И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 69

Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... становится. - Это прабабушка твоя Устинья все тутъ приказывала пристать, на Кремль глядѣла. Сколько годовъ, а «Кривая» все помнитъ! Поглядимъ и мы. Высота-то как, всю оттоль Москву видать. Я те на Пасхѣ свожу, дамъ все понятiе… всѣ соборы покажу, и Честное-древо, и Христовъ Гвоздь ... ту хитрость волшебную…» По разгорѣвшемуся лицу Горкина текутъ слезы. Онъ крестится и шепчетъ: - Ахъ, хорошо-то какъ, милые… чистота-то, духовная высота кокая! А тотъ тиранъ - хи-трость, говоритъ!..    Я смотрю на страшную картинку, гдѣ лежитъ съ крещенской свѣчой «на исходъ ... въ темныхъ деревьяхъ огонекъ, мигаетъ… шипучая ракета взвивается въ черное небо золотой веревкой, высоко-высоко.. остановилась, прищелкнула… - и потекли съ высоты на насъ золотымъ дождемъ потухающiя золотыя струи. Музыка загремела «Боже Царя храни». Вспыхнули новыя ракеты, заюлили… -  ... поздняя, захватила Егорьевъ День, и, наканунѣ его, во вторникъ, къ намъ прилетѣли ласточки. Къ намъ-то во дворъ не прилетѣли, негдѣ имъ прилѣпиться, нѣтъ у насъ высоты, а только слыхалъ Антипушка на зорькѣ верезгъ. Говорятъ, не обманетъ ласточка, знаетъ Егорьевъ День. И правда: пришелъ отъ обѣдни Горкинъ и говоритъ: у Казанской на колокольнѣ ... голова закружится!» - и велѣлъ собираться всѣмъ на «Воробьевку», воздухомъ подышать, чайку попить у Крынкина, - отъ него съ высоты всю Москву видать. - Угощу васъ клубникой паровой, «крынкинской», а оттуда и въ «Нескушный» заѣдемъ, давно не былъ. Покажу ... hellip; балаганы подъ-Дѣвичьимъ, леденыя горы въ Зоологическомъ, «Леденой Домъ» вашъ всюю-то Москву дивилъ! И вотъ, прославили намъ Москву, у Крынкина, съ высоты ей пропѣли славу… Да, вѣдь, что жъ это такое, а?.. «Кто Царь-Колоколъ подыметъ? кто Царь-Пушку первернетъ?!..» Ни-кто. Отецъ никогда ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Богомолье

... у меня подъ рукою былъ, годовъ пятнадцати, хорошiй такой. Его отецъ мнѣ препоручилъ, въ люди вывесть. А онъ, сказать тебѣ, высоты боялся. А какой плотникъ, кто высоты боится! Я его и прiучалъ: ходи смѣлѣй, не бось! Разъ понесъ онъ дощонку на втрой ярусокъ - и сталъ: “боюсь, говоритъ ... , упаду… глаза не глядятъ!” А я его, сталоть, постращалъ: “какой ты, дурачокъ, плотникъ будешь, такой высоты боишься? Полѣзай!” Онъ ступанулъ – да и упади съ подмостьевъ! Три аршинчика съ пядью всей и высоты-то было. Да  на кирпичи попалъ, ногу сломалъ. Да, главно дѣло, грудью объ кирпичи-то… кровью ... -отца Варнавы… Сталъ ему про свои грѣхи сказывать… и про тотъ мой грѣхъ, про Гришу-то… какъ понуждалъ его высоты-то не бояться. А онъ, свѣтленькiй, поглядѣлъ на меня, поулыбался такъ хорошо… и говоритъ, ласково такъ: - “ахъ, ты, голубь мой сизокрылый!..&rdquo ... ризу Преподобнаго, простую, синюю, безъ золотца, и на деревянную ложечку его за стеклышкомъ у мощей. Я спрашиваю – а гдѣ же келейка? Но никто не знаетъ. Лѣземъ на колокольню. Высота-а… - кружится голова. Кругомъ, куда не глянешь, только боры и видно. Говорятъ, что тамъ и теперь медвѣди; водятся и отшельники. Внизу люди ...


Художественные проиведения | Свет разума

... … Ахъ,  люблю я  сторону  эту вашу…  куда ни гляди – просторъ! «И Тебѣ  видети съ  высоты Востока»!..  А я  въ* вамъ,  по душевному дѣлу,  собственно…  подѣлиться  сомнѣнiями…  не для  стакана ...   вѣры!» – Значитъ,  передалось  нашимъ-то,  по-няли! Но сердце  мое  смутилось:  недостойно сiе  высоты вѣры  и Свѣта Разума!  О вѣрѣ  рвенiе,  и вдругъ  бутылка вина и табачишко! Вѣру  деньгами  укрѣпляемъ  ... ; Согласны?!.. – воскликнулъ радостный,  какъ дитя,  дьяконъ. – Ну,  превышенiе…  и тонкаго  духа нѣтъ…  высоты-то! Но…  что  прикажете  дѣлать…  на грошикахъ  живемъ…  послѣднююю  нашу  Св.  Чашу ...


Художественные проиведения | В усадьбе

... ,  прислонившись  горячимъ  лбомъ къ холодной головѣ Данте,  и думалъ:  «Ты чистый. Твоя Биатриче  возвела тебя на  высоты… а я вотъ… упалъ.  Можетъ быть, и ты падалъ? и все  это сказка,  которую ты придумалъ…  которой хотѣлъ ты&hellip ...


