И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 63

Художественные проиведения | Каменный век

... , а сказал покорно:  − Главное,  рука у меня одна…  − У волка  и той  нету, а воет  весело!    − Всё  ты  веселый, и шея, что у быка! От тебя  всё ... ; беззвучная пустота, –  тугая  глухота  камня. Ее и  звери  боятся – воют.  Не любят и дикие чабаны: зачуяв ее,  начинают травить собак.  – Жуть… – прошептал  Безрукий ... … дверью?  Сильней  бухало за  стенами, – встряхивало  коврами. Тополя не  шумели, – выли. Визжало  по казарме,  дребезжало..  – Буря…   Он понял,  что ветер   ... ;но уже шел к закату.  Хворост  трепало  ветром, черные  его рога  мотались, выли.  Черным  пятном  стоял  котелок  на камине,  сиял топор  ... …  Осеребрясь  краями,  тополя  ходили  над ней  столбами, выли.  Он кинулся головою  в ветер и зацарапался,  шаг за шагом,  по беспокойно  мерцающей дороге,   ... ;ткнуться.  На светлой от месяца дороге бились – метались тени. Стаями  мчало  листья; камни  свистели, выли; с балок  глушило ревом.  Взбитые  бурей чащи,  сбросив  свои   ... ;рухался  за плотину с ревом. Мчались  по снегу  камни  великого  огнища,  выли. Пригнувшись, несся  навстречу  дуб,  закинув  в вихре  исхлестанные  ветви ...


Художественные проиведения | Лето Господне (1933-1948)

... , На лавку попала, Съ лавки подъ лавку, Подъ лавкой Савка, Матрешѣ сладко! - Я бъ тебѣ негедала, да забыла, какъ собака по Гришкѣ выла! - Будетъ вамъ грызться, - говоритъ строго Горкинъ. - А вотъ, погадаю-ка я вамъ, съ тѣмъ и зашелъ. Поди-ка, Матрешь, въ каморку ко мнѣ ... это онъ развылся… воетъ-воетъ - все сердце извылъ! - Стало быть ужъ онъ чуетъ ч е г о… до Радуницы еще выть началъ… - говоритъ скорнякъ. - Къ бѣдѣ и завылъ, что вотъ Сергѣй Иванычу съ лошади упасть. Вотъ… къ болѣзни ... , какъ волю Божiю. И стало намъ страшно, что про «тяжкiй недугъ» сказалъ: будто вѣщаетъ намъ, во укрѣпленiе вѣры. И тутъ сталъ выть «Бушуй». Сказали мы страннику, онъ и говоритъ намъ: - Не убойтеся сего и не дивитеся: неисповѣдимо открываются пути даже и звѣрю неразумному, а сокрыто отъ ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | У старой церкви

... : –Опять коленкой толкнула! Гдѣ я тутъ пилки возьму? –Не толкала я тебя, съ чего липнешь? –Ли-пнешь! Знаю твое упрямство!... А во вьюшкахъ гудѣло и выло, и крутило за окнами метелью, и безпокоилась въ сѣнцахъ, въ двери царапалась трусливая Копейка. А ходики на ситѣнкѣ[w] такъ и гнали и гнали время, юркимъ маятникомъ подвывающимъ &ndash ... въ морозной звучной пустотѣ , и тягали носами, слушая вздохи двухъ батюшкиныхъ коровъ  тревожно<е> постукиванье о настилъ Чалки. И выли, пднявъ острые морды въ темное звѣздное играющее небо. Выли такъ нудно, что просыпался никоколай[xx], нащупывалъ проволочку и отбивалъ гулко неурочный, незнаемый часъ. И тогда волки пар<нрзб.> неслышными ... ;             // 17 л.     Чалки И выло, уставясь острыми пощелкивающими мордами въ черное, полно<е> звѣздъ небо. Выли долго, пока не просыпался Никоколай, нащупывалъ проволокуотъ[yyy] глаза. Такъ много было волковъ, что когда о Иванъ ... на сугробы, втягивали носами съ жилья острую морозную пустоту и чутко сторожили вздохи батюшкиной коровы и тревожное постукиванье о настилъ Чалки. И начинали выть, уставясь щелкающими мордами въ черное звѣздное небо. Выли пока не просыпался Никоколай, нащупывалъ проволоку и отбивалъ гулко неурочный незнаемый часъ. Тогда взметывались они неслышными тѣнями и пропадали. Такъ ... носами съ жильявъ въ острой морозной пустотѣ, чутко сторожили вздохи батюшкиной коровы и тревожное постукиванье о нстилъ[ffff] Чалки и начинали выть, уставясь щелкающими мордами въ черное, въ звѣздное небо. Выли, пока не просыпался Никоколай, нащупывалъ проволоку, пропущенную въ оконце, и отбивалъ гулко неурочный незнаемый часъ. Тогда взметывались они неслышными тѣнями ...


