И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 26

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... печально и прошепталъ: «грѣховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится - такой шикъ! Закрыта и печатная картинка, которую отецъ называетъ почему-то - «прянишниковская», какъ старый дьячокъ пляшетъ, а старуха его метлой колотитъ. Эта очень понравилась преосвященному, смѣялся даже ... не подпустятъ… О, Господи… ахъ ты, глупый, глупый, чего сказалъ. У меня грѣховъ… - А тебя святымъ человѣкомъ называютъ! И даже Василь-Василичъ называетъ. - Когда пьяный онъ… Не надо такъ говорить. Большая лужа все еще въ полдвора. По случаю Праздника настланы по ней доски на бревнышкахъ и сдѣланы ... ту-тукъ… ту-тукъ… «бери-ись… нава-ли-ись…» ПЕТРОВКАМИ «Петровки» - постъ легкiй, лѣтнiй. Горкинъ называетъ – «апостольскiй», «петро-павловъ». Потому и постимся, изъ уваженiя. - Какъ-такъ, не понимаешь? Самые первые апостолы, ... Катюшу подарила, нонче ночью! Вчерась яблочко кушала, а вотъ и Катюша намъ!.. Щекочетъ у моего носа кончикомъ носы, и весело такъ смѣется, и все называетъ – «ду-сикъ». Отмахиваетъ розовую занавѣску, - и вотъ солнце! Праздничное, Покровъ. Въ столовой накрыто парадно къ чаю. Отецъ – парадный ... а то копейки: пусть помолятся за насъ грѣшныхъ. Я пощусь, даже сладкаго хлѣба съ макомъ не хочется. Не ѣмъ и халвы за чаемъ, а только сушки. Матушка со мной ласкова, называетъ – «великiй постникъ». Отецъ все справляется – «ну, какъ дѣла, говѣльщикъ, не заслабѣлъ?» Онъ не совсѣмъ веселый, «разныя ... поетъ! И во всемъ домѣ щебетъ, и свистъ, и щелканье, - канарейки, скворцы и соловьи. Сегодня «усопшiй праздникъ», - называетъ Горкинъ: сегодня поѣдемъ на могилки, скажемъ ласковымъ шепоткомъ: «Христосъ Воскресе, родимые, усопшiе рабы Божiе! радуйтеся, всѣ мы теперь воскреснемъ!» ...


Художественные проиведения | Богомолье

... … да береженаго и Богъ бережетъ. Еще съ нами идетъ Домна Панферовна, изъ бань. Очень она большая, “сырая” - такъ называетъ Горкинъ, - съ ней и проканителишься, да женщина богомольная и обстоятельная. Съ ней и поговорить прiятно, вездѣ ходила. Глаза у ней строгiе, губа отвисла, и на шеѣ ... меня, тихая дѣвочка Анюта, совсѣмъ какъ куколка, - все только глазками хлопаетъ и молчитъ, и щечки у ней румяно-бѣлыя. Домна Панферовна называетъ ее за эти щечки - “брусничинка ты моя бѣленькая-свѣженькая”. Напрашивался еще Воронинъ-булочникъ, но у него “слабость”, запиваетъ, а человѣкъ ... это кого сподобитъ… видятъ отсюда колоколенку – Троицу, - “какъ розовая свѣча, пасхальная”! Онъ цѣлуетъ меня, называетъ выдумщикомъ и кому-то кричитъ, з анами: - Эй, дѣвчонка… земляника у тебя, что ли?.. И покупаетъ цѣлое лукошко земляники, душистой, спѣлой. Мы сидимъ прямо на травѣ, хотя ... , и слезы сжимаютъ горло. Вижу – блѣдная рука шаритъ въ карманѣ ряски, и слышу торопливый голосъ: - А моему… - ласково называетъ мое имя, - крестикъ, крестикъ… Смотритъ и ласково, и какъ-то грустно въ сое лицо, и опять торопливо повторяетъ: - А моему… крестикъ ...


