И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 49

Художественные проиведения | На пеньках

... помню. Пиголтцы  надрывающе жалобно кричали − пi-ууу… пi-ууу… И вотъ онѣ-то  и помогли. Я − профессоръ  исторiи античнаго искусства, − я читалъ  еще исторiю  античной  философiи, − и какъ я радовался, что мнѣ дали катушку  нитокъ! Я тогда, помню ... “, ударный фронтъ, − воинственныя  словечки! − фондъ, сороковая анкета, „боевое заданiе“,  требованiе лекцiи „о пролетаризацiи искусства“, „о театрѣ, какъ  функцiи  агитучастия массъ, въ проекцiи  на…“ Замѣтьте: не имѣющiй  своего лица всегда  ... ; о с н о в у,  которой  мнѣ нехватало. Я получилъ  Вѣру. И ту, о которой возвѣщаетъ  Евангелiе, и другую − въ безсмертную душу  человѣка[iv]. Ни одно творенiе искусства не потрясло меня такъ духовно. Безсмертное было въ дощечкахъ  этихъ!  Но странное, творившееся со мной,  не кончилось. Утромъ  меня терзала  ... хотѣлъ  поѣхать, по островамъ. Смотрѣть  коринку? Нюхать  бочки съ масломъ?.. Въ таруссѣ искать Фаросъ?.. Или  рыться въ… философiи  искусства?.. Богъ мой! Откуда  же  о б м а н ъ  весь этотъ?!..  Хожу въ музеи. Чисто, тихо, законченно. Хранится. Въ камнѣ, въ  бронзахъ − ч е л о в ѣ к ъ. Мысли ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

... еще ни разу не случалось». Уже въ шубѣ, онъ вернулся къ больной, безмятежно спавшей, поглядѣлъ на нее внимательно, «восторженно, какъ мастеръ любуется на свое искусство», - разсказывалъ Викторъ Алексѣевичъ, - даже нагнулся къ ней, словно хотѣлъ поцѣловать ее въ разметавшiеся на лбу кудерьки, и тихо, растроганно сказалъ ... не случайно явилась она мнѣ «на перепутьи», что она въ моей жизни – какъ  и д е я  въ чудесномъ произведенiи искусства, что она брошена въ мiръ, въ меня, и «произведенiе будетъ завершено». Поднялось радостное утро – утро очарованiя. Было начало октября, но въ ночь ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ; наш весь, в песнях  своих, всей душой  своей! Наше дело – самое  страшное  из искусств. Игра  со смертью… только  не на стишках, не в кабинете, а в чистом поле! Перекрестясь, за великое, что вне нас и – в нас! Революционеров ... ; разодрал  на себе одежды и воскликнул – «вот что может  еще спасать ваше  прогнившее искусство!» Джугунчжи  склонился в реверансе. Ростковский, воздев руки, что-то  кричал восторженно. Бураев  хотел идти, но Машенька ...


Художественные проиведения | Прогулка

... ;!  Тургеневъ ласкалъ уютомъ.  Исторiя  Россiи  блистала  грозами,  свѣтилась Откровеньемъ.  Собранiя  «вѣчнаго искусства» томили  сладчайшей  грустью,  сiяли отблесокмъ  Божества.  Мечталось  уѣхать  заграницу.  – Да,  ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Два письма