Художественные проиведения | Патока

ПАТОКА.   I.   Бѣлкинъ заканчивалъ служебную поѣздку.  Время было къ награднымъ, и предоставлялся  удобный случай еще разъ напомнить о себѣ. Третiй годъ все обѣщаютъ переводъ въ губернскiй  городъ, гдѣ всякихъ прибавочныхъ рублей на пятьсотъ больше, а не даютъ! Чортъ знаетъ! Надо же, наконецъ, создать мало-мальски приличное  положенiе и выбраться изъ глухой дыры!  Погода стояла отвратительная, оттепели и дожди изгрызли дороги, но Бѣлкинъ не смотрѣлъ  на погоду. Онъ пересѣкъ уѣздъ по всѣмъ направленiямъ,  побывалъ  на фабрикахъ, отыскалъ массу нарушенiй, составилъ по селамъ  съ дюжину протоколовъ, захватилъ  въ Разгуляйкѣ телятника безъ документа и, совершенно разбитый дорогами, ночевками, сухомяткой и тоской по дому, приближался  къ послѣднему намѣченному  пункту - къ затерянному  въ поляхъ паточному заводу.  Объ этомъ заводѣ имѣлся доносъ:  “…А особливо поимѣйте трахмальный заводъ, а то что жъ такое отношенiе, и намъ обидно. Проявитѣ служебное усмотрѣнiе”… Только стало брезжить, товаро-пассажирскiй поѣздъ  высадилъ Бѣлкина  на глухой станцiи. Во всемъ вокзалѣ только и была живая душа - заспанный сторожъ, который  тушилъ лампы. Стало извѣстно, что здѣсь и буфетишки-то нѣтъ, а не то  что лошадей, и что до завода верстъ семь. Итти пѣшкомъ, да еще съ  перегруженнымъ портфелемъ, было неудобно.  - Слава одна, что станцiя. Съ паткой вотъ ежели  подъѣдутъ… Ффу!..  Погасла  послѣдняя лампа, и теперь холодный голубой  разсвѣтъ глядѣлъ въ мутныя  стекла. Со стѣны отъ окна веселый  толстякъ протягивалъ  дымящуюся чашку. Но и здѣсь  увидалъ только пустоту.  Черезъ дорогу  глядѣлъ  на него ...


Художественные проиведения | Гунны

ГУННЫ   Стояли первые дни апреля, свѣтлые,  мягкiе  и тихiе-тихiк – до  грусти.  Въ  эту пору,  за отшумѣвшими  бурями, наступаетх  въ Крыму  весна,  задумчиво-бѣлая весна  расцвѣта, за неспокойной,  миндально-розовой: тихое голубое море  и голубое небо; тихая бѣлая земля.  Давно  начавшiе  пѣть дрозды  разливаются теперь  полной трелью,  цѣлые дни  поютъ; поютъ,  при лунѣ,  и ночью – въ  перламутрово-дымномъ  морѣ  мерцающаго  цвѣта яблонь.  Въ эту  весну  было до жути  тихо.  Пѣла-цвѣла она,  но люди ее не замѣчали.  Ползли и  давили слухи:  красные  заливаютъ Крымъ! бѣлые  отступили  къ Акъ-Манаю!..  По переставшимъ  пылить  дорогамъ  торопились  прохожiе,  пугали:   – Идутъ!..  сила несосвѣтимая!..  – Идутъ!..  На  коняхъ,  и такъ…  страшенная  сила   и х ъ…   – Да куда же   и м ъ   итить-то дальше?..  До самаго  дошли до моря,  все  покоряли,  пора бы ужъ  успокоиться!..  – Говорятъ  – пойдемъ  дальше,  на корабляхъ! Идутъ ходко.   – Встрѣлся  одинъ,  во всемъ  оружiи…  Говорю – я бѣдный  человѣкъ,  не обиайте.  Ну,  онъ говоритъ – я васъ  обижать не буду,  а идемъ  свѣтъ покорять,  и вы  радуйтесь  такому происшествiю! Данъ приказъ,  и теперь  сразу  отыграется! Покурить далъ.  Табакъ у него  первый сортъ,  солна сумка.  Говоритъ – теперь  намъ глаза  открыли! Антанта хотѣла  Россiю  втихомолъ покорить,  обманомъ!  Мы ей  помогали,  а у ней  планъ & ...


