И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 57

Художественные проиведения | Перстень

... ;вешними лучами С окрестных гор уже снега»… И так далее, мытными ручьями… и – в луга! И колокола… «Тот звон смиряющий всем в душу просится…» «Во все окошки ласточки кричат – «Христос Воскресе!» Пасха. Гиацинты на столах ...  – глаза, сирень – дыханье, движенья – гибкая сирень… и речи плавной колыханье, и в смехе праздничная лень… А-а-а!.. И звон с зари и до зари. И… «Песнь в душе моей трепещет, И разливается, и плещет…» Чье, не помните? И я не помню. «И я, как малое дитя, смеюсь ... ;— помните Репина? Истина, Добро и Красота... какая вера! Кто мог бы думать, что впереди...? Неслись на «птице‑тройке»... А, «Вечерний звон... вечерний звон...» — тоскливо. Повеселей бы что‑нибудь пустили. Да, программа... И, тогда, тоже — вечерний ... звон с Москвы: была Страстная. Березы в почках и колбасках, вербы — в вербешках золотистых... скворцы, грачи, дрозды... Нет, кукушки еще не было, не прилетела. Жаворонки ... погасло, нет огней. И вдруг... о, чудо! — они, «подснежники» мои, синейшие! Я шатнулся: виденье? ангел?! Миг счастья, только миг. В звоне — гуле, вгля- // 133   нули на меня дале‑ким взглядом уходящим и подарили мне последний поцелуй ... ;что значит это?!.. Какая‑то мистерия... фантом?! «О, романтизм! о, сумасбродная головка!..» — шептал я в небо, где золотисто реяли ракеты, плясали звоны. И разрывалось сердце. Но... жизнь зовет. Уныло возвращаюсь в номер. Держу яичко... Оно дрожит, и блекнет, за слезами. «Прощай, забудь!» О, сумасбродная!.. А в голове...  ...


Художественные проиведения | У дьявола на пиру

... страх? Царь умер. ‑ А могут они притти? – спрашиваю я Домну. Она не отвечает, плачет. Я слышу, как по городу плавает звон, печальный, постный, будто плачут колокола, как Домнушка. Кучер Антипушка возится в сарае. Моет пролетку. Я взбираюсь на козла, глажу на сумрачного Антипушку, на его ... ;– Итить Надо в церкву. А тебе не надо… ты еще младенец. Теперь, значит, обойдется. А то бы так закрутил… беда! А звон все плавает, не засыпает, — звон и страх. Вот оно, далекое предчувствие далеких страхов. Сбылось. Закрутили. Празднуют над кровью… Роковая повязка упала с глаз ...


Художественные проиведения | Рождество в Москве

... . Золотой купол Исполина мерцает смутно. Бархатный, мягкий гул дивных колоколов его плавает над Москвой вечерней, рождественской. О, этот звон морозный… можно ль забыть его?!.. Звон-чудо, звон-виденье. // 191   Мелкая суета дней гаснет. Вот, воспоют сейчас мощные голоса Собора, ликуя, Всепобедно, «С нами ...


Художественные проиведения | Глас в нощи

... , - звонят. И чувствую – нам звонят. Такое ощущение: нам. Спирток тоже отозвался: «слышишь..?» И все острит: «и услыша в поле колокола звон…» - И вдруг, заорал дико: «Воздвиженки это наши, наш колокол, у меня слух тонкий! айда ... , на звон!» И откуда у нас сила нашлась, - во тьме кромешной, лошадей выволокли на край оврага, метели уже не чувствуем.. – только слышим: бомм… бо-оммм& ... кричит: // 144   «близко совсем, теперь я наш овраг знаю», - наш уже стал! – «по звону добегу!» Словом я каких нибудь пять минут, доплелись мы по звону за лошадьми до церкви нашего села Воздвиженки. Она на окраине стояла. И видим – ничего не видим, огонечек только. Это было ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Под горами

