И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 45

Художественные проиведения | Как надо. Поздняя редакция

Фонд № 387 И. С. Шмелев                                  Шмелев, Картон № 8                                     Иван Сергеевич Ед. хран. № 1   ʺКак надоʺ — рассказ                                      1915 март                                    Машинопись с авторской правкой                                  14 лл. (1ч.)                                    Подпись: ʺИв. Шмелевʺ.                                    Присоединено: 1) отрывок этого же рассказа                                    ранней редакции. Машинопись с авторской правкой            1л. & ...


Художественные проиведения | Кошкин дом

... на блюде несет. Румяная, широкая ситичком от нее новым аромат… как из бани. А глаза у ней были – во как у святых, в Храме Спасит(еля) есть. Как глянула на меня, и пару пирогов мне, с ливером, помню, были… //67   Миша смотрит на К(ошкин) дом и думает и не верит. Там были ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... пустыня, ни единой не видно ряски. Прямо, противъ него, на той сторонѣ Пролива, какъ другой стражъ безмолвія лѣсного царства, свѣтится надъ островерхими елями солнечнымъ золотымъ крестомъ среброверхая колокольня Большого Скита – Всѣхъ Святыхъ. Я гляжу внизъ. Подъ скалой раскинулись монастырскіе сады, а по самой скалѣ ... далеко въ лѣсъ. Дорога невѣдомо куда уходить. Впереди лѣсъ стѣной, камень-глыбы. Забываешь, гдѣ ты… – и вдругъ, на поворотѣ, подъ широкой елью, какъ подъ шатромъ, – часовня. Дверь открыта; на аналоѣ крестъ и евангеліе; кадило, псалтырь старинный, и благодатно взираетъ Богоматерь, или Спаситель, кроткій, ... , будто, и освѣтитъ, и дебри не хмурятся и не пугаютъ глушью, а свято смотрятъ, въ самую душу проникаютъ. И вѣришь, з н а е ш ь, что это все – Господне: и повалившаяся ель мшистая, и бѣлка, и брусника, и порхающая въ часовнѣ бабочка. И постигаешь чудесный смыслъ: «яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». И рождается радостная мысль-надежда ... цыплята, можетъ быть большая куропатка или, скорѣй, тетерька. Мы постояли, послушали, какъ чвокали птицы за кустами, совсѣмъ близко. И вдругъ гранитная часовня, подъ елями! Ели положили на ея кровлю широкія свои вѣтви. На каменномъ приступкѣ сидѣлъ старичокъ и постукивалъ палочкой по землѣ. Это былъ не монахъ, какъ я сперва подумалъ, а ... Господь и птицу умудряетъ, и не голодаетъ она. Не сѣетъ, не жнетъ, а сыта. И-эхъ, зажариваютъ-то… гляди-ка, еще косякъ! Длинный сверкающій косякъ пропалъ за елями. Слабѣй крики, отдѣльные выкрики отсталыхъ. И стало тихо, шорохи бѣлокъ слышны. – Шабашъ, кончилось лѣто красное, осень, подошла… – сказалъ ... странникъ. Я глядѣлъ въ свѣтлое небо, за елями. Умолкнувшіе крики тревоги-радости остались въ душѣ моей. Остались накрѣпко. Эта встрѣча у валаамской часовни, въ лѣсной глуши, не прошла для меня безслѣдно. Теперь ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... Да! думалъ я, смотря изъ окна своей кельи на виднѣвшееся вправо неспокойное озеро. – Были отшельники, схимники, жили въ пещеркахъ на горѣ Змѣиной, подъ темными елями и густыми шапками красныхъ сосенъ, творили политвы, боролись съ браждебными представленiями плоти, получали видѣнiя свыше, озарялись свѣтомъ небеснымъ… Давно это было ... “. Замѣчательная страсть людей увѣковѣчивать годомъ и числомъ свои подвиги!.. Съ вершины скалы, отъ часовни, упорно глядѣлъ я въ лѣсную чащу… Мохнатыя ели закрывали небо. Лѣсныя вершины чуть слышно нашептывали мнѣ былое, иглы боязливо звенѣли о чемъ-то… Старое, наивное время, полное сказокъ, легендъ ... ; добавилъ я. – И воронъ нѣтъ!! –радостно подхватилъ монахъ. Но новое время явилось вдругъ въ образѣ несносной вороны и каркнуло надъ нашей головой. На высокой ели важно сидѣла ворона и спокойно смотрѣла на гранитную глыбу. – Шш… – шш… – шш… пррроклятая!! – злобно крикнулъ на нее монашекъ. & ... , выступившiе изъ водъ утесы, лѣса на нихъ, золотой крестъ заброшеннаго на высокую скалу скита. Возлѣ простенькой часовенки стоитъ деревянный крестъ одиноко подъ елью, знаменуя собой тотъ крестъ, который, по преданiю, апостолъ Андрей водрузилъ на горахъ Валаама. „Андрей Апостолъ, – есть преданье, – „ ... монахомъ пропала за поворотомъ, только все еще доносится грохотъ колесъ по каменистому грунту… Затихъ и онъ. Вонъ, въ сторонѣ, упавшее дерево, должно быть, ель. Мохъ покрылъ стволъ, мохъ забрался въ пустое дупло черезъ провалившуюся кору. Совсѣмъ гнилое дерево, упавшее - 233 - на это мѣсто, можетъ быть, лѣтъ ... ли у насъ хотя бы подобiе этой силы, хотя слабый намекъ на нее? Я задумчиво шелъ лѣсной дорогой. Впереди темнѣла своими сѣрыми стѣнами часовня. Темныя ели положили на ея крышу свои широкiя вѣтви. На порогѣ сидитъ старичокъ въ полушубкѣ и чертитъ длинной клюкой по песку дороги. Мы разговорились. Онъ пришелъ изъ Воронежской ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Догоним солнце