Художественные проиведения | Блаженные

БЛАЖЕННЫЕ    Я прощался съ  Россiей,  прежней. Многое въ ней  потоптали-разметали,  но прежняго  еще  осталось – въ  Россiи  деревенской.  Уже за станцiей – и недалеко  отъ Москвы – я  увидалъ  мужиковъ и  бабъ,  совсѣмъ-то   прежнихъ,  тѣхъ же лошадокъ-карликовъ, въ  телѣжкахъ и кузовкахъ,  тѣ же  деревушки съ пятнами новыхъ срубовъ,  укатанные  вертлявые  проселки въ  снятыхъ  уже хлѣбахъ,  возки съ сѣномъ,  и телятъ,  и горшки,  и рухлядь на базарѣ уѣзднаго городка. Даже  «милицейскiй» съ  замотанными  ногами  чѣмъ-то  напоминалх  былого  уѣзднаго  бутошника, – оборвался  да развинтился,  только. А когда  попался  мнѣ  на проселкѣ  торговаго  вида человѣкъ,  въ  клеенчатомъ картузѣ и мучнистаго вида пиджакѣ,  крѣпкой  посадкой похожiй  на овсяной  куль,  довольный  и краснорожiй,  поцикивавшiй  привольно на раскормленнаго  «до масла» вороного, я  поразился, – дочего же похоже на  прежнее!..  – Это  не  Обстарковъ ли,  лавочникъ? –  спросилъ  я  везшаго меня  мужика.  – Самый и есть  Обстарковъ,  Василiй  Алексѣичъ! –  радостно  сообщилъ  мужикъ,  оглядываясь  любовно. – Отъ  всего  ушелъ,  не сгорѣлъ. Какъ  ужъ  окорочали,  а онъ – на-вонъ! До времени  берегся,  а теперь  опять  четырехъ  лошадей  держитъ, съ   т ѣ м и   водится…  Очень  всѣ уважаютъ.  За что  уважаютъ-то?..  А…  духу  придаетъ! Какъ  разрѣшили  опять  торговать,  сразу  и ...


Художественные проиведения | Железный дед

ЖЕЛѢЗНЫЙ    ДѢДЪ    I    Передъ тѣмъ,  какъ  уѣхать изъ россiи, я  захотѣлъ  проститься съ родной природой,  и поѣхалъ  въ  имѣньицѣ  давнихъ  моихъ знакомыхъ,  недалеко отъ Москвы,  въ тихомъ  лѣсномъ уѣздѣ.  Оставались  еще тихiя  мѣстечки. Имѣньице это  было  какъ  бы «идейное»,  созданное  интеллигентомъ,  рѣшившимъ  «осѣсть на  землю»: повлiялъ  на него Толстой. И, какъ  ни странно,  этотъ  интеллигентъ  оказался  хозяиномъ. Онъ изучилъ  сыроваренiе,  развелъ  коровъ,  толкнулъ  мужиковъ на  клеверъ, – и потекло богатство. Вишенская сыроварня  поставляла  московскому  Бландову  чудесные  «верещаггинскiе» сыры,  а окрестные  мужики,  называвшiе  интеллигента – Сырной  Баринъ, – поняли,  наконецъ,  что такое  значитъ – «какъ  сыръ  въ маслѣ»: за десять  лѣтъ  прибавили  скотины  и  окрѣпли, а  Сырно  Баринъ  сталъ  уже  изучать проспекты паровыхъ маслобоекъ и грузовыхъ  автомобилей. Словомъ, «Вишенки»  процвѣтали.  Хозяинъ  писалъ  мнѣ какъ-то: «Пошлите его  къ чорту,  бумажный соцiализмъ!  Спасенiе – въ  личной  иницiативѣ. Это  неоспоримо!»          Но «бумажный  соцiализмъ»  накрылъ,  и Сырной  Баронъ,  съ капиталомъ «за сотню  тыщъ», когда-то  поклонникъ  Лаврова и  Михайловскаго,  неожиданно  превратился  въ  конторщика при совхозѣ «Побѣда»  и значился  за какимъ-то таинственнымъ  учрежденiемъ,  похожимъ на & ...


Художественные проиведения | На пеньках

НА ПЕНЬКАХЪ (Разсказъ  б ы в ш а г о  человѣка)    I.   Вынаходите, что я немножко  перемѣнился. Немножко! Увѣряю васъ, что я, въ самомъ  подлинномъ смыслѣ,  бывшiй, и могу  повторить  это на семи  языкахъ,  живыхъ и мертвыхъ, какiе я зналъ когда-то. Ни рисовки,  ни горечи, ни сожалѣнiя  даже. Да, я − б ы в ш i й. Это вовсе не означаетъ, что я уже никакой теперь. Напротивъ, я теперь  очень   к а к о й  и могъ бы прогуливаться подъ-ручку  съ Нитше, если  бы были мы въ  общемъ планѣ. Но я,  какъ бы это сказать… даже и въ  никакомъ планѣ! Я, простите,  немного непонятенъ,  но это потому только,  что я еще  не привыкъ къ  новому состоянiю своему,  во мнѣ еще  сталкиваются  обломки прежняго, и вамъ  неизвѣстна  метаморфоза. Но вы скоро  ее узнаете.  Я, прежнiй,  вытряхнулся изъ природной своей квартирки,  въ которой пребывалъ  почти шестьдесятъ лѣтъ,  съ самаго дня рожденiя, и теперь я совсѣмъ иной,  хоть и ношу  знакомую оболочку. Для  васъ я, какъ-будто,  тотъ же, съ тѣмъ же  довольно рѣдкимъ именемъ  Өеогностъ, −  Өеогностъ Александровичъ  Мельшаевъ… ну да, тотъ самый,  знакомый по обществу  изученiя  памятниковъ  культуры и тому подобное, по лекцiямъ въ Институтѣ Археологiи и Университетѣ и, какъ  вы сказали,  по моей,  донынѣ классической… − какъ бы я желалъ плюнуть! − книгѣ „Пролетъ Вѣковъ“, − я напишу, погодите, про… „Ледъ Вѣковъ“!  Но все это потому,  что продолжаю таскаться  въ прежней  своей ливреѣ.   Богъ мой! Съ какой, если бы знали вы, ненавистью и тоской,  съ какой усмѣшкой и  жалостью я  вдругъ  улавливаю  себя въ  зеркалахъ, − ...