Художественные проиведения | Человек из ресторана

ЧЕЛОВѢКЪ ИЗЪ РЕСТОРАНА.  I.   …Я человѣкъ мирный и выдержанный при моемъ темпераментѣ, - тридцать восемь лѣтъ, можно такъ сказать, въ соку кипѣлъ, - но послѣ такихъ словъ  прямо какъ ожгло меня. Съ глазу-на-глазъ, я бы и пропустилъ отъ такого человѣка… Захотѣлъ отъ собаки кулебяки! А тутъ  при Колюшкѣ и такiя слова!..  - Не имѣете права елозить по чужой квартирѣ! Я вамъ довѣрялъ и комнату не запиралъ, а вы съ посторонними лицами шарите!..  Привыкли въ ресторанахъ по карманамъ гулять, такъ, думаете, допущу въ отношенiи моего очага!..   И пошелъ… И даже не пьяный. Чисто золото у него тамъ… А это онъ мстилъ намъ, что съ квартиры его просили, чтобы комнату очистилъ. Натерпѣлись отъ него всего. Въ участкѣ писаремъ служилъ, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просилъ, что намъ невозможно въ одной квартирѣ при такомъ гордомъ характерѣ и постоянно нетрезвомъ видѣ, и вывѣсилъ къ воротамъ записку. Такъ ему досадно стало, что я комнату его показалъ, и накинулся.  За человѣка не считаете, и то - и се!.. А мы, напротивъ, съ нимъ всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждалъ, что онъ можетъ быть очень зловредный при своей  службѣ. А у меня  съ Колюшкой тогла часто разговоръ былъ про мое занятiе. Какъ онъ выросъ и сталъ образованный, очень было не по немъ, что я при ресторанѣ. Вотъ Кривой-то, жтлецъ-то нашъ, -фамилiя ему Ежовъ, а это мы его промежду собой звали, - и ударилъ въ этотъ пунктъ. По карманамъ гуляю! Чуть не зашибъ я его за это слово, но онъ очень хитрый и моментально заперся на ключъ. Потомъ записку написалъ и переслалъ мнѣ черезъ Лушу, мою супругу. Что отъ огорченiя это онъ и неустройства, и предлагалъ набавить за комнату полтинникъ. Плюнулъ я на эти пустыя слова, когда онъ и раньше-то по полтинникамъ платилъ. Только бы очистить ...


Художественные проиведения | Богомолье

РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   Бѣлградъ священной памяти короля югославiи   АЛЕКСАНДРА   I   СВОЙ ТРУДЪ БЛАГОГОВѢЙНО ПОСВЯЩАЕТЪ АВТОРЪ       ПОСМЕРТНЫЙ ЗЕМНОЙ ПОКЛОНЪ ВЕЛИКОМУ И ДОБЛЕСТНОМУ РУССКАЯ БИБЛИОТЕКА     ИВ. ШМЕЛЕВЪ     БОГОМОЛЬЕ   О, вы, напоминающiе о Господѣ, - Не умолкайте!” Пр. Исаiи, гл. 62, ст. 6.   Бѣлградъ   Всѣ права сохрнены. Tous droits réservés. Alle Rechte vorbehalten. Copyright by the author. ЦАРСКIЙ ЗОЛОТОЙ   Петровки, самый разгаръ работъ, - и отецъ цѣлый день на стройкахъ. Прикащикъ Василь-Василичъ и не ночуетъ дома, а все въ артеляхъ. Горкинъ свое уже отслужилъ, - “на покоѣ”, - и его тревожатъ только въ особыхъ случаяхъ, когда требуется свой глазъ. Работы у насъ большiя, съ  какой-то “неустойкой”: не кончишь къ сроку – можно и прогорѣть. Спрашиваю у Горкина – “это что же такое – прогорѣть?” -   А вотъ, скинутъ послѣднюю рубаху, - вотъ те и прогорѣлъ! Какъ прогораютъ-то… очень просто. А съ народомъ совсѣмъ бѣда: къ покосу бѣгутъ домой, въ деревню, и самыя-то золотыя руки. Отецъ страшно озабоченъ, спѣшитъ-спѣшитъ, лѣтнiй его пиджакъ весь мокрый, пошли жары, “Кавказка” всѣ ноги отмотала по постройкамъ, съ утра до вечера не разсѣдлана. Слышишь – отецъ кричитъ: - Полуторное плати, только попридержи народъ! Вотъ бѣдовый народишка… рядились, черти, - обѣщались не уходить къ покосу, а у насъ неустойки тысячныя… Да не въ деньгахъ дѣло, а себя уронимъ. Вбей ты имъ, дуракамъ, въ башку… втрое, вѣдь, у меня получатъ, чѣмъ со своихъ покосовъ!.. - Вбивалъ-съ, всю глотку оборвалъ съ ими… - разводитъ безпомощно руками Василь-Василичъ, замѣтно похудѣвшiй, - ничего съ ними не ...


