И. С. Шмелёв. Конкордансы


Выберите букву, с которой начинается искомая словоформа:

І Љ Њ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ѣ Ѳ
Общее количество результатов: 34

Художественные проиведения | Глас в нощи

... ‑щур». И вот, этот самый Спирток и аз грешный, в один прекрасный день, или, вернее, ночь, испытали душевное сотрясение. Было это ровно четверть века тому назад, до войны. Оба сравнительно еще молодые, с видом на будущее. У Спиртока назревала умирающая тетка с домами в Саратове и большим имением на Волге. Я собирался жениться ... удалой..? чорт тебя побери… глаз я выколол, с твоей правкой!.. приехали к кулебяке, лопай!» Циник. Сползлись, сидим, ничего не видим. А Спирток сучком веку разорвал, в куст попал. Говорю – снежком примачивай. – «Да что снежком, теперь бы чинной или полынной…» И так ... » дошептал, а дальше – как отшибло. А из Овидия отлично помнил, мог «Фаэтон» прочесть. И тут мы затихли… и затихли бы на веки веков, если бы не… Конечно, замерзли бы: выяснилось после, ‑ под утро градусник упал до 23. Циклоном налетело. Это в степях бывает. Как спаслись? Вот тут ...


Художественные проиведения | Пути Небесные (1937-1948)

Ив. Шмелевъ   ПУТИ НЕБЕСНЫЕ   романъ     книгоиздательство “ВОЗРОЖДЕНiЕ” - “LA RENAISSANCE” 73, Avenue des Champs-Elysées, Paris-8 1937 Эту книгу - послѣднюю написанную мной при жизни незабвенной жены моей Ольги Александровны и при духовномъ участiи ея - съ благоговѣнiемъ отдаю ея светлой Памяти ИВ. ШМЕЛЕВЪ       22 декабря 1936 г. Boulogne-sur-Seine   1.     - ОТКРОВЕНIЕ.   Эту ч у д е с н у ю истрорiю – въ ней земное сливается съ небеснымъ – я слышалъ отъ самого Виктора Алексѣевича, ав заключительныя ея главы проходили почти на моихъ глазахъ. Викторъ Алексѣевичъ Вейденгаммеръ происходилъ изъ просвѣщенной семьи, въ которой прермѣшались вѣроисповѣданiя и крови: мать его была русская, дворянка; отецъ – изъ нѣмцевъ, давно обрусѣвшихъ и оправославивишихся. Фамилiя Вейденгаммеръ упоминается въ истроiи русской словесности: въ 30-40-хъ годахъ прошлаго вѣка въ Москвѣ былъ «благородный пансiонъ» Вейденгаммера, гдѣ подготовлялись къ университету дѣти именитыхъ семей, между прочимъ – И. С. Тургеневъ. Старикъ Вейденгаммеръ былъ педагогъ требовательный, но добрый; онъ напоминалъ, по разсказамъ Виктора Алексѣевича, Карла Ивановича, изъ «Дѣтства и Отрочества». Онъ любилъ вести со своими питомцами бесѣды по разнымъ вопросамъ жизни и науки, для чего имѣлась у него толстая тетрадь въ кожанномъ переплетѣ, прозванная остряками – «кожанная философiя»: бесѣды были расписаны въ ней по днямъ и мѣсяцамъ, - своего рода «нравственный календарь». Зимой, напримѣръ, бесѣдовали о благотворномъ влiянiи суроваго климата на волю и характеръ; великимъ постомъ – о душѣ, о старстяхъ, о пользѣ самоограниченiя; въ маѣ – о влiянiи кислорода на организмъ. Въ семьѣ хранилось воспоминанiе, какъ старикъ ...


Художественные проиведения | Каменный век

... ; сколько-то отложил,  собирался  собственный пансион наладить  и даже имя ему придумал − «Веселый Век» − и выйти,  как говорится, в люди.  За войну совсем окреп,  совершил уже  запродажную ... ; и камням  молились, − тогда,  действительно, было страшно.  Потому-то − «Каменный  Век» и называется. А теперь − какая культурная цивилизация! Человеческий  голос  за тысячи верст  слышен,   ... ;дуба и  ржавые  гвозди-крючья,  вбитые  невесть кем,  веками  привязывали коней,  веками  раскладывали костры, – и уходили,  оставив по себе  память – с подножья принесенный камень ...


