдешь тамъ, помолишься ... , барыня, ворошить, Господь съ ними, покойница давно. Ну, выкралъ и выкралъ. Достали мы за вексель у нашего лавошника Головкова три тыщи, а четыре заплати, на полгода, вонъ какъ. Я на образа божилась ужъ Головкову, отдадимъ, а онъ мнѣ какъ казнѣ вѣрилъ. И измытарили меня тѣ денежки. Барыня, прости ей, Господи, грѣхъ, у барина изъ кармановъ помалости ... … подушки со всего дома на ковры навалятъ, шалями пестрыми накроютъ, и ломаются. Разуются всѣ, и молодчики, и дѣвчонки… на головах дутые винограды съ елки, и розаны, на образа-то вотъ продаютъ… всѣ въ простыняхъ, плечи голыя, ноги голыя, страмота… и вино изъ кувшиновъ пьютъ, и все-то наговариваютъ, и все-то кричатъ  ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... . Въ общихъ каютахъ 1-го и 2-го класса все занято. Прислужницы финнки, въ синихъ юбкахъ и красивыхъ полосатыхъ передникахъ, очень недурненькiя блондинки, быстро шмыгаютъ по лѣстницамъ. Въ углу подъ образами компанiя торговцевъ въ лаковыхъ сапогахъ и длинныхъ пиджакахъ съ жадностью пьетъ чай и потѣетъ. Благообразный черненькiй монашекъ, видомъ напоминающiй грека, съ юркими глазками, чинно раскланивается ... , и стали, одна на другой, рушиться отшельническiя кущи, обсыпаться пещеры, и суровыя обитатели ихъ стали исчезать съ лица земли*).   Гдѣ тѣ великiе сердцемъ, образы которыхъ и теперь еще являются опорой слабыхъ? Явятся ли опять могучiе духомъ, чтобы поддержать падающихъ? Я оглядывался въ далекую, ушедшую отъ насъ старину, я искалъ ... , которые въ полночный часъ встаютъ изъ гробовъ и собираются на молитву… Тишина, запахъ ладана, старческiя, мертвенныя лица, гнусавое чтенiе, потрескиванье свѣчекъ передъ образами… И вдругъ на неспокойномъ озерѣ, за стѣной загудѣлъ свистокъ парохода. Онъ звалъ меня. Точно жизнью пахнуло въ душную, – мракомъ ночи пропитанную атмосферу ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... ;ставить самоваръ.  Къ  ночи дѣвочка  померла.  Бабка Василиса  положила посинѣвшее тѣльце на лавку, подъ образа, поставила  въ головахъ крещенскую  свѣчечку  и накрыла  кисейкой  маленькую  покойницу ... блестящiя картины. Раздвигались узкiя стѣны комнатки на 4-мъ  этажѣ,  событiя  былой жизни проходили  живыми образами. Казалось, весь мiръ  оживалъ въ глазахъ Сени: эти  уроки  исторiи  онъ никогда не забудетъ ...


Художественные проиведения | Толцыте и отверзется

... ;Я сейчасъ», быстро раздѣлась и легла въ постель, //л.6. плотно укутавшись съ головой. Но мысли продолжали течь одна за другой, безъ всякой видимой связи воскрешая событiя и образы. Такъ и заснула, какъ будто все думая. Утромъ проснулась, а мысли все текли, громоздя тяжелое, мрачное зданiе. 3. На слѣдующiй день Лида на службу не пошла ... » [7] «осчзаемыя» изменено на: «осязаемыя» [8] «пленительные» изменено на: «плѣнительные» [9] после «образы» точка изменена на запятую, на левых полях поставлен знак «х», абзац отчеркнут [10] «лекарствъ» изменено на: «лѣкарствъ» ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... и рвавшiйся обнаружить, выкричать этого внутренняго, мятущагося, и осмѣиваемый.   И все же это былъ человѣкъ, и онъ самъ зналъ, что онъ человѣкъ “по образу и подобiю”[i], на двухъ ногахъ  Хотя совсѣмъ не глядѣлъ въ небо.  “Слабость эта окаянная. Какъ свинья все равно”,  ... ; - Да не засти ты!...  - Ну-ка, ну-ка… еще черкани…  Дверь сорвали.      [i]  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися ...