Художественные проиведения | Распад

РАСПАДЪ. I.   Изъ-за двойныхъ рамъ въ нашу комнатку доносится неясный гулъ со двора. Мы бросаемся къ окнамъ и видимъ знакомую картину: дядя Захаръ разсчитываетъ кирпичниковъ. Это цѣлое событiе въ нашей монотонной жизни. Если дядя Захаръ “разсчитываетъ”, значитъ - скоро пойдетъ снѣгъ, придетъ зима, и намъ купятъ маленькiя лопатки; косой дворникъ Гришка, - такъ зовутъ его всѣ на дворѣ, - будетъ ходить въ валенкахъ и носить въ комнаты осыпанныя снѣгомъ дрова, а липкая грязь на дворѣ пропадетъ подъ бѣлой, хрустящей пеленой. Этотъ “разсчетъ”, что производится сейчасъ въ маленькой конторѣ, гдѣ на высокомъ стулѣ сидитъ юркiй Александръ Ивановъ, дядинъ конторщикъ, -сулитъ намъ много интереснаго и помимо идущей зимы. На грязномъ дворѣ, на бочкахъ, доскахъ, колодцѣ и даже помойной ямѣ съ прыгающими по ней воронами, сидятъ кирпичники. Это особый мiръ, - люди, мало похожiе на окружающихъ насъ. Это, пожалуй, даже и не люди, а именно “кирпичники”, появляющiеся на нашемъ дворѣ дважды въ годъ: передъ зимой, на грязи, когда имъ даютъ “разсчетъ”, и на Пасхѣ, когда ихъ “записываютъ”  на заводъ. Кирпичники, какъ и погода на дворѣ, мѣняются. На Пасхѣ они, обыкновенно, озабоченно и молча толкутся и поминутно срываютъ рыжiе картузы, когда конторщикъ дробью скатывается съ галереи отъ дяди и, не отвѣчая на поклоны, несется съ большой книгой въ конторку. На Пасхѣ кирпичники терпѣливо съ ранняго утра до поздней ночи кланяются всѣмъ на нашемъ дворѣ: и дворнику Гршкѣ, который почему-то все время перебираетъ пятаки на ладони и метлой гоняетъ кирпичниковъ съ крыльца, и мыкающейся съ дворникомъ бабкѣ Василисѣ, и кучеру Архипу, въ плисовой безрукавкѣ, грызущему сѣмечки на крыльцѣ, и даже намъ. Да, это особый народъ, эти кирпичники! Они пришли “оттуда”, изъ того тридесятаго царства, котраго мы не знаемъ, а ...


Художественные проиведения | Солнце мертвых

... вымолила его,  выбила головой  у камня,  въ  ногахъ у  палачей   выла. – Теперь  можешь везти! – сказали.  И она,  счастливая,  на горной глухой дорогѣ,   ... ,  горлышко сниму только. Нѣтъ,  оставлю и горлышко: въ  осеннiй  вѣтеръ  будетъ гудѣть-выть Крестъ – само естество живое – въ опустѣвшей  Глубокой  Балкѣ. Будетъ стонать,  вопить. А вопросительный  ... – за краги. А потомъ опять  пили,  жрали баранину  и спали по кустамъ съ дѣвками. Пьяными глотками  выли  «тырцiоналъ»…  За кустами  граба  и дубняка  виднѣется  древянный ... ;громыхали  крышей, стучали  въ стѣны,  ломились въ  мою  мазанку,  свистали, выли… – Чатыръ-Дагъ ударилъ!  Вчера  кроткое  облачко  лежало на его  гребнѣ ...


Художественные проиведения | Гражданин Уклейкин

... ударилъ въ неѣ тѣмъ, что было въ рукѣ, и вертѣлъ, и сверлилъ.  И бѣлое крикнуло всѣми страшными голосами, и билось между нимъ и стѣной, и выло.  И еще крикнуло что-то звонкое, и еще.   И рзлетѣлось со звономъ разъ, и другой разъ разлетѣлось со звономъ. Черныя головы лѣзутъ въ свѣтлыя дыры ...