Художественные проиведения | Солдаты

... себя. Все здесь  было ему понятно, нужно все сводилось  к определенной цели, – освящено. Творилось  из века в век. Оправдано  славным прошлым, бережет  настоящее, к будущему  ведет  бесстрастно. Бураев  неколебимо ... ;вошел в прихожую. Против  двери  висела  старая  гравюра – «Москва ХVI века». По стене  стояли  кованые сундуки. Висели  деревянные  резные  блюда. На полках ...   вприкуску?  «Вот,  целина-то-матушка…  словно  из XVII  века вышла!» – подумал  он. – «А  глазки,  как-будто, строгие».  Он любовался  ... начнется. И пойдет новая история, из отсева и остатков. Вот во что надо ударять России. Но только сие не с Питера пойдет, и не от суетных интеллигентов, а от смирных и верных установленномму от века гласу – «во Имя Мое»! Россия-то нужна, но надо, чтобы и дух в ней был, чтобы знала, зачем она. А то – так размотается ...


Художественные проиведения | Как я покорил немца

... : я не учил  уроков,  читал  запоем и писал  исторический роман из жизни  XVI века.  Роман начинался так:  «Зима  1567 г.  выдалась лютая,  какой не запомнят старожилы ... ;честный человек!  Молю, отец… молю  прощенья, Готов  молить  его  весь век!..  Я  уже не  мог заснуть, я видел:    Ятамар встречает  жалкого   ...


Художественные проиведения | Рождество в Москве

... господ поэтов! А Трохим‑то тот с Пушкиным родной крови. Крепко пахнет с низка, в Охотном. Там старенькая такая церковка, Пятницы‑Прасковеи, редкостная была игрушечка, века светилась розовым огоноьком лампадки из‑за решетчатого, чуть не с Ивана Грозного. И еее, тихую, отнесли на… амортизацию. // 182 Так там, узенькой‑узенькой проходец, и из самого ... этого проходца, аршина в два, — таким‑то копченым тянет, с коптильни Бараковых, и днем и ночью. Там, в полутемной лавке, длинной и низенькой, веками закопченой, для ценителей тонкой рыбки выбор неописуемый всякого рыбного копченья. Идешь мимо, думаешь об эдаком высоком и прекрасном, о звездах там, и что, к примеру ...


Художественные проиведения | Ясновидец

... . ‑ Помню, гулял я с родными по р. Сетуни, в старой березовой роще. Тогда я учился у училище Живописи, Ваяния и Зодчества, интересовался архитектурой XVII века. Не помню, о чем я тогда думал, на прогулке… об историческом, кажется, не думал. И вот, кто-то из компании говорит: «смотрите, какой странный камень… будто ... , что не знаю даже, где «боярин Матвеев», и какой «Матвеев»… знаю только, что был в XVII веке боярин Артамон Сергеевич Матвеев, образованнейший для своего времени. И только. Впрочем, никакого значения моему «открытию» не придали, и сам я скоро забыл ...


Художественные проиведения | Приятная прогулка

... поместье называется ― «Злая Сеча». ― Это ― историческое именование. Земля числится за нашим родом около пятисот лет. С конца шестнадцатого века она по писцовым книгам, значится уже «вотчиной», с добавлением ― «Злая Сеча». К сожалению, я не могу показать вам остаток сохранившегося ... . Его внук отбывает службу в Петербурге, в кавалергардах. И не смотря на великие выгоды, уже предлагаемые ему, у осени возвращается сюда. И так все. Что их влечет? Воспитанное веками чувство… родины..? Вася ― бывший мой вестовой, вынес меня из огня на Инкерманских высотах, // 339   в 55 году, и тут же был ...


Художественные проиведения | Высшая математика

... таблицу? По этой ло-гике младенцев можно душить, сапожищами гвоздяными да покрепче, чтобы хрустело?! Народы стирай, туди их, к дьяволу… с их скарбишком несчастным, с ребятами, с потрохами, с веками! Топчу – потому что пра-во имею! А право у меня… на чем?! Весь в железе ‑ вот мое право! аппетит имею  ...


Художественные проиведения | Блаженные

... идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф. 28:19-20) [iv]  Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15:36)  [v] Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти ...


Художественные проиведения | Христова всенощная. Ред.

... на ленте. И Никола – с вами. В дороге, всегда в дороге. Ведет. И – доведет. “Яко благ… “Яко в век ми-и-лость Его… Всенощная идет. “От Иоанна… Святого Евангелия...“ Чтение… И каждое слово – Свет. Не знамение ...


Художественные проиведения | Как я ходил к Толстому

...   начал писать романы.  Написал  почти полромана,  из русской жизни  XVI века,  про Ивана грозного,  но сестра отняла у меня  тетрадку,  и спрятала,  сказала &minus ...


Художественные проиведения | Ентрыга

... ; Глаза у него  были светлые,  какие-то пустые,  с холодноватой  синью,  в набухших веках.   − Вы чего же так  глотку дерете,  глу-пыи…  я-ж  ваш  ...