ДВА ПИСЬМА  New-Dear, 21 дек. 192… г.   Дорогой N. N. . . . . . надо лишь  глубже вдуматься!  Сейчасъ идетъ дождь, какъ всегда у насъ въ эту пору въ Шотландiи, на холмахъ. Но въ моемъ  кабинетѣ тепло и сухо, жарко горитъ  каминъ. Я только что вернулся съ обычной  своей  прогулки − она оказалась  необычной! − и вотъ,  вмѣсто того, чтобы сѣсть  за работу надъ „Исторiей Возрожденiя“, я невольно отдался встрѣтившимся за прогулку мыслямъ. Во мнѣ  сейчасъ  славная бодрость и радостность, подъемъ  необычайный! Я съ особеннымъ наслажденiемъ отпиваю глоточками  ароматичный грогъ, − я немножко прозябъ въ прогулкѣ, − и удобный мой кабинетъ, съ афганскимъ ковромъ, съ почернѣвшимъ  дубовымъ потолкомъ, гдѣ еще видны крючки  отъ клѣтокъ  съ перепелами и жаворонками, которыхъ  любилъ водить мой  прапрадѣдъ, − съ потемнѣвшими  латами рыцаря у двери, отъ давняго  моего предка, кажется  мнѣ еще покойнѣй и даетъ больше  увѣренности  въ работѣ.  И такъ − я перебираю встрѣтившiяся  за прогулку мысли. Онѣ  связались  и съ Вашимъ послѣднимъ  письмомъ къ мнѣ.  Я зашелъ далеко − за шлюзы, за озерки. Что меня  повело туда − не знаю. Я не страдаю разсѣянностью, но сегодня  такъ странно вышло. Тамъ, близъ фермы „Limit Ways“, что  по-русски значитъ − какiе я дѣлаю  успѣхи! − „Предѣлъ дорогъ“, − старинное названiе  мѣстности, − возлѣ  древней, родовой нашей, церкви, есть  очень давнее кладбище, сплошь  заросшее верескомъ и барбарисомъ. Это и теперь еще очень  глухое мѣсто, описанное  Вальтеръ-Скоттомъ. Я удивился − куда зашелъ! И вспомнилъ, что именно  здѣсь  мой дѣдъ встрѣчалъ, на гарницѣ своихъ  помѣстiй,  покойную королеву. Какъ Вы  ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... это был шепот, а… ‑ теперь-то могу определить: трепет небесных крыл. Студент, я понял тогда впервые, через тебя, Катюша, что высочайшее из искусств – Молитва. Ты сотворила чудо, на глазах всех: ты всех соединила и вовлекла. О, это, последнее, возносящее… ‑ «всякое ...


Художественные проиведения | Лихорадка

... ; мелочи,  сапоги, дрязги…   − Поѣзжай  въ Ялту, − сказалъ студентъ,  которому надоѣло слушать.  − Искусство наше! Одинъ  пишетъ  воду, другой облака или лошадей… Я  березы пишу, − посмотрѣлъ  онъ на свои  ... ; солнечныя березы. − Хорошо, но развѣ въ этомъ искусство! Надо,  чтобы вонзилось въ душу… закрутило,  какъ вихрь! Вотъ  что такое искусство, Какъ откровенiе! Искусство − это… стихiйная, творящая  сила…  За стѣнкой  запрыгала ... создала церковь, вообще  цер-ковь… создала идею свѣта и жизни! Ее пѣть  надо! Это и святая  сила, и величайшее  искусство − вихри  будитъ въ душѣ,  захватитъ такъ, до экстаза! Вѣдь это свѣтъ  во тьмѣ, эти церкви! Вѣдь  не будь ихъ ... ;, «церковь… создала  идею свѣта и жизни!», «Ее пѣть надо!», «Это и святая  сила, … величайшее искусство… вихри будитъ», «эти». ** карандашом поставлена запятая *** карандашом поставлена запятая * карандашом подчеркнуто: «духъ», «не побужденiя ... », «радости», «огромнейшее искусство», «святое», «пронизано», «обниму», «Только за это». ** Подчеркнуто карандашом: «всё», « ...


Художественные проиведения | Чортов балаган

... ;по книжке.   − Но идеалист  чувствовал  себя что-то не очень  важно. Что  понимают в искусстве  лесные  люди!  Мы осмотрели  чемоданы и ящики. Было  всего   ... Возрождения, как  яркий протест  против гнета  и мрака  Церкви».  «Искусство,  как средство  борьбы  с религиозным  суеверием»,  «Маркс,   ... ; лепетал он, − «мы поддерживаем  культуру,  храним  неумирающий  огонь искусства…» − «Изворачиваться, г. профессор? Наука и искусство  а-политичны, и потому  вы им  служите? то есть,  несчастному, темному народу ... ? Как  нельзя  лишить  его и  театра,  этого святого  искусства,  которое  всегда  а-политично! И потому  вы возите  повидло,  английские  ... ; переучивался  плясать по-новому.  Портреты  «вождей», в рамках. − «Произведения  искусства, г. профессор?  из… «кварточентов»?  Профессор глядел в землю. − «Г. профессор!..» − и тут я почувствовал ...