ПОДЪ ГОРАМИ. _______   I.   Горы еще дремали въ туманѣ, а на сѣрыхъ уступахъ уже сидѣли орлы, недвижные, какъ куски  камня, и ждали солнца. Оно скоро покажется. Свѣтлѣетъ  по востоку, ширится и краснѣетъ. Брызжетъ  алымъ огнемъ, плыветъ  золотымъ потокомъ по взгорьямъ, вливаетъ  въ лѣсныя чащи.   Дрогнули и поднялись орлы. Козы выбѣжали  къ утесамъ, нюхая золотой воздухъ. Олень уходилъ въ чащу съ тяжелымъ трескомъ. Жаркимъ стукомъ застучали цикады.   Тонкiй и длинный, какъ зовъ далекой серебряной трубы, вытянулся подъ небомъ крикъ, вздрагивающiй и печальный…  Это Ганѣмъ встрѣчалъ солнце.   Какъ стрѣлка  часовъ, двигался онъ  по каменному помосту, надъ вершинами старыхъ орѣховъ, и звалъ, играя молодымъ горломъ:   – Ал-ла-а-а-а… ил-ла-а-а… ил-ал-ла-ааа…       Слушали  горы. И виноградники, и сады, и бѣлыя  ленты дорогъ, и кровли. Слушали.   – Ре-сюл-ла-а-а-ааа…   Срипитъ старая мажара Керимэ, ползетъ въ горы за буковыми дровами.   – Аго-ой! Кричи, кричи… весело!.. А-гой!..  И лопоухiй буйволы  мѣряютъ бѣлую пыль дороги, роняя слюну.    Чокаютъ бодрымъ топотомъ  кони къ горамъ. Свѣжiй  молодой голосокъ звонко смѣется и дразнитъ:   – Ля-ля-ля-ля-ля-ааааа!..  И перебой копытъ, и свистъ хлыста, и смѣхъ…  А вотъ уже и старый Мустафа, корявый и  хмурый, какъ  придорожная маслина, выбирается изъ своей мазанки и усаживается, скрестивъ ноги, на земляной кровлѣ. Кланяется къ востоку, прикладывая пальцы къ ушамъ, и поблескиваетъ  на его спинѣ затертый халатъ.  Ярче играетъ  звонкiй голосъ Ганэма и теперь кричитъ  не горамъ и не городу.  Не ...