... ;V – На глухой лѣсной полянѣ, осенью.   _________   // л. 1 об. ДѢЙСТВIЕ ПЕРВОЕ.   КАРТИНА ПЕРВАЯ.   Лѣсная поляна, кругомъ густыя ели. Проглядываетъ кой-гдѣ багрянецъ осины. Выдѣляется старая мшистая сосна. На полянѣ нѣсколько кочекъ. Направо – старый пень, остатокъ сломанной ... , и комаръ, и мелкiй лягушонокъ. Всѣхъ васъ люблю я, старый Лѣсовикъ. (Задумчиво.) Сегодня обошелъ весь лѣсъ. Въ порядкѣ все. Листъ осыпается, темнѣютъ ели. Забились змѣи въ хворостъ. Туманы стелятъ свой холодный пологъ… Уходитъ солнце въ теплые края…   5 Л я г у ш о н о к ъ. А хорошо тамъ, дѣдушка, &ndash ... къ небу. М е д в ѣ д ъ. Ко сну-у клонитъ, ко сну-у! Найду Берло-о-гу и засну-у!.. Л ѣ с о в и к ъ (подходитъ и гладитъ медвѣдя). Ступай, дружокъ, пора. Длиннѣютъ ночи. Подъ горкой, за оврагомъ, гдѣ ели старыя нагнулись съ кручи, сегодня дял тебя я сосну повалилъ. Проспишь спокойно. М е д в ѣ д ь (трясетъ головой и реветъ). У-у… спасибо. Знаю ту сосну-у… Устрою ...