Художественные проиведения | Как я стал писателем

... ; Я посмотрѣлъ  на  пальму,  и она показалась  особенно  чудесной.  – Искусство, продолжалъ говорить  редакторъ, – прежде всего, благо-вѣстiе! Искусство…  ис-кусъ!  Искусство – молитвенная  пѣснь.  Основа  его – религiя.  Это всегда, у всѣхъ ... . Я – писатель?  Вѣдь я же выдумалъ весь разсказъ!.. Я обманулъ  редактора,  и за это мнѣ дали деньги!.. Что я  могу разсказать? Ничего. А искусство  – благоговѣнiе,  молитва…  А во мнѣ – ни-чего-то  нѣтъ.  Деньги,  во-семьдесятъ  рублей…  ...


Художественные проиведения | Соловьи

... ;– за осанку. Любили… Девочки – букетики земляники, ландышами засыплют, визгом… И все куда-нибудь тащат, и лекцию им, «о красоте в искусстве»… Славные девушки, чуткие. Раскопки иногда предпринимали… Дачу мою мужички порастрясли, но в двух комнатах жить было еще сносно. Главное ... ; значит, какая-нибудь опять «неделя», ударный фронт, фонд, сороковая анкета, «боевое задание», требование лекции «о пролетаризации искусства», «о театре, как функции агитучастия масс, в проекции на…»! Бог мой! Что за шустрота мысли, какие ... ; «товарищ-профессор», я предложил бы вам… объявить цикл… – непременно – цикл! – лекций об искусстве, как функции… массовых восприятий…» Бездарно, безграмотно, зато – трескуче!.. Бывало, молодежь переполох поднимет: – «К нам ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... – править. Въ каюткѣ сѣлъ о. Николай, печальный. Тутъ же съ нами устроилились три питерскія дѣвицы въ платочкахъ. Рыжій послушникъ-пѣвчій, видимо, старался показывать свое искусство передъ дѣвицами: пѣлъ съ выраженіемъ и вздохами. Дѣвицы поглядывали на него и чего-то шушукались. Стали капризно возмущаться: и что-то все изъ духовнаго поютъ… романсикъ ... , а не поработилъ. Святые лики ниже, что ли, по-вашему, земной красы, которая прахомъ распадется? Святой ликъ есть отображеніе Господня Свѣта..? Тутъ ужъ не живописное искусство, а благодать Господня. Вотъ нашъ о. Алипій теперь и прозираетъ духомъ, ищетъ въ ликахъ Господенъ Свѣтъ… подвигъ высокій принялъ. Никакое не порабощеніе, а воодушевленіе. Нетлѣнное ... пишетъ, небесно-вѣчную красоту. Теперь я знаю: высокое искусство въ в ѣ ч н о м ъ. Шестой часъ вечера. Солнце совсѣмъ надъ лѣсомъ, скоро за Валаамъ укроется. Надо бы въ Большой Скитъ, неподалеку: завтра въ Коневскій ѣдемъ, а тамъ – отъѣздъ ...


Художественные проиведения | Ентрыга

... ; только,  вот − прииду».  А теперь − придет, и…  из пулемета! Искусство…  конец искусству!  Какого  чорта  изображать  радости  и страдания «богоносца ... ;крест. Сгущаю краски?..  Да ну  их к чорту,  пусть  все  засохнут!  Искусство  живет  в тиши,  когда поет  и цветет  душа.     ...


Художественные проиведения | Иностранец

... … там  виражи такие,  с моим паккардом не развернет,  другой кто... только  мое искусство! Самого  маршала Жоффра  возил  не раз,  очень  доволен   ...   плято  серебряное, с чернью.  Ты  увидишь,  это  произведение  искусства. И в середине,  где незабудки,  врезано  красиво,  тончайшим золотом,  два слова,  ... ;английские молодцы,  тут их порядочно,  не знающие ни строчки  Шелли,  еще болтают о «кризисе искусства!»  Сравнивают  чистейшего с… Оскар  Кальдом! Нет,  нервы  тут ...