Художественные проиведения | Иностранец

... ; не могу  забыть, как вы  вчера «играли»!..  вы так волшебно пели про какой-то «звон»… Это она про  это…  про «Вечерний   ... ;звон». У нас  в программах  дан  перевод  всех песен,  довольно глупый, & ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , плаваетъ бѣлый грибъ, темный и красношляпный, въ пяткахъ и въ блюдечко. Висятъ на жердяхъ стѣнами. Шатаются парни, завѣшанные вязанками, пошумливаютъ грибами, хлопаютъ по доскамъ до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины… - Теперь до Устьинскаго пойдетъ, - грыбъ и грыбъ! Грыбами весь свѣтъ завалимъ ... внизу темнѣе, и глухой - не его ли - колоколъ томительно позываетъ – по-мни!.. «Кривая» идетъ ровнымъ, надежнымъ ходомъ, и звоны плывутъ надъ нами.  Помню. БЛАГОВѢЩЕНЬЕ   А какой-то завтра денечекъ будетъ?.. Красный денечекъ будетъ – такой и на Пасху будетъ. Смотрю ... ;Не надо!.. не надо мнѣ!!… МАСЛЯНИЦА   Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, какъ чувствовалъ его въ дѣтствѣ: яркiя пятна, звоны – вызываетъ оно во мнѣ; пылающiя печки, синеватыя волны чада, въ довольномъ гулѣ набравшагося люда, ухабистую снѣжную дорогу, уже замаслившуюся на солнцѣ ... упаси Богъ, рухнетъ… сколько народу передавимъ!.. Генералъ-губернаторъ, говорятъ, на открытiе обѣщалъ прибыть… какъ раззвонили, черти!.. - Оно и безъ звону раззвонилось, дозвольте досказать-съ… - пробуетъ говорить Василь-Василичъ, а языкъ и не слушается, съ морозу. - Какъ показали всѣ планты ... на «Чаленькомъ», вся улица смотрѣла, - вѣтру, бывало, не угнаться.   _________   Идемъ съ Горкинымъ къ Казанской, - до звона, рано: съ вербой распорядиться надо. Загодя отвезли ее, въ церкви теперь красуется. Навстрѣчу идутъ и ѣдутъ съ «Вербы», несутъ вѣночки на образа, воздушные ... гро-хнетъ..! - дакъ купчиха-то, какъ ахнетъ на весь-то домъ, скокъ съ постели, въ чемъ была, - и ну плясать!.. Грохоту-звону перепугалась, да леденыя брызги-то на нее, а она пригрѣлась-задремала… - «Ну, вотъ, - говоритъ, - и поздравляю васъ, выздоровѣли ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... . Я прислонился къ стѣнѣ и задумался, глядя на эти чинныя, темныя фигуры, читающiя молитвы по четкамъ, чтобы не пропустить ни одного поклона. Вотъ вся ихъ жизнь: ходить по звон- - 62 - ку, въ извѣстные часы снимать клобукъ, въ извѣстное время идти въ церковь, молиться, думать о смерти и ждать конца. Мнѣ они казались уже не живыми людьми, а умершими ... ли насъ вѣтромъ. Матросы – финны прислушиваются, не ударяютъ ли колокола валаамскiе, призывая въ бурное время на серебряный звонъ, въ тихую пристань Монастырскаго пролива. Но не слышно серебрянаго звона, не синѣ- - 71 - етъ на горизонтѣ группа Валаамскаго архипелага. Проходитъ долгiй, томительный часъ… Дождь льетъ, вѣтеръ свиститъ, хлопая парусами… – Валаамъ ... по каменнымъ плитамъ коридора. 1Началась полунощница?“ – спрашиваетъ кто-то за дверью… Я не пошелъ къ полунощницѣ и старался - 85 - зснуть, все еще опасаясь внезапнаго пѣнiя и звона. Мнѣ представлялся длинный, темный, каменный корридоръ, точно длинный гробъ, и черная фигура блѣднаго монаха съ восковой свѣчей и звонкомъ. Печальный мотивъ, напоминающiй о смерти ... , сядетъ тамъ да въ тую трубу и глянетъ… И увидитъ монашекъ пароходъ скрозь туманъ, и сичасъ затрезвонятъ во всѣ колокола. Пароходъ и бѣжитъ на звонъ, и чувствуетъ, а безъ звону-то по туману онъ и мимо пролетѣть можетъ али на камень наскочитъ… Вотъ труба-то какая… Мозгуютъ монашки здорово отъ постной то пищи&hellip ...


Художественные проиведения | Крестный ход

... ; чудится  мнѣ эта святая  Пѣсня, или это душа моя?.. Подъ  благовѣстх чужой  церкви слышу я  наши звоны,  наши  святыя Пѣсни.  „Царю Небесный… Утѣшителю, Душе Истины…“![iii] Тысячи голосвъ  поютъ ... ; страстной, незримый. Изнемогая, течетъ и течетъ  онъ моремъ къ  невиднымъ  еще стѣнамъ далекаго Собора,  гдѣ будетъ Праздникъ. Безъ звона  идетъ и безъ хоругвей, и Пѣсенъ святыхъ неслышно,  но невидимо Крестъ  на немъ. Подземный стенащiй  гулъ, топотъ уставшихъ ногъ,  ...


Художественные проиведения | Кровавый грех

... ;домик…» − и эти слова,  без смысла,  проскакивали  в звоне,  в пасхальном  трезвоне-перезвоне.  Этот звон  показался мне  страшным,  кроваво-красным.  Я бросилась из вагона ... ,  побежала  в звоне…  слышала − всё залито…  даже детей не пощадили…»   Случилось то,   ...


