И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 73

Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | В новую жизнь

... ; было такъ неожиданно, что бабка чуть  не уронила лампочку,  а Степанида  остановилась  среди избы и растерянно  смотрѣла на мужа. Сенька притихъ,  и только  дѣдъ  завозился на печкѣ и тревожно спросилъ ... ; огня!..     И когда  желтый  мигающiй  свѣтъ озарилъ  пустую избу, кусокъ  хлѣба,  прикрытый рядномъ, и сухое  лицо  дѣда, выглядывавшее  съ печи, ... nbsp;сѣно будемъ  ворошить…  Бабка  Василиса принесла  крещенской  воды, покропила избу, сѣнцы,  коровенку и дала  попить  дѣду;  потомъ велѣла  Степанидѣ вынуть ... ; Крещенскiя звѣзды ярко  горѣли  въ небѣ. Крѣпчалъ  морозъ на дворѣ,  потрескивали  старыя избы.      Глава III. Неожиданность.   Когда Николай  жилъ зимой  въ городѣ, въ семьi & ... ;онъ не придетъ  больше. Притупившiйся  взглядъ  старался  охватить  все: черныя избы „Хворовки“, пруды у околицъ,  полузакрытые  ветлами  и бѣлой  пушистой вербой, & ... ; въ колоколъ,  всѣ  заспѣшили, забѣгали.  Сеня  съ отцомъ  попали въ вагонъ „лучше избы“ и забрались спать  на верхнюю лавочку. Трясло  и постукивало, и Сеня  не могъ  заснуть. Была& ... годовъ въ людяхъ выжилъ!.. не пилъ, не  ѣлъ… по копейкамъ откладывалъ… Опять въ  люди одтить?.. до могилы гнуться?... Въ деревнѣ изба пустая… Ни гроша вѣдь нѣтъ, все пропало…   Стукнула дверь, и вошелъ дворникъ.  − Квартиру-то очищай… Какъ ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

... мычанье. Крѣпко, какъ изъ пистолета, ударилъ кнутъ, побѣжало, разсыпалось  по горамъ и отдалось въ оврагѣ. Всегда  отдавалось. Мальчишками стояли, бывало, у крайней избы, гдѣ жилъ старикъ  Золотой, – когда было! – и кичали къ оврагу. И отвѣчалъ оврагъ. И теперь  отвѣчаетъ. И пѣтухи въ оврагѣ поютъ, и жалейка ... , что кланяется ему  зеленая стѣна за садомъ − Медвѣжiй Врагъ, − кланяются рябина, топольки и заборъ, и перила  террасы, и дорожка, и край избы, и стѣна дома, и онъ  кланяется, и все  ходитъ, и кружится, и все − живое.  И онъ поклонился имъ и хотѣлъ крикнуть, сказалъ: Арина ... ; мужики  въ черныхъ казакинахъ, повязанные  рушниками, − понесутъ. Двѣ смѣны, − тяжело, жарко и далеко. Валилъ  сизый дымъ изъ избы Семена  Морозова и попахивало блиннымъ духомъ. Рыжебородый  шаловскiй  староста, повязанный полотенцемъ  съ красными  городками, говорилъ  тѣмъ ... бѣлыхъ  снопа вырвались изъ  невидимыхъ глазъ машины, перекинулись черезъ  улицу и положили два мутныхъ пятна на темную стѣну  избы  напротивъ, захвативъ въ свое  поле  нижнiй вѣтки ветлы, высокую крапиву и на ней  сѣрую дорожку.  Вошли въ домъ. Горѣла ... на травѣ. Тихо вошла  въ сѣнцы и замкнулась.  На  полной зарѣ  вышелъ съ дальняго края  отъ рѣчки, отъ Анисьиной  избы, Хандра-Мандра. Вышелъ, ковыляя, на середину деревни, подошелъ къ новому дому, посмотрѣлъ  на черныя запотѣвшiя окна, на бѣлое полотенце, рѣзкое  на зарѣ, снялъ ...


Художественные проиведения | Богомолье

... . Въ оврагѣ засвѣжѣло, пахнетъ смолой, сухимъ нагрѣвомъ, еловымъ, прянымъ. Стадо вошло въ деревню, носятся табунками  овцы, стоитъ золотая пыль. Избы багряно золотятся. Ласково зазываютъ бабы:  - Чай, устали, родимые, ночуйте . .  свѣжаго сѣнца постелимъ, ни клопика, ни мушки !.. Ночуйте, право ... ;отвѣчаетъ онъ шопотомъ, - каки тамъ мухи, спятъ давно. - Да нѣтъ, кусаютъ! - Не мухи… это те, должно, клопики кусаютъ. Изба-то зимняя. Съ потолка, никакъ, валятся, ничего не подѣлаешь. А ты себѣ спи – и ничего, заспишь. Ай къ Панферовнѣ те снести, а? Не хочешь… Ну, и спи съ Господомъ. Но я не могу ... ; - весело говоритъ онъ. - А нога-то моя совсѣмъ хороша стала. Ну-ко, открой окошечко. Я открываю – и красная искра солнца изъ-за избы напротивъ ударяетъ въ мои глаза.   _________     У КРЕСТА   Я сижу на завалинкѣ и смотрю – какая красивая деревня! Соломенныя крыши ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

ГРАЖДАНИНЪ УКЛЕЙКИНЪ. I. - Уклейкинъ идетъ! Уклейкинъ идетъ!... Мальчишки бросали бабки, собирали  змѣи и бѣжали на улицу. Полицейскiй, кидавшiй въ ротъ сѣмечки у окна прачешной, выдвигался на мостовую. Въ самоварномъ заведенiи Косорылова стихалъ лязгъ, и чумазые мѣдники высыпали къ воротамъ. Портнихи  вытягивались изъ оконъ, роняя горшки герани.  - Идетъ!.. Твердо идетъ нонеча… Головы поворачиваются къ “посту”. - Ладушкинъ дежуритъ… - А што твой Ладушкинъ!... Махнетъ проулкомъ… Какъ намедни-то въ одной опоркѣ стеганулъ“… - Ужли не прорвется, а? - Сурьезный нонче штой-то… Всѣмъ хочется, чтобы Уклейкинъ прорвался на Золотую улицу, въ публику. За нимъ ринутся, и будетъ скандалъ. Уклейкинъ начнетъ откалывать, прохватывать и печатать, начиная съ головы и кончая подчаскомъ. Пока захватятъ и погрузятъ на извозчика, онъ высыплетъ много кое-чего, о чемъ не говорятъ громко, а разносятъ изъ дома въ домъ такъ, что сейчасъ же узнаютъ на задворкахъ; что казалось забытымъ и вдругъ всплываетъ; что было даже одобрено про себя, но чего  въ открытую еще стыдятся; что шмыгнуло мимо портфелей слѣдователя и прокурора, ловко избѣгло печатнаго станка и вдругъ, непонятнымъ процессомъ встряхнулось въ помраченныхъ мозгахъ и гулко выкатилось на улицу изъ сиплой готки полупьянаго сапожника. - Чего гляди-то?... Уклейкинъ что ли-ча идетъ? - спрашиваютъ сверху портнихи. - Мчитъ! Спущайтесь, Танечка! - А ну васъ… Намъ и здѣсь хорошо. - Имъ не годится середь публики въ открытомъ видѣ.  - Варька-то, Варька-то расползлась! Ровно какъ мягкая… - Со щиколаду. Ее кажинный вечеръ мухинскiй конторщикъ щиколадомъ удовлетворяетъ. Уклейкинъ идетъ рѣшительно, высоко подымая тощiя, узловатыя ноги, точно выдергиваетъ ихъ изъ мостовой. Какъ гремучая змѣя хвостомъ, шмурыгаетъ онъ опорками, подтягивая на ходу ...