Художественные проиведения | Мисюсь и рыбий глаз

... словечком «ворона» Чехов дал всю ее, с вороньим ее умишком, с ее самолюбованьем: усмешкой скользнул по ней. И читатель обязан понять эту усмешку: этого требует искусство. Мало того: Чехов, в конце рассказа, приоткрывает, //224 с кем он душой, и подает надежду – в словах рассказчика-пейзажиста, ‑ на встречу  ... «конца» не может обмануть читателя в выводе, с кемже Чехов. Надо только уметь читать,  а это не малое искусство, особенно для читателей не русских: Чехова и свои-то вполне не знают: слишком он прикровенно-целомудрен. В этом небольшом рассказе дано большое, ‑ показаны два мироотношения ...  – «Два Древа». Читатель сам наполнит намеченные формы: Чехов дал все для этого, своим мастерским искусством. Что такое «Лида» в русской жизни? Редкий довольно образец, карикатурно дававшийся литературой нашей: так этот тип несвойствен характеру русской ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... четки. Въ числѣ снимковъ встрѣчается нѣсколько прежнихъ, исполненныхъ очень плохо. Въ настоящее же время фотографiя монастырская работаетъ подъ руководствомъ о. Антонина, - 215 - учившагося этому искусству въ Петербургѣ. Монастырь выписалъ нѣсколько руководствъ, прiобрѣлъ три объектива, камеру для моментальныхъ снимковъ, а въ мастерскихъ валаамскихъ сработали раздвижную обыкновенную камеру. О. Антонинъ ввелъ ... много приспособленiй и вообще обѣщаетъ хорошее будущее фотографическому искусству на Валаамѣ. Я не стану описывать подробно весь хозяйственный обиходъ монастыря – это потребовало бы много мѣста. Важнѣе по моему  описать   ...


Художественные проиведения | Живой камень

... ; хи–ы…[54] — Понятно, для какихъ дѣловъ волокетъ! — сказалъ худой, словно обгорѣьый[56] Въ Пит<е>рѣ въ Ермитажѣ этого товару много. Называется искусство. // л. 1. Вы имъ, понятно, каждый день тысячки полторы выплачиваете. Понятно, у васъ большіе капиталы ужъ припасены, матерьялъ ѣдетъ, кредитъ вамъ банки открыли, знаютъ ... ;«И» зачеркнуто. [279] В слове «изъ» буква «и» исправлена на заглавную. [280] «Это и есть великое искусство —» зачеркнуто. [281] В слове «изъ» буква «и» исправлена на заглавную. [282] «Вглядитесь! — горячо ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... и двѣ-три    м о и   книги!.. – Я ужъ и не знаю… ну-жно!..  Архитекторъ,  человѣкъ искусства… Онъ  не прошелъ  мимо. Онъ радостно  ковылялъ  подъ дождемъ, по грязи, на горы, черезъ ... ; тревожный  блудъ, и какъ  бы подобострастiе, но и сознанiе  гордое – служенiе  свободному  искусству! Кашлянетъ по  театральному, львенкомъ этакимъ  салоннымъ,  будто на сценѣ, и…  испугается – будто  ...


Художественные проиведения | Волчий перекат

...  мѣшковъ. Мужикъ къ полушубкѣ потыкалъ кнутомъ въ доски.  - Стекла, што ль?  - Кто-то  живетъ здѣсь, любитъ искусство…  - мечтательно сказала пѣвица.  Вспомнила батюшку, и забитое въ доски  пiанино  показалось ей жалкимъ и лишнимъ ...


Художественные проиведения | Забавное приключение

... оскорблять меня!? актрису!? – крикнула она, распахнувъ плэдъ, словно хотѣла разорвать платье. – Трагедiю не разыгрывайте… тутъ однѣ вороны! Да въ тебѣ и искусство-то одно, что… Она ударила его пощекѣ. Онъ рванулъ ее за руку и толкнулъ. – Ну тебя къ чорту! Такъ они постояли подъ неустаннымъ дождемъ ...