Художественные проиведения | Трапезундский коньяк

... слов понятно: «я, мол, жена твоя». Так вот именно и сказала ручка. И, верите, ни страха, ни... ну, ничего, как надо. Это у них от века, как дыханье, как бы служение. Так вот у пчел: чуть из ячейки выбралась, чуть обсохла, расправилась, — уж пчела, знает свое призвание. Грач ...


Художественные проиведения | Рубеж

... ;. Я не ухожу. Это же шутка, — и преграда, и пу- // 175   -стота, и «убить». Там — все мое, века мое, всегда мое. И оно, немое, меня зовет. — «Смотрите... идет... вон, из кустов...» — шепчет мне спутник ...


Художественные проиведения | Угодники Соловецкие

... ; Икона имеет свою историю: икона-мученица, икона-странница: а по вере одного лютеранина-швейцарца, уже покинувшего земной удел, икона-освободительница из уз тяжких. В 20-х годах века сего, некий швейцарский подданный, проживавший в Петрограде, был присужден к соловецкой каторге на 10 лет, как «паразит» советской страны ...


Художественные проиведения | Записки не писателя (1948-1949)

... важное: сам народ проявлял себя, как это было в Истории, в «смутное время», о чем я читал деду у Карамзина. Такое же я видел, четверть века спустя, в Москве, в 1905 году. Тогда шли толпы народас иконами и портретом Государя. Тогда тоже не было закона, и были зверства. Тогда не было ...


Публицистика | 800-летие Москвы

... . Русская Мысль  4. 9.  1947   800-ЛЕТИЕ МОСКВЫ  1147 −1947       Восемь веков исторического  бытия  Мо с к в ы.  В них − Р о с с и я.  Мимо этой грани пройти нельзя, & ... л ж н о   было  состояться.   Мы  тоже вспоминаем, − сосредоточенно  вглядываясь  в века,  черпая в них  урок и  укрепление.  Мы открываем  грозыне и чудесные  страницы ...   древнее нас, мы − молодой народ. В чем же чудо? Чудо − «Неопалимой  Купины». Восемь веков  стоять − и устоять! − на  «проходной дороге»,  открытой совсюду  веирам!..  ... ; Эти века «стояния» − сплошные бури: нашествия и пожары,  глад и  губительство,  огонь и меч.& ...   это  чудо-стояние.  После всего,  что творилось с Москвой в эти  восемь веков, − кажется, и следа не должно бы  уцелеть на открытом месте,  на этом  пересечении  ста ... них  обретает  сердце пищу − «Любовь  к отеческим гробам. «На них основано  от века «По воле  Бога самого  «Самостоянье человека, − «Залог  величия его.  « ... гнездиться, и роиться, и  накапливать  свои  богатства, − и нетленные, и исчезновенные, − с девято-десятого  века; − в этом  стародавнем  колодце русскости, в этом  великом  национальном  «городишке ...


Публицистика | Как нам быть

... ;Мы должны  отбросить  вопросы  ‘вечные’ и ‘проклятые’, над  чем больше века  трудилась  наша  радикальнейшая  интеллигенция,  требовавшая  ‘прямых  ... ;со всеми ее  классами,  не отщелушивая  все лучшее,  что  выделяла страна  веками  на  всяких  поприщах.  Только,  укрепив  ‘поле   ... чувства дивно близких нам − В них обретает сердце пищу − Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано  от века По воле Бога самого Самостоянье  человека, −  Залог величия  его.  Животворящая святыня!  Земля была ... ;ее  с а м и, да!  Мы встали  за нее  по  и н с т и н к т у,  сохранившемуся  в нас  от веков  связанности с нею  через предков,  через их  кровь-труды,  через   ... ;где-то, − и вот,  защемит  и захолонет  на сердце.  Они,  ведущая  век  интеллигенция,  любили  п р и з р а к,  а не  живое  тело, не живую  душу ... ; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что ...


Публицистика | К писателям мира

... ; как понимаем мы,  русские,  чудесное звание − писатель! − вознесенное  Величайшими  всех веков.  Есть у вас  Величайшее.  Или они  забыты, и вы  отказались  от наследства ...