Художественные проиведения | Распад

... . Онъ уже не пускаетъ змѣи, не играетъ въ бабки, а читаетъ въ своемъ кабинетикѣ или занимается склянками и баночками. Онъ – “химикъ”, какъ называетъ его иногда дядя Захаръ, и не любитъ болтаться. Мы не прощаемъ ему его важности, старамся всегда мѣшать ему, и мой прiятель Степка, внукъ Трифоныча, научилъ ... гробикѣ, рваный и грязный Плѣшкинъ, знаменитый кулачный боецъ на стѣнкахъ, и его единственный мастеръ Мишка Драпъ, очень веселый парень и “охальникъ”, какъ называетъ его наша красивая горничная Паша. У Плѣшкина голова опущена, видна большая лысина, и одна штанина выше другой. Онъ весь какой-то худой, какъ ... горничная Паша, грызущая сѣмечки на парадномъ, такъ всегда смотритъ на него, когда онъ ловко вскакиваетъ на своего “Жгута”, что Гришка злится, называетъ е “барской сытью” и разъ даже сказалъ:  - Загорѣлось… Ужъ втрескаешься, кобыла… Вонъ Грунька-то ужъ наѣла брюхо ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... , какъ много сокрытаго и какъ мало еще онъ знаетъ[265]. Мнрго[269] какъ мать въ послѣднюю ночь передъ разлукой сидитъ у изголовья сына и называетъ его ласковыми словами: “Прощай, прощай, Соколикъ ясный ” “Прощай сыночикъ дорогой!”[270] Отъ этой надрывной пѣсни въ которой ... ;чѣмъ въ сад–то[378]!... Максимовы примѣты извѣстны въ селѣ, и бабы начинаютъ[390] по долгу на одномъ мѣстѣ, даже за работой, и смотритъ передъ собой. Жена называетъ его   “тошнымъ” и  “ суморошнымъ “ и упросила барыню образумить его построже. — Ночью, тошный[398] за нимъ ... . // карт.   Суровые дни.   ХІ. — Миронъ и Даша[482]. Уже три раза гуляли по селу рекруты, гуляли[491] сидитъ у изголовья сына и называетъ его ласковыми словами: “Прощай, про–щай, соколикъ ясный! ”Прощай, сыночекъ дорогой![492] И про Карпаты пѣли, про невѣдомые ...


Художественные проиведения | Мирон и Даша

... ; имъ гармонiя. Пѣли о  томъ,  какъ  мать въ послѣднюю ночь  сидитъ у изголовья,  роняетъ надъ сыномъ слезы  и называетъ его ласковыми  словами. И про  Карпаты  пѣли,  про невѣдомыя Карпаты,  каменныя  горы,  за которыми  ...   и Даша,  идутъ къ обѣднѣ. На ней  голубенькое  платье и бѣлый платочекъ.  Она несетъ  годовалую  Танюшу, которую называетъ − «ясная ты моя», а Миронъ,  прибранный  и тоже весь ясный,  ведетъ за руку  трехлѣтняго  Ваню, въ  ...   на шкапчикѣ − знакъ побѣды.  Теперь они опять вмѣстѣ, вмѣстѣ ходятъ къ обѣднѣ и снова  живутъ надеждами. Дядя Степанъ  называетъ  ихъ «голубями» и завидуетъ,  что у нихъ  такъ хорошо вышло, а его Михайла, саперъ,  еще воюетъ,  ...


Художественные проиведения | Пятна

... ; Это потему?.. А, Комбинэ! На полдорогѣ къ верандѣ, на горкѣ у высокаго–высокаго кипариса сидитъ бѣленькій голоногій человѣчекъ[31]. Сидитъ на корточкахъ, въ своемъ комбинэ, какъ она называетъ штаники съ рубашенкой. Она постарше телка: ей три… года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ–подъ сардинокъ, или шишечку ... ?..[349] А, Комбинэ! На полдорогѣ[351], у высокаго кипариса, сидитъ бѣленькій голоногій человѣчекъ, съ черными ножками, съ черными лапками. Сидитъ на корточкахъ, въ своемъ ʺкомбинэʺ, какъ она называетъ штаники съ ливчикомъ. Она постарше телка: ей три… года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ–подъ сардинокъ или шишечку ... ;Ну, бы–ло!» зачеркнуто. [595] «и» зачеркнуто. [596] Вставлено «и». [597] «назвалъ» исправлено на «называетъ». [598] «говоритъ, что» зачеркнуто, вставлено «такъ что». [599] «слова пустяковыя» исправлено ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... въ грудь и въ бока, у ноги. Я знаю, что это значитъ: тамъ у него пули отъ врага. А въ боку и сейчасъ еще сидитъ вражья пуля, которую онъ называетъ шельмой, и которую ему подарилъ на память въ какую-то севастопольскую кампанiю англичанъ, – носи, не забывай! – Двадцать два года ей, шельмѣ ... ;Это я тебѣ… это твоя пушечка! – Моя-а? Онъ очень радъ, улыбается, покачиваетъ головой, беретъ пушечку, опять ее перекатываетъ на рукѣ и называетъ меня чудакомъ. – Ну-ну… поставлю  у себя на полочку на знакъ памяти. И опять все такъ, какъ всегда… Полутемная банька ...