Публицистика | Удар в душу

... ангела,  − помните  Лермонтова «По небу  полуночи Ангел летел»?  Истинное искусство  глубинно-религиозно.   Вспомните  слово Достоевского о Пушкине,  вспомните  Пушкинского & ... nbsp;мрачной я  влачился, «И шестикрылый  серафим «На  перепутьи мне явился».   Искусство, это −  шественный, серафим; оно − целитель  духовной,  томящей жажды.  Но, ... правда, П р а в д а,  пламенная правда, как «уголь,  пылающий огнем».  Без вдохновенного  искусства  слова-образа − погиб человек,  пропали его  полеты − взлеты к идеалу: в самодовольнейшего скота  ... − Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев,  Достоевский, Толстой… − жрецы этого  высокого  искусства, −  трепетно  вдохновенные. Достоевский  спускался  и нас уводил  в низины и тьму человеческого ... ;и умудренных и  потрясенных, вывести  на высоты, к свету, на пути  Божьи.  Высокое, вдохновенное искусство  слова − уже пророчество.  И вот,  разрушая  все,  следуя своей   ... открыли кабак,  публичный бом,  подвал в литературе, − дозволили и поощряют.  Т а м   такого искусства много. Оно не поет, оно − орет.  Оно не Божье,  не от шестикрылого серафима,  не глаголом жжет сердца ... разгроме,  творчество  прежних  поколений. Но молодежь  отравлена  прививкой  этого искусства  грязи и плоти-похоти и отпечаток  сего − на жизни.  Такому,  мутному,  ...


Публицистика | Русский колокол

... ,  олицетворенный в  Пушкине.   В  статье  «Кризис  современного  искусства И. А. Ильин,  взяв  эпиграфом  из Пушкина −   Постойте!  Наперед узнайте, чем душа ... ;гармонически-светлый дух  в самоволье  вихрей и бурь  глубинных…  о сущности  искусства,  о связанности искусства  с религиозно-созерцательным  началом в человеке,  об истинных  путях  высокого  ... ; искусства,  о значении  его для  жизни  духа,  об  изсякновении   ... духовных  недр,  о гиблых  путях  пустого, мертвящего  искусства…   Искренностью  захватывает  «открытое письмо» к  оставшимся  в   ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... ; Не было  «направлений»,  ни «политик». Он держал  одно  направление − в искусство.  И звал  к нему. И его слышали  и слушали.  Теперь − кому?!   Хранитель верный ... чудесное слово-образ − воплощение  Бога   в жизни,  великая  цель  искусства.  И умер  в вере.  Убила  его машина в пути,  на перекрестке.  Жесточайшая утрата ... ; Они ведут  нас. Они  приведут  к извечной  заветной цели Великого  Искусства  Слова − к воплощению  Бога в  жизни,  к воплощению  жизни в Боге!   ...


Публицистика | Душа Москвы

... ;в московском  купечестве  силу великого  размаха: российское  просвещение в  науках  и искусствах  также  многим ему  обязано.  Всему миру  известна  московская  ... ,  а в высокое половодье  подчаливают лодки. В этой купеческой усадьбе  зародилась  жемчужина − сокровище русского искусства.  Именитые иностранцы  по ней  о Москве судили,  о России,  о русском гении.   ...


Публицистика | Драгоценный металл

... ; от мужика.  Земства,  школа,  государственное дело,  армии,  наука,  само искусство − высшая культура − все,  получало  свежие  притоки − от народа. Пусть имена считают ...


Публицистика | Как нам быть

... ;мучившие  себя  вопросом − ‘имеем  ли мы  право  погружаться  в искусства, в науки…  получать  образование на деньги,  выколоченные  с бедного народа,  пребывающего  ...


Публицистика | К родной молодежи (девушки)

... ;Лишенные родины,  мы всюду  несем ее.  Бога во имя ее  несем.  Наше искусство,  проявление божеского  в человеке,  в славе  идет по свету.  Наши идеи,   ...


Публицистика | Крест просвещения

...   просвещение. Высокая  наша  образованность,  во всех  проявлениях своих, в  науках и в искусствах, в мощных полетах  мысли, пошла  от московского истока, выросла  из корней  московских, − от   ...


Публицистика | И. С. Шмелев

... ;Чуткий критик помогает  читателю,  раскрывает перед читателем духовную ткань произведения; а если  произведение − подлинное искусство,  то  одновременно  раскрывается  и душевная и духовная ткань  писателя.  Тут слово ...


Публицистика | Ты победил Галилеянин

... ; он будет жить: Он  обогатил человеческую  мысль  и чувство  и найдет свое воплощение  в Искусстве. Это глас,  вопиющий − в пустыне  сумеречных дней  наших[i]. Услышит  ли пустыня?  Это ...