Художественные проиведения | Карусель

ИВ. ШМЕЛЕВЪ   ТОМЪ ШЕСТОЙ   КАРУСЕЛЬ   РАЗСКАЗЫ     КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО ПИСАТЕЛЕЙ ВЪ МОСКВѣ.   КАРУСЕЛЬ.   I.   Часъ раннiй, − шести нѣтъ, − а чашкинскiй лавочникъ Иванъ Акимычъ уже крестится на  синiе купола Троицы,  черезъ дорогу. Вi небѣ, за церковью,  золотое сiянье: тамъ солнце. Церковныя березы,  осыпанныя гнѣздами,  тронуты золотцемъ,  за ними сквозитъ бурая крыша мухинской усадьбы.  Иванъ Акимычъ  молится  и на Всевидящее Око въ  широкомъ золотомъ треугольникѣ  надъ входомъ,  приглядывается и къ мухинской крышѣ и затаенно думаетъ − пошли, Господи! Вѣритъ, что  все будетъ ладно, − и бойкая торговля,  и мухинская усадьба не убѣжитъ: зарвалась по  заборной книжкѣ  и по второй закладной за три тысячи.  Ужъ коли пойдетъ − такъ пойдетъ. Надо было, чтобы  рѣка вскрылась до праздника,  дала ходъ  покупателю  изъ Пирогова и Божьихъ  Горокъ, − какiя  тамъ лавки! − послалъ жену  подъ четвергъ ко всенощной поставить  свѣчу Антипiю-Половоду, а на пятницу  въ ночь, за евангелiями,  и прошла рѣка,  и уже паромъ налаженъ. Теперь  такъ  и повалятъ. Вонъ ужъ  и погромыхиваетъ  по холодку.   Въ ночь прихватило. Въ колеяхъ, передъ лавкой,  точно молоко, пролито, − послѣднiя,  вешнiя  пленки, въ воздухѣ погожая свѣжесть, небо синѣй, на примосткахъ, у лавки,  дожидается солнышка  ранняя, охолодавшая муха.   Грохаютъ желѣзные засовы съ оконныхъ  затворовъ, изъ  раствора густо  шибаетъ харчевымъ духомъ − соленой рыбы, мяты и бакалеи; отъ окоренка съ красными  и лиловыми яйцами  праздничное сiянье; за стекломъ веселый  товаръ − мылà и пузыречки съ духами; на солониннымъ чаномъ  и головастой тушкой сомовины  съ ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Художественные проиведения | Волчий перекат

... ;изъ салона. Берега стало заливать  вечернимъ солнцемъ. Золотистыми пятнами  глядѣли въ лѣсныхъ углахъ новыя  сторожевыя избы, пылали  ихъ пузырчатыя оконца. Баканы зажигали огни, а сумерки  все не уходили.  Къ ночи опять вышли   ... Серегинъ  присѣлъ на знакомый пень, досталъ «бабочку», закурилъ и смотрѣлъ  на деревню. До половины казала она теперь высокiя избы, съ окошечками-трояками подъ верхомъ.  …На ярмаркѣ, въ Пунсàхъ, на Троицынъ день, тогда хорошо столкнулись они, какъ сговорились. Ахъ, Сашурка! Такъ ... ; онъ съ ярмарки, поджидалъ на лѣсной закраинѣ, у этого пня. Тогда была ночь - бѣлый день, бѣлая ночь.  Темныя избы поглядывали коньками крышъ, щурились. Видѣли, какъ одна  рука прижимала  закружившуюся  свѣтлую головку, нажимала  ... ; сладкой помадой. - …Ой, миленькой, не жми…  Подбирала  ноги подъ платье, не уходила и не давалась, все оглядывалась на засыпавшiя избы и все пугалась.  - …Ой, мамынька меня…  - Саша! - сказалъ Серегинъ, смотря въ край деревни. -  ... ; рябинки. Уже не было стрѣляющихъ въ просторѣ стрижей, только  черное  галочье шумѣло въ холодѣющемъ небѣ, кружило надъ избами, кричало, что идетъ осень. Въ сѣрыхъ рядахъ стояли пышно  разубранныя рябины, точно краснокафтанная стража, затесавшаяся въ сѣрую толпу мужиковъ. Стайки ... и холодомъ смотрѣло  все здѣсь, и не хотѣлось итти.    И все же пошелъ.  Пьяный, косоватый Андронъ распояской бродилъ подъ избой, постукивалъ топоромъ объ стѣны - искалъ работы.  - Ягоръ Ива-нычъ!  Вогналъ  въ стѣну топоръ и полѣзъ ...


Художественные проиведения | Оборот жизни

... ;     Строится и строится  жизнь, поскрипываетъ,  а претъ  по какимъ-то своимъ дорогамъ. Тѣ же,  какъ-будто, стоятъ тихiя избы,  а сколько новыхъ  узловъ  заплелось  и запуталось за оконцами,  за сѣренькими стѣнами. И сколько этихъ узловъ  придется  разрывать ... съ бугра на Большiе Кресты, − всякаго обороту  есть… всего  пройзошло! Въ масштабъ!   А все тѣ  же,  какъ будто, избы и ветлы,  и рябины. Но въ  самой серединѣ  села,  гдѣ  зiяла  развороченной крышей  ... ; изба  портного, − черное пятно  пожарища  въ черныхъ ветлахъ. Сгорѣлъ  и самый портной,  не попалъ въ Москву  шить  ...   и сиротъ  подберутъ.  Вотъ-те и си-ла!   Митрiй  пересчитываетъ  по пальцамъ  поставленные  кресты на кладбищѣ,  заколоченныя избы,  плѣнныхъ, убитыхъ и воротившихся  съ чистой отставкой.  Онъ  знаетъ  знаетъ  законченныя  и назрѣвающiя  драмы,  ...    годовалаго мальчикаю  Митрiй подходитъ,  топаетъ  на дѣвчонку,  грозитъ кулакомъ  и присаживается на завалинку.  Дѣвчонка бѣжитъ въ избу − самоваръ ставить: вьется уже темный дымокъ.  А Митрiй  сидитъ и сидитъ.  Должно быть,  доняли  его боли ...