Художественные проиведения | Суровые дни

... ходилъ… чисто онъ на войну собрался. — разсказывалъ Максимъ изъ усадьбы. — Въ садъ тройка забѣгла, къ яблонямъ! Всею ночь, подъ Стрѣтенье выли, а потомъ кака исторія… Выхожу утречкомъ — хлопъ! Нагадили они у меня на снѣгу… Повытоптали каждый себѣ по логову и нагадили! Въ чемъ тутъ ... значительно морца[dddddd] совиный лобъ. — Прямо партіями ходилъ! Подъ Стрѣтень въ садъ ко мнѣ тройка его забѣгала, подъ яблони. Всю ночь выли, а потомъ какая исторія! Выхожу утречкомъ, гляжу, — навертѣли они мнѣ на снѣгу! Да вѣдь какъ каждый, шутъ, ямку себѣ пролежалъ и напакостилъ! а?! Стал ... совиные брови. — Прямо, партіями ходилъ! На Крещенье въ садъ ко мне тройка его забѣгла, подъ яблони. Слышу — всю–то ночь, окаянные, выли… а потомъ какая исторія! Выхожу утречкомъ, гляжу, — навертѣли они мнѣ на снѣгу… да вѣдь какъ! Каждый, шутъ, ямку себѣ пролежалъ ... совиныя брови. — Такъ партіями и ходилъ! На Крещенье въ садъ къ намъ тройка его забѣгла, подъ яблони. Всю ночь спать не давали, окаянные… выли. А потомъ какая исторія Утречкомъ выхожу, гляжу… — навертѣли они мнѣ на снѣгу! Да вѣдь какъ! Каждый, шутъ, ямку себѣ пролежалъ и &hellip ...


Художественные проиведения | Поездка

ПОѢЗДКА.   I.   Трофимъ подалъ лошадей  затемно, − чуть стало синѣть. Черезъ площадь, въ соборѣ,  благовѣстили  къ ранней,  по-ночному лаяли собаки,  горѣли  кой-гдѣ фонарики. Раза два звонилъ  Трофимъ  у крыльца податного, покашливалъ  и поскрипывалъ на промерзшихъ ступенькахъ, а за окнами  все ходили съ лампой. Встряхивались  въ лошадиной  дрожи  мерзлые бубенцы.  «Тепло живутъ, − думалъ Трофимъ,  заглядывая въ обледенѣлое  окошко и чувствуя,  какъ начинаетъ знобить. − Водку, никакъ, цѣдитъ».   Податной  наливалъ изъ бутыли  въ плетеную  баклагу. Податниха  стала  протаивать свѣчкой  у градусника, защурилась, сладко зѣвнула и покачала головой. Податной  махнулъ  что-то рукой, − должно быть, на морозъ.  «Не выспалась все, сердешная» − подумалъ Трофимъ, глядя на  рыхлую, бѣлую  шею податнихи. Позѣвалъ  и самъ. Поглядѣлъ на небо − яснѣеть, заголубѣло по снѣгу. Потянуло  съ площади знойкимъ, разсвѣтнымъ вѣтромъ. Заяснѣлъ  соборъ, вороха  подобравшихся  за ночь  возковъ. Стали  видны на мѣдной дощечкѣ черныя,  въ инеѣ, буквы: «Податной инспекторъ».   Наконецъ,  загромыхали боты,  вышибло ногой  крѣпко вмерзшую дверь,  вышелъ въ ушастой  енотовй шубѣ податной съ чемоданомъ, крякнулъ  на морозъ, шагнулъ  съ крыльца въ широкiя пошевни и грузно  повалился  на сѣно.  − Заправляй.  Трофимъ  подвалилъ сѣна, подбилъ подъ  бока и затянулъ  пледомъ.  − За тридцать, братъ… Настюша, простудишься!  Податниха топотала на крылечкѣ, кутаясь  въ лисью  шубу, и просила беречься,  не допускать  излишествъ, не задерживаться и не забыть купить ей  еще краснаго  ...