Публицистика | Душа Родины

... слов,  своими далями и  путями… Вяжет  с собой могилами… Вливается в сердце  образами  Великих,  раскидывается  в летописях и храмах, в куполах, в колоколах… Чуется  в с я  в свершенном,  ... ;и голубиных душ  Достоевского, − до его каторжан из Мертвого  Дома, до исканий Правды  Толстым,  до мягких образов  русских  у Короленки, до баб немых у костра, вешней холодной ночью, в рассказе Чехова, и дальше,  в литературе нашей, все ...   Илью-Громовика  с в о е г о,  мужика строгого,  хозяина, и по-мужичьи справедливого, − его величавый образ создал  чутко и жутко  Бунин. Они, Святые,  открывают тайник народного Идеала,  русского Идеала ... в  реве-раже машину − ч е л о в е  ч е с т в о, а   н о в о г о  человека  явить миру, воплотившийся Образ Божий, Спаса! Иначе – смерть. Вот она,  миссия! Во имя  с е г о  − стоит дерзать,   ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

...   чужого города настигла его машина и убила. Убила в голову,  полную  мыслей-образов,  полную   р у с с к и х  образов − светлых даров России,  и умертвила  сердце. Слепая,  жестокая судьба.  ... ;любящего  из любящих, совестливого  и скромного,  чуткого к слову-звуку,  чуткого  к слову-образу,  богатого  из богатых  словом,  честного  ключаря сокровищ  славной ... .  Он не мог  не верить, −  но сказал  ли когда  об этом? − что чудесное слово-образ − воплощение  Бога   в жизни,  великая  цель  искусства.   ... ;достойнейший, страж  и хранитель  с л о в а.  Больно и одиноко нам.  Но, помня  светлый  образ  отшедшего,  одного из лучших русских  людей,  глубоко просвещенных,  скрепив сердце,  ...


Публицистика | Мученица Татьяна

... томилась,  она ждала… И не она  повинна,  что ныне  осквернена,  что образ ее нетленный − прообраз  России-мученицы − разбит.   Скажут:  дело университета  учить ... и  страдаем.  Тщимся теперь  по забытым  чертам воссоздать  убегающий  милый образ…  Теперь мы чутки. Теперь  мы, в томлении, ловим    ………тайные преданья Сердечной,  ...


Публицистика | Ты победил Галилеянин

... ,  бессмертным  Краалем-Юнаком; войдет в сказания,  как Святой,  в творчество,  как прекраснейший образ  Человека и Государя.  Отшедший,  он будет жить: Он  обогатил человеческую  мысль   ... ;искра. Трагическое  событие,  Кровь  Короля-Мученика − поставило Его на высоту,  как образ  недосягаемой  красоты  духовной,  да разумеют  и падшие.  Какая жертва  ...


Публицистика | Верный идеал

... пути  блужданий  видится  нам  невиденное раньше.  Татьяна, Таня… − образ прощальный Пушкина.  «Мировой  обшмыга», «спутник странный»,   мы теперь рвемся к ней ... …  тщимся  воссоздавать  убегающий милый образ.  Теперь мы  чутки; теперь  мы,  в томленьи,  ловим… −   « ...


Публицистика | 800-летие Москвы

... ; путь, примером и поучением  внедряли в  души наши  сонание  нашего  «образа-подобия».  И мы бессознательно несем,  в великой  народной  толще,   в народном ... , говорящем − как равный с  равным.  Откуда это?  От сознания  своего  «образа-подобия»,  от научения  от  своих Святых,  от высокого  своего  р о д с т в а, &minus ...   в русском народе − ч е л о в е к а.  И во всем  мире  он  ищет  ч е л о в е к а,  образ и подобие  Божии.   Сила  духа,  вера  в  с е б я, в  с в о е,  ...


Публицистика | Крушение кумиров

... ; она может. Ее душа − душа  глубины, и высоты, и  Света.  Светлые  и величавые образы  русских женщин дала наша  литература,  как ни одна  литература  в мире. Русские ... ; бесцелье  жизни наполнить  Великое  Целью − вернуть  человеку  образ  Божий! Русская  женщина  т е п е р ь   это право   ...