Художественные проиведения | Росстани

... гражданинъ.  Ѣхалъ и смотрѣлъ, какъ тихо и сумрачно въ еловомъ лѣскѣ. И птицъ не // л. 30. слышно. Пахло смолой и сухой иглой, крсно было  подъ елями[310] отъ нея, мягко и глухо. Темно въ глубинѣ. Позади, въ скиту, звонили  въ небольшой  колоколъ  къ трапезѣ ... стали  крѣп- // л. 46. нуть, и казалось, что поютъ хорошо и  стройно, какъ въ пустой церкви. Тихiя, грустныя, стояли  ели и слушали  въ полумракѣ. А когда пошелъ березнякъ, стало весело, зелено и прохладно. Въ кустахъ орѣшинъ  темнѣли мохнатые  гроздочки ... ] Многоточие зачеркнуто, вставлена запятая. [308] «вставлено «на прощанье». [309] Вставлено «и». [310] «елями» исправлено на «елками». [311] «истощенныя дѣти» зачеркнуто, вставлено «ребятишки». [312] «одеревянными ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... , бубенцах и колокольцах, с родными и гостями. До упаду катались с гор, а с нами и ездовые, даже и Кузьмич, на ледянке, размахивая шапкой. После катенья ели в людской //279   блины, румянистые, с гречкой, необыкновенно вкусные. Ели с нами и ездовые, и конюха, веселые все, довольные, учили меня, как свертывать уголком обжигающий пальцы блин и макать в растопленное ... , и на Страстной еще. Я ходил с ним к преждеосвященной обедне, а в субботу приобщался, ‑ мне еще не исполнилось семи лет. После причастия, поминали усопших, //280   ели блины с луком и кутью, ‑ «коливо»: распаренную пшеницу с медом и взварец, будто в рождественский сочельник. Дед мне рассказывал, что это  ...


Художественные проиведения | Волчий перекат

... здѣсь  тоски: весело было  на свѣтлой рѣкѣ. Радовались свѣжей краской баканы; висли внизъ  головами рыжiя ели, точно въ веселой  игрѣ, вцѣпившись  корнями  въ тряскiе берега, а зеленыя заглядывали на  нихъ сверху; Ключи ... ; дохнула прянымъ и кислымъ духомъ, и этотъ  застойный духъ  вызвалъ  недавнiя встрѣчи подъ  елями - въ паутинахъ и смолистыхъ вѣтвяхъ.  - Сашурка! - любовно  сказалъ Серегинъ еловой чащѣ.   Въ еляхъ ...


Художественные проиведения | Лик скрытый

... пережито! И про Шеметова, и про милаго капитана… А ему еще долго ѣхать! На Мироносицкой улицѣ Сушкинъ велѣлъ остановиться. Высокiя окна особняка, съ высокими елями въ палисадникѣ, были освѣщены, и въ одномъ изъ нихъ онъ замѣтилъ знакомый обликъ. Даже зазвенѣло въ пальцахъ. – Здоровы?.. Наталья Ивановна?.. – спросилъ онъ ... улица, домъ Сапогова. – Дудкина улица… Да, такой нѣтъ. Поглядѣлъ на Жукова – не видно было его лица. Выѣхали на Мироносицкую. Домъ съ высокими елями спалъ. Сушкинъ поглядѣлъ на темныя окна. …Дудкина улица… прощай! – Ничего, Жуковъ… пройдетъ, все пройдетъ! это все маленькое ...


Художественные проиведения | Каменный век

... ;у заколоченной  кофейни,  под орехом.  Знакомое было место: поили коней,  бывало,  и ели чебуреки…  Жестянка еще  висела:     Кофейня  Дюльбер  Хаджи  ... ;костяное масло.  – И собачьему куску  рад… – сказал он,  обсасывая  пальцы. – Кошек ели, – и тех не стало.  Сразу  всего  решились…  Ни правды, ни закона…  ...


Художественные проиведения | Новый год

... ; взглянулъ  небрежно!..   Въ  12 часовъ и…  20 минутъ… Стало – невмочь… Сердце сказало:   т у т ъ !  Ель надъ  домоъ  глядѣла прямо въ залу,  на сугробы.  Въ проломѣ двери,  черезъ пустыя окна,  виднѣлся  садъ ... сiяли…  Васькинъ  взглянулъ на дыру – сверкали  звѣзды.  Отъ  стѣнъ  ложились голубыя тѣни,  ель  смотрѣлась въ залу.  Васькинъ  бѣгалъ,  мотался по окопу.  Поглядывалъ   на кухню: все играли!  А, черти!...  ...