Художественные проиведения | Поездка

... за стекломъ съ ссыпавшейся  бурой  печатью и ржавый  костыль въ углу.  Надъ головой трепыхнулось, и часы  прошамкали  въ пустоту безъ звона − шшу-шшу-шшу… − восемь  ли, девять ли: оторжавѣла  въ нихъ  боевая  пружина.  …Мма-а&hellip ...


Художественные проиведения | Богомолье

... ; Ударяютъ ко всенощной. Я вздрагиваю отъ благовѣста, словно вкатился въ комнату гулкiй, тяжелый шаръ. Дрожитъ у меня въ груди, дребезжитъ ложечка въ стаканѣ. Словно и вѣтерокъ отъ звона, пузыритъ занавѣску, - радостный холодокъ, вечернiй. Важный, мягкiй, - особенный звонъ у Троицы. Лавра свѣтится по краямъ, кажется легкой-легкой ...


Художественные проиведения | Мистификация

... . КОСТОЧКИНЪ. Что за канальство! (Въ дверь передней.) Степка!.. Въ шею гони! (Всплескиваетъ руками.) отперъ, мошенникъ!.. РУБИНИНЪ. (Навеселѣ.) «Вечернiй звонъ, ве–чернiй… звон! Какъ много…» Голосъ СТЕПКИ. Нельзя, нельзя!.. Вы чего щипаетесь!?.. Ой!!.. Голосъ БУТОНОВОЙ. (Съ визгомъ.) Да пусти ты, поганецъ!.. КОСТОЧКИНЪ. (Отскакиваетъ отъ двери и машетъ ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... рѣзалъ и и писалъ ставилъ на нихъ семь черныхъ палочекъ – Церкоковъ которыя должны были изображать церковь. Ложки охотно раскупались и любилъ пугать волковъ звон ночнымъ звономъ. А волковъ вкругъ погоста было много. Такъ много, что вокругъ домовъ ставили и заборы въ четыре аршина, съ гвоздяими, и зимой батюшка никогда ...


Художественные проиведения | Одной дорогой

... на веревкѣ игрушка, только не та…(?) у собачки. И Салику, д…(?) ась: онъ такъ и прыгалъ, и вскидывался, …(?) хотѣлъ достать. …(?) корова, а все откуда-то слышалось звон…(?) бомъ-бомъ. Вечеромъ Катюшка переползала къ сараю. Тутъ, въ кучѣ мусора, валялись жестянки, пузырьки, …(?) много всякихъ интересныхъ вещей. Проходившiй по тупичку ...


Художественные проиведения | Стена

СТѢНА. I.   Съ громыхающаго тракта  дорога повернула на мягкiй  проселокъ и пошла зеленѣющими полосами ржи. Тутъ  Василiй Мартынычъ придержалъ сѣраго  въ яблокахъ Пугача и накрѣпко отжалъ взмокшiй  зтылокъ. - Ффу… благодать!..  Парило въ поляхъ послѣ ночного дождя. Мерцаньемъ курились дали. У Василiя Мартыныча  на спинѣ выступили по чесучевому  пиджаку темныя пятна и заблестѣла багровая  складка у затылка. Запотѣлъ  и Пугачъ послѣ  трехверстнаго  гона и шелъ лѣнивой развалкой, растирая въ потныхъ мѣстахъ бѣлые  сгустки. Покашивался на сочныя  зеленя.  …Ухарь купецъ… у-ухарь купецъ… ухарь купе-ецъ - удалой молодецъ!..  - Тьфу ты, чортъ!   Всю дорогу отъ города прыгалъ этотъ игривый  напѣвъ  въ головѣ, прыгалъ подъ дробный топотъ копытъ Пугача и подъ  встряхиванье шарабанчика и до того  надоѣлъ, что василiй Мартынычъ плюнулъ. Еще со вчерашней ночи привязался, когда  пѣла вертлявая Фирка.   Захотѣлось  покурить, и Василiй Мартынычъ  увидалъ затиснутую въ папиросы сигару  съ ободочкомъ.   - Вотъ, черти малиновые… что удумали!  Сигара опять  напомнила, что было вчера и сегодня ночью, и какъ его почтили. Такъ почтили, что теперь  прямо  на вѣки вѣчные будетъ о немъ  извѣстно. Всѣперемрутъ, и самъ  онъ умретъ, и губернаторъ - дай ему Богъ здоровья! - умретъ, и всѣ дома перестроятъ, а навсегда  будетъ извѣстно, что вотъ онъ, подрядчикъ  каменныхъ работъ. Василiй Мартынычъ Бынинъ, почтенъ. Потому  камню ничего не страшно. Будетъ  себѣ лежать, и никто  его не вытащитъ  изъ-подъ кладки.  ...