Художественные проиведения | Мирон и Даша

...   таращитъ  телячьи глаза и мямлитъ, а когда  приходятъ домой,  скрытно  пробираются въ уголокъ − проспаться.  У него  изба,  какъ игрушка, новенькая,  въ чудесной,  затѣйливой   рѣзьбѣ:  года четыре,  какъ выстроилъ,  когда пришелъ ... ,  купилъ на ворота  новый  мѣдный  восьмиконечный  крестъ,  даромъ  перебралъ  будущему  тестю  избу  и дворъ −  старикъ не  сдавался.  Тогда купилъ Миронъ  и привелъ старику во дворъ  облюбованную старикомъ  лошадь ... ; празднично  четверо,  свѣтловолосые,  голубоглазые,  ясные, − славянская семейка. Радостно  глядѣла  на нихъ  праздничная  изба-игрушка,  смѣялись солнцу окошки  красными  сережками  фуксiй. И опять  докторъ залюбовался.  Онъ подсѣлъ къ столику,  ... ; его принести  воды:  помыть  руки. И когда  Миронъ, радуясь,  что все хорошо, бодро  пошелъ  въ избу,  докторъ далъ въ ротъ Танюшѣ  медку и сказалъ Дашѣ:  − Да, дѣло  его неважно.   Увидалъ,  какъ ...


Художественные проиведения | Под избой

ПОДЪ ИЗБОЙ   − …Да вѣдь  какъ началось… обыкновенно. Сталъ, было, я  самоваръ  разводить, − стражникъ  мимо  ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... !.. Подъ самый Покровъ Владычицы.   _________   Разъѣхались плотники по домамъ, въ деревню, зиму перебывать. И у нихъ запасено на зиму. Ухитятся  потеплѣ, избы закутаютъ соломой, - и надъ ними Покровъ Ея, и теперь ничего не старшно. И Василь-Василичъ отмаялся, укатилъ въ деревню, на недѣльку: нельзя, Покровъ. Горя съ народомъ ...


Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | По спешному делу

ПО СПѢШНОМУ ДѢЛУ. I.   Капитанъ Дорошенковъ прислалъ изъ роты записку.  “Милая Сафа! задержало неожиданное дѣло. Вернусь, можетъ быть, поздно. Твой Костя”.   Серафима Сергѣевна прочла и пожала плечами. Какъ  разъ сегодня Вовочкѣ минуло три года, а вечеромъ собирались ѣхать въ театръ.  - Капитанъ въ собранiи?  - Никакъ нѣтъ, уѣхали.  - Одинъ?  - И никакъ нѣтъ… Ихъ благородiе поручикъ Бурхановскiй съ ими.  Она подумала.  - На словахъ ничего не велѣлъ передать?  - Не могу знать… и никакъ нѣтъ. Такъ что ихъ высокородiе приказали вечорнiя занятiя чтобъ безъ ихъ…  “Какое дѣло? и почему онъ не могъ ясно написать? могъ бы заѣхать, сазать… А теперь ждать до ночи… Поѣхалъ съ этимъ пьянчужкой!...”  Она чувствовала себя обиженной. Конечно, она увѣренна въ немъ, какъ въ себѣ. Всегда уравновѣшенный, онъ не способенъ бѣгать за всякой пошлой бабенкой, какъ Бурхановскiй, и пропадать по ночамъ, какъ капитанъ Устиновъ. Этотъ серьезный человѣкъ умнѣе всѣхъ товарищей по полку, и только обстоятельства толкнули его въ казарму. Онъ могъ бы поступить въ академiю, но у него мало характера, и дѣти не даютъ  ему заниматься. Когда онъ приходитъ изъ роты и пообѣдаетъ, вся “тройка” отправляется съ нимъ къ большому дивану. Они виснутъ у него на ногахъ, ерошатъ курчавые волосы, и онъ забываетъ съ ними скучную службу и смѣется такъ заразительно.  - Барыня, усё справилъ… - доложилъ денщикъ въ бѣлой гимнастеркѣ.  - Что?... Ахъ, да… подавай. Дѣти, обѣдать!  Они всегда обѣдали вмѣстѣ. Изъ дѣтской выбѣжалъ Костя, плотный шестилѣтнiй, большеглазый мальчуганъ, сестренка Леля, годомъ моложе брата, и толстякъ Вовочка, неповоротливый “капитанъ”.  - А папа гдѣ? - закричали дѣти, смотря на пустой стулъ у окна.  ...


Художественные проиведения | Иван Кузьмич

ИВАНЪ КУЗЬМИЧЪ. _____   I.   Иванъ Кузьмичъ Громовъ былъ хорошо извѣстенъ “городу”. “Кряжъ”, - говорили о немъ въ торговомсъ мiрѣ, - “по старинкѣживетъ”. Да, Иванъ Кузьмичъ былъ, что называется, стараго закала. Новый ходъ коммерцiи, шикарные магазины и зеркальныя окна были ему не по нутру.  - Имъ бы пыли напустить, - вотъ-те и коммерцiя вся… Окна въ двѣ сажени вывелъ, молодцовъ въ штиблетки обулъ, а посмотри-ка ему въ карманъ… На шинахъ катаютъ, по заграницамъ швыряются, всякой голой шельмѣ сережки на честномъ народѣ подаютъ… Купцы-ы!...  Торговалъ Иванъ Кузьмичъ близъ вокзала, въ громадномъ лабазѣ. Лабазъ былъ заваленъ мѣшками съ мукой, кулями овса и соли; онъ имѣлъ унылый видъ сарая и не топился зимой. Молодцы днями играли въ шашки, а Иванъ Кузьмичъ сидѣлъ въ стеклянной конторкѣ, при лампочкѣ, и щелкалъ на счетахъ. Дѣло падало, старыя фирмы вымирали, всемогущiй кредитъ шелъ и сметалъ купеческiя традицiи; рѣже и рѣже подъѣзжали къ лабазу подводы, рѣже заѣзжали  иногороднiе. Пора бы совсѣмъ прикрыть лавку и жить на капиталъ, но старикъ такъ свыкся съ лабазомъ,  въ домѣ была такая гулкая пустота, что страшно было порвать привычную нить.  Мимо бѣжала кипучая жизнь, вертѣлась пестрыми лоскутами, и годъ отъ году угрюмѣй глядѣлъ онъ на эти пестрые клочья.  - По заграничному норовятъ… ну-ну…   Заграничное - это было безличное что-то и сумбурное, не имѣющее ни прочныхъ устоевъ, ни правды, ни благолѣпiя. Другое дѣло “мы”, Русь…  Она, какою онъ ее зналъ, съ ея несчетными миллiонами народу и царемъ, съ необъятнымъ просторомъ, полей и, лѣсовъ, съ красавицей Волгой, по которой онъ еще парнишкой гонялъ мокшаны и барки, - она была въ его глазахъ несокрушимымъ гигантомъ, который - придетъ время - всѣмъ покажетъ себя, ...