Художественные проиведения | Рассказ доктора

... полей, таких и серых теперь, с их полей. – Крестись! Строго говорил дед, наделяя большими ломтями внуков, – говори хлеб насущный.“…. Мы ели хлеб, душистый, необыкновенный… Да, Господь. И для нас он был напоен ароматом полей и силой этой деревни. Это был  живой хлеб ... , большие, отдыхающие по осени…   // л. 12. - 13 - И когда мы с товарищем оделили ребят карамелью, от всех них пахло хлебом и сытостью, и животы их были здорово вздуты. И ели-же они! они объедались, закусывая лепешками. А широкие ометы важно стояли на задах как верная стража. А голуби носились позвякивая крыльями, и песни слышали мы, раскатистые ...


Художественные проиведения | Небывалый обед

...   к обеду, в залу.  Подают суп  из хвостов «заячий пирог». Нахваливают,  такого никогда не ели. − Кинг говорит: «эта  такая… как  ват,  мягкий  гразь» ... ;не  отравились ли,  Боже упаси?» −  говорят кругом, − «с  огнем  то ели!» − «Нет,  это не от огня, а…  пик-пик-то  этот…  он столько ...


Художественные проиведения | Добрые встречи

... ;                    Ель — елки. Такъ, именно, и стояло. Думаю, что не измѣняетъ мнѣ память. Чи–талъ зубрилъ — и никакъ не могъ уяснить, почему же простое, безъ ...


Художественные проиведения | Поденка

... называлъа[c] на ходу полныя красныя губы, перевалкой полной ничего не дѣлающей дѣвушки, роняя кидая куда попало салфетку направилась къ гамаку въ цвѣтникѣ подъ елью, крича находу: – Савка, не смѣй! я занимаю! Веснусчатый рыжеватый Савка уже ввалился въ гамакъ, распяливая широкія клѣтки тонкими длинными ногами долговязаго мальчишки ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... … Да спадутъ тихо великія воды и тянутъ величаво и благостно. Эта дума у всѣхъ, должно быть. А вотъ и разсвѣтъ. Метель, метель. Быля[aaaaaaaaa] стоятъ ели, и тайга бѣлая, задавленная снѣгомъ — холмы снѣга: засыпаны сосны, сахорныя лиственницы стоятъ новыя. Собачонка у сторожевой будки тонетъ по шею въ рыхломъ снѣгу ...


Художественные проиведения | Поездка

...   себя  вверхъ голубой лучикъ, − какъ  бриллiантовая  свѣча. Сейчасъ закроется. И дѣйствительно,  закрыла ее черная пика  ели.  …А хорошо, что есть вѣчное, − думалъ податной, − не  такъ страшно. Тамъ, въ вѣчномъ,  самое хорошее… &minus ...


Художественные проиведения | Пианино

... Кавальери! „Какъ хороша! Какъ хороша!“ – выстукивала она каблучками по мерзлому тротуару. На Старомъ Бугрѣ она позвонила у дикой двери, подъ елью. Выскочилъ стриженый дюжiй парень и гаркнулъ, словно давно знакомый: – А, дома-съ! Пожалуйте-съ! Это ее озадачило. Не снимая мѣховой кофточки, она вступила въ первую комнату ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ; с фонарем  к воротам, те же  тополя,  светящиеся  окна  дома,  в высоких елях. Повеяло уютом,  родным,  исконным,  теплым. А в доме, в  белом платье – мама… милая ...


Публицистика | Слово о Татьяне

... ;Мы увидим звезды,  н а ш и   звезды, с  неба спустившиеся  на наши лесные чащи,  на наши ели, − в снегах,  седые, уснувшие, − и наши  леса  проснутся! Мы увидим,  услышим   ...


Эпистолярное наследие | Письма Шмелеву И.С. Шмелев С.И.

... достать всего можно хотя дорого  всетаки покупать затемъ больше нечего писать только кланяюсь вамъ Барыню и Барына затимъ кланяюсь ели живемъ хорашо Валясикъ.   [a] отдѣле<нiе> а ж<елезной> а вероятно, «Ну» [b] Нет части текста. [c] Нет части ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.2.)