Художественные проиведения | Въезд в Париж

ВЪѢЗДЪ ВЪ ПАРИЖЪ   Послѣ долгихъ  хлопотъ и переписки, − сколько ушло на марки,  а каждая копѣйка выбивалась сердцемх, − послѣ адской, до дурноты, работы,  когда  кажадая обруха угля погоняла: „ну же, еще немного!“ − Бичъ-Бураевъ, − впрочемъ, „Бичъ“  онъ давно  откинулъ, какъ усмѣшку, − славнаго когда-то рода, бывшiй студентъ,  бывшiй офицеръ,  забойщикъ, теперь бродяга,  добрался до Парижа.  Онъ вступилъ въ Парижъ безъ узелка, походно, во всемъ, что на себѣ осталось: въ черкескѣ, порванной  боями,  въ рыжей кубанкѣ съ золотистымъ  верхомъ, въ побитыхъ  крагахъ. Что было подъ  черкеской − никто не видѣлъ. А было тамъ: германская тужурка,  изъ бумажной  ткани,  грубая англiйская  фуфайка на голомъ тѣлѣ, − истлѣвшую рубаху онъ  бросилъ  въ шахтѣ, − пробитая  ключица, замученное сердце. Дорогое,  что вывезъ  изъ боевъ, − американскiй чемоданчикъ  съ несэсэромъ, память убитаго  на Перекопѣ  друга, − пришлось  оставить  инженеру въ шахтахъ,  болгарину,  какъ выкупъ: а то  не выпускали до конца  контракта.   И вотъ, съ  сорока франками въ карманѣ, онъ вышелъ съ Gare de l’Est  на Boulevard  de Strasbourg.  Часъ былъ раннiй. Парижъ  сiялъ  роскошнымъ утромъ, апрѣльскимъ, теплымъ;  рокоталъ  невнятно, плескался,  умывался. Сѣрный  запахъ угля  отъ вокзала  заливала  ласковая  свѣжесть весны зеленой, нѣжной: тонкими духами  пахло отъ  распускавшихся  деревьевъ.  Ошеломленный  свѣтомъ и движеньемъ,  великолѣпiемъ  проспекта,  широкаго, далекаго, на версты, Бураевъ  задержался  на подъѣздѣ. Въ глазахъ  струилось.  − Вотъ  какой, Парижъ!..  Двѣ стѣны домовъ ...