Художественные проиведения | Христова всенощная

ХРИСТОВА ВСЕНОЩНАЯ    Я прочелъ въ  газетахъ: „Въ Общежитiи русскихъ  мальчиковъ (Шавиль, рю Мюльсо) квартетъ Н. Н. Кедрова будетъ пѣть  всенощную, 29 января, въ  субботу, 7 ч. вечера“.   Я люблю всенощную: она завершаетъ день и утишаетъ страсти. Придешь въ церковь,  станешь  въ полутемный  уголокъ, − и тихiя  пѣснопѣнiя, въ которыхъ и грусть, и примиренiе, и усталь  отъ дня сего,  начинаютъ баюкать душу.  И чувствуешь, что  за этой  неспокойной, мелкой  и подчасъ  горькой жизнью творится иная, свѣтлая, − Божья  жизнь.  „Господь  на небеси  уготова Престолъ Свой, И Царство Его всѣми  обладетъ!“[i]      И я поѣхалъ.  Былъ  черный-черный  осеннiй вечеръ, съ дождемъ;  осеннее здѣсь всю зиму. Поѣздъ шелъ  изъ Севра,  по высотѣ. Въ черныхъ долинахъ, въ рѣдкихъ  и смутныхъ огонькахъ невидныхъ поселенiй,  бѣжали  золотыя ниточки поѣздовъ и гасли. Я глядѣлъ  въ черное окошко. Какая  тьма! Гдѣ-то  тутъ, въ чернотѣ, Шавиль  и рю Мюльсо: тамъ  наши  подростки-мальчики получили  недавно  надзоръ  и кровъ, − бѣдная  юная Россiя.  Я глядѣлъ въ  глубокiя  черныя долины, на тихiе  огоньки въ  дождѣ. Чужое, темное… − и гдѣ-то  тутъ  будетъ всенощная,  и чудесный русскiй  квартетъ будетъ пѣть  русскимъ дѣтямъ. Онъ сейчасъ  ѣдетъ гдѣ-то,  подвигается въ чернотѣ къ Шавилю.  Я вспоминаю  этихъ скромныхъ  сердечныхъ русскихъ людей. Недавно  они пѣли  въ Лондонѣ, Берлинѣ, въ Мадридѣ, въ Женевѣ, въ Парижѣ, въ Брюсселѣ, − по всей  Европѣ. Поѣдутъ въ Америку, въ Австралiю. Пѣли королямъ и лордамъ, великимъ мiра сего, во дворцахъ и роскошныхъ залахъ, въ салонахъ миллiардеровъ, въ  соборахъ ...


Художественные проиведения | На скалах Валаама

... недвижимо стоитъ… Вы что на это скажете?  - 44 - Я, разумѣется, ничего на это сказать не могъ… Лѣсъ – рѣдкiй, деревья не поражаютъ своей древностью и высотой. – Тутъ при Елизаветѣ Петровнѣ пожаръ былъ, весь лѣсъ погорѣлъ… А вотъ до пожара, сказываютъ, былъ лѣсъ… Мы идемъ лѣсомъ. Вправо ... поляну… На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго. Передъ нами лежалъ „Конь-камень“. На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница. На вершинѣ его часовня. Грандiозная лѣстница. На вершинѣ его часовня. Грандiозная гранитная масса, памятникъ сѣдой древности, могучей силой заброшенный ... … Богомольцевъ и на колокольню, и въ скиты не допущали. Монахъ къ рѣшеткѣ у - 112 - кладбища подойти не могъ, на озеро поглядѣть. Я подивился и въ душѣ поблагодарилъ о. Гаврiила. Съ верхняго этажа колокольни, съ высоты 30 саженъ, я видѣлъ весь архипелагъ валаамскiй… Ладога обступила острова, Ладога врѣзалась въ нихъ голубыми проливами, точно совсѣмъ поглотить хочетъ этотъ чудный ... ; Хоть и въ лѣсахъ живемъ, а все у насъ по-хорошему приспособлено…   _________   - 161 –   ГЛАВА Х.   На высокой гранитной скалѣ, саженъ 30 высотой, стоитъ трехъэтажное бѣлое зданiе мастерскихъ и водопровода. Подходя къ этому мѣсту – центру дѣятельности валаамскихъ монаховъ-мастеровъ, я слышалъ внутреннюю работу… Мы идемъ ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... ; подвалы:  – Эй!..  отходи  подалѣ!.. И на  штыкѣ  солнышко играетъ. Далеко  съ высоты  видно! За городомъ – кладбище. Сiяетъ  на немъ  вся прозрачная, изъ стекла,  часовня. Какая ... ; десяти минутъ  часъ. Мысленными  линiями  по вершинамъ,  зная  максимальную высоту… А вотъ въ  туманъ  или вечернее  время… по звѣздамъ еще  не изловчился. Ахъ,  ... ;         Внизу  обобрано, – надо  забираться  выше. Съ высоты  миндаля  мнѣ видно, каък  черезъ  вытоптанный коровами  виноградникъ идетъ ... ;съ вами вѣтеръ  не повредитъ! не   м о ж е т ъ  повредить! Одинъ полюсъ,  хоть сѣверный, – «высоты духа»! Рафинадъ! Они только  тѣмъ и занимались,  что изъ  банкротства  за банкротство&hellip ...