Публицистика | Верный идеал

... .  Вот закваска,  поднявшая  «русский духовный хлеб» −  литературу,  искусство, науку,  философию,  государственность: во всем  светится  «верный идеал».  Возьмите ...


Публицистика | Певец Ледяной Пустыни

... :    «Арктика», «Тундра», «Чум», «Айсберг», «Шаманы».  Что такое искусство?  Создание  н о в о г о, обогащающего душу,  дающего  р а д о с т ь  художнику  и нам,   ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

... никогда. Все святое красивое – все на смарку – дорогу грязному сапогу – пусть топчетъ все, пусть мнетъ. Къ чему культура, къ чему искусство. Все долой все на смарку. Мы тѣм- // л. 1 об.   ны и намъ больно видѣть свѣтъ, мы грязны и не хотимъ чистоты – вотъ теперяшніе лозунги. Противно жить &ndash ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... [172] земли крестьянамъ, и Сеня видѣлъ, какъ хороши были луга, какой урожай давала рожь и овесъ. Село[173] благодѣнствовало.[174] Смѣна сѣменъ и искусств.[175] удобр.[176] Онъ видѣлъ, что изъ небольшой усабьды льется свѣтъ на округу. Какъ много могъ сдѣлать одинъ человѣкъ! Недовѣріе ... ;– было: поп [172] часть вписано [173] Вместо: Село – было: До [174] Далее было: О [175] искусств.<енныхъ> [176] удобр.<еній> [177] Вместо: и – было:, [178] професс.<оръ> [179] говор.<итъ> [180 ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... > высказался Пахомычу: ‑ Мудрость то, Ив.<анъ> Пах.<омычъ>, не въ однихъ бож.<ественныхъ> книгахъ… [Переп] Попала къ нему въ руки книга объ искусств.<енныхъ> удобреніяхъ… Цѣлый новый міръ раскрылся передъ нимъ, когда онъ узналъ о чудесахъ удобренія… [Книгу эту онъ даже ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... кресла. — Да… Огромные просторы… Сколько ихъ проѣхали! и рѣдкіе золотыя точки… гдѣ люди любятъ и понимаютъ искусство, красоту… смыслъ жизни… Пауза. Господинъ проглядываетъ прейсъ-курантъ. Розовыя шапки гортензій щекочутъ его гладко выбритую щеку. На даму, ... пахучіе [841] Далее было: ихъ [842] влажными зачеркнуто и восстановлено. [843] Все вписано. [844] Далее было: было цѣлое нашествіе почитателей искусства, страшно [845] Вместо: мѣшало — было: мѣшавшее [846] Вместо: скрипучія — было: поскрипывающія [847] Далее было: чо ... въ себя это расплывшаяся въ просторахъ жизнь и перестраиваетъ на свой ладъ и теплитъ Далее было на л. 19: Оно расплывается, какъ мороженое — это искусство… наше… А тутъ тутъ никогда не знаютъ, что такое мороженое… — Но мы кажется, не виноваты съ вами… & ... мы съ вами ожирѣли и поддались… — То есть что поддались? — Да, да да, поддались! Когда я передъ рампой, я забываю все, я служ<у> искусству. Но когда… бываютъ минуты… когда я начинаю спрашивать у себя отчета, обернешься назадъ… когда была юна… какъ мы говорили спорили ... выпустила и при нихъ соловья… А мы мы ѣдемъ за тысячами къ тѣмъ, к у кто знаетъ толкъ въ этомъ мороженомъ. Мы ѣдемъ заграницу со своимъ мороженымъ… Служить искусству? Да, продать его выгоднѣе… --------------------------------------- Она взяла стаканчики и лафитнички и бокальчики и стала подбирать. Она попросила дать ей еще со стола и собрала ихъ и. И батюшка съ ... [1676] Далее было: только [1677] Далее было: кинематографы и [1678] Вместо: рѣжутъ — было: подрѣзаютъ [1679] Вместо: живое искусство — было: искусство живое [1680] Далее было: а. импрессаріо б. <нрзб.> [1681] Вместо: сѣв. — было: полуевропейскомъ [1682] Далее было: , ...


Творческие рукописи | Грачи (НИОР РГБ 387.3.11.)