Публицистика | Письмо Патриарху Варнаве Сербскому

...   нас  в сердце  своем  хранят  Ваш  благородный  образ −  душевную красоту и правду.  Вы  с нами,  в жизни,  и более,  чем ... ;душевное  приношение  мое − «Богомолье», где  я  пытался  словами-образами  восстановить − воротить  лучшее,  что я видел в жизни,  − чистые  души ...


Публицистика | Крестный подвиг

... ; искры и огни Света,  и намекает из них  туманный  еще пока,  божественный  образ в  человеке.  Незримо, но совершается.  «Камень,  Его же отвергли строители…»[iii]  Вы суть ...


Публицистика | Голос совести

... , − и н в а л и д а. Нужно ли  взывать о помощи,  будить совесть?  Да ведь этот  образ  нашего  страдания,  нашего одиночества, нашей  забытости − никогда   ...


Публицистика | Кощунство

... ; распыляют. И собор − уже не  Дом божий,  где  предносилась  Св. Чаша,  а образ угнетения  народа!  И его − таранят.  Все забыто:  Христово Слово,  великие ...


Публицистика | Душа России

...   национальные надежды… И все ясней,  и полней, и краше  вырастает  перед нами  образ  России нашей, как  Идеал.       Без Родины,  мы остро  ...


Публицистика | Душа Москвы

... ;на какой высоте  стояло душевное  российское просвещение. Корни его  глубоки: вспомните  трогательный образ  Ключевского − «Добрые люди  древней Руси».  Великое древо жизни росло   ...


Публицистика | Слово И. С. Шмелева «Ко дню Русского Инвалида»

...   русского  инвалида.         Господа,  «Наши герои-инвалиды − образ долга, носители  российской  чести».  Так сказали  русские писатели в своем  воззвании ...


Публицистика | Для России

... дать  Комитету  средства − спасать  детей,  будить  в их сердце  образ великой  Родины,  закладывать  в них  основы  достойной  жизни &minus ...


Публицистика | А. С. Пушкин (Сынам России)

... удар  зла,  воплощенного в  большевизме,  положить  почин в борьбе  за Божественный Образ  в человеке.  Может ли затеряться  в памяти человечества  такой Крест?  И если затеряется он в хаотичном ...


Публицистика | Памяти «Непреклонного»

... ;открывалось, и по  отдельным  чертам  можно было  составить  подлинный  и полный образ  ч е л о в е к а.  даже −  и с т о р и ч е с к о г о   человека. И я  оставил  этот   ...


Публицистика | Убийство

...   без аннексий и контрибуций; наполнили  собой  столицы и  города,  вызвав к «революционному образу жизни» и в  пять минут  влив  в себя  революционизированные,  между   ... ;лишь начинающего  приобщаться  к гражданской  свободе  и к пониманию  своего  национального образа.  Эти призывные слова, не встретившие  отпора  у представителей других  политических  течений − долбивших ... ,  окончившие гимназии  и городские училища,  выходцы  изо всех народных слоев и, главным  образом,  из крестьянства.  Эти сотни  тысяч  были опасны  углубителям революции: они получили ...


Публицистика | Христос воскрес

...   каторжан  из «Мертвого Дома», до судорожных  исканий  Правды Толстым,  до мягких образов  русских  у Короленки, до баб немых  у костра,  вешней студеной ночью,  у Чехова ... ;Им освещайте жизнь, Им  заглушайте  шумы,  Им  пробуждайте  ч е л о в е к а,  созданного  по образу  Господню. Это высокий  подвиг, выпавший  нам  на долю,  принятый нами ...


Публицистика | Болезнь ли?