... .<омъ> [948] Далее было: дремлющую [949] неподв.<ижно> вписано [950] въ рукѣ зачеркнуто и восстановлено [951] беззвучно шев.<еля> губ.<ами> и показыв.<ая> глазами вписано [952] Далее было: ныло в. [953] мал.<енькой> [954] золотой вписано [955]  ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... на Большіе Шуры, на вязкіе берега,[1206] снизу? И красные и бѣлые колпачки бакановъ[1207] радовались. И <нрзб.>[1208] сухіе теперь, по веснѣ водопольемъ[1209] поверженные ели, точно въ веселой игрѣ[1210] висли внизъ головами[1211] съ высокаго откоса, цѣпляясь корнями за невѣрные берега —[1212] въ шутливой игрѣ,[1213 ... , и[1233] вовсе не такіе назнаемые, какъ всѣ думали. И еловая чаща, завалившая дороги тоже приглядывалась къ нему и приклонившія свои вершины одна къ другой замшелые ели шептались, поглядывая на него, точно и онъ казался имъ знаемымъ, а не такимъ обычнымъ, какъ всѣмъ. И маячникъ, старавшійся на веслахъ изъ-[1234]подъ козырька все ... на конверте.   Еловая чаща дохнула набравшимся за день прянымъ и кислымъ духомъ, и этотъ дразнящiй застойный духъ вызвалъ въ памяти недавнiя встрѣчи съ Сашей подъ елями, — въ паутинѣ[1345], въ царапающихъ смолистыхъ[1346] сучьяхъ. — Сашурка! — сказалъ Серегинъ еловой чащѣ.[1347] Въ еляхъ было ... . А Саша смѣялась короткимъ свѣшкомъ, все повизгивала со щекотки, и льнула, и не давалась. И пахло отъ ея головы сладкой помадой. И все не хотѣли темнѣть въ свѣтлой ночи мшистыя ели, слушали смѣшныя слова[1471]…[1472] — Ой, миленькой… не жми…[1473] Стыдливо[1474] подбирала ноги подъ платье, все ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... не было здѣсь[433] тоски[434]. Весело было на свѣтлой рѣкѣ:[435] радовались свѣжей[436] краской[437] бакàны[438];[439] рыжія ели, подмытыя водопольемъ, висли внизъ головами, точно въ веселой игрѣ, зацѣпившись корнями за тряскіе берега, а зеленыя[440] заглядывали на нихъ сверху.[441] Такъ чистъ ... ; надо подумать и подумать. Еловая чаща дохнула[563] прянымъ и кислымъ духомъ, и этотъ застойный[564] духъ вызвалъ[565] недавнія встрѣчи[566] подъ елями, — въ паутинныхъ[567],[568] смолистыхъ сучьяхъ. — Сашурка! — любовно сказалъ Серегинъ еловой чащѣ. Въ еляхъ было глухо ... : а. и пыр б. рѣжутся в. пыряютъ [167] Далее было: въ дракахъ, одинъ [168] Далее было: мнѣ [169] Вместо: хвои и — было: а. еловыхъ вѣтокъ и б. ели Далее было вписано: <нрзб.> [170] Далее было: Именно — соловья! [171] Вместо: я храню. — было: у меня виситъ до сихъ ... ] Далее было: недающійся, [658] Далее было: въ карманы [659] Далее было: все [660] Далее было: И все не хотѣли темнѣть въ свѣтлой ночи мшистыя ели, слушали смѣшныя слова: [661] Вместо: не уходила и не давалась — было: не давалась и не уходила [662] Вместо: засыпавшія избы — было: засыпавшіе ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... въ фотографiю сымаютъ… Нигдѣ, говоритъ, такого нѣтъ, только у насъ… — повѣствовалъ монахъ.