Художественные проиведения | Няня из Москвы

... океянами укрылась. Семеро сутокъ плыли. Да погода пошла, такiя-то бури поднялись, свѣту не видать. Нашъ корабль былъ — глядѣть страшно, какая высота! Сколько лѣстницъ, окошечекъ, хуже другого города; одна лучше и не ходи, заблудишься. И все тамъ, ну что только тебѣ угодно: и музыка, и магазины торгуютъ, и на велосипедахъ ... все и вывернули. А это тамъ такъ требуется, антересу больше. Съ недѣлю я никуда не выходила, боялась очень. Подойду къ окошечку — и назадъ, голова кружится, съ высоты. И будто нашъ домъ завалится. А Катичка съ перваго дня зашмыжила, часу не усидитъ. Да, забыла я вамъ сказать. Только въ Америку прiѣхали, она ужъ и разстроилась. А вотъ ... меня… —«что съ тобой, няничка, похудѣла какъ?!» Да что со мной… жизнь такая, веселая. Опять мы въ домъ переѣхали, на высоту. И все не сплю, все думки мои — надо мнѣ въ Парижъ ѣхать. Не вытерпѣла, сказала: «сердись — не сердись, а отправь ты меня ...


Художественные проиведения | Старый Валаам

... въ спокойный заливъ. Деревянная пристанька, домикъ для рыбаковъ. Тишь и глушь. Говорятъ: а, «куда, укрылся, поглядѣли бы, скитъ Александра Свирскаго, вотъ гдѣ глушь-то! а высота… воистину съ Господомъ бесѣда». Глухая тишина залива, лѣсовъ и камня дѣйствуетъ на душу. Пѣвчіе умолкаютъ. Держатся еще въ памяти строки «валаамской ... , молитвы и труда.   Начинается настоящій дождь. Бѣжимъ въ гору, къ часовнѣ. О. Николай поетъ молебенъ. Богомольцы прячутся отъ дождя подъ лапами старыхъ елей. Съ высоты видно озеро, мутное за дождемъ, сумрачные лѣса, утесы, крестикъ заброшеннаго въ лѣса скита. Возлѣ часовни стоитъ деревянный крестъ, знаменуя тотъ, древный Крестъ ... ; Ну, какъ вамъ у насъ показалось? – спросилъ о. игуменъ. Я сказалъ – что сердце велѣло мнѣ. Онъ видимо былъ доволенъ. – Далеко намъ до высоты подвижнической… тщимся, сколь можемъ, въ мѣру духовной скудости нашей… – сказалъ онъ просто, благословляя насъ. – Всегда вамъ рады ...


Художественные проиведения | Пятна

... и по этому вопросу… еврейскій вопросъ будемъ разсуждать скоро… ну, я знаю резоны[240]. Этого жида я уважаю! //л. 8. [243] Случайно сказалъ я это. Видѣлъ я съ высоты, какъ на шоссе по срѣзу горы подымался старикъ. Маленькій какъ мушка. Едва царапался.[247]. Старый старый… Одинъ изъ ʺВласовъʺ. — Думаю ... ;то опять» зачеркнуто, вставлено «опять». [416] Кавычки зачеркнуты. [417] «недалеко» зачеркнуто. [418] «съ высоты» зачеркнуто, вставлено «сверху». [419] «Зачѣмъ здѣсь перекати–поле?» зачеркнуто. [420] «для ...


Художественные проиведения | Каменный век

... ; проклятая дорога.  А глаз  привычно  хватал  знакомое,  в долинах и  по высотам,  где потрескивали костры когда-то и шипели  куски баранины, − в бойком  вершинном  ветре.  ... ; Туманный берег…   − Куда девалось?!.  К горам поглядел  Безрукий…  Даль  высота  какая!..   − Не подняться…   Гора-Царица казала  золотой  гребень.  ...


Художественные проиведения | Солдаты

... ;параде завтра..! пальцем  закончил ротный. – Не извольте  тревожиться, ваше  высокоблагородие… строго  на высоте положения  должны оказать! Как водится  это у сверхсрочных, он привык  выражаться  изуставно. – Ноги ... к капитану Зальцу. – Задание? – пробежал немецкий  текст и поглядел на  кроки  задачи. Болото и тут, и тут?.. высота  занята  противником, четыре роты… единственная  дорога в тыл… упирается в болото…   ...


Художественные проиведения | Иностранец

... ; н е г о, или думает разыграть  получше,  только  залетела  в самую  высоту, на  льды!..  – На льды-ы?!.. – восхитилась  мадам  Пти Жако, а сам  Пти ... ; называл  Ароза,  Давос,  где   т а к и е  успешно лечатся на высоте в 1500 и  даже  1800  метров, –  как же не знать такого! Русский  твердил ...


Художественные проиведения | У мельницы

... водѣ повыше плотины. Вершины рябинъ точно серебромъ подернулись отъ всплывшаго за вёртеломъ мѣсяца… Скоро, скоро онъ и надъ кручей встанетъ и глянетъ съ высоты поднебесной въ темный омутъ.  Только что поднялись мы по трепещущей лѣсенкѣ на сѣнникъ, опустили окно и растянулись на сѣнѣ, готовясь заснуть, глухо застучали дрожки, фыркнула ...