Художественные проиведения | В норе

ВЪ НОРѢ.   _______   I.  - Могу поздравить, - встрѣтилъ меня начальникъ улыбкой. - Мое представленiе уважено. Вы назначены въ С…  Онъ вертѣлъ бумажку и ждалъ благодарности.  - Городишко, конечно, длянь, - недавно онъ говорилъ другое, - но… - онъ поднялъ палецъ, - по-ло-же-нiе! Теперь ужъ отъ васъ зависитъ…    Старичокъ не могъ скрыть удовольствiя, что такъ удачно отдѣлывался отъ меня. Мое назначенiе въ С… куда сплавляли или нетерпѣливыхъ, или ужъ слишком  терпѣливыхъ,  развязывало ему руки.  Оно освобождало мѣсто племяннику старичка и избавляло отъ непрiятныхъ объясненiй съ администрацiей. Меня считали за человѣка неблагонадежнаго, - по близорукости, я не раскланивался съ губернаторомъ, - и, кромѣ того мой флиртъ съ губернскими дамами сталъ кому-то поперекъ горла.  Такъ или иначе, но старичокъ былъ дозволенъ.   - Ну, годика три поторчите, и можно ждать перевода. Хотя, между нами, это порядочная-таки  нора. Семьдесятъ верстъ отъ желѣзной дороги…  Теперь онъ платилъ мнѣ за строптивость и безпокойство, и его глазки говорили ясно:  - Такъ вотъ же тебѣ, получай!  Если бы зналъ онъ, какую услугу оказалъ мнѣ! Я рвался изъ города. Я убѣгалъ  отъ петли.  Милая супруга непремѣннаго члена, съ которой у меня были короткiя отношенiя, все настойчивѣе намекала на невозможность “продолжать такъ”. Наши встрѣчи принимали трагическiй оборотъ, - съ жалобами, слезами, истерикой, упреками въ непорядочности, въ злоупотребленiи властью надъ “бѣдной женщиной, которая по неопытности” и т. д… Она забыла, что то же самое еще недавно высказывала помощнику податного инспектора, но меня не хотѣла забыть.  Дѣлая томные глаза, она страстно сжимала мои  руки и съ ...


Художественные проиведения | Виноград

ВИНОГРАДЪ. I.    Каждый изъ  нихъ задалъ  паспортъ и получилъ  наказъ - во вторникъ, къ часу дня, быть на вокзалѣ, у багажной кассы: тамъ ихъ найдутъ и выдадутъ  билеты на проѣздъ.  Первымъ явился  бѣлоусый парень, въ новомъ  синемъ картузѣ и поношенномъ пальтецѣ, съ узелкомъ;  тутъ же подошла  запыхавшаяся краснощекая дѣвушка съ большимъ  бѣлымъ узелкомъ, который она тащила на животѣю Стояли и приглядывались, озабоченно посматривая на часы, показывавшiе уже половину  перваго, и сторожили у двери. По черной косыночкѣ, узлу и жакету, съ большими отвисшими пуговицами, парень прикинулъ, что это, конечно, горничная, и спросилъ  осторожно, - не въ Крымъ ли  онѣ, къ господину Винду?..  Дѣвушка отвѣтила оживленно и радостно:  - Какъ же, какъ же… въ Крымъ! И вы тоже въ Крымъ?!  - Какъ разъ тоже въ Крымъ! къ господину Вмнду, для пансiона! А вы сюда, к сторонкѣ узелокъ-то… Часъ скоро, а вотъ… никакого  результату.  Замѣтилъ, что она поглядываетъ на узелокъ, и разсказалъ, что все имущество оставилъ у брата, швейцара, на Басманной, а тутъ, конечно,  только самое необходимое. Тащить тоже въ такую далищу, когда. Можетъ, еще и не уживешься!  Настоящая его спецiальность - по номерамъ, но лѣтнее время -самый мертвый сезонъ, а самовары-то  подавать по пансiону, - да чего же ихъ не подать! А звать его Васильемъ.  Дѣвушка разсказала, что  все  не рѣшалась ѣхать въ такую далищу, но господа уѣхали  за-границу до зимы - гдѣ-нибудь надо же служить до ихъ прiѣзда! А зовутъ ее Сашей, Александрой Петровной.  Говоря про заграницу, она посмотрѣла на желтый  носочекъ баретки, и Василiю показалось, что сказала она  это такъ, для ...


Художественные проиведения | Поездка

ПОѢЗДКА.   I.   Трофимъ подалъ лошадей  затемно, − чуть стало синѣть. Черезъ площадь, въ соборѣ,  благовѣстили  къ ранней,  по-ночному лаяли собаки,  горѣли  кой-гдѣ фонарики. Раза два звонилъ  Трофимъ  у крыльца податного, покашливалъ  и поскрипывалъ на промерзшихъ ступенькахъ, а за окнами  все ходили съ лампой. Встряхивались  въ лошадиной  дрожи  мерзлые бубенцы.  «Тепло живутъ, − думалъ Трофимъ,  заглядывая въ обледенѣлое  окошко и чувствуя,  какъ начинаетъ знобить. − Водку, никакъ, цѣдитъ».   Податной  наливалъ изъ бутыли  въ плетеную  баклагу. Податниха  стала  протаивать свѣчкой  у градусника, защурилась, сладко зѣвнула и покачала головой. Податной  махнулъ  что-то рукой, − должно быть, на морозъ.  «Не выспалась все, сердешная» − подумалъ Трофимъ, глядя на  рыхлую, бѣлую  шею податнихи. Позѣвалъ  и самъ. Поглядѣлъ на небо − яснѣеть, заголубѣло по снѣгу. Потянуло  съ площади знойкимъ, разсвѣтнымъ вѣтромъ. Заяснѣлъ  соборъ, вороха  подобравшихся  за ночь  возковъ. Стали  видны на мѣдной дощечкѣ черныя,  въ инеѣ, буквы: «Податной инспекторъ».   Наконецъ,  загромыхали боты,  вышибло ногой  крѣпко вмерзшую дверь,  вышелъ въ ушастой  енотовй шубѣ податной съ чемоданомъ, крякнулъ  на морозъ, шагнулъ  съ крыльца въ широкiя пошевни и грузно  повалился  на сѣно.  − Заправляй.  Трофимъ  подвалилъ сѣна, подбилъ подъ  бока и затянулъ  пледомъ.  − За тридцать, братъ… Настюша, простудишься!  Податниха топотала на крылечкѣ, кутаясь  въ лисью  шубу, и просила беречься,  не допускать  излишествъ, не задерживаться и не забыть купить ей  еще краснаго  ...