[86] — Кра-а…… На высокой ели важно сидѣла ворона и спокойно смотрѣла на гранитную глыбу. — Шш… — шш… — шш!.. пррроклятая!.. — крикнулъ монашекъ ... , выступившiе изъ водъ утесы, лѣса на нихъ, золотой крестъ заброшеннаго на высокую скалу скита. Возлѣ простенькой часовенки стоитъ деревянный крестъ одиноко подъ елью, знаменуя собой тотъ крестъ, который, по преданiю, апостолъ Андрей водрузилъ на горахъ Валаама. «Андрей Апостолъ, — есть преданье, &mdash ... или молитву монаха и неспѣшно повернетъ въ чащу, хрустя буреломомъ. Какъ-то задумчиво шелъ я лѣсной дорогой. Впереди темнѣла своими сѣрыми стѣнами часовня. Темныя ели положили на ея крышу свои широкiя вѣтви. На порогѣ сидитъ старичокъ въ полушубкѣ и чертитъ длинной клюкой по песку дороги. Мы разговорились. Онъ пришелъ изъ Воронежской губ ... ; Камни, поросшiе мохомъ, по сторонамъ дороги… — Вотъ онъ, «Конь—то камень» — сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго. На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница. На вершинѣ его часовенка ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... шумитъ гдѣ-то   // 5   близко. — Вотъ онъ, «Конь-камень»-то! — сказалъ провожавшій меня монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, какъ гигантскій хребетъ ушедшаго въ землю невѣдомаго животнаго. На двухсаженную высоту ведетъ лѣсенка. На вершинѣ часовня. Деревянныя стѣны ... … Будто бы по наукѣ ему надо.. Прикрыться хотѣлъ… И уѣхалъ ни съ чѣмъ. Бѣдный геологъ! …Крра-а Крра-а-а… Ворона! Да, она важно сидѣла на ели и глядѣла на гранитную глыбу. — Смотрите, ворона… — показалъ я монаху. — Аххъ… ты! Шшш! Шшш, проклятая! Это ... отъ часовни видно озеро, задернутое туманной сѣткой дождя, утесы, лѣса на нихъ, золотой крестъ заброшеннаго на скалы скита. У часовни сиротливый крестъ подъ елью, знаменующій собою тотъ крестъ, что когда-то, по преданію, Андрей Первозванный водрузилъ на горахъ Валаама. «Андрей апостолъ, — есть преданье,  ... роняютъ шишки. Выйдетъ изъ чащи олень, поглядитъ, подрагивая ноздрями, и уйдетъ.[39] Какъ-то задумчиво шелъ я лѣсной дорогой. Впереди темнѣла сѣрыми стѣнами часовня. Ели положили на нее широкія лапы. У порожка сидитъ старичокъ въ полушубкѣ и чертитъ клюкой по песочку. Разговорились. Онъ пришелъ поклониться угодникамъ издалека, изъ Воронежской губерніи ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... ]. На[1390] это и[1391] направлялъ всѣ мысли.[1392] Они опять поѣхали на[1393] Большо <?> и Сушк.[1394], увидавъ свѣтлыя окна оставш. съ высок. елями въ памяти[1395], и[1396] крикнулъ: — Назадъ! По городу![1397] —[1398] Куда жъ вамъ надо-то[1399]? — останавилъ[1400 ... улица…[1885] Такой нѣтъ?[1886] Присмотрѣлся къ Жукову, <нрзб.>[1887] но лица его не было видно.[1888] Выѣхали на Мироносицкую[1889]. Домъ съ высокими елями[1890] спалъ. Сушкинъ[1891] поглядѣлъ на крыльцо.[1892] Дудкина улица! Прощай. — Ничего, Жуковъ…[1893] пройдетъ, все пройдетъ[1894 ... ;       Сушк. вписано. [1395]          оставш. съ высок. елями въ памяти вписано. [1396]          Вместо: и — было: Сушкинъ [1397]   ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... своей кельи на виднѣвшееся вправо неспокойное озеро. — Были отшельники, схимники, жили въ   // л. 37   пещеркахъ на горѣ Змѣиной, подъ темными елями и густыми шапками красныхъ сосенъ, творили политвы, боролись съ браждебными представленiями плоти, получали видѣнiя свыше, озарялись свѣтомъ небеснымъ… Давно это было ... . Только её пр. Арс. всего отсюда выгналъ…[77] — Вотъ онъ, «Конь-то камень»… — сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну… На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго… Передъ нами лежалъ «Конь-камень» ... ; И воронъ нѣтъ!! — радостно подхватилъ монахъ. Но новое время явилось вдругъ въ образѣ несносной вороны и каркнуло надъ нашей головой. На высокой ели важно сидѣла ворона и спокойно смотрѣла на гранитную глыбу. — Шш… — шш… — шш… пррроклятая!! — злобно ...