Публицистика | Душа Родины

...   Церковь не оплодотворяла душу. А она,  молодая,  ждавшая Жениха своего, вся  в порывах  на высоту и в дали, искала, разметавшись,  ждала… И не дождавшись Града,  метнулась  к аду… И ринулась!..    ... ;показали иного бога − его  самого,  человечество, −б бога-призрак. Народ  сводили  с высот  духовных, вели  от Источника, к которому  он тянулся.  Над его  «суевериями» ...


Публицистика | Забыть преступно

...   их  увидишь! Боль и горе  жмутся  по щелям. Разве  услышишь  со снеговых высот,  на Шипке? из лесных  ущелий  Вышеграда?  с малярийных  местечек  Греции?  ... особенно  ценима  ласка,  братское  участие, отклик: помни, связь  не порвалась! найдем и на высотах  Шипки,  и в болотах!          Все мы  должны  ...


Публицистика | К родной молодежи (девушки)

... ;показавшая миру  великую бездну  падения,  покажет чудо великого  возрождения,  величайших высот духовных. Россия это может!  Это чудо будет наградой Вам.  Верьте − это будет.  Верьте ...


Публицистика | Лед треснул

...   и подлый  тупик,  в с е  потонуло в…  вы-годе!..  Дойти  до высот,  после стольких  чудесных  вех,  чтобы  найти…  последнюю ...


Публицистика | Удар в душу

... мир,  ч е л о в е к а,  показывает человеку − Божество.  С л о в о  − возносит  человека  на высоты,  ближе к Богу.  Литература  всякого народа − его правда,  его стремления и   ... ,  борющихся  силы: Бг  и Дьявол.  Тоже и в искусстве Слова:  добро и зло,  высоты и  преисподняя,  свет − тьма.  Истинное искусство − свет всегда.  Истинное искусство &minus ... ; Божие  искусство.  Оно возводит человека на высоты,  к совершенству,  живит и манит к идеалу.  Истинное  сикусство − вдохновенно, «божественный глагол» ... ;духа и естества,  дабы познать сокровенное и  потрясти,  и умудренных и  потрясенных, вывести  на высоты, к свету, на пути  Божьи.  Высокое, вдохновенное искусство  слова − уже пророчество.  И вот,   ...


Публицистика | Крушение кумиров

... ;и е,  хоть  и говорит он и о «половом чувстве». Но   к а к   говорит! Это же призыв на высоты,  это же исповедь  духа,  спасающегося  от тли!  Он не  замазывает   ... ; силой-кровью. Нужен  ей иной  руководитель − Дух Живой: Он поведет  от шаткого  острия на высоты.   Это нащупывал  Ницше. Искал  Ибсен. Чувствовал  остро  Достоевский. З н  ... страдание. В подвиге  творчества новой жизни − многое  она может. Ее душа − душа  глубины, и высоты, и  Света.  Светлые  и величавые образы  русских женщин дала наша  литература,  ...


Публицистика | Ты победил Галилеянин

... ; святая  искра. Трагическое  событие,  Кровь  Короля-Мученика − поставило Его на высоту,  как образ  недосягаемой  красоты  духовной,  да разумеют  и падшие.  ... ;  Поймут ли  такое   знамение?!     Не только Он  вознесен на  высоты недосягаемые; за  собой Он  поднял  свою Державу,  с миром  ее поставил  лицом ...


Публицистика | Болезнь ли?

... ;известна. Вы −  просто руководить хотите, вы − слишком  горды и самолюбивы,  непогрешимы. Мы знаем,  что вы не высоте культуры,  но мы  получили закалку  опытом  − и только своему опыту верить будем. И если  ...


Публицистика | Убийство

... ; мысли,  люди  глубокого, не разменного  чувства,  понимающие ответственность. Они −  на высотах  мысли  и духа,  они наделены  чудесной  способностью  обобщить  ...


Публицистика | Душа России

... ; − высокий и страшный пример национального  Искупления. Они кровью своею  ставят  Россию − на высоту,  делают бытие  Ее − высшей  целью  жизни: они  умирали  ...


Публицистика | Событие

... ; историков  мировой  нравственности,  для всех честных,  способных  видеть высоту человеческого  в мире, − может быть самая черная  страница  всей человеческой  истории ...


Публицистика | Жестокая утрата (Памяти Ю. И. Айхенвальда)

... ;он в его звучаньях,  в его  сверканьях,  в его  широте и глубине,  в его  высоте  небесной. И сам  − и сверкал, и пел.   Россия − сверкала  в мыслях. Россия ...


Публицистика | Душа Москвы

... ,  пасынкам беспризорной жизни, − дело высокой духовной ценности,  и его широта и сила показывают ярко,  на какой высоте  стояло душевное  российское просвещение. Корни его  глубоки: вспомните  трогательный образ  ...


Творческие рукописи | По приходу (НИОР РГБ 387.7.12.)