Художественные проиведения | Как надо

КАКЪ НАДО.    I.   У хирурга  городской больницы Скворцова померла родами жена.  Роды протекали  въ самыхъ лучшихъ условiяхъ,  и принималъ  опытный акушеръ, прiятель, торжественно объявившiй, что «теперь у насъ  завелся  самый настоящiй скворецъ». Счастливый  отецъ сiялъ, какъ и ясный день октября, съ  выпавшимъ  наканунѣ снѣжкомъ. А черезъ недѣлю  жена  померла отъ  зараженiя крови.  Скворецъ  былъ страшно  убитъ, боялись даже  за его жизнь и совѣтовали  поѣхать за границу. Но прошло  съ мѣсяцъ, жизнь понемногу  затягивала, и онъ  опять  принялся за дѣло. Боясь потерять  ребенка, такъ какъ  въ больницѣ былъ скарлатинный корпусъ,  онъ отвезъ его къ тещѣ. На операцiяхъ сталъ  остороженъ  до мелочей и настойчиво требовалъ,  чтобы непремѣнно  при немъ  мыли руки  и мѣняли халаты. А тутъ постигъ новый ударъ: въ  концѣ ноября умеръ отъ  менингита  его ребенокъ.  У Скворцова посѣдѣли виски. Онъ бросилъ визиты,  пересталъ играть  въ винтъ,  который раньше его успокаивалъ,  и сталъ избѣгать  людей. Точный и осторожный,  онъ сдѣлалъ неудачную операцiю  и заявилъ, что  бросаетъ  службу. Тогда главный  докторъ, Иванъ  Архипычъ,  извѣстный хирургъ,  сказалъ по-прiятельски:  − И что вы, голубчикъ… У меня было шесть непростительныхъ  промаховъ, а у васъ  всего первый! Надо, голубчикъ, жить, и дѣло пойдетъ на ладъ.  Это было легко сказать.  Въ квартирѣ было жутко отъ стѣнъ,  и въ свободное время Сковрцовъ  бродилъ по больничному парку,  даьше отъ корпусовъ, къ рѣкѣ,  гдѣ было  уединенно. Въ старыхъ  липахъ кричали  галки, и отъ  ихъ пустыннаго  крика сходилъ  на душу скорбный покой. За рѣкой  желтѣли  въ ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... . Но если вглядѣться… Строится и строится жизнь, поскрипываетъ, а претъ по какимъ–то своимъ дорогамъ. Тѣ же, какъ–будто, стоятъ тихія избы, а сколько новыхъ узломъ заплелось и запуталось за ихъ оконцами, за сѣренькими стѣнами. Столько этихъ узловъ придется разрывать съ болью или скорбно распутывать въ долгіе ... . Не было разливчатаго звона и гула буьенъ[161]<.> Два[165]<.> Да многое пережито Вонъ онѣ знакомыя[182]. Ближе къ полевому концу Крестовъ стоитъ не веселая изба бабки Настась<и,> съ годъ тому проводившей на войну своего сына лихого кровельщика. Вернулся и ея непутевый Василій. Былъ онъ въ немецкой землѣ, повидалъ гор<о> // ... mdash; бои идутъ. Да и по газетамъ знаю. И старуха совсѣмъ отсякла. Старуха все та же развѣ посуше и почернѣе стала. Черезъ открытыя окна избы не доносится стрекотанье и скрипъ станка за которымъ молодая сноха, бывало работала фитильныя ленты: Прикрылась фабрика, раздававшая по домамъ работу. Слышится оттуда немолчный плачущій ... ; ужъ и не знамо что. //л. 24 об. ХІІ — Кровельщикъ Василій И онъ воротился, лихой кровельщикъ. Ближе къ полевому концу Крестовъ стоитъ невеселая изба бабки Настасьи съ годъ тому проводившей на войну своего сына–пьяницу. Вся перекосилась, захромала; давно бы завалилась, если бы не поддержка ее предусмотрительно кѣмъ ... винная лавка № 33. Каждый мужикъ, подъѣзжая, непремѣнно вспомнитъ столярову поговорку: — Три да три, выпилъ — карманъ потри. Столяръ Митрій, покривившаяся изба котораго какъ разъ противъ лавки, бывало, плакался на судьбу, за такое сосѣдство: — Никуда отъ ее не скроешься, и плачешь, а идешь. Да&hellip ... «бы». [800] Вопросительный знак зачеркнут. [801] «Должны о насъ озаботиться.» зачеркнуто. [802] «Она стоитъ съ уголка избы» зачеркнуто, вставлено «Чуть <нрзб.> бѣжитъ». [803] «глядитъ» зачеркнуто, вставлено «смотритъ». [804] & ...