Творческие рукописи | Чужой крови (НИОР РГБ 387.8.21.)

... »[684]: остался одинъ воротъ.[685] И онъ[686] радъ былъ[687], что[688] отошелъ покормить[689] утенковъ. И живъ, и новую шин<ель> выдали[690]. Да и всѣмъ везло. Не везло нѣмцамъ — подумалъ Чек<анъ>[691]. — На одной англичанки не подбили[692], и даже шес ... : не остался тогда почистить, [689] Вместо: покормить — было: кормить. Далее было: у своихъ [690] Вместо: И живъ, и новую шин<ель> выдали — было: Нѣтъ, везло [691] Вместо: Чек<анъ> — было: Сушкинъ [692] Вместо: На одной англичанки ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... голоса стали крѣп- // л. 46. нуть, и казалось, что поютъ хорошо и  стройно, какъ въ пустой церкви. Тихiя, грустныя, стояли  ели и слушали  въ полумракѣ. А когда пошелъ березнякъ, стало весело, зелено и прохладно. Въ кустахъ орѣшинъ  темнѣли мохнатые гроздочки, играли ...  — было: руку [307] Вместо запятой было многоточие. [308] на прощанье вписано. [309] и вписано. [310] Вместо: елками — было: елями [311] Вместо: ребятишки — было: истощенныя дѣти [312] Вместо: деревяннными — было: одеревянными [313] Вместо: стриженный &mdash ...


Творческие рукописи | Служители правды (НИОР РГБ 387.1.22.)

  Российская государственная библиотека Научно-исследовательский отдел рукописей Фонд № 387 И. С. Шмелев Картон № 1 Ед. хран. № 22 Шмелев Иван Сергеевич [«Служители правды»] повесть 1905 дек. 6 Черновой автограф 62 лл.     Гл. I Маленькій художникъ II — Въ Дальней Улицѣ III — Старый живописецъ IV — Ты будешь художникъ V — Рѣшительный шагъ VI — Первая работа VII — Памятный день VIII — Вѣтеръ мѣняется IX — У «пана судьи». X Мейеръ находитъ средство. XI Сидорчукъ XII Погромъ. XIII Ужасный день XIII Страшная ночь XIV[1] [2]У пристава въ участкѣ XV Въ арестантской больницѣ XVI Печальная новость XVII Отъѣздъ «пана судьи». XVIII Письмо изъ большого города. XIX «Святой старичокъ» XX Проводы Оси. XXI Въ дорогѣ XXII На улицахъ Москвы XXIII Веселый профессоръ XXIV Экзаменъ. «Суровый профессоръ». XXV Въ училищѣ. Вѣсти съ родины. У «земляка». XXVI На ученической выставкѣ XXVII Чорные дни проходятъ. XXVIII Странный покупатель. XXIX «Еврейскій погромъ» XXX Къ своимъ XXXI Призраки прошлаго. XXXII Въ невѣдомую даль. // л. 1   Слуги правды Носители правды Жрецы правды Слуга правды [3]Правда придетъ Правда идетъ А все таки правда придетъ Онъ понялъ все. Когда же придетъ правда? // л. 1 об.   Глава I Маленькій художникъ[4] Двѣнадцатилѣтній[5] чорный, какъ жукъ, маленькій[6] и худенькій Ося согнувшись[7] сидѣлъ подъ окномъ въ[8] мастерской и прилаживалъ[9] заплатку къ громадному рыжему сапогу.[10] Рядомъ сидѣлъ высокій, худой, съ[11] мутными глазами отецъ Оси[12] Кондратій и также[13] согнувшись[14] срѣзалъ край[15] только что подкинутой ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... великое… Да спадутъ тихо великія воды и тянутъ величаво и благостно. Эта дума у всѣхъ, должно быть. А вотъ и разсвѣтъ. Метель, метель. Был<ы>я стоятъ ели, и тайга бѣлая, задавленная снѣгомъ — холмы снѣга: засыпаны сосны, сахорныя лиственницы стоятъ новыя. Собачонка у сторожевой будки тонетъ по шею въ рыхломъ ...