... [299], діакону слышно[300], какъ отзывалась[301] басовая струна въ открытомъ роялѣ[302]. Онъ забываетъ о горлѣ, видит<ъ> въ окно, какъ прокатили монахи въ высот<скихъ><?> саняхъ,[303] слышитъ[304] въ перерывѣ[305],[306] какъ ждутъ, что сейчасъ выйдетъ,[307] набирая черезъ носъ[308] глотаетъ[309 ... ;— было: слышно даже діакону [301] Вместо: отзывалась — было: отозвалась [302] Далее было: , гудитъ [303] Вместо: прокатили монахи въ высот<скихъ> саняхъ — было: на той сторонѣ улицы идетъ пьяный фабричный безъ картуза, тычется разки<ну>въ руки, смотритъ, [какъ глазомъ] какъ ...


Творческие рукописи | На скалах Валаама (НИОР РГБ 387.1.6.)

... , и все она недвижимо стоитъ… Вы что на это скажете? Я, разумѣется, ничего на это сказать не могъ… Лѣсъ рѣдкiй, деревья не[75] поражаютъ своей древностью и высотой. — Тутъ при Елизаветѣ Петровнѣ пожаръ былъ, весь лѣсъ погорѣлъ… А вотъ до пожара, сказываютъ, былъ лѣсъ… Мы идемъ лѣсомъ ... , точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго… Передъ нами лежалъ «Конь-камень». Аршинъ 12 длиной… На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница… На вершинѣ его часовня. Грандiозная гранитная масса, памятникъ сѣдой древности, могучей силой заброшенный на песочный островъ. Я глядѣлъ на[78] гранитную ... не смѣй. Богомольцевъ и на колокольню, и въ скиты не допущали. Монахъ къ рѣшоткѣ у кладбища подойти не могъ, на озеро поглядѣть. Я подивился и въ душѣ поблагодарилъ о. Гаврiила. Съ верхняго этажа колокольни, съ высоты 30 саженъ, я видѣлъ весь архипелагъ валаамскiй… Ладога обступила острова, Ладога врѣзалась въ нихъ голубыми проливами, точно совсѣмъ поглотить хочетъ этотъ ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.7.)

... въ широкiе просвѣты и вдругъ цѣлой стайкой пропадали за колокольней. — Выше полѣземте… — сказалъ о. Федулъ Мы влѣзли на самую высь Съ высоты 30 саженъ, я видѣлъ весь архипелагъ валаамскiй… Ладога обступила острова, Ладога врѣзалась въ нихъ голубыми проливами, точно совсѣмъ поглотить хочетъ этотъ ... ; Инженеръ-самоучка. — Великое смиреніе. — Разсказъ монаха. — Трудовое царство.   На высокой гранитной скалѣ, саженъ 30 высотой, стоитъ трехъэтажное бѣлое зданiе мастерскихъ и водопровода[222]. Подходя къ этому мѣсту — центру дѣятельности валаамскихъ монаховъ-мастеровъ, я слышалъ внутреннюю работу ... » — сказалъ монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго. На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница. На вершинѣ его часовенка. Грандiозная гранитная масса, памятникъ сѣдой древности, могучей силой заброшенный на песочный островъ. [73] Далее было ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.12.)

... ]. Во всемъ своемъ величіи являлся дѣдъ въ канунъ Крещенья. Это былъ единственный день зимой, когда Савелій находилъ необходимымъ подняться на гребень откоса за огородами, и съ высоты холма производилъ таинственныя наблюденія… Онъ слушалъ ухомъ землю, всматривался въ небо, замѣчалъ скорость вѣтра и сырость воздуха. На откосѣ онъ // л.12  ... ;даромъ человѣка купили». Въ концѣ Января въ Иваново[915] пріѣх.[916] инженеры, привезли[917] инструменты и стали ходить по полямъ. Ставили вехи, измѣряли высоту, чертили планы. Такъ какъ они давали хорошую плату, то // л. 50   <порядок страниц установлен в соответствии с последней, опубликованной редакцией>   Семенъ ... мелочную торговлю. Въ концѣ[973] января въ уѣздн.[974] городъ пріѣхали инженеры, привезли инструменты и[975] стали[976] ходить по полямъ, ставили вехи, измѣряли высоты, чертили планы. Заѣзжали они и въ Хворовку, пили чай въ Иван.[977] трактирѣ въ особой комнатѣ[978] и сообщили мужикамъ, что скоро де мимо нихъ дорогу ...


Творческие рукописи | Лик скрытый (НИОР РГБ 387.8.6.)

... ] да… —[1862] повторилъ Сушк.[1863] — [1864]Могу[1865] такой садъ раздѣлать…[1866] Сушкинъ[1867] оглянулся. Съ высоты за оврагомъ домъ хорошо видѣнъ[1868], но теперь онъ утонулъ въ темнотѣ[1869]. Но опять Сушкинъ[1870] усмотр.[1871] тихiй голубой[1872] свѣтъ, въ <нрзб ... тебя. А здѣсь, въ дали, явилось въ широкомъ масштабѣ, что тамъ было личнымъ. Конечно-же не для этихъ и сказаное Шеметовымъ теперь казалось очень значительнымъ и подымало на высоту страшное дѣло [1147]          Далее в рукописи ошибочно: пои [1148]    ...


Творческие рукописи | На островах Ладоги (НИОР РГБ 387.1.8.)