Художественные проиведения | Солдат-Кузьма

... въ грудь и въ бока, у ноги. Я знаю, что это значитъ: тамъ у него пули отъ врага. А въ боку и сейчасъ еще сидитъ вражья пуля, которую онъ называетъ шельмой, и которую - 9 - ему подарилъ на память въ какую-то севастопольскую кампанiю англичанъ, – носи, не забывай! – Двадцать два года ей, шельмѣ ... ;Это я тебѣ… это твоя пушечка! – Моя-а? Онъ очень радъ, улыбается, покачиваетъ головой, беретъ пушечку, опять ее перекатываетъ на рукѣ и называетъ меня чудакомъ. – Ну-ну… поставлю  у себя на полочку на знакъ памяти. И опять все такъ, какъ всегда… Полутемная банька ...


Художественные проиведения | Как мы летали

... , весь рваный! Отецъ и прозвалъ. Да, у Драпа пальто особенное, до пятокъ. Безъ пуговицъ, черно-зелено-желтое, на спинѣ нашиты разные лоскутки, и нашъ дворникъ Гришка называетъ это пальто фракомъ. Конечно, насмѣхъ. Мы съ Васькой признали Драпа героемъ съ той поры, какъ онъ, сидя на заборѣ, насыпалъ какому-то барину сухого навозу ... просторъ, гдѣ нѣтъ этихъ скучныхъ часовъ, отмѣривающихъ свимъ скрипучимъ маятникомъ медленное время; гдѣ нѣтъ насмѣшника – Гришки, который называетъ меня «рестантомъ» и увѣряетъ, разговаривая со мной въ окошко, что Драпу Прохоръ «всю голову отмоталъ напрочь»; гдѣ нѣтъ этого ...


Художественные проиведения | История Любовная

...   нравственную  поддержку! Она пишетъ – «я недостойна  вашей  нетронутой чистоты»! Она называетъ себя грѣшной, обыкновенной, даже – «бабенкой»! Какая  поразительная скромность, которая  характеризуетъ  еесъ ... шлюхой» и швырнула мои  стихи!.. Прекрасно.  У конюшнииграли на гармоньи. И я услыхалъ Пашу:  – А кадрель можете, Степанъ Трофимычъ?.. Она называетъ его – Степанъ Трофимычъ!.. Онъ ее  потащилъ  въ конюшню, а она… Степанъ Трофимычъ?!  Я высунулся въ   ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... наборомъ дивятся, и съ праздниками поздравляютъ, и въ гости ѣздятъ. Приставъ за полцѣны сапоги требуетъ, да чтобы на французской подошвѣ, да чтобы замшевые, съ лаковыми голенищами, и еще мошенникомъ называетъ, а отказать нельзя. И точно никто за человѣка не считаетъ, и  къ мѣсту не притулишься: запойный, говорятъ. А случится на кухнѣ у заказчика дожидаться, глазъ не   ...


Художественные проиведения | Вахмистр

... ночью.. водой отлили.     Утромъ полконикъ потребовалъ.  - “Что ты, Тучкинъ… - ужъ по отчеству не называетъ, - сколько лѣтъ служишь, а такой примѣръ?”  - А я и не гляжу… “Съ чего это”, говоритъ. - &ldquo ...