Публицистика | Русское дело

... , ученых. Готовы ли?!  Ни государства,  ни хозяйства, −  никакой культуры: случайность существования, развал, XIV  век,  послетатарщина. Нужно остановить вымирание,  наметить  просеки всяческого  строительства, − и помнить,  ... ;перекати-поле носится,  могилы, ямы.. Какие   п а р т и и   нужны  XIV  веку! Их − полнокровная жизнь рождает. В России они проявили  себя случайно, дико и  поглотили  даже   ... , − им придется  на опыте  убедиться, как  народ,  отброшенный к  XIV  веку,  займется  первичной кладкой на пепелище, передав «государственное» немногим,  в е р н ы м, − возможно, что и с   ... ; жутко-просто:  страна  вымирает,  страна  отброшена  к ХIV  веку. Надо  ее подымать,  кормить,  одевать  и − показать  дорогу,  по которой ...


Публицистика | Мятый пар

... ; мытого пара», хоть  это и  отвечает  веку машинному,  веку  мельканий  и скоростей.  Страшен  наш век − борьба: мчащегося  железа и − тончайшей  материи духовной ...


Публицистика | Слово И. С. Шмелева «Ко дню Русского Инвалида»

... ;Дробя  стекло, кует булат.  Будем духовной  сталью!   Страшен наш веквек скоростей,  мельканий  и забвений, − век борьбы; борьбы  железа  и − тончайшей  материи духовной,   ...


Публицистика | Анри Барбюс и Российская Корона

... . Теперь он  вошел  в историю,  весь, с короной.  За  нею − века  славы,  века страданий  и подвигов.  За нею −  весь русский народ,  великое племя,  ...


Публицистика | К родной молодежи (Милые юные друзья)

... ;осквернителями  божеских и  человеческих  законов,  падает  и духовно умирает, а добытое  веками,  чудесное, − обращается  в пыль и грязь.    Вам выпадает на долю  заново строить,  ... ,  великана.  Народ  заживит царапины. Для  него,  ибо он смотрит в века  и время  считает  по-своему, по вечной  земле  своей,  для ...


Публицистика | Душа Москвы

... ;,  как с легкого слова  критика повелось  у нас называть  русского купца  ХIХ века −  излюбленного  героя  комедии  А. Н. Островского в России − в Москве особенно − жило  ... -с,  ширьтесь». И − чек.   Клиники воздвигались,  словно по волшебству, 80-90  годах минувшего  века и все продолжали разрастаться.  Жертвователи соревновали, «из-за  чести».  Большинство  клиник &minus ...


Публицистика | Верный идеал

... ; вселенскости идеала  нашего,  как вдохновенно  сказал  это Достоевский  пол века тому назад!    Великое наше счастье,  великая слава наша: есть  у нас  двое ... ; мой верный идеал…  Со «спутником странным» мы простимся без сожаления; но с идеалом,  завещанным нам  от века,  не расстанемся  ни-когда!  Этот верный идеал  Пушкина  мы храним.  И мы сохраним ...


Публицистика | Убийство

... ;не по силам, которое  она приняла  на себя,  их которого  вышла с честью,  оберегая века  культуру,  от которой  ей упадали крохи,  от которой ей  доставались, с случайным  даром ...


Публицистика | Драгоценный металл

... по приказу не бывает − «всем, всем, всем!» Культура  проникала постепенно, слепому  глазу незаметно.  Веками  творят  культуру,  а не брошюркой,  не «ударным фронтом», не «людьми  на просвещенье ...


Публицистика | Кощунство

... , бывает и  с народом. Вдруг  проявит такое  и так  динамитно-звучно,  что века протекут, а в истории  акт  остался − для  честных  людей  и благородных  ...


Публицистика | Русский колокол

... ; остро и метко  говорит  о демократизации  современности,  о приглушении героизма  «вождями века сего»,  которые  настойчиво  выкуривают  героизм из жизни и учат  доверчивые  ...


Публицистика | Лед треснул

... ; Державой,  властью и силой  правомерными! Да,  это он,  цивилизованный  мир,  мир ХХ века,  мир христианский,  он истреблял и истребляет! Он истребил и детей в  Трехречьи,  мир-Ирод  ХХ столетия ...


Публицистика | Пруст

... ;но ведь это только  верхний  слоек,  такой далекий  от… «нашего  века демократии».  Пруст дал  его заманчиво,  с увлечением,  смотря  как бы  ...


Творческие рукописи | Пятна (НИОР РГБ 387.8.13.)

... , такъ – какъ? Прочитаетъ капитальную какую книгу, да не одну. Исторію революціи, напримѣръ... Карно ли, или Мишье... или самого Шлоссера, «Исторія XVIII века»!.. – онъ подумалъ, поглядывая на рябину, гдѣ уже дрались мальчишки и сыпали на насъ ягоды. – Или еще капитальнѣй, да въ подлинникахъ... Мишле тамъ ...


Конкорданс создается в рамках проекта РФФИ 18-012-00381 "Раннее творчество И. С. Шмелева в рукописных источниках: исследование и публикация"