Художественные проиведения | Яичко

ЯИЧКО   Весна. А гдѣ же воздухъ, нашъ весеннiй воздухъ, снѣгъ плывущiй, крикъ пѣтуховъ  разливный, журчливыя канавки подъ ледкомъ, по утру  гдѣ радость, заливающая сердце, − радость  ни съ чего, какъ будто?.. И въ  щебетаньи воробьевъ въ пустыхъ  деревьяхъ, въ блескѣ засочнѣвшихъ почекъ, и въ блескѣ  первыхъ камушковъ на мостовой, и въ первыхъ лужахъ, и въ будто потеплѣвшемъ  звонѣ, тающемъ, весеннемъ.  Капитаны въ „свѣчкахъ“ не замѣнятъ мнѣ  пушистой вербы,  березки вольной, хлестающей по  вѣтру. Жесткiя деревья, плачутъ сажей. Весна? Въ дождѣ − какъ осень. Нѣтъ пробужденья,  нѣтъ улыбки ясной, какъ у насъ, −  „Улыбкой  ясною природа „Сквозь сонъ встрѣчаетъ утро года.   Ищу чего-то. Земля – чужая, небо… − и оно другое. Или мои глаза − другiе?..  Изъ глубины  душевной, гдѣ тѣни  прошлаго, я  вызываю  мое небо. Свѣтлое, голубоватое, какъ  пологъ  надъ моей  кроваткой, всегда въ  сiяньи. Бѣлыхъ ли  голубей  въ немъ крылья,  кресты  ли колоколенъ въ блескѣ… или это  снѣжокъ  сквозистый, облачка?.. Оно вливается  потокомъ въ окна,  крѣпкимъ, свѣжимъ,  все заливаетъ  н о в ы м ъ, даже  глухiя сѣни, гдѣ еще  хмурый  холодокъ зимы, гдѣ еще  пахнетъ  звѣздными  ночами, мерзлымъ трескомъ.  Мое родное, мое живое небо.  Въ витринахъ − груды яицъ изъ шоколада,  темныхъ. Грузныя  они,  повязанныя  лентами, нѣмыя. За окнами  бистро, на стойкахъ, залитыхъ виномъ, я вижу розовыя яйца въ вазахъ. Чего-то отзвукъ? Позабыто.  Далекое мое, въ осколкахъ.  Свѣжiй запахъ − будто сырой  бумагой, шуршанье сѣренькаго платья  няни. Праздничное, еще не мытое,  оно третъ щеки. Воздухъ  со двора, чудесный, свѣжiй, ...


Художественные проиведения | История Любовная

И С Т О Р I Я Л Ю Б О В Н А Я I          Была весна,  шестнадцатая в моей жизни, но для меня это  была первая  весна:  прежнiя  всѣ смѣшались. Голубое  сiянье  въ небѣ,  за голыми еще тополями  сада,  сыплющееся  сверканье капель,  бульканье  въ  обледенѣлыхъ  ямкахъ,  золотистыя лужи на дворе  съ плещущимися утками,  первая травка у забора,  на которую  смотришь-смотришь,  проталинка въ саду,  радующая   н о в ы м ъ  – черной землей и крестиками  куриныхъ лапокъ, – осл–пительное  блистанье стеколъ  и трепетанье  «зайчиковъ»,   радостный перезвонъ на Пасхѣ,  красные-синiе  шары,  тукающiеся  другъ о дружку на вѣтеркѣ,  сквозь  тонкую  кожицу которыхъ  видятся  красныя и синiя  деревья и множество  солнцъ  пылающихъ… – все  смѣшалось  въ чудесном и  звонкомъ  блескѣ.  А въ  эту весну все, какъ-будто,  остановилось и  дало на себя  глядѣть, и сама  весна  заглянула въ  мои глаза. И я увидалъ и почувствовалъ  всю ее, будто она моя,  для меня  одного такая.  Для меня – голубыя и золотыя лужи,  и плещется в нихъ весна; и  сквозистый снѣжокъ  въ саду,  разсыпающiйся  на крупки,  въ бисеръ; и ласкающiй  нѣжный голосъ,  отъ котораго  замираетъ  сердце, призывающiй  кошечку  въ голубомъ& ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... тогда  в души  зовущие,  в души  унылые, в души  испепеленные… небывалым светом и звонами такими,  что радостных  слез  не хватит  встречать  Рожденье! Не  хватит ...


Эпистолярное наследие | Письма И.С. Шмелева. Философову Д.В.

... ли я, коему суждено пройти бочкомъ и смиренно, не задѢвая никого локоткомъ, безъ лица и языка, мимо литературнаго пиршества, гдѢ такъ много блеска и славнаго шума и звона, и гдѢ стоятъ и прислуживаютъ бузличные и немые безымянные. И не то чтобы я хотѢлъ пировать и шуметь и вкушать отъ яствъ, нѢтъ,  а просто хотѢлъ хоть дышать ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... отвернувшихся, покраснѣлъ[170] и ур<онилъ>[171] вилку[172]<.> Діаконъ чувствуетъ, какъ послѣ портвейна у него опять[173] скребетъ въ горлѣ[174]. Позвон<илъ> звон<окъ>, являю<тся>[175] новые визитеры, хозяинъ[176] не угощаетъ.[177] Пора…[178] Въ передней на стулѣ[179] сидитъ[180] просвирня. О ней ... : разлилъ [172] Вместо: вилку — было: рюмку [173] опять вписано. [174] Далее было: , и вмѣсто селедки, [175] Вместо: Позвон<илъ> звон<окъ>, являю<тся> — было: Приходятъ [176] Далее было: уже [177] Вместо точки была запятая. [178] Многоточие вписано. Далее ...