Художественные проиведения | За семью печатями

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ   I   Съ какого конца не въѣзжай въ Большiе  Кресты, увидишь въ серединѣ  села ярко-зеленую крышу,  а надъ  ней плакучую развѣсистую березу. Это глядитъ  съ бугорка  на мѣняющiйся свѣтъ Божiй  казенная  винная лавка − № 33. Каждый мужикъ,  подъѣзжая,  непремѣнно  помянетъ  столярову поговорку:   − Три да три: выпилъ − карманъ потри.  Столяръ  Митрiй,  покривившаяся изба котораго  какъ напротивъ лавки,  бывало,  плакался  на судьбу  за такое  сосѣдство: − Никуда отъ ее  не дѣнешься, − плачешь, а идешь. Да-а,  какъ  глаза ни три,  а все − въ три  да въ три! Самъ  и полки ей  отлакировалъ, а черезъ  ее одна  непрiятность.  Теперь она  запечатана, и крѣпко  набитыя  тропки  къ ней  по зеленому бугорку  уже  повеселѣли послѣ  августовскихъ дождей  мелкой осенней травкой.  Но зеленая,  съ чернью и золотцемъ, вывѣска  еще не снята и наводитъ на размышленiя. Еще не  отъѣхала  къ брату-бухгалтеру, въ Тулу,  и сидѣлица  Капитолина Петровна,  дворянка и  хорошаго воспитанiя, хотя  уже  продала батюшкѣ поросенка. Но корову  еще придерживаетъ. Вотъ когда и корову  продастъ,  да придетъ отъ  бухгалтера  ей настоящее  разрѣшенiе,  чтобы выѣзжала,  тогда все разрѣшится. А теперь…  кто что  знать можетъ? Виситъ  и виситъ вывѣска. И все еще  прiостанавливаются  по старой привычкѣ  подъ бугоркомъ телѣги,  и лошаденки  собираются подремать,  но сейчасъ  же трогаются подъ ругань  къ бойко заторговавшей  чайной.    Печатали лавку урядникъ  со старостой и понятые. Староста, Фотогенъ Иванычъ, самъ, бывало,  помогавшiй ...


Художественные проиведения | Это было

... ;шевельнулось,  укусило меня  сомнѣнiе.  Я не ошибся тогда. Я же  видѣлъ, какъ  она  выла и извивалась  подъ петлей, какъ болтался  ея шелковый  хвостъ  акулiй, хвостъ аъ  клочьяхъ ... ;говорилъ себѣ: надо!  Надо кончить! Я  не думалъ о нѣмцахъ: ихъ не было. Въ ушахъ  звенѣли  и выли голоса преисподней. Да,  надо, надо! Но какъ?! Я утратилъ  способность  соображать. Являлась  дерзкая   ...


Художественные проиведения | Веселый ветер

... ; дни Данила Степанычъ  нехорошо: отпыхивалъ. Были и еще знаки, и таила про себя Арина, что  и сама  скоро умретъ.  Не выла Арина, не причитала, − чего причитать! Приняла  великую потерю  молча, плакала  тихими  старушечьими слезами, послѣдними, мелкими, какъ ...


Художественные проиведения | На морском берегу

БИБЛИОТЕКА   ДЛЯ   ЮНОШЕСТВА Книга                                                                  1   Ив.  Шмелевъ.   На морсокмъ берегу   Бѣлградъ 1930   Печатается въ количествѣ  1 000 экземпляровъ.  Droits  de reproduction  et  de traduction  reserves  pour  tous  pays.        “РУССКАЯ ТИПОГРАФIЯ” – Бѣлградъ,  Битольская, 25.   I.    Жоржикъ…  Изъ  длиннаго ряда  ушедшихъ дней  встаетъ предо мной  хрупкая фигурка. Ясные  глаза  вдумчиво глядятъ  на меня съ  блѣднаго  личика,  и  тонкiй  голосокъ  спрашиваетъ  наивно-важно:  – Какъ вы на это смотрите?  Гдѣ  теперь онъ?  Когда мнѣ становится  особенно  грустно,  иду я туда,  гдѣ могу встрѣтить  дѣтей. Иду на бульваръ,  присаживаюсь на  скамью  и смотрю. Шумно и  весело играютъ  маленькiе люди,  и невѣдомая имъ жизнь, кажется,  сама съ улыбкой  приглыдывается  къ нимъ. Смотрю  на оживленныя  лица,  слушаю  звонкiе голоски.  И хочется  подойти  къ  задумчивому  мальчугану  лѣтъ семи,  съ ...