...   что мы − чувствуем  и − немногословны. Откуда  вы знаете, что нет  у нас идеального образа  нашей  родины? и  как вы  можете  называть  наше «иначе ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... , дрыхни ужъ лучше… Спутался съ пьяницами еще!..[161] ‑ Тиши ори… дурища. Пьяница… И выпить нельзя… Всѣ самые образ.[162] люди пьяницы… Вонъ Кор. Пах. легистраторъ ‑ прямо запойный, а тыщу загребаетъ… Пьяница. А поори еще… Толкону ... .[545] и ухмылялся, а Уклейкинъ открыв.[546] ему сердце. ‑ Паша! Сердеч.[547] челов.[548]!.. У-утѣшитель![549] Все <2 нрзб>![550] ‑ Образ.[551] бы челов.[552] поскиснился… Никакого понятiя… Король какой! ‑ Самъ себѣ король!.. Заграницей бы меня рази такъ? Пашь! Палъ ... представить ясно, но она будетъ. Это ясно. Въ соборѣ читали разъ, батюшка съ амвона и говорилъ о терпѣніи, о сосудахъ, которые были полны воды… и объ образов.[598] вина. <‑> Вы сосуды… говор.[599] батюшка, и пробилъ часъ и вотъ // л. 6   вино въ васъ. Было понятно и Уклейкинъ[600 ... хорошіе?..[962] Рази заграницей это самое полиція есть?.. А?.. Правильно я говорю?[963] ‑ Да я… Голубч.[964] вы мой… Господа хорошіе… Образов.[965] люди… Выпилъ я, конечно, самую[966] малость…[967] ибо мнѣ… Да… ну… Онъ полѣзъ въ[968] карманъ, нащупалъ ... >, стараясь сообразить. // л. 10   И ему то[980] казалось, что его и здѣсь обманули и теперь смѣются… То казал.[981], что хорошій народъ, образов.[982] господа, что они пожалѣли его[983], если пьютъ и ему подносятъ по дружбѣ, потому что поняли, какой онъ хорошій[984] человѣкъ ... ]… было… Теперь чтобы всѣ видали… ‑ Дуракамъ никогда не видать… ‑ Дозвольте васъ спросить… Вы, Ив. Агаф.[1096], образ.[1097] человѣкъ и всѣ законы знаете… ‑ Ну, знаю… Ну?.. ‑ И чтоже теперь будетъ?.. вотъ Думу то выберутъ?.. ‑ Ничего не буд.[1098 ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ; ‑ Ладно, лежи себѣ… не твоя забота… [246]Къ вечеру дѣвочка померла. Бабка Василиса положила маленькое посинѣвшее тѣльце на лавку, подъ образа, поставила въ <нрзб> крещенскую свѣчечку и накрыла кисейкой маленькую покойницу. Сенька сидѣлъ рядомъ[247] и плакалъ[248]. А старикъ дѣдъ молился на печкѣ. // л.  ... ] картину, ‑ я примиряюсь[1198] съ этимъ.[1199] Введя Летунова, я нѣсколько хотѣлъ полнѣе[1200] и точнѣе изобразить смыслъ[1201] перестройки нашей жизни. Такимъ образ.[1202] по моему мнѣнію, Летуновъ долженъ исчезнуть изъ Гл. 12, 13, 16, 19, 24. Что касается Сократъ Иваныча ‑ чистой[1203] противоположности Кир. Сем.[1204], я вводя ... въ Москву, но тотъ отказалъ: онъ рѣшилъ попытать счастья и заняться торговлей… [Б] Произошла крупная семейная сцена. Бабка Василиса два раза снимала со стѣны образа и проклинала сына. ‑ Мы дохнуть будемъ, а ты смотри скаредъ окаянный… смотри ‑ Да… скаредъ! Вы меня кормить не станете… Куда я сунусь, куда ... [1198] Далее было: вп [1199] Вместо точкибыло: и буду ждат [1200] Далее было: из [1201] Далее было: и [1202] образ.<омъ> [1203] чистой ‑вписано [1204] Кир.<илла> Сем.<еныча> [1205] Далее было: а. осн б. тя [1206 ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

... ;Поглядите… Мужики вездѣ расшибаютъ[159] добро,[160] а[161] у насъ не тронуто[162] ни одной машины. А что касается просвѣщенія, то мы[163] завели клубъ, образ<овали>[164]<?> общество молодежи.[165] Устраиваемъ театры, и я даже замѣчательный[166] актеръ, играю первыхъ любовниковъ! Играю даже «Бѣдность не порокъ» ... ;    Далее было: даже [164]            Вместо: клубъ, образ<овали> — было: образовательное [165]            Далее было: Мы [166 ...