Художественные проиведения | Праздничные герои

... разглядываю гдѣ щелкуны. Ихъ нѣтъ. Мнѣ кажетс<я,> что нони должны быть большіе и неспокойные, живые. Но гриша[x] кошачья шапка, хотя онъ называетъ ее подъ–бобра. Онъ въ пальтецѣ не смотря на морозъ, въ зеленовато–желтомъ. Носъ у него синій, грушей, глаза бѣлые, когда говоритъ, будетъ прикрывать ...


Художественные проиведения | Он с нами

... : «И чувствуется что не Степан. не простая бабенка <нрзб.> [211] «рокового, что есть въ этой женщинѣ, того, что Толстой смѣло и прямо называетъ» зачеркнуто [212] в конце абазца дописано: «Выход. много.» и «Онъ . < нрзб.> это». Последняя фраза зачеркнута [213 ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

... , что удивленiе. Домовъ наставилъ прямо  на страхъ всѣмъ. И ничего не боится. Ставитъ да ставитъ по семь да по восемь этажей. Такъ его господинъ Глотановъ и называетъ - Домострой! А настоящая ему фамилiя - Сёминъ, Михайла Лукичъ. Выстроилъ этажей въ семь на сто квартиръ и сейчасъ заложитъ по знакомству съ хорошей ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана. Редакция 1910 г.

... , что удивленiе. Домовъ наставилъ прямо  на страхъ всѣмъ. И ничего не боится. Ставитъ да ставитъ по семь да по восемь этажей. Такъ его господинъ Глотановъ и называетъ - Домострой! А настоящая ему фамилiя - Семинъ, Михайла Лукичъ. Выстроилъ этажей въ семь на сто квартиръ и сейчасъ заложитъ по знакомству съ хорошей ...


Художественные проиведения | Про черную жемчужину

... товаръ, слезы ваши… Дайте посолиднѣй чего. — Желаете всѣхъ поразить? Могу предложить штучку! — воскликнулъ хозяинъ. // л. 16. Такой[568] мучникъ называетъ — вороній глазъ! А?! Но какіе же это аристократы! Но вы оцѣните. Больше я говорить не буду. — Про меня… — только[572] ее передъ электрической лампчкой ...


Художественные проиведения | Три часа

... розовое лицо и свѣтлые глаза. - 159 - Онъ очень наивенъ и ласковъ. Старый запасной, унтеръ-офицеръ Шкробовъ, пожелавшiй на позицiи изъ „учителей“, называетъ его – сынокъ. – Готово! – кричитъ маленькiй Рыбкинъ, служившiй въ молочной приказчикомъ. – Слушай сочиненiй – стихи! – Прочитай, &ndash ...