Художественные проиведения | Карусель

ИВ. ШМЕЛЕВЪ   ТОМЪ ШЕСТОЙ   КАРУСЕЛЬ   РАЗСКАЗЫ     КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО ПИСАТЕЛЕЙ ВЪ МОСКВѣ.   КАРУСЕЛЬ.   I.   Часъ раннiй, − шести нѣтъ, − а чашкинскiй лавочникъ Иванъ Акимычъ уже крестится на  синiе купола Троицы,  черезъ дорогу. Вi небѣ, за церковью,  золотое сiянье: тамъ солнце. Церковныя березы,  осыпанныя гнѣздами,  тронуты золотцемъ,  за ними сквозитъ бурая крыша мухинской усадьбы.  Иванъ Акимычъ  молится  и на Всевидящее Око въ  широкомъ золотомъ треугольникѣ  надъ входомъ,  приглядывается и къ мухинской крышѣ и затаенно думаетъ − пошли, Господи! Вѣритъ, что  все будетъ ладно, − и бойкая торговля,  и мухинская усадьба не убѣжитъ: зарвалась по  заборной книжкѣ  и по второй закладной за три тысячи.  Ужъ коли пойдетъ − такъ пойдетъ. Надо было, чтобы  рѣка вскрылась до праздника,  дала ходъ  покупателю  изъ Пирогова и Божьихъ  Горокъ, − какiя  тамъ лавки! − послалъ жену  подъ четвергъ ко всенощной поставить  свѣчу Антипiю-Половоду, а на пятницу  въ ночь, за евангелiями,  и прошла рѣка,  и уже паромъ налаженъ. Теперь  такъ  и повалятъ. Вонъ ужъ  и погромыхиваетъ  по холодку.   Въ ночь прихватило. Въ колеяхъ, передъ лавкой,  точно молоко, пролито, − послѣднiя,  вешнiя  пленки, въ воздухѣ погожая свѣжесть, небо синѣй, на примосткахъ, у лавки,  дожидается солнышка  ранняя, охолодавшая муха.   Грохаютъ желѣзные засовы съ оконныхъ  затворовъ, изъ  раствора густо  шибаетъ харчевымъ духомъ − соленой рыбы, мяты и бакалеи; отъ окоренка съ красными  и лиловыми яйцами  праздничное сiянье; за стекломъ веселый  товаръ − мылà и пузыречки съ духами; на солониннымъ чаномъ  и головастой тушкой сомовины  съ ...


Художественные проиведения | История Любовная

... ; дворникъ дремалъ  на лавочкѣ. Я  прошелся по спящей  улицѣ. Прыскали  въ подворотни  кошки. Выла  у пастуха  собака, но кто-то  цыкнулъ – и стало тихо. Да такъ тихо, что дошло  изъ ...


Художественные проиведения | Как мы открывали Пушкина

Какъ  мы открывали Пушкина    Про солнце  можно писать  свободно,  воспѣвать  блистающiе  его восходы  и закаты, – какъ  оно  озаряетъ  вершины горъ,  зажигаетъ  огнями океаны.  И тихое,  и простое писать можно:  какъ  оно  пригрѣваетъ  поля  родныя,  заглядываетъ  и въ глушь, въ  оконце  лѣсной  избушки,  играетъ  на бѣдной  люлбкѣ, въ  глазахъ  несмышленаго ребенка.  Солнце – всегда  солнце.  И о Пушкинѣ  можно говорить  свободно. Онъ – „явленiе  чрезвычайное“. Онъ  – стихiя,  и для него  нѣтъ  мѣрокъ. И на  высотахъ, и въ  низинкахъ жизни  Пушкинъ  – всегда Пушкинъ.  И такъ,  попробую разсказать  простое и маленькое: какъ  мы открывали Пушкина. Мы…  Это  все  маленькiе  люди,  дѣтской  и обыденной  жизни,  обитающiе  на одномъ мѣстѣ. До событiя,  о которомъ я  поведу разсказъ,  всѣ  мы знали одного Пушкина – съ  нашего рынка мясника. Я и теперь  еще вспоминаю странное ощущенiе,  когда въ книжечкѣ Ступина  увидалъ я  красивый  корабликъ съ  парусами и  прочиталъ  по складамъ  стишки:  „Вѣтеръ  по морю гуляетъ „И корабликъ  подгоняетъ: „Онъ  бѣжитъ  себѣ въ  волнахъ, „На раздутыхъ парусахъ. Подъ нимъ я прочиталъ: „Пу-шкинъ“.  Это „П“, похожее  на наши ворота,  было  точно  такое же, какъ  и толстое  золотое „П“  на мясной лавкѣ, и всѣ буковки были  тѣ же:  я только что выучился  читать по  вывѣскамъ. И   т у т ъ  „Пушкинъ“!  Я не раздумывалъ,  тотъ& ...


Художественные проиведения | Как я стал писателем

Какъ я сталъ писателемъ    Вышло  это такъ просто и неторжественно,  что я и не замѣтилъ. Можно сказать,  вышло это  непредумышленно.  Теперь,  когда это  вышло  на самомъ  дѣлѣ, кажется  мнѣ порой,  что я не дѣлался писателемъ,  а  будто  всегда имъ  былъ,  толь ко – писателемъ  „безъ печати“.  Помнится, – нянька,  бывало,  говорила:  – И съ  чего ты такая болоболка?  Мелетъ-мелетъ нивѣсть чего… какъ только  языкъ у тебя не устанетъ,  балаболка!..  Живы во  мнѣ донынѣ картинки дѣтства, обрывки,  миги.  Вспомнится вдругъ  игрушка,  кубикъ  съ  ободранной  картинкой,  складная  азбучка,  съ  буквой,  похожей  на топорикъ  или жука,  солнечный лучъ на стѣнкѣ, дрожащiй  зайчикомъ…  Вѣтка  живой  березки,  выросшей  вдругъ  въ  кроваткѣ,  у  образка, – зеленой  такой,  чудесной.  Краска  на дудочкѣ изъ жести,  расписанной  ярко розами,  запахъ  и вкусъ  ея,  смѣшанный съ  вкусомъ  кровки  отъ расцарапанной  острымъ краемъ губки,  черные тараканы  на полу,  собравшiеся  залѣзть ко мнѣ,  запахъ  кастрюльки  съ кашкой…  Боженька  въ  уголкѣ,  съ  лампадкой,  лепетъ  непонимаемой молитвы,  въ  которой  свѣтится „дѣворадуйся“…  Обрывокъ  няниной  пѣсенки –   .    .    .    .    .    .    .    .    . Туру-ногу пишетъ, На золотомъ  блюдѣ, Селебреномъ стулѣ, Яво  жена  Марья Сына породила, Царя- ...