Публицистика | Снова напоминаю вам

...   теперь  дрожат  от стужи  в неведомых лачугах,  где-то далеко от  родимых изб,  то это потому,  что не захотели  соучаствовать  с большевиками в измене; потому,  что сохранили ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... сказалъ <нрзб.> то у насъ, что мои визиты для него больше удовольствіе и что онъ меня полюбилъ, меня не только не удерживали и даже напоминали, [когда я изб] что теперь могу пойти къ дядѣ. [Теперь я зналъ] /Я <нрзб.>/, почему это такъ. Дядя б. богатый человѣкъ и разъ кто то сказалъ у насъ:    ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... было: публику [764]      Далее было начато: чл [765]      Далее было начато: изб [766]      Вместо: вся – было: всѣ [767]      Далее была ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... и свѣтилось. Оно уже совсѣмъ и выступало [914]Далее было: на дверяхъ [915]Далее было: своей [916]Далее было: Онъ [917]Далее было: изб [918]Далее было: вы [919] значитъ вписано [920] только покрякалъвписано [921]Вместо: все усѣянное чорн.<ыми> точками и прыщами – было ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... осенними непогодами садъ, и шалашикъ подъ, засыпанный почернѣвшимъ листомъ, кажется сиротливымъ и грязной ворохомъ гнили. Улетѣли давно ласточки, закутана соломой изба, больная, слѣпая, и даже покосившаяся какъ-будто. По вечерамъ подъ желтымъ огонькомъ висячей лампы ткетъ безконечные фитильныя ленты молодая сноха, ... по накатанной колеѣ. Но если вглядѣться… Строится и строится жизнь, поскрипываетъ, а претъ по какимъ-то своимъ дорогамъ. Тѣ же, какъ-будто, стоятъ тихія избы, а сколько новыхъ узломъ заплелось и запуталось за ихъ оконцами, за сѣренькими стѣнами. Столько этихъ узловъ придется разрывать съ болью или скорбно распутывать въ долгіе дни ... нѣтъ на свѣтѣ. Августъ[426] въ началѣ и уже четверта<я> смѣна ходитъ такъ со своей гармоньей и поетъ все то же. И тѣ же, какъ будто стоятъ тихія избы, но за ихъ окнами стѣнами заплелись и запутались новые узлы жизни. И столько этихъузловъ придется разрывать съ болью // л. 21 об.   или скорбно распутывать въ долгія ... идутъ. Да и по газетамъ знаю. И старуха совсѣмъ отсякла. Но[443] старуха все та же развѣ посуше и почернѣе стала. Черезъ открытыя окна избы не доносится стрекотанье и скрипъ станка за которымъ молодая сноха, бывало работала фитильныя ленты: Прикрылась фабрика, раздававшая по домамъ работу. Слышится оттуда немолчный плачущій ... и не знамо что. //л. 25 об.   ХІІ — Кровельщикъ Василій И онъ воротился, лихой кровельщикъ. Ближе къ полевому концу Крестовъ стоитъ невеселая изба бабки Настасьи съ годъ тому проводившей на войну своего сына-пьяницу. Вся перекосилась, захромала; давно бы завалилась, если бы не поддержка ее предусмотрительно кѣмъ-то посаженная ... высмотрѣлъ ее въ семьѣ старовѣра. Высмотрѣлъ и потерялъ сонъ. Валялся у старовѣра въ ногахъ, далъ зарокъ креститься двумя перстами,[821] перебралъ будущему тестю избу, купилъ облюбованную старикомъ лошадь за полтораста рублей, подарилъ старовѣрскому начетчику новый кафтанъ,[822] и такими <нрзб.>[823] заработалъ себѣ пригожую Дашу. Съ ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... салона.[963] Было все то же…[964] Берега[965] заливало вечернимъ солнцемъ.[966] Золотистыми пятнами глядѣлись у зелен.[967] лѣсныхъ угловъ свѣжесрубленныя избы лѣсныхъ разработокъ… съ пылающими оконцами, позолоченныя стада подтягивающіяся къ дерев. <нрзб.>[968]. Иногда бѣжала[969] на свѣтлой дали четкая[970] ... ? Саша Милованова!.. Онъ оять вынулъ «бабочку» и закурилъ. Сѣлъ на пенекъ на опушкѣ и поглядѣлъ на Большіе Шуры, показавшіеся теперь до половины двурядные избы съ окошечками-трояками, съ темными пустыми низами, съ рѣзными пестры<м>и кой-гдѣ оторочками съ выделаннымъ[1287] подъ елку тесомъ подъ крышами. …На ярмарку въ Пунсахъ ... ѣлъ и изподлобья поглядывалъ на нее. Тогда, когда они еще не знали другъ друга, а посмѣивались[1309] глазами. Выкупавшіеся вороны летѣли съ рѣки покружиться надъ избами, и съ крикомъ[1310] повернуть на чащу, сказать, что идетъ осень. Чахлыя рябины стояли въ красномъ,[1311] на сѣромъ[1312] чернооконныхъ стѣнъ, тронуты<хъ> ... него всю силу.[1459] // л. 24 об.     Вышелъ на опушкѣ[1460], на шуровскую полянину. Большiе Шуры до половины показывали теперь высокiя избы съ окошечками-трояками по верху, съ темными, пустыми, низами, съ рѣзными подъ крышей обшивками, пущенными подъ елку.[1461] И все тѣ же были они[1462], ... Уже не было смтрѣляющихъ по просторамъ стрижей-щуровъ, источившихъ всѣ берега черными дырьями. Только черное голочье и воронье шумѣло въ холодѣющемъ небѣ, кружилось надъ избами, причало, что идетъ осень. И запутавшiйся въ сухостойной березѣ скелетъ бумажнаго змѣя кричалъ о томъ же. Серегинъ шелъ по жнивью, на кучку знакомыхъ рябинъ.[ ... <нрзб.> — было: яркимъ [291] только вписано. [292] Далее было: , лодочку рядъ чорныхъ лодокъ на берегу, притисн высокія съ темными окнами избы съ качающимися деревьями, и бѣл кайму сбитой рѣчной пѣны по берегамъ. [293] Вместо: это значитъ — было: а. такое? Сигналъ б. такое, сигналъ ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... . — Точная копія. До вечера смотрѣли они[90] изъ салона.[91] Берега[92] заливало вечернимъ солнцемъ.[93] Золотистыми пятнами засвѣт.[94] <?> въ лѣсныхъ углахъ свѣжія избы[95], пылали пузырчатыя оконца. Баканы зажигали[96] огни,[97] а сумерки все не уходили. Къ ночи они[98] вышли на палубу.[99] Штурвальные все ворочали колесо, вглядываясь въ ... на Шуры, какъ пустой, точно вынули изъ него всю силу.[642] Вышелъ[643] на шуровскую полянину. Большіе Шуры до половины показывали теперь высокѣя избы съ окошечками-трояками по верху.[644] Присѣлъ на знакомый пень,[645] досталъ «бабочку», закурилъ и саотрѣлъ на Большіе Шуры. …На ярмаркѣ, въ Пунсахъ, ... головы сладкой помадой.[660] …Ой, миленькой, не жми… Стыдливо подбирала ноги подъ платье, не уходила и не давалась[661], все оглядывалась на засыпавшія избы[662] и все пугалась: — Ой, мамынька меня… Серегинъ пошелъ вдоль полевой загородины,[663] знакомой дорогой. Три недѣли[664] ходилъ ... свѣтлой ночи мшистыя ели, слушали смѣшныя слова: [661] Вместо: не уходила и не давалась — было: не давалась и не уходила [662] Вместо: засыпавшія избы — было: засыпавшіе Большіе Шуры [663] Далее было: отливавшей сѣрымъ шелковистымъ блескомъ, — [664] Далее было: два раза ... было: -щуровъ, источившихъ всѣ берега черными дырями [669] шумѣло въ холодѣющемъ небѣ подчеркнуто волнистой линией. Далее в рукописи в скобках вариант: кружилось надъ избами [670] Далее было: И запутавшійся въ сухостойной березѣ скелетъ бумажнаго змѣя кричалъ о томъ же. [671] Далее было: по жнивьямъ [672] Вместо: къ кучкѣ ...  — было: за кучу [673] В рукописи ошибочно: въ высокой [674] Вместо: изба — было: избѣ [675] Вместо: въ бѣлыхъ заплатахъ — было: съ новыми, какъ изъ воска, заплатами [676] тамъ вписано. [677 ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... hellip; его забираютъ въ участокъ… У старьевщика… Онъ нашелъ корочку хлѣба… На бульварѣ… Ему захотѣлось въ Хворовку, къ отцу, въ свою избу… Картина безработныхъ… Ночлежный домъ… Обходъ… полиція… Сенька спасается и проводить ночь подъ мостомъ… Разсказъ (стараго ... Дѣдъ Савелій послѣдній разъ[80] сталъ смотрѣть на знакомую[81] даль. Сюда онъ не придетъ больше. Притупившійся взглядъ его старался охватить все: знакомые гніющія избы Хворовки, пруды на околицахъ полузакрытыя бѣлой пушистой вербой, бѣдную колоколенку, сельцо Иваново, кладбище поодаль, за селомъ, чорныя поля, родныя дорогія сердцу ... . Появленіе его было такъ неожиданно, что бабка[274] чуть было не уронила лампочку а жена Николая Степанида растрепанная въ одной рубахѣ остановилась середь избы съ выпученными // л. 13 об.   глазами смотрѣла на мужа… <нрзб> Сенька моментально стихъ и только старый дѣдъ заворочался на печи и[275 ... Ну и сичасъ въ газетахъ печатаютъ… ‑ И… и… печатаютъ – подивилсь Акулина… Въ это время зашумѣлъ <нрзб> двери[768] и въ избу вошелъ мужъ[769] Акулины, Митрій, выпившій. Слѣдомъ за нимъ вбѣжала Лизорка, неизмѣнная спутница на охотѣ. ‑ Чай да сахаръ! – крикнулъ Митрій ... перемѣнились, глупыя какія то стали… Гармоники назойливо гремѣли, раздражали дѣда – Эхъ! я поѣду на фатеру Куплю себѣ пистолетъ! врывался въ избу дикій[830] выкрикъ подвыпившаго фабричнаго. И старику становилось еще тоскливѣй. Канунъ Крещенья выдался ясный. Мороза было не болѣе 50. Въ Хворовкѣ было ...  – было: стрѣлять начало [684] Вместо: къ Прохоровымъ – было: въ из<бу> [685] Далее было: дѣ [686] Вместо: въ избу только ночевать ходила – было: въ своей избѣ не жила, а ходила на поденную работу [687] Вместо: ходила на суконную фабрику и бѣгала по людямъ ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... окт.[1] 1906 г. Въ новую жизнь Глава I. Горе. «Хворовка» стояла въ низинѣ. Съ околицъ подступали къ ней два пруда, обросшихъ вербой, за избами шли огороды, а за огородами[2] высилась[3] песчаная осыпь[4]: (въ ней ребятишки рыли подземные ходы, а[5] въ жаркіе дни со всей деревни сходились[6] собаки и спали въ ямахъ ... лампочку, заявился изъ Москвы Николай. Появленіе его было такъ неожиданно, что бабка Василиса чуть было не уронила лампочку, а[70] Степанида,[71] остановилась среди избы и[72]<нрзб> // л. 2   смотрѣла на мужа.[73] Дѣдъ Савелій завозился на печкѣ и тревожно зашамкалъ. ‑ Эй, бабка, кто тамъ? Появленіе Николая ... . ‑ Чего стала то? – крикнулъ онъ на жену. – Прибавь огню… И когда жолтый, мигающій свѣтъ[78] озарилъ[79] пустую избу, кусокъ[80] хлѣба[81] прикрытый рядномъ, голыя стѣны и сухое лицо дѣда,[82] выглядывавшее съ печи, Николай зажмурилъ глаза и опустилъ голову… Снова увидалъ ... nbsp;об.   ‑ Далъ… ‑ Ну, вотъ въ праздникъ сыграемъ… Я тебѣ и въ три листика покажу… Ты деревенскій?.. ‑ Да… У насъ изба есть въ деревнѣ… ‑ А я шпитонокъ[487]… У меня ни отца, ни матери нѣтъ… А хорошо у васъ въ деревнѣ?[488] Сенька сталъ говорить ... ]и надѣюсь, что Вы не откажете[1264] – на буд. время[1265], во вниманіи къ <моимъ> трудамъ. // л. 71 [1] Окт<ября> [2] Вместо: за избами шли огороды – было: [позади избъ] а противъ деревни, позади огорода [3] Вместо: высилась – было: торчала высокимъ бугромъ ... ;Далее было: Все это были только подготовительныя наблюденія [51] Далее было: Съ этими примѣтами были многіе въ деревнѣ знакомы, и тетка Акулина, обѣгала избы и тянула, подперевъ щеку ладонью. ‑ Ахъ, бабоньки!.. листъ то… листъ то мохнаткой наземь ложится… Прогнѣвили мы Миколу Угодника… ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... ! Лѣсникъ потрогалъ Журавлика за носъ и приподнялъ. Журавликъ открылъ глаза, встрепенулся и клюнулъ за палец. - Ахъ, ты, разбойник! еще  клюется … - Тятя, возьмемъ его в избу! а? Тятя! - Да не ной! Куда я его на зиму-то уберу? Ему просторъ нуженъ. А зимы онъ пуще смерти боится. Лѣсник подумал. - Развѣ въ усадьбу снести &hellip ... … клюешься… жисть свою бережешь… — Тятенька… а[454] можетъ она[455] отходится. Возьмемъ её въ избу…[456] тятька а[457] тятька! возьмемъ въ избу… а? — Ладно, не наплачь[458]…[459] Взять то не хитрая штука[460]… Только съ нимъ возня большая ... [453] Вместо: подыхать — было: помирать [454] Вместо: а — было: а. да онъ б. она [455] она вписано. [456] Вместо: Возьмемъ её въ избу… — было: а. В б. Понесемъ домой [457] Вместо: тятька а — было: понесемъ домой [458] Вместо: Ладно, не наплачь &mdash ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... пистолета, ударилъ кнутъ, побѣжало,[145]  разсыпалось  по горамъ и отдалось въ оврагѣ. Всегда отдавалось. Мальчишками стояли, бывало, у крайней избы, гдѣ жилъ старикъ Золотой, — когда было! — и кичали къ оврагу. И отвѣчалъ оврагъ. И теперь отвѣчаетъ. И пѣтухи въ оврагѣ поютъ, и жалѣйка ... кланяется ему  зеленая стѣна за садомъ − Медвѣжiй Врагъ, − кланяются рябина, топольки и заборъ, и перила терасы, и дорожка, и край избы, и стѣна дома, и онъ  кланяется, и все  ходитъ, и кружится, и все  живое.  И онъ поклонился имъ ... ;въ черныхъ казакинахъ, повязанные  рушниками, — понесутъ. Двѣ смѣны, — тяжело, жарко и далеко. Валилъ  сизый дымъ изъ избы Семена Морозова и попахивало блиннымъ духомъ. Рыжебородый  шаловскiй  староста, повязанный полотенцемъ  съ красными   ... ;снопа вырвались изъ невидимыхъ глазъ машины, перекинулись черезъ  улицу и положили два мутныхъ пятна на темную стѣну  избы  напротивъ, захвативъ въ свое  поле нижнiй вѣтки ветлы, высокую крапиву и на ней  сѣрую дерюжку.  ... ;въ сѣнцы и замкнулась.  На  полной зарѣ  вышелъ съ дальняго края  отъ рѣчки, отъ Анисьиной  избы, Хандра–Мандра. Вышелъ, ковыляя, на середину деревни, подошелъ къ новому дому, посмотрѣлъ  на черныя запотѣвшiя окна, на бѣлое полотенце, рѣзкое  ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... . Мимо насъ плыли баржи съ поблѣднѣвшими зелеными огоньками на реяхъ, бѣжали берега, погруженное въ сонъ селенье съ бѣлой невысокой колокольней, бѣдной церковкой, съ сѣрыми невеселыми избами, оконца которыхъ ярко блестѣли, отражая наступавшее утро… Дальше и дальше бѣжитъ отъ насъ убогое селенье… На берегу потухающiй костеръ борется ... , а островокъ у насъ рыбачiй есть верстахъ въ 12 – «Сосновецъ», — онъ на него и попади… Изба тамъ у насъ для рыбаковъ, когда по осень наѣзжаютъ… Пришелъ въ избу старичонокъ, видитъ — ни души, одни полѣнья лежатъ. Ну, холодно было: взялъ и истопилъ старичонокъ печь да и завалился спать ...