Художественные проиведения | Неупиваемая чаша

... и про «жеребца», родителя Сергiя Дмитрiевича, и какъ жилъ на скотномъ во флигелечкѣ живописный мастеръ, и какъ померъ. И про блаженной памяти Анастасiю Павловну, и называетъ ее – святая. И про Вышата-Темное, откуда она взята. 10             ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... надрывная: «Прощай прощай, соколикъ ясный[314]». Та, въ которой[315] поетс<я>, какъ мать въ послѣднюю ночъ передъ разлукой сидитъ у изголовья сына и называетъ его ласковыми словами. Отъ этой надрывной пѣсни въ которой и лихость и скорбь[316] и великая[317] покорность передъ темъ,[318] что непременно будетъ ... ], но и безъ удрученья и невнятно наигрывала гармонья. Чаще всѣхъ пѣсенъ пѣли одну[424], какъ мать въ послѣднюю ночь передъ разлукой сидитъ у изголовья сына и называетъ его ласковыми словами.[425] Отъ этой надрывной пѣсни въ которой и лихость и тоска и неизбѣжность тяжелѣй становится за оконцами. И про Карпаты пѣли, про невѣдомыя ... . Онъ сталъ задумчивъ, ходилъ[575] и все что-то шепталъ[576], останавливался[577] по долгу на одномъ мѣстѣ, даже за работой, и смотритъ передъ собой. Жена называетъ его «тошнымъ» и «суморошнымъ» и упросила барыню образумить его построже. — Ночью[578], проснется и лежитъ, глаза пучитъ ... , кричали пѣсни[699],[700] и невнятно подыгрывала имъ[701] гармонья. Пѣли о томъ,[702] какъ мать въ послѣднюю ночь[703] сидитъ у изголовья сына и называетъ его ласковыми словами.[704] И про Карпаты пѣли, про невѣдомые Карпаты, каменныя горы, за которыми неизвѣстно[705] что. И про Варшаву, тоже невѣдомую ... [795] пріятно смотрѣть. На ней голубенькое[796] платье и бѣлый платочекъ. Она въ бѣломъ чепчикѣ[797] несетъ годовалую[798] Танюшу,[799] которую[800] называетъ — ясная ты моя, а Миронъ,[801] и тоже весь ясный, ведетъ за руку трехлѣтнего[802] Ваню, въ[803] бареткахъ, съ голыми ножками, &mdash ... , которыя Даша бережно складывала въ хрустальную коробку. Теперь опять они вмѣстѣ, опять ходятъ въ церковь, и снова живутъ надеждой[828]. Сосѣдъ, Степанъ Орѣшковъ называетъ и хъ «голубями[829]» и завидуетъ, что //л. 32   у нихъ такъ хорошо вышло, а его Михайла еще воюетъ[830]. Ихъ[831] жизнь будто ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ! На дорожке къ верандѣ, у высокаго кипариса, сидитъ бѣленькій голоногій человѣчекъ съ черными ножками, съ черными лапками. Сидитъ на корточкахъ, въ своемъ «комбинэ», какъ она называетъ штаники съ лифчикомъ. Она постарше телка: ей три... года. Но она тоже учится жизни. Возьметъ коробку изъ-подъ сардинокъ или шишечку кипариса и спрашиваетъ ... ;. – «Ага! Они себѣ кости зеленыя присудили?! Вонъ! Долой!!» А Клошкинъ всталъ и говоритъ: «Господа!» – Никогда товарищами не называетъ! – «Я вижу, такъ что дѣло къ тому идетъ, что вы свободу на пустяковыя слова и препирательства хотите размѣнять! Вы вооружаете сословія и не даете спокойно работать ... подъ заборомъ, съ кистями рябины въ колѣнях, и вся-то ушла в чудесную работу: нанизываетъ ягоды для коралловаго ожерелья. Мальчишка съ рябины кидаетъ въ меня свѣжимъ пучкомъ и называетъ «баржуемъ»... И даже это новое слово не можетъ развѣять охватывающаго меня волненія. ...Августъ, холодѣющіе вечера, галки въ стаяхъ. По садамъ – тихія ... . Все книги знаетъ! Всегда что-нибудь толстое читаетъ подъ своей лампой. Разговариваетъ съ солидными господами про «Историю цивилизаціи въ Англіи» и называетъ много незнакомыхъ фамилій. Я уже тогда, маленькій гимназистъ, знаю, что есть Спенсер, Мингле, Шлоссеръ, Дарвинъ и Бокль. Я, конечно, все это буду читать ... его новое-то хватило?.. Вхожу. Новаго нѣтъ ничего, ничто не «хватило», кукушка выкукиваетъ двѣнадцать, «почтеннѣйшая», – такъ Романычъ называетъ свою старушку, – зоветъ въ столовую, да, пирога нѣтъ... нѣтъ и водки. -  Кризисъ промышленности! – говоритъ Романычъ. Онъ сухощавъ, та же французская, клинушкомъ, бородка ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

... завидуютъ его тройкамъ съ серебр.[447] наборомъ, и всѣ у него въ гостяхъ бываютъ. Приставъ за полцены сапоги требуетъ и[448] платитъ черезъ годъ да еще мошенникомъ называетъ…[449] Матрена эта еще, навязалъ себѣ на шею, и ни одного дня не пропускаетъ[450], прямо поѣдомъ ѣстъ[451]. Лучше бы было[452] въ ботинщикахъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... наборомъ дивятся и съ праздниками поздравляютъ, и въ гости ѣздятъ. Приставъ за полцѣны сапоги требуетъ да чтобы на французской подошвѣ, да чтобы[319] замшевые, съ лаковыми голенищами да еще мошенникомъ называетъ, а отказать нельзя. И никто за человѣка не считаетъ, и къ мѣсту не притулишься ‒ «запойный». А случится на кухнѣ у заказчика дожидаться, глазъ не спускаютъ, какъ бы серебряныя ложечки ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"