Художественные проиведения | Мой Марс

... съ собаками и слушаютъ. Протискиваемся съ помощникомъ капитана черезъ толпу, и я у клѣтокъ. Въ самой крайней – красавецъ сенъ-бернаръ упирается головой в низкiй потолокъ и издаетъ какое-то воющее рычанье. Рядомъ съ нимъ остроухiй дымчатый догъ въ налитыми кровью  глазами мечется по клѣткѣ, тыкаясь головой въ стѣнки ея, и скулитъ отрывистымъ тявканьемъ. И, наконецъ ... испуганно Вили. Къ этому надо добавить, что собаки, растревоженныя „Марсомъ“, нѣтъ-нѣтъ и повоютъ. – Отъ самой Либавы ѣхали – не выли, а вашъ всѣхъ взгамошилъ, – жаловался старичокъ. - 111 - Разсказываю ему, какъ было дѣло, и по глазамъ вижу, что не вѣритъ. Дѣвчушки снова бѣгаютъ по палубѣ ...


Публицистика | Кощунство

... ; у нас  во дворе  негодяй,  Ленькой звали, − у бабушки  жил-кормился.  Выла  от него старуха. Какие только гадости  не выкидывал. То,  вперед  похдебавши*, во щи ей давленного  клопа ...


Публицистика | Лед треснул

... ,  а няня и не думала уходить.  Старик тыкал  пальцем в эту  «живую кость» и мычал, и выл…  Потом стал тыкать  в рот стоявшему  возле него курчавому и такому же обгорелому,   ...


Творческие рукописи | Суровые дни (НИОР РГБ 387.7.19.)

... сказать собаки злющія, никогда ихъ десятскій не кормилъ, и днемъ въ погребу сараѣ держалъ, а ночью могутъ лошадь изорвать, а нето что кого тамъ. Лаять, выть подняли такое безобразіе, ну, а не могли его взять. Ни лоскутка не оторвали.[154] Ну, ложись на лавку, угощать тебя нечѣмъ. Легъ на лавку, — только легъ ... ; чисто онъ на войну собрался, — разсказывалъ Максимъ изъ усадьбы. — Въ садъ тройка забѣгла, къ яблонямъ! Всею ночь, подъ Стрѣтенье выли, а потомъ кака исторія… Выхожу утречкомъ — хлопъ! Нагадили они у меня на снѣгу… Повытоптали каждый себѣ по логову и нагадили! Въ чемъ ... [378] усадьбы. — Партіями[379] ходи-илъ! <2 нрзб.>[380] Въ садъ ко мнѣ тройка его забѣгла, къ яблокамъ. Всю[381] ночь выли, а потомъ какая исторія! Выхожу[382] утречкомъ —смотрю[383] — Напакостили они мнѣ[384] на снѣгу! Да вѣдь какъ! Каждый[385 ... морща[413] совиный лобъ. — Прямо партіями ходилъ! Подъ Стрѣтень въ садъ ко мнѣ тройка его забѣгала, подъ яблони. Всю ночь выли, а потомъ какая исторія! Выхожу утречкомъ, гляжу, — навертѣли они мнѣ на снѣгу! Да вѣдь какъ каждый, шутъ, ямку себѣ пролежалъ и напакостилъ ... брови. — Прямо, партіями ходилъ! На Крещенье въ садъ ко мнѣ тройка его забѣгла, подъ яблони. Слышу — всю-то ночь, окаянные, выли… а потомъ какая исторія! Выхожу утречкомъ, гляжу, — навертѣли они мнѣ на снѣгу… да вѣдь какъ! Каждый, шутъ, ямку себѣ ... брови. — Такъ партіями и ходилъ! На Крещенье въ садъ къ намъ тройка его забѣгла, подъ яблони. Всю ночь спать не давали, окаянные… выли. А потомъ какая исторія Утречкомъ выхожу, гляжу… — навертѣли они мнѣ на снѣгу! Да вѣдь какъ! Каждый, шутъ, ямку себѣ пролежалъ ...