Творческие рукописи | Два гостя (НИОР РГБ 387.8.20.)

... дв<адцать> тому[137] потянуло его[138] на «чистоганъ». Захотѣлось получать «чистенькими»[139]. Онъ[140] бросилъ землю, продалъ избу племянникамъ и пошелъ на фабричную работу. На фабрикѣ родились и выросли[141] у него дѣти.[142] Старшій[143] уже побывалъ на войне и теперь былъ въ плѣну. Егоръ ... на этой фабрикѣ, въ одной комнатушкѣ живемъ и ничего не видали.[183] Въ первый разъ за двадцать лѣтъ ѣду въ свою[184] деревню… Тамъ у насъ и[185] изба была, и[186] свой хлѣбъ[187]… А теперь за муеой ѣду… какъ воръ. Развѣ я свободный?![188] Я стихи про природу люблю&hellip ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... плыли баржи съ поблѣднѣвшими зелеными огоньками на реяхъ; бѣжали берега; погруженное въ сонъ селенье съ бѣлой невысокой колокольней, бѣдной   // 4   церковкой, съ сѣрыми невеселыми избами, оконца которыхъ ярко блестѣли, отражая наступившее утро. [49] На берегу потухающiй костеръ борется съ могучимъ солнцемъ, вспыхиваетъ, посылая по вѣтру бѣлыя полосы дыма&hellip ... 32 года. Онъ сталъ избѣгать встрѣчъ и разговоровъ съ людьми. Онъ ѣлъ гнилую пищу, изнурялъ свое тѣло, носилъ вериги. Мы вошли въ его келью. Изба перегорожена на 4 клѣтушки. Въ одной онъ работалъ, въ другой молился, въ третьей   // 57   переписывалъ св. книги, въ четвертой спалъ. — Вотъ его ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... разбудилъ меня. Я поднялся и поглядѣлъ въ иллюминаторъ. Разсвѣтъ. Мимо насъ плыли баржи съ поблѣднѣвшими огоньками на реяхъ: бѣжали берега, сонное село съ бѣлой церквушкой, съ сѣрыми избами. На берегу потухающій костеръ посылаетъ по вѣтерку бѣлыя полосы дыма. Дальше отступаютъ берега. Островъ гранитный бѣжитъ мимо… Каменныя высокія стѣны, за стѣнами ... обязанъ ему монастырь, его неукротимой энергіи, его хозяйственному таланту. Въ этой небольшой деревянной клѣткѣ испытывалъ онъ себя, черпалъ мужество въ борьбѣ съ грѣхомъ. Изба перегорожена на четыре клѣтушки. Въ одной онъ работалъ, въ другой молился, въ третьей переписывалъ священныя книги, въ четвертой спалъ. — Вотъ его молельня. Комнатка ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... какъ генералъ. Одѣты были всѣ чисто, въ курточкахъ и въ короткихъ штана<хъ> съ голыми ногами, несмотря на свѣжее утро. Смотрѣлъ Иванъ — гдѣ же знакомыя избы съ гнилыми крышами, съ окошками, обложенными навозомъ? Всебыло какъ въ усадьбѣ скворцовскаго барина, подъ Тулой: кирпичныя риги, желѣзныя или черепитцатая крыши, съ написаннымъ на нихъ ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.12.)

... ; только изъ глубочайшаго уваженія къ вамъ…[1165] только… я бросилъ дѣло, не пошелъ перетряхивать соръ…   Марфа Прохоровна. Соръ изъ избы нечего… Съ соромъ-то и деньги вытрясешь. // л. 56 об.   Похлебовъ. Вамъ извѣстно, что въ училищѣ нашемъ творилось? Замялъ… только ради ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.15.)

... ; только изъ глубочайшаго уваженія къ вамъ…[1153] только… я бросилъ дѣло, не пошелъ перетряхивать соръ…   Марфа Прохоровна. Соръ изъ избы нечего… Съ соромъ-то и деньги вытрясешь.   Похлебовъ. Вамъ извѣстно, что въ училищѣ нашемъ творилось? Замялъ… только ради глубочайшаго почтенія къ вамъ ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... ? Вы вкусу не знаете... Гагакали тихо-строго гуси, заливался поросенокъ, кричали дѣти. -  Фу, ты... чортъ! Съ гусями еще путаются... Чего разставился, базаръ тебѣ тутъ?! Избу цѣльную приволокъ! -  Чья пила? А то сломаю! Сапогъ изгадилъ! -  Ну, моя... – отвѣчаетъ старческій голосъ. – У моей пилы глазъ нѣту для ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"