Творческие рукописи | Рассказ из жизни монастырского подворья (НИОР РГБ 387.8.18.)

... уксусомъ съ мятой, картины не то сожгли, не то —[12] болтали сосѣди — далъ за нихъ[13] деньги[14] отставной генералъ,[15] <въ видѣ> пожертвованія на обитель, освятили многими образами, — и стала будто часовенка: молиться лѣтомъ. А надъ трескучей калиткой[16] сѣла, подъ стариннымъ мѣднымъ крестомъ, пышная бѣлая просфора на жестянкѣ: пекли ... ;— невѣстамъ. И еще любила пасхальное,[104] обучилась въ монастырѣ: прошивала узорнымъ серебрецомъ-сусалью пунцовыя шелковыя яички на Свѣтлый День и голубые сердечки подъ образа.[105] Знала ихъ вся округа и звала тихими — за тихую, трудовую жизнь.   ІІІ   Свѣтлѣло и очищалось Зобово Логово. Разсказы ... . Подгороднія бабы заносили на подворье крыжовнику и малины на варенье, топленаго молока съ пѣнками въ пузатыхъ кринкахъ и уносили къ себѣ атласн<ые> яички съ серебряцой и[226] сердечки подъ образа и теплыя просвирки — сосать ребяткамъ. Любопытно глазѣли на чистый постельный покровъ и алеб<астровое> Расп<ятіе> щекастыя подго<однія> дѣвки въ[227 ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... опорками и рвавшiйся кого то обнаружить, выкричать этого внутренняго, мятущiйся и осмѣиваемый. И все же это былъ человѣкъ и онъ самъ зналъ, что онъ человѣкъ «по образу и подобiю», на двухъ ногахъ. Хотя совсѣмъ не глядѣлъ въ небо. «Слабость окаянная…[823] Какъ свинья, все едино…[824]» ... городъ. Не сказалъ, что ему съ полчаса не отпирали[1169] дверь.[1170] Вотъ душевн.[1171] челов.[1172] – думалъ Уклейкинъ… Прямо образов.[1173] человѣкъ…[1174] Онъ[1175] окончилъ починку, и пошелъ помыть руки и спать… и[1176] подошелъ къ кровати[1177]. Она лежала, почти ... [1170] Далее было: Это было не важно. Важно, что дали 5 на пряники. [1171] душевн.<ый> [1172] челов.<ѣкъ> [1173] образов.<анный> [1174] Но Мишутка не сказалъ, что Пал. Сид. угощалъ мамку пивомъ и при немъ, когда онъ ѣлъ пряники. Не сказалъ и того, что ... пришлось бѣжать черезъ весь городъ. Не сказалъ, что ему съ полчаса не отпирали дверь. Вотъ душевн. челов. – думалъ Уклейкинъ… Прямо образов. человѣкъ… вписано. [1175] Далее было: уже не могъ работать все же…. [1176] Вместо: и пошелъ помыть руки и спать ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... понравится[1088]. Въ лавкѣ никого не было «это не вспросѣ<», —> подумалъ Сушкинъ, и ему очень понравились тишина и порядокъ и тихая лампада<,> образа и <нрзб.>[1089] и тихiе движенiя продавца,[1090] а когда вышелъ на улицу<,> ему пришло въ голову[1091] Потомъ онъ закупилъ остальное<,> о чемъ просили и что ... ;      Далее было: черное чѣмъ цвѣтное [1089]          образа и <нрзб.> вписано. [1090]          Вместо запятой была точка. [1091]    ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... . Въ общихъ каютахъ 1-го и 2-го класса все занято. Прислужницы финнки, въ синихъ юбкахъ и красивыхъ полосатыхъ передникахъ, очень недурненькiя блондинки, быстро шмыгаютъ по лѣстницамъ. Въ углу подъ образами компанiя торговцевъ въ лаковыхъ сапогахъ и длинныхъ пиджакахъ съ жадностью пьетъ чай и потѣетъ. Благообразный черненькiй монашекъ, видомъ напоминающiй грека, съ юркими глазками, чинно раскланивается ... , которые въ полночный часъ встаютъ изъ гробовъ и собираются на молитву… Тишина, запахъ ладана, старческiя мертвенныя лица, гнусавое чтенiе, потрескиванье свѣчекъ передъ образами… И вдругъ на неспокойномъ озерѣ, за стѣной загудѣлъ свистокъ парохода. Онъ звалъ меня. Точно жизнью пахнуло въ душную, мракомъ ночи пропитанную атмосферу. Бросивъ ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... . Теперь я вѣчно, какъ живъ буду помнить эти макароны… Я перебиралъ всѣ встрѣчи съ дядей, разговоры, всѣ мелочи, сову, книги, зол.