Творческие рукописи | На паях (НИОР РГБ 387.3.14.)

... ; Хотѣлъ къ папашѣ заѣхать. Вчера въ думѣ что-то вышло съ Даней… Мать. Часъ отъ часу не легче… И чего это самоваръ не возьмутъ? (нажим. звон.<)>[192] А ты пройди, пройди къ бабушкѣ /идутъ къ двери направо и встрѣчаются съ Герс. Никонычемъ/ </>Похлебовъ круглоголовый, плотный, смотритъ нѣсколько сбычившись, сотриженъ подъ бобрикъ, лицо ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.4.)

... и ранними абрикосами, камѣшками въ <?>, съ обезьянками, <?> фотографами.[717] // л. 6 об.   III Къ концу мѣсяца затосковалъ поваръ по Москвѣ — по фонарямъ, по колокольному звону, по внучкамъ.[718] [719] Василій говорилъ: ‑ Дикая сторона![720] — Зато[721] климатъ замѣчательный… и притомъ море[722 ... … Не нравилась кухня,[955] вѣчная спѣшка, пѣніе по ночамъ, постояльцы, заглядывавшіе въ дверь кухни — каковъ поваръ. Не было по празднику[956] церковнаго звона, не было настоящихъ улицъ, мужиковъ на рынкѣ, трактировъ. И вечера настоящаго не было. Только солнышко закатилось[957] — не успѣлъ оглянуться — ночь ... и тяжелый духъ[1280]. [1281] // л. 16 об.   III Къ концу мѣсяца[1282] затосковалъ поваръ[1283] по Москвѣ, — по фонарямъ, по колокольному звону, по внучкамъ[1284]. Не было здѣсь ничего хорошаго — такъ, дикая сторона. Ни церквей[1285], ни бани[1286]. Василій объяснялъ[1287] [1288 ... : а [953] Вариант. [954] камешки какъ орѣхи вписан вариант. [955] Далее было начато: с [956] Далее было начато: звон [957] В тексте ошибочно: сакатилось [958] В тексте ошибочно: присадивался нса [959] Далее было начато: и смот [960] В тексте ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... вѣтромъ. Матросы — финны прислушиваются, не ударяютъ ли колокола валаамскiе, призывая въ бурное время на серебряный звонъ, въ тихую пристань Монастырскаго пролива. Но не слышно серебрянаго звона, не синѣетъ на горизонтѣ группа Валаамскаго архипелага. Проходитъ долгiй, томительный часъ… Дождь льетъ, вѣтеръ свиститъ, хлопая парусами… — Валаамъ ... корридора. «Началась полунощница?» — спрашиваетъ кто то за дверью… Я не пошелъ къ полунощницѣ и старался заснуть, все еще опасаясь внезапнаго пѣнiя и звона. Мнѣ представлялся длинный, темный, каменный корридоръ, точно длинный гробъ, и черная фигура блѣднаго монаха съ восковой свѣчей и звонкомъ. Печальный мотивъ, напоминающiй о смерти ... , сядетъ тамъ да въ тую трубу и глянетъ… И увидитъ монашекъ пароходъ скрозь туманъ, и сичасъ затрезвонятъ во всѣ колокола. Пароходъ и бѣжитъ на звонъ, и чувствуетъ, а безъ звону то по туману[175] онъ и мимо пролетѣть можетъ али на камень наскочитъ… Вотъ труба-то какая… Мозгуютъ монашки здорово отъ постной то пищи ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... ; Сеня… Плохо… Промерзла плохо… Да и снѣжку мало, охъ мало…[422] Онъ то… и расходится… не слыхать его… звону то… [423]Когда дѣдъ поднялся, его лицо было[424] скорбно… Глаза покраснѣли… Руки онъ напряженно дрожали… Глянька ... … ‑ Снѣжку мало – онъ то и расходится. Звонъ-отъ… и нѣтъ его… звону то… И они встали. Сенька печально и вопросительно поглядѣлъ на Савелія. ‑ Какъ же теперь, дѣдушка? звону то не слыхать? а? Лицо дѣда было скорбно… ‑ Ничего… Сеня… Глянь ка на небо-то что ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ;л. 5   ‑ Плохо… не слыхать ничего… Промерзла плохо… Да и снѣжку мало[219]. Онъ то и расходится… и не слыхать его… звону то… ‑ И я не слышу… Они встали. Сеня[220] вопросительно посмотрѣлъ на дѣда. ‑ Какъ же теперь, дѣдушка ... ? звону то не слыхать,[221] а?.. Лицо Савелія было скорбно. ‑ [222]Сеня… Глянька на небо то… по-надъ лѣсомъ то… не видать, ась?.. Сенька сталъ ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... ; было: два [304] Вместо: безъ — было: гуляли безъ [305] Вместо: <Нрзб.> — было: Не было разливчатаго звона и [306] Ред. испр. В подлиннике было: буьекъ. Далее было: и пьянства [307] Вместо: Плечо въ плечо лѣниво бродили они по Большимъ  ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... , что // л. 5   теперь «съ ними кончено[93]». Сидѣлъ Иванъ на колодѣ, у точильной плитки, и въ раздумьи позванивалъ уцѣлѣвшимъ рублемъ о камень. Прислушивался дроздъ къ тонкому звону, тихо насвистывалъ[94]. «Скоро и въ Россію… теперь скоро…» Вспомнилъ, что надо поить коровъ. Придется Тильдѣ снять свою красоту ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... , на[332] пескахъ Волги, на обрывахъ гористого[333] берега, въ яблочныхъ садахъ, что на десятки верстъ протянулись[334], на сонныхъ улицахъ глухого городка никогда не раздавалось звона скакового колокола, такъ волновавшаго сердце спортсмена крикомъ – «пошли», сюда не доносился[335] ревъ публики,[336] здѣсь не пестрѣли ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... ] <что ни прикинешь ни на какія цыфры, и ничемъ не измѣришь.> // л. 11 об.   V.[970] Къ концу мѣсяца затосковалъ поваръ по Москвѣ — по фонарямъ, по колокольному звону, по внучкамъ. — Дикая сторона! Василій говорилъ: — Климатъ зато замѣчательный. И притомъ море… — Море–море ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.3.)

... въ жизни // л. 20   такое, что не прикинешь ни на какія цыфры.[763] [764] V Къ концу мѣсяца затосковалъ поваръ по Москвѣ — по фонарямъ, по колокольному звону, по внучкамъ. — Дикая сторона! Василій говорилъ: — Климатъ зато замѣчательный… И притомъ море! — Море–море ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... , не отнесло ли насъ вѣтромъ. Матросы-финны прислушиваются, не ударяютъ ли колокола валаамскiе, призывая въ бурное время на серебряный звонъ, въ тихую пристань Монастырскаго пролива. Но не слышно серебрянаго звона, не синѣетъ на горизонтѣ группа Валаамскаго архипелага. Проходитъ долгiй, томительный часъ. Дождь льетъ, вѣтеръ свиститъ, хлопая парусами. — Валаамъ видать! Слава ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... ; А тамъ-отъ Ляксандра Свирскаго… Святыя мѣста. Тишина у насъ, красота Господня… Да, тишина. Должно быть хорошо слушать вешними вечерами тихіе звоны, когда небо тихо, когда солнце западаетъ, а соловьи робко пощелкиваютъ въ пріозерныхъ кустахъ. — Ишь, высь-то какая! Вамъ, чай, и глядѣть страшно ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"