... ] Такъ[194] тяжело!.. такъ… (плачетъ.) В<асильевъ>-Сурскій. Глупости, дѣтка!.. (растроганно.) Осенью… увидимся… Береги себя!.. Помни! Сцена, искусство!.. Вѣрю я, что великая дорога ждетъ тебя!.. Не измѣняй себѣ!.. Сурскій никогда не ошибался!.. Работай. дѣтка!.. и… и… (цѣлуетъ въ лобъ.) ( ... пусть мы[252] безгнѣздные[253]… Тысячи людей поглазѣютъ, посмѣются и забудутъ… а[254] сотни все же поймутъ… почуютъ великое назначеніе искусства – сдѣлать прекрасною жизнь, создать новаго, прекраснаго человѣка!.. Ну чтожъ!.. пусть мы[255] безгнѣздные[256]…[257] В<асильевъ>-Сурскій. Правда ... !.. Папочка[294]!.. Бѣдный мой папочка![295] Ѣдемъ! Ѣдемъ скорѣй![296].. отсюда, изъ этого одинокаго, пустого угла!.. Бездомные мы… да!.. Но мы дружны!.. Искусство, святое искусство спаяло насъ!.. Будемте же вмѣстѣ, до конца итти[297] по нашей безночлежной дорогѣ! (со слезами въ голосѣ.) Будемъ ночевать на постоялыхъ дворахъ, на станціяхъ на ... дѣтка.[823] |[824]Растроганно[825]<.>| Осенью… увидимся… Бе- // л. 15 (41)   реги себя![826].. Помни![827].. Сцена, искусство![828].. Вѣрю я, что великая дорога ждетъ тебя… Не измѣняй себѣ.. Сурскій никогда не ошибался… Работай, дѣтка… и… и&hellip ... hellip; пусть… пусть мы безгнѣздные… Тысячи людей поглазѣютъ, посмѣются и забудутъ… а сотни все же поймутъ… почуютъ великое назначеніе искусства – сдѣлать прекрасною жизнь, создать новаго, прекраснаго человѣка![964].. Ну чтожъ![965].. пусть мы безгнѣздные…   ВАС<ИЛЬЕВЪ>-СУРСКІЙ. Правда, ... ![1042].. Ѣдемъ,[1043] ѣдемъ скорѣй… отсюда, изъ этого одинокаго, пустого угла![1044].. Бездомные мы… да![1045].. Но мы дружны… Искусство, святое искусство спаяло насъ… Будемте же вмѣстѣ, до конца итти по нашей безночлежной дорогѣ![1046] |Со[1047] слезами въ голосѣ<.>| Будемъ[1048] ночевать на ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... томился въ этотъ тихiй часъ вечера тяжкимъ томленiемъ, творческiй духъ,[497] вынужденный биться на задворкахъ среди стружекъ и планокъ, среди людей, для которыхъ искусство[498] было пустымъ звукомъ. Вспоминаешь теперь этотъ тихiй вечернiй часъ, грустный взглядъ въ небо и вздохи... Вспоминаешь и свое дѣтское невѣдѣнiе и грустишь. Грустишь ... ... На, что ли, папироску, не ной... И самъ закурилъ.     Кончена переписка съ пять сорокъ пять минутъ вевера, 29 декабря, 1910 года. Девизъ. “Назначенiе искусства въ наше время — въ томъ, чтобы... установить на мѣсто царствующаго теперь насилiя то царство Божiе, т.–е. любви, которое представляется всѣмъ намъ ... и краски таившiйся въ немъ прекрасный мiръ. Въ эти ночные часы онъ уходилъ отъ грустной и грубой дѣйствительности и жилъ, и томился сладко, какъ истинный служитель искусства. Въ эти часы холодныхъ ночей онъ пытался звать къ идеалу[535], а кругомъ была молчаливая ночь... Отецъ ушелъ спать и увелъ меня. Въ столовой остался ... — было:на лицѣ его была [тихая] грусть [497]Далеебыло:[призывавшiй его къ великому служенiю человѣчеству и] [498]Вместо: для которыхъ искусство — было:для которыхъ [великое] искусство [499]В рукописи ошибочно: можешь — ред [500]Вместо: /Т/ы — было:[Вотъ т]ы [501]Вместо: Ты еще здѣсь ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... , и поставили къ горкѣ мѣшковъ. Мужикъ въ полушубкѣ потыкалъ кнутомъ въ доски. — Стекла, што ль?.. —[154] Кто-то живетъ здѣсь,[155] любитъ искусство… — мечтательно сказала[156] пѣвица,[157] вспомнила батюшку, и забитое въ доски піанино показалось[158] жалкимъ и лишнимъ здѣсь. За завтракомъ она ... , — идетъ тутъ и вездѣ какимъ-то своимъ <нрзб.>[251] путемъ… и[252] не[253] въ ней мы[254], не въ ней[255]… мы только скользимъ. Искусство — только для пылинки въ огромномъ, а это огромное, вся жизнь, все[256], не видитъ, не знаетъ его,[257] лишено его. И думается мнѣ ... въ ней [255] Вместо: въ ней — было: пронизываемъ ее [256] Далее было вписано: <нрзб.> [257] Далее было вписано: <нрзб.> [258] Вместо: Искусство — только для пылинки ~ въ чемъ-то виноват. передъ всемъ этимъ… — было: Я не буду доказывать, конечно, что ... искусство не нужно… но меня часто мучаетъ этотъ вопросъ… и теперь онъ всталъ для меня особенно ясно — зачѣмъ по бокочинкѣ… ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