[566] образа, тихіе сумерки, полки… И вспоминалъ… — Это твоя полка… Да, теперь я б.[567] ихъ хозяинъ… Дяди нѣтъ ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... онъ не можетъ: человѣкъ онъ богобоязненный, хоть и очень скупой, къ тому же при всѣхъ на кухнѣ въ минуту прощанья торжественно объявилъ при всѣхъ и даже перекрестился на образа, что принимаетъ на свою душу всѣ заботы въ случаѣ чего, чтобы братъ не безпокоился. Можетъ быть и это обѣщаніе томитъ Максима, и боясь будущаго, онъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... / Да отстаньте вы отъ меня! курите свои фимi-ямы!   Марфа Прохоровна /кладетъ сахаръ въ сахарницу/.[70] И буду курить, и буду! Васъ съ Данькой-то послушать такъ и образа изъ дому вонъ! Умные[71]! Чѣмъ бы въ церкву-то ѣхать, она чаи-сахары, съ бараночками… /машетъ жаровенкой/.   Люба. /показываетъ въ сторону/. Тамъ вонъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... / Да отстаньте вы отъ меня! курите свои фимi-ямы!   Марфа Прохоровна /кладетъ сахаръ въ сахарницу/.[42] И буду курить, и буду! Васъ съ Данькой-то послушать такъ и образа изъ дому вонъ! Умные[43]! Чѣмъ бы въ церкву-то ѣхать, она чаи-сахары, съ бараночками… /машетъ жаровенкой/.   Люба. /показываетъ въ сторону/. Тамъ вонъ ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... же дверь — иное <?> <нрзб.> Пѣвица серьозно-вдумчиво посм. на этого человѣка — что не увидитъ, <нрзб.> и <нрзб.> въ ней такому образу, <нрзб> и сказала: — А <нрзб.> я <нрзб.>! // л. 11 об. <На л. 12 об. — расчеты. —Ред.> // л. 12  ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... спали  на кухнѣ, у Софьюшки, — боялись одни.  // л. 57. Въ своей комнаткѣ, жаркой отъ кухни, Арина долго молилась  темному образу, молилась о живыхъ и умершихъ, обо всѣхъ. И тихо уснула.  Тихо было на Ключевой. Слышно[425] было, какъ играли струйки   ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... тишина, и такъ слабо мерцаютъ огоньки свѣчей и лампадъ. Я прислонился къ стѣнѣ и задумался… Тишина, запахъ ладана, старческiя, мертвенныя лица, потрескиванье свѣчекъ передъ образами… И вдругъ на неспокойномъ озерѣ, за стѣной   // 14   загудѣлъ пароходъ. Онъ звалъ меня. Бросивъ прощальный взглядъ, я поспѣшилъ къ выходу. — « ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... ] точно про себя Николай и сталъ чистить картошку. Къ вечеру[894] дѣвочка померла. Бабка[895] Василиса положила ее маленькое и посинѣвшее тельце на лавку, подъ образа, поставила въ головахъ крещенскую свѣчечку и накрыла[896] кисейкой маленькую покойницу. Сенька сидѣлъ на лавочкѣ, рыдалъ и плакалъ. А старикъ дѣдъ молился на печкѣ. V. Послѣ праздниковъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... и удивляюсь, какъ глубоко могъ чувствовать этотъ простой человѣкъ. Онъ повторялъ конечно своими словами истину что искусство, горячая мысль человѣчества, перелитая въ образы может<ъ> подымать человѣка отъ земли, дѣлать его лучшимъ, звать къ идеалу. И онъ не только чувствовалъ это, онъ самъ пытался провести это въ жизнь ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"