Творческие рукописи | Мэри (НИОР РГБ 387.2.4.)

... Жуку послѣднее время… Когда хозяйка выливала помои онъ жадно[685] кидался и разочарованный отходилъ прочь. – [686]Опять карто<ф>ель[687]… Хоть бы косточку выкинули…[688] Теперь онъ былъ радъ куску хлѣба, но и это удовольстіе[689] повторялись все рѣже прѣжде ...


Творческие рукописи | Гражданин Уклейкин (НИОР РГБ 387.3.1.)

  НИОР РГБ 387.3.1   Шмелев, Иван Сергеевич «Гражданин Уклейкин» – повесть 1907 а) Раняя редакция, без конца 1907 янв. 14. Черновой автограф 4 лл (1 ч) б) Поздняя редакция. Черновой автограф 29 лл. в) Дополнения к поздней редакции, черновой автограф 2 лл. г) Черновые материалы, автограф 12 лл. Чернильные пятна на многих местах. ж.: «Русская мысль» 1908 кн. V-VI Рассказы т. I Спб. 1910 ст. 107-224         ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (ВАРИАНТ НАЧАЛА)     Янв. 14/1907 года. Гражданинъ. I. Еще до знакомства съ наборщикомъ Синицынымъ[1] Василiй Ивановичъ Уклейкинъ,[2] сапожникъ-одиночка былъ однимъ изъ «недовольныхъ»[3]. Недовольства всѣмъ окружающимъ, начиная съ[4] сырой квартирки, за которую приходилось платить живоглоту[5] домовладѣльцу 7 рублей и кончая околоточнымъ надзирателемъ[6], бравшимъ[7] сапоги за полцѣны, давно прочно сидѣло[8] въ немъ ярко[9] и прорывалось по праздникамъ въ трактирѣ.[10] Изрядно заложивши за галстухъ (надо понимать относительно, т. к. галстуховъ у Укл.[11] не было) Уклейкинъ возвращ. по мостовой[12] домой, останавливаясь на углахъ, <нрзб>[13] и разговаривалъ съ фонарями и[14] извозчиками.[15] Какiе мысли бродили въ это время въ его головѣ, трудно было понять: сапожникъ придирался ко всему, бранилъ всѣхъ,[16] грозилъ кулакомъ въ пространство и отрывисто выкрикивалъ ‑ Мошенники!... жулье!... Черти!.... Проходя мимо дома городскаго головы, онъ[17] дѣлалъ[18] передышку, принималъ[19] ехидную физiономiю и[20] восклицалъ ‑ А-аа!… городская голова!..[21] Ловко!.. въ три этажа загнулъ!.. чисто!.. Если въ это время на[22] лихачѣ проносился купеческій[23] сынокъ, Уклейкинъ[24] бросалъ вслѣдъ: ‑ Благодѣтели[25] гуляютъ!... отлично[26]!.. Лежавшій на пути участокъ[27], Уклейкинъ обходилъ стороной[28] присаживался на уголѣ на тумбочкѣ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.2.)

... докторомъ] [890]Вместо: сочное — было: [знакомое] сочное [891]Далее было: [своей бѣлизной] [892]Далее было: [Пахло прiятно смолистымъ ароматомъ ели.] [893]Вместо: /сочным<ъ> ударом<ъ>/ — было: [сочными ударами топоровъ] [894]Вписано: /доски/ [895]Вписано: /<5 нрзб>/ [896]Вписано: /, <7 нрзб> б<ыть> м<ожетъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"