Творческие рукописи | Рваный барин (НИОР РГБ 387.5.3.)

... плечи... облитыя краснымъ соусомъ. Горничная отирала ихъ салфеткой размазывая въ попыхахъ еще больше. Хохотъ вдругъ стихъ и теперь только трубы изъ сѣней выли порывами. Отецъ подымалъ В<асилiя> С<ергѣича> взволнованный. — Голубчикъ... Да что съ тобой... Дура такъ сказала... а ты... И вдругъ писклявый голосъ лѣсника пронизалъ комнату ... . Онъ ждалъ когда подтащутъ брюхатую свинью, которая какъ–то странно осѣла брюхомъ къ землѣ, не слушая ударовъ сзади. Она уткнула пятакъ въ землю и выла хриплымъ просящимъ визгомъ, упершись передними ногами, и издали, въ пятнѣ фонаря, казалась похожей на толстое и короткое обструганное бревно. ...Да ну же! Скорѣй!... — хотѣлъ ...


Творческие рукописи | К солнцу (НИОР РГБ 387.1.21.)

... ;— было: — А [314] Далее было: въ [315] Далее было: ве [316] Далее было: тос [317] громко вписано. [318] Далее было: и выл [319] Далее была запятая. [320] Далее было: плакалъ отъ [321] Далее было: а. — Въ б. Онъ [322] Далее было: Журочка [323 ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.10.)

... : въ борта — было: съ бортовъ [253] Далее было: Чуть покачивало волной. [254] Вместо: вдругъ — было: въ этой томящей монотонностью и воющей тишинѣ? [255] Далее было: , тревожныхъ, [256] Далее было: замедлилъ ходъ. Но [257] Вместо: сразу стало — было: было замѣтно и [258 ...


Творческие рукописи | Волчий перекат (НИОР РГБ 387.7.11.)

... ? —[230] Какой-нибудь попадьѣ, — сказалъ баритонъ. — Будетъ попадья играть, а попъ будетъ танцовать… а волки выть… — Живешь въ городѣ[231], не задумываешься… Москва, Петербургъ, Одесса…[232] Культура,[233] жизнь… А вотъ[234] ѣдемъ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.7.)

Фонд № 387 Картон № 7 Ед. хран. № 7 Шмелев Иван Сергеевич Росстани (собственноручная надпись) Соседи (машинописное заглавие) рассказ 1913 а) Ранняя редакция                                                 1913 апр. 30 Машинопись с авторской правкой и пагинацией      30 лл. б) Первоначальные наброски плана сюжета Черновой автограф                                                            1 л.     «Слово» сб. 1 М.: Книгоизд-во писателей в Москве 1913 г. Рассказы т. V. Москва 1914 стр. 117–207. Общее количество листов 46 // карт. а) 30 лл.     Сосѣди.[1] I Десятаго iюля справили именины Данилы Степаныча, а заодно[2] и Ольги[3] Ивановны, невѣстки[4],но не въ Cокольникахъ, на собственной дачѣ, какъ послѣднiе годы, а[5] на родинѣ, въ Ключевой[6]. Совсѣмъ, было[7], забыли Лаврухины[8] свою Ключевую[9] съ той поры[10], какъ разбогатѣли и[11] повели широко[12]банное[13] и подрядное дѣло[14], а тутъ, съ годъ тому, запросился и запросился Данила Степанычъна родину. Сталъ прихварывать и киснуть, сталъ жаловаться, что скучно[15] зимой въ Москвѣ, а лѣтомъ,[16] въ Сокольникахъ шумно и парадно – то[17]музыка[18],[19]народъ[20] и[21] вода плохая, а отъ[22] плохой воды унего ноги пухнутъ и снанѣтъ и сердце заходитъ[23]. Возилъ[24] Николай Данилычъ отца къ[25]докторамъ, и тѣ ...


Творческие рукописи | Росстани (НИОР РГБ 387.7.8.)

...   нехорошо: отпыхивалъ. Были и еще знаки, и таила про себя Арина, что  и сама  скоро умретъ.  Не выла Арина, не причитала, − чего причитать! Приняла  великую потерю молча, плакала  тихими  старушечьими слезами ...


Творческие рукописи | В новую жизнь (НИОР РГБ 387.1.13.)

... ]Васька особенно интересовался природой.[557] ‑ А волки у васъ есть?.. ‑ Есть… у насъ этого добра много… Какъ зима подойдетъ, выть начнутъ…[558] А ты то[559] видалъ волковъ?.. ‑ Нѣ-ѣтъ… Я и лѣсу не видалъ… У насъ бульваръ есть[560] музыка играетъ… а вотъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"