Отдел рукописей Государственной библиотеки имени Ленина Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 3 Ед. хран. № 14   Шмелев, Иван Сергеевич «На паях» («В городке») — пьеса. [1908-1912] Разрозненные листы разных редакций. Машинопись с авторской правкой.                                               54 лл.     Изд. Театральной библиотеки им. С. Ф. Разсохина 1915 г   № 54   <Вверху листа справа запись: Оконч. ред. — Ред.>   Люба идетъ къ окну и смотритъ. Люба.[1] Ужъ не[2] Варя[3]<-ли>?[4] /проходитъ въ переднюю/ Голоса въ передней: Варя.[5] Люба. — Когда пріѣхали <нрзб.>?.. Варя. Съ <нрзб.>… Погоди… Это <нрзб.>…[6] /поцѣлуи/ /Изъ правой[7] двери выглядыв<аетъ> Данилъ Данилычъ и прислушивается./ Варя.[8] — Ну какъ вы тутъ? Что-то[9] какой у васъ запахъ…[10] /входятъ. Варя въ шляпѣ направляется къ зеркалу надъ каминомъ. Дѣдъ прячется/[11] Люба. <нрзб.> все[12]… На всю Пасху? Варя. /откалывая шляпу/ О, нѣтъ[13]… Право, идетъ? — (поправл<яетъ>)[14] Люба. — Очень.[15] <Варя.> В четвергъ — <нрзб.>[16] весеннiй балъ… /сняла шляпу/[17] Возьми <нрзб.>[18] Люба. /оглядыв<ается>[19] несетъ шляпу къ столику/ Чаю хочешь? Варя. Налей…[20] /оправляетъ волосы/[21] <нрзб.> самая[22] модная…[23] (вертитъ головой къ зеркалу)[24] /оправляетъ/ </>Люба наливаетъ чай/ Варя. /подходитъ къ столу, сзади Любы/ Ну[25] здравствуй, дѣтка… Что ты такая вареная?[26] /цѣлуетъ въ голову и садится/ Люба. ...


Творческие рукописи | Романтическая история (НИОР РГБ 387.4.6.)

... … Народъ былъ все легкомысленный, пустой… Ну, вообще,[166] не[167] сходился. Музыку любилъ, то-есть[168], не то[169] чтобы музыку[170], а вообще искусства… И пришла, знаете, полоса:[171] мальчишка,[172] ученикъ-то,[173] заболѣлъ скарлатиной. Урокъ кончился. А время было узкое,[174] въ январѣ, уроки расхватаны ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... . Но теперь я очень хорошо понимаю него и удивляюсь, какъ глубоко могъ чувствовать этотъ простой человѣкъ. Онъ повторялъ конечно своими словами истину что искусство, горячая мысль человѣчества, перелитая въ образы может<ъ> подымать человѣка отъ земли, дѣлать его лучшимъ, звать къ идеалу. И онъ не только чувствовалъ это, онъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"