... ;— сказалъ провожавшій меня монахъ. Темныя ели обступили поляну. На ней гранитная масса, какъ гигантскій хребетъ ушедшаго въ землю невѣдомаго животнаго. На двухсаженную высоту ведетъ лѣсенка. На вершинѣ часовня. Деревянныя стѣны исчерчены іероглифами посѣтителей. Ликъ Матери съ Младенцемъ на рукахъ. Лампада мерцаетъ. Смотрю на гранитную глыбу, памятникъ сѣдой ... … Съ веселымъ верескомъ носятся[17] стрижи надъ куполами, пролетаютъ[18] въ широкіе просвѣты колокольни и вдругъ цѣлой стайкой падаютъ[19] внизъ. Поднялись на самую высь. Здѣсь, съ высоты тридцати саженъ, я видѣлъ весь архипелагъ валаамскій. Ладога обступила острова, врѣзалась голубыми проливами. Уснула подъ солнцемъ сойма[20] въ серединѣ пролива. Лѣса, лѣса ...


Творческие рукописи | Полочка (НИОР РГБ 387.4.7.)

... измѣнилось въ квартирѣ, — только ряды книгъ попрежнему чинно стояли, точно для нихъ не могло быть конца. Вдумчиво, какъ всегда, глядѣли съ высоты портреты писателей, отражая въ стеклахъ дымящіе огоньки свѣчей. Я взглянулъ на свои полки. Я унесу ихъ изъ этой осиротѣвшей квартиры, въ свой тихій уголокъ! Съ ними ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... и не найти — было: По отчаянности его не найтить такого [18] Далее было вписано: тамъ [19] Вместо: самый дерзкій — было: на высоту очень дерзкій [20] Вместо: Выше — было: Прямо, выше [21] Вместо: хочь и пьяный — было: да еще и пьяный [22]  ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.14.)

... дѣло и, въ это время Жоржъ стоялъ у себя въ комнатѣ, прислонившись горячимъ лбомъ къ бронзовой головѣ Данте и думалъ: ― А ты[489], чистый[490]. Беатриче возвела тебя на высоты, а… я упалъ… Можетъ быть и ты падалъ?[491] Можетъ быть[492] все это красивая[493] сказка…[494 ...


Творческие рукописи | В усадьбе (НИОР РГБ 387.7.15.)

... ] Степа стоялъ у себя въ комнатѣ, прислонившись горячимъ лбомъ къ холодной головѣ бронзоваго Данте и думалъ: … Чистый ты[305]… Беатриче возвела тебя на высоты твоя[306], а вотъ я[307]… упа[eee] Можетъ быть и ты падалъ… и все это сказка, которую ты выдумалъ… которой хотѣлъ ты&hellip ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.2.)

... было: И приходили по изрытымъ потоками дорогамъ полки съ трубами и знаменами, и мчались блестящiе кортежи, и ползутъ, и ползутъ по бѣлымъ дорогамъ и маленькiя козявки, [ъм,] и впередъ, и назадъ, а имъ съ высоты въ далеко видно — и все тоже, и съ одного мѣста подымается солнце, и снѣга падаютъ въ урочный день, и громы раскатываюся, и тучи обрушиваются потоками. Все ...


Творческие рукописи | Виноград (НИОР РГБ 387.7.5.)

... –капельный, точно брошенная на край синяго простора яичная скорлупка. И черной соринкой казалась оставшаяся покачиваться на волнахъ шхуна. Какъ все мелко, невидно съ высоты, плоско, пусто. На перевалѣ охватило вѣтромъ и холодомъ съ горъ, со снѣговъ, выпавшихъ за ночь и не сдутыхъ. Затрепало черную косыночку на Сашиной головѣ. Только держи картузъ. Смотрѣли ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

... –ны тутъ..! — сказалъ онъ и махнулъ палкой.  — Мѣсто очень превосходное[91]… — сказалъ Степанъ и посмотрѣлъ къ палкѣ. —[92] Высота очень…[93] Шли деревней, и Данила Степанычъ припоминалъ, чей же[94] дворъ, вглядывался  на старыя ветлы, въ завалившiяся сараюшки, съ[95] заплатами изъ ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... , ‑ и трубы какiя то, цѣпи и пестрыя <нрзб> и стали ходить по полямъ[283]. Это были желѣзно-дорожные инженеры. Они[284] ставили вехи, измѣряли высоты, чертили планы. Семенъ Рыжiй сейчасъ же ушелъ съ фабрики и пристроился къ нимъ таскать вехи. Въ первый же день прiѣзда странныхъ людей[285] пошли по округѣ[286 ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... <нрзб> бразн<нрзб>[34]Я видѣлъ готическiя окна, колонны знакомыхъ стилей,[35] стремящiяся въ высь острiя сквозныхъ башенъ[36].Я видѣлъ<10 нрзб>[37]путавшiяся и башенкахъ[38] и легко вбѣгающiя въ высоту. Весь рисунокъ оставлялъ впечатлѣнiе легкости и стремленiя въ высь, къ небу[39], куда указывали прорывающiеся <нрзб> Солнц<а> и выше[40] изъ срединнаго купола сквозные шпили. Здѣсь ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... вопросъ будемъ скоро разбирать на всякіе резоны. Но этого жида я, какъ сказать, уважаю. Есть, понятно, которые дрогали, какъ сказать, не возражаютъ, што... Видно съ высоты, какъ цапается по горкѣ согнутая фигурка. Я знаю: это – занесенный сюда съ далекаго сѣвера дряхлый сборщикъ на храмъ, одинъ изъ